Кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова –герой Отечественной войны 1812 года, писательница, прототип героини пьесы «Давным-давно» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова –герой Отечественной войны 1812 года, - страница №1/1

Кавалерист-девица

Надежда Андреевна Дурова –герой Отечественной войны 1812 года, писательница, прототип героини пьесы

«Давным-давно»

и

художественного фильма «Гусарская баллада»

Шурочки Азаровой

Автор работы: Тодорив Дарья Владимировна

zemcovshkola@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа,

10 класс.

Руководитель работы: Барсукова Жанна Леонтьевна, учитель русского языка и литературы.

Предмет: МХК

Номинация: «Личность в истории».


2012 год


Содержание

  1. Введение.

Актуальность изучения темы «Отечественная война 1812 года».

Необычность исследования темы «Женщина в войне 1812 года».



  1. Историческая правда и художественный вымысел: Надежда Андреевна Дурова и Шурочка Азарова.

  1. Жизненный путь кавалерист-девицы Н.А.Дуровой.

  2. Творчество Н.А.Дуровой. «Записки кавалерист-девицы».

  3. «Мирная» жизнь Дуровой.

  4. Отражение темы в живописи, музыке, драматургии, кино.

- Шурочка Азарова в пьесе А.Гладкова «Давным-давно».

- Художественный фильм «Гусарская баллада».

- Другие малоизвестные художественные произведения, написанные на основе биографии Н.А.Дуровой.

- Образ Н.А.Дуровой, запечатленный в живописи.





  1. Выводы

  2. Источники информации.

Цель : дать объективный рассказ о жизни Надежды Андреевны Дуровой, о женщине, герое войны 1812 года, ординарце М.И.Кутузова, писательнице, чьим талантом заинтересовался сам А.С.Пушкин.

Задачи: изучить различные источники информации о жизни Н.А.Дуровой, прочитать книги, написанные Н.А.Дуровой, посетить (через сеть ИНТЕРНЕТ) дом-музей, где жила последние годы эта великая женщина, познакомиться с художественными произведениями, посвященными истории войны 1812 года.

Объект исследования: Жизнь и творчество Н.А.Дуровой, книги, написанные писательницей, художественный фильм «Гусарская баллада» и пьеса «Давным-давно» А.Гладкова.

Методы исследования: анализ, систематизация, описание.

Актуальность темы заключается в том, чтобы развеять мифы, сложившиеся за долгие годы об этой замечательной женщине, показать её образ, не идеализированный и обработанный мастерами художественного слова, а максимально реалистичный и противоречивый.


  1. Введение.

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и до сих пор волнует потомков. Одной из загадок для французов стала душа русского человека, горячо, искренне, бескорыстно любящего свою Родину. Что касается мужчин, воинов, защитников Отечества- все понятно. Их святой долг - защищать Родину в годы военных испытаний. Что же двигало женщинами, выбравшими для себя опасный ратный труд? Кто были эти немногие женщины, решившиеся взять мужское имя, носить военный мундир, лишившие себя семьи, комфорта, обрекшие себя на непонимание в обществе? Об одной из них и пойдет рассказ в этом исследовании.

О кавалерист-девице Дуровой написано немало очерков, научных статей. История её жизни и творчества- для многих загадка и пример беззаветного служения своей Родине. Много ходило в свое время и комментариев о её боевой жизни... Особенно широко были известны факты её биографии, связанные с ратными заслугами, благодаря её книгам и дневникам. Что же касается послевоенного периода жизни Дуровой, об этом, кроме искажающих истину слухов, современникам ничего не осталось.

Жизнь и судьба Дуровой настолько неординарны и необычны, что мнения о ней высказываются порой совершенно противоположные! Такова она и была: шла наперекор вековым устоям; осуществила недостижимую по меркам того времени детскую мечту; совершила подвиги, которые в принципе не должна была совершать; она была талантлива и в ряду писателей заняла достойное место. О Дуровой написано много книг, по мотивам её дневниковых записей снят замечательный кинофильм. О ней есть информация во всех энциклопедиях и словарях благодаря тем немногим документам, которые сохранились в музеях и открытых архивах. Однако в основном информация о Дуровой получена из её «Записок». Но это художественное произведение, написанное уже немолодой женщиной. И если уж сам Белинский посчитал «Записки» «мистификацией» со стороны Пушкина, то разобраться, где правда, а где вымысел сейчас уже достаточно трудно. Даже для современников Дурова так и осталась удивительной, загадочной, непонятной личностью.



  1. Историческая правда и художественный вымысел: Надежда Андреевна Дурова и Шурочка Азарова.




  1. Жизненный путь кавалерист- девицы Н.А.Дуровой.

Родилась 17 сентября 1783 (а не в 1789 или 1790 г., который обыкновенно указывают её биографы, основываясь на её же «Записках»). Возраст она себе уменьшила, так как казакам, где она служила, полагалось носить бороду, и ей пришлось выдать себя за 14-летнего юношу.

Ее мать вышла замуж за ротмистра Дурова по любви, против воли отца, за что будущий дед Надежды в порыве гнева проклял беглянку.

Узнав о беременности, женщина мечтала о сыне и решила назвать его Модестом. Будущий дедушка, получив известие о внуке, сменил гнев на милость. Но родилась девочка богатырского размера, с густыми черными волосами и сразу пронзительно заорала. Молодая мать не хотела ухаживать за дочерью. Лишь через несколько дней приняла младенца к груди. Но девочка внезапно схватила сосок крепкими деснами. Мать вскрикнула от боли и отбросила девочку.

Бодрая, крепкая девочка отличалась крикливостью и докричалась до того, что обезумевшая мамаша выбросила ее в окно кареты на ходу. Девочку подняли гусары. Молодой жене ротмистр сказал: «Благодари Бога, что ты не убийца! Дочь наша жива, но я уже не отдам ее тебе во власть, я сам займусь ею», — рассказывает в своих «Записках» Н. А. Дурова.

С того дня воспитанием ребенка занимался правофланговый Астахов. Очень рано стал сажать ее на лошадь, давал поиграть пистолетом, развлекал, размахивая саблей, и Надя хохотала.

Между тем, ее своенравный и гордый малороссийский дед опамятовался. Он отправился в Киев к архиерею, чтобы тот освободил его от необдуманной клятвы и разрешил снять проклятие с дочери. Дед в письме благословил молодых и призвал в родительское гнездо получить личное благословение и назначенную дочке долю приданого.

Надя росла. Она до безумия любила лошадей, пистолеты, сабельный блеск. Бегая по дому, прыгала и командовала во все горло: «Эскадрон! Направо заезжай! С места марш-марш!» и тому подобное, а куклы не признавала. Все хохотали, мать злилась, бранила девочку, ставила в угол и заставляла рукодельничать, сидя в горнице.

Отец был назначен городничим в Сарапул Вятской губернии, и все семейство обосновалось там. Мать принялась учить Надю всему, что должна уметь благородная барышня. Прежде всего — шить, вязать кружево, вышивать. А та мечтала ездить верхом на лошади и стрелять.

Наде было двенадцать лет, когда отец купил себе верхового едва объезженного черкесского жеребца Алкида. Надя потихоньку ходила на конюшню и угощала коня хлебом, сахаром, солью. Она скоро добилась того, что бешеный жеребец привязался к ней. Держась за гриву, Надя скакала по двору, выделывая разные выкрутасы.

c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\9 001.jpg

Надя выросла и превратилась в высокую тонкую стройную девицу с ярким румянцем, блестящими глазами и черными бровями. Но в зеркале она находила черты своего лица неправильными. Да и мать уверяла ее, что она-де нехороша собой. Она так и не полюбила Надежду. До самой смерти Надежда так и не нашла общего языка с матерью.



Отец, увидев её увлечение лошадьми, приказал сшить казачий чекмень и подарил дочери Алкида. Сам научил Надю разным кавалерийским премудростям: красиво сидеть и цепко держаться в седле, решительно управлять лошадью. Он любовался прирожденной ловкостью и бесстрашием дочки-наездницы, сожалел, что родилась она не мальчиком.

Все жизнеописания Н. А. Дуровой основаны на содержании ее «Записок». Других полных источников ее биографии нет. Кстати, «Записки» свои она неоднократно дополняла, поправляла и частично переписывала. По своим соображениям, она на пять лет вперед сместила дату своего рождения — с 1783 на 1788 год, что дало ей возможность оставить «за скобками» очень важное событие. Позже о нем разузнали исследователи ее жизни и творчества. В предисловии к современному сборнику избранных сочинений Н. А. Дуровой упоминается, что в 1801 году в Сарапуле в возрасте восемнадцати лет ее выдали замуж за судебного заседателя Василия Степановича Чернова; через два года она родила сына, нареченного Иваном Иван (об этом в «Записках» Дурова не упоминает). В метрических книгах Вознесенского собора города Сарапула сохранились свидетельства о её венчании и крещении сына. К сыну, как и её мать к ней, она не питала никаких чувств. И, влюбившись в казачьего есаула, ускакала с ним на Алкиде в 1806 году вслед за полком, переодевшись в казачье платье.

Некоторое время Дурова жила со своим есаулом под видом денщика. Эти годы, когда происходили эти события, она вычеркнула из своей жизни, написав в книге, что она родилась на шесть лет позже. Автор предисловия, он же составитель «Избранного», В. В. Афанасьев высказывает предположение, что Н. А. Дурова не сочла эти события значительными, потому и умолчала о них в «Записках» и «Автобиографии», которую опубликовала от имени штаб-ротмистра Александрова. Это ее право.

Это не было женской прихотью или любопытством к неизвестному, это не было искательством приключений. Нет, Дурова горела желанием послужить отечеству.

Позднее, в автобиографическом рассказе «Игра судьбы» она так объяснит свой поступок: «Я выступила из свой сферы, чтобы стать под развевавшуюся тогда нашу орифламму», имея в виду знамя, поднимаемое на копье в разгар боя.

Впоследствии поэт А.Глебов воспел кавалерист-девицу в стихотворении «Девица-воин», называя ее Беллоной - именем римской богини войны:

Хребту коня свой стан вверяя,

Свой пол меж ратников скрывая,

Ты держишь с ними трудный путь.

Кипит отвагой девы грудь...

И на коне наездник новый,

В руке сжав сабли рукоять,

Беллоны вид приняв суровый,

Летит на вражескую рать...
Так как казаки обязаны были носить бороды и рано или поздно она была бы разоблачена, она добралась до кавалерийского Каннопольского уланского полка (где бород не носили) и попросилась на службу, назвавшись Александром Васильевичем Соколовым, сыном помещика. В полку удивились, что дворянин носит казачий мундир, но поверив её рассказам, зачислили в полк товарищем (чин рядовых дворянского происхождения).

Таким образом, стоит иметь в виду, что в сентябре 1806 года Дурова покинула отчий дом не юной девицей, как это представлено в “Записках”, а женщиной двадцати трех лет. В этом заключается основное отличие прототипа от художественного образа Шурочки Азаровой из фильма “Гусарская баллада” и пьесы «Давным-давно».

В день своих именин (пишет Н.А.Дурова в своих «Записках»), 17 сентября, Надежда обрезала перед зеркалом свои локоны, переоделась в казачью форму с папахой. Вынесла свой капот и другие предметы женского туалета на берег Камы, чтобы отцу было что отвечать на неизбежные вопросы. Дочка, мол, утонула, вот и весь сказ.

К рассвету Надежда была уже у села, где ночевали казаки.

Её встретили вопросами:



-Как же звать молодца?

-Александр Васильевич, — представилась она.

Офицеры залюбовались конем и ловким всадником с тонкой, как девичьей, талией. Полковник определил ему место в строю при первой сотне. Квартировать и обедать приказал при себе.

Поход длился более месяца. Надежда сама седлала коня, водила его на водопой. Понимая, что нет в полку лошади, равной Алкиду, она жалела его. Однажды полковник предложил “Александру Васильевичу” побыть на Дону в его семье до скорого военного похода. Дом полковника находился в станице Раздорской. Полковничиха не сводила с Надежды глаз: “Вы как девица! Женщины мои так и думают, что вы переодетая девица!” — повторяла она хохоча. Сердце Надежды замирало. Выглядела не так, разговаривала не так, смущалась, краснела... Но служба продолжалась, и полк проследовал в Гродно.

В Гродно ее охотно взяли в Конно-польский уланский полк, который в сражениях понес большие потери и нуждался в пополнении. Надежда в полной мере хватила прелестей солдатской службы. Пришлось учиться воевать по-улански, вертя над головой тяжеленную пику, маршировать, прыгать на лошади через нешуточные препятствия, действовать саблей. Она привыкла к уланскому мундиру, сабле, пике, шерстяным эполетам, каске с султаном, белой перевязи с подсумком, набитым патронами. Не смогла привыкнуть лишь к сапогам, сделанным будто из железа, с огромными бренчащими шпорами. В таких не побегаешь. Полк перевели в Литву. Три недели взвод провел в голодной и грязной литовской деревне среди болот. Давно убрав урожай, крестьяне его попрятали от солдат. По три-четыре часа каждый день голодные уланы выкапывали для себя оставшиеся в грядках картофелины. Надежда, как и все, работала заступом.

Впервые в крупном сражении Дурова участвовала 22 мая 1807 года и сразу же отличилась. Когда она вдруг увидела, что русского офицера окружили и выстрелом вышибли из седла неприятельские драгуны, немедля понеслась туда. Возможно, сам вид улана, скачущего во весь опор с пикой наперевес, устрашил неприятеля, и драгуны дали деру. Офицер открыл глаза. Это был поручик Панин из Финляндского драгунского полка. За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом, и определена в другой полк – Мариупольский гусарский.

В июне Надежда участвовала в кровопролитном сражении под Фридландом. Там полегло более половины полка.



c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\12.jpg

После заключения мира в Тильзите войско вернулось в Россию. Надежде приходилось становиться во фрунт при виде каждого офицера. Ночами выходила стеречь фураж, вместе с другими солдатами чистила заступом от грязи и травы небольшой плац перед гауптвахтой. Стояла на часах у порохового ящика и у церкви.

С любимым конем Надежды однажды случилась беда. Он вырвался и начал скакать через заборы. В одном месте напоролся на острый кол и пропорол брюхо. Уланы похоронили Алкида и насыпали на могиле курган. Надежда провела два дня под ледяным мелким дождиком на могиле коня. Она считала себя виноватой в его смерти.

Однажды прибыл унтер-офицер с приказом препроводить улана Дурова к генералу Каховскому в штаб. В штабе она поняла, что генерал Каховский знал о ней более, чем выказал при встрече. Не прояснив ничего, он со своим адъютантом отправил Надежду к главнокомандующему Буксгевдену. Пришлось заехать в свой полк и вновь получить коня и оружие. В Витебске она пять дней ожидала приема. Граф Буксгевден ласково говорил с “уланом Дуровым” и объявил, что посылает его в Петербург к самому государю.

Она находилась в Тильзите, когда там подписывался Тильзитский мир, и влюбилась в Александра I. Выдало её письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль. Отец, задействовав все свои связи, разыскал её и потребовал вернуть в родительский дом. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. В полку её лишили оружия и свободы передвижения и отправили с сопровождением в Санкт-Петербург, где её сразу принял Александр I.

Александр I.
С мужественной женщиной Александр I пожелал встретиться лично. Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. Император вручил Дуровой Георгиевский крест и все удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. Александр I намеревался было отправить Надежду в родительский дом, но она отрезала: «Хочу быть воином!». Император был поражен и оставил Надежду Дурову в русской армии, перевел её в Мариупольский полк и разрешил представляться фамилией – Александрова, в честь императора. Но, вскоре Надежде пришлось перевестись из гусар опять в уланы, так как командир полка был очень недоволен, что Александр Андреевич никак не сделает предложение его дочери, в него влюблённой. Вскоре после этого Дурова уехала в Сарапул к отцу, прожила там более двух лет и в начале 1811 вновь явилась в полк (Литовский уланский полк).

Затем служба продолжилась. С самого начала кампании 1812 года Н. А. Дурова состояла офицером в уланском полку. Перед этим побыла в ординарцах у генералов Милорадовича, Коновницына...



Командир Ахтырского гусарского полка, партизан и поэт Денис Давыдов в письме к А. С. Пушкину от 10 августа 1836 года вспоминал о своих встречах с Дуровой во время войны: "Дурову я знал потому, что я с ней служил в арьергарде, во все время отступления нашего от Немана до Бородина. Полк, в котором она служила, был всегда в арьергарде, вместе с нашим Ахтырским гусарским полком. Я помню, что тогда поговаривали, что Александров - женщина, но так, слегка. Она очень уединена была и избегала общества столько, сколько можно избегать его на биваках. Мне случилось однажды на привале войти в избу вместе с офицером того полка, в котором служил Александров, именно с Волковым. Нам хотелось напиться молока в избе... Там нашли мы молодого уланского офицера, который только что меня увидел, встал, поклонился, взял кивер и вышел вон. Волков сказал мне: «Это Александров, который, говорят, - женщина». Я бросился на крыльцо, но он уже скакал далеко. Впоследствии я ее видел на фронте...»

Надежда Андреевна Дурова участвовала больших сражениях под Смоленском и при Бородино. На передовой линии, занятой полком при Бородино, Надежда ужасно мерзла. Еще не кончился август, но дул свирепый холодный северный ветер. Шинель Надежду совсем не согревала. Ночевали в продуваемых шалашах. Ветер свирепствовал и 24 августа, когда полк занял место в боевых порядках, и 26 августа, в день главной битвы.

В том аду Надежда едва не оглохла от рева французских и русских орудий. Визжали и свистели пули, градом осыпавшие улан. Эскадрон несколько раз срывался в атаку и откатывался. У Надежды не было перчаток, а в атаках приходилось вынимать из ножен саблю и держать ее голой рукой на встречном ветру. В сражении она думала об одном: как бы согреться и вновь почувствовать свои руки и ноги. Надежду контузило пролетевшим ядром. Левая нога на глазах распухала и чернела, боль сделалась нестерпимой. Она ни разу не получала контузий и полагала, что контузия — не ранение. Не увидев крови на своей ноге, Дурова вернулась в строй. Уланы до ночи выдерживали огонь неприятеля. Дурова вконец обессилела и сказала ротмистру, что не может держаться в седле. Впервые за шесть лет воинской службы Н. А. Дурова добровольно отправилась в прежде столь презираемый ею обоз.

В Москве Надежда Андреевна прорвалась к самому Кутузову.

Вот извлечение из «Записок»:

Что тебе надобно, друг мой? — спросил Кутузов...

Я желал бы иметь счастие быть вашим ординарцем во все продолжение кампании и приехал просить вас об этой милости...

c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\11.jpg

Таков был разговор или нет, но факт, что, во-первых, тайна ее в ставке Кутузова была раскрыта, а во-вторых, Н. А. Дурова под именем «Александров» сделалась одним из нескольких ординарцев главнокомандующего. Несмотря на терзавшую ее лихорадку и последствия контузии, она отлично исполняла свои обязанности: носилась с донесениями и приказами между полками, от одного крыла армии до другого, при этом иногда едва удерживаясь в седле. Узнав это, Кутузов отправил ее домой в отпуск, подлечиться.

Отец встретил Надежду со слезами. Он смеялся и плакал, рассматривая ее простреленную и прожженную шинель. Когда Надежда вполне оправилась и засобиралась обратно в армию, отец согласился отпустить с ней и своего младшего сына, ее брата.

В 1816, уступив просьбам отца, она вышла в отставку в чине штабс-ротмистра и жила то в Сарапуле, то в Елабуге. Документы об отставке Дурова получила в 1817 году, в 1824 году ей назначили пенсию: «По именному Высочайшему указу, в день 25 января 1824 года данному, Всемилостивейшее повелено производить Штабс–ротмистру Александрову в пенсион по смерть по 1000 рублей в год». Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась, с точки зрения своего времени, большими странностями.

Сын Дуровой — Иван Васильевич Чернов, был определён на учёбу в Императорский Военно-сиротский дом, откуда был выпущен в чине 14-го класса в возрасте 16 лет по состоянию здоровья.

Однажды он присылал матери письмо, спрашивая её благословения на брак. Увидев обращение «маменька», она, не читая, бросила письмо в огонь. И только после того, как сын прислал письмо с просьбой к Александру Андреевичу, она написала: «Благословляю».




Штаб-ротмистр, Георгиевский кавалер Александров,

он же Н.А. Дурова, вышел в отставку в 1816 году.

Н. А. Дурова, 1837. Рис. В. И. Гау


  1. Творчество Н.А.Дуровой. «Записки кавалерист-девицы»

Если бы Надежда Дурова не совершила ничего более замечательного в своей жизни, кроме военных подвигов, то и тогда ее имя заслуживало бы занесения на страницы истории. Но она много сделала и на поприще художественной литературы.

К сожалению, ее литературная деятельность оказалась полностью забытой. Деятельность Н. А. Дуровой как писательницы тем более удивительна, что она никогда нигде не училась. Однако оставленное ею литературное наследство выдает в ней подлинного мастера, вызывавшего восхищение не только читателей, но и корифеев литературы - А. С. Пушкина и В. Г. Белинского.

Дурова преклонялась перед талантом А.С.Пушкина. «Я только это и имел в виду, - пишет она в своих записках, - чтобы отдать их на суд и под покровительство таланту, которому не знаю равного». И сияние имени Пушкина озарило «Записки» Дуровой. «Вздумалось мне пересмотреть и прочитать разные лоскутки моих записок, уцелевшие от различных переворотов не всегда покойной жизни. Это занятие, воскресившее в памяти и в душе моей былое, дало мне мысль собрать эти лоскутки и составить из них что-нибудь целое, напечатать. Я занялся этим делом прилежно, — пишет Дурова, — в несколько месяцев кончил, и, списавшись предварительно с Пушкиным, уехал в Петербург в 1836 г.»

«...Если автор «Записок» согласится поручить их мне, то с охотой берусь хлопотать об их издании... За успех, кажется, можно ручаться», — писал 16 июня 1835 года А. С. Пушкин в город Елабугу В. А. Дурову. И далее вот что: «Судьба автора так любопытна, так известна и так таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное общее впечатление».

Пушкин имел в виду воспоминания Надежды Андреевны Дуровой. Отрывок из ее «Записок» с названием «Война 1812 года» в 1836 году он напечатал в журнале «Современник» со своим предисловием. В том же году в Санкт-Петербурге отдельным изданием вышла книга Н. А. Дуровой «Кавалерист-девица».



Дурова с Пушкиным познакомилась через своего брата Василия. Однажды он прислал Пушкину мемуары сестры (с тоски стала писать) и Пушкин оценил оригинальность этих записок.
Письма Александра Сергеевича Пушкина к Александру Андреевичу Александрову и Василию Андреевичу Дурову, в г. Елабугу ¹).

1. 16 июня 1835 г.

Милостивый государь, Василий Андреевич. Искренне обрадовался я, получив письмо ваше, напомнившее мне старое, любезное знакомство, и спешу вам отвечать. Если автор записок согласится поручить их мне, то с охотою берусь хлопотать об их издании. Если думает он их продать в рукописи, то пусть назначит сам им цену. Если книгопродавцы не согласятся, то, вероятно, я их куплю. За успех, кажется, можно ручаться. Судьба автора так любопытна, так известна и так таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное, общее впечатление. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность. Предмет сам по себе так занимателен, что никаких украшений не требует. Они даже повредили бы ему.

Поздравляю вас с новым образом жизни; жалею, что из ста тысяч способов достать 100,000 рублей ни один еще вами с успехом, кажется, не употреблен. Но деньги дело наживное. Главное, были бы мы живы.

Прощайте, с нетерпением ожидаю ответа.

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью, имею честь быть, милостивый государь, ваш покорнейший слуга Александр Пушкин.

Печатаем с подлинников, находящихся в ред. «Русской Старины»; письма эти уже бывали в печати.

2. 19 января 1836 г.

Милостивый государь, Александр Андреевич. По последнему письму вашему, от 6-го января, чрезвычайно меня встревожило. Рукописи вашей я не получил, и вот какую подозреваю на то причину. Уехав в деревню на 3 месяца, я пробыл в ней только 3 недели, и принужден был наскоро воротиться в Петербург. Вероятно, ваша рукопись послана в Псков. Сделайте милость, не гневайтесь на меня. Сейчас еду хлопотать; задержки постараюсь вознаградить,

Я было совсем отчаялся получить записки, столь нетерпеливо мною ожидаемыя. Слава Богу, что теперь попал на след.

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью честь имею быть вашим усерднейшим и покорнейшим слугою Александр Пушкин.

3. Спб. 17 марта 1836 г.

Милостивый государь, Василий Андреевич. Очень благодарю вас за присылку записок и за доверенность, вами мне оказанную. Вот мои предположения: 1) Я издаю журнал; во второй книжке оного (т. е. в июле месяце) напечатаю я Записки о 12 годе (все или часть их) и тотчас перешлю вам деньги по 200 рублей за лист печатный. 2) Дождавшись других записок брата вашего, я думаю соединить с ними и Записки о 12 годе; таким образом, книжка будет толще и, следственно, дороже.
Полныя записки, вероятно, пойдут успешно после того, как я о них протрублю в своем журнале. Я готов их и купить, и напечатать в пользу автора, как ему будет угодно и выгоднее. Во всяком случае будьте уверены, что приложу всевозможное старание об успехе общего дела.
Братец ваш пишет, что летом будет в Петербурге. Ожидаю его с нетерпением. Прощайте, будьте счастливы, и дай Бог вам разбогатеть с легкой ручки храбраго Александрова, которую ручку прошу за меня поцеловать.

Весь ваш Александр Пушкин.

Сейчас прочел переписанныя записки: прелесть! живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен. 27 марта.

Литературное достоинство «Записок» было, по мнению В. Г. Белинского, так велико, что некоторые приняли их за мистификацию со стороны Пушкина. В числе этих некоторых был и сам Белинский. «Если это мистификация, - писал он, - то признаемся, очень мастерская; если подлинные записки, то занимательные и увлекательные до невероятности».

Да, это были подлинные записки, и действительно они читались с увлечением. Главный интерес в них представляла незаурядная личность автора. «Боже мой, - писал далее Белинский, - что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира - героиня этих записок, с ее юношескою проказливостию, рыцарским духом, отвращением к женскому платью и женским занятиям, с ее глубоким поэтическим чувством, с ее грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни из-под тяжкой опеки доброй, но не понимавшей ее матери!»

Особенно высокого мнения критик был о языке «Записок»: «И что за язык, что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твердостию и силою, этою яркою выразительностию своего слога, этой живописною увлекательностию своего рассказа, всегда полного, проникнутого какою-то скрытою мыслию».

В 1836 году Дурова отправилась в Петербург, чтобы издать «Записки кавалерист-девицы». Она уже познакомилась по переписке с несколькими известными литераторами, вскоре узнала и влиятельных журнальных деятелей. В следующие пять лет — с 1836 по 1840 год, кроме «Записок», увидели свет многие произведения Дуровой. Их печатали «Современник», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» и другие крупные столичные журналы. Вышли несколько ее книг, четыре тома повестей и рассказов. Но все же именно «Записки» сделали Дуровой имя и славу одной из первых писательниц России.
Первое издание «Записок». Титульный лист.

В «Современнике» (1836, № 2) были напечатаны её мемуары (впоследствии вошедшие в её «Записки»). Пушкин глубоко заинтересовался личностью Дуровой, писал о ней хвалебные, восторженные отзывы на страницах своего журнала и побуждал её к писательской деятельности. В том же году (1836) появились в 2-х частях «Записки» под заглавием «Кавалерист-Девица». Прибавление к ним («Записки») вышло в 1839. Они имели большой успех, побудивший Дурову к сочинению повестей и романов. С 1840 года она стала печатать свои произведения в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках» и др. журналах; затем они появлялись и отдельно («Гудишки», «Повести и рассказы», «Угол», «Клад»). В 1840 году вышло собрание сочинений в четырёх томах.

Среди разнообразных талантов Дуровой баллада является ярким примером ее стихотворного дара.

Бежит, гремит, кипит, клокочет

Волшебный ключ моей страны!

Злой Керемет в лесу хохочет

В часы полночной тишины.

Бежит, гремит, на камнях скачет

Волшебный ключ моей страны!

На берегу девица плачет

В часы полночной тишины.

Бежит, гремит, кипит, сверкает

Волшебный ключ моей страны!

С кудрей девица кровь смывает

В часы полночной тишины.
В сознании многих поколений читателей образ героини «Записок» неотделим от образа автора. Критики полагают, что сделанные Дуровой описания военных действий в чем-то предвосхитили батальные сцены в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

Произведения, написанные Н.А.Дуровой

1. Кавалерист-девица. Происшествие в России. Спб., 1836.

2. Записки Александрова (Дуровой). Добавление к Девице-кавалерист. Спб., 1839.

3. Нурмека. Происшествие в царствование Ивана Грозного после покорения Казани. Спб., 1839. (Повесть).

4. Серный ключ. Спб., 1839.В сборнике «Сто русских литераторов», т.1. (Повесть).

5. Павильон. – Отечественные записки, 1839, №2.

6. Игра судьбы, или Противозаконная любовь. (Рассказ).

7. Клад. Спб., 1840. (Повесть).

8. Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения.

9. Угол. Спб., 1840. (Повесть).

10. Гудишки. Спб., 1839. (Роман).

11. Граф Маврицкий. «Библиотека для чтения». (Рассказ).

12. Автобиография.

13. Ярчук – собака духовидец. Спб., 1840. (Повесть).

14. Два слова из житейского словаря: 1.Бал. 2.Воспоминания. (Рассказы).

В середине тридцатых годов прошлого века Н. А. Дурова стала очень популярной в Санкт-Петербурге. О ней говорил свет, ее наперебой приглашали. Она простодушно верила в искренность комплиментов. И зря. Свет переменчив, скоро пришло одиночество, и Дурова уехала к себе в Елабугу. Последний раз ей пришлось побывать в Петербурге в 1840—1841 годах.




3). «Мирная» жизнь Дуровой.

Дурова хорошо прижилась в Елабуге, на Московской улице, в одноэтажном трехоконном домике против каланчи. В городе ее называли «барин, его благородие Александр Александрович Александров». Она носила мужское платье: черный сюртук, серые с лампасами брюки, заправленные в сапоги, говорила о себе в мужском роде и даже танцевала в качестве кавалера. Она считала себя штабс-ротмистром Александровым, решив навсегда забыть свой женский пол. С неподражаемым юмором в своих мемуарах рассказывает она, как Пушкин, прощаясь с ней в Петербурге, поцеловал ей руку. Надежда Андреевна смутилась, покраснела и воскликнула: «Ах, я давно отвык от этого!». С присущей Пушкину душевной тонкостью он сделал вид, что не заметил этой оговорки.

Дурова очень любила животных и часто спасала их от неминуемой гибели. Бывало, как бы ненароком на ее пути возникали мальчишки с котятами и щенками. Тут разыгрывалась типичная сценка: «Куда?» — строго спрашивал «барин». Мальчишки рапортовали: «Топить!» Дурова отбирала животных, несла домой, там их принимал старый слуга. Он как-то регулировал численность кошек и собак, но в доме все равно всегда их было полно.

Следует добавить интересную деталь: известная российская династия дрессировщиков Дуровых ведет начало от младшего брата Надежды Дуровой - Василия. Любовь к животным была фамильной чертой. Кавалерист-девица призналась в «Записках», что один раз в жизни упала в обморок, когда в полку ей приказали зарубить саблей гуся к обеду...

Биографы констатируют, что в Елабуге Дурова совсем перестала писать. Как отрезало. Даже дневников не вела. Зато не чуралась женского рукоделия: вышивали бисером, а еще рисовала. По рассказам, старость не согнула Дурову. На восьмом десятке она ходила упруго, не задыхаясь.

В Елабуге она подружилась городничим Эдуардом Осиповичем Ерличем, немцем, человеком добрым, общительным. Очень часто к Дуровой обращались горожане с различными просьбами, и она, помогая разрешению проблем, посылала записки городничему.

Записки, присылаемые штабс-ротмистром Александровым, были почти всегда одного содержания и заключали в себе просьбы за своих клиентов:

1.

«Эдуард Осипович! Будьте милостивы к моему «рrоtеgé», позвольте ему с братом строить дом, или, по крайности, хоть службы, в ожидании какой-то данной. Они хотели-бы воспользоваться осенним временем, чтобы хоть что-нибудь заготовить к будущей весне. Искренно преданный вам слуга ваш

Александров».

2.

«Вот эта бабочка просит и плачет, что будто бы ея мужу подкинули шлею какую-то. Будьте к ней милостивы, Эдуард Осипович. Слуга ваш Александров».

3.

«Эдуард Осипович! Не сделаете ли вы милость для этой солдатки — дать ей какую-то квартиру? Она называет ее «денежною», ей Богу, я не понимаю, что это значит, а только прошу вас, если можно, дать ей эту квартиру. Dеvоué Аlехаnrоff».

Городничий, несмотря на свою врожденную доброту и желание быть любезным в отношении штабс-ротмистра Александрова, часто выходил из себя, получая от последнего чуть ли не каждый день записки с просьбою за своих клиентов, чем тот просто не давал покоя доброму старику. В такие минуты городничий прибегал к « жестокому» средству. Это средство всегда избавляло его недели на три от удовольствия рассматривать различные кляузы и дрязги... В сущности, названное средство не было жестоким. Обыкновенно городничий встречал штабс-ротмистра словами: «А, здравствуйте, многоуважаемый Александр Андреевич!.. Прошу покорно...»; в эти же минуты он говорил: «А, мое почтение, Надежда Андреевна, как поживаете?» Затем, как бы спохватившись, прибавлял: «ах, извините, пожалуйста; а я было принял вас за одну свою знакомую...»

После такого приветствия, лицо штабс-ротмистра обыкновенно сначала покрывалось густым румянцем, а затем делалось страшно бледным. Через минуту «штабс-ротмистр» вставал и... уходил.

Недели через две-три городничий и штабс-ротмистр мирились и снова начинали жить по –прежнему до новой фразы: «а, здравствуйте, Надежда Андреевна!..»

Умерла Надежда Андреевна 21 марта (2 апреля) 1866 года в Елабуге Вятской губернии в возрасте 82 лет, похоронена на Троицком кладбище. Отпевать себя она завещала, как раба Божьего Александра. Но священник нарушать церковные правила не стал. При погребении ей были отданы воинские почести.

В документе о траурной церемонии, где она и после смерти названа Александровым, говорится: «Приказ по 8 резервному пехотному батальону от 23 марта 1866 года, N 82. Завтрашнего числа, по случаю предания земле тела умершего отставного штабс-ротмистра Литовского уланского полка А. Александрова, назначается сборная команда по 10 человек из роты и 2 унтер-офицера; с ружьями и в амуниции, под командой капитана Панкратьева; кроме того, по 2 унтер-офицера из рот для несения гроба. Для несения же ордена Георгия назначается подпоручик Казанский. Вынос из квартиры будет в 9 часов утра, а также быть хору музыкантов. Командир батальона подполковник Семенов».

В 1901 году на могиле Дуровой состоялось торжественное открытие памятника. Были произнесены речи воинским начальником полковником Занфировым и городским головой Башкировым.

После троекратного ружейного залпа упавшее покрывало открыло эпитафию:

«Надежда Андреевна ДУРОВА, по повелению императора Александра - корнет Александров, Кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783 г. Скончалась в 1866 г. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!»

В 1917 году памятник был разрушен, а в 1962 году в городском парке был установлен мраморный бюст кавалерист-девицы.





Фотография Н. А. Дуровой (около 1860-1865г.г.)

Среди всех знаменитых воинов, Надежде Андреевне Дуровой, бесспорно, принадлежит выдающееся место. Во–первых, она была участницей трёх наполеоновских войн: в 1807 году — в Пруссии, в 1812 году — в России, в 1813-1814 годах — в Польше и Германии. Во–вторых, она без перерыва прослужила в армии почти 10 лет: с марта 1807 года по март 1816 года. В–третьих, прошла по всем ступеням служебной лестницы: весной 1807 года — рядовой, осенью 1807 года — унтер-офицер, в декабре того же года произведена в офицерский чин корнета, в июне 1812 года — поручик, в марте 1816 года при отставке — штабс-ротмистр.



4). Отражение темы в живописи, музыке, драматургии, кино.

В советское время Дурова послужила прототипом главной героини пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» Шурочки Азаровой. Пьеса впервые была поставлена в 1941 году в блокадном Ленинграде. Затем Э. А. Рязанов снял кинофильм «Гусарская баллада».


Автор не отрицал, что использовал «Записки» для создания художественной версии пьесы, однако отмечал, что на образе Дуровой лежит отблеск пушкинской похвалы, и, по мнению А.Гладкова, в героини лихой, мажорной гусарской комедии реальная Дурова не годилась. Поэтому автору пришлось встать на путь вымысла, т.к. основная идея произведения состояла не в соответствии ее фабулы фактам, а в душевном настрое, внутреннем задоре, сюжетном озорстве и романтическом темпераменте.

В процессе работы у автора был свой «рабочий эпиграф», две строчки из стихов Дениса Давыдова: «Роскошествуй, веселая толпа, в живом и братском своеволье!» Он удивительно точно, по словам А.Гладкова, выражал дух «Давным-давно», ее живопись, гармонию. Так или иначе, хотел этого автор или преследовал иные цели, но в сознании зрителей, читателей, историков образ Шурочки Азаровой эквивалентен образу Н.А.Дуровой.

На основе либретто А. Гладкова А. В. Богатыревым написана опера «Надежда Дурова» (1947). В опере также передано патриотическое воодушевление русского народа в 1812 г. Авторы стремились показать особенности русского лагеря. Композитор использовал в музыке подлинные песни тех лет. Вместе с тем в опере нет стилизации. Это современное произведение о прошлом, напоминающее современникам Великой Отечественной войны о подвиге русской женщины в 1812г.

Русским поэтом Серебряного века К.А. Липскеровым в соавторстве с А.С. Кочетковым была написана патриотическая пьеса «Надежда Дурова», получившая известность в годы Великой отечественной войны.

За роль напористой и лихой кавалерист-девицы Дуровой («Надежда Дурова») Вера Марецкая была в 1942 году удостоена Сталинской премии.



Спектакль «Надежда Дурова» В главной роли – Маргарита Горбатова. 1942 год



Интересный факт: австрийцы написали оперу о кавалерист-девице Надежде Дуровой!

Профессора Зальцбургского университета музыки и сценического искусства «Моцартеум» Марта Шарп и Адриан Де Вит создали оперу о кавалерист-девице Надежде Дуровой. Автором либретто выступила писательница Марианна Фигль. На создание этого произведения их вдохновил доклад заведующей елабужским музеем-усадьбой Натальи Дуровой - Фариды Валитовой. В прошлом году по приглашению австрийской стороны она побывала в Зальцбурге, где и рассказала о выдающейся русской женщине.



В Австрии есть историки, которые изучают наполеоновские войны. Один из них - Бруно Коппенштайнер. Он начал переписку с елабужскими музейщиками, чтобы узнать более подробно о последних годах жизни Надежды Дуровой, первой женщины, служившей в армии. Он был впечатлен тем, как в Елабуге берегут память о кавалерист-девице.

В результате тема нашла отклик - и получила воплощение в формате оперы. В ее постановке задействованы преподаватели и студенты консерватории «Моцартеум».

Известны и другие произведения, написанные по мотивам биографических и исторических сведений о Надежде Андреевне Дуровой:



  1. Алла Бегунова «С любовью, верой и отвагой».

  2. Денис Давыдов «Надежда Дурова. Сочинения».

  3. Л.А.Чарская «Смелая жизнь»

  4. Д.Л.Мордовцев «Гроза двенадцатого года»

«Записки Кавалерист - девицы» принесли Дуровой славу, сохранили её имя для потомков, явились материалом первостепенной значимости, лучше всяких беллетристических вымыслов рассказали современникам о действительной военной жизни. Русским людям всегда были понятны и дороги патриотические чувства, увлекавшие Н. А. Дурову на героические подвиги во время войны, во славу любимой Родины.

Надежда Андреевна Дурова была запечатлена и на картинах известных художников и граверов. Самыми известными портретами стали:





Дурова Надежда Андреевна (1783-1866).

Гравюра неизвестного автора.

1830-е годы. Резец, пунктир.



Художник В.И.Куделькин.

«Портрет Н.А.Дуровой». 1953 г



Н. А. Дурова, 1837.

Художник В. И. Гау





  1. Выводы

2012 году мы отмечаем 200-летие тех великих и памятных для нашей страны событий. А Надежда Андреевна Дурова - непосредственный их участник. Нам сейчас неважно, что образ автора прочно слился с образом героини записок, пусть герой – «кавалерист», пусть – «Соколов», «Александров» - все равно, ведь это женщина с глубокой, чистой душой, «словно в монастырь ушедшая в военный мундир», решившаяся преступить традиционные рамки, разрушив сложившийся стереотип поведения женщины, матери, законопослушной дворянки. «Дивный феномен нравственного мира»,- так сказал о Дуровой В.Г.Белинский.

Романы и повести талантливой писательницы Н. А. Дуровой на долгие годы обеспечили себе достойное место в истории русской литературы и послужили источником вдохновения для писателей и поэтов, использовавших данный богатейший исторический материал для создания художественных произведений различных жанров, прославляющих патриотизм русского человека.

«Патриотический подвиг» первой женщины-офицера нашёл отклик в годы Первой мировой и Гражданской войн. В период Великой Отечественной войны, к юбилею войны 1812 года, был выпущен ряд агитационных брошюр, посвящённых Надежде Дуровой. Практически все они призывали молоденьких девушек и женщин повторить героическую судьбу своей предшественницы, встав наряду с мужчинами в ряды защитников Отечества.

«Я стал мужчиной не из прихоти или презрения к женскому полу. Русскому обществу нужна активная, деятельная женщина, а это во многом зависит от самой женщины», - писала в своей автобиографии Надежда. Она своей жизнью показала, что и в то время женщина могла достичь своей цели, хотя это было намного сложнее, чем сейчас.



  1. Источники информации

1. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. 1836. первое издание

2. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. Подготовка текста и примеч. Б. В. Смиренского, Казань: Татарское книжное издательство, 1966.

3.Н. А. Дурова. Избранные сочинения кавалерист-девицы. Сост., вступит. ст. и примеч. Вл. Б. Муравьева, Москва: Московский рабочий, 1988 (Библиотека «Московского рабочего»).

4. Биография Дуровой. // Вятские Губернские Ведомости. 1866. № 28.

5. Биография Дуровой. // Всемирная Иллюстрация. 1887.

6. Блинов Н. Н. «Кавалерист-девица» и Дуровы. (Из Сарапульской хроники) // Исторический вестник, 1888. — Т. 31. — № 2. — С. 414—420.

7. Белинский В.Г., Записки Александрова (Дуровой), Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953, с. 148-157;

8.Белинский В.Г., Угол. Сочинение Александрова (Дуровой), там же, с. 308-309;

9. Белинский В.Г., Ярчук собака-духовидец. Сочинение Александрова (Дуровой), там же, с. 315-318;

10. Белинский В.Г., Клад. Сочинение Александрова (Дуровой), там же, с. 382-383;

11.А.И. Бегунова. Надежда Дурова. Елабуга, 2006г

12.Бородино 1812. / Сост. Б.С. Абалихин и др. – Москва: Мысль, 1987.

13. Ветры Куликова поля / Сост. А.Митяев. – Детская Литература,1984.

14. Военная энциклопедия (в 18 томах). Под ред. Новицкого В.Ф. Том 1.

15.Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - Москва: Молодая Гвардия 1987.

16.Д.Л. Мордовцев. Двенадцатый год. ИПП «Тюмень», 1993г.

17. Надежда Андреевна Дурова. Материалы к ее биографии / Сообщ. Ф. Ф. Лашманов // Русская старина, 1890. — Т. 67. — № 9. — С. 657—665.

18. Некрасова Е. С. Надежда Андреевна Дурова. (Псевдонимы: Девица-Кавалерист, Александров). (1783—1866) // Исторический вестник, 1890. — Т. 41. — № 9. — С. 585—612.

19. Дурова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.

20. Фотографии в доме-музее Н. А. Дуровой в Елабуге

21. О с ь к и н А. И. Надежда Дурова - герой Отечественной войны 1812 года. М., 1962.

22. Пушкин А.С., Предисловие к Запискам Н.А.Дуровой, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1958;

ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ:

1.http://100v.com.ua/ru/Durova-Nadezhda-Andreevna-person

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Дурова,_Надежда_Андреевна

3.http://borodino.bytvi.ru

4.http://www.elabuga.com



5.http://poetess.ru