Конкурс «Знаем! Помним! Гордимся!» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс «Знаем! Помним! Гордимся!» - страница №1/1

Материалы на конкурс «Знаем! Помним! Гордимся!»


Разработка литературно-музыкальной композиции

«Дети войны»

Автор: Жердева Елена Александровна,

методист информационно-методического отдела

МАОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников

им.А.П.Гайдара» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»
Цель. Создание условий для формирования, у учащихся, чувства патриотизма.

Задачи:


  1. Раскрыть образ пионера-героя.

  2. Познакомить учащихся с жизнью пионеров героев и их подвигами во время Великой Отечественной войны.

  3. Сформировать готовность у учащихся к викторине.

Место проведения: актовый зал.

Оформление:

      • Зала: выставка книг о пионерах-героях;

      • Сцены: плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», костёр, портреты пионеров-героев, телевизор и видеомагнитофон для просмотра видеокассеты.

Категория участников: учащиеся 5-6-х классов

Продолжительность: 40 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Для детей:

    • Знающие имена пионеров-героев, которые защищали Родину во времена Великой Отечественной войны.

    • Обладающие «портфелем» знаний для ответов на вопросы викторины.

    • Умеющие анализировать свои поступки.

    • Имеющие представление об образе пионера 40-х годов, об их делах и кого называли пионером-героем.

  1. Для меня:

    • Заинтересованность детей.

    • Восстановить и закрепить связь пионеров наших лет с пионерами XX века.

    • Повышение уровня профессионального мастерства.

Голос за сценой. Память, память, за собою позови

В те далёкие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память… Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена.

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Память… Память… Память!



Ведущий


Ведущий

Наташа


Алина

Ведущий
Майя

Альбина

Таня

Наташа

Алина

Ведущий

Майя

Ведущий

Альбина

Таня

Ведущий
Ведущий

Марина

Катя К.


Катя

Эльза

Марина

Катя К.

Марина
Катя К.


Катя
Эльза

Катя К.

Ведущий

Ведущий

Альбина
Сергей
Альбина
Ваня П.
Альбина
Андрей
Альбина
Ваня С.
Альбина

Снежина

Ведущий

Все


Наташа

Алина

Ведущий

Майя

Ведущий

Альбина

Ведущий
Таня


Ведущий

Ведущий
Наташа


Ведущий

Алина

Майя


Наташа

Майя

Алина

Наташа
Алина
Майя


Майя

Таня
Ведущий

Ведущий

Оля

Рамина

Катя

Эльвина
Снежина

Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.

Минута молчания или звучит лирическая музыка

Год 1941. лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа…



Звучит фонограмма песни «Священная война»

(музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача)

На сцену выходят ученики

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюдце забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Война… Жесточе нет слова.

Война… Печальней нет слова.

Война… Святее нет слова.

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного слова

Ещё не может быть и нет.

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,
Была земля и жестокой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.


В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.


В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.


Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?


Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стройные мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев, тихо постучавшихся в окно



Звон колокола

Что может быть страшнее смерти ребёнка?

Дети на войне…

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.


Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.


Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орлёнок»

Звучит фонограмма песни «Орлёнок» (муз. В.Белого, сл. Я. Шведова)

О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.


Четвёртые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень.

Чётвертые сутки в одной рубашонке

Избитый, измученный русский мальчонка.


А там на свободе, где липа цветёт,

Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча разведчика ждёт

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темною один на один,

Так что же ты делаешь, Миша Куприн!


Четвертые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.


Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!» -

Решает разведчик израненный.


С врагами мальчишка один на один.

Куда же ведёшь ты их, Миша Куприн?


Ведёт сквозь орешник и ельник.

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой…

Ну, вот и пора!
Прощайте! Держитесь, ребята!

С врагами мальчишка один на один.

Так что же задумал ты, Миша Куприн?
А Миша стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

И рвутся сквозь частный кустарник.

Но что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.


В глазах у Миши лазоревый свет…

А было мальчишке четырнадцать лет.


Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал обезвредить мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.

Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте»

(музыка В. Баснера, слова М. Матусовского)
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Вспомним всех поимённо,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым!

На сцену выходят дети со свечами в руках.

Проводится перекличка.

Лёня Голиков.


Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

Марат Казей.


Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Валя Котик.


Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Володя Дубинин.


Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая сапёрам расчистить заминированные тропы.

Зина Портнова


Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?


Никогда! Никогда!

Удар колокола сменяется стуком метронома.

Луч прожектора освещает стену, где стоит стол, на столе свеча

Ведущий подходит к столу, где сидят девочки и зажигает свечу.

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.


Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»


Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.
Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка-ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.


Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выходит кровью сердце

На страницах дневника.


«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.»

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нём звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».



Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта.

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чём-то скажу, но они не услышат.

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут. Я всё понимаю…

Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.


Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.



Звучит фонограмма песни «Ах, война, что ты сделала…»

(музыка и слова Б. Окуджавы).

Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает группу ребят, сидящих возле костра.

Уходили мальчики – на плечах шинели.

Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики – где, не знали сами.


Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.


Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.



Звучит фонограмма песни «День Победы»

(музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.



По телевизору показывается кассета: возложение венков к Вечному огню в г.Стерлитамаке

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам…



Звучит фонограмма песни «Стоят обелиски»

Выходят дети с надписью «Памяти павших будьте достойны».

Заем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поёт вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрёт!
Поздравление приглашённых ветеранов. Звучит музыка.

Луч прожектора высвечивает выставку книг и фотографии военных лет. На сцену выходят пять учеников из младших классов
По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.


По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.


По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.


Я не знаю войны. Да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.



Звучит мирная музыка.
Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!


О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых.



Звучит фонограмма «Пусть всегда будет солнце». Все участники выходят на сцену и вместе с солистами исполняют эту песню. Всем детям сидящим в зале раздаются голуби – как символ мира

Список использованной литературы




  1. URL /http://www.molodguard.ru/heroes1.htm

  2. Сергей Карамаев. Пионеры-герои 

  3. URL http://uchitelu.net/media/1220