Когда возвращаются с юга перелетные птицы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Когда возвращаются с юга перелетные птицы - страница №1/1

Тема урока: Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд;

закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; выявить причинно-следственные связи между неживой природой и жизнью птиц весной;

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию внимания, логического мышления, умения работать с учебником;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять птиц и помогать им, формировать гуманное отношение к птицам.



Оборудование:

  • Компьютер.

  • Проектор

  • Рабочие листы с заданиями для учащихся.

  • Карточки с изображением птиц.

  • Записи голосов птиц

  • Скворечник

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы:

  • Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

  • Применение ИКТ.

  • Групповые.

  • Проблемно-поисковые.

Слайд 1)

І. Оргмомент

– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!



ІІ. Проверка знаний

  1. Минутка синоптика

  2. Индивидуальный опрос

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает

  1. Фронтальный опрос

- Когда начинается период размножения у рыб?

- Что такое нерест?

- От чего зависит период нереста у рыб?

- В каких местах водоема нерестятся рыбы?

- Какие изменения происходят у некоторых рыб в период нереста?

- Почему почти все рыбы выметывают большое количество икринок?

- Как рыбы заботятся о своем потомстве?

- Какая опасность может подстерегать мальков в водоеме?

- Как люди заботятся о рыбах во время нереста?

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка весною

в сени к нам летит.


    1. Беседа

– Ласточка – это птица. Вспомните отличительный признак птиц. (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Слайд 4)


– По оперению мы обычно узнаем птиц.
– А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)

– Какие птицы остаются у нас зимовать? (Оседлые.)


– Какие птицы улетают осенью к югу?  (Перелетные.)
– Какие птицы прилетают к нам зимой? (Зимующие.)

    1. Работа в группах. Игра «Третий лишний.»

– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

Проверка

– Назови  оседлых птиц.


– Назови перелетных птиц. 

- Чем питаются птицы? (Семенами, насекомыми)

- Когда начинают возвращаться птицы из теплых стран? слайд

ІV. Сообщение темы и цели урока


  1. Отгадывание загадок.

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла … весна

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

Прилетела птичек стая,-

Значит к нам пришла… весна



  1. Тема урока «Когда возвращаются с юга перелетные птицы. Весенние заботы птиц. Охрана птиц.»

  2. Определение цели урока

  • Давайте определим цели урока.На уроке вы узнаете, как птицы встречают весну, какие строят гнёзда, как заботятся о потомстве, какие птицы занесены в Красную книгу Украины.

  1. Физминутка о рыбах и птицях.

Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай:

раз, два, три!

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ с элементами беседы о весенних изменениях в жизни птиц с использованием презентации.

Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики.(голос синицы) Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Дятел стучит по сухому сучку клювом, и звук разносится далеко по лесу. (голос дятла) Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.



- Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица …грач.

Время прилёта – март.

Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.

До чего ж неугомонны

И в работе горячи

Наши новые соседи—

Черномазые грачи!

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.



"Грачи прилетели" Алексея Саврасова - чудесная картина. Еще зима. Целая стая веселых птиц расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны... Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Время прилёта- конец марта.

Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц или специально сделанные людьми домики-скворечники. Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)


– Как называются их домики? (Скворечники)
– Но их домики бывают заняты. А  занимают их воробьи.
– Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»



Этот случай был в апреле,                               А сейчас, под этой кровлей
С юга птицы прилетели.                                  Для семьи гнездо готовлю
Тает снег, а воробья.                                         И не тронусь, хоть убей! –
Выгоняют из жилья.                                         Прочирикал воробей.
– Убирайся вон, задира, –                                – Не упрямься! Мне в наследство
Просвистел ему скворец.                                 Этот дом достался с детства.
– Ни за что, моя квартира,                               Вылетай.
Я не временный жилец!                                   Мой клюв остер
Я тут вьюги и мороз.                                        А не то …
Терпеливо перенес.                                          Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,                         Охраняйте вместе сад.
Быстро с нею влез на крышу,                         Только Миша слез долой,
Тут же крепко привязал                                  Воробейка удалой
И приветливо сказал:                                       В новый дом переселился
– Я, друзья, сердечно рад,                               И  с соседом помирился.     

Проблема


– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

Скворцы хорошо поют. (голос скворца) А еще умеют подражать голосам других птиц и скрежету машин или визгу тормозов.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт,

Вошли в стихотворение.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт. поёт.

Время прилёта – начало апреля.

Жаворонок

Прилетают жаворонки одновременно со скворцами,

даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча,

а жаворонки прямо на лету весело поют.(голос жаворонка)

Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Длинноногий, длинноносый.

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Возвращаются аисты с юга рано - в марте, поэтому иногда страдают от холодов. Гнездятся на скалистых возвышениях, деревьях, крышах домов и даже на электрических столбах. Большое круглое гнездо строят из веток, а внутри выстилают сеном, травой, мхом. Высиживают яйца, выкармливают птенцов поочередно самка и самец. В народе говорят, что аисты приносят мир и счастье.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё

холодно, зябко. За это и получила своё название. Зяблик

Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один зоолог подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. (голос зяблика) Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные. Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.

Коршуны появляются в конце марта – начале апреля. Коршуны – хищные птицы. Занесены в Красную книгу Украины Гнездятся на хвойных деревьях. В начале мая самка откладывает 2-3 яйца величиной с куриное.Высиживает их одна самка.

Быстрой стрелкою летает,


Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это – ... ласточка – касатка

Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май.Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной собственной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. Птенцов выкармливают три недели

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ... трясогузки

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (голос соловья) Соловей

Соловьи прилетают в начале мая. Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Поет только соловей –самец. (голос соловья) Самцы устраивают маленькое гнездышко из сухой листвы, мха, тоненьких веточек на земле, где-нибудь под кустом.Самка откладывает 4-6 яиц темно-оливкового цвета, которые не заметны в густой траве.

(Звучит голос кукушки, дети узнают птицу по пению) Кукушка

Кукушка –птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд. На земле известны 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда.



А кто же ещё возвращается к нам из тёплых краёв?

Реки, озера, пруды дают пристанище водоплавающим птицам. В начале апреля возвращаются к нам околоводные и водные птицы. Гнезда они строят из сухих стеблей камыша и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Это журавли, утки, чайки, лебеди.



Рассказ об охране птиц весной.

Правила друзей природы

1. Если случайно окажешься рядом

с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи.

Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой

здоровых птенцов. Их родители

рядом, хотя и не показываются

тебе на глаза. Они сами

позаботятся о своём потомстве

3. Если у тебя есть собака, не бери

её в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать плохо

летающих птенцов.

Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда и выводят потомство.

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Физминутка

В небе высоком птички летают,


В гнездышке в теплом они отдыхают: 
Крылья сложили, глазки сомкнули
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало, тепло улыбнулось: 
«Доброе утро!» Птички проснулись.

VI. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

  1. Работа с учебником, с.112-113

Прочитайте рассказ Синекрылой Сойки о том, как птицы весну встречают.

Ответы на вопросы:

- Какая главная забота у птиц весной?

-Какие птицы занесены в Красную книгу Украины?



2. Тестирование. Работа в парах.

Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие заботы бывают у птиц весной?»




высиживают птенцов

строят хатки

строят гнёзда

уничтожают вредных насекомых

сушат грибы и ягоды

готовятся к отлёту

откладывают яйца

роют норки

ложатся в спячку

 

– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
– У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.
– А если нет, то птичку не поднимаете.

1. Вывешивать скворечники весной.


2.  Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить   близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

VII. Подведение итогов урока

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Составление сенкана


  • Птицы

  • Перелетные, зимующие

  • Вернулись, гнездятся, поют

  • Приносят огромную пользу природе

  • Друзья!

– Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.

VIII. Домашнее задание ( с.112-113) читать и пересказывать

Задание по уровням:

достаточный уровень

1) Если птенец выпадет из гнезда, то:

а) нужно положить его назад в гнездо;

б) не подходить и не брать в руки, тогда родители сами позаботятся о нем;

в) отнести домой.

2) Птицы весной:

а) прячутся от холода;

б) улетают в теплые края;

в) строят гнезда, выводят птенцов.

3) Первыми прилетают из теплых краев:

а) скворцы;

б) грачи;

в) ласточки.

высокий уровень

1) Неутомимый певец, чей голос в мае далеко слышно:

а) аист;

б) ласточка; в) соловей.

2) Прилетают из теплых краев:

а) синички, дятлы;

б) сороки, воробьи;

в) ласточки, аисты.

3) Птиц нельзя беспокоить весной, так как они:

а) поют;


б) ловят насекомых;

в) выводят птенцов.

4) Две из этих птиц высиживают яйца. Третья –нет. Какая?

а) аист;

б) ласточка; в) кукушка.

5) Городская ласточка строит гнездо:

а) под крышей;

б) в кустах; в) на дереве.



Єнакієвський навчально-виховний комплекс №1

Єнакієвської міської ради

Конспект відкритого уроку з природознавства

на тему:

«Коли повертаються з півдня

перелітні птахи?»

Урок підготовлено і проведено

у 2-Б класі НВК№1 25.02.2014 р.

учителем початкових класів

Виборовою А.В.