Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Класс: 7 Урок №49 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 176.28kb.
Программа: Разумовская М. М. Тема урока: союз как часть речи. 1 83.17kb.
План-конспект урока Математика 3 «А» класс, учитель: Кравченко О. 1 98.18kb.
Рассказу А. И. Куприна «Куст сирени» 1 72.69kb.
Урок по курсу «История России», 11 класс Тема урока: «Великая Отечественная... 1 28.13kb.
Литература. 8 класс. № Наименование раздела программы. Тема урока. 1 246.45kb.
Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок... 1 63.23kb.
Тематическое планирование по мхк 11 класса п\н Тема раздела Количество... 1 148.18kb.
Урок объяснения нового материала по теме: тема любви в лирике Некрасова... 1 70.13kb.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
Рассказу А. И. Куприна «Куст сирени» 1 72.69kb.
- 4 1234.94kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. Программа: Г. С. Меркин. - страница №1/1

Конспект урока.

Дата: 21.02.11

Класс: 7

Урок 47

Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин.

Программа: Г. С. Меркин.

Тема урока: РАССКАЗ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ».

Тип урока: изучение нового материала.



Методические приемы: художественное чтение, анализ произведения.

Цели:

Обучающая: ввести учащихся в мир жизни и творчества известного русского писателя А.И.Куприна; познакомить с рассказом «Куст сирени».

Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитывающая: воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать на примере главной героини рассказа стремление к взаимопониманию и согласию.

Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;  выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени».

Оборудование:

  • портрет А. И. Куприна

  • репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Куст сирени».

Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов рассказа.

Термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания. (8 мин.)

  3. Изучение нового материала. (10 мин.)

  4. Работа с текстом произведения.(20 мин.)

  5. Домашнее задание.(2 мин.)

ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:

«Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся».

Л.Н. Толстой

I. Организационный этап. (2 мин)

Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.



II. Проверка домашнего задания. ( 8 мин.)

Учитель: Ребята, дома вы должны были выписать в словарик термины: рассказ, антитеза, литературные жанры, композиция.

Ученик: Расска́з - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим отновеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Антите́за (редко антитезисриторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Композиция - (от латинского compositio - сложение, составление), построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 

III. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с фактами биографии писателя. (4 мин.)

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
 
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.  В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым, в 1902 году - с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев".

В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно, Льва Толстого.

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.



В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту. (10 мин.)

  1. Вопросы на читательское восприятие. (5 мин.)

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье).

Учитель: Скажите, чем вам близка героиня?

Ученик: (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

Учитель: Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Ученик: (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

Учитель: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

Ученик: (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

  1. Исследование по тексту. (3 мин.)

Учитель: Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

Ученик: (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках).

  1. Аналитическая беседа. (6мин.)

Учитель: Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

Ученик: (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

Учитель: Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Ученик: (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

Учитель: Какой же выход находит Вера?

Ученик: (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

Учитель: Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

Ученик: (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

Учитель: Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

Ученик: (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

IV. Физминутка.

  1. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

Учитель: А теперь давайте вспомним, что такое композиция? (7 мин.)

Ученик: КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

Учитель: Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

Ученик: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.



3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

Учитель: Какой приём лежит в основе?

Ученик: (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

Учитель: Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

Учитель: Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Учитель: Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Ученик: (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

6. Межлитературные связи. (3мин.)

Учитель: Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году?

Ученик: (О. Генри «Дары волхвов»)

Учитель: Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

Ученик: (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

7. Отношение автора к героям. (4 мин.)

Учитель: Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера?

Ученик: (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

Ученик: (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Учитель: Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Ученик: (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

8. Работа с эпиграфом. (2мин.)

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Ученик: (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

V. Рефлексия. (2мин.)

  • С каким ощущением покидаете урок?

  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

  • Что нового узнали?

VI. Домашнее задание. (2мин.)

 Чем для меня интересен рассказ И. Куприна «Куст сирени»?



Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)

VII. Подведение итогов. Комментирование оценок. (2 мин.)