Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний учебно методический - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эмоций в познавательном процессе на уроках основ безопасности жизнедеятельности... 1 36.59kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 1 258.86kb.
Рабочая программа учебная дисциплина «Основные направления современной... 1 147.6kb.
Мбу «Информационно-методический центр» Мариинск 2012 4 952.48kb.
Основы электробезопасности в современном представлении 1 116.97kb.
История кафедры экономики и основ предпринимательства 1 29.34kb.
Применение интерактивных систем представления информации в преподавании... 1 177.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основной 3 397.98kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 48.99kb.
Дальневосточный региональный учебно-методический центр 1 45.87kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
1. Химическое оружие. Понятие и история использования 4 Понятие химического... 4 694.12kb.
- 4 1234.94kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний учебно методический - страница №2/7

5. Лабораторный практикум (не предусмотрен)

6. перечень тем практических и семинарских занятий (СРС)

Занятие №1. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства - 2 ч (4 часа).

Понятие правовых основ. Понятие безопасности личности, общества, государства; субъекты, объекты, функции системы безопасности. Понятие и виды сил и средств обеспечения безопасности, их полномочия. Понятие нормативного акта, закона, подзаконного акта. Классификация законов, подзаконных актов. СРС: Конституции РФ от 12.12.1993 г. (ст.2, ст.18, ст.20, ст.21, ст.23, ст.24, ст.28, ст.34, ст.40, ст.46-56).
Занятие №2. Правовое регулирование защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера- 1 ч (2ч).

Понятие ЧС и их классификация. Понятие механизма правового регулирования, признаки механизма правового регулирования, стадии. Понятие предмета правового регулирования, принципы. СРС: ФКЗ «О чрезвычайном положении» 30.05.2001 г.

Занятие №3. Права и обязанности участников отношений в области защиты населения и территорий от ЧС - 2 ч (2ч).

Полномочия Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от ЧС. Права и обязанности граждан, юридических лиц и социальная защита граждан. Правовое регулирование подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. СРС: Гл. 4 Президент РФ, 5 Федеральное Собрание РФ, 6 Правительство РФ Конституции РФ.

Занятие №4. Правовое регулирование государственного управления в области гражданской защиты - 2 ч (4ч).
Понятие государственного управления. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской защиты. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий в области гражданской защиты. СРС: Указ Президента РФ от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Занятие №5. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области гражданской защиты - 2 ч (6ч).

Понятие государственной экспертизы. Объекты государственной экспертизы. Субъекты государственной экспертизы. Полномочия органов государственной экспертизы в области гражданской защиты. Организация и порядок проведения государственной экспертизы. Государственный надзор и контроль: цели, задачи, функции. Контроль Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Общий и административный надзор. СРС: Приказ от 23 июня 1995 г. N 446 «О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Занятие №6. Правовое регулирование оснований и порядка установления чрезвычайного положения - 2 ч (4 ч).

Понятие и признаки чрезвычайного положения. Цели введения чрезвычайного положения. Срок чрезвычайного положения. Классификация чрезвычайных положений. Порядок введения и отмены чрезвычайного положения. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения. Гарантии прав граждан в условиях чрезвычайного положения. СРС: Конституция РФ 1993 г. (ст.56, 88, 102, 109, 118), ФКЗ от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении".

Занятие №7. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения -2 ч (4ч).

Виды и задачи сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Специально создаваемые органы и их основные направления деятельности. Понятие особого управления территорий. Органы особого управления. СРС: ФКЗ от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении".


Занятие №8. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования РФ- 2 ч (4ч).

Понятие аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований РФ, их виды, цели и задачи деятельности. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в РФ. Порядок создания аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований РФ. Основные принципы деятельности. Финансовое обеспечение деятельности. Понятие спасателя. Права и обязанности спасателей в РФ, гарантии их деятельности. Режим работы и отдыха. Ответственность спасателей за нарушение законодательства РФ.

Занятие №9. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской защиты - 2 ч (2ч).

Понятие и признаки юридической ответственности. Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение законодательства РФ в области гражданской защиты. Административная и гражданско-правовая ответственность организаций в области гражданской защиты. СРС: ФКЗ от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении" ст.32, ст.34. КоАП РФ ст. 20.5, ст.20.6, ст.20.7, ГК РФ ст. 1064, ст. 63 УК РФ




7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1. рекомендуемая литература
а) основная литература

Нормативные правовые акты:



  1. Конституция РФ 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля 1999 г.), части первая и вторая.

  3. Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изм. и доп. от 25 сентября 1992 г., 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г.).

  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (действующая редакция).

  5. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

  6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г.).

  7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

  8. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

  9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне".

  10. Закон РФ от 28. 08. 95 г. № 154 - ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (с изменениями от 22. 04. 96 г., 26. 11. 96 г., 17. 03. 97 г.).

  11. Закон РФ от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”.

  12. Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-I "О чрезвычайном положении".

  13. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I "Об охране окружающей природной среды" (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.).

  14. Закон РФ от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (в редакции от 17 ноября 1995 г.).

  15. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

  16. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 “Концепция национальной безопасности Российской Федерации".

  17. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

  18. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

  19. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 22 апреля 1997 г.).

  20. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 5 апреля 1999 г.).

  21. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

  22. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

  23. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

  24. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 576 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (с изменениями от 14 июля 1997 г.).

  25. Постановление Правительства РФ от 3 октября 1998 г. № 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне".

  26. Постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны".

  27. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".

  28. Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Минск, 22 января 1993 г.).


б) специальная литература:

  1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты - Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: МГФ “Знание“, 1999.

  2. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И. и др. Катастрофы и человек. - М.: «АСТ-ЛТД», 1997.

  3. Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. - СПб.: НИЦЭБ РАН, 1998.

  4. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1998.

  5. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. – М.: ВНИИ ГОЧС, 1996.

  6. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. – М.: Энергоатомиздат, 1997.

б) дополнительная литература

  1. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. Доклады и выступления на международной конференции. – М.: УРСС, 1998.

  2. Ежегодные государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М.: МЧС России, 1995-2000.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (под общ. ред. А.П.Москальца). – М.: 1999.

  4. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) (под общей редакцией Шойгу С.К.). - М.: “УРСС“, 1998.

  5. Журнал «Гражданская оборона».

  6. Сборники материалов Центра стратегических исследований гражданской защиты. - М.,1995-2000.


7.2. средства обеспечения освоения дисциплины
Комплект слайдов по темам:




  1. Структура Гражданской обороны РФ;

  2. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области гражданской обороны;

  3. Силы и средства гражданской защиты;

  4. Схема управления и взаимодействия в РСЧС;

  5. Использование сил и средств гражданской защиты;

  6. Права граждан в области ГО;

  7. Обязанности граждан в области ГО;

  8. Структура МЧС России.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Компьютерное оборудование учебных классов;

  2. Светопроекционная установка;

  3. Учебный веб-сайт «Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплин «БЖД и охрана труда» http://ele74197079.narod.ru/:





9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При изучении дисциплины особое внимание уделяется приобретению обучаемыми теоретических знаний и привитию им первоначальных навыков в организации управления выполнением мероприятием при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Преподавание дисциплины осуществляется с учетом преемственности знаний, полученных ими ранее при изучении других дисциплин. Знания и навыки, приобретаемые обучаемыми, являются базовыми для изучения специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются: лекции, семинары, самостоятельная работа обучаемых под руководством преподавателей и консультации преподавателей.

Контроль качества подготовки обучаемых подразделяется на два вида – текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех видов занятий и обеспечивает проверку состояния работы каждого обучаемого по усвоению знаний, приобретению навыков и умений (устный опрос и контрольная работа).

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях».

теоретический материал к лекциям:

Тема №1. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.



    1. Понятие безопасности. Основные нормативные акты о безопасности. Закон РФ “О безопасности”. Объекты безопасности и субъекты ее обеспечения. Система безопасности и ее функции. Силы и средства обеспечения безопасности. Концепция национальной безопасности.


Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Правовую основу1 обеспечения  безопасности  составляют:

  • Конституция  Российской   Федерации,

  • общепризнанные принципы и нормы международного права,

  • международные договоры  Российской   Федерации,

  • Федеральный закон «О безопасности» (Проект ФЗ «О безопасности» 2011 г),

  • другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты  Российской   Федерации,

  • законы субъектов  Российской   Федерации,

  • иные нормативные правовые акты субъектов  Российской   Федерации .

Федеральным законом «О безопасности» (Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года, 28 декабря 2010 года
№ 390-ФЗ) устанавливаются основные принципы обеспечения  безопасности  государства, общественной  безопасности, экологической  безопасности, безопасности  личности, иных видов  безопасности , предусмотренных законодательством  Российской   Федерации, определяются содержание деятельности по обеспечению  безопасности , полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов  Российской   Федерации  и органов местного самоуправления в области безопасности , а также статус  Совета   Безопасности   Российской   Федерации.
К основным объектам безопасности относятся:

  • личность - ее права и свободы;

  • общество - его материальные и духовные ценности;

  • государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.


Основными принципами2 обеспечения  безопасности  являются:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

  • законность;

  • системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской   Федерации, другими государственными органами политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения  безопасности;

  • приоритет предупредительных мер при обеспечении  безопасности;

  • взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов  Российской   Федерации , других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения  безопасности .

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются (деятельность по обеспечению безопасности):


  • прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

  • определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

  • правовое регулирование в области обеспечения  безопасности;

  • разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз  безопасности , локализации и нейтрализации последствий их проявления;

  • применение специальных экономических мер в целях обеспечения  безопасности ;

  • разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения  безопасности;

  • организацию научной деятельности в области обеспечения  безопасности ;

  • координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов  Российской   Федерации  и органов местного самоуправления в области обеспечения  безопасности ;

  • финансирование расходов на обеспечение  безопасности , а также контроль за целевым расходованием выделенных средств;

  • международное сотрудничество в целях обеспечения  безопасности ;

  • осуществление других мероприятий в области обеспечения  безопасности  в соответствии с законодательством  Российской   Федерации.

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:



  • Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

  • Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

  • внутренние войска;

  • органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

  • службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.


Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере:

Органы исполнительной власти:



  • обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

  • организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

  • осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

  • в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:



  • обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

  • осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

  • обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Координацию деятельности3 по обеспечению  безопасности  осуществляют:



  • Президент  Российской (Председатель Совета Безопасности)  Федерации  и  Совет   Безопасности,

  • в пределах своей компетенции:

- Правительство  Российской   Федерации,

-федеральные органы государственной власти,

-органы государственной власти субъектов  Российской   Федерации 

- органы местного самоуправления.

Президент4  Российской   Федерации:


  • определяет основные направления государственной политики в области обеспечения  безопасности;

  • утверждает стратегию национальной  безопасности   Российской   Федерации , иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения  безопасности ;

  • формирует и возглавляет  Совет   Безопасности ;

  • устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения  безопасности , руководство деятельностью которых он осуществляет;

  • в порядке, установленном законодательством  Российской   Федерации , вводит на территории  Российской   Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также исполняет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

  • принимает в соответствии с законодательством  Российской   Федерации  решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения  безопасности, меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

  • решает в соответствии с законодательством  Российской   Федерации  вопросы, связанные с обеспечением защиты: информации и государственной тайны; населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • осуществляет иные полномочия в области обеспечения  безопасности, возложенные на него Конституцией  Российской   Федерации , федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 Совет   Безопасности5  является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента  Российской   Федерации  по вопросам обеспечения  безопасности , организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества  Российской   Федерации  с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности  Российской   Федерации , а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения  безопасности .

 Совет   Безопасности  формируется и возглавляется Президентом  Российской   Федерации , действует на основании Положения о  Совете   Безопасности.


Основными задачами  Совета   Безопасности6  являются:

  • обеспечение условий для реализации Президентом  Российской   Федерации  полномочий в области обеспечения  безопасности ;

  • формирование государственной политики в области обеспечения  безопасности  и контроль за ее реализацией;

  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз  безопасности , оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

  • подготовка предложений Президенту  Российской   Федерации: а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
    б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения  безопасности ; в) о введении, продлении и отмене чрезвычайного положения;

  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации принятых Президентом  Российской   Федерации  решений в области обеспечения  безопасности;

  • оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения  безопасности .

Основными функциями  Совета   Безопасности  являются:



  • рассмотрение вопросов обеспечения  безопасности , организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества  Российской   Федерации  с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности  Российской   Федерации , а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения  безопасности;

  • анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения  безопасности , о социально-политической и экономической ситуации в стране, соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

  • разработка и уточнение стратегии национальной  безопасности   Российской   Федерации , иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной  безопасности ;

  • осуществление стратегического планирования в области обеспечения  безопасности;

  • рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов  Российской   Федерации  по вопросам, отнесенным к ведению  Совета   Безопасности;

  • подготовка проектов нормативных правовых актов Президента  Российской   Федерации  по вопросам обеспечения  безопасности , осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения  безопасности ;

  • организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения  безопасности  и осуществление контроля за их реализацией;

  • организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению  Совета   Безопасности.



КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300)
(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

В соответствии с  Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу7



    1. Понятие чрезвычайной ситуации. Элементы чрезвычайной ситуации. Критерии классификации чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера, их классификация.


Чрезвычайная ситуация8 - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Для более точного и полного понимания определения чрезвычайной ситуации9 необходимо разобрать элементы из которых она складывается. ' Чрезвычайная ситуация условно состоит из четырех взаимосвязанных между собой элементов:

        1. чрезвычайный фактор (событие, происшествие, воздействие).

        2. чрезвычайные (экстремальные) условия.

        3. последствия.

        4. обстановка.


Чрезвычайный фактор - событие (происшествие) космического, природного, социального, техногенного, биологического происхождения, заключающееся в воздействии, при котором происходит резкое отклонение от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающих значительное отрицательное влияние на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
В широком плане к чрезвычайному фактору можно отнести опасное космическое, природное и антропогенное воздействие.

Космические воздействия связаны с влиянием на биосферу различных небесных тел (солнца, планет, комет, метеоритов) путем излучений и непосредственных столкновений.

Природные воздействия связаны с влиянием многообразных явлений природы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.).

Антропогенные воздействия связаны с деятельностью человека в самых разнообразных областях и зависят от целей и условий деятельности и в связи с этим имеют существенные различия.

Их можно подразделить на:


  • военные,

  • техногенные

  • и социальные.

В более узком плане к чрезвычайному фактору можно отнести аварию, опасное природное явление, стихийное бедствие, опасное биологоэпидемиологи-ческое явление, экологическое бедствие.

Авария - экстремальное событие техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным или социальным причинам, повлекшее за собой выход из строя, повреждение и (или) разрушение технических устройств, зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, станков, поточных линий, грозящее опасными негативными воздействия-ми и гибелью людей.
В более широком смысле аварию можно определить как скачкообразный, мгновенный переход количества в качество. Авария, как правило, отражает общее неблагополучие с безопасностью в техносфере.

Аварии можно подразделить на:



  • производственные - экстремальное событие техногенного происхождения на производстве, повлекшее за собой выход из строя, повреждение и (или) разрушение технического устройства (оборудования, станка, технологической линии) и (или) связанные с этим повреждением человеческие жертвы и материальный ущерб

  • транспортные - экстремальное событие на транспорте (автомобильном, воздушном, водном, подземном, космическом) техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств и (или) человеческие жертвы, материальный ущер

  • и в системах коммуникаций - экстремальное событие техногенного происхождения, связанное с выходом из строя, повреждением систем, передающих на определенные расстояния энергию, вещество и информацию (системы радио- и спутниковой связи, линии электропередачи, водоводы, теплотрассы, нефте-, газо-, продуктопроводы), повлекшие за собой материальный ущерб или человеческие жертвы

Аварии всегда предшествует аварийный процесс, т.е. то, что предшествует аварии.


Опасное природное явление (ОЯ) - событие природного происхождения (явление природы), которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности воздействия на окружающую среду может вызывать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Например, продолжительный ливень или сильный град являются опасными природными явлениями, которые при достижении определенных параметров могут привести к чрезвычайной ситуации.

Стихийное бедствие - быстрое нарушение нормальной обстановки, жизни и хозяйственной деятельности, вызванное опасным природным явлением и приводящее к многочисленным человеческим жертвам, значительному материальному ущербу и другим тяжелым последствиям.

К стихийному бедствию можно отнести землетрясение, ураган, наводнение, цунами, извержение вулкана и т.п. Группы природных стихийных бедствий по генезису (происхождению) делятся на:



  • экзогенные (влияние дальнего и ближнего космоса на процессы, возникающие на поверхности Земли);

  • эндогенные (процессы, происходящие в недрах Земли - землетрясения).

Опасное биолого-эпидемиологическое явление - событие, которое может повлечь или повлекло за собой инфекционную заболеваемость людей, сельскохозяйственных и других животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

Экологическое бедствие - чрезвычайное событие крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и отрицательно повлиявшее на состояние окружающей природной среды и здоровье людей.

Также к чрезвычайному фактору можно отнести угрозу возникновения террористических актов, массовых выступлений людей или ситуации, которые могут послужить началом войны.

Итак, чрезвычайный фактор складывается из многих компонентов различных процессов, явлений, которые имеют всегда неоднозначную природу, отличающиеся друг от друга по множеству характеристик и свойств, но всегда приводящие к одному - к отклонению от нормы жизнедеятельность человека и социальных, экономических и технических систем.
Чрезвычайный фактор приводит к формированию чрезвычайных (экстремальных) условий.
Чрезвычайные условия - характерные черты общей обстановки, сложившейся в соответствующей зоне (на объекте, в регионе) в результате чрезвычайного фактора и других, одновременно с ним действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе и местных условий.
Обстановка в районе чрезвычайной ситуации - конкретная характеристика зоны (объекта, региона), в которой сложилась ЧС, на определенный момент времени, содержащая сведения о ее состоянии, последствиях чрезвычайного события, задействованных и необходимых материальных ресурсах, объемах проведения работ и др.
Обстановка в районе чрезвычайной ситуации может быть нескольких уровней:


  • сверхсложной, не имеющая аналогов - характеризуется тем, что для ликвидации последствий недостаточно всех имеющихся сил и средств, и требуется привлечение их из других регионов. Вместе с этим нужны новые, специализированные средства, приспособленные под конкретную обстановку.

  • сложной - характеризуется тем, что требует для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации значительного числа (или всех) сил и средств, имеющихся в наличии в данном регионе или на объекте.

  • приемлемой - характеризуется незначительным уровнем сложности и требует для ликвидации последствий сравнительно небольших затрат

При анализе обстановки можно выделить определенное число характеристик ее оценки, по ним определить условия и выяснить последствия чрезвычайных факторов. К этим характеристикам относятся:



  • географические - изменение ландшафта, труднопроходимость, сложность доставки сил и средств спасения;

  • временные - внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий;

  • социально-экономические характеристики - гибель людей, наличие большого числа пострадавших; значительное падение уровня жизни людей; существенный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении; увеличение миграционных процессов населения; безработица; падение рождаемости;

  • социально-психологические - стрессовые состояния у людей (страх, депрессия, паника, фобии и т.д.);

  • социально-политические - возникновение межнациональных конфликтов, негативное отношение к власти, сопровождающееся демонстрационными выступлениями;

  • организационно-управленческие - неопределенность ситуации; сложность принятия решений и прогнозирования хода событий; необходимость привлечения большого числа специалистов и организаций; необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ;

  • экологические - радиационное, химическое и биологическое заражение местности. Вывод из производства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных угодий и культур; возникновение эпидемии, мутагенеза, эпизоотии, массовый падеж скота;

  • специфические (мультипликационные) - много- и разноплановость последствий, их цепной характер (разрушение объекта вследствие взрыва, возникновение пожаров, выход из строя коммуникаций из-за пожаров и т.д.); задержка в развитии или отказ от продолжения соответствующей научно-технической программы.

<< предыдущая страница   следующая страница >>