Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
Календарно-тематический план 8 класс № п/п Тема урока Дата Форма... 1 139.6kb.
Календарно-тематический план № урока по порядку № урока в четверти... 1 215.44kb.
Урока Дата Тема урока Тип урока Элемент содержания Планируемые результаты... 1 219.28kb.
Урока. Тема урока. Тип урока. Элементы содержания. Требования к уровню... 2 701.24kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
План-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий... 1 63.28kb.
Календарно-тематическое планирование 10 класс № п/п Тема урока Тип... 1 319.51kb.
Тематическое планирование № урока Наименование раздела программы... 1 79.23kb.
Литература. 8 класс. № Наименование раздела программы. Тема урока. 1 246.45kb.
Русский язык, литература Тип урока: интегрированный Тема урока русского... 1 106.76kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
- 4 1234.94kb.
Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока - страница №1/1

Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема урока, тип урока
Кол-во часов

Элемент содержания
Требования к

результатам

Контрольно-

оценочная

деятельность

Информационное сопровож-дение, цифровые и электронные образователь-ные ресурсы

Д.З.
Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1

Тема 1: «Музыка рассказывает обо всём». Всего часов 1

1.1
Музыка рассказывает обо всём.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Как можно изучать музыку (разные пути при общения к музыкальном искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (например в песни «Гвоздь и подкова»). Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение)



Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами музыки и другими образами искусства.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Входной


Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №1


2

Тема 2: «Древний союз». Всего часов 3

2.1
Истоки.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Музыкальный материал:



Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка

(пение);


Е. Крылатое, стихи Н. Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образ-ным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий


Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №2


2.2
Искусство открывает мир.

Урок закрепления знаний

1

Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в§ 3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Музыка



М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение).

Песенный репертуар:



Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение) Литература

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; X. К. Андерсен. Соловей. Живопись

Н. Ге. Портрет (Л. Н. Толстого; И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

Текущий


Взаимо-опрос

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий».


2.3
Искусства различны, тема едина.

Урок комплекного применения ЗУН

1

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.



Музыка: П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года». Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла«Альбом для юношества» (слушание).

И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) А. Толстой. Осень. Осыпается наш бедный сад...

И. Левитан. Осенний день. Сокольники; И. Бродский. Опавшие листья

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять связи между музыкой,

литературой и изобразительным искусством на уровне темы.


Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

Текущий


Синквейн

Презентация «Искусства различны, тема едина»


3

Тема 3: «Слово и музыка». Всего часов 3

3.1
Два великих начала искусства.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Слово и музыка—могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.



Музыкальный материал: М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание); Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная песня(пение)

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и литературы

Текущий

Устный опрос



Презентация «Два великих начала искусства».

Музыкальный словарь Римана.

Видеофильм «Поэзия и музыка» (фрагмент)
3.2
«Стань музыкою, слово».
Комбинированный урок

1

Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).



Песенный репертуар: Веснянка. Украинская народная песня(пение)
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов. Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Текущий


Синквейн

http://ru.wikisource.org/wiki/

Информация о композиторах

3.3
Музыка «дружит» не только с поэзией.



Урок обобщения и систематизации знаний

1

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос»из вокального цикла «Детская»М. Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла«Детская» (слушание).Творческое задание: д.м.н. стр. 7



Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Ставить учебные цели, выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Текущий

Самостоя-тельная работа



Музыкальный словарь Римана
4

Тема 4: Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». Всего часов 1

4.1
Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»



Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

1

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.



Игра .

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творческих задач.

Итоговый


Тест, музыкальная викторина

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Тест».


5

Тема 5: «Песня». Всего часов 3

5.1
Песня – верный спутник человека.




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).



Музыка:

В. Баснер , стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении)

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение). Художественный материал: Литература Ю. Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент Творческое задание: д.м.р. стр.8

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере

песенного жанра).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать

мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Текущий

Устный опрос



ФЦИОР. Модуль «Простые музыкальные жанры. Песня».

Музыкальный словарь Римана.


5.2
Мир русской песни.


Комбинированный урок

1

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон»на стихи И. Козлова). Музыкальный материал: Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина(слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание); А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение); Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение); «Вечерний звон»на стихи И. Козлова).



Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад».

Изучать специфические черты

русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.


Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-

творческой деятельности. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-

творческой деятельности.

Рассказывать о народной музыке

своего региона.

Текущий


Творчес-кое задание

Презентация «Мир русской песни».


ФЦИОР. Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке».
5.3
Песни народов мира.


Комбинированный урок

1

Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран (на примере польской народной песни«Висла»). Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни»Г. Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: Висла. Польская народная песня, (слушание, пение); Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла«Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф. Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему«Песни без слов »№ 14 Ф. Мендельсона. Обработка Т. Кичак (слушание). Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла«Волшебный рог маль чика»



Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального

фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искусства.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

Текущий


Творчес-кое задание

http://www.music-dic.ru

Информация о композиторах.
6

Тема 6: «Романс». Всего часов 2

6.1
Романса трепетные звуки.




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Мир образов, запечатленный в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок»М. Глинки). Музыкальный материал: Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Погоня. Из кинофильма«Новые приключения неуловимых» (пение)


Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

литературы и музыки.

Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Устный опрос



ФЦИОР. Модуль «Вокальная музыка. Романс»
6.2
Мир человеческих чувств.

Урок закрепления знаний

1

Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна»С. Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе.



Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание)

Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при

их восприятии.

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме.

Текущий

Самостоя-тельная работа



7

Тема 7: «Хоровая музыка». Всего часов 2

7.1
Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва«Отче наш» (на примере хорового произведения«Отче наш»П. Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);



П. Чайковский. Отче наш (слушание); Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание);

Д. Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века«Музы согласно» (пение).
Изучать специфические черты

русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,

Формулировать проблему, задавать вопросы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Устный опрос



Презентация «Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме»


7.2
Что может изображать хоровая музыка.

Урок закрепления знаний

1

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора«Поет зима» Г. Свиридова). Музыкальный материал: Г. Свиридов. Поет зима. Из«Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора.



Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина»

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Взаимоопрос



8

Тема 8: Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». Всего часов 1

8.1
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.



Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Итоговый

Тест, музыкальная викторина



9

Тема 9: «Опера». Всего часов 2

9.1
Самый значительный жанр вокальной музыки



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Опера—синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты—создатели оперных произведений.



Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки«Руслан и Люд мила»). Музыкальный материал: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение).А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».Творческое задание: д.м.н. стр.11

Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы

и изобразительного искусства.


Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.


Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Опера»
9.2
Из чего состоит опера.

Комбинированный урок

1

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»и инструмен тального эпизода «Сеча при Керженце»из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Ките же и деве Февронии»). Музыкальный мате риал: Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы«История Кая и Герды» (пение).Творческое задание: д.м.н. стр.12



Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.


Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Текущий


Взаимоопрос

ФЦИОР. Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера. Практика»


10

Тема 10: «Балет». Всего часов 2

10.1
Единство музыки и танца.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М. Глинки«Жизнь за царя»). Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М. Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф. Шопена, соч. 17 № 4). Музыкальный материал: М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент



Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движения.Творческое задание: д.м.н. стр.13

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.
Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,

творчески интер-претировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.


Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Балет»
10.2
«Русские сезоны» в Париже.

Комбинированный урок

1

«Русские сезоны» в Париже—звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка»И. Стравинского (на примере сравнения фрагментов«Русская» и«У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П. Чайковского«Щелкунчик»), Художественный материал: Живопись Б. Кустодиев. Масленица; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию ба лета И. Стравинского«Петрушка»; Н. Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н. Римского- Корсакова «Золотой петушок»;



Н. Сапунов. Карусель; Б. Кустодиев. Ярмарка;

А. Бенуа.Музыка

И. Стравинский Русская; У Петрушки. Из балета«Петрушка» (слушание); П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкун чик» (слушание).

Эскизы костюмов Балерины и Арапа к балету И. Стравинского «Петрушка». Песенный репертуар: П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н. Пановой(пение, танцевальная импровизация)Творческое задание: д.м.н. стр.14

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Воспринимать разные по смыслу

музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).


Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения,

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа

(танцевальная импровизация).

Темати-ческий

Тест по темам: «Опера», «Балет»

Фрагменты фильма-балета «Петрушка».

http://ru.wikisource.org/wiki/

11

Тема 11: «Музыка звучит в литературе». Всего часов 2

11.1
Музыкальность слова.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Фрагмент. Музыка



М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение) Художественный материал: Литература А. Пушкин. Зимний вечер; Н. Гоголь. Сорочинская ярмарка

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий


Устный опрос

11.2
Музыкальные сюжеты в литературе.




Урок закрепления знаний

1

Музыка—главный действующий герой рассказа И. Тургенева«Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие Бессмертный памятник литературы—

«Миф об Орфее».

Музыка К. В. Глюк Жалоба Эвридики .

Из оперы«Орфей и Эвридика» (слушание) Художественный материал:

Литература И. Тургенев. Певцы. Фрагмент;

Миф об Орфее.

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразу- ющего воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высоко-художественных произведений,

высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

Текущий

Синквейн


12

Тема 12: «Искусство исполнительской интерпретации в музыке». Всего часов 2

12.1
Искусство исполнительской интерпретации в музыке.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.


Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.

Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Текущий


Самостоя-тельная работа.

Творчес-кая работа

ФЦИОР. Модуль «Знаменитые вокалисты», «Знаменитые дирижёры», «Знаменитые исполнители-инструменалисты XX века».

12.2
Искусство исполнительской интерпретации в музыке.



Урок закрепления знаний

1
Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты


13

Тема 13: «Образы живописи в музыке». Всего часов 2

13.1
Живописность искусства.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства—фрагмента«Вот север, тучи нагоняя...»из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», картины И. Грабаря «Иней. Восход солнца». Вариации Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка»).



Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О. Лассо «Эхо»). Музыка

С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета«Золушка» (слушание); О. Лассо. Эхо (слушание). Песенный репертуар: Г. Струве. Веселое эхо (пение)
Художественный материал: Поэзия

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя... Фрагмент из романа«Евгений Онегин». Живопись И. Грабарь. Иней. Восход солнца.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать

их в исполнении.

Высказывать личностно-оценочные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Текущий

Устный опрос

Презентация «Живописность искусства»
13.2
«Музыка – сестра живописи».

Урок закрепления знаний

1

«Рельеф»и«фон» как важнейшие пространственные характерис тики произведений живописи и музыки (на примере картины К. Моне«Стог сена в Живерни»и фрагмента II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э. Дробицкого «Жизнь и смерть»и пьесы«Два еврея, богатый и бедный»из фортепианного цикла«Картинки с выставки»М. Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Музыка



П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла«Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море (пение). Художественный материал: Живопись К.Моне. Стог сена в Живерни ; Э. Дробицкий. Жизнь и смерть.

Творческое задание: д.м.н. 16,17

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки

и живописи.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собственное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Текущий


Синквейн

Презентация «Музыка – сестра живописи»



14

Тема 14: «Музыкальный портрет». Всего часов 1

14.1
Может ли музыка выразить характер человека?



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов И. Протодьякона Репина и Варлаама из оперы« Борис Годунов »Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном»из фортепианного цикла«Картинки с выставки»М. Мусоргского). Песенный репертуар:



Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение) Художественный материал: Живопись И. Репин. Протодьякон.

Творческое задание: д.м.н. стр.18-19
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства.
Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимать и сравнивать разно-

образные по смыслу музыкальные

интонации в процессе слушания музыки.

Текущий


Устный опрос, самостоя-тельная работа

Презентация «Может ли музыка выразить характер человека?»



15

Тема 15: «Пейзаж в музыке». Всего часов 2

15.1
Образы природы в творчестве музыкантов.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник»из фортепианного цикла«Времена года». Изображение«действия весеннего произрастания» в«Весне священной»И. Стравинского (на примере фрагмента«Поцелуй земли). Музыкальный материал: П. Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);



И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету«Весна священная» (слушание); П. Чайковский, стихи. Г. Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение)
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.
Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,

сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)

Текущий

Устный опрос



Презентация «Образы природы в творчестве музыкантов»
15.2
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Комбинированный урок

1

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды»М. Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси«Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси«Оград бесконечный ряд...». Музыка



М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла«Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение). Художественный материал: Живопись К. Моне Река в Аржантее; П. Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведения, д.м.н. стр. 20.

Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения. Воспринимать внутренние связи



между музыкой и изобразительным

искусством

Текущий

Синквейн


Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты.
16

Тема 16: «Музыкальная живопись» сказок и былин». Всего часов 3

16.1
Волшебная красочность музыкальных сказок.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль Изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в«Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы - Садко»Н. Римского-Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик»П. Чайковского. Музыкальный материал:



Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);

П. Чайковский Па-деде. Из балета«Щелкун чик» (слушание);

С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка По лесу идет (пение)

Творческое задание: импровизация на тему любимого сказочного героя.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные

связи между художественными

образами музыки и других видов

искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизировать в соответствии со зрительным или литературным образом. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы.

Текущий

Устный опрос, самостоя-тельная работа



Видеофрагменты оперы «Садко» и балета «Щелкунчик».
16.2
Сказочные герои в музыке.

Урок закрепления знаний

1

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»И. Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба Яга». Музыкальный материал: И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла«Картинки с выставки» (слушание); А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение)



Творческое задание: индивидуальная и коллективная танцевальная импровизация по прослушанным произведениям.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собственное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.

Текущий

Устный опрос



Видеофрагменты балета "Жар-птица".
16.3
Тема богатырей в музыке.

Комбинированный урок

1

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в«Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыка А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М. Мусоргский. Богатырские ворота(В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла«Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых(пение) Художественный материал: Живопись И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В. Васнецов. Богатыри Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки, д.м.н. стр. 21



Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.

Текущий


Устный опрос, взаимоопрос

Презентация «Тема богатырей в музыке»


17

Тема 17: «Музыка в произведениях изобразительного искусства». Всего часов 2

17.1
Что такое

музыкальность

в живописи



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Музыка



Ф. Торрес. Danza Alta (слушание).

Песенный репертуар:



В. Семенов. Звездная река (пение) Художественный материал :Живопись Каро ваджо . Лютнист; А. Аппиани. Пар нас; Т. Ромбо. Песня; Э. Дега. Оркестр оперы; Придворный бал.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать много-образие связей между

музыкой и изобразительным искусством.

Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами музыки и искусства.


Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска

произведений изобразительного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой теме.

Текущий


Устный опрос

17.2
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».



Комбинированный урок

1

Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.



Музыка.

П,Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром ,1 ч. Пение: В Высоцкий «Песня о друге» Художественный материал: Э. Делакруа. Портрет Шопена; И. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; И.Репин . Портрет композитора Моде ста Петровича Мусоргского; И. Репин. Портрет А. П. Бородина; В.Серов. Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной;



И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.

Д.м.н. стр. 22,23

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Анализировать и обобщать много-

образие связей музыки и изобрази-

тельного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.


Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

Итоговый


Тест, творческая работа

18

Тема 18: Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». Всего часов 1

18.1
Обобщение по теме года «Музыка и другие виды искусства».



Урок обобщения и систематизации знаний

1

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.



Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.


Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.



Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.