страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Классный час по теме: «учимся быть культурными» Классный руководитель Ахмад Наталья - страница №1/1
![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: «УЧИМСЯ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМИ» Классный руководитель Ахмад Наталья Сергеевна г. Новомосковск, 2013 «Учимся быть культурными» «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете
Предварительная подготовка.1. Работа с детьми. Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе. 2. Реквизит. Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.3. Оформление класса. На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.План классного часа. 1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию 2. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?» 3. Работа в группах. «Правила поведения…» 4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея». Ход классного часа. 1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони? Примерные ответы детей: – Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду. – За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. – Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие. Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? Примерные ответы детей: – Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее. Классный руководитель. Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? Примерные ответы детей: – Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии. – Можно привить правила культуры, хорошие манеры. – Можно привить хорошие навыки, привычки. Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? Дети хором отвечают: культурным Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком? – Это значит соблюдать правила культурного поведения. – Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить. – Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно. Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»? – Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. – Того, который ничему не учился. – Того, которого никто не уважает. Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля. Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми? Дети отвечают утвердительно Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! 3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?» Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?» «В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Люба. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 6-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор». А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? Примерные ответы детей. – Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым. – Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются. – А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками. Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает. А теперь продолжение этого рассказа. «На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 6-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию» Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена? Примерные ответы детей. – Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену – Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший. – Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо. – Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Итак, начинаем. Кто первый? Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание. Задания для карточек:
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед) С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске) С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке) С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике. С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста») Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
(Нужно сказать: «Простите»)
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти») Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу») Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть) Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее? – Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно. – Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл. – Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях. 5. Подведение итогов. Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Примерные ответы детей. – Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга – Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся – Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей |