Конкурс работников образования Всероссийский Интернет-конкурс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 63.85kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 99.76kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.53kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 104.74kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 86.4kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 198.47kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 148.14kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 253.2kb.
Конкурс работников образования. Всероссийский интернет-конкурс 1 37.92kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 43.12kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 176.38kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 113.13kb.
Лиц, прошедших сертификацию персонала в Системе добровольной сертификации... 1 147.75kb.
- 4 1234.94kb.
Конкурс работников образования Всероссийский Интернет-конкурс - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский Интернет-конкурс

педагогического творчества

2013/2014 учебный год

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа № 1 города Ржева Тверской обл.

Россия 172389 Тверская область, город Ржев, ул. Большая Спасская, д. 9
Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников

Методическая работа по теме:

«История и развитие гитары»

Автор лекции – концерта:

преподаватель Воскресенская А.В.

Введение.

Лекция-концерт предназначена для широкого круга слушателей – школьников и студентов, любителей музыки, начинающих гитаристов. Слушатели узнают об истории возникновения гитары, об эволюции ее конструкции, строя, приемов игры, развитии гитарного искусства; услышат гитарную музыку разных периодов, разных народов, разных стилей и направлений.

В качестве иллюстраций учащиеся класса гитары исполнят произведения лютневой и гитарной музыки, аранжировки для гитары популярных в ХХ веке вокальных и инструментальных произведений: песни из альбомов группы Beatles, мелодии из кинофильмов, песни бардов.

История и развитие гитары.

Гитара – струнный щипковый инструмент, один из самых распространенных в мире. Применяется в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в различных музыкальных стилях (классика, блюз, джаз, кантри, рок-музыка и др.).

Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства – это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко II тысячелетию до н.э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: на Балканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в Греции – бузуки. В центральной Азии и на севере Индии появляется также двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении). У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная шейка, в которую ввинчены колки.

Решающий момент в истории развития инструмента – появление резонаторного корпуса, состоящего из трех частей: нижней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н.э. с возникновением инструмента юаня (в наши дни неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины.

Демонстрируется строение гитары.

В Древнем Египте широко используются различные виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей гитары. Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и приверженцев и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром. В большинстве европейских стран она по-прежнему часто звучит в концертных залах, фундаментально изучается в музыкальных учебных заведениях, где преподается класс лютни или старинной музыки, хорошо знакома как профессионалам, так и широкому кругу любителей-меломанов. Первоначально музыка на лютне исполнялась плектром (медиатор), но в течение 15 в. произошел переход к пальцевой технике. В это время основой репертуара становятся переложения многоголосной духовной музыки, появление которых вызвано ростом интереса к полифонии. К 17-18 в. лютня как сольный инструмент имеет две основные школы и стилистических направления – во Франции, Германии. Наибольшее количество музыки для лютни-соло было написано в форме сонат, сюит, включающих в себя основные европейские танцы: алеманду, куранту, сарабанду, менуэт, жигу и др. Зачастую лютню характеризуют не иначе как «мать гитары».

Звучат произведения, написанные для лютни:

Ф.де.Милано «Канцона"; старинная английская песня «Зеленые рукава» в исполнении учащейся 4 кл. Пятницкой Александры.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древне персидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный». По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения. Впервые название «гитара» появилось в европейской литературе в XIII веке.

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из Древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной), настроенными по квартам, как на лютне. В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. В XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современную форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. XIX век называют эпохой расцвета классической гитары. Такие гитаристы как Д. Агуадо, Ф.Сор, М.Каркасси, Ф.Карулли, М.Джулиани, Н. Паганини и др. раскрыли возможности гитары, как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Используя некоторые народные приемы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.

Исполняются произведения: М.Каркасси Этюд A-dur (Медвецкая Ольга 3 кл.); Н. Паганини Соната C – dur (Громов Марк 6 кл.); М.Джулиани Этюд e-moll. (Шилин Андрей 4 кл.)

Классическая гитара имеет ряд особенностей: это акустический инструмент, звук усиливается лишь деревянным корпусом гитары. Используются струны из синтетики. Наиболее распространенные породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево, для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует больших усилий при игре (например, для баррэ). Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать. У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных. В ХХ веке классическую гитару снабдили искусственными (нейлоновыми) струнами. Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка)- или контактные датчики. Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку и постановку рук. Для удобства под левую ногу ставится подставка, в последнее время также появляются так называемые «суппорты» - подставки, устанавливаемые на колено.

Громов Марк 6 кл. исполняет Венесуэльский вальс «Отъезд» Кватромано, М.Л.Анидо «Аргентинская мелодия»

Шилин Андрей 4 кл исполняет Вальс А. Иванова-Крамского, И.С. Бах Прелюдия d-moll

Акустическая гитара также акустический инструмент, но гитара с металлическими струнами. Родиной этой гитары являются Соединенные Штаты Америки, и возникновение ее связано с популярной в начале ХХ века музыкой кантри. Гитара имеет более узкий по сравнению с классической гитарой гриф, с немного закругленной поверхностью и гриф немного длиннее, а количество ладов больше (20-21). На таких гитарах играют с помощью медиатора, поэтому еще одна особенность внешнего вида таких гитар – защитная пластиковая накладка около розетки. Игра на таких гитарах имеет, как правило, аккомпанирующий характер. Существует такая разновидность гитары, как 12-струнная гитара. Струны на такой гитаре удваиваются для более насыщенного звучания. Значительно реже встречается 9-струнная гитара – инструмент с удвоенными первой, второй и третьей струнами. Пытаясь еще больше расширить чисто исполнительские возможности, музыканты и гитарные мастера работают и над новыми конструктивными решениями. Одной из таких разработок является отечественная гитара – ГРАН (разработчики Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский и расшифровывается как-Гитара Русская Акустическая Новая), объединяющая в себе 6 нейлоновых струн и 6 металлических, которые располагаются на разных уровнях. Гитарист имеет возможность извлекать звук, как на нейлоновых, так и на металлических струнах, создавая ощущение игры двух гитар. Эта гитара известна больше на Западе, чем в России. Владельцами этой гитары являются такие гитаристы как Пол Маккартни, Карлос Сантана и многие другие.

Гитара в джазе. После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной жизни европейцев с выходцами из Африки вылились рождение нового музыкального направления – джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находится в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях – блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация и др.) отразились на технике игры на гитаре. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит свое достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз.

Звучит спиричуэлс «Песня рабочего» переложение И. Пермякова исполняет Кизеев Данил 4 кл.

Блюзовая манера исполнения породила новые технические приемы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн.др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Блюзовое ритмическое мышление основано на разнообразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок музыки. Африканские танцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре. Естественное стремление музыкантов выйти за рамки привычных стилевых штампов, постепенно привело к появлению новых направлений и стилей джаза (Бибоп, хард боп, прогрессив, кул, босса нова и др. Все эти стили объединены под общим термином – современный джаз).

Исполняются произведения:

А.Виницкий «Босса нова» исполняет Медвецкая Ольга 3 кл.

И.Шрайбер Блюз (Кизеев Данил 4 кл.)

Д. Мендель «Тень твоей улыбки» (Громов Марк 6 кл.) Усложнение гармонии, ритма, поиск новых ладотонических отношений привели джазовую музыку к высшей стадии развития. Вполне естественно, что современный джаз, ставший профессиональным жанром, постепенно становится недоступен для восприятия основной массе рядовых, непосвященных слушателей. В середине ХХ века стали возникать ансамбли, которые играли музыку в простой форме старых блюзов, но используя современные (по тем временам) электронные инструменты. Именно эти «рок-н-ролльные» ансамбли стали основоположниками новой культуры – рок музыки.

Медвецкая Ольга исполняет обработки песен Дж. Леннона и П. Маккартни «Вчера»; «Девушка»; «Тебе моя любовь» из репертуара ансамбля «Beatles»



Электрогитара. В ХХ веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары – электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитным звукоснимателем и металлическим корпусом (т.н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.

И в заключении лекции гитара звучит, как аккомпанирующий инструмент:

О.Митяев «Как здорово» (Медвецкая Ольга 3 кл.)

Ю.Визбор «Милая моя»; А.Макаревич «Я хотел бы» (Громов Марк 6 кл.)

И. Корнелюк Песня из к/ф «Бандитский Петербург»(Пятницкая Александра 4 кл.)

В.Цой «Перемена»; «Восьмиклассница»; «Группа крови» (Кизеев Данил 4кл.)

При работе над лекцией был использован материал:

Э.Шарнассе «Шестиструнная гитара»



Сайты: http://guitarclassic.narod.ru/history; http://xreferat.ru/63/590-1-tron-rukoyu-struny-lyutni-html; gitar-studia.com>about_git.html