Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №296-iv "Казахстанская правда" от 02. 07. 2010 г., №169-170 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №296-iv "Казахстанская правда" от - страница №1/11

 О таможенном деле в Республике Казахстан

Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV


"Казахстанская правда" от 02.07.2010 г., № 169-170 (26230-26231); 03.07.2010 г., № 171-173 (26232-26234); "Егемен Ќазаќстан" 2010 жылєы 02 шілдедегі № 268-270 (26115); 03 шілдедегі № 271-278 (26122); "Официальная газета" № 32, август 2010 г.; Ведомости Парламента РК, 2010 г., № 14 (2567), ст. 70

Сноска. См. Закон РК от 30 июня 2010 года № 298-IV "О введении в действие Кодекса РК "О таможенном деле в Республике Казахстан".

      Примечание РЦПИ!


      До 1 января 2013 года по всему тексту Кодекса, за исключением подпункта 4) пункта 1 статьи 251, слова "идентификационный номер", "идентификационные номера", "идентификационном номере", "идентификационного номера" считать соответственно словами "регистрационный номер", "регистрационные номера", "регистрационном номере", "регистрационного номера" согласно Закона РК от 30.06.2010 № 298-IV.

оглавление

      Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Таможенное дело (регулирование) в Республике


                 Казахстан

      1. Таможенным делом (регулированием) в Республике Казахстан признается регулирование отношений на части таможенной территории таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.


      2. Таможенное регулирование в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, таможенным законодательством Республики Казахстан.
      3. Сферой таможенного дела является область государственного управления при реализации таможенного дела.

      Статья 2. Руководство в сфере таможенного дела

      1. Непосредственное руководство в сфере таможенного дела осуществляет уполномоченный орган в сфере таможенного дела.
      2. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством Республики Казахстан:
      1) ведет таможенную политику в Республике Казахстан;
      2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;
      3) осуществляет руководство таможенными органами;
      4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав;
      5) разрабатывает и создает информационные системы, системы связи и системы передач данных, технических средств таможенного контроля, а также средств защиты информации;
      6) принимает решения о включении в реестры на осуществление деятельности в сфере таможенного дела;
      7) осуществляет таможенное администрирование;
      8) осуществляет таможенный контроль за перемещением через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств;
      9) обеспечивает на постоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве таможенного союза и (или) Республики Казахстан;
      10) ведет таможенную статистику;
      11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 3. Таможенное законодательство Республики Казахстан

      1. Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:
      1) настоящего Кодекса;
      2) нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
      2. В сфере таможенного дела применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом.
      3. При перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза с нарушением требований, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан, применяются таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.
      Если день фактического пересечения товарами таможенной границы таможенного союза не установлен, применяются таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день выявления нарушений установленных требований.

      Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем


                 Кодексе

      1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе:


      1) авария - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которых товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при обычных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);
      2) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
      3) товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;
      4) таможенный орган отправления - таможенный орган и (или) иной таможенный орган государства-члена таможенного союза, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
      5) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;
      6) генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, действующее в течение периода времени, определяемого настоящим Кодексом, и покрывающее риски, связанные с проведением таможенных операций на территории Республики Казахстан;
      7) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов - способ гарантии исполнения обязанности перед таможенными органами по уплате таможенных пошлин, налогов, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Кодексом;
      8) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Республики Казахстан;
      9) таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
      10) таможенная инфраструктура - совокупность зданий, строений и сооружений, создающих условия для функционирования таможенных органов, а также предназначенных для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов;
      11) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы таможенного союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;
      12) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы таможенного союза;
      13) пересечение таможенной границы таможенного союза - действия лица, непосредственно направленные на выезд с таможенной территории таможенного союза, на въезд на таможенную территорию таможенного союза, и (или) нахождение лица в зоне таможенного контроля, а также фактическое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;
      14) Комиссия таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза;
      15) лицо государства-члена таможенного союза - физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, юридическое лицо, а также образование, не являющееся юридическим лицом, созданное в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;
      16) зона деятельности таможенного органа - территория, в пределах которой таможенным органом осуществляется таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, находящихся под таможенным контролем;
      17) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;
      18) таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
      19) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;
      20) таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) Республики Казахстан;
      21) таможенные платежи - ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с настоящим Кодексом в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;
      22) таможенная территория таможенного союза - единая таможенная территория таможенного союза, которую составляют территории государств-членов таможенного союза, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией;
      23) Таможенный кодекс таможенного союза - международный нормативный правовой акт, принятый договором о Таможенном кодексе таможенного союза в городе Минске 27 ноября 2009 года;
      24) Таможенная граница таможенного союза - пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией;
      25) товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:
      полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза;
      ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;
      изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;
      26) международные договоры государств-членов таможенного союза - международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза;
      27) таможенный представитель - юридическое лицо Республики Казахстан, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и настоящего Кодекса;
      28) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей; таможенных перевозчиков; владельцев складов временного хранения; свободных складов; таможенных складов; магазинов беспошлинной торговли;
      29) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;
      30) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;
      31) транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
      32) казахстанское лицо - гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      33) преступления и административные правонарушения - преступления, уголовное преследование по которым осуществляют таможенные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство);
      34) припасы - товары:
      необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
      предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река-море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах независимо от того, продаются эти припасы или нет;
      предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;
      35) таможенный орган назначения - таможенный орган и (или) иной таможенный орган государства-члена таможенного союза, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;
      36) заинтересованные лица - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;
      37) пункт пропуска - участок таможенной границы таможенного союза, находящийся на территории Республики Казахстан, с таможенной инфраструктурой, расположенный в пределах железнодорожного, автомобильного, водного либо воздушного сообщения, предназначенный для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, определенный Правительством Республики Казахстан и (или) международными договорами Республики Казахстан;
      38) оператор почты - лицо Республики Казахстан, имеющее право на предоставление услуг в сфере почтовой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о почте и актами Всемирного почтового союза;
      39) налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
      40) меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами Республики Казахстан, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      41) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу таможенного союза и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
      42) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;
      43) получатель товаров - лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;
      44) перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза;
      45) выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
      46) незаконное перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза - перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;
      47) товаросопроводительные документы - коммерческие и транспортные документы на товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза;
      48) партия товара - товары, одновременно предъявляемые таможенному органу по одному или нескольким транспортным документам и направляемые в адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве багажа одним лицом;
      49) лицо - физическое и (или) юридическое лицо, а также образование, не являющееся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;
      50) запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами Республики Казахстан, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      50-1) уполномоченное юридическое лицо - юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, в сфере реализации ограниченного в распоряжении имущества плательщика;
      51) международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;
      52) транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;
      53) условный выпуск - выпуск товаров при условии соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению товарами;
      54) иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом;
      55) иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства-члена таможенного союза;
      56) экспресс-груз - товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок с целью доставки данных товаров до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
      2. Иные понятия для целей настоящего Кодекса используются в значениях, определенных в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
      3. Термины гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
      Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2010 № 368-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых


                 таможенным законодательством таможенного союза и
                 (или) Республики Казахстан

      1. Срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.


      Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или на действие, которое должно быть совершено.
      2. Если таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве таможенного союза и (или) Республики Казахстан применяются правила, предусмотренные пунктами 3-8 настоящей статьи.
      3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
      4. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
      5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
      Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
      6. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
      7. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
      Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
      Письменные заявления и извещения, сданные оператору почты до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются поданными в срок.
      8. В случае, если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Если в местах перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза и иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

      Статья 6. Система таможенных органов Республики Казахстан

      1. Таможенные органы Республики Казахстан (далее - таможенные органы) являются государственными органами, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
      2. Система таможенных органов Республики Казахстан состоит из:
      1) уполномоченного органа в сфере таможенного дела;
      2) территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице);
      3) таможни;
      4) таможенных постов;
      5) контрольно-пропускных пунктов на таможенной границе таможенного союза;
      6) специализированных таможенных учреждений.
      3. По решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенный информационно-вычислительный центр, таможенные лаборатории, кинологические, учебно-методические, научно-исследовательские и другие специализированные таможенные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, а также государственные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом.
      4. Таможенные органы имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов.
      Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      5. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества.
      Сноска. Статья 6 с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 7. Принципы деятельности таможенных органов

      Деятельность таможенных органов строится на принципах:
      1) законности;
      2) обеспечения прав, свобод и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
      3) равенства всех перед законом;
      4) гласности.

      Статья 8. Основные задачи таможенных органов



      Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
      1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
      2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза, таможенного законодательства Республики Казахстан и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
      3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
      4) взимание таможенных платежей и налогов, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
      5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
      6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу таможенного союза;
      7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу таможенного союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
      8) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
      10) ведение таможенной статистики;
      11) участие в разработке и реализации таможенного регулирования в Республике Казахстан;
      12) обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;
      13) осуществление и совершенствование таможенного декларирования, таможенного контроля, а также создание условий, способствующих упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
      14) осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, а также принятие мер по взысканию задолженности;
      15) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела;
      16) участие в реализации единой бюджетной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов;
      Примечание РЦПИ!
      Подпункт 17) вводится в действие с 01.07.2011 (см. ст. 1 Закона РК от 30.06.2010 № 298-IV).
      17) проведение радиационного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
      Примечание РЦПИ!
      Подпункт 18) вводится в действие с 01.07.2011 (см. ст. 1 Закона РК от 30.06.2010 № 298-IV).
      18) проведение транспортного и санитарно-карантинного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
      Примечание РЦПИ!
      Подпункт 19) вводится в действие с 01.07.2011 (см. ст. 1 Закона РК от 30.06.2010 № 298-IV).
      19) координация деятельности органов ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза;
      20) сотрудничество с таможенными органами и иными органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      21) выполнение иных задач, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Статья 9. Права таможенных органов

      Таможенные органы вправе:
      1) запрашивать и получать от государственных органов Республики Казахстан и органов иностранных государств, декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и проверяемых лиц, необходимую информацию, а также документы и сведения, относящиеся к сфере таможенного дела;
      2) при проведении таможенного контроля привлекать специалистов различных отраслей знаний;
      3) останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию таможенного союза, без разрешения таможенных органов;
      4) предъявлять иски в суды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) в соответствии с законодательством Республики Казахстан задерживать и доставлять в служебные помещения таможенных или иных органов Республики Казахстан лиц, совершивших правонарушение, преступление или подозреваемых в совершении правонарушения, преступления в сфере таможенного дела;
      6) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
      7) направлять официальных представителей таможенных органов в иностранные государства в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      8) разрабатывать, создавать, приобретать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      9) приобретать товары, включая оружие, специальные технические и иные средства, а также специальных собак для выполнения функций, возложенных на таможенные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      10) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      11) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности";
      12) составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      13) рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и налагать административные взыскания в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      14) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 10. Обязанности таможенных органов



      1. Таможенные органы обязаны:
      1) соблюдать законные права декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и защищать интересы государства;
      2) рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностных лиц таможенного органа в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан;
      3) содействовать развитию внешней торговли путем создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу таможенного союза;
      4) осуществлять таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
      5) осуществлять дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
      6) оказывать в пределах своих полномочий декларантам и лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, содействие в реализации их прав;
      7) обеспечивать полноту взимания и своевременность перечисления в бюджет таможенных платежей и налогов;
      8) принимать решения в пределах своей компетенции в сроки, установленные настоящим Кодексом, и осуществлять контроль за деятельностью декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по соблюдению ими условий и выполнению обязанностей, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также иными законодательными актами Республики Казахстан;
      9) осуществлять ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан;
      10) обеспечивать в пределах своей компетенции охрану таможенной границы таможенного союза и контроль за соблюдением таможенного законодательства и иного законодательства Республики Казахстан;
      11) обеспечивать в соответствии с законодательством Республики Казахстан защиту от противоправных действий в отношении деятельности таможенных органов, должностных лиц таможенных органов и членов их семей;
      12) в пределах своей компетенции проводить работу по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений в сфере таможенного дела;
      13) осуществлять сбор и анализ информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела;
      14) осуществлять во взаимодействии с органами национальной безопасности и другими соответствующими государственными органами Республики Казахстан меры по обеспечению защиты таможенной границы таможенного союза;
      15) обеспечивать своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение обращений и представление ответов или совершение соответствующих действий с учетом поступающих запросов и предложений в сфере таможенного дела;
      16) осуществлять безвозмездно информирование и консультирование в сфере таможенного дела;
      17) взаимодействовать с другими государственными органами в порядке, определяемом законодательными актами Республики Казахстан, а также на основании совместных актов соответствующих государственных органов по согласованию с указанными органами;
      18) взаимодействовать в целях совершенствования таможенного дела и внедрения эффективных методов таможенного администрирования с участниками внешнеэкономической и иной деятельности;
      19) представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма";
      20) взыскивать суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в установленные сроки в бюджет, а также пеню;
      21) осуществлять таможенное администрирование в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан;
      22) обеспечивать сохранность товаров, обращенных в собственность государства;
      23) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      2. При выявлении таможенными органами преступлений и административных правонарушений, производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Республики Казахстан к компетенции иных государственных органов Республики Казахстан, таможенные органы в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан, обязаны передать имеющиеся по таким правонарушениям и преступлениям материалы соответствующим государственным органам Республики Казахстан.

      Статья 11. Места нахождения таможенных органов

      1. Места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом в сфере таможенного дела с учетом необходимости осуществления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами международной перевозки, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза, исходя из объема товаропотока и интенсивности развития транспортного потенциала Республики Казахстан.
      2. Таможенные органы располагаются в помещениях, принадлежащих непосредственно таможенным органам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
      3. Таможенные органы могут располагаться на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных станций, местах международного почтового обмена, а также на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
      В указанных случаях необходимые территории и (или) помещения предоставляются таможенным органам на договорной основе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Статья 12. Места проведения таможенных операций

      Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, осуществляются в зонах таможенного контроля, определенных статьей 186 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

      Статья 13. Время работы таможенных органов

      1. Время работы таможенных органов устанавливается уполномоченным органом в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
      2. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза согласуется с режимом работы иных контролирующих органов на границе, с режимом работы морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций, где находятся указанные пункты пропуска, а также со временем работы таможенных и иных контролирующих органов в сопредельных пунктах пропуска иностранного государства.

      Статья 14. Обязательность исполнения требований таможенных


                  органов
      1. Требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами, в отношении которых в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан предъявляются указанные требования.
      2. Неисполнение требований таможенных органов и их должностных лиц, установленных пунктом 1 настоящей статьи, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на должностных лиц таможенных органов обязанностей, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 15. Правоохранительная деятельность таможенных


                  органов

      1. Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов, производство по которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан отнесено к ведению таможенных органов.


      2. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое Уголовным кодексом Республики Казахстан преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
      Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об oперативно-розыскной деятельности".
      3. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Статья 16. Отношение к информации, полученной таможенными


                  органами

      1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством Республики Казахстан, используется ими исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.


      2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
      Таможенные органы передают предоставленную им информацию государственным органам, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан, в порядке и с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров Республики Казахстан.
      3. В соответствии с законодательством Республики Казахстан таможенные органы по обращениям передают предоставленную им информацию:
      1) правоохранительным органам Республики Казахстан - на основании постановления прокурора о производстве проверки, по зарегистрированным материалам доследственной проверки, а также находящимся в производстве уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
      2) судам - по их истребованию;
      3) иным государственным органам Республики Казахстан в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан в порядке, определяемом совместными актами;
      4) уполномоченному органу по финансовому мониторингу - в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма".
      4. Любая информация, полученная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, не подлежит разглашению и распространению, за исключением случаев передачи информации другому государственному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 17. Обжалование решения таможенных органов,


                  действий (бездействия) таможенных органов и их
                  должностных лиц

      Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан.




следующая страница >>