Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29. 01. 2013 г.) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кодекс республики казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию... 4 2256.34kb.
Кодекс кыргызской республики (с изменениями и дополнениями по состоянию... 10 5007.77kb.
Кодекс кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию... 2 650.44kb.
Кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию... 6 3166.94kb.
Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года №193-iv общая... 5 2507.18kb.
Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года n 167 Ведомости... 9 3225.95kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости... 1 286.63kb.
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года n 2733 Ведомости... 1 276.73kb.
Кодекс республики казахстан об административных правонарушениях 18 9401.83kb.
Астана столица Республики Казахстан 1 133.4kb.
Астана столица Республики Казахстан 1 122.65kb.
Опыт работы по патриотическому воспитанию студентов в условиях университетского... 1 115.77kb.
- 4 1234.94kb.
Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29. 01. - страница №1/9

Бюджетный кодекс
Республики Казахстан
изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ



 

Общая часть

 

Раздел 1. Бюджетная система

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан

Статья 2. Действие бюджетного законодательства Республики Казахстан

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Статья 4. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан

Статья 5. Нормативные правовые акты, влияющие на поступления и расходы бюджета

 

Глава 2. Виды и уровни бюджета



Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета

Статья 7. Республиканский бюджет

Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы

Статья 9. Бюджет района (города областного значения)

Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет

 

Глава 3. Структура бюджета



Статья 11. Поступления бюджета

Статья 12. Расходы бюджета



Статья 13. Структура бюджета

Статья 14. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета

Статья 15. Чистое бюджетное кредитование

Статья 16. Сальдо по операциям с финансовыми активами

Статья 17. Дефицит (профицит) бюджета

Статья 18. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета



 

Глава 4. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов



Статья 19. Общие положения о резервах Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

Статья 20. Использование резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов



 

Глава 5. Формирование, использование и управление Национальным фондом Республики Казахстан



Статья 21. Национальный фонд Республики Казахстан

Статья 22. Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан

Статья 23. Использование Национального фонда Республики Казахстан

Статья 24. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет

Статья 25. Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан

 

Глава 6. Единая бюджетная классификация



Статья 26. Определение единой бюджетной классификации

Статья 27. Состав единой бюджетной классификации

Статья 28. Классификация поступлений бюджета

Статья 29. Функциональная классификация расходов бюджета

Статья 30. Экономическая классификация расходов бюджета

Статья 31. Администратор бюджетных программ

Статья 32. Бюджетные программы

Статья 33. Виды бюджетных программ

Статья 34. Бюджетные программы, направленные на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг

Статья 35. Бюджетные программы, направленные на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий

Статья 36. Бюджетные программы, направленные на предоставление бюджетных кредитов

Статья 37. Бюджетные программы, направленные на осуществление бюджетных инвестиций

Статья 38. Бюджетные программы, направленные на осуществление капитальных расходов

Статья 39. Бюджетные программы, направленные на выполнение обязательств государства

Статья 39-1. Бюджетные программы, направленные на вложение целевого вклада

Статья 40. Классификация расходов государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов

Статья 41. Государственное задание

Статья 41-1. Условно финансируемые расходы



 

Глава 7. Межбюджетные отношения



Статья 42. Общие положения о межбюджетных отношениях

Статья 43. Принципы межбюджетных отношений

Статья 44. Формы регулирования межбюджетных отношений

Статья 45. Трансферты общего характера

Статья 46. Целевые трансферты

Статья 47. Бюджетные кредиты нижестоящим бюджетам

Статья 48. Ответственность за недостижение результатов при использовании трансфертов

 

Раздел 2. Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов



Глава 8. Распределение поступлений в бюджет между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, района (города областного значения)

Статья 49. Поступления в республиканский бюджет

Статья 50. Поступления в областной бюджет

Статья 51. Поступления в бюджеты города республиканского значения, столицы

Статья 52. Поступления в бюджет района (города областного значения)



 

Глава 9. Распределение расходов между уровнями бюджетов



Статья 53. Расходы республиканского бюджета

Статья 54. Расходы областного бюджета

Статья 55. Расходы бюджетов города республиканского значения, столицы

Статья 56. Расходы бюджета района (города областного значения)



 

Глава 10. Бюджетные комиссии



Статья 57. Основные положения о бюджетных комиссиях

Статья 58. Компетенция бюджетных комиссий

Статья 59. Состав и рабочие органы бюджетных комиссий

 

Особенная часть



 

Раздел 3. Разработка, рассмотрение, утверждение бюджета

Глава 11. Основы планирования бюджета

Статья 60. Общие положения об основах планирования бюджета

Статья 61. Прогноз социально-экономического развития

Статья 62. Стратегический план государственного органа

Статья 63.Операционный план



 

Глава 12. Разработка бюджета



Статья 64. Общие положения о разработке бюджета

Статья 65. Прогнозирование поступлений бюджета

Статья 66. Документы, представляемые администраторами бюджетных программ, для планирования расходов бюджета

Статья 67. Бюджетная заявка

Статья 68. Рассмотрение проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в стратегические планы, проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, не разрабатывающих стратегические планы и бюджетных заявок

Статья 69. Натуральные нормы

Статья 70. Деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг)

Статья 71. Разработка проекта закона о республиканском бюджете

Статья 72. Разработка проекта решения маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы

Статья 73. Разработка проекта решения маслихата о бюджете района (города областного значения)



 

Глава 13. Основные положения процесса рассмотрения и утверждения проекта бюджета



Статья 74. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета

Статья 75. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта местного бюджета

Статья 76. Основные принципы рассмотрения проектов бюджетов представительными органами

Статья 77. Рассмотрение проекта республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан

Статья 78. Рассмотрение проекта местного бюджета в постоянных комиссиях маслихата

Статья 79. Постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о реализации закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о местных бюджетах



 

Глава 14. Разработка, введение или прекращение действия чрезвычайного государственного бюджета



Статья 80. Основание для разработки, введения или прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета

Статья 81. Разработка проекта чрезвычайного государственного бюджета



 

Раздел 4. Исполнение бюджета



Глава 15. Общие положения об исполнении бюджета

Статья 82. Общие положения об исполнении бюджета

Статья 83. Исполнение бюджета с учетом особенностей некоторых законов Республики Казахстан



 

Глава 16. Процесс исполнения бюджета



Статья 84. Документы, являющиеся основой исполнения бюджета

Статья 85. Сводный план финансирования по обязательствам, сводный план поступлений и финансирования по платежам



 

Глава 17. Счета по обслуживанию кассового исполнения бюджета



Статья 86. Единый казначейский счет

Статья 87. Счета уполномоченного органа по исполнению бюджета в иностранной валюте

Статья 88. Контрольные счета наличности

Статья 89. Счета государственных учреждений



 

Глава 18. Исполнение бюджета



Статья 90. Исполнение бюджета по поступлениям

Статья 91. Зачисление поступлений на единый казначейский счет

Статья 92. Распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами и Национальным фондом Республики Казахстан

Статья 93. Привлечение гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан

Статья 94. Возврат из бюджета излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений либо их зачет в счет погашения задолженности

Статья 95. Исполнение бюджета по расходам

Статья 96. Обязательства государственных учреждений

Статья 97. Осуществление платежей и переводов денег в национальной валюте

Статья 98. Инкассовое распоряжение

Статья 99. Осуществление платежей и переводов денег в иностранной валюте по видам валют

Статья 100. Приостановление регистрации гражданско-правовых сделок и проведения платежей и переводов денег

Статья 101. Управление бюджетными деньгами

Статья 100-1. Приостановление проведения платежей и переводов денег субъектов квазигосударственного сектора

Статья 102. Исполнение по деньгам от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении

Статья 103. Завершение финансового года

Статья 104. Остатки бюджетных средств

Статья 105. Ответственность администраторов бюджетных программ

 

Глава 19. Уточнение бюджета



Статья 106. Уточнение бюджета

Статья 107. Уточнение республиканского бюджета

Статья 108. Уточнение областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы

Статья 109. Уточнение бюджета района (города областного значения)



 

Глава 20. Секвестр и корректировка бюджета



Статья 110. Секвестр

Статья 111. Корректировка бюджета



 

Глава 21. Бюджетный мониторинг и оценка результатов



Статья 112. Бюджетный мониторинг

Статья 113. Оценка результатов



 

Раздел 5. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств



Глава 22. Система бухгалтерского учета

Статья 114. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Статья 115. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Статья 116. Система бухгалтерского учета

 

Глава 23. Финансовая отчетность



Статья 117.Финансовая отчетность

Статья 118. Консолидированная финансовая отчетность

Статья 119. Отчетный период

Статья 120. Представление финансовой отчетности



 

Раздел 6. Бюджетный учет и отчетность



Глава 24. Бюджетный учет

Статья 121. Основные положения по бюджетному учету

Статья 122. Ведение бюджетного учета

Статья 123. Качественные характеристики бюджетной отчетности

Статья 124. Виды бюджетной отчетности

Статья 125. Представление отчета об исполнении бюджета

Статья 126. Отчет о реализации стратегического плана



 

Глава 25. Годовой отчет об исполнении бюджета



Статья 127. Представление годового отчета об исполнении республиканского бюджета

Статья 128. Обсуждение и утверждение годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан

Статья 129. Представление годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы

Статья 130. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы

Статья 131. Представление годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения)

Статья 132. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения)



 

Глава 26. Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан



Статья 133. Составление годового отчета о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан

Статья 134. Представление и утверждение годового отчета о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан



 

Раздел 7. Государственный финансовый контроль



Глава 27. Общие положения о государственном финансовом контроле

Статья 135. Государственный финансовый контроль

Статья 136. Система органов государственного финансового контроля

Статья 137. Принципы и стандарты государственного финансового контроля

Статья 138. Типы государственного финансового контроля

Статья 138-1. Классификатор нарушений, выявляемых на объектах государственного финансового контроля

Статья 139. Виды государственного финансового контроля

Статья 140. Акты, принимаемые по результатам контроля

 

Глава 28. Органы государственного финансового контроля



Статья 141. Компетенция Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

Статья 142. Компетенция ревизионной комиссии маслихата

Статья 143. Компетенция уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа по внутреннему контролю

Статья 144. Службы внутреннего контроля

Статья 145. Взаимодействие государственных органов и органов государственного финансового контроля

 

Глава 29. Основы проведения государственного финансового контроля



Статья 146. Права и обязанности руководителя объекта контроля

Статья 147. Отчетность о результатах контроля

Статья 148. Конфликт интересов

Статья 149. Ответственность должностных лиц органов государственного финансового контроля, объектов контроля

Статья 150. Разрешение споров

 

Раздел 8. Бюджетные инвестиции



Глава 30. Планирование бюджетных инвестиций

Статья 151. Общие положения о бюджетных инвестициях

Статья 152. Планирование бюджетных инвестиционных проектов

Статья 153. Разработка инвестиционных предложений

Статья 154. Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований



бюджетных инвестиционных проектов и отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета

Статья 155. Планирование концессионных проектов

Статья 155-1. Разработка и отбор концессионных предложений

Статья 155-2. Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований



концессионных проектов

Статья 155-3. Консультативное сопровождение концессионных проектов

Статья 155-4. Основания для включения в проект бюджета концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета

Статья 156. Планирование бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц

Статья 156-1. Исключена

 

Глава 31. Осуществление бюджетных инвестиций



Статья 157. Реализация бюджетных инвестиционных проектов

Статья 158. Осуществление бюджетных инвестиций посредством софинансирования из бюджета концессионных проектов

Статья 159. Осуществление бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц

 

Раздел 9. Концессионные обязательства



Глава 32. Концессионные обязательства

Статья 160. Общие положения о концессионных обязательствах

Статья 161. Учет и мониторинг концессионных обязательств

Статья 162. Принятие и выполнение концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан

 

Глава 33. Концессионные обязательства местных исполнительных органов



Статья 163. Принятие концессионных обязательств местными исполнительными органами

Статья 164. Ограничение принятия концессионных обязательств местными исполнительными органами

Статья 165. Выполнение концессионных обязательств местными исполнительными органами

 

Раздел 10. Гранты



Глава 34. Общие положения о несвязанных и связанных грантах

Статья 166. Несвязанные гранты

Статья 167. Планирование связанных грантов

Статья 168. Привлечение связанных грантов

 

Глава 35. Использование связанных грантов



Статья 169. Использование связанных грантов

Статья 170. Мониторинг и оценка использования связанных грантов



 

Раздел 11. Бюджетное кредитование



Глава 36. Общие положения бюджетного кредитования

Статья 171. Основные положения о бюджетном кредитовании

Статья 172. Принципы бюджетного кредитования

Статья 173. Критерии бюджетного кредитования

Статья 174. Субъекты бюджетного кредитования

Статья 175. Кредитор

Статья 176. Администратор бюджетных программ как субъект бюджетного кредитования

Статья 177. Заемщики

Статья 178. Конечные заемщики

Статья 179. Поверенные (агенты)

 

Глава 37. Условия бюджетного кредитования



Статья 180. Основные условия кредитного договора

Статья 181. Срок бюджетного кредита

Статья 182. Период освоения бюджетного кредита

Статья 183. Способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту

Статья 184. Ставка вознаграждения

Статья 185. Способы предоставления бюджетного кредита

Статья 186. График погашения и обслуживания бюджетного кредита

 

Глава 38. Процедуры бюджетного кредитования



Статья 187. Принятие решения о предоставлении бюджетного кредита

Статья 188. Процедура предоставления бюджетного кредита

Статья 189. Особенности кредитования иностранных государств

Статья 190. Использование бюджетного кредита

Статья 191. Обслуживание бюджетного кредита

Статья 192. Погашение бюджетного кредита



 

Глава 39. Реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика



Статья 193. Реструктуризация бюджетного кредита

Статья 194. Перевод долга по бюджетному кредиту



 

Глава 40. Исковая давность, прекращение требований кредиторов и прекращение гарантии по бюджетным кредитам



Статья 195. Исковая давность

Статья 196. Прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита и прекращение гарантии



 

Глава 41. Контроль, мониторинг, учет по бюджетным кредитам



Статья 197. Контроль за бюджетными кредитами

Статья 198. Мониторинг и учет бюджетных кредитов



 

Раздел 12. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства



Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством заимствовании и долге, поручительстве государства

Статья 199. Общие положения о заимствовании

Статья 200. Виды и формы государственных займов

Статья 201. Государственный долг

Статья 202. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по погашению и обслуживанию государственного долга

Статья 203. Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками

Статья 204. Публикация сведений о состоянии государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства



 

Глава 43. Заимствование Правительством Республики Казахстан



Статья 205. Цели заимствования Правительством Республики Казахстан

Статья 206. Осуществление заимствования Правительством Республики Казахстан

Статья 207. Ограничения заимствования Правительством Республики Казахстан

Статья 208. Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан



 

Глава 44. Заимствование местными исполнительными органами



Статья 209. Цели заимствования местными исполнительными органами

Статья 210. Ограничения заимствования местными исполнительными органами

Статья 211. Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов

Статья 212. Выпуск государственных ценных бумаг местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы



 

Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг



Статья 213. Государственная гарантия

Статья 214. Ограничения предоставления государственных гарантий

Статья 215. Условия предоставления государственных гарантий

Статья 216. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение государственной гарантии

Статья 217. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий

Статья 218. Форма государственной гарантии



Статья 219. Учет предоставления государственных гарантий и гарантируемых государством займов

Статья 220. Исполнение государственной гарантии

Статья 221. Реструктуризация гарантированных государством займов

Статья 222. Замена заемщика по гарантированному государством займу

Статья 223. Основания прекращения действия государственной гарантии

Статья 224. Ограничения на использование средств гарантированного государством займа

Статья 225. Контроль и ответственность за использование средств гарантированного государством займа

 

Глава 46. Поручительство государства



Статья 226. Поручительство государства

Статья 227. Ограничения предоставления поручительства государства

Статья 228. Условия предоставления поручительств государства

Статья 229. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение поручительства государства

Статья 230. Отбор концессионных проектов для предоставления или увеличения объема лимита поручительств государства

Статья 231. Форма поручительства государства

Статья 232. Учет предоставляемых поручительств государства и займов под поручительство государства

Статья 233. Исполнение поручительства государства

Статья 234. Основания прекращения действия поручительства государства

Статья 235. Ограничения на использование средств займа, привлекаемого под поручительство государства

Статья 236. Контроль и ответственность за использование средств займа, привлекаемого под поручительство государства

 

Глава 47. Защита интересов заимодателя



Статья 237. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору займа

Статья 238. Защита от незаконных действий государственных органов и должностных лиц

Статья 239. Разрешение споров

 

Раздел 13. Заключительные и переходные положения



Глава 48. Переходные положения

Статья 240. Разработка местных бюджетов на 2009 финансовый год

Статья 241. Разработка постановления местных исполнительных органов о реализации решений маслихатов о местных бюджетах на 2009 год

Статья 242. Порядок исполнения местных бюджетов в 2009 году

Статья 243. Годовые отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов за 2008 год



 

Глава 49. Заключительные положения



Статья 244. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан

Статья 245. Заключительные положения

 

Настоящий Кодекс регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.



 

Общая часть



 

Раздел 1. Бюджетная система

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан

1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 2. Действие бюджетного законодательства Республики Казахстан



1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц.

2. Положения настоящего Кодекса, касающиеся государственных учреждений, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан и государственные учреждения, финансируемые из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе.

Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период.

4. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе



1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) аваль — вексельная гарантия, при которой лицо, ее совершившее, принимает на себя обязательство по осуществлению платежа по векселю (полностью или в части) за другое лицо, обязанное по векселю;

2) несвязанные гранты — гранты, не предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов;

3) связанные гранты — гранты, предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов в рамках соответствующей бюджетной программы, направленной на реализацию связанного гранта;

4) соглашение о связанном гранте — договор между государственным органом и донором, предусматривающий предоставление Республике Казахстан безвозмездной финансовой или технической помощи;

5) объекты контроля — участники бюджетного процесса, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие связанные гранты, активы государства, гарантированные государством займы;

6) гарантия банка — обязательство банка перед центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по погашению задолженности по гарантированному государством займу в случае необеспечения заемщиком накопления причитающейся с него суммы по договору займа в порядке и сроки, которые установлены соглашением о предоставлении государственной гарантии;

7) утвержденный бюджет — бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом;

8) обслуживание долга — совокупные выплаты в определенном периоде времени вознаграждения, комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования;

9) мониторинг долга — деятельность государства в лице уполномоченных им органов по учету, анализу и контролю процесса формирования, изменения и обслуживания долга;

10) погашение долга — возврат заемщиком полученной суммы займа в установленном договором займа порядке, исполнение других обязательств, вытекающих из договора займа;

11) нарушение — деяние (действия или бездействие), повлекшее за собой нарушение положений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего отношения, связанные с планированием и использованием бюджетных средств и активов государства, связанных грантов, гарантированных государством займов, предоставлением поручительств государства;

11-1) классификатор нарушений, выявляемых на объектах государственного финансового контроля (далее - Классификатор нарушений) - документ, содержащий перечень видов нарушений и способы их устранения, с указанием на нарушенные нормы права и соответствующие им виды ответственности, установленные законами Республики Казахстан;

12) бюджет — централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций;

13) местный уполномоченный орган по исполнению бюджета — исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета;

14) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан на основании отчета Национального Банка Республики Казахстан;

14-1) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования;

15) бюджетная система — совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений;

16) бюджетные инвестиции — финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета;

17) бюджетный инвестиционный проект — совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание, внедрение и развитие информационных систем, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;

17-1) экономическая экспертиза технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта - комплексная оценка информации, предоставленной в технико-экономическом обосновании, на предмет определения осуществимости и эффективности проекта, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;

17-2) экономическое заключение по бюджетному инвестиционному проекту - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности реализации бюджетного инвестиционного проекта, его влияния на экономику страны и соответствие стратегическим и (или) программным документам, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта;

18) бюджетная обеспеченность — стоимость государственных услуг в расчете на единицу получателей данных услуг, предоставляемых за счет средств соответствующих бюджетов;

19) бюджетные средства — деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;

20) получатели бюджетных средств — физические и юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их в рамках реализации бюджетных программ;

21) бюджетные отношения — отношения, возникающие в бюджетном процессе;

22) бюджетные операции — операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;

23) бюджетный процесс — регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению и корректировке бюджета, ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, государственному финансовому контролю, бюджетному мониторингу и оценке результатов;

24) грант — безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Республики Казахстан;

25) доноры — иностранные государства, их правительства и агентства, международные и зарубежные государственные организации, зарубежные неправительственные общественные организации и фонды, чья деятельность не противоречит Конституции Республики Казахстан;

26) отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году планового периода;

27) долг местного исполнительного органа — сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа на определенную дату;

28) лимит долга местного исполнительного органа — устанавливаемая Правительством Республики Казахстан для местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец соответствующего финансового года);

29) плановый период — три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;

29-1) экономическое заключение по бюджетным инвестициям посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности осуществления бюджетных инвестиций, их влияния на экономику страны и соответствие стратегическим и (или) программным документам, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц;

29-2) экономическая экспертиза финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц - комплексная оценка информации, предоставленной в финансово-экономическом обосновании, на предмет соответствия мероприятий критериям обоснованности и результативности, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;

30) инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ;

30-1) экономическое заключение на инвестиционное предложение - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности реализации инвестиционного проекта, содержащегося в инвестиционном предложении, в качестве 'бюджетного инвестиционного проекта, соответствия целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и (или) программными документами;

31) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

32) очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;

33) контрагент — сторона сделки по хеджированию правительственных займов, заключаемой с уполномоченным органом по исполнению бюджета;

34) концессионные обязательства — совокупность прав и обязанностей сторон по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии;

35) норматив распределения доходов — процентное соотношение распределения видов доходов между бюджетами разных уровней;

36) резиденты Республики Казахстан — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и (или) за ее пределами;

37) финансовое агентство — национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и осуществляющие в этих целях заимствования на финансовом рынке Республики Казахстан и (или) международном финансовом рынке;

38) финансовый год — период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета;

39) финансирование — выделение бюджетных денег их получателям;

40) финансовая отчетность — информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения объектов контроля, формы и объемы которой определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

41) заимствование — процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа, процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания соответствующих документов по займу, ратификации договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получения, использования средств займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;

42) заимодатель — лицо, предоставившее государственный или негосударственный заем под государственную гарантию или поручительство государства, или представитель держателей инфраструктурных облигаций;

43) договор займа — соглашение, в силу которого заемщик получает средства займа и несет обязательства перед заимодателем по их возврату и выплате вознаграждения, а также по другим выплатам, связанным с займом;

44) обслуживание займа — деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету использования средств займа на счетах заемщика и осуществления заемщиком платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа;

45) реструктуризация займа — изменение по соглашению сторон сроков, финансовых и иных условий исполнения ими обязательств по договору займа;

46) активы государства — имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий;

47) заем, привлекаемый под поручительство государства, — негосударственный заем, осуществляемый посредством выпуска инфраструктурных облигаций;

48) долг по поручительствам государства — сумма на определенную дату полученных и непогашенных сумм негосударственных займов, привлеченных под поручительство государства;

49) лимит предоставления поручительств государства — утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы поручительства государства;

50) гарантированный государством долг — сумма на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных займов, обеспеченных государственными гарантиями;

51) гарантированный государством заем — негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией;

52) рефинансирование государственного долга — погашение государственного долга за счет средств нового заимствования;

53) негосударственный заем — отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов;

54) местный уполномоченный орган по государственному планированию — исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере стратегического, экономического и бюджетного планирования в соответствующей административно-территориальной единице;

55) центральный уполномоченный орган по государственному планированию — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики;

56) лимит предоставления государственных гарантий — утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии;

57) государственный заем — отношения займа, в которых заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан или местные исполнительные органы;

58) государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступают Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан и местные исполнительные органы, или удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды;

59) размещение государственных эмиссионных ценных бумаг — отчуждение государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов первым владельцам посредством заключения гражданско-правовых сделок;

60) уточненный бюджет — утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения;

61) показатели результата — совокупность прямых и конечных результатов, показателей эффективности и качества бюджетных программ, характеризующая деятельность государственного органа по реализации стратегического плана и бюджетных программ;

62) сумма основного долга — подлежащая погашению сумма полученного и не возвращенного заимодателю займа без учета начисляемых по ней сумм вознаграждения, неустойки (штрафа, пени);

63) безвозмездная финансовая помощь — предоставление донорами государственным организациям Республики Казахстан денег для финансирования поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;

64) безвозмездная техническая помощь — осуществление или организация донорами поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг государственным организациям Республики Казахстан;

65) взаимопогашаемые операции — операции, осуществляемые при формировании государственного бюджета и бюджета области, а также отчетов об их исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного счета;

66) договор страхования - договор, предусматривающий обязательство страховой организации перед центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по компенсации ущерба, возникшего в результате отвлечения средств из республиканского бюджета на исполнение обязательств по поручительствам государства или государственным гарантиям;

67) нефиксированная (плавающая) ставка вознаграждения — ставка вознаграждения по кредитам, займам или доход по ценным бумагам с вознаграждением, подверженная изменениям в зависимости от рыночной конъюнктуры;

68) внешний заем — отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент Республики Казахстан, а заемщиком — Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан;

69) прямой результат — количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги;

70) конечный результат — целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов;

71) правительственный долг — сумма полученных и не погашенных Правительством Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату;

72) лимит правительственного долга — утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец соответствующего финансового года);

73) хеджирование правительственных займов — совершение сделки с финансовыми инструментами между уполномоченным органом по исполнению бюджета и контрагентом с целью управления рисками (валютными, процентными и иными) правительственного заимствования;

74) внутренний заем — отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент Республики Казахстан, а заемщиком — Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан.

2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.

 

Статья 4. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан



Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах:

1) принцип единства — применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

2) принцип полноты — отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности — соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития, стратегических планов государственных органов;

4) принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

5) принцип последовательности — соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип результативности — разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности бюджета — установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

8) принцип преемственности — планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

9) принцип обоснованности — планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов, а также использование бюджетных средств и активов государства в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

10) принцип своевременности — зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

11) принцип единства кассы — зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;

12) принцип эффективности — разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;

13) принцип ответственности — принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;

14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ, субъектами квазигосударственного сектора на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, финансово-экономическими обоснованиями бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале субъектов квазигосударственного сектора с соблюдением законодательства Республики Казахстан.

 

Статья 5. Нормативные правовые акты, влияющие на поступления и расходы бюджета



1. Проекты законов, предусматривающие сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов, могут быть внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики Казахстан. Заключение Правительства Республики Казахстан формируется с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии.

Для проектов законов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, наличие такого заключения не требуется.

Положения проектов указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов республиканского или местных бюджетов, подлежат обязательному рассмотрению Республиканской бюджетной комиссией.

2. Положения актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть введены в действие не ранее следующего финансового года при условии, что положительные заключения Правительства Республики Казахстан с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии даны в первой половине текущего года.

В случае, если положительные заключения даны во второй половине текущего года, то указанные положения могут быть введены в действие не ранее финансового года, следующего за планируемым.

3. Проекты решений местных представительных органов, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов местных бюджетов, могут быть внесены на рассмотрение маслихатов лишь при наличии положительного заключения акима. Заключение акима формируется с учетом предложений соответствующей бюджетной комиссии.

Положения проектов актов местных исполнительных органов, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов местных бюджетов, подлежат обязательному рассмотрению соответствующей бюджетной комиссией.

4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи положения могут быть введены в действие не ранее следующего финансового года при наличии положительного заключения акима с учетом предложений соответствующей бюджетной комиссии.

5. Указанные в пунктах 2 и 4 настоящей статьи положения не распространяются на законы о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете и решения маслихатов о внесении изменений и дополнений в решения маслихатов о местном бюджете, а также на нормативные правовые акты об их реализации.

6. Указанные в пункте 2 настоящей статьи положения не распространяются на нормативные правовые акты, предусматривающие изменение таможенных ставок.

 


следующая страница >>