Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Классицизм в архитектуре Западной Европы» 1 72.65kb.
Классицизм как направление литературы и искусства 1 74.9kb.
Становление средневековой Европы (VI-XI века) 1 46.06kb.
Школьная олимпиада по истории 8 класс,2013 общее количество балов- 71 1 34.48kb.
Цели: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части... 1 217.59kb.
Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части... 1 220.21kb.
Рабочая программа по искусству (музыке) для 8 класса на 2013-2014... 1 181.49kb.
Музыкальная культура Беларуси 1 112.4kb.
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» 5 611.28kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 226kb.
Н. И. Алексеева Тест по мхк культура Нового времени 11 класс На разум... 1 22.76kb.
Юрий Петрович Власов Соленые радости Юрий Власов Соленые радости 8 5188.26kb.
- 4 1234.94kb.
Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы - страница №1/1




Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы

Министерство Высшего Образования Российской Федерации Димитровградский институт Технологии Управления и Дизайна Кафедра общественных наук Реферат на тему: КЛАССИКА, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Выполнил: студент группы ТМз-1 Быков В.А. Проверил: Димитровград 1999План работы:Введение 3Формирование классицизма 4Вольтер как представитель классицизма западной Европы 8Заключение 16Список литературы 17 Введение Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами:годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного»абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789). Кульминацией просветительского философского течения был примерно 1751год, в котором вышел в свет первый том знаменитой «Энциклопедии», неоставившей равнодушными ни врагов, ни друзей. Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую формупросветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственныхим по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России,Польше, Германии,– где также сложились, хотя и по-разному, условия дляантифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британскойпрогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше,но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде,однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому научилазачинателей аналогичного движения на континенте Европы, – Вольтера,Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение ипросветительский материализм получили наибольшее развитие и приобреликлассическую форму.Формирование классицизма Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации ифранцузского государства. Основой теории классицизма был рационализм,опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизмапровозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическимидеалом служила античность.Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. сталНикола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история,Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров ивеличественных поступков, высокого чувства долга перед обществом игосударством. Общественное назначение искусства было очень важнодля Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенныйязык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основойживописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм,статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идейи характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Этогармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства,как в барокко.Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается тема смерти,бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его"Аркадских пастухах". В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скульптурностьформ, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическаянепосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность.Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Художник именно в природеищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Вторая половина XVП столетия - время длительного правления ЛюдовикаXIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не даром это времяполучило название в западной литературе - "великий век". Великий - преждевсего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах иразными способами прославлявших особу короля. С началасамостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов XVП в., вискусстве происходит очень важный для дальнейшего его развития процессрегламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти.Созданная еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведениипервого министра короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры.Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущимстилем всего искусства официально становится классицизм. Знаменательно, чтодля строительства восточного фасада Лувра в этот период избираетсяне проект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проектфранцузского архитектора Перро. Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математическивыверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя ивеличия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи. Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всейживучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше всегоархитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. ЛуиЛево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему водворце и парке Виконт близ Мелена. Дворец справедливо считается прообразомглавного создания второй половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Онбыл построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участиеАрдуен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон,пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышнойдекоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят изанфилады роскошно убранных комнат. Версальский парк являет собой программное произведение, где во всемсказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр, скульптурыисполняли Жирардон и Куазевокс. В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубинылорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Этоофициальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всегосамого короля, искусство регламентированное, унифицированное, расписанноепо своду правил, что и как изображать, чему посвящен специальныйтрактат Лебрена. В эти рамках развивается и жанр портрета. Это, конечно,парадный портрет. В первой половине века портрет монументален,величественен, но и прост в аксессуарах, а во второй половине века, выражаяобщие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным. Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго занимаетведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления ЛюдовикаXIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству XVШ в.предстоит развиваться уже в другом направлении.Вольтер как представитель классицизма западной Европы Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего этоубежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний всоциальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляетГельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение,выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. Вумах идет «скрытая и непрерывная революция и... с течением времени самоневежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устраненияфеодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение,согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенногомонарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенногораспространения знаний и истинных понятий в народе, что так или иначеопределяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж.Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он небыл свободен от идеи «мудрого :законодателя». Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический«рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен впростой, но требующей пояснения формуле «законы природы суть законыразума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее срационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом Гегеля). Общее заключалось в убеждении, что мир сложился как стройное,внутреннее единое целое, в соответствии с простыми и логически связнымизаконами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук еще впредыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвямиматематики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философовстремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика,математика, логика составили неразлучную троицу, которую рационализм ХVIIв. понял в смысле отождествления ее звеньев: разумное стали предельноуподоблять механическому и выводить одно из другого. Гоббс усмотрел вобществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариантмеханизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматриваетприроду и ее законы как учителя человеческого разума, его источник имерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность познания» и«разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на путисобственно познавательной деятельности, но и преграду на пути кустановлению практически разумного отношения к миру, а это последнее сталипонимать как раскрытие некоей изначальной разумности самого мироздания. Нодеисты и материалисты по-разному истолковали разумность мироздания,– дляпервых она означала лишь проявление «мудрости» верховного творца, а длявторых – нечто совершенно иное. Иными словами, в мировоззрении Просвещения вырисовывается цепочкаравенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное =познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический игносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию.Данную схему не разрушили ни деистические оговорки Вольтера и Руссо, нистремление последнего возвысить нравственное просвещение над чистоумственным, теоретическим. По своей критической направленности онасоответствовала задачам времени и в применении к современнойдействительности она означала, что положение во Франции середины ХVIII в.«неразумно», но «разум» должен победить и восстановить свои права во всехобластях жизни. Просветительская философия в своих приложениях былафилософией сугубо «политической»: критика существующих порядков составлялаее главный нерв. Но с этим в ней было связано и противопоставлениесуществующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила быв жизни «царство разума». Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную роль в том, чтобыпросветительское движение развилось, окрепло и приобрело многихсторонников. Имя «Вольтер» было одним из 137 различных псевдонимов ФрансуаМари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка,драматурга, романиста, поэта и публициста. Как идеолог предреволюционнойбуржуазии, он открыл дорогу ее союзу с другими слоями «третьего сословия»,но его дворянский камзол и привязанность к кругам просвещенной знатиобусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Понятие«вольтерьянства» стало многоликим: приверженцами его идей объявляли себя иаристократы, падкие на все модное и в силу этого кокетничавшиеантиклерикализмом, и действительные его последователи-просветители,увидевшие в нем признанного вождя антиклерикальной партии. Враг деспотизмаи насилия, он защищал в то же время теорию просвещенного абсолютизма инедоверчиво отнесся к буржуазной олигархии. Призыв Вольтера, патриархасвободомыслия, «раздавите гадину!» гремел по всей стране, но сам онопасался широких, массовых движений и избегал участвовать в них. Вольтер развивал философские воззрения в духе «деизма разума». В рамкахэтих воззрений он набросал представление о боге как о «философе на троненеба», «великом геометре» и «бесконечно искусном работнике», законодателеправил природы и морали и судье над людьми. Бог повелел один раз, и«вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания ивознаграждения выходили за пределы «классических» деистических взглядов,согласно которым,– как остроумно заметил В. Гюго,– бог задремал ввольтеровском кресле, но не это было главным в учении Вольтера, ибо онотрицал всякую пользу обрядов и молений. Главным было то, что Вольтерпротивопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении испасении и бичевал моральные доктрины всех существующих «мировых» религий.В то же время с помощью социальных аргументов он отвергал атеизм, полагая,что религия, хотя бы и в самой абстрактной, деистической ее форме,призвана быть плотиной для чувств разбушевавшейся «черни». Впрочем, в 60-хгодах Вольтер писал уже только о «вероятности» деизма, но в отношенииатеизма остался при прежнем убеждении. В письме г-же де Сен-Кюльен от 15 декабря 1766 г. Вольтер замечает,что атеизм представляет собой «самое большое заблуждение разума», непонимающего, что вселенная нуждается в своем «часовщике», а в другом изсвоих писем два года спустя провозгласил: «Да сохранит нас бог от этаких(ученых.– И. Н.) атеистов!». Вольтер пытался доказать ошибочность атеизма впервой главе своих «Основ философии Ньютона» (1738) и в других сочинениях;но характерно, что в статье «Атеизм» сам же обращает внимание насоциальные причины этого явления: своим жестоким правлением тираныневольно заставляют угнетенных утратить всякую веру в бога и в божественныйпромысел. В истории философии ХVIII в. Вольтер завоевал себе место какпропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и какмыслитель, который остро сформулировал и поставил ряд проблем, хотя их и не решил. В виде дилемм им были выдвинуты следующие три основные проблемы: (а)существует ли в мире зло и если да, то каков его источник? (б)материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию?(в) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм? Первая из этих трех проблем приобрела характер апории для Вольтерапотому, что он с самого начала на пути к ее разрешению возвел препятствиев виде понятия мудрого и справедливого божества, от которого невозможноожидать зла. Сначала Вольтер в размышлениях по этому поводу находился подвлиянием оптимизма Лейбница и Шафтсбери. В повести Вольтера «Задиг, илисудьба» спор все же остался нерешенным, и Вольтер сам не очень был уверенв предположении, согласно которому теперешнее зло дает побеги грядущегодобра. Но во второй половине 40-х годов обстановка во Франции стала болеемрачной. Людовик ХV отбросил свои заигрывания с общественным мнением, ивновь начались преследования всякого вольномыслия, от которых пришлосьспасаться и Вольтеру. В 1757 г. был издан указ о смертной казни за всякоесочинение против религии и властей. Кроме того, Вольтер был потрясенизвестием из Португалии, где в 1755 г. произошла ужасная катастрофа, –океанская волна, высотой в 10 м, вызванная подводным землетрясением,обрушилась на Лиссабон и погубила 35 тыс. человек, в том числе многоженщин и детей. В следующем году Вольтер выпускает в свет поэму «О разрушенииЛиссабона, или проверка аксиомы «все хорошо», а в 1759 г.– философскуюповесть «Кандид, или оптимизм». В этих сочинениях Вольтер порвал с былымнаивным прекраснодушием: мир – это великая бойня, а тот, кто верит вовсеобщую гармонию, подобен каторжнику, развлекающемуся собственными цепями(спустя десять лет Гольбах иронически назовет теорию всеобщего оптимизма«любовным опьянением». Получается, что либо бог не всемогущ, либо он полонзла, если только в этом зле не виноваты исключительно сами невежественныелюди. В остроумной повести «Кандид» героя преследуют всяческие беды, егонаставника, поучавшего, что лиссабонский вулкан находится в «наилучшемместе», вешают иезуиты, а французы и прусаки «во славу божию» режут играбят друг друга... Свои сомнения и колебания Вольтер подытожил в статье «Все хорошо» для«Философского словаря», направленной против Поупа и Лейбница. Этот словарьстал важным дополнением к статьям, которые Вольтер писал для«Энциклопедии» Дидро: в так называемый Фернейский период (1757 – 1778)своей жизни он был наиболее близок к французским материалистам исотрудничал с ними. Видимо, Вольтер хорошо понимал, что отрицаниевсеобщего оптимизма подрывает не только теодицею, но и просветительскуюверу в «разумность природы» в том смысле, что следование естественнымзаконам гарантирует человеку счастье. Отсюда можно было уже идти дальше,выводя человеческую историю из-под власти протежирующих людей законовприроды. На этот путь невольно вступили сами классики французскогоматериализма, исключившие общество из-под юрисдикции этих законов покрайней мере на десять веков, которые составляли феодальный период взападноевропейской истории. Но еще дальше продвинулся Руссо, у которогоакцент на особые законы общественной жизни возник рука об руку сотрицанием аксиомы «все хорошо», ибо она ведет к апологии всегосуществующего и к полной бездеятельности. В письме к Ш. Боннэ он писал:«Для целого было благом то, что мы стали людьми цивилизованными, так какмы стали таковыми, но для нас было бы лучше, конечно, таковыми нестановиться» (64, 161). Что касается Вольтера, то он предоставил сделатьдальнейшие выводы другим философам и сам становился на полпути. В проблеме источника движения, жизни и сознании Вольтер остановился вбессилии перед сформулированной им дилеммой. Либо всюду действуют законымеханики Ньютона и тогда жизнь и сознание являются необъяснимым чудом, либосуществуют и иные законы бытия, но они непостижимы для разума. Впрочем,некоторый выход намечается, если признать, что у материи имеются многиетакие свойства, о которых мы и не подозреваем. В письме де-Формону (1736) Вольтер писал о способности материи кмышлению. В «Микромегасе» он заявлял, что на планете Сатурн, например,материя проявляет 300 своих атрибутов, а на Сириусе их 2100. Все этиатрибуты и свойства материя получила изначально. Проблема преодоления фатализма была самой острой и актуальной в связис необходимостью обосновать активную борьбу просветителей против церкви. Встатье «Судьба» Вольтер рассуждает так же, как и Гольбах: активностьстрастей человека обусловлена фатально не в меньшей степени, чем пассивноеповедение флегматичных и покорных созданий. Но в других сочинениях онсклонился к допущению в поведении и решениях людей некоторого частичногофрагмента, в котором действует свобода воли, дарованная им богом. ЕслиДекарт провел границу ежду детерминизмом и телеологией так, что онасовпала с границей между животными и людьми, то Вольтер попытался провестиее внутри самого человеческого сознания. Но где она именно проходит и какосуществляется переход от одной формы поведения к другой, для негоосталось совершенно загадочным. Приняв ошибочную цепочку рассуждений «для активности нужна свободаволи, а для обеспечения последней нужен бог как высший principe d’action»,Вольтер пришел к выводу: «если б бога не было, его надо было бывыдумать!» Эту фразу повторил позднее в революционном Конвенте Робеспьер, ив годы своей власти якобинцы принялись за истребление «гидры атеизма». Носам Вольтер меньше всего думал заниматься пропагандой религиозныхубеждений, и потому разрешая третью и две предшествующие проблемы, онсохранил оговорки, оставляющие их нерешенными до конца. Это та скептическирелятивистская позиция, которая выражена в «Невежественном философе» (1766)и которая не мешала Вольтеру обратить свои силы на борьбу против «гадины»клерикального мракобесия. Он не раз заявляет, что практическаядеятельность людей важнее всех метафизических мудрствований. «Будемвозделывать свой сад!» – восклицает он в «Кандиде», имея в виду, чтоследует трудиться и бороться. В труде счастье,– вторит ему Гельвеций, апотому рабочий и купец счастливее своего монарха. Заключение Будучи представителем предреволюционного классицизма, Вольтер сыгралопределенную роль в истории французской эстетики. Он создал тот яркий иэнергичный ораторский стиль, которым пользовались деятели 1789 г., а еготрагедии «Брут» и «Смерть Цезаря» не сходили со сцены молодой Французскойреспублики. Чувствуя ограниченность условных классицистских канонов,Вольтер в «Храме вкуса» апеллирует не к ним, но к природе – материистинного художественного вкуса. Впрочем, он не создал единой эстетическойсистемы. Сила Вольтера как философа была не в разработке положительного учения,а в критике прежней метафизики. Своим метким пером он поражал старое,отжившее свой век, его сатира и насмешка были убийственны для феодальнойкамарильи, смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо. Список литературы1. История Европы т.1., М.,1988.2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.1991.3. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.