Кинематографические направления (общие типологические сведения) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кинематографические направления (общие типологические сведения) - страница №1/1





Кинематографические направления (общие типологические сведения)
Истории кино будет посвящен весь второй год киносеминара [III–IV семестры; см. соответствующие хэндауты]. Поэтому здесь даются только самые общие понятия, которыми принято обозначать те или иные движения в кинематографе (по преимуществу европейском и американском). Они наметят основные точки, по которым будет строиться киносеминар во втором году.
Авангард:

1) любой экспериментальный кинематограф (тогда к авангарду относятся, например, все новые волны и разновидности неореализма);

2) комплекс течений в искусстве 1910–1920 х гг., характеризующийся в общем случае отказом от традиционных средств выражения, поисками новых языков в различных видах искусства (в том числе экспериментированием с киноязыком), разработкой новых принципов эстетики. К киноаванграду тогда относятся прежде всего:

экспрессионизм в кинематографе [фильмы в декорациях немецких экспрессионистов или имитирующих подобный стиль]:

примеры: Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»), Фридрих Вильгельм Мурнау («Носферату»), Фриц Ланг («Доктор Мабузе-игрок», «Усталая Смерть»);

сюрреализм в кинематографе [развитие концепций дадаистов и сюрреалистов, разработанных в других видах искусства и перенесенных в кинематограф; отказ от связного сюжета, изображения реального мира, обращение к подсознанию и самоценной символике]:

примеры: Луис Бунюэль («Андалузский пес», «Золотой век»), Жермена Дюлак («Раковина и священник»), Жан Кокто («Кровь поэта»);

киноимпрессионизм и развивший его принципы поэтический реализм:

примеры: Луи Деллюк («Лихорадка»; «Женщина ниоткуда»), Абель Ганс («Колесо»), Жан Эпштейн («Верное сердце»); и далее Марсель Карне («Набережная туманов»), Жан Ренуар («Великая иллюзия», «Правила игры»), Жан Виго («Аталанта»);

– а также некоторые другие, более мелкие течения.


(NB: кинематограф сам по себе – вещь изначально авангардная, во всяком случае, в 1920 е гг. он воспринимался именно так: каждое его техническое решение, разработка каждой разновидности киноязыка достигались путем экспериментов, подчас радикальных, и оценивались как новаторские открытия.)
Неореализм – направление в кинематографе и литературе, возникшее в 1940-х гг. как реакция на Вторую мировую войну и диктатуру фашизма (в том числе и на эстетические принципы фашизма в искусстве). Характеризуется установкой на отображение «неинсценируемой реальности» (З. Кракауэр), «жизни, как она есть»: * съемка имитирует документальную вплоть до полного перехода на натуру и отказа от павильонных съемок; * основной упор делается на изображение реальности в мельчайших деталях; * сюжет и диалоги нередко импровизируются; * в качестве актеров активно привлекаются неактеры (по З. Кракауэру). * Персонажи этих фильмов, как правило, – люди социальных низов, поэтому * сюжет строится на социальных конфликтах (классовых, политических).

Классическим примером неореализма является итальянский неореализм 1940–1950-х гг. Многие эстетические принципы неореализма были позднее усвоены новыми волнами. Примеры итальянского неореализма: Лукино Висконти («Одержимость», «Земля дрожит»), Роберто Росселлини («Рим, открытый город», «Пайза», «Германия, год нулевой», «Стромболи»), Витторио Де Сика («Похитители велосипедов», «Умберто Д.»).



Новая волна (новое кино) – в общем смысле движение в кинематографе той или иной страны во второй половине XX и в XXI вв., которое выступает против сложившихся к моменту его возникновения правил и канонов и предлагает создавать фильмы в новой эстетике. В широком смысле – авторское кино в противовес коммерческому.

Например, фильмы французской новой волны 1950–1960 х гг. изначально характеризовалась * установкой на индивидуальный художественный стиль каждого режиссера; * имитацией документальной съемки и одновременно разрушением этого впечатления (резкие монтажные стыки, насыщенность интертекстами и т.п.); * нелинейным киноповествованием (иногда полностью обрывочным); * длительностью диалогов, часто не связанных напрямую с сюжетом; * социальной заостренностью самих сюжетов и т.п. В то же время новое немецкое кино 1960–1980-х гг., во многом связанное с французской и итальянской новыми волнами и итальянским неореализмом (т.е. «антиголливудскими» по своей эстетике течениями), одновременно заимствовало ряд элементов из Голливуда – в частности, установку на жанровый кинематограф (и нередко также на зрелищность).

Примеры французской «новой волны»: Жан-Люк Годар («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Новая волна»), Франсуа Трюффо («400 ударов», «Жюль и Джим»), Клод Шаброль («Красавчик Серж», «Кузены»)

Примеры немецкой «новой волны»: Вим Вендерс («Небо над Берлином», «Алиса в городах», «Ложное движение»), Вернер Херцог («Агирре, гнев Божий», «Фицкарральдо»), Фолькер Шлёндорф и Маргарете фон Тротта («Поруганная честь Катарины Блюм»), Райнер Вернер Фассбиндер («Торговец четырех времен года», «Замужество Марии Браун», «Тоска Вероники Фосс»).

Примеры английской «новой волны»: Тони Ричардсон («Оглянись во гневе»), Карел Рейш («В субботу вечером, в воскресенье утром»), Линдси Андерсон («Если…», «О, счастливчик!»), Джон Шлезингер («Что-то вроде любви», «Полуночный ковбой»).
В современной кинокритике принято выделять новые волны практически в каждом национальном кинематографе (в некоторых национальных традициях на протяжении XX–XXI вв. выделяют даже по несколько таких волн). Из-за этого само понятие «новая волна» становится весьма расплывчатым и трудноопределимым.
Коммерческое (голливудское) кино – кинематограф, для которого обычно характерны * ориентация на ставшие каноническими в данном обществе формы киноповествования и на массовую аудиторию, * установка на зрелищность, * система устойчивых актерских типажей (голливудских звезд по З. Кракауэру), * относительная предсказуемость сюжета и, как следствие, * подробная система жанров и рейтингов.

В противовес коммерческому кинематографу создаются авторские (независимые) проекты [например, авангард, американский артхаус или те же новые волны].


* * *
Об истории и эволюции кино см., в частности:

Thompson K., Bordwell D. Film History: An Introduction. New York, 2003. [2nd edition.]

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994. [К истории кино относятся 2, 3 и 4 главы.]

Садуль Ж. Всеобщая история кино: в 6 томах. М., 1958–1982. [4 й том в двух книгах; 5 й том не выходил.]



Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.

Теплиц Е. История киноискусства: 1895–1945: в 5 томах. М., 1968–1974. [1 й и 2 й тома – под одной обложкой.]