Киевская Русь в IX-XII веках’’ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Киевская Русь в IX-XII веках’’ - страница №1/1

Лекция 2

Тема: “Киевская Русь в IX-XII веках’’


План
1. Образование Древнерусского государства.

2. Первые русские князья.

3. Крещение Руси

4. Политическая жизнь Киевской Руси в к. X -первая половина XI века. Ярослав Мудрый

4. Русская правда . Социальным состав русского общества в X - XI веках.

5. Порядок княжеского владения после Ярослава Мудрого. Общественные волнения.


Часть 1. Образование Древнерусского государства
“И стали все под стягом,

И молвя! “Как же быть

Давай пошлём к варягам

Пускай придут княжить ...”

И вот пришли три брата

Варяги средних лет,

Глядят - земля богата,

Порядка ж вовсе нет ”

( А.К. Толстой “История государства Российского

от Гостомысла до Тимашева” )

• Известный русский писатель XIX в шутливой форме передал суть рассказа о призвании варягов (норманнов) во II половине IX века.

•Дореволюционная российская историография исходила из следующих положений: образование государства на Руси датировалось 862 годом, и связывалось это событие с призванием в 862 году варяжского князя Рюрика и его братьев - Синеуса и Трувора.

«Современные исследователи Заичкин И.А. и Почкасв И.Н. отвергают эту точку зрения. “Дата 862г. не выдерживает критики, хотя бы потому, что задолго до этого на землях восточных славян уже были государственные образования.

•К VI веку по мнению историков в Киеве сложилось княжество Кия. Некоторые исследователи считают, что оно представляло собой достаточно мощное государственное образование, т.к. с ним соседствовала могуществённая в то время Византия. Об этом государстве (Куябии) упоминал арабский географ Джейхани в сочинениях X века Основываясь на летописях, часть исследователей считает, что в середине IX века последними представителями династии Кия были Аскольд и Дир. Арабский историк X века Масуди писал о князе Дире “Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами”.

•Джейхани упоминает и другое государство в Восточной Европе - Артанию. Местоположение этого славянского государства спорно. (1.Причерноморская Русь - Тмутаракань; 2. Земли, занимаемые мордвой; 3. Рязанские земли). Часть историков считает, что Артания (как и Куябия) существовала задолго до середины IX века.

•Дошли до нас сведения и о Славии. Историки считают, что это было племенное княжество новгордских словен с центром в Старой Ладоге или Новгороде. Славия возникла не позже VIII века. Арабско-персидские авторы X-XII в. Упоминают о Славии наряду с Куябией и Артанией.

•Примерно на грани VTII-IX веков заканчивается переходной период от п/о строя к раннему феодальному. Ряд историков, говоря о генезисе древнерусского государства, указывают, что в начале IX века усиливается дипломатическая и внешняя активность восточных славян. В начале IX века они совершили поход на Сураж в Крыму, в 813 году - на остров Эгину в Эгейском архипелаге; в 839 г. русское посольство посетило византийского императора в Константинополе и германского императора в Июгельгейме. На такого рода мероприятия способно только государство.

•В западноевропейской (Бертинской) летописи говорится о народе “рос” и его правителе - кагане, так по-тюркскому обычаю, русские иногда называли своего князя. О Руси уже слышали и в Византии, и на Востоке. В начале IX века русские купцы часто бывали в Багдаде, Константинополе, в Раффельштедте. О “витязях из Руси”, “витязях Киевской Земли” есть сведения в раннесредневековом западноевропейском эпoce.

В 860 г. ладьи Руси появились у стен Константинополя. Этот поход был ответом на преследования славян в Византии, на нарушение византийским императором договора между Русью и Византией. Летопись связала этот поход с именами Аскольда и Дира. Дира - как одного из славянских царей, знают и восточные источники.

•На основе этих фактов можно утверждать, что Русь уже в середине IX века выступила на арену международной жизни как государство.

•По мнению Б.А. Рыбакова русы - наиболее передовая часть восточно-славянских земель, подчинившая себе за три столетия ряд других славянских земель. По его мнению князья - дружинники Русской земли (русы) в VI - IX веках стояли над князьями и дружинниками других славянских земель. Б.А. Рыбаков отмечает, что в IX-X веках на русскую землю стали проникать с севера отряды норманов-варягов. Академик Платонов писал, что варяги жили за “морем” и приходили к славянам. Именем “варягов” славяне и другие народы называли выходцев из Скандинавии - норманов. B IX веке они стали появляться на Волхове, Днепре, Черном море, в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на военную службу к русским или византийцам, или грабили и искали добычу.

Б.А. Рыбаков считает, что один раз варягам даже удалось захватить Киев, но ненадолго. Они были наёмниками русских князей, становились союзниками, принимали имя русов. называли себя русами. (839 год шведы, служившие “русскому кагану” называли себя русами). Рыбаков Б.А. считает, что наименование варягов - русами ошибочно ( эту точку зрения поддержали М Н. Тихомиров, А.Н. Насонов, И.П. Шаскольский).

•Варяги в это время покидали свою родину, это была эпоха большого переселения норманов. Почему? Неизвестно. Известно, что они заселили Центральную и Южную Европу, нападали на Англию, Грецию, Италию и Испанию.

•К середине IX века на Руси варягов стало так много, что славяне к ним привыкли. Они вместе торговали, воевали против общих врагов, ссорились, враждовали. Причём, то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов “за море”.

•Видимо несколько идеализируя отношения между варягами и славянами, великий русский историк Н.М. Карамзин писал: “Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени (до 862г.), правили им без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость ...”. Далее Карамзин излагает мысль о призвании варягов в русские земли по совету новгородского старейшины Гостомысла.
Повесть временных лет

“В лето 859 г. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма”.

“В лето 862 г. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встали род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: - Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву, и пошли за море, к варягам, к руси ...”

• Историки давно обратили внимание на анекдотичность “братьев” Рюрика, который являлся конкретным историческим лицом (Синеуса и Трувора). Немецкий учёный Иоганн Байер, трудившийся в Росии в 30-60-е года XVIII века, доказывал что имена братьев Рюрика - это скандинавские слова, обозначающие, что он пришел в землю словен со своей дружиной - “тру-вор” и своим домом “сине-хус”. По мнению Б. Рыбакова “братья” оказались русским переводом шведских слов. Рюрик пришёл с “родом своим” (“sine use” - “своими родами”) и верной дружиной (“tru war” - “верной дружиной”). В летопись, по-видимому, попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а новгородец, плохо знавший шведский, принял традиционное окружение конунга за имена братьев.



Легенда о трёх братья, призванных княжить в черную страну, были очень распространены в Северной Европе в средние века. Известны легенды о “добровольном” призвании норманов в Ирландию и Англию. Во всех случаях иноземцы прибывали со своими родичами и дружиной.
Норманская теория

В 862г. князь Рюрик (правление 862-879гг.) был призван на Русь, положив начало русской княжеской династии. Начало славянской государственности связано с варягами, что в свою очередь говорит о неспособности славян своими силами создать государство. Авторами этой теории были немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлеиер. Призвание варягов они считали наиболее правдоподобным. Эту точку зрения подддерживали крупные русские историки конца XVIII века - начала XIX века - М.М. Щербатов. Н.М. Карамзин. Норманистами были историки XIX века М.Н. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. . Ключевский.

В противовес “норманской теории” возникла “антинорманская теория” или “славянская теория”. Представители первой школы были убеждены, что “русью” назывались варяги. Вторая школа считает “русь” местным, славянским, оно принадлежало далёким предкам, жившим у Черного моря в эпоху Римской империи - роксоланы.

Наиболее ярким представителем норманской теории являлся М П. Погодин, а славянской - И.Е. Забелин. Антинорманистом был и М.В. Ломоносов. Он различал “варягов” и “русь”. Считал, что “русь” из Прусии, население которой считал славянским. М.В. Ломоносов связывал слово “Русь” с сарматами - роксаланами (“россаланами”), рекой Рось на юге. Опираясь на “Сказание о князьях Владимирских” М.В. Ломоносов пытался доказать, что Рюрик был из Прусии, а Прусия - это “По-руссия”, руссы - славяне, следовательно пруссы - славяне.

“Южная” гипотеза происхождения названия “Русь”, идущая от Ломоносова, была развита в XIX - в н. XX веков С.А. Гедеоновым. М.С. Грушевским. Д.И. Иловайским. В. А. Пархоненко. Современным антинорманистом является Б. А. Рыбаков.

Часть 2. Первые русские князья.
“Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество ...”

(Н.М. Карамзин).


Карамзин связывает рождение нашего государства с 862 годом, годом начала монархической власти. Другой великий историк С.М. Соловьев справедливо отмечает, что до начального летописца дошло очень мало преданий о княжестве Рюрика. Самый древний обшелетописный сводПовесть временных лет”, автором которого является монах Киево-Печорского монастыря Нестор. В ней описываются события от времени сыновей библейского Ноя до Владимира Мономаха (1113 год - начало княжения).

В вопросе образования государства на Руси большинство историков исходили из 2- х положений:



  1. 862год - начало государственности;

  2. призвание на Русь Рюрика и его братьев.

Летописи говорят о том, что Рюрик раздавал города своим мужам, приказывал строить новые. Так с Рюрика началась важная деятельность наших князей - строить города. Отношения Рюрика с племенами не всегда были мирными. Сохранилось предание о смуте в Новгороде (Вадим). Рюрик подавляет мятеж. В Новгороде Рюрик правил 17 лет. Он считается первым самодержавием Русского государства и родоначальником династии Рюриковичей. В 879 году он умер, оставив малолетнего Игоря, корого отдал на руки родственнику Олегу (соплеменнику?). Олег получил власть от Рюрика.
Олег-правитель. (879-912).

В летописных преданиях Олег получил прозвище Вещего (мудрого, хитрого). 3 года пробыл Олег в Новгороде до выступления на юг. Затем он пошел по водному восточному пути, собрав войско из варягов и подвластных ему кривичей. По пути к Киеву он берет Смоленск, затем Любеч. Силой или мирно - неизвестно. В его руках силы всех северных племён, по пути подчиняет все встречающиеся ему племена. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами. Сам определил размер дани с покорённых племён. В Киеве в это время правили Аскольд и Дир. Эти князья имели сильную дружину, поэтоьу Олег взял их хитростью. (Н.М. Карамзин: “Вы не князья и не знаменитого рода, но я князь - и показав Игоря, примолвил: вот сын Рюриков. ...”). Аскольд и Дир были убиты.