Комитет по труду и социальной защите населения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Комитет по труду и социальной защите населения - страница №1/1

Администрация Санкт-Петербурга

КОМИТЕТ ПО ТРУДУ

И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПИСЬМО
от 30 апреля 1997 года N 2-1-2280

О некоторых вопросах, связанных с пенсионным обеспечением

российских граждан, работавших, проходивших военную службу

и обучавшихся за границей

(с изменениями на 24 июня 1997 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года N 2-1-3635.

____________________________________________________________________

При решении вопросов пенсионного обеспечения в отношении граждан, работавших за границей (за исключением работавших в государствах, ранее входивших в состав Союза ССР*) предлагаем руководствоваться следующим:

--------------------



* При назначении пенсии лицам, работавшим в республиках бывшего Союза ССР, следует руководствоваться письмами Минсоцзащиты России от 31.01.94 N 1-369-18 и от 18.01.96 N 1-1-у, а также письмом Управления социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга от 08.07.94 N 1-7413 (в редакции письма Управления от 07.02.95 N 1-469).
1. Исчисление стажа
1.1. Общий трудовой стаж
1.1.1. В соответствии с частью первой статьи 89 Закона Российской Федерации от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего и служащего за границей.
При этом в стаж засчитывается работа, имевшая место за границей в российских (советских) предприятиях (учреждениях, организациях), международных или иностранных предприятиях (учреждениях, организациях), либо работа по найму у частных лиц.
Не имеет значения, был ли работник направлен (командирован) на работу за границей, заключил контракт самостоятельно или был принят на месте.
1.1.2. Статья 89 Закона РФ от 20.11.90 не содержит каких-либо условий зачета в общий трудовой стаж периода работы граждан за границей, в том числе не предусматривает условия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В то же время пунктом 3.5 "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР", утвержденного распоряжением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 986-р, периоды работы граждан России и бывшего Союза ССР по найму за границей после 01 января 1991 года засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако Пенсионный фонд Российской Федерации не имеет механизма реализации данной нормы. Поэтому время работы по найму за границей после 01.01.91 засчитывается в трудовой стаж без условия, установленного пунктом 3.5 Положения (письмо Минсоцзащиты России от 24.11.94 N 40-4002).
Разъяснениями, данными по этому вопросу в журнале "Социальная защита" N 1 за 1997 год (стр.165), руководствоваться не следует.
1.1.3. Время учебы за границей не засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Однако в тех случаях, когда направление на учебу за границей имело место в силу соглашений, заключенных Правительством Союза ССР или Российской Федерации с иностранными государствами об обмене студентами, период обучения в учебных заведениях, предусмотренных статьей 91 Закона РФ от 20.11.90, засчитывается в общий трудовой стаж (Организация социального обеспечения, пенсионное законодательство, выпуск 3 за 1993 год, стр.14).
1.1.4. Статья 90 Закона РФ от 20.11.90 предусматривает включение в общий трудовой стаж периода военной службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР. Период военной службы в вооруженных силах иностранных государств не подлежит зачету в общий трудовой стаж для назначения пенсии.
1.1.5. В соответствии с пунктом "д" статьи 92 Закона РФ от 20.11.90 в общий трудовой стаж засчитывается период проживания жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций за границей, но не более 10 лет в общей сложности.
К числу советских (российских) учреждений за границей относятся: посольства, торговые представительства, советские (российские) воинские части, отделения (корреспондентские пункты) за рубежом ТАСС (ИТАР-ТАСС), представительства Аэрофлота и т.п.
Международные организации - Организация Объединенных Наций, Международная организация труда, Всемирная Федерация профсоюзов, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Интерпол и т.п.
Лица, которые направлялись на работу за границу для оказания технического содействия в сооружении каких-либо объектов, проведения изыскательских работ, преподавательской деятельности, медицинской помощи и т.п., фактически работали за рубежом в иностранных, совместных организациях (учреждениях, предприятиях), и поэтому их супруги не пользуются правом на включение в стаж времени их проживания за границей (Организация социального обеспечения, пенсионное законодательство, выпуск 3 за 1993 год, стр.16-17).
1.1.6. Распоряжением Совета Министров Союза ССР от 30.11.88 N 2383р и постановлением Совета Министров Союза ССР от 04.09.90 N 892 "О предоставлении льгот некоторым категориям граждан" при исчислении пенсии рабочих и служащих воинских частей, учреждений, предприятий и организаций советских войск, временно находившихся в Республике Афганистан, было предусмотрено засчитывать в их общий трудовой стаж срок работы с 01.01.80 (а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока работы) из расчета 1,5 года за 1 год работы в этой стране.
В связи с введением в действие Закона РФ от 20.11.90 на территории Российской Федерации при назначении пенсий не применяется союзное законодательство, в том числе и распоряжение Совета Министров СССР от 30.11.88 N 2383р.
Таким образом, лицам из числа гражданского персонала, командированным в Республику Афганистан с 1979 года по 1989 год, исчисление трудового стажа за период работы в Республике Афганистан в льготном порядке не производится. Указанный период засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсий в календарном порядке (письмо Минсоцзащиты России от 07.04.95 N 40-914/72, журнал "Пенсия" N 1 за 1997 год).
1.2. Специальный стаж
1.2.1. Действовавшим до 01.01.92 Законом Союза ССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" предусматривалось включение в специальный трудовой стаж периодов работы граждан за границей на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на других работах с тяжелыми условиями труда, которые давали право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 N 1173.
Закон Российской Федерации от 20.11.90 предусматривает включение периода работы за границей только в общий трудовой стаж.
Вместе с тем Законом РФ от 06.02.92 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" Закон РФ от 20.11.90 был дополнен статьей 133, согласно которой время выполненных до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях (Списки N 1 и N 2), засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 Закона РФ от 20.11.90.
Вопрос о зачете работы по найму граждан СССР и Российской Федерации за границей в стаж для назначения пенсии с особыми условиями труда по пунктам "а" и "б" статьи 12 Закона РФ от 20.11.90 разрешается в каждом отдельном случае в индивидуальном порядке по заключению Управления пенсий, пособий и социальных выплат Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.
1.2.2. Время работы за границей на работах, дающих право на пенсию с особыми условиями труда по пунктам "в" - "о" статьи 12 Закона РФ от 20.11.90, не учитывается. Однако в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктами "а" - "к" статьи 12 Закона РФ от 20.11.90, учитывается все время работ в Монгольской Народной Республике, на основании статьи 9 Соглашения между СССР и МНР о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.81, которое применяется в настоящее время в Российской Федерации (письмо Минсоцзащиты России от 02.02.94 N 40-220).
1.2.3. В специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет по статьям 78, 78-1, 78-2 Закона РФ от 20.11.90, время работы за границей не включается независимо от того, в каких организациях (предприятиях) она протекала.
1.2.4. При назначении пенсий за выслугу лет в соответствии со статьей 79 Закона РФ от 20.11.90 работникам, занимающим должности летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, инженерно-технического состава по обслуживанию воздушных судов, а также занятым работой по управлению воздушным движением, работа по специальности, протекавшая за границей, подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, если она протекала в российских (советских) учреждениях или организациях (например, в Представительстве Аэрофлота).
Исключением из этого правила являются работники летного состава гражданской авиации, которым время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации, засчитывается в выслугу при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4 "Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 N 459).
1.2.5. При назначении пенсий за выслугу лет педагогическим работникам, работникам учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, а также пенсий за выслугу лет в связи с творческой деятельностью в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах (статьи 80, 81 и 82 Закона РФ от 20.11.90) работа по специальности, протекавшая за границей, не подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, поскольку это не предусмотрено правилами исчисления выслуги.
Вместе с тем в случае, когда работа по специальности за границей протекала в советских (российских) учреждениях или организациях, она подлежит зачету в выслугу лет.
2. Исчисление заработка
2.1. В соответствии со статьей 105 Закона РФ от 20.11.90 при определении среднемесячного заработка для назначения пенсии гражданам, работавшим за границей, оплата за эту работу исключается.
В этих случаях исчисление пенсий производится на общих основаниях из заработка, который они получали до или после работы за границей (с соблюдением требований статей 100-103 Закона РФ от 20.11.90).
Пример.
03.04.97 за назначением пенсии обратился Макаров А.И., работавший за границей в период с марта 1995 года по май 1996 года включительно. С июня 1996 года по настоящее время работает в Российской Федерации.
Для исчисления пенсии может быть принят заработок, исчисленный за последние 24 месяца работы в Российской Федерации с января 1994 года по февраль 1995 года (14 месяцев) и с июня 1996 года по март 1997 года (10 месяцев).
Оплата за время работы за границей исключается.
Аналогично решается вопрос и в том случае, если заявителем избран для исчисления заработка пятилетний период.
2.2. Вместе с тем средний заработок для исчисления пенсии гражданам, работавшим за границей, может подсчитываться (по их желанию) в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона РФ от 20.11.90, то есть из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации. Такой порядок подсчета среднего заработка применяется только при одновременном соблюдении двух условий:
1. если гражданин был направлен на работу за границу;
2. если работа протекала в учреждениях и организациях бывшего Союза ССР или Российской Федерации за границей либо в международных организациях.
Лицам, которые направлялись на работу за границу для оказания технического содействия в сооружении каких-либо объектов, проведения изыскательских работ, преподавательской деятельности, медицинской помощи и др. и фактически работали за рубежом в иностранных организациях (учреждениях, предприятиях), совместных предприятиях, пенсии исчисляются из среднемесячного заработка за соответствующие периоды до направления за границу либо после возвращения из-за рубежа.
2.2.1. Если работа за границей полностью приходится на период, принятый для исчисления заработка в соответствии со статьей 102 Закона РФ от 20.11.90 (24 последних месяца работы либо 60 месяцев работы), то средний заработок рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации определяется за последний месяц ко времени назначения пенсии (под временем назначения пенсии понимается месяц обращения за пенсией или предыдущий месяц). Помимо оклада учитываются все полагающиеся надбавки и доплаты.
Пример.
12.04.97 за назначением пенсии обратился Ковалев А.Б., работающий на день обращения в качестве ведущего инженера.
С 01.05.93 по 31.12.96 работал по направлению в российской организации за границей в качестве инженера.
Для исчисления пенсии организация, направившая Ковалева А.Б. на работу за границу, должна выдать ему справку о среднемесячной зарплате инженера (а не ведущего инженера), подсчитанной за март 1997 года. При этом принятый к зачету заработок за март 1997 года учитывается в фактической сумме.
2.2.2. Если часть избранного для исчисления пенсии периода приходится на работу за границей, а остальная - на работу в Российской Федерации, то для исчисления пенсии принимается суммированный заработок: по аналогичной должности ко времени назначения пенсии и за время работы в России (СССР).
При этом за работу в России (СССР) учитывается фактический заработок, исчисленный с применением соответствующих коэффициентов и индексов.
Пример.
Кондратьева Е.И. работала в школе при Посольстве Российской Федерации на Кубе в качестве учителя с 01.10.95 по 31.05.96. При обращении за назначением пенсии в апреле 1997 года заработок исчислен за 24 последние месяца работы: с апреля 1995 года по март 1997 года, из которых 8 месяцев (с октября 1995 года по май 1996 года) приходится на работу за границей.
Средний заработок определяется следующим образом:
1. за 8 месяцев работы за границей берется среднемесячный заработок по аналогичной должности в Российской Федерации на апрель 1997 года (дату назначения пенсии) : 500000 руб. х 8 мес. = 4000000 руб.
Эта сумма корректировке не подлежит.
2. сумма заработка за период с апреля по сентябрь 1995 года (6 месяцев) индексируется на апрель 1997 года:
а) 200000 руб. (зарплата за апрель 1995 года) х 2,0243 (суммарный коэффициент на апрель 1997 года) = 404860 руб.
б) 200000 руб. (зарплата за май 1995 года) х 1,5939 (суммарный коэффициент на апрель 1997 года) = 318780 руб.
в) 400000 руб. (зарплата за июнь-июль 1995 года) х 1,3283 (суммарный коэффициент на апрель 1997 года) = 531320 руб.
г) 400000 руб. (зарплата за август-сентябрь 1995 года) х 1,265 (суммарный коэффициент на апрель 1997 года) = 506000 руб.
д) сумма заработка за период с июня 1996 года по март 1997 года (10 месяцев) учитывается в фактической сумме: 400000 руб. (зарплата за 1 месяц) х 10 месяцев = 4000000 руб.
Итого за 24 месяца - 9760960 руб., а среднемесячный заработок составил 406707 руб.
2.2.3. Если дата обращения за назначением пенсии не совпадает со сроком назначения пенсии (при назначении пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 119 Закона РФ от 20.11.90), при определении заработка по аналогичной должности за основу следует брать дату обращения за пенсией.
Пример. 17.03.97 за назначением пенсии по случаю потери кормильца обратилась семья работника международной организации, умершего 25.05.96.
Пенсия должна быть исчислена из заработка по аналогичной должности в Российской Федерации на март 1997 года (на дату назначения пенсии в марте 1997 года).
2.2.4. Если в период работы за границей, за который учитывается заработок, работник был занят в разных должностях, средний заработок учитывается пропорционально числу месяцев, отработанных в каждой должности.
Однако по желанию заявителя может быть учтен заработок по последней должности.
Пример.
07.04.97 за назначением пенсии обратилась Семенова А.П., которая в течение последних 24 месяцев перед обращением за пенсией работала по направлению в Посольстве Российской Федерации в Польше: 10 месяцев в должности секретаря-машинистки, а затем была переведена на работу в должности референта-переводчика, в которой проработала 14 месяцев.
Средний заработок по должности референта-переводчика в Российской Федерации на апрель 1997 года составляет, например, 400000 руб., а секретаря-машинистки - 280000 руб.
Заработок для исчисления пенсии определяется следующим образом:
280000 руб. х 10 месяцев = 2800000 руб.
400000 руб. х 14 месяцев = 5600000 руб.
Всего за 24 месяца - 8400000 руб.
Средний заработок - 350000 руб.
Однако, учитывая, что должность "референт-переводчик" была последней, то выгоднее взять заработок по этой должности, что составит 400000 руб.
2.2.5. Если работник работал за границей одновременно в двух должностях, при исчислении пенсии можно суммировать средний заработок по двум аналогичным должностям. При этом, если работник был занят неполный рабочий день (неделю) или работал на неполную ставку, при исчислении пенсии учитывается соответствующая часть среднего заработка.
Пример.
07.04.97 за назначением пенсии обратилась Шмелева Д.Ф., которая в течение последних 24 месяцев перед обращением за пенсией работала по направлению в Посольстве Российской Федерации в Бангладеш в должности учителя иностранного языка в школе при Посольстве и на 0,5 ставки референтом-переводчиком.
Средний заработок по должности учителя в Российской Федерации на апрель 1997 года составляет, например, 500000 руб., а референта-переводчика (полная ставка) - 400000 руб.

Пенсия должна исчисляться из среднего заработка:


500000 руб. + 200000 руб. (400000 руб. : 2) = 700000 руб.
2.2.6. Если после назначения пенсии пенсионер работал за границей в российских (советских) или международных организациях и приобрел право на перерасчет пенсии по статье 107 Закона РФ от 20.11.90, пенсия может быть пересчитана с учетом заработка по аналогичной должности в Российской Федерации к моменту перерасчета пенсии.
В таком же порядке исчисляется заработок за работу за границей после назначения пенсии, если при перерасчете пенсии в соответствии со статьей 106 Закона РФ от 20.11.90 учитывается заработок как при новом назначении.
2.2.7. Если в полном месяце часть времени отработана за границей, а часть - в Российской Федерации, то заработок учитывается пропорционально отработанному времени.
По желанию пенсионера этот месяц может быть исключен из подсчета среднего заработка и заменен другим, непосредственно предшествующим избранному периоду или следующим за ним.
2.2.8. Авторский гонорар, полученный за опубликование за рубежом книг, статей и т.п., не включается в заработок для исчисления пенсии, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность исчисления пенсии из заработной платы за работу за границей.
3. Документы, подтверждающие стаж и заработок
3.1. Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках либо справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или которые направляли гражданина на работу за границу.
3.2. В соответствии с пунктом 3.5 Положения стаж работы по найму за границей устанавливается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров. отменяющих или упрощающих процедуру легализации, участницей которых является Российская Федерация (Гаагская Конвенция и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).
Порядок оформления официального документа зависит от страны, в которой он выдан. Документ может быть принят во внимание органом соцзащиты без всякого удостоверения, удостоверение документа может быть засвидетельствовано посредством "апостиля" или легализации.
Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения.
Легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати уполномоченного государственного органа на таких документах с целью использования их в другом государстве.
Легализации подлежат документы, выданные на территории иностранного государства, с которым у России отсутствует какой-либо договор или соглашение, упрощающие или отменяющие легализацию.
Функции по консульской легализации за границей выполняют дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации. Убедившись, что представленный на легализацию документ оформлен в соответствии с требованиями Инструкции о консульской легализации, лицо, уполномоченное осуществлять легализацию, делает на документе легализационную надпись установленного образца (Приложение N 1).
Процедура легализации может быть отменена положениями международных договоров (соглашений), участницей которых является Российская Федерация.
В соответствии с Гаагской Конвенцией от 5 октября 1961 года, отменяющей требования дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов, к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 года, документы, предназначенные для представления в официальные органы государств - участников Гаагской Конвенции (Приложение N 2), удостоверяются в особом порядке - посредством проставления удостоверительной надписи - "Апостиль".
Удостоверение посредством "апостиля" - это практически упрощенный порядок легализации, "Апостиль" проставляется компетентными органами иностранного государства, в котором документ был выдан. В соответствии со статьей 6 Конвенции соответствующие компетентные органы устанавливает само иностранное государство и данные о них сообщает правительству Нидерландов (государство, в котором подписана Конвенция). Представительство МИД Российской Федерации в Санкт-Петербурге перечнем таких компетентных органов не располагает.
"Апостиль" проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, он имеет форму квадрата со сторонами не менее 9 см. Подпись, печать или штамп, проставленные на "апостиль", не требуют никакого заверения (Приложение N 3).
Если документ выдан на территории иностранного государства участника Конвенции, то возможны три варианта удостоверения данного документа:
1. удостоверение посредством "апостиля";
2. легализация документа посольскими (консульскими) учреждениями МИД России, находящимися на территории иностранного государства, выдавшего документ;
3. если гражданин уже находится на территории России, а документы, выданные за границей, в установленном порядке не удостоверены, то их можно легализовать следующим образом: гражданин обращается в посольство (консульство) иностранного государства на территории России, где заверяется подлинность выдачи документа. При наличии отметки иностранного посольства (консульства) документ должен быть легализован в представительстве МИД Российской Федерации в Санкт-Петербурге. Такой порядок применяется, если гражданин не позаботился о надлежащем оформлении документов, еще находясь на территории иностранного государства.
Документы, выданные органами государств, с которыми имеются соответствующие договоры (соглашения) о правовой помощи (Приложение N 4), а также государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.93 в Минске (приложение N 7), принимаются к рассмотрению без всякого удостоверения, т.е. легализация документа или проставление "апостиля" не требуется (пункт в редакции письма Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года N 2-1-3635).
Документы о работе в этих государствах принимаются, если их перевод на русский язык осуществлен нотариальными конторами (частными нотариусами) или консульским (посольским) учреждением Российской Федерации за границей.
Изложенный выше порядок оформления иностранных официальных документов, представляемых в целях пенсионного обеспечения, применяется в основном для подтверждения периодов работы.
Документы, представленные для установления статуса бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, в т.ч. и в случаях, когда они содержат сведения о периоде пребывания лиц за границей в годы Второй мировой войны, легализации не требуют.
Достаточно верность перевода указанных документов на русский язык засвидетельствовать в нотариальном порядке, чтобы их можно было оценить органам социальной защиты населения.
Таким образом, если основанием выдачи удостоверения бывшему несовершеннолетнему узнику послужила, например, справка иностранного архива, верность перевода которой засвидетельствована в нотариальном порядке, в которой указан период нахождения в концлагере и других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны, и этот период подлежит зачету в общий трудовой стаж, то в таких случаях требовать дополнительно легализации такого документа не следует.
Документы, переведенные бюро переводов "Интуриста" за время до 30.05.96 (включительно), можно принимать во внимание при решении вопроса о выдаче удостоверения о праве на льготы. Документы, переведенные другими учреждениями и организациями, во внимание не принимаются.
Если документ иностранного архива должен приниматься во внимание для зачета в стаж работы периода пребывания в концлагере, верность его перевода должна быть засвидетельствована только в нотариальном порядке, независимо от даты перевода, выполненного бюро переводов "Интуриста" (письма Департамента социальной защиты населения Мэрии Санкт-Петербурга от 30.05.96 N 10-3780 "О порядке оформления иностранных официальных документов" и от 20.06.96 N 10-4030 "К письму Департамента от 30.05.96 N 10-3780 "О порядке оформления иностранных официальных документов").
3.3. Период нахождения за границей в качестве членов семей жен (мужей) советских специалистов, направлявшихся на работу в учреждения СССР или международные организации за границей, ранее подтверждался стандартной справкой, форма которой была утверждена постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.74 и приведена в инструктивном письме Министерства социального обеспечения РСФСР от 03.06.74 N 1-62-И "О форме справки для подтверждения стажа" (Приложение N 5).
В соответствии с письмом Минсоцзащиты России от 03.02.92 N 40-1555 для подтверждения указанного периода органами социальной защиты населения принимались справки, не только исполненные типографским способом или напечатанные на пишущих машинках, но и написанные "от руки". Единственное требование, которое предъявлялось к этим справкам, - соответствие установленной форме.
Приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 30.05.96 N 164 "О признании утратившими силу инструктивных писем Министерства социального обеспечения РСФСР" инструктивное письмо МСО РСФСР от 03.06.74 N 1-62-И утратило силу.
В связи с чем требовать от граждан дословного соблюдения формы справки не следует. Представляемая справка должна содержать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- фамилию, имя, отчество супруга;
- наименование учреждения Российской Федерации или бывшего Союза ССР за границей или международной организации, в которой протекала работа, с указанием должности;
- период пребывания за границей;
- основание выдачи.
Однако, если лицо в настоящее время представляет стандартную справку по форме, утвержденной 07.05.74, то такая справка должна быть принята органами соцзащиты населения.
В том случае, если возникает затруднение с отнесением загранучреждений к советским (российским) организациям, этот вопрос может быть решен на основании справки о размере выплачиваемой работнику заработной платы со дня назначения на загранработу до дня пересечения границы.
Согласно пункту 7 "Правил об условиях труда советских работников за границей", утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 N 365, работникам, направляемым на работу в учреждения Союза ССР за границей, в указанный период выплачивалось 200 процентов максимального оклада в советской валюте по той должности, на которую они назначены (письмо Минсоцзащиты России от 08.02.93 N 4-П-769). Если оплата производилась в ином порядке, эта работа не может рассматриваться как работа в советском (российском) учреждении за рубежом.
3.4. Для исчисления пенсий гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации, представляется справка о размере среднемесячного заработка, выданная учреждением или организацией, направившими гражданина на работу за границу.
В случае их ликвидации справка выдается правоприемником. Если не представляется возможным его установить, то справка должна быть выдана вышестоящим учреждением или организацией либо соответствующим министерством (ведомством).
Поскольку, в соответствии со статьями 105 и 105_1 Закона РФ от 20.11.90 за время работы за границей учитывается не фактический, а условный среднемесячный заработок, требовать справку о зарплате общеустановленной формы не следует.
Справка о зарплате по аналогичной должности в Российской Федерации должна содержать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество работника;
- период работы за границей;
- наименование учреждения Российской Федерации (бывшего Союза ССР) или международной организации;
- занимаемую должность (профессию, квалификацию);
- размер среднего заработка по аналогичной должности в Российской Федерации ко времени назначения пенсии с указанием этой даты (месяца обращения за назначением пенсии или месяца, предшествовавшего месяцу обращения за пенсией);
- основание выдачи (схема должностных окладов, штатное расписание и т.п.).
Примерная форма такой справки прилагается (Приложение N 6). Однако для подтверждения среднемесячного заработка может приниматься справка по любой форме, содержащая необходимые сведения.
4. Другие вопросы
4.1. В соответствии со статьями 21, 38, 51 Закона РФ от 20.11.90 на учащихся в возрасте 18 лет и старше назначаются пенсия по случаю потери кормильца и надбавка на иждивенца, начисляемые к пенсии по старости или к пенсии по инвалидности, до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет.
Лицам, достигшим возраста 18 лет, выплата пенсии по случаю потери кормильца и надбавки на иждивенца в период обучения за границей не производится.
Однако в тех случаях, когда направление на учебу за границей производилось в соответствии с международными договорами Российской Федерации, пенсия по случаю потери кормильца и надбавка на иждивенца выплачиваются за период обучения в очных учебных заведениях иностранных государств.
Под международными договорами Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 16.06.95 "О международных договорах Российской Федерации", понимаются межгосударственные договоры, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера.
4.2. В связи с изданием настоящего письма считать утратившими силу:
4.2.1. методическое письмо Управления социального обеспечения Ленгорисполкома от 24.11.92 N 1-9091 "Об исчислении пенсии гражданам, работавшим за границей";
4.2.2. методическое письмо Управления социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга от 22.11.94 N 1-10521 "О распространении норм статьи 51 Закона РСФСР от 20.11.90 "О государственных пенсиях в РСФСР" на учащихся за границей";
4.2.3. методическое письмо Управления социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга от 24.01.95 N 1-208 "О порядке оформления документов, представляемых в целях пенсионного обеспечения";
4.2.4. методическое письмо Управления социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга от 25.04.95 N 1-1380 "О зачете в общий трудовой стаж периода работы в качестве вольнонаемного в воинских частях, дислоцировавшихся Республике Афганистан";
4.2.5. методическое письмо Департамента социальной защиты Правительства Санкт-Петербурга от 25.09.95 N 1-4854 "О внесении изменений и дополнений в письмо Управления социального обеспечения Мэрии Санкт-Петербурга от 24.11.92 N 1-9091".

Зам.председателя Комитета А.А.Авсеевич


Приложение N 1

Генеральное консульство Российской Федерации в гор. ___________
________________________
удостоверяет подлинность предстоящей подписи
_____________________________________________________ и печать.

(должность, фамилия, и., о.)


"____"______________ 19__ г.
N (по реестру)

подпись сотрудника,

легализующего документ

М.П. (должность, ф., и., о.)

Консульство Российской Федерации в гор.________________________

______________________


удостоверяет подлинность предстоящей подписи
_____________________________________________________ и печать.

(должность, фамилия, и., о.)


"____"______________ 19__ г.
N (по реестру)

подпись сотрудника,

легализующего документ

М.П. (должность, ф., и., о.)

Консульский отдел Посольства Российской Федерации в ___________

_____________________


удостоверяет подлинность предстоящей подписи
_____________________________________________________ и печать.

(должность, фамилия, и., о.)


"____"______________ 19__ г.
N (по реестру)

подпись сотрудника,

легализующего документ

М.П. (должность, ф., и., о.)


Приложение N 2

(в редакции письма Комитета по труду

и социальной защите населения

Администрации Санкт-Петербурга

от 24 июня 1997 года N 2-1-3635)


Перечень

государств - участников Гаагской конвенции

от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации

иностранных официальных документов

(по состоянию на 5 февраля 1997 года)

1. Австралия


2. Австрия
3. Андорра
4. Антигуа и Барбуда
5. Аргентина
6. Армения
7. Багамские острова
8. Барбадос
9. Белоруссия
10. Белиз
11. Бельгия
12. Босния и Герцеговина
13. Ботсвана
14. Бруней
15. Великобритания
16. Венгрия*
17. Венесуэла
18. Германия
19. Греция
20. Дания
21. Египет
22. Израиль
23. Ирландия
24. Исландия
25. Испания
26. Италия
27. Канада
28. Кипр*
29. Китай*
30. Латвия*
31. Лесото
32. Либерия
33. Лихтенштейн
34. Люксембург*
35. Маврикий
36. Македония*
37. Малави
38. Мальта
39. Марокко
40. Маршалловы острова
41. Мексика
42. Нидерланды
43. Норвегия
44. Панама
45. Польша*
46. Португалия
47. Россия*
48. Румыния*
49. Сальвадор
50. Сан-Марино
51. Свазиленд
52. Сейшелы
53. Сент-Китс и Невис
54. Словакия*
55. Словения*
56. США
57. Суринам
58. Тонга
59. Турция
60. Уругвай
61. Фиджи
62. Финляндия
63. Франция
64. Хорватия*
65. Чехия*
66. Чили
67. Швейцария
68. Швеция
69. Южно-Африканская Республика
70. Япония

_________________

* В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции проставление апостиля не может быть потребовано, т.к. положения договоров и конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией с вышеуказанными странами, отменяют легализацию.

Приложение N 3



Образец Апостиля
Апостиль имеет форму квадрата

со стороной не менее 9 см
+-----------------------------------------+

¦ APOSTILLE ¦

¦(Convention de la Haye du 5 octobre 1961)¦

¦ ¦


¦1. Страна ...............................¦

¦ Настоящий официальный документ ¦

¦ ¦

¦2. был подписан (фамилия)................¦



¦ ¦

¦3. выступающим в качестве ...............¦

¦ ¦

¦4. скреплен печатью/штампом (название ¦



¦ учреждения) ..........................¦

¦ ¦


¦ Удостоверено ¦

¦ ¦


¦5. в ............ 6. (дата) .........¦

¦ ¦


¦7. (название удостоверяющего органа) ....¦

¦ ¦


¦8. за N .................................¦

¦ ¦


¦9. печать/штамп ....... 10. подпись .....¦

¦ ¦


+-----------------------------------------+

Приложение N 4

(в редакции письма Комитета по труду

и социальной защите населения

Администрации Санкт-Петербурга

от 24 июня 1997 года N 2-1-3635)



Перечень

государств, с которыми Российская Федерация

заключила договоры о правовой помощи и правовых

отношениях по гражданским, семейным и уголовным

делам, предусматривающие отказ от легализации





Наименование страны

Дата подписания договора


1.

Республика Албания


30.06.95

2.

Алжирская Народная Демократическая Республика


23.02.82

3.

Азербайджанская Республика


20.01.95

4.

Республика Болгария


19.02.75

5.

Венгерская Республика

15.07.58,

19.10.71



6.

Социалистическая Республика Вьетнам

10.12.81


7.

Киргизская Республика

24.02.94


8.

Республика Кипр

19.01.84


9.

Китайская Народная Республика

14.11.93


10.

Корейская Народно-Демократическая Республика

16.12.57


11.

Республика Куба

25.11.84


12.

Латвийская Республика

29.03.95


13.

Литовская Республика

21.01.95


14.

Республика Молдавия

26.01.95


15.

Монголия

23.09.88


16.

Республика Польша

28.12.57,

23.01.80



17.

Румыния

03.04.58


18.

Словацкая Республика

12.08.82


19.

Тунисская Республика

26.06.84


20.

Чешская Республика

12.08.82


21.

Эстонская Республика

18.03.95


22.

Государства, образовавшиеся на территории бывшей СФРЮ

24.02.62

Приложение N 5



Форма справки,

утверждена постановлением Госкомтруда СССР и

Секретариата ВЦСПС от 7 мая 1974 года

+-----------------------------------------------------------+

¦ Штамп Форма ¦

¦ учреждения ¦

¦ ¦

¦ СПРАВКА ¦



¦ ¦

¦Выдана жене работника _____________________________________¦

¦ (наименование учреждения СССР или ¦

¦___________________________________________________________¦

¦ международной организации за границей) ¦

¦тов. ______________________________________________________¦

¦ (фамилия и инициалы) ¦

¦___________________________________________________________¦

¦ (фамилия, имя, отчество жены) ¦

¦в том, что она действительно находилась за границей с "__" ¦

¦_______________ 19___ г. по "___"________________ 19__ г. ¦

¦ ¦


¦Справка выдана на основании _______________________________¦

¦ (наименование документа) ¦

¦для предоставления в отдел социального обеспечения. ¦

¦ ¦


¦Должность ¦

¦ ____________________ (Фамилия и инициалы) ¦

¦ (подпись) ¦

¦ ¦


¦М.П. ¦

+-----------------------------------------------------------+


Приложение N 6

+-----------------------------------------------------+

¦ШТАМП ¦


¦ ¦

¦ СПРАВКА ¦

¦ ¦

¦Дана __________________________ в том, что он работал¦



¦ (ФИО) ¦

¦за границей с __________________ по _________________¦

¦ ¦

¦в ______________________________________, в должности¦



¦ (название организации) ¦

¦Среднемесячный заработок по аналогичной должности в¦

¦Российской Федерации по состоянию на ________________¦

¦ (дата) ¦

¦составил ________________________ рублей. ¦

¦ ¦


¦Справка выдана на основании _________________________¦

¦ ¦


¦ПОДПИСЬ, ПЕЧАТЬ ¦

¦ ¦


¦ ¦

+-----------------------------------------------------+


Приложение N 7

(дополнительно включено

письмом Комитета по труду

и социальной защите населения

Администрации Санкт-Петербурга

от 24 июня 1997 года N 2-1-3635)



Перечень

государств - участников Конвенции о правовой помощи

и правовых отношениях по гражданским, семейным и

уголовным делам

(подписана 22 января 1993 года в Минске)





Наименование государства

Дата вступления в законную силу


1.

Республика Азербайджан


11.07.96

2.

Республика Армения


21.12.94

3.

Республика Белоруссия


19.05.94

4.

Грузия


11.07.96

5.

Республика Казахстан


19.05.94

6.

Киргизская Республика


17.02.96

7.

Республика Молдавия


26.03.96

8.

Российская Федерация


10.12.94

9.

Республика Таджикистан


20.10.94

10.

Республика Узбекистан


19.05.94

11.

Украина

14.04.95

Редакция документа с учетом



изменений и дополнений

подготовлена ЗАО “Кодекс”