Концепции современного естествознания - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Концепции современного естествознания - страница №9/10


Лекция 25. Наука, ее структура, происхождение и роль в обществе
Существуют различные определения науки, охватывающие ее различные аспекты:

- как отрасль культуры;

- как способ познания мира;

- как социальный институт.

Наука – это особый, рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

К основным чертам науки относят: универсальность, общезначимость, систематичность, критичность, достоверность (проверяемость), рациональность, ценностная нейтральность, незавершенность (открытость).



Сущность научного знания заключается в том, что за отдельными, случайными фактами оно находит необходимое, общее, и на этой основе получает возможность объяснения и предсказания.

Естествознание – область научного знания, в которой изучаются природные явления на основе эмпирической проверки теорий и гипотез. Предметом естествознания являются факты и явления природы, воспринимаемые нашими органами чувств, прямо или косвенно.

Задачей ученого является, во-первых, установление надежных фактов, во-вторых, поиск их связи друг с другом и создание теорий, включающих в себя законы природы, в-третьих, указание на возможное практическое использование найденных законов.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки.

К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и др. Поле естественных наук является весьма разнородным, и различия между ними настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания» вообще. Идея неопозитивизма о том, что физика является тем образцом, на который должны ориентироваться все другие науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не может служить образцом даже для всех естественных наук. Ни биология, ни антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики не может привести к успеху, тем не менее определенное внутреннее единство естественных наук имеется: они стремятся описывать и объяснять исследуемые ими явления природы, а не оценивать их.

В число социальных наук входят экономическая наука, социология, политические науки, социальная психология и т. д. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем тяготеют к сравнительным оценкам и к сравнительным понятиям.

К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика, психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям, другие сочетают описание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки.

Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.

К формальным наукам относятся логика и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Приведенная классификация наук опирается на две оппозиции: «описание - оценка» и «сравнительные понятия – абсолютные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий. Такая классификация не является единственно возможной. Существуют иные основания деления наук.

Функции науки.



Объяснение – подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Например, чтобы объяснить, почему падают яблоки с яблони, следует подвести этот факт под закон всемирного тяготения. Дефицит товаров в торговой сети можно объяснить законом соответствия спроса и предложения и т. д.

Понимание – способ интерпретации или истолкования явления, события, факта. Наиболее часто понимание используют в гуманитарной, духовной сфере, где имеют дело, как правило, с уникальными, неповторимыми, единичными фактами и событиями, с трудом поддающимися унификации. Но понимание имеет место при определенных условиях и в естествознании, если невозможно использовать объяснение. Например, в ситуации научного кризиса, при переходе от одной научной теории к другой.

Предсказание (предвидение) – вывод высказываний о фактах из законов, теорий, когда сами эти факты еще остаются неизвестными и их предстоит открыть. Наука может достаточно точно предсказывать лунные и солнечные затмения, погоду, новые элементы в соответствии с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и т. д. Можно в известной мере предсказывать и социальные события (победу на выборах того или иного президента или социальную нестабильность, революционную ситуацию), но точность предсказаний таких событий будет мала.

Метод и методология научного познания.



Метод – совокупность приемов, операций практического и теоретического освоения действительности. Согласно Декарту, метод – «совокупность правил, строгое соблюдение которых способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Сам по себе метод еще не предопределяет успеха в познании, важно уметь его правильно применять в процессе познания.



Методология – учение о методах. Задача методологии – изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов.

Методы научного познания можно разделить на общенаучные (применяемые во всех науках) и частнонаучные (применимые лишь в ограниченных областях научного исследования).

Общенаучные методы можно разделить далее на эмпирические и теоретические методы.

Общенаучные методы эмпирического познания.



Наблюдение – чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленность, то есть наблюдение должно вестись для решения определенной поставленной задачи;

- планомерность, то есть наблюдение должно вестись по строгому плану, исходя из поставленной задачи;

- активность, то есть исследователь должен активно искать интересующие его факты, использовать технические средства наблюдения;

- подробное описание объекта наблюдения;

- исследование объекта в естественной для него обстановке (например, наблюдение положения планет и звезд на небе, наблюдение треков элементарных частиц в камере Вильсона, наблюдение за черными дырами во Вселенной и др.).



Эксперимент – активное, целенаправленное воздействие на изучаемый объект для выявления и изучения его сторон, свойств, связей.

Эксперимент позволяет изучать объект в его «очищенном» виде, то есть устраняет всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс познания. В ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, экстремальные условия с целью наиболее яркого проявления интересующих нас его сторон, свойств, отношений. Экспериментатор может вмешиваться и активно влиять на процесс эксперимента. Эксперимент должен быть воспроизводимым, в том числе - другими учеными.



Измерение – определение количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта путем сравнения их с общепринятым эталоном (килограмм, метр, джоуль и т. п.)

Общенаучные методы теоретического познания.



Абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-либо свойств, сторон изучаемого объекта с одновременным выделением его существенных свойств. В результате абстрагирования мы получаем абстракции: эфир, теплород, электропроводность, растворимость и т. д.

Разновидностью абстрагирования является идеализация.



Идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. Например, «точка» (тело, лишенное размеров), «абсолютно черное тело» (тело, поглощающее абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию), «идеальный газ» представляющий совокупность абсолютно упругих частиц, и т. п.

Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить важные свойства исследуемого объекта. Примерами таких экспериментов могут служить эксперименты Галилея, которые привели к открытию инерции и инерциального движения, мысленные эксперименты с идеальным газом Бойля-Мариотта и Гей-Люссака, приведшие к открытию зависимостей давления, объема и плотности в жидкостях и газах, и т. п.

Формализация – использование специальной символики (букв, знаков, математических обозначений), позволяющей отвлечься от изучения конкретных реальных объектов. Формализация позволяет не только записать имеющееся знание, но и развить его.

Для построения формализованной системы необходимо:

- задать алфавит, то есть определенный набор знаков;

- задать правила, по которым из исходных знаков (букв) могут быть получены слова или формулы;

- задать правила, по которым из одних формул можно переходить к другим (правила вывода).

Достоинство формализации состоит в обеспечении краткости, четкости записи научной информации.

Теорема Геделя.

Курт Гедель утверждал, что каждая формализованная система либо противоречива, либо содержит некоторую формулу (истинную), которую в данной системе нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Таким образом, полная формализация любой научной системы знаний невозможна.



Индукция – получение общего вывода на основании частных посылок.

Методы индукции (по Дж. С.Миллю):

- метод единственного сходства (один общий фактор, а все другие различны, следовательно, он и будет причиной данного явления);

- метод единственного различия (все факторы сходны, а один различается, следовательно, он и будет причиной данного явления);

- соединенный метод сходства и различия (комбинация двух вышеуказанных методов);

- метод сопутствующих изменений (если изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда следует вывод о причинной связи этих явлений);

- метод остатков (сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, следовательно, причина другой части явления – остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).

Родоначальником классического индуктивизма был выдающийся английский философ Ф.Бэкон (1561-1626). Он пытался придать индукции статус универсального научного метода.

Дедукция – получение частных выводов на основе общих положений, движение мышления от общего к частному.

Теория дедукции была создана в античности Аристотелем. Созданная им логика описывает основные формы дедуктивного вывода. В Новое время дедуктивный метод научного познания развивал Р.Декарт (1596 – 1650).

Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга. Взятые обособленно, они являются односторонними.

Анализ – разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их дальнейшего изучения. В качестве частей могут выступать вещественные элементы, свойства, признаки, отношения и т. п.

Анализ особенно широко используется в химии: выделение составных элементов в химической реакции.



Синтез – соединение составных частей, сторон, свойств, признаков изучаемого объекта, полученных в результате анализа. По существу, анализ и синтез – две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

Аналогия – метод познания, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных объектов. Установление сходства между объектами осуществляется в результате их сравнения.

Пусть имеется два объекта: А и В.

А присущи свойства : Р1, Р2, Р3 …Pn, Рn+1

В присущи свойства: Р1, Р2, Р3 …..Рn

Вывод по аналогии: В также обладает свойством Рn+1

Вывод по аналогии – это перенос информации с одного объекта на другой. Объект, на который переносится информация, называется оригиналом, объект, с которого переносится информация – моделью.

МОДЕЛИРОВАНИЕ:

- мысленное (планетарная модель атома Резерфорда);

- физическое (модели кораблей, самолетов, плотин, мостов и т. д.);

- символическое (графики, схемы, системы уравнений и т. д.);

- численное (ЭВМ).

ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ, ГИПОТЕЗЫ, НАУЧНОГО ФАКТА.



Теория – обобщенное описание сущности исследуемых явлений, формулирование общих законов, которые не только описывают, объясняют, но и предсказывают новые, еще не изученные факты.

Структура теории:

- совокупность зафиксированных эмпирических фактов и проведенных экспериментов;

- допущения, постулаты, аксиомы, общие законы;

- правила логического вывода;

- выведенные из теории следствия.



Гипотеза – общее предположение о непосредственно ненаблюдаемых явлениях, объектах, их связях или причинах.

Гипотеза не может быть непосредственно проверена на опыте. Проверяемы лишь следствия, выведенные из гипотезы. В результате такой проверки гипотеза может быть либо отвергнута, либо подтверждена. Подтвержденная гипотеза – это теория.



Научный факт – эмпирическое знание, достоверность которого доказана.

Научные факты:

- дают знание об объектах, описываемых теорией;

- образуют базу для эмпирических обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке законов;

- используются для верификации (подтверждения) или фальсификации (опровержения) научной теории.

Гипотетико-дедуктивный метод.

Обоснование гипотезы происходит путем сопоставления ее как с уже известными эмпирическими фактами, так и с теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. В последнем случае гипотеза выступает в качестве одной из посылок дедуктивного вывода (предсказания факта). Метод обоснования гипотезы при помощи вывода из нее эмпирически проверяемых следствий называется гипотетико-дедуктивным методом.


Лекция 26. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры. Вненаучные формы познания
Под терминами «естественнонаучная» и «гуманитарная» культуры понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, то есть в гуманитарных науках, с другой.

В природе действуют стихийные, независимые от человека процессы, в обществе же ничего не совершается без сознательных поступков, целей, интересов, мотиваций. На этом основании естественнонаучную культуру часто противопоставляют гуманитарной культуре.

Наиболее адекватно сложившуюся ситуацию описал Чарльз Перси Сноу (1905 – 1981) в работе «Две культуры и научная революция».

Духовный мир западной интеллигенции, полагает он, все явственнее раскалывается на две противоположные части. На одном полюсе художественная интеллигенция, на другом ученые (физики, как наиболее яркие представители этой группы). Их разделяет стена непонимания, антипатии и даже вражда. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка.

Среди художественной интеллигенции сложилось твердое мнение, что ученые не представляют себе реальной жизни и потому им свойственен поверхностный оптимизм (все проблемы личности и общества могут быть разрешены с развитием науки, техники, производства). Ученые же считают, что художественная интеллигенция лишена дара провидения и проявляет странное равнодушие к участи человечества, ей чуждо все, имеющее отношение к разуму и она пытается ограничить мышление только сегодняшними заботами. Они считают, что большинство гуманитариев придерживаются отсталых, устаревших воззрений, так как в гуманитарном знании (литературе, истории, философии и др.) изменения происходят гораздо медленнее, чем в естественных науках.

На одном полюсе – культура, созданная наукой. Те, кто к ней причастен, не нуждается в том, чтобы полностью понимать друг друга, что довольно часто и случается (так, биологи не имеют представления о том, что делают физики). Но всех их объединяет общее стремление к лучшему миру, ответственность за его будущее.

На другом полюсе – абсолютное непонимание мира науки, противопоставление ему мира традиционной культуры. Если ученые устремлены в будущее, чувствуют ответственность за него, то представители художественной интеллигенции как будто стремятся к тому, чтобы будущего вообще не существовало (описывая уникальный и неповторимый мир человека, ушедшую в прошлое цивилизацию, создавая философскую концепцию «абсолютной истины» и т. п.).

Поляризация культур – потеря для всех нас.

Ученые в своей массе, как показал опрос, не читают и не знают таких выдающихся писателей, как Ч.Диккенс. Они живут в своем постоянно развивающемся мире, который отличает множество теоретических положений, схем, моделей, более четких и хорошо обоснованных, чем теоретические идеи писателей. Искусство занимает в этом мире весьма скромное положение. Очень мало книг, и почти ничего из тех книг, которые составляют повседневную пищу гуманитариев: психологических, исторических, философских и т. п. Проблема, видимо, состоит в том, что литература, связанная с традиционной культурой, представляется ученым «не относящейся к делу». Разумеется, они ошибаются и обкрадывают себя.

А что другая сторона? Она тоже многое теряет. Она все еще традиционно думает, что традиционная культура, к которой она принадлежит, - это вся культура. Как будто современная научная модель мира по своей интеллектуальной глубине, сложности и гармоничности не является прекрасным и удивительным творением, созданным коллективными усилиями человеческого разума! А ведь большинство «гуманитариев» не имеет об этом творении ни малейшего представления. Мало кто из ее представителей может сформулировать, например, второй закон термодинамики – один из тех законов, которым подчиняется весь окружающий мир. Получается парадоксальная ситуация - величественное здание современной науки устремляется ввысь, но для большей части гуманитариев оно так же непостижимо, как и для их предков из неолита. Люди, принадлежащие к двум культурам, утратили способность общаться и понимать друг друга.

Почему же произошла поляризация науки и культуры? Видимо, по двум причинам.

Во-первых, из-за веры в ценность и необходимость специализации обучения.

Во-вторых, из-за желания создавать неизменные формы для всех проявлений социальной жизни.

Процесс разделения культур, согласно Сноу, начался 60 лет назад (на сегодняшний день - более 80 лет назад). Сегодня перебросить мостик между учеными и «гуманитариями» значительно сложнее, чем это было ранее.

Оригинальная точка зрения на соотношение научного и вненаучных форм знания была высказана известным австрийским философом науки Паулем Фейерабендом (1924-1994).

Интеллектуалы, главные защитники свободы и демократии являются ярыми рационалистами (для них рационализм совпадает с наукой). Свобода деятельности, по их мнению, обеспечивается теми, кто принял сторону науки. Ученые интеллектуалы, опираясь на свой авторитет в обществе, принимают позу искренних друзей культур неевропейских народов, утверждая, однако, при этом превосходство европейской культуры и науки, то есть рационализма. Таким образом, «демократические» принципы ученых несовместимы с беспрепятственным существованием и развитием ненаучных форм знания, таких, как магия, мистика, мифология, религия и др.

Ученые, по Фейерабенду, исходят всегда из трех фундаментальных положений:

- научный рационализм выше всех альтернативных духовных традиций;

- научный рационализм нельзя усовершенствовать с помощью соединения с альтернативными, «нетрадиционными» формами знания;

- благодаря своим преимуществам научный рационализм должен быть сделан основой общественной жизни и образования.

Из этого следует, что наука должна быть навязана каждому человеку, начиная со школы. Не лучше ли, однако, всем, и в том числе нетрадиционным формам знания, предоставить равные права и равный доступ к ключевым позициям общественной жизни, независимо от того, что о них думают ученые?

По убеждению Фейерабенда, невозможно обосновать превосходство науки, ссылаясь на ее результаты. Безусловно, наука внесла огромный вклад в наше понимание мира, и это понимание в свою очередь привело к еще более значительным практическим достижениям. Однако, побежденные наукой в борьбе соперницы (религия, мифология, магия и т. п.) не потеряли способности внести свой вклад в развитие нашего познания, они просто временно истощили свои силы. Например, философия атомизма была побеждена философией Аристотеля и его последователей, но вновь возродилась в период научной революции в ΧVI-XVII вв. Из подобных примеров следует, что временную задержку в развитии нетрадиционных форм знания нельзя считать основанием для их устранения. Однако, именно это случилось вследствие научной революции с прежними нетрадиционными формами знания и концепциями. Их просто вытеснили из науки и из общественных учреждений, ибо наука (рационализм) стала фундаментом демократии. Сегодня наука царствует не в силу своих достоинств, а благодаря организациям, пропаганде, рекламным акциям (системе народного образования, мощным научным объединениям, научным ассоциациям и т. п.). Наука победила мифы, и религию в том числе, в силу того, что носители альтернативных форм знания просто были подавлены силой. Вненаучные формы знания, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки, если им дать равные шансы в конкурентной борьбе. Если мы ценим науку за ее достижения, то мифы мы должны ценить в сотни раз выше, так как создатели мифов положили начало культуре в целом. Более того, «нетрадиционные», «оккультные» и т. п. представления сыграли важную роль в развитии самой науки. Так, Коперник сделал свое великое открытие (гелиоцентрическая система мира), обращаясь к пифагорейцам, в частности к Филолаю, последователю мистика Гермеса Трисмегиста, и будучи проникнутым мистической верой в фундаментальный характер кругового движения как движения божественного, совершенного.

Такова позиция Фейерабенда. Однако, признавая, что вненаучные формы знания влияли на определенных этапах развития на содержание научного знания, следует помнить, что наука в конечном счете преодолевала эти влияния и выступала с их критикой. На место догматических концепций наука всегда ставила свободное критическое исследование, которое всегда было и сегодня является верным залогом ее успешного развития и положительного влияния на общество.

Наука – лишь одна из форм «идеологии», утверждал Фейерабенд, и поэтому она должна быть отделена от государства, как это было сделано в отношении религии. Однако наука и религия выполняют в обществе совершенно различные, во многом противоположные функции. Религиозные убеждения – частное дело, поэтому существует и множество конфессий, и принцип свободы совести. Наука, напротив, существенно едина для всех людей и служит обществу в целом. В современном мире развитие фундаментальных отраслей знания, а также грандиозных научно-инженерных и конструкторских проектов невозможно без поддержки государства. Кстати, полное отделение государства от религии также фактически невозможно: государство обязано подчинить деятельность религиозных организаций принятым в обществе законам. Религия, со своей стороны, сохраняет свою критическую роль и по отношению к моральным устоям деятельности государства, и по отношению к негативным последствиям научно-технического прогресса. В обсуждении вопросов о принятии и финансировании крупных научных программ должны принимать участие ученые-эксперты, разбирающиеся в этих вопросах, а не «электорат» в целом. В то же время в демократическом обществе граждане должны обладать необходимой информацией о достижениях современной науки и ее роли в общественной жизни, о перспективах ее развития.


ЛИТЕРАТУРА


    1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

    2. Дышлевой П.С., Яценко Л.В., Что такое общая картина мира? М.,1984.

3. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. Межвузовский сборник. / Отв. Ред. А.М.Мостепаненко. – Л.: ЛГУ. 1981.

  1. Лейзер Д. Создавая картину вселенной. М., 1988. С. 15–37.

  2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  3. Пуанкаре А. О науке (выбор фактов). М., 1983.

  4. Аристотель. Физика. О небе. Собр. Соч.: В 4 Т. М., 1983. Т. 3.

  5. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. М., 1964.

  6. Баев К.Л. Создатели новой астрономии: Коперник, Бруно, Кеплер, Галилей. М., 1955.

  7. Надор Д. Мировоззрение Кеплера и его роль в развитии понимания законов природы // В кн. Историко-астрономические исследования, вып.1. М., 1955.

  8. Бруно Д. О бесконечности, вселенной и мирах. М., 1994.

  9. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. //В кн.: Крылов А.Н Собр. Трудов, Т.7. М., 1936.

  10. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., 1965.

  11. Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. М., 2002.

  12. Кузнецов Б.Г. Этюды об Эйнштейне. М., 1965.

  13. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985.

  14. Девис П. Суперсила. – М.: Мир, 1989.

  15. Редже Т. Этюды о Вселенной. М., 1985.

  16. Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. М., 1985.

  17. Казютинский В.В., Балашов Ю.В. Антропный принцип: история и современность // Природа. 1989, № 1.

  18. Балашов Ю.В. Антропные аргументы в современной космологии // Вопр. Философии, 1988, № 7.

  19. Гейзенберг В. Физика и философия // Физика и философия. М., 1989.

  20. Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. – М.: Прогресс, 1985.

  21. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание // Единство знаний. М., 1961.

  22. Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1987.

  23. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. – М.: Знание, 1987.

  24. Блохинцев Д.И. Принципиальные вопросы квантовой механики // Иллюзия детерминизма. Классическая механика и причинность. Причинность в квантовой механике. М., 1987.

  25. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? М., 1972.

  26. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968.

  27. Винер Н. Творец и робот. М., 1966.

  28. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

  29. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.

  30. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека и природы. М., 1986.

  31. Хакен Г. Синергетика, М., 1980.

  32. Хакен Г. Основные понятия синергетики// Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  33. Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии// Космология: теории и наблюдения. – М.: Мир, 1978.

  34. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир (Новые представления о самоорганизации в природе и обществе), М. Знание, 1991, № 7.

  35. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб.: Алетейя, 2002.

  36. Берг Р.Л. Генетика и эволюция. Избр. Труды. – Новосибирск: Наука, 1993.

  37. Брайан Грин. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. – М.: УРСС, 2005.

  38. Бранский В.П. Проблема взаимосвязи причинности и случайности и ее значение для естествознания//Некоторые философские вопросы современного естествознания/ Отв.ред. В.И.Свидерский. – Л.: ЛГУ, 1973. Выпуск 1.

  39. Бранский В.П. Философия физики ХХ века. – СПб.: Политехника, 2003.

  40. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

  41. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Соч. Т.3. М.-Л. 1939.

  42. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. – Л.: Наука, 1973.

  43. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

  44. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / Оборотная сторона зеркала. М., 1988. С.3–60.

  45. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле//Вопросы философии, 1990, № 6.

  46. Уотсон Дж. Воспоминание об открытии ДНК. М., 1969.

  47. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

  48. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Русский космизм. М., 1993.

  49. Яблоков А.В. Актуальные проблемы эволюционной теории. М., 1966.

  50. Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973. С.17–34.

  51. Фейерабенд П. Господство науки – угроза демократии // Избр. Труды по методологии науки. М., 1986.

  52. Поппер К. Логика и рост научного знания.- М.: Прогресс, 1983.

  53. Мостепаненко А.М. Методологические и философские проблемы современной физики.- Л.: ЛГУ, 1977.

  54. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – Л.: Лениздат, 1972.

  55. Рубайлова Н.Г. Формирование и развитие теории естественного отбора. – М.: Наука, 1981.

  56. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

  57. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.- М.: Гардарики, 2006.

  58. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002.

  59. Хокинг С. Краткая история времени от Большого Взрыва до черных дыр. – СПб.: Амфора, 2003.

  60. Шкловский И.С. Жизнь. Вселенная. Разум. – М.: Наука, 1987.

  61. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции: теория стабилизирующего отбора. – М.: Наука, 1968.

  62. Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной. – СПб.: Амфора, 2000.

  63. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

  64. Новая философская энциклопедия, в 4-х тт. – М.: Мысль, 2000-2001.

  65. Новая российская энциклопедия, в 12-ти тт. – М.: Издательство «Энциклопедия», 2005.


Список терминов
ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ – нормативный критерий, согласно которому научный характер имеют лишь такие высказывания, которые можно проверить на истинность непосредственным наблюдением. Недостаток этого принципа заключается в том, что законы науки, как универсальные высказывания, проверить на истинность наблюдением принципиально невозможно.

ЭТОС НАУКИ - нравственные ценности и моральные ограничения научного сообщества, связанные с представлениями о роли науки в общественной жизни, о возможностях и последствиях научного знания.

Дедукция - способ рассуждения, в котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. В этом смысле Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему.

Принцип близкодействия, согласно которому физическое действие может передаваться только от точки к точке и только с ограниченной скоростью.

Принцип дальнодействия – передача физического действия мгновенно, на любое расстояние, через пустоту.

СИММЕТРИЯ - неизменность при каких-либо преобразованиях. Например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать вокруг некоторого центра на произвольный угол.

АСИММЕТРИЯ - отсутствие или нарушение симметрии

ХИРАЛЬНОСТЬ - отсутствие симметрии относительно «правого» и «левого». Например, если отражение объекта в зеркале отличается от самого объекта, то ему присуща хиральность.

АДДИТИВНОСТЬ - свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому, равно сумме значений величин, соответствующих его частям.

РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социальные явления объясняются биологическими законами).

ВИТАЛИЗМ — философское направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной силы, управляющей жизненными явлениями — «жизненной силы», «души», «энтелехии», «архея» и др.

КВАЗАР - класс внегалактических объектов, отличающихся очень высокой светимостью и очень малым угловым размером. Квазары - галактики на начальном этапе развития, в которых сверхмассивная чёрная дыра поглощает окружающее вещество.

НАША ГАЛАКТИКА - называемая также просто Галактика (с заглавной буквы), — гигантская звёздная система, в которой находится Солнечная система, все видимые невооружённым глазом отдельные звёзды, а также огромное количество звёзд, сливающихся вместе и наблюдаемых в виде Млечного пути.

ПУЛЬСАР — космический источник радио-, оптического, рентгеновского, гамма- излучений, приходящих на Землю в виде периодически повторяющихся всплесков (импульсов).

АТМОСФЕРА — газовая оболочка (геосфера), окружающая Землю. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

ГИДРОСФЕРА — совокупность всех водных запасов Земли. Принято деление гидросферы на Мировой океан, континентальные воды и подземные воды.

ПРОКАРИОТЫ, или безъядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром.

ЭУКАРИОТЫ, или ядерные — надцарство живых организмов, клетки которых содержат ядра. Все организмы, кроме бактерий и археев, являются ядерными.

АНАЭРОБЫ — организмы, не требующие для своего развития наличия в среде молекулярного кислорода.

АЭРОБЫ — организмы, нуждающиеся, в отличие от анаэробов, для своей жизнедеятельности в свободном молекулярном кислороде. К аэробам относятся: подавляющее большинство животных, все растения, а также значительная часть микроорганизмов.

ГЕНОБИОЗ — методологический подход в вопросе происхождения жизни, основанный на убеждении в первичности молекулярной системы со свойствами первичного генетического кода.

ГОЛОБИОЗ — методологический подход в вопросе происхождения жизни, основанный на идее первичности структур, наделенных способностью к элементарному обмену веществ при участии ферментного механизма.

ЛАМАРКИЗМ — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии».

ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ, КАТАСТРОФИЗМ — система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

ДАРВИНИЗМ — теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.

САЛЬТАЦИОНИЗМ — группа эволюционных теорий, по которым видообразование происходит очень быстро — в течение нескольких поколений. Процесс связан с появлением новых особей, резко отличающихся и репродуктивно изолированных от представителей родительского вида.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ — распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ — процесс формирования крупных систематических единиц: из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т. д.

АРОМОРФОЗ — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации и жизнедеятельности.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ — наука об ископаемых останках растений и животных, реконструирующая их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., и восстанавливающая на основе этих сведений ход биологической эволюции.

МОРФОЛОГИЯ (в биологии) изучает как внешнее (форму, структуру, цвет) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма (например, морфология человека). Подразделяется на наружную морфологию (или эйдономию) и внутреннюю морфологию (или анатомию).

ЭМБРИОЛОГИЯ — наука, изучающая развитие зародыша. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.

ГЕНЕТИКА — наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.

ЭКОЛОГИЯ — исследование взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды.

БИОЦЕНОЗ - исторически сложившаяся совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих участок суши или водоёма (биотоп) и характеризующихся определёнными отношениями как между собой, так и с абиотическими факторами окружающей среды.

БИОМАССА (биоматерия, биота) — совокупная масса растительных и животных организмов, присутствующих в биогеоценозе в момент наблюдения.

БИОНТ — отдельный организм, в ходе эволюции приспособившийся к обитанию в определённой среде (биотопе). Различают аэробионтов (обитателей суши и воздуха), гидробионтов (живущие в воде организмы) геобионтов (обитателей почвы), паразитов (обитающих в других организмах).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША — место, занимаемое видом (точнее — его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды.

СРЕДА ОБИТАНИЯ — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью.

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы (температура, свет, вода, солёность, кислород, магнитное поле Земли, почва, влажность).

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других (внутривидовые и межвидовые взаимодействия), а также на неживую среду обитания.

ПАРАЗИТИЗМ — один из видов сосуществования организмов. Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания.

НЕЙТРАЛИЗМ — такое межвидовое взаимодействие, в котором виды не оказывают никакого воздействия друг на друга.

ПИЩЕВАЯ (ТРОФИЧЕСКАЯ) ЦЕПЬ — ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища — потребитель.

ПРОДУЦЕНТЫ (автотрофные организмы или автотрофы) — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. В основном - зелёные растения. Продуценты являются первым звеном пищевой цепи.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — переход человеческих общин от охоты и собирательства к проиводству, основанному на земледелии и/или животноводстве.

АВСТРАЛОПИТЕКИ — группа ископаемых высших приматов, кости которых были обнаружены в Африке; жили около 4 млн лет назад.

СИНАНТРОП - «пекинский человек», в современной классификации — Homo erectus pekinensis, форма (вид или подвид) рода Homo, близкая к питекантропу, однако более поздняя и развитая.

ПИТЕКАНТРОП - «яванский человек» — ископаемый подвид людей, который рассматривался как промежуточное звено эволюции между австралопитеками и неандертальцами.

АРХАНТРОПЫ - древнейшие ископаемые люди, близкие по уровню эволюционного развития и сформировавшие сходные материальные культуры (атлантроп, гейдельбергский человек, олдовайский человек, питекантроп, синантроп и др.). Архантропы представляют начальный этап процесса антропогенеза, их эволюция привела к возникновению палеоантропов.

НЕОАНТРОПЫ - обобщенное название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих. Основные антропологические особенности неоантропов, отличающие их от палеоантропов и архантропов, — больший объем мозга, высокий свод черепа, прямой лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо развитый подбородочный выступ. Время появления – около 70—60 тыс. лет назад.

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ — ископаемый вид людей (палеоантропов), обитавших 30—24 тыс. лет назад.

КРОМАНЬОНЦЫ (или Homo sapiens — человек разумный), ранние представители современного человека, жившие 40-10 тыс. лет назад (период верхнего палеолита).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - изменение среды обитания популяции, которое ставит под угрозу ее дальнейшее выживание.

КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ — все виды метеорологических осадков, в которых понижен показатель pH из-за загрязнения воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы и азота).

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты.

ОЗОНОВАЯ ДЫРА — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли, в том числе в результате действия антропогенного фактора (выделения хлор- и бромсодержащих фреонов).

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов, или превышение их естественного уровня.

ИНГРЕДИЕНТНОЕ (ХИМИЧЕСКОЕ) ЗАГРЯЗНЕНИЕ — увеличение количества химических компонентов среды, а также проникновение (введение) в неё химических веществ в концентрациях, превышающих норму или не свойственных ей.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) ЗАГРЯЗНЕНИЯ — шум, вибрация, тепло, электромагнитные, радиационные поля, вызывающие деградацию экосистем.

БИОЦЕНОТИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – воздействия на популяции живых организмов, вызывающие нарушения их состава и структуры.

ДЕСТРУКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – техногенное изменение ландшафта (главным образом, при строительстве), разрушающее естественные взаимодействия.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, инвестиции, научно-техническое развитие, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал удовлетворения человеческих потребностей.

КОЭВОЛЮЦИЯ — совместная эволюция видов в экосистеме, в ходе которой изменения одного вида приводят к изменениям других видов.

НООСФЕРА (антропосфера, социосфера, биотехносфера) — новая стадия эволюции биосферы; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

МЕТАГАЛАКТИКА ― часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследований. Содержит несколько миллиардов галактик.

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ — гипотетическое начало расширения Вселенной, перед которым она находилась в сингулярном состоянии.

СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных и социальных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — процесс упорядочивания системы за счёт внутренних факторов, без внешнего воздействия.

ФЛУКТУАЦИИ — случайные отклонения от среднего значения физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц.

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности.

ТЕРМОДИНАМИКА — раздел физики, изучающий тепловые явления и отношение теплоты к другим формам энергии.

ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах может происходить самоорганизация, усложнение, спонтанное возникновение порядка.

ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ — те, в которых отсутствует обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Для закрытых систем характерно увеличение беспорядка (согласно второму закону термодинамики).

ЭНТРОПИЯ — мера необратимого рассеивания энергии, хаотизации и дезорганизации системы.

ПЛАЗМА — в физике и химии полностью или частично ионизированный газ. Четвёртое (после твёрдого, жидкого и газообразного) агрегатное состояние вещества.

РАДИОАКТИВНОСТЬ — спонтанное превращение атомного ядра в другое ядро или другие ядра, в ходе которого испускаются те или иные частицы (электроны, нейтрино, альфа-частицы, фотоны).

АЛЬФА-РАСПАД - самопроизвольный распад атомного ядра на дочернее ядро и α-частицу (ядро атома 4He).

БЕТА-РАСПАД - радиоактивный распад, сопровождающийся испусканием из ядра электрона и антинейтрино.

АЛЬФА-ЧАСТИЦА - положительно заряженная частица, образованная двумя протонами и двумя нейтронами; ядро атома гелия-4. Образуется при альфа-распаде ядер. Поток альфа-частиц называют альфа-лучами.

ДЕЛЕНИЕ ЯДРА — процесс расщепления атомного ядра на два ядра с близкими массами, называемых осколками деления.

ТЕРМОЯДЕРНАЯ РЕАКЦИЯ (ядерная реакция синтеза) — разновидность ядерной реакции, при которой легкие атомные ядра объединяются в более тяжелые ядра.

УПРАВЛЯЕМЫЙ ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ — синтез более тяжёлых атомных ядер из более лёгких с целью получения энергии, который, в отличие от взрывного термоядерного синтеза (используемого в термоядерном оружии), носит управляемый характер.

ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ ЯДРА – минимальная энергия, необходимая для того, чтобы разделить ядро на составляющие его нуклоны (протоны и нейтроны).

ЦЕПНАЯ ЯДЕРНАЯ РЕАКЦИЯ — последовательность единичных ядерных реакций, каждая из которых вызывается частицей, появившейся как продукт реакции на предыдущем шаге последовательности. Примером цепной ядерной реакции является цепная реакция деления ядер тяжёлых элементов, при которой основное число актов деления инициируется нейтронами, полученными при делении ядер в предыдущем поколении.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ — множество атомов с одинаковым зарядом ядра (числом протонов, совпадающим с порядковым или атомным номером в таблице Менделева).

ИЗОТОПЫ — разновидности атомов (и ядер) одного химического элемента с разным количеством нейтронов в ядре.

<< предыдущая страница   следующая страница >>