«Клонирование: «за» и - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Клонирование: «за» и - страница №1/1





Тема: «Клонирование: «за» и «против».

Место занятия: Прикладной курс по биологии «Генетика человека. Решение генетических задач», раздел «Достижения и проблемы современной генетики».

Цель: изучить процесс клонирование, его особенности с биологической и этической точек зрения, повторить некоторые ОБ понятия.

Образовательные задачи:

расширить и углубить знания о клонировании генетике путем включения информации, отсутствующей в учебнике и необходимой в жизни; показать важность отношения общества к достижениям науки.



Развивающие задачи:

продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать полученные знания;

реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, структурировать, анализировать, и сопоставлять различные источники; отстаивать свою точку зрения;

развивать познавательную активность посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности;

развивать интерес к биологии при помощи творческих заданий;

развитие мотивации учебной деятельности.



Воспитательные задачи:

воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, соблюдению дисциплинарных установок;

формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости гуманного отношения к экспериментам над природой;

приобретать опыт сотрудничества; воспитывать культуру умственного труда.

создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая.

Тип урока (по целям): комбинированный с лабораторной работой.

Вид занятия (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры (урок-суд).

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.

Формы организации учебной деятельности: беседа, выполнение различных заданий в рабочих листах, работа с дополнительной информацией, фронтальный опрос, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.



Опережающее домашнее задание:учащиеся заранее готовятся к занятию, распределяют между собой роли (судья, присяжные, обвинители, адвокат, прокурор, свидетели).

Роль учителя заключается в организации подготовки к уроку, помощи в подборке материала.



Ход занятия:

Добрый день. Разрешите представиться, Малофеева Татьяна Николаевна, учитель биологии Пешковской средней школы. Уважаемые коллеги и дорогие ребята, я рада ВАС приветствовать на занятии по прикладному курсу «Генетика человека».

Для того чтобы определить тему сегодняшнего занятия, давайте разгадаем понятийный кроссворд, вопросы к которому есть у Вас в рабочих листах, где Вы и будете сегодня работать.

Определения для понятийного кроссворда

1.Элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

2. Набор хромосом половой клетки.

3. Как называется признак, который внешне проявляется в первом поколении гибридов.

4. Совокупность генов организма.

5. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.

6. Место расположения хромосом в эукариотической клетке.

7. Место расположения гена в хромосоме.

8. Мутация, при которой происходит поворот участка хромосомы на 180º.

9. Оплодотворенная яйцеклетка.

10. Одно из основных свойств живых организмов.

11. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, сформировавшихся на базе генотипа.

12.Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка.
Тема: «Клонирование: «за» и «против».

Популярность термина «Клонирование» возрастает с каждым годом. Однако далеко не все понимают истинный смысл его значения. Отсюда непонятным является одобрение этого процесса одними людьми и ярое отрицание другими. Одни специалисты убеждены в том, что клонирование призвано спасти человечество, а другие, категорически отвергая его, убеждены в том, что клонирование человечество погубит. (Видеофрагмент).



А сейчас давайте определим для себя цели сегодняшнего занятия, записав их в рабочие листы.

Исходя из целей, видно, что мы должны детальнее рассмотреть этот процесс и постараться выяснить, что же такое клонирование с биологической и этической точек зрения. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в духе сотрудничества, вы не забудете о толерантном отношении друг другу, будете не только высказывать своё мнение, но и выслушивать других. Желаю удачи.

Первый вопрос, который нам необходимо выяснить, что же такое клонирование с биологической точки зрения?

Для этого выполним следующее задание:

Задание КОЗ: КОЗ.

Компетентность разрешения проблем, информационная компетентность

Идентификация 1 уровень, извлечение первичной информации 1 уровень.
Используя информацию из статьи «Клонирование» заполните схемоконспект.
(СХЕМОКОНСПЕКТ из слайда)
Какие у вас были затруднения при заполнении? Высвечивается готовый схемоконспект. Посмотрите на свои записи и сравните со слайдом.
Вокруг отношения к экспериментам, проводимым в области клонирования человека, постоянно возникают споры. Дело в том, что до сих пор не получен ответ на ряд вопросов. В частности, имеют ли люди право на проведение клонирования человека? Что делать с живым организмом, (клоном), в случае, если в процессе клонирования была допущена ошибка, и на свет появился клон человека с нежелательными отклонениями? Имеет ли экспериментатор право на уничтожение неудачного клона (что будет равносильно убийству)? Нет точного ответа на вопрос о том, обладает ли наука информацией, необходимой для проведения подобных экспериментов, и существует ли возможность прогнозирования таких экспериментов. Не исключено, что такой прорыв в науке в случае успеха может для человечества иметь непредсказуемые последствия.
Чтобы сформулировав чёткие ответы на поставленные вопросы и с определённой степенью ответственности дать ответ «За» или «Против», я предлагаю Всем присутствующим стать участниками открытого заседания суда над КЛОНИРОВАНИЕМ и сыграть роли присяжных заседателей.

КОЗ: Компетентность разрешения проблем. III уровень.

Ваша задача в конце заседания высказать своё мнение, поставив запятую в фразе:

РОЖАТЬ НЕЛЬЗЯ КЛОНИРОВАТЬ?

Вы должны сделает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, сопоставления полученной информации. Подтвердить вывод аргументацией. В ходе заседания суда Вы отбираете и записываете свои аргументы и попробуйте предугадать аргументы оппонентов.



Ролевая игра: Суд над клонированием.

Секретарь – Прошу всех встать. Суд идёт. (Участники урока-суда занимают свои места).

Судья: Прошу садиться. Сегодня проводится открытое заседание суда.

Мы слушаем дело о клонировании человека. Заседание считается открытым.

Для начала выслушаем независимых экспертов. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего кроме правды. (Клянусь.) Прошу, начинайте.

Генетик ( независимый эксперт):

- Слово “клонирование” применяется в биологии в огромном количестве смыслов. Речь идет прежде всего о клонировании животных. Вообще клонирование животных в пятидесятых годах было очень развитой областью науки. И сенсация не в том, что животные клонируются, а в том, что клонируются взрослые млекопитающие. В том числе и человек. Что в этом необыкновенного? Почему клонирование взрослых животных вызывает такой ажиотаж? Дело в том, что взрослых животных мы уже знаем, мы привыкли к ним. А если это человек, то он известен нам как личность и нас шокирует факт его клонирования, это не укладывается в рамки представлений о существующем порядке вещей. При этом мы забываем о том, что клонирование млекопитающих и человека происходит и стихийно - само собой, без участия экспериментаторов. Пример такого клонирования прекрасно известен всем - рождение однояйцовых близнецов. Это в чистом виде клонирование. Оно осуществляется природой еще до того, как мы будем видеть и знать этих людей.



Историк(независимый эксперт): Тема клонирования с точки зрения достижений науки - не нова. В 1943 году была успешно оплодотворена яйцеклетка «в пробирке». В 1973 году в Нью-Йорке профессор Колумбийского университета, Л.Шетлз, заявил, что он может получить первого «ребёнка из пробирки». Эта новость вызвала бурю протестов пресвитерианской церкви США и отрицание Ватикана, которые налагали запрет на подобные эксперименты. В 1977 году Дж.Гердон, профессор зоологии, клонировал лягушек, а уже в 1978 году родился первый ребёнок «из пробирки». В 1981 году А.Шетлзу удаётся получить три клонированных человеческих эмбриона, но он приостанавливает их развитие. В 1997 году человечество потрясло появление на свет Долли, шотландской овечки, которая, по утверждениям её создателей является абсолютной генетической копией своей матери.

хронологические данные( на слайде):

1883 год- открытие яйцеклетки, Германия.

1943 год- оплодотворение яйцеклетки в пробирке.

1978 год-рождение первого ребенка из пробирки, Англия.

1981 год- получение трех клонированных эмбрионов человека и уничтожение их под давлением общественности, США.

1985 год- рождение ребенка суррогатной, а не генетической

матерью, Англия. Запрет Парламента на эксперименты.

1987 год- клонирование человеческих зародышей с их последующим уничтожением и запретом администрацией США на дальнейшее проведение подобных опытов.

1997 год- рождение овечки Долли в Великобритании и законопроект в конгрессе США о запрещении создавать человеческие существа путем клонирования.

1998 год- объявление о создании лаборатории по клонированию людей в Чикаго по просьбам многочисленных потенциальных клиентов.

2000 год- попытки государственного регулирования процессов.


Журналист газеты «Новое поколение»

Я приведу различные точки зрения лидей, дававших интервью нашей газете. Один из самых интересных аспектов клонирования, по мнению Эдуарда Всеволодова, узнать, например, что происходит с духовным миром человека при клонировании? Цитирую: «Я бы, например, не отказался получить точную копию выдающегося человека, воспитать его в корне по-другому и посмотреть, как проявятся его выдающиеся способности - проложат себе дорогу, несмотря на то, что изменились исторические условия, интересы общества и так далее. К примеру, кем бы стал Чайковский - композитором или бизнесменом?»



Онгар-кажи Омирбек,пресс-секретарь Духовного управления мусульман, говорил:

«В отношении этого вопроса я хочу сказать следующее. Ислам выступает против клонирования. Как вам известно, опыты клонирования запрещены в странах Европы.

В Священном Коране говорится буквально следующее: “Аллах создал все и соразмерил, а значит, нельзя вмешиваться в дело Всевышнего”...
Судья: Благодарю Вас. Слово предоставляется стороне обвинения.

Прокурор: Ваша честь! Господа присяжные! Я прошу запретить клонирование, т.к. считаю, что клонирование - это реальный шанс смести те опоры существования, которые оставляют человека человеком, сохраняют особенности нашего биологического вида.
И опыты по клонированию человека – вне зависимости от их результатов и нынешних возможностей – очередной, может быть, самый губительный шаг на этом пути. Сейчас я вам это докажу. Приглашаю первого свидетеля – представитель церкви.

Представитель церкви:

Клонирование взрослого организма, по сути, означает вызов Богу или природе, так как нарушаются установленные ею запреты, природа веками отрабатывала невероятно сложный механизм подготовки мужских и женских половых клеток к воспроизведению нового организма, то есть появлению новой жизни. А клонирование – это искусственное воспроизведение взрослого существа, по-другому, копии из клеток, которые совсем не имеют отношения к половым клеткам. Это и есть прорыв сквозь запреты природы.

Человек вторгается в святая-святых Мы часто видели на практике, что вмешательство человека в творения Всевышнего давали свои пагубные плоды.
Врач-акушер:

Я как врач-акушер выступаю за запрет клонирования. Природа вносит собственные коррективы в продолжение рода человеческого, и вмешательство в ее деятельность недопустимо. Можно проводить испытания на животных, но никак не на людях. Чтобы восстановить репродуктивные функции женщины, сегодня существует достаточно много других эффективных методов.


Врач-ветеренар:

Почти 95 процентов всех клонированных млекопитающих тяжело (или смертельно) больны. Только на первый взгляд они кажутся здоровыми. Их кровеносная или дыхательная система чаще всего имеет какие-либо пороки развития. Многие органы тела клонированных животных аномально велики. Встречаются даже животные, лишенные некоторых частей головного мозга.


Самое страшное в том, что эти эмбрионы на первых порах выглядят вполне здоровыми, хотя физиологические процессы, протекающие в их организме, явно нарушены, – но это невозможно сразу заметить. Милые снаружи, клоны оказываются монстрами внутри. Пока сказанное касалось лишь коров, овец, коз, но очевидно, что человеческие клоны будут страдать от тех же самых дефектов, что и клоны других млекопитающих.
Серьезные ученые давно отказались от репродуктивного клонирования человека, поскольку сейчас эта операция представляет собой лишь безответственный эксперимент над человеком. Она не имеет веских оснований. “Опыты по клонированию людей, вероятно, приведут к многочисленным случаям гибели эмбрионов. Выжившие клоны, скорее всего, будут инвалидами”, – говорит человек, поднявший весь этот шум, – Ян Вилмут, творец овечки Долли.

Прокурор: Ваша честь, разрешите в качестве вещественного доказательства показать видео материал.

Судья: Разрешаю.

Прокурор: Господа присяжные заседатели! Прошу Вас внимательно посмотреть эти фрагменты. ( просмотр видео)

Господа присяжные! Хочу ещё раз заострить ваше внимание на фактах, которые доказывают, что клонирование недопустимо:

1. Мы не должны снимать с людей копии, поскольку нам следует относиться к каждому ребенку как к индивиду, а не как к копии другого человека!

2. Человек не является товаром, торговля людьми - это криминальная сфера.

3. Недопустимо лишать человека жизни - надо ввести запрет на эксперименты с человеческими зародышами.

4. С научной точки зрения не следует стремиться к "улучшению" человеческих генов - где критерии "идеального человека"?

5. Зачем лишать природу генетического разнообразия? И вообще: а вдруг неудачная копия окажется уродом?

Кто будет нести за это ответственность- все Человечество? Считаю недопустимым и безнравственным клонирование вообще и клонирование человека в частности!


Судья. А теперь слово предоставляется Адвокату.

Адвокат. Я должен защитить новейшее направление науки.

Обратите внимание на следующие положительные аспекты клонирования:

1. Клонирование, несмотря на страх человека перед новым, происходит в естественных условиях при рождении идентичных близнецов, имеющих одинаковый генотип, что легко можно доказать возможностью пересадки тканей и органов между ними.

2. Протесты церкви легко отвергнуть простым примером: даже Папа Римский пользуется медицинской помощью, а ученые в области медицины говорят об «исправлении» генетических дефектов, возникших благодаря божьему «недосмотру».

3. Вращивание органов, предназначенных для пересадки в организм, в котором аналогичные органы по определённым причинам перестали функционировать должным образом, или вовсе вышли из строя .

4. Кроме того, клонирование призвано помочь людям, которые страдают тяжёлыми генетическими заболеваниями.

5. Развитие клонирования позволит бездетным женщинам обрести счастье материнства, ведь в настоящее время в мире каждая 5-6 семейная пара бесплодна.

Давайте заслушаем 1 свидетеля:
Врач Центра по лечению бесплодия:

Мы говорим о запрете клонирования. В этой связи можно смоделировать ситуацию: случается, что у родителей погибает единственный ребенок и они хотят снова родить точно такого же с помощью клонирования и... не имеют права. Это хорошо?

- Морально-этические стороны этого вопроса очень сложны. Одна проблема рождает другую. А если семья не может иметь ребенка – и клонирование - единственный шанс? Бедные не смогут заплатить за эти операции, кто-то решит делать на этом деньги и так далее. Но, я думаю, запретить клонирование можно только на сегодняшний день...
Врач –онколог:

-Если говорить о терапевтическом клонировании - это немного другой аспект. Хотя технически эти явления очень близки. В идеале можно нарисовать такую картину: когда-нибудь научатся у сравнительно ранних эмбрионов брать небольшую часть клеток, помещать в культуру и размножать. Потенциально эти клетки способны формировать любые ткани организма. Пересадка чужих органов сопровождается осложнениями, но продляет порой жизнь на годы. А если это будут свои собственные клетки, проблем окажется гораздо меньше. Если будет возможно делать такие операции, то у нас будут “запчасти” к человеку. Погибающий орган можно будет заменять свежими клетками. Такая вещь куда более понятна и необходима. Я думаю, никто этому сопротивляться не будет. Хотя и тут есть этические аспекты: из эмбрионов могли бы вырасти нормальные люди, а мы используем только их клетки.



Из зала: не гуманно!!!

Врач –онколог:

- Давайте скажем в общем: медицина в отношении отдельного человека гуманна, но к человечеству в целом... само существование медицины уже не гуманно. Потому что мы позволяем выжить менее приспособленным особям, которые в ходе естественного отбора не выжили бы. То есть своим вмешательством мы портим генофонд человечества. Вот такой парадокс!


Адвокат: Ваша честь, разрешите в качестве вещественного доказательства показать видео материал.

Судья: Разрешаю.

Адвокат: Господа присяжные заседатели! Прошу Вас внимательно посмотреть эти фрагменты. ( просмотр видео)

Господа присяжные, подумайте над таким фактом: выдающиеся люди ценны во многих отношениях, как культурных, так и финансовых.

Давайте рассмотрим конкретный пример Клинта Иствуда. Его фильмы за

30 лет принесли несколько миллиардов долларов. Сегодня ему 67 лет и он

приближается к завершению своей актерской и режиссерской карьеры. Он один из самых популярных из ныне живущих кинозвезд. Культурное и экономическое значение клонирования Клинта Иствуда было бы громадным. Десятки миллионов поклонников были бы в восторге. К тому же, это могло бы быть сделано очень подходящим образом. Он, несомненно, имеет финансовые ресурсы, чтобы оплатить эту процедуру. Его новая жена сейчас в детородном возрасте, и смогла бы легко выносить и родить ребенка, который воспитывался бы в их семье. Если бы семья Иствудов решила, что они хотят это сделать, почему правительство должно это запретить? Отчего бы это должно быть преступлением?
Судья: Мы внимательно выслушали и обвинение и защиту, теперь, господа присяжные заседатели, пришло Ваше время вынести свой вердикт. Вы можете проголосовать с помощью жетонов красного цвета – против, зеленого – за.

(секретарь собирает жетоны)

Секретарь: Прошу всех встать. Суд удаляется для вынесения приговора.

Суд удаляется.

Секретарь: Слово предоставляется независимому эксперту.
Учитель: Мы ещё не знаем, какой приговор вынесет наш суд, но каждый из Вас уже принял решение, давайте заслушаем 2 противоположных мнения.

Поставьте запятую у доски, аргументируя своё решение. (можно пользоваться рабочим листом).


Секретарь: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу всех сесть.

Судья: Рассмотрев внимательно дело о клонировании человека, выслушав свидетелей, защиту, обвинение, учитывая _________ вердикт присяжных, Суд постановил: … Секретарь: Для оглашения приговора суда прошу всех встать.

Судья: Суд постановил: « Рожать нельзя клонировать».

Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым. Прошу Всех встать – суд выходит.
Учитель: Ну, что ж, наш суд закончился, но не закончилось занятие. Я попрошу Вас поработать с теми аргументами, которые Вы для себя отметили.

Задание 4*:

Используя ключевые слова, приведенные в таблице, выстройте свою линию защиты и придумайте вопросы своему оппоненту.

Навык

Ключевые слова

Знание

«Почему», «Определи», «Опиши», «Назови»,


Понимание

«Объясни», «Обобщи», «Защити», «Перефразируй», «Приведи примеры».


Применение

«Назови», «Выстрой», «Смоделируй», «Предскажи».


Анализ

«Предложи», «Выдели», «Разграничь».


Синтез

«Придумай», «Реконструируй».


Оценка

«Поделись», «Критикуй», «Осуди», «Оправдай», «Оспорь», «Поддержи».


А теперь подведем итог, обратившись к вашей цели, поставленной в начале занятия, мне бы хотелось узнать, удалось ли Вам её достичь? Что этому способствовало?

Домашнее задание: На выбор:

    • Напиши мини - сочинение «Хотел бы я быть клонированным?»;

    • Составь задание по данной теме для одноклассника.

    • Продолжи «Если бы разрешили клонирование человека, то я предложил бы клонировать…., потому что…»

    • Попробуйте ответить на вопрос: «Какие ограничения необходимо ввести по вопросам клонирования человека, если оно будет разрешено?»


Заключение:

В попытке осуществить идею клонирования человека, перед человечеством возникает такая проблема, с которой оно прежде никогда не сталкивалось. Это, прежде всего, риск потери уникальности личности человека. Особенность познания и развития науки таковы, что каждый их шаг таит в себе ранее неизведанные возможности и вместе с тем - грозные опасности.


Покорение атома подарило людям дешёвую энергию, а вместе с ней - смертельное оружие, способное уничтожить всё человечество.
А теперь клонирование. Оно может оказаться полезным (а может быть и единственным спасением) для безнадёжно больных людей и бесплодных семей. Но вместе с тем на Земле может появиться бесчисленное множество человеческих копий. И как к этому прикажете относиться? Такой поворот событий побуждает учёных и общественность к размышлениям. Кто прав – покажет время!


Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.

На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.

Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.

Практически любая технология, применимая к млекопитающим, применима и к человеку. Значит, можно клонировать и человека, т.е. создавать двойников людей, от которых получена хотя бы одна здоровая клетка.

Ученые видят перспективу воспроизведения отдельных тканей или органов тяжело больных людей для последующей трансплантации – в этом случае не будет проблем с отторжением трансплантата. Клонирование можно использовать и для получения новых лекарств, особенно получаемых из тканей и органов животных или человека. Например, можно получить клон коров, в молоке которых будут содержаться необходимые белки или гормоны. Одна такая корова (компания PPL, Эдинбург), которая дает молоко, по белковому составу близкое к женскому, уже дает потомство.

Однако, несмотря на заманчивые перспективы, вызывает беспокойство этическая сторона клонирования.