Карикатура как специфический жанр массовой печатной графики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Карикатура как специфический жанр массовой печатной графики - страница №1/1

Карикатура как специфический жанр массовой печатной графики
Приступая к рассмотрению различных жанров печатной графики вообще и карикатуры в частности, стоит первоначально обратить пристальное внимание на истоки зарождения рассматриваемого феномена искусства. Именно четкое понимание различных условий (формирование социально-политических течений, новые веяния в культуре, уровень морального и эстетического развития общества, степень свободы самовыражения), повлиявших на появление жанра, дает возможность осознать все многообразие и многогранность жанра, способствует более глубокому понимаю смыслового содержания и его социального предназначения.

В фокусе нашего внимания - карикатуру, как специфический жанр массовой печатной графики.

Массовая печатная графика берет свое начало во второй четверти XIX века. Если давать общую характеристику указанному историческому отрезку, стоит упомянуть о таких явлениях, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма. Экономический кризис, ряд революций в Европе, золотая лихорадка в Америке и Австралии, Гражданская война в США, промышленная революция в Западной Европе, Британские колониальные войны – вот основные вехи, ставшие отправной точкой в развитии новых культурных феноменов. Все эти социальные, политические и экономические события стали определяющими факторами для развития массовой культуры множества народов. Результатом революций стало торжество свободы выражения воли у людей, ранее не смевших обсуждать дела высоких государственных деятелей. Именно свобода слова и свобода самовыражения (пусть и не полная на тот момент) дала возможность всем социальным слоям и сословиям выражать свое мнение относительно той социальной ситуации, в которой они находились.

Однако бурные события происходили не только в социальной и политической плоскости. XIX век характеризуется небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки. Представители искусства, в частности художники, также смогли воспользоваться свободой и по своему ответить на давление событий того времени.

Новая эпоха требовала от них новых жанров, которые с одной стороны могли бы отражать актуальную оценку происходящих событий, а с другой – быть понятными для больших социальных групп. Таким образом появилась массовая печатная графика. В это время она, как ответная реакция на происходящие события, выходит на улицы больших городов, адресуется каждому, потребляется всеми, формирует характер визуального восприятия мира рядовыми людьми.

На первый план выдвигаются печатные графические техники, способствующие быстроте изготовления, дешевизне и большому тиражу. Ксилография и литография определяют художественный почерк и фактуру массовой графики XIX столетия. Художники, использующие в работе технику литографии, совершили переход от изображения видов городов, тщательно и достоверно прорисованных с натуры, официальных портретов и прочего к графической сатире, имеющей активный, броский язык.



Из всего многообразия существующих техник графического искусства, первой была обрезная гравюра – ксилография – (от греч. хэlon - дерево и grapho - пишу, рисую), гравюра на дереве. Эта техника возникла в Европе, в первой половине XV века и носила политический характер. Первые европейские гравюры были направлены против церкви и духовенства. Стоит отметить, что именно ксилография сыграла важнейшую роль в развитии книгопечатания, изобретенного в середине XV века. Автором такого нововведения считается немецкий ювелир и изобретатель Иоганн Гутенберг.

Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок создается гальваноклише. Существует еще одна разновидность плоской печати, способ которой открыл в 1798г. немецкий изобретатель в области полиграфии – Иоганн Алоиз Зенефельдер.

Литография - (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати. Возникновение литографии не было случайностью. Быстрое распространение периодической печати, игравшей все большую роль в общественной жизни, неуклонно требовало новых, более оперативных форм изобразительного искусства.

Родившаяся в конце XVIII века, литография обогатила художественные возможности графического искусства, разнообразила и дополнила выразительность его художественного языка. Доступность техники способствовала ее усиленному распространению среди художников – граверов. По технике исполнения, литография близка к рисунку, выполненному карандашом. В целом, мастера, работающие в этой технике, создавали в своих произведениях довольно живые, лаконичные и игривые образы.

Новая техника давала возможность издателям и художникам, быстро откликаясь на сменяющиеся события, высказываться непосредственно, допускала массовое воспроизведение и большие тиражи. Таким образом, через двадцать лет после своего изобретения, литография, вытеснив более сложные гравюрные техники, становится основным способом воспроизведения любых изображений.

Востребованность карикатуры и ее общественная роль, выводят карикатуру в разряд самых массовых видов изобразительного искусства, используя наиболее многотиражные виды графики – литографию и ксилографию. Обладая своеобразной спецификой, карикатура формирует художественно – стилевые черты в изобразительном искусстве.

Самые ранние изображения, свойственные технике карикатуры были обнаружены среди рисунков Леонардо да Винчи, но изобретателем карикатуры, как самостоятельного вида искусства, по мнению исследователей, считается – Аннибале Карраччи. По мнению Карраччи, карикатура – «совершенная антитеза красоте».

Существует еще одно мнение относительно возникновения жанра карикатуры, оно связано с Крестьянской войной (1524-26) в Германии и первыми буржуазными революциями XVI –XVIII вв. в Нидерландах, Англии и Франции. Карикатуры этого периода по технике исполнения были похожи на лубок, но в отличие от него носили политический характер. Не маловажную роль в карикатуре играет текст, раскрывающий и усиливающий смысл изображения, заложенный автором. Ограничения, которые накладывала цензура в отношении социальной сатиры, высмеивавшей пороки политического строя и общественной жизни, принуждали карикатуристов создавать произведения в форме бытовой карикатуры, наделяя их текстом, несущих в себе скрытый смысл.

В самом узком значении карикатура – особый жанр изобразительного искусства, являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью.

Романтический и классицистический пафос сменился буйно расцветающей сатирой, которая культивировалась множеством язвительных и зорких наблюдателей жизни. Для сатиры того времени были характерны гротеск, прозаичные иносказания, а подчас и гневное отрицание.

Карикатура как специфический жанр массовой печатной графики получила заметное развитие в Англии уже в начале XVIII века. А в 1762 году вышла первая книга, посвященная искусству карикатуры под названием «Книга Карикатуры», автором которой является Мэри Дарли. При этом на тот момент карикатура считалась итальянским изобретением. Интересное определение приводилось в газете «Спектейтор» в 1712 году, где говорилось о «бурлескных картинах, которые итальянцы называют карикатурами; в них искусство состоит в том, чтобы сохранить в искаженных пропорциях и преувеличенных чертах некоторое сходство с изображенным человеком, но таким образом, что самая привлекательная красота превращается в самое чудовищное уродство» [5, с. 4].

Следующий не менее важный шаг в развитии карикартуры (рис. 1) сделал испанский художник и гравер Франсиско де Гойя. Своей известности Гойя достиг в 1780-х.гг., как портретист («Портрет графа Флодибланка», «Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы А. Понтехос» и др.) и придворный живописец Карла III. Со временем фигуры в его произведениях утрачиваю свою рельефность, словно растворяясь в дымке, пропадает и праздничная звучность, плавные световые переходы, воздушность. Вся парадность его произведений сменяется напряженной монохромностью, резкостью светлых и темных тонов.

Такой мрачный настрой художника порождает в 1797г. первую большую состоящую из 80-ти. листов серию офортов – «Капричос», которая была обнародована лишь в 1799г. По словам В. Н. Прокофьева: серия была выполнена в гротескно-трагической манере и всесторонне раскрывала уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». «Капричос» - творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойе острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств и откровенность мысли.

Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) представляет собой жанр изобразительного искусства, являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом - cartoon. (Большая Энциклопедия Карикатуры). Также стоит отметить, что карикатура в широком смысле существует с давних времен, но как жанр искусства она стала развиваться лишь с середины XIX века.

Основными представителями европейского карикатурного жанра были У. Хогарт с его нравоучительными сатирическими циклами, Дж. Гилрей, Т. Роулендсон. В своих произведениях Хогарт высмеивал английское общество. В свою очередь Гирлей и Роулендсон выработали свои тип карикатуры, преобразовав жанровые сценки в особый тип театрального действа, разоблачающего безобразные и сатирические стороны свойственной им действительности. Еще одной отличительной черной, характерной карикатуре, как одному из видов массовой графики, является ее оперативная отзывчивость на все события общественной и политической жизни.

Во Франции расцвет сатирической графики начинается в 30-х гг. XIX века. Карикатуре в то время было посвящено несколько журналов (главным образом политической карикатуре, которая после запрета в 1835 г. сменилась бытовой). Среди наиболее ярких представителей следует выделить таких как Ж. Гранвиль (предпочитал басенный прием), О. Домье (делал упор на выразительность жестов и резкость мимики, что позволяло в изображении конкретного политического деятеля усмотреть целый социальный слой), П. Гаварни (предпочитал изображать динамичные сценки сопровождая их подписями-диалогами), Ш. Филипон и др. Эти и другие мастера графического дела использовали в своих произведениях гротескный обобщенный (или собирательный) образ (образы Луи Филлипа, Робера Макера).

Особенно стоит отметить достижения в развитии карикатуры крупнейшего мастера политической карикатуры – О. В. Домье (рис. 3). В период с 1848г. по 1871г. он создал не менее четырех тысяч литографий, в основном на политическую тему для сатирических журналов «Charivari» и «Caricature».

Быстрота работы, допускаемая литографией, позволила Домье чуть ли не ежеднев­но давать новые, полные сатиры, а порой и горечи литографии. Политическая карикатура и злободневный газетный рисунок в руках Домье пре­вратились в большое, настоящее и глубокое искусство. Примером тому служит его литография «Улица Транснонен», где с драматической силой изображен труп рабочего, злостно растерзанного и убитого полицией.

Кроме повседневной работы для журналов и газет, Домье много работал над станко­выми литографиями и сделал несколько больших серий. В них он с беспощадной силой разоблачает уродства буржуазного общества, раскрывает сущность его политики и морали, его правосудия и искусства. Пользуясь характерной для литографии пластичностью линии, Домье делает ее особенно выразительной, лепящей объем, подчеркивающей ритм движения и подчас при­дающей образу гротесковую экспрессию. В первой половине XX века, после изобретения первой офсетной печатной машины (1905г.), литография постепенно начинает утрачивать свое промышленное значение, но остается весьма распространенной станковой техникой среди мастеров литографского дела.

Традиция карикатуры продолжила свое развитие во Франции конца XIX – начала XX вв. В это время стали широко известны имена Т. А. Стейнлена, Ж. Л. Форэна, Ш. В. Добиньи, К. Коро. Их работы отличались лаконичностью, живой подвижностью, наполненностью личным лирическим переживанием мира.

Развитие карикатуры и ее социально-политические устремления имеют тесную связь с развитием литературной публицистики и передовой журналистики. Повседневные публикации карикатурных изображений, в ведущих журналах и газетах, стали обыденным явлением для общества. Карикатура XIX века использовалась как инструмент классовой борьбы и уделяла большое внимание теме критического реализма, который представлял собой сгусток представлений о правах и достоинствах личности в условиях роста значимости капитала.

Несмотря на схожесть развития массовой печатной графики в Европе и России, отечественное искусство имело особые отличительные характеристики, определяемые особым путем развития самого Российского государства.

В России развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Сначала в газетах стали появляться сатирические рисунки, сопровождавшиеся пояснительными текстами, затем все чаще стали появляться рисунки без сопроводительного текста, так как смысл, заложенный в карикатуре, был понятен без лишних пояснений. При этом также как и во Франции, существовал запрет на высмеивание в карикатурах и сатирических рассказах государственных деятелей, за этим неустанно следила царская цензурная охранительная система. Однако, не смотря на все усилия государственной системы, развитие карикатуры уже невозможно было остановить (карикатура стала чаще безымянной, передавалась из рук в руки, неоднократно копировалась).

При этом существовала и официальная карикатура. Она отличалась отсутствием, или точнее сказать избеганием, осмеивания политической тематики. Большее внимание уделялось бытовой теме (мелкие чиновники-казнокрады, торговцы, артисты).

В России также стали появляться сатирические журналы, в которых много места отводилась и карикатурам. Среди них можем отметить «Ералаш», «Стрекоза», «Шут», «Искра», «Осколки», «Гудок». Наиболее известными карикатуристами того времени стали Н. А. Степанов, Д. Орлов, А. Н. Лебедев, М. О. Микешин, В. С. Шпак, Н. В. Ивлев, Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев.

Революция 1905 года дала возможность свободе слова достигнуть своего пика. Стоит ли говорить, что свобода эта продлилась недолго. Однако появившаяся однажды возможность стала первым шагом к беспрепятственному распространению информации. Это был настоящий переворот в жанре карикатуры. Наиболее известные карикатуристы этого времени С. Чехонин и В. Серов.

С течением времени после, а именно с 1908 года в Петербурге начал издаваться журнал «Сатирикон», где публиковалось много карикатур, в том числе и политических. После революции 1917 года журнал был закрыт, а большинство авторов оказались в эмиграции. Карикатура на этом не прекратила своего существования, но рамки, в которых оказались художники карикатуристы предельно сузились.

В советский период карикатура служила политическим целям – как средство пропаганды социалистических идей, борьбы с капитализмом и другими моральными противниками строителей коммунизма – тунеядцев, пьяниц и пр. Особенно была развита плакатная карикатура. Среди ярких ее представителей стоит отметить Д. С. Моора, И. А. Малютина, Б. Н. Тимофеева, В. В. Лебедева, Б. Е. Ефимова, творческий коллектив Кукрыниксы. Основным сатирическим журналом того времени, в котором печатались карикатуры, был журнал «Крокодил».

В разные периоды советского режима ограничительные рамки, в которых приходилось работать карикатуристам, то сжимались, то ослаблялись властью. Так или иначе, карикатура как жанр массовой печатной графики выстояла под натиском политической власти, пройдя путь от злого высмеивания обыденной жизни к философскому осмыслению и описанию окружающей действительности.

Особую роль занимает карикатура в годы Великой Отечественной Войны, играя важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистскими захватчиками. Стоит отметить ее значимость в создании агитационных листовок и плакатов («Окна ТАСС», Д. С. Моор, Кукрыниксы и др.). В 50-80-х.гг. карикатурные изображения в России посвящены внутреннему укладу общества, быту и борьбе с пережитками капитализма. Среди карикатуристов этого периода стоит отметить заслуги А. Байер-Реда, Х. Зандберга, И. Бешкова, С. Венева, Э. Тарту и др.

Конец советской власти означал падение всех границ карикатурных тем. Любые темы были открыты, поэтому самое большое распространение в новой России получила политическая карикатура. Главными героями политических карикатур стали советские и российские политические деятели, сами же карикатуры заполнили все газеты и журналы.

Таким образом, можем перейти к описанию смыслового содержания карикатуры, ее ценности как отдельного вида массового графического искусства.

Карикатура являет собой ответную реакцию человека мыслящего на актуальную ситуацию его окружающую. Ответную реакцию в ситуации расхождения ожиданий относительно бытия и реальными событиями. Карикатура всегда питалась свободой. Чем больше свободы было у художника, тем больший размах в рассмотрении и своеобразном отражении различных проблем он мог себе позволить. Уменьшение степени свободы приводило к замедлению в развитии карикатуры, но не полному ее исчезновению.

По масштабам появления карикатуры в различных источниках можно судить о степени страха, коим обладают власть имущие. Чем больше карикатур могли позволить создавать себе художники – тем меньше боялись быть осмеяны политические лидеры и государственные управленцы разных эпох.

Именно поэтому карикатура является специфическим жанром графики. Она появилась в тот момент, когда традиционное общество впервые за долгое время приблизилось к тому рубежу, который требовал глобальных перемен. И эти перемены совершались, а карикатура явилась тем инструментом, который помогал не обремененным властью и политическим влиянием героям своего времени обличать пороки и недостатки сильных мира сего.



Карикатура – это плотный сгусток иронии, а иногда и сарказма, выраженный в уникальной графической форме – простой и вместе с тем целостной и лаконичной, адресованный к тем кто нарушает какие- то моральные человеческие принципы и нормы и при этом остается искренне убежден, что порок его не будет замечен.
Библиографический список


  1. Ацаркина Э. А. Революционная карикатура германии 1848-1870 годов. М., 1931

  2. Бычков В. В. Эстетика М., 2012

  3. Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х годов XIX века. М., 1937

  4. Герчук Ю. Я. История графики и история книги М., 2000

  5. Дукельская Л.А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII в. М. : Советский художник, 1966. 140 с.

  6. Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка Спб., 2004

  7. Прохоров А. М., Байбаков Н. К., Благонравов А. А. Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1969. 18960 с.

  8. Швыров А. В., Трубачев С. С. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. Спб., 1903


Краткая аннотация к статье:
Ильин Д. А. статья: «Карикатура как специфический жанр массовой печатной графики». Данная статья освещает проблему формирования карикатуры, как феномена искусства графики в целом и как специфического жанра массовой печатной графики в частности, под воздействием различных условий развития общества.
Ключевые понятия и словосочетания:
Карикатура, история карикатуры, массовая печатная графика, феномен графики, гротеск.
Сведения об авторе:
Ильин Денис Александрович, аспирант Тюменской Государственной Академии Культуры Искусств и Социальных Отношений. Адрес: г. Тюмень, ул. Московский тракт 161 к.1, кв. 35., индекс – 625049; мейл – Artist_47@list.ru, тел.: 8-912-994-21-07