Классицизм как направление литературы и искусства - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы 1 126.23kb.
Республики казахстан 6 2715.8kb.
Н. И. Алексеева Тест по мхк культура Нового времени 11 класс На разум... 1 22.76kb.
Официальное сообщение 1 120.93kb.
Литература один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает 3 1032.68kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Отдел образования администрации аннинского района воронежской области 1 110.09kb.
«Музыкальное искусство классицизма» 1 50.08kb.
Об итогах работы учреждений культуры, искусства, кино и архивного... 2 638.55kb.
Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» 2 621.15kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине "История культуры и искусства" 1 34.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины методология изучения искусства... 2 630.03kb.
- 4 1234.94kb.
Классицизм как направление литературы и искусства - страница №1/1

Литература, 9 класс

Урок 4

Тема: Классицизм как направление литературы и искусства.

Цели:

  • познакомиться с художественным направлением 17 – 18 вв. – классицизм, выявить его черты в разных видах искусства – живописи, архитектуре, литературе;

  • развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.

  • воспитание любви к искусству.

Ход урока

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Слово учителя.

Классицизм – художественное направление, которое зародилось во Франции в 17 веке, в другие европейские страны, в том числе и в Россию, приходит в 18 веке.

Посмотрите, 17 век, Франция. Давайте вспомним, что это за время? (Ответы учащихся)

Франция 17 века – самая могущественная страна в Западной Европе, политически и культурно развитая. Время развития монархии, укрепления королевской власти, которая пришла на смену феодальной раздробленности. Главным становится принцип служения государству. Этот принцип стремятся воплотить в своих произведениях художники и писатели того времени. Чтобы понять этот принцип, давайте обратимся к конкретным произведениям искусства.


  1. Классицизм в живописи. Работа с портретной живописью.

Портретная живопись была излюбленным жанром художников того времени. Перед вами портрет вице-канцлера, князя Александра Борисовича Куракина работы художника 18 века Боровиковского В. Л.

Материал для справок:

Канцлер Российской империи — гражданский (статский) чин 1 класса в Табели о рангах. Форма титулования (обращения): Ваше высокопревосходительство.

Канцлеры занимали высшие посты в Российской империи. Чаще всего это звание присваивалось министрам иностранных дел. Если министр обладал чином II класса (действительный тайный советник), он мог именоваться вице-канцлером.



Князь Алекса́ндр Бори́сович Кура́кин (1752 —  1818) — русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), действительный тайный советник. Член Российской академии (1798).

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (17571825российский художник, украинец по происхождению, мастер портрета.

Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых.

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера».

Вопросы для беседы:


  • Если бы мы не знали, кто изображен на портрете, могли бы мы сказать, что этот человек занимает высокую государственную должность?

  • Какие детали портрета указывают на это?

  • Обратите внимание на атрибуты картины. Давайте подумаем, зачем художник использует эти атрибуты?

  • Стремится ли автор картины передать внутренний мир героя?

  • С какой целью написан этот портрет?

Итак, перед нами парадный портрет. Главная цель которого, представить человека во всей жизненной и государственной славе.

Сравнение парадных портретов.

Давайте сравним портрет кисти В.Л. Боровиковского с другим полотном. Перед вами портрет П.А. Демидова, работы художника Левицкого Д.Г.



Материал для справок:

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735 -1822) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.

Проко́фий Аки́нфиевич Деми́дов (1710 — 1788) — старший сын крупнейшего уральского горнозаводчикаА. Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II. С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.

Вопросы для беседы:

  • Можем ли мы сказать, что работа художника Левицкого относится к портретной живописи классицизма?

  • Почему мы можем так сказать?

  • Какие черты характера героя приоткрывает нам этот портрет?

Вывод: Для эпохи классицизма характерен парадный портрет. Авторы парадных портретов стремились представить человека во всей государственной славе, прославить силу и мощь государства. Мы выделяем одну из черт классицизма – идея государственности.

  1. Слово учителя.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) своё название получил, т.к. считал для себя образцом античное искусство, провозглашая его нормой. Художники и писатели того времени любили и ценили красоту античных произведений, поэтому подражали им и часто использовали в своих произведениях античные сюжеты и героев.

Основной лозунг классицизма – подражание природе, где всё, по их мнению, ясно, чётко, подчинено правилам.

Вывод: Второй принцип – подражание античной культуре; третий принцип - рационализм (от лат. ratio — разум), «подражание природе».

  1. Классицизм в литературе.

Мы выяснили основные принципы классицизма. Как эти принципы реализуются в литературе.

Доклад учащегося «Жанры классицизма».

Вывод:

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров. Они делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия,сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.



Доклад учащегося «Герои классицизма».

Вывод: Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждому жанру соответствовал свой тип героя.

Доклад учащегося «Принцип трех единств в драматических произведениях».

Вывод: Принцип трех единств: времени, места, действия.


  1. Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.

  2. Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

  3. Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

  1. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника «О русском классицизме» (стр. 35 – 38).

Вывод: Основателями русского классицизма являются А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков. Особенности русского классицизма: сатирическая направленность, преобладание национально – исторической тематики, преимущественное развитие жанров оды и поэмы.



  1. Самостоятельная работа.

  1. В какой стране зародился классицизм как художественное направление?

1) Россия

2) Англия

3) Франция

4) Германия

  1. В каком веке?

1) 17 век

2) 18 век

3) 19 век

4) 20 век

  1. В каком веке это направление появилось в России?

1) 17 век

2) 18 век

3) 19 век

4) 20 век

  1. Какой из принципов не характерен для данного направления?

1) Принцип служения государству

2) Подражание античной культуре

3) Культ чувства

4) Принцип рационализма

  1. Какая особенность не свойственна произведениям классицизма?

1) Строгая иерархия жанров.

2)Допускается смешение высокого и низкого стиля.

3) Деление героев на положительных и отрицательных.

4)Соблюдение единства действия, места и времени.

  1. Кто является основателем и теоретиком русского классицизма?

  1. Перечислите особенности русского классицизма?

Взаимопроверка.

  1. Итоговая рефлексия.

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что для меня на уроке было самым интересным?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

  1. Домашнее задание.

Составить опорный конспект статьи учебника «О русском классицизме»