История физической культуры и спорта - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 2 1339.43kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 417.38kb.
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов... 3 758.45kb.
Iv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) 6 1818.67kb.
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области 8 1550.51kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) д история физической культуры... 1 79.36kb.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами... 2 402.49kb.
Первый заместитель руководителя Департамента физической культуры... 1 27.45kb.
Приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики... 1 364.01kb.
Программа «Обеспечение деятельности комитета по физической культуре... 1 109.92kb.
С молодым задором 1 25.43kb.
Олимпи́йские и́гры 2 394.37kb.
- 4 1234.94kb.
История физической культуры и спорта - страница №1/7

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – учебно-научно-производственный комплекс»

М.А. Соломченко

Т.А. Пеленицина

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» для использования в учебном процессе в качестве конспекта лекций для высшего профессионального образования

Орел - 2012

Лист согласования



Авторы:

канд. пед. наук,

доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» М.А. Соломченко

ст. препод. кафедры «Туризм, рекреация и спорт» Т.А. Пеленицина



Рецензенты:

Кандидат биологических наук, профессор,

декан факультета физической культуры и спорта

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет» В.А. Пашкова,


кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета физической культуры и спорта

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-

производственный комплекс» В.В. Бойко


В конспекте лекций предложены основные темы, раскрывающие происхождение, формирование, развитие и функционирование основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания.

Предназначен студентам, аспирантам и преподавателям направления подготовки «Физическая культура» изучающим дисциплину. Может быть полезным также специалистам в области физической культуры и спорта, организации досуга.
Учебное пособие рассмотрено и одобрено:
на заседании кафедры «Туризм, рекреация и спорт»

«__» 2012 г., протокол №___.


зав. кафедрой «Туризм, рекреация и спорт»

д-р пед. наук, профессор ______________В.С. Макеева


на заседании факультета физической культуры и спорта
«___» 2012 г., протокол № __.
председатель УМС, канд. пед. наук, доцент _____________В.В. Бойко

УДК 7А(09) (075.8)

ББК 75.3я 73

С60
Рецензенты:


Кандидат биологических наук, профессор,

декан факультета физической культуры и спорта

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

В.А. Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета физической культуры и спорта

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-

производственный комплекс»



В.В. Бойко


Соломченко, М.А.

С60 История физической культуры и спорта: конспект лекций для высшего профессионального образования / М.А. Соломченко, Т.А. Пеленицина. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. – 84 с.


В конспекте лекций предложены основные темы, раскрывающие происхождение, формирование, развитие и функционирование основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания.

Предназначен студентам, аспирантам и преподавателям направления подготовки «Физическая культура» изучающим дисциплину. Может быть полезным также специалистам в области физической культуры и спорта, организации досуга.


УДК 338.48(076)

ББК 65.9(2)49


© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

Лекция 1. Введение. Источники возникновения физической культуры ...5

1.1 История физической культуры - как наука и учебный предмет………5

1.2 Зарождение физической культуры………………………………………6


Лекция 2. Физическая культура древнего мира …………………………..8


2.1 Физическая культура Древнего Востока……………………………….8

2.2 Физическая культура Античной Греции………………………………..12

2.3 Древнегреческая агонистика…………………………………………….14

2.4 Физическая культура Древнего Рима………………………………….16



Лекция 3. История развития физической культуры Средневековья……18


3.1.Физическая культура в средневековой Западной Европе…………...18

3.2.Физическая культура народов средневековой Азии………………...21

3.3.Физическая культура народов Америки……………………………..23

3.4.Физическая культура Русского централизованного государства….23

3.5.Первые теоретики системы физического воспитания эпохи Возрождения………………………………………………………………..224
Лекция 4. Возникновение новой формы физической

культуры и ее основные направления……………………………………..26

4.1. Учение Д. Локка и его значение……………………………………..26

4.2. Буржуазный джентльменский спорт. Любительское направление в спортивной деятельности……………………………………………….27

4.3. Становление и развитие организационных форм современного спорта……………………………………………………………………….28




Лекция 5. Международное спортивное движение (МСД)……………..29


    1. . Структура Международного спортивного движения (МСД)…….29

5.2. Международное рабочее спортивное движение…………………..30

5.3. Международное студенческое спортивное движение…………….31

5.4. Рекреационное направление в спортивной деятельности………..32


    1. . Возникновение и развитие регионального спортивного движения и игр.

…………………………………………………………………………..33

Лекция 6. Международное олимпийское движение…………………35





    1. Пионеры возрождения Олимпийской идеи. Концепция идеи олимпизма Пьера де Кубертена…………………………………..35




    1. Возникновение Международного Олимпийского движения. Олимпийская хартия………………………………………………37

    2. Олимпийские игры современности……………………………….38


Лекция 7. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII века до настоящего времени……………………………………..43


    1. . Роль Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания. Деятельность филантропов…...46

    2. .Национальные гимнастические движения на Европейском континенте.

    3. .Спортивно-игровое направление в физическом воспитании……..48

    4. .Становление и развитие современных систем физического воспитания…………………………………………………………….49




ЛЕКЦИЯ 8. Физическая культура и спорт в России…………………….52


8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в России……………………………………………………………………...52

8.2. Физическая культура в годы Великой отечественной войны…….59

8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы….62

8.4. Дальнейшее развитие физической культуры и спорта в России….64


ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Олимпийский словарик…………………………….74

Приложение 2. Вопросы для подготовки…………………………...80

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Контрольные тесты…………………………………84







ВВЕДЕНИЕ
История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Является важным разделом науки о физической культуре. Предмет изучения дисциплины – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества, а так же средства, формы и методы, идеи, теории и системы физической культуры.

Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.

В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й – история физической культуры Средних веков (феодальный строй); 3-й – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).

Курс ИФК состоит из трех частей:

1. История ФК и спорта зарубежных стран;

2. История ФК и спорта России;

3. История современного спортивного и олимпийского движения.

При изучении истории физической культуры используют следующие источники:

1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;

2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;

3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;

4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;

5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Методы изучения истории физической культуры являются:

– исторический анализ;

- обобщение;

- систематизация исторических материалов;

- проведение исторических аналогий;

- сопоставление и сравнение;

- письменный опрос;

- беседа;

- интервью;

- обобщение практики;

- изучение опыта развития истории физической культуры.
Лекция 1. Исторические возникновения

физической культуры

1.1. История физической культуры как наука и учебный предмет
История – наука многогранная и увлекательная. Она исследует развитие и становление народов, государств, политических и социальных явлений. Специфическим объектом исторического исследования является также физическая культура.

Возникшее на базе великолепного альянса истории и физической культуры новое научное направление получило название «история физической культуры», т.е. наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества. Следует отметить, что это одна из древнейших наук в области жизнедеятельности людей, возникшая в IV веке до н.э. в Древней Греции.

Истории физической культуры как специальной области исторического познания присуща собственная структура изучения. Основу ее составляет научная периодизация, методологическое значение которой заключается в правильном понимании этапов становления и развития физической культуры от простейших элементов далекого прошлого до сложных систем организации физического воспитания современности. В соответствии с этой структурой, история физической культуры может быть разделена на следующие периоды:


  • с IV тыс. до н.э. по 476 г. н.э. – первый период, освещающий особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры, т.е. история физической культуры Древнего мира;




  • с V по XVII вв. – второй период, включающий историю физической культуры Средних веков. Ее расцвет и упадок;




  • с XVII по XVIII вв. – третий период, так называемый переходный от средневековья к новому времени;




  • с конца XVIII в. до начала XX в. – четвертый период истории физической культуры, истории нового времени;




  • с начала XX в. начинается пятый период в истории развития и совершенствования физической культуры новейшего времени.

Предложенная периодизация не является догмой. Современные историографы, например, профессор Суник А.В., выдвигают версии по пересмотру периодов истории физической культуры на основе уточнения ее критериев (признаков), характеризующих более точно эпоху.

Основная цель рассматриваемой науки истории физической культуры – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. Достижение этой цели осуществляется посредством следующих методов научного исследования:


  • метод историко-теоретического анализа и обобщения материалов;

  • метод статистического анализа;

  • метод опроса, беседы;

  • метод обобщения практики и изучения опыта развития физической культуры;

  • метод исторической аналогии и сопоставления и т.п.

Источники дисциплины истории физической культуры многообразны – архивные материалы, летописи, археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино- и фотоматериалы, документы правительственных и неправительственных организаций.

История физической культуры – наука интересная и познавательная. Многоплановы ее направления: от эволюции возникновения и развития, происхождения и распространения средств, форм и систем физического воспитания до спортивной и оздоровительной деятельности людей, международных движений и Олимпийских игр.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на специализированных факультетах, этой науке в рамках учебной дисциплины «История физической культуры и спорта» отводится значительное место. Указанная дисциплина относится к профилирующим, так как является основой других предметов.

Цель изучаемого предмета – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов в области . Основными задачами являются; – расширение кругозора специалистов; повышение эрудиции; активизация творческого мышления; повышение теоретического уровня и обогащение опытом прошлого; создание основы изучения теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических положений и позиций; предвидение тенденций развития и прогнозирования физкультурного движения современности.

Структура предмета дисциплины "История физической культуры и спорта" представлена двумя частями – всеобщей историей и отечественной историей физической культуры.
1.2 Зарождение физической культуры
Физическая культура – это процесс и результат готовности людей к жизни, т.е. рациональное использование двигательной деятельности для улучшения физического состояния и развития человека.

Появление ее в первобытнообщинном периоде связано со специфической деятельностью человека по добыванию средств к существованию и датируется 80 000 лет до н.э. Возникновение физической культуры было обусловлено появлением метательного орудия с костяным наконечником и зубчатых острог. Главным источником существования первобытных людей того периода была охота на крупных животных. Удачную охоту можно было обеспечить только за счет изготовленных и опробованных средств и организованных совместных действий. В процессе совершенствования этих действий древний человек научился рационально использовать в качестве метательных орудий разнообразные предметы, открыл способ метания, увеличивающий дальность полета. В процессе человек постепенно учился владеть своими мышцами, координировать собственные движения. Физическая культура первобытного общества прошла очень сложный тысячелетний путь от инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоординированных акций. Овладение этими умениями и навыками происходило путем наблюдения и копирования. Все большее значение в развитии физической культуры стали приобретать действия магической направленности. Не религиозной, а именно магической, так как магию древних веков нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы, она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Магическая направленность физических упражнений выполняла исключительно самозащитную, экономическую и социальную функции. В связи с магическими ритуалами используемые бег, прыжки, танцевальные и метательные действия получили самостоятельное развитие и стали приобретать синтезированные формы.

Первый скачок в развитии физической культуры первобытнообщинного строя произошел с появлением лука 12 тыс. лет до н.э. Новое "стрелковое оружие" давало возможность добывать много мелкой дичи, птицы, рыбы. Племена, владеющие луком, стали вести оседлый образ жизни, появилось больше свободного времени, используемого на физические упражнения. Это подверждают наскальные рисунки в пещерах Пеш-Мерль, Марцелла-Валле

и других. Древние люди стали изображать не только рисунки охоты на животных, но и фигуры борющихся людей. В первобытнообщинном обществе стали формироваться и первые системы физического воспитания. Для подготовки будущих поколений и перехода от отрочества к зрелости была использована форма – обряда посвященных. При подготовке к состязаниям упражнения уже не имитировались, а выполнялись, говоря профессиональным языком спорта, как соревновательные упражнения. Это подтверждают находки в альтамирской, тюкдодуберской и монтеспанской пещерах____.

Второй скачок в развитии физической культуры связан с эпохой мезолита и неолита, когда главными источниками существования стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимающихся пастушеством и земледелием, потеряли жизненную важность упражнения в беге на длинные расстояния, прыжках, метаниях и преследовании дичи. На передний план выдвинулись верховая езда, поднятие тяжестей, танцевальные упражнения, посвященные плодородию, а так же медитация. Переход к оседлости обострил борьбу за лучшие земли и территории. Церемонии в обрядах посвящения стали все более распространенной формой физического воспитания, включающей элементы боевой подготовки. Требования такой подготовки становятся все более внушительными. Церемония посвящения в воины у многих племен является общепринятой. В рамках самого акта посвящения на передний план выдвигается соперничество типа состязаний. Появились ритуальные центры Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Вас, Куфферн. Обособились группы лиц, ответственных за проведение церемоний. Возникли первые эстетические идеалы героев, наделенных сверхъестественными телесными и духовными способностями – Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей, Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев, Рустем у персов, Кешар у тибетцев. Как правило, эти герои были непобедимыми мастерами борьбы.

В современном мире первобытную физическую культуру мы можем встретить среди самобытных народов с низкой цивилизацией и суровыми условиями проживания. Пример – тарахумары, индейцы, живущие на склонах горной цепи Сьерра Мадре на севере Мексики; восточноафриканские вахумы; жители некоторых племен на Канарах, в Гвинее, островах Индонезийского архипелага. Тарахумары до сих пор в обрядах посвящения используют состязания по бегу на несколько сот километров; вахумы – ритуальные прыжки с места в высоту; племена, живущие на островах, используют в обрядах посвящения водные поединки, «прыжки с вышки» (высота не менее 30 м) и т.п.

Для физической культуры первобытнообщинного строя были характерны бесклассовый характер, элементарные системы физического воспитания и прикладной характер подготовки. Важно отметить, что основные формы физических движений, сложившиеся в рамках первобытной магии, легли в основу культуры движения нашего времени. Элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, таятся в наиболее развитых видах современной физкультурной и спортивной деятельности (спортивные игры, виды легкой атлетики, плавание, конный вид спорта, гимнастика, акробатика и т.д.). Накопленный тысячелетиями опыт первобытных жрецов лег в основу лечебной физической культуры, массажа, гигиены, спортивной медицины, врачевания, психологии.





следующая страница >>