История гимназии в судьбе моей страны - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
История гимназии в судьбе моей страны - страница №1/1



МОУ гимназия г. Болхова Орловской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«ИСТОРИЯ ГИМНАЗИИ

В СУДЬБЕ МОЕЙ СТРАНЫ»
Выполнили:

участники кружка «Клуб Отечество»

Мерцалова Татьяна

Панова Даниила

Ильиных Надежда

Антонцева Мария

Дзюба Александр

Кувшинова Снежанна

Кочевая Анастасия

Сенчурова Юлия


Руководитель исследовательской деятельности:

учитель истории и обществознания

Филева Ирина Анатольевна

2010 г.


Содержание

  1. Введение …………………………………………………………. 3

  2. История гимназии ……………………………………………….. 4

  3. Директора гимназии …………………………………………….. 8

  4. Первые учителя гимназии……………………………………….. 12

  5. Знаменитые выпускники ……………………………………… 15

  6. Гордость гимназии ……………………………………………… 17

  7. Заключение ………………………………………………………. 22

Введение

Поисково-исследовательская работа «История гимназии в судьбе моей страны» посвящена 100-летию гимназии. При сборе материала об истории гимназии возникла идея более надежно увековечить все исторические факты с помощью цифровой и компьютерной техники.

Так как большинство материалов, представлено в виде бумажных папок, со временем желтеют и бумага рвется, то возникает естественная необходимость в создании «Виртуального музея гимназии» на основе материалов представленной исследовательской работы, который станет одной из страниц сайта образовательного учреждения.

Исследовательская работа направлена на тесное сотрудничество с выпускниками разных лет, ветеранами педагогического труда, с архивными материалами, библиотеками города, средствами массовой информации, краеведческим музеем г. Болхова.



Цель: сбор исторического материала о создании и развитии гимназии, первых учителях, директорах, выдающихся выпускниках (ученых, актерах, исследователей).

Задачи:

  1. Формировать нравственные, гражданские, патриотические и мировоззренческие качества личности.

  2. Собрать, систематизировать и обобщить исторические этапы развития гимназии.

  3. Собрать, систематизировать и обобщить информацию о первых учителях гимназии, директорах, выдающихся выпускниках.

  4. Показать современные достижения педагогов гимназии.

  5. Развивать творческие способности обучающихся, воспитывать любовь к гимназии, родному краю.

  6. Укрепить преемственность поколений.



1.История гимназии

     Многие города в начале 20 века, по численности меньше Болхова, имели средние учебные заведения (гимназии, учительские семинарии, реальные училища). В городе Болхове не только  не было средних учебных заведений, не хватало даже начальных школ. Существовала, правда, женская гимназия Н.П.Паниной, но это было частное учебное заведение, куда доступ простым людям был запрещен. В октябре 1909 года Болховская городская дума  по требованию прогрессивной части населения приступила, наконец, к обсуждению вопроса об открытии в городе мужского среднего учебного заведения. Начали с того, что послали в Петербург в

министерство народного просвещения, Фото 1. Строительство гимназии

депутацию с ходатайством.

       4апреля 1910 года после возвращения депутации городская дума приняла решение: выделить одну десятину земли в собственность министерства народного просвещения для строительства здания, впредь до окончания строительства, предоставить временное помещение для размещения первых 2-х классов. Это было первое решение властей. Но до практического их осуществления, как оказалось, было еще очень далеко. После долгих дебатов решено,

наконец, предоставить под первые 2 класса здания бывшей городской управы, (сейчас здесь временно разместилась гостиница).

       15 июня 1911 года получено  уведомление Московского учебного округа о размещении сначала 1911-1912 учебного года открыть в городе Болхове мужскую гимназию в составе 2-х младших классов.

 В «Правительственном вестнике» 13 августа 1911 года объявлено о перемещении директора Тульской гимназии А.О. Бунакова на ту же должность в город Болхов.

      Торжественное открытие гимназии состоялось 16 октября 1911 года.

      Тем временем велись подготовительные  работы, связанные с постройкой нового здания. Торги о сдаче подряда на постройку здания состоялись 19 марта 1914 г. Многие известные подрядчики  получили приглашение. Взял подряд местный подрядчик  П.И.Анохин за 137 445 рублей 75 коп.  с обязательством закончить в два строительных сезона.

 Фото 2. Первый строитель гимназии 29 июня 1914 г. состоялась торжественная закладка здания. На месте постройки состоялась   церемония, на которой выступали с речами представители властей, общественности и директор А.О.Бураков. Он зачитал надпись на закладной металлической доске и положил ее в основание здания. С этого момента строительство пошло полным ходом

Одним из первых строителей мужской гимназии был  каменщик - Коньшин Иван Данилович.

      Но, как известно, через месяц началась    Мировая война. Фото 3. Здание гимназии в 1918 году

Но, несмотря на трудности  военного времени, стройка все же продвигалась.

14 ноября 1915 г. директор гимназии уведомил управу о переезде в новое помещение. К тому времени занятия шли уже в 6-ти классах и приготовительном.

     В 1917г. произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция.

     В здании школы в январе 1918 г. была провозглашена Советская власть в  Болховском  уезде.  Об    этом  сообщала     московская    газета «Социал  –  демократ»(№33 от 26 января 1918 г).

    И в гимназии начинает действовать  Совет рабочих и солдатских депутатов. Одним из лидеров Болховских большевиков был    Ключиков. Он являлся первым председателем уездного комитета. А первым комиссаром Болховского уезда был А.А. Лобзин



Фото 4. Лидер большевиков в г. Болхове Вскоре Совет рабочих депутатов прекратил свою деятельность, в стенах гимназии. А гимназию превратили в школу первой и второй ступени и присвоили ей имя К.Маркса.

    Однако, согласно документу  «Удостоверение» выданного

педагогическим советом мужско Фото 5. Школа №1 им. К. Маркса

 гимназии Пескареву Андрею Андреевичу об окончании полных восьми курсов и удостоенному аттестату зрелости. Настоящее удостоверение выдано временно до изготовления аттестатов. Оно было  подписано директор мужской гимназии: Бунаков, в марте 1918года. Это был первый и последний выпуск Болховской мужской гимназии.



Фото 6. Документ об окончании мужской гимназии

мужской гимназии.

    В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации города немцы в школе создали своего рода «тюрьму», где держали военнопленных. На первом этаже школы находилась конюшня, а на втором этаже русских военнопленных. В подвале пытали непокорных. Здесь была расстреляна семья Китаевых ( муж, жена и дочь) по подозрению в связи с партизанами.



Фото 7. Школа №1 им. К. Маркса в годы

Великой Отечественной войны

  После того, как немцы были изгнаны из Болхова, по рассказам очевидцев, на стенах подвала были следующие надписи: «Прощай, моя любимая Оленька!», «Мы умрем, не сдадимся», «Смерть фашизму» и др. Они были выцарапаны гвоздиком или кусочком стекла.

      1 сентября 2003г.  школа №1  вновь приобрела статус гимназии. В 2006г. она стала победителем районного конкурса « Лучшая школа года». В 2007г. гимназия  Фото

стала  обладателем «Президентского Гранта». 8. Диплом о получении "Президентского Гранта"



2.Директора гимназии

Фамилия, имя, отчество - Степин Илья Ильич

С какого времени и где вы участвовали в боях Великой Отечественной войны, в каких войсках?

С 1 августа 1943 года, на I Украинском и I Прибалтийском фронтах, автоматчиком полковой автоматной роты 1130 пехотного полка и минометчиком 82 мм минометов 620 пехотного полка.



Какой эпизод Вашей военной биографии Вам запомнился более всего?

Наиболее запомнившийся эпизод из моей военной биографии относится к моменту форсирования нашими войсками реки Днепр. В этот, блестяще проведенной нашими войсками операции, мне пришлось участвовать. Преследуя отступавшую немецкую армию, наши войска быстро продвигались на запад. К реке наши передовые части вышли 30 сентября 1943 года и сходу начали её форсировать, используя подручные плавсредства (рыбачьи лодки, сбитые плоты, бревна и т.п.). Враг молчал. И только после того, как передовые части преодолели более половины реки, немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Но задержать нашего наступления не могли. Мы достигли правого берега и стали продвигаться вперед, выбивая немцев из укреплений. Враг яростно контратаковал, пытаясь приостановить наше наступление и вернуть захваченный нашей армией плацдарм. Но поставленным врагом целям не суждено было сбыться. Наша армия преодолела сопротивления немцев и, накопив силы на правом берегу, продолжала наступать, освобождая Правобережную Украину.



Где Вас застал День Победы?

В пути на фронт, после лечения в госпитале г. Пляунас Латвийской СЕР по поводу ранения в правое бедро.


Ваш адрес и занятие в настоящее времяОрловская область, г. Болхов, ул. Тургенева, д.29. Окончил орловский пединститут, специальность «Учитель математики». Сейчас работаю директором средней школы №1 г. Болхова.

Ваши пожелания подрастающему поколению – Стараться стать настоящим человеком. Хорошо учиться, любить труд, быть активным в общественных делах. Горячо любить свою Родину. Помнить о тех, кто своей кровью и жизнью защитил наш народ от порабощения, обеспечил мирную и свободную жизнь для всего нашего народа.

12 декабря 1980 года.

Фамилия, имя, отчество - Тарасов Евгений Николаевич

С какого времени и где вы участвовали в боях Великой Отечественной войны, в каких восках?

В июле-октябре 1941 года являлся бойцом Болховского Истребительного батальона. С 15/VIII – 1942 года по 17/VII – 1944 года находился на службе в Красной Армии. Участвовал в боях на «Малой земле», в освобождении городов: Новороссийска, Анаты, Тамани, Бердичева. Окончил фунзенское пехотное училище. Воинское звание гвардии – лейтенант, воинская должность – командир минометного взвода, взвода ПТО.



Какой эпизод Вашей военной биографии Вам запомнился более всего?

Для меня памятны все дни пребывания на «Малой земле», десантная операция в сентябре 1943года по освобождению г. Тамани, ночной бой в районе г. Бердичева, в котором был тяжело ранен и долгое время в январе 1944г. находился на поле боя. Награжден орденом отечественной войны II степени, медалями.



Где Вас застал День Победы?

День Победы застал в городе Болхове.



Ваш адрес и занятие в настоящее время – В настоящее время работаю учителем истории в Болховской средней школе-интернате слабовидящих детей.

Ваши пожелания подрастающему поколению – Я выражаю своё пожелание, чтобы юноши и девушки росли бодрыми, жизнерадостными, идейно закаленными, пламенными патриотами. И самое главное, чтобы со всеми людьми доброй воли берегли Мир на Земле.

Фамилия, имя, отчество - Куржупова Зинаида Григорьевна

Куржупова Зинаида Григорьевна родилась 1 мая 1947 года в деревне Верхней Кирилловке Должанского района в крестьянской семье.

В 1961 году поступила в Болховское педагогическое училище, которое закончила в 1965 году. С тех пор её жизнь была связана с народным образованием.

С 1965 по 1966 год работала учителем начальных классов в Должанском районе, с 1966 года – учителем начальных классов в средней школе №3 г. Болхова. С 1968 года посвятила сво ю деятельность детям-сиротам, работая воспитателем в детском доме №1. С 1985 года возглавила восьмилетнюю школу №3 г. Болхова.

С 1987 года работала в школе №1 директором. Она возглавила деятельность педагогического коллектива по возвращению школе статуса гимназии.

Широта души, педагогическая щедрость, вера в подрастающее поколение, человеческое благородство и доброта навсегда останутся в памяти тех, кто знал Зинаиду Григорьевну, учился у неё, работал с ней рука об руку, тех, для кого образ Куржуповой Зинаиды Григорьевны является воплощением подлинного Учителя и руководителя.



  1. октября 2009 года Зинаида Григорьевна Куржупова ушла из жизни.


3.Первые учителя гимназии.

Первыми преподавателями мужской гимназии, а  затем и первыми учителями советской школы были:



Косицкая Е. – преподаватель математики в мужской гимназии  с 1913 года.


Клещевская Е.К. - учитель русского языка  и литературы, работала с 1918г.

 


Брио – учитель французского языка 1922 г.

   Выпускник Академии художеств Иван Константинович Гаврилов, в 1918 году вернувшийся из  Петрограда в Болхов и стал работать преподавателем рисования в школе 1 и 2 ступени (бывшей гимназии). Вскоре Гаврилов приступает к сбору экспонатов  для будущего художественного и краеведческого музея. За короткий срок было собрано 650 экспонатов , имеющих музейное значение.

  

В трудное послевоенное время здесь работало много  выдающихся педагогов, таких как:

 Екатерина Семеновна Масленникова. За многолетний труд она была награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, Медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне, и значком «Отличник просвещения».

  Сорок лет своей жизни посвятила любимому делу Александра Васильевна Расторгина. Она награждена Орденом Ленина, ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР.
Высоко оценен труд учительницы-общественницы Марии Алексеевны Никольской. Наряду с учебно-воспитательной работой в школе она вела большую общественную работу.

Мария Алексеевна неоднократно избиралась депутатом Болховского городского совета. Награждена орденом Ленина и Трудового Красного Знамени.

 

Нехорошева Е. В. – учитель русского языка и литературы


Пояркова З. И. – учитель русского языка и литературы


Заслуженный учитель РСФСР Войнов Иван Иванович.




Заслуженный учитель РСФСР Паршина Людмила Михайловна.
 
4.Знаменитые выпускники


Первым выпускником мужской гимназии  и первым преподавателем советской школы был Николай Михайлович Страхов. Он родился 15 апреля 1900г. в семье учителя пения начальной школы. С 1918 по 1923г. работал учителем математики в школе №1. В 1923г. поступил в университет, в дальнейшем стал выдающимся ученым.


        В стенах гимназии учился Народный артист РСФСР Иван Федорович Переверзев. В 1928г. он окончил семилетку и уехал в Москву. В 1933г. сдал экзамены в несколько театральных училищ, но остановился на училище имени Революции. С 1939г. начал сниматься в кино. Первой работой стал фильм «Моя любовь», он также сыграл Степана Потанина в фильме «Парень из тайги». Много снимался в фильмах о войне, таких как: «Морской ястреб». «Иван Никулин – русский матрос», «Адмирал Ушаков» «Корабли штурмуют бастионы» и мн. др.

      


В школе №1 учился  будущий Герои Советского Союза Михаил Георгиевич Новосельцев. В армию призван  в 1939г. С июля на фронте. Командир дивизиона на Воронежском , 1-м Украинском фронте. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 декабря 1943г. за мужество и героизм проявленный в ходе форсирования Днепра.

       В школе №1 учился  будущий Герои Советского Союза Иван  Сергеевич  Естин, он родился в 1925г.  в Болхове.  В действующую  армию  попал в неполные семнадцать лет, в 18  января 1942г. Звездный час для него наступил при форсировании Одера. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945г.



      С 1940 – по октябрь 41гг. в школе    №1 учился Владимир Даниилович Подольский, заслуженный военный летчик  СССР, генерал – майор авиации  дальнего действия.


   Нет такой отрасли народного хозяйства где бы не трудились наши выпускники. В этом созвездии яркими звездами горят имена академика медицины С.Н.Голикова, художника И.К.Гаврилова, краеведа Б. Шатунова, в орловских университетах и  институтах преподают разные науки наши выпускники. Это кандидат технических наук Леонид Дмитриевич  Суров, кандидат исторических наук Олег  Михайлович Тамбовский.



5.Гордость гимназии

Авилова Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов

Общий педагогический стаж составляет 24 года. Учитель Высшей категории. Татьяна Григорьевна активно участвует в работе экспериментальной площадки «Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс». В 2010 году Татьяна Григорьевна стала призером районного конкурса «Самый классный классный».


Анисимова Марина Викторовна

учитель начальной школы, отличник народного образования

Общий педагогический стаж – 28 лет. Учитель первой категории. Марина Викторовна воспитала не одно поколение школьников. Многие годы является руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. В 1993 году получила звание «Отличник народного образования».


Гуркина Татьяна Васильевна

учитель химии и биологии

Татьяна Васильевна – учитель высшей категории. Общий педагогический стаж – 32 года. В 2002 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». В 2008 году Татьяна Васильевна стала победителем в районном конкурсе «Самый классный классный». Татьяна Васильевна создает благоприятные условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся.


Иванова Валентина Николаевна

учитель начальных классов

Общий педагогический стаж – 32 года. Учитель высшей категории. Валентина Николаевна владеет на высоком уровне методикой преподавания учебных предметов в начальной школе. В 2011 году стала победителем в районном конкурсе «Лучший учитель».


Кавелина Елена Федоровна

учитель иностранного языка

Елена Федоровна – учитель первой категории. Общий педагогический стаж – 35 лет. В 1992 году получила звание «Отличник народного образования». Елена Федоровна находится в постоянном творческом и профессиональном поиске. Работая в традиционной системе, учитель умело использует элементы различных педагогических технологий: проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения.


Калмыкова Раиса Петровна

учитель русского языка и литературы

Раиса Петровна – учитель высшей категории. В 1993 году за высокие результаты в учебно-воспитательном процессе получила звание «Отличник народного образования». С 2003 года по 2010 годы участвовала в работе региональной экспериментальной площадки «Русский язык – живоносный источник любви и добра». В 2011 г. Раиса Петровна получила звание «Заслуженный учитель РФ».



Куроедов Алексей Алексеевич

учитель черчения и технологии

Алексей Алексеевич – учитель первой категории. Общий педагогический стаж – 8 лет. В 2010 году стал победителем районного конкурса «Учитель года» и принимал участие в региональном этапе конкурса «Учитель года». Награжден Почетной грамотой победителя XXI Орловского Областного конкурса «Учитель года» в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм»


Отришко Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

Светлана Викторовна учитель высшей категории. Общий педагогический стаж – 18 лет. В 2008 году стала призером районного конкурса «Лучший учитель». В 2011 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Светлана Викторовна – участник экспериментальной площадки «Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс».


Рожкова Ольга Владимировна

воспитатель группы продленного дня

Общий педагогический стаж – 18 лет. Воспитатель первой категории. Ольга Владимировна является руководителем районного методического объединения воспитателей группы продленного дня. В своей работе огромное внимание уделяет экологическому воспитанию младших школьников. В 2011 году Ольга Владимировна стала призером конкурса «Учитель года - 2011» в номинации воспитатель детского образовательного учреждения.


Романова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

Общий педагогический стаж – 24 года. Учитель высшей категории. Татьяна Викторовна чуткий, отзывчивый, внимательный педагог. Ее жизненное кредо «Всегда на стороне ребенка». В 2011 году стала призером в районном конкурсе «Самый классный классный».


Сафонова Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания

Татьяна Николаевна – учитель высшей категории. Общий педагогический стаж – 22 года. В 2001 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В 2010 году стала лауреатом районного конкурса «Лучший учитель». В 2011 году Татьяна Николаевна стала обладателем Президентского гранта «Лучший учитель»


Тихонова Тамара Васильевна

учитель русского языка и литературы

Тамара Васильевна – учитель высшей категории. В 1993 году за высокие результаты в учебно-воспитательном процессе получила звание «Отличник народного образования». В 2009 году Тамара Васильевна стала обладателем Президентского гранта «Лучший учитель». Ее профессиональные умения направлены не только на контроль знаний и умений гимназистов, но и на диагностику их учебной деятельности, что позволяет предупредить трудности в процессе обучения.


Филева Ирина Анатольевна

учитель истории и обществознания

Ирина Анатольевна – учитель высшей категории. Общий педагогический стаж – 23 года. В 2008 году стала лауреатом районного конкурса «Самый классный классный». В 2011 году Ирина Анатольевна стала победителем районного конкурса «Учитель года». Вместе со своими учащимися активно занимается исследовательской деятельностью в области краеведения.


Заключение

Исследовательская работа позволила обеспечить целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития обучающихся. Дети получили возможность найти самую интересную для каждого тему исследования, которая приобщила их к совместной исследовательской деятельности.

В содержание представленной работы вошли интереснейшие факты основания гимназии, этапах развития учреждения, которые были тесно связаны с крупными историческими событиями нашего государства (Великая Октябрьская Социалистическая революция, Великая Отечественная война, перестройка, возвращение статуса «Гимназия»). Собраны материалы о первых выпускниках гимназии, о выдающихся ученых, о людях ратного подвига, о первых директорах и учителях и т. д.

Исследовательская деятельность позволила обнаружить такие факты, связанные с историей гимназии, ее бывших выпускников, которые оказали огромное эмоциональное воздействие на обучающихся, вызывая у них чувство восхищения, восторга теми, кто когда-то учился и работал в этих стенах за их вклад в общее дело государства, чувства гордости за свою малую Родину.

На основе исследовательских материалов создан «Виртуальный музей» на сайте гимназии.

Исследовательская деятельность дала возможность каждому участнику совместной работы прикоснуться к истории родной гимназии, почувствовать себя частью нашего общества.