История домов моды: вивьен вествуд – талант самодостаточности о. Ф. Потемкина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
История домов моды: вивьен вествуд – талант самодостаточности о. Ф. Потемкина - страница №1/1

История домов моды:
ВИВЬЕН ВЕСТВУД – ТАЛАНТ САМОДОСТАТОЧНОСТИ
О.Ф.Потемкина
Во всем мире в 80-е годы господствовала роскошь и престижные бренды, а Вивьен Вествуд эпатировала публику одеждой с прорехами и дырами, швами наружу, причем волосы манекенщиц были в грязи. Второй бутик, открытый в 1984 году в Лондоне, был назван «Тоска по грязи». Ее коллекции возмущали и шокировали публику: самым скандальным предложением была майка с портретом королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе. А в 1987 году она создала коллекцию-пародию на шотландский костюм, которую демонстрировали толстухи с расплывшимся по лицу гримом, растрепанными волосами, в коротких юбках из шотландки, корсетах и в обуви на деревянной платформе. Это был новый скандал!


Вивьен Вествуд британский дизайнер, основательница стиля панк в моде. Ее имя до замужество - Вивьен Изабель Суайр. Она родилась 8 апреля 1941 года в Англии. Ее семья была крайне бедна. Не долго думая, Вивьен решила выйти замуж по принципу: за кого угодно, только подальше от семейного кошмара, нищеты и голода. Но из-за замужества пришлось оставить художественную школу. Окончив педагогический колледж в Лондоне, Вивьен начала работать учителем. Родились дети: дочь Роуз и сын Бен, и судьба могла сложиться совсем иначе, но Вивьен ожидал развод. Оставив себе фамилию первого мужа «Вествуд», она прославила ее на весь мир.

Бурная карьера популярного модельера

В 1971 году Вивьен Вествуд вернулась к художественному творчеству, начав серьёзно заниматься дизайном. А затем был открыт ее первый магазин Let It Rock, который позднее был переименован в Too Fast To Live Too Young To Die (1973-1974), а затем в Sex (1974-1976).



В 1976 году Вивьен Вествуд совместно с андеграундным продюсером и музыкантом Малькольмом Маклареном разработала свою первую коллекцию одежды для панк группы Sex Pistols, а затем стала продавать одежду в стиле «панк». Стремление к эпатажу, шокирующие пародии на традиции В. Вествуд перенесла в свои коллекции одежды, которые демонстрирует с 1981 г. (фирма создана в 1978 г.), с 1983 г. - в Париже.

Встреча Вивьен с Малькольмом Маклареном не ограничилась совместным творчеством. У них родился сын Джозеф.

Пара разбогатела и стала модным авторитетом, родившим стили «панк» и «порношик». Через какое-то время личный стиль Вествуд перестал шокировать публику, став обыденным и общепризнанным в Лондоне. Тогда Вивьен решила взять новую высоту – подиум. Изучая историю моды и интенсивно работая над созданием концептуально новых форм, Вествуд создала интеграл моды и панка. Воодушевленная идеей мирового признания и перемен, в 1980 году она создала собственную марку Vivienne Westwood. Вивьен использовала стилистику фильмов послевоенного десятилетия: рокерские косухи, узкие брюки, пиджаки в клетку. К ним Вествуд смело добавляла сетчатые и рваные футболки, ошейники, велосипедные цепи и полицейские фуражки. Вивьен Вествуд – вторая англичанка (после Мери Куант, запатентовавшей мини-юбку), покорившая Париж.

Сейчас у Вествуд 5 именных магазинов: три в Лондоне, один в Лидс и один в Милане. Franchise stores открыты в Ливерпуле, Ньюкасле, Глазго, Манчестере, Ноттингеме и Йорке. Работают шоурумы в Милане, Париже и Лос-Анджелесе.

В 1998 г. было создано совместное предприятие при участии японской компании «Itochu» для продвижения товаров на рынках США и Японии, которое создает коллекции под марками «Gold Label» (одежда класса «люкс»), «Red Label» (прет-а-порте для молодежи), «Man» (мужская одежда), «Anglomania» (повседневная одежда в стиле унисекс).

Сейчас замужем за своим бывшим учеником, австрийским дизайнером Андреасом Кронталером.

Осенью 2005 года запустила коллекцию маек с надписью «Я — не террорист, не арестовывайте меня» (I AM NOT A TERRORIST, please don’t arrest me). Продавались по 50 фунтов.
Общественная активность

В.Вествуд долгое время была активной сторонницей лейбористской партии, но в 2007 году она решила сменить свои политические ориентиры и присоединилась к партии консерваторов.

Вивьен Вествуд появилась на телевидении в 2007 году, сменив принадлежность к лейбористской партии на консерватизм, защищая гражданскую свободу и человеческие права. В пасхальное воскресенье 2008 года она участвовала в кампании по ядерной демилитаризации, атомному оружию в Олдермастоне.

В сентябре 2005 года присоединилась к группе по защите гражданских прав и запустила ограниченный выпуск футболок с надписью «Я — не террорист, не арестовывайте меня». Вещи продавались по 50 фунтов и стали основой благотворительного фонда организации. В пасхальный период 2008 года участвовала в акции Campaign for Nuclear Disarmament рядом с ядерным комплексом Atomic Weapons Establishment, Aldermaston, Berkshire.
Позже Вивьен создала манифест Активного Противостояния Пропагандированию. В нем Вествуд подходит к истокам человеческих бед и предлагает общее решение: «У нас есть выбор: стать гуманными и образованными или разрушить человеческое естество, жертву наших дарований».

В январе 2011 года Вивьен Вествуд участвовала в документальном фильме канадского телевидения «Лондон. Вивьен Вествуд», в качестве обозревателя ее любимых лондонских красот: Куртлэндский институт искусства, коллекцию Уоллеса, район Уайтчепел, Хэмптонский суд, Лондонский симфонический оркестр, Брикстонский рынок и Национальную галерею. Ее целью было поделиться любовью к высокой культуре и отразить ее значимость для современного поколения. Вествуд считает, что понимание искусства и любовь к ней сможет спасти мир. Культура объединяет мировоззрения людей, символизируя незримую связь, дающая жизни возвышенное значение.




Вивьен Вествуд в России

В России интересы В.Вествуд с 1995 по 2008 год представляла Ольга Родионова, с которой Вивьен дружила семьями.

В Москву на Неделю высокой моды Вествуд приехала со своим третьим мужем Андреасом Кронталером, который почти в два раза моложе ее. И ее эта разница совершенно не смущает. Ее вообще ничего в этой жизни не смущает. Саму Вествуд можно разглядывать по частям: вот лицо в ореоле высоко начесанных волос сложного оранжево-персикового оттенка, минимум косметики и ни одной пластической операции; вот руки – пальцы с затейливым маникюром рисуют в воздухе причудливый орнамент. Из деталей одежды точно можно идентифицировать только одну – отделанную кружевом рубашку с длинными манжетами, все остальное может быть условно названо юбкой и жакетом.

Глядя на наряды В.Вествуд, многие думают, что нужно обладать большой уверенностью в себе, чтобы так одеваться. Ведь яркие личности обычно раздражают окружающих. Но Вивьен не считает, что ее внешность может кого-то раздражать. «Скорее, люди удивятся, увидев такое потрясающее зрелище!... Самое главное в образе женщины – это оригинальная прическа, или броский цвет помады, или изысканное ювелирное украшение. Сегодня же я уверена: главное – правильно выбранное платье или костюм, в котором вы будете выглядеть восхитительно. Даже если у вас не очень много денег, накопите нужную сумму, купите одну шикарную вещь и носите ее всюду – на работу, в гости, на вечеринки. И если сверху на вас будет надето старое драное пальто – не важно, вы-то знаете, что на самом деле выглядите прекрасно. Подобные мысли значительно улучшают настроение»,- заявляет В.Вествуд.

Умение быть героиней

Вествуд считает, что для женщины гораздо важнее выглядеть уверенно. Советы Вествуд актуальны, особенно для «скромниц»: «Если вы будете уверенной в себе, то всеми остальными вещами, в том числе и сексуальной привлекательностью, сможете удачно манипулировать. …Но для этого, прежде всего, женщина должна критически осмотреть себя, потом – свой гардероб и в итоге решить, в чем именно она будет чувствовать себя наиболее комфортно. Вы должны выглядеть как героиня, способная преодолеть любые барьеры. Надо уметь быть дерзкой и поменьше оглядываться на чужое мнение. Секрет – в самодостаточности. В умении быть личностью, в умении быть счастливой с самой собой. Это трудно. Зато все остальное жизнь вам даст в подарок». Эти советы женщины, которая умеет не только выглядеть значительно моложе своих лет, но и создавать то, что интересно молодым. И ее супруг моложе на двадцать с лишним лет.

«…Я вообще не собиралась замуж за Андреаса – во всем виновата английская бюрократия. Мы были любовниками, жили вместе, но Андреасу часто приходилось уезжать в Европу и возвращаться обратно в Англию, и нам было проще пожениться, чем каждый раз оформлять целую кипу бумаг. А до встречи с ним я восемь или девять лет прожила вообще без мужчины, прекрасно обходилась одна и это меня нисколько не волновало. Я не кидалась на шею первому встречному, и в глазах моих не читалось: «Я готова заняться сексом с любым, кто этого захочет». Я вообще не сторонник любовных приключений – с меня и одного мужчины вполне достаточно.

А Андреас... Я ничего не делаю, чтобы удержать его рядом. Я спокойно отпускаю его в командировки или на дискотеку, не извожу вопросами, где он был и что делал. Я абсолютно не ревнива, потому что уверена в этом человеке. Мы рядом, потому что интересны друг другу, умеем слушать друг друга, порой Андреас выдает такие мысли, которые заставляют меня по-другому посмотреть на привычные вещи. И величайший комплимент, который я ему могу сделать: «Мне с тобой так же хорошо, как наедине с самой собой». В жизни, считает В.Вествуд, нужно идти на компромиссы. "То, что я живу, – уже компромисс. Я согласилась с условиями этого мира и в них существую, как бы там ни было".
Стиль Vivienne Westwood

Первая коллекция Вествуд стала данью дань любимой книге и называлась «Три мушкетера». Она мало где демонстрировалась. Углубляясь в детали костюма и его историю, Вивьен смогла переосмыслить и упростить свои же шедевры, став источником вдохновения для молодых Джона Гальяно и Александра Маккуина. В 1981 году Вивьен Вествуд представляет коллекцию «Пираты», дублирующую первую, третья коллекция назвалась «Дикарь» – в ней преобладали индейские мотивы. Далее Вествуд показывает «Тоску по грязи» и открывает в Лондоне одноименный магазин. Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки. Особенно выделялись земляной пол и фигурки вуду.



Затем последовали еще несколько нашумевших коллекций, в числе которых «Ведьмы» с объемными двубортными пальто и свитерами из жаккарда – последняя совместная работа с Маклареном. К концу 1980-х дизайнер представляет «Мини-Крини»: короткие широкие кринолинчики и корсеты, потом – «Харисс Твиид», провозглашающая английского портного – традиционные ткани и новый образ классически фасонов.

Вивьен Вествуд сохранила верность панку и фетишу, соединив их с женственностью и сексуальностью. Авторскими признаками Вествуд считается обувь на большой платформе и резиновая обувь, вещи в крупную светло-голубую полоску и яркую клетку, адаптированные викторианские камзолы, корсеты, кринолины и турнюры, надписи в виде державы или геральдических роз. Одежду Вествуд отличают деконструктивизм и асимметрия: «неправильно» застегнутые вещи, задранные юбки, пузырящиеся коленки, оттянутые карманы и внешние швы.



С 1981 г. В. Вествуд создает коллекции одежды под своим именем, участвуя в лондонских неделях прет-а-порте, с 1983 г. — в парижских показах. В 1981 г. свой бутик она переименовала в «Конец света». Вместо уличной моды обратилась к искусству кроя и увлеклась трансформациями исторического костюма. В 1980-е гг. коллекции В. Вествуд порождали новые стили в моде: «Новые романтики» (с использованием советской символики), «Пираты» (1982 г.). В коллекциях «Дикари» и «Бродяги» (1982 г.) появился стиль «лохмотьев и дыр». В десятилетие господства роскошной классики и престижных марок В. Вествуд демонстрировала коллекции-пародии на модную одежду: швы наружу, прорехи и распущенные петли, шляпы из мешковины, украшенные перьями, волосы у манекенщиц испачканы грязью. В 1984 г. она открыла второй магазин в Лондоне под названием «Тоска по грязи». В 1982 г. Вествуд показала нижнее белье (бюстгальтеры), которые были надеты поверх блузок, начав тем самым тенденцию превращений нижнего белья (Готье создал свои корсеты в 1983 г., а в массовой моде эта тенденция проявилась только в 1990-е гг.). В 1984 г. появились модели на тему исторического костюма — пышные короткие юбки «мини-крини» (мини-кринолины), корсажи с покатыми плечами и тонкими талиями. Но самый большой скандальный эффект производили модели, в которых обыгрывалась королевская тема: шок вызвала майка с портретом королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе. В 1987 г. В. Вествуд показала коллекцию с пародиями на королевские мантии и шотландский костюм, которую демонстрировали растрепанные толстушки с размазанным по лицу гримом и с татуировкой на плечах. Одеты они были в лифы, напоминавшие старомодные корсеты, короткие юбочки из шотландки и туфли на деревянной платформе.
За провокациями, пародиями и покушениями на устои моды не все замечали виртуозный крой моделей, изобретательные отделки, безукоризненное исполнение и то, что в отличие от моделей многих дизайнеров-мужчин эти вещи украшают женщину. Не случайно в 1990 и 1991 гг. В. Вествуд была названа «Лучшим дизайнером года» в Британии. В коллекции 1990 г. «Портрет» она предложила туфли на высоких платформах, говоря, что любит «ставить женщину на пьедестал, причем в прямом смысле этого слова». При этом она долгое время не стремилась к коммерческому успеху, дорожа своей независимостью. В 1990-е гг. В. Вествуд обратилась к исторической теме, демонстрируя ироничные модели, напоминающие о моде XVIII —XIX вв., заявляя, что «единственный путь в будущее — это оглянуться назад». Эта идея присутствует и в оформлении ее бутика «Конец света», фасад которого украшают часы, идущие в обратную сторону.
Коммерческий неуспех (что нельзя сказать о неизменном успехе у прессы и профессионалов — в 1990-е гг. почти каждый показ коллекции В. Вествуд превращался в сенсацию) заставил ее отказаться от идеи вернуть в моду турнюры, но корсеты присутствуют почти в каждой коллекции.

Ее называют величайшим модельером, бунтарки и создательницы высокой моды в стиле панк Вивьен Вествуд. Знал ли ее муж, за которого будущая звезда мировой моды вышла замуж, лишь бы убежать из нищеты и с которым прожила всего 3 года, что его фамилия будет звучать на весь свет, да так, что дотянуться до этого звучания смогут совсем немногие? Вряд ли. А ведь сегодня имя Вивьен Вествуд ассоциируется с эпатажем, панком, особым настроением, которым прямо-таки заражает наша сегодняшняя юбилярша.

Можно слыть просто сумасшедшей бабушкой с пожаром волос на голове, ходить в пестрой рванине и пугать людей непосредственностью высказываний. А можно оказаться Вивьен Вествуд: если в образе будет самобытность, все детали рванины окажутся тонкое продуманными, а в громких заявлениях прозвучит искреннее желание раскрепостить человечество.
Она вымазывает манекенщиц грязью, надевает белье поверх вечерних платьев, выпускает на подиум сдобных толстушек… При этом ратует не за эпатаж, но за смелость выражения. И потому, даже отвергая бунт ради бунта, главной бунтаркой в мире моды считается именно она. Вивьен Вествуд.
Стиль Vivienne Westwood является антиподом коммерчески успешному минимализму 1990-х гг. В конце 1990-х гг. к В. Вествуд пришел и коммерческий успех. Она стала продавать лицензии и выпустила духи «Будуар», которые приносят стабильную прибыль. Благодаря новым финансовым партнерам выпускается несколько коллекций: «Vivienne Westwood gold label» (одежда почти «от кутюр» с применением ручной работы, эксклюзивных тканей и отделок), «Vivienne Westwood red label» (коллекции женской одежды для молодежи), «Vivienne Westwood Man» (мужская одежда), «Англомания» (повседневная одежда в стиле «унисекс»), «Man» (мужская одежда). На фоне коллекций молодых авангардных дизайнеров модели В. Вествуд уже воспринимаются почти классическими и возрождающими забытые традиции шика и элегантности, а ее клиентами теперь являются не только любители андеграунда, но и члены королевской семьи.
Третья королева Англии

Знаменитый Букингемский дворец. Здесь в 1992 году королева Елизавета II вручила Вивьен Вествуд орден OBE в Букингемском дворце. По правилам официальных светских визитов Вивьен была одета в юбку ниже колен, шляпу и перчатки. На выходе из дворца дизайнер взмахнула юбкой, демонстрируя фотографам отсутствие нижнего белья. Папарацци были практически на коленях, запечатляя эпатажную выходку. Королева простила бунтарский дух Вивьен и в 2006 году подняла награду на уровень DBE за заслуги в моде.

В 2007 Glossopdale Community College назвал один из своих филиалов «Вествуд» в честь дизайнера. Певица Гвен Стефани нередко упоминает ее имя в альбоме «Love. Angel. Music. Baby» 2004 года.

Англичане говорят, что Великобритания знаменита тремя королевами - Елизаветой II, 'железной леди' Маргарет Тэтчер и Вивьен Вествуд, входящей в первую десятку самых именитых модельеров столетия и носящей титул кавалера ордена Британской империи. История жизни Вествуд - история о том, как одна простая девушка может изменить мир, даже если этот мир - всего лишь мир моды.

Она стала знаменитой из-за банальной нехватки денег. А еще потому, что Вивьен, бывшая машинистка и бывшая учительница первоклашек в захолустной английской школе, очень хотела помочь любимому потрясти устои. Ради мужа Малкома Макларена, идейного вдохновителя скандальной группы «Секс Пистолс», Вествуд занялась модой – сперва старательно распарывала и потом копировала в своих моделях рок-н-ролльные брючки и узенькие пиджаки, которые ей приносили приятели, а затем плюнула на приличия и дала волю фантазии. И на свет появился изобретенный Вествуд стиль «панк» – футболки с неприличными надписями, одежда из резины и одежда швами наружу, юбки-тюбики и мини-кринолины. В их с Маклареном магазинчике «Все для бунтарей» считала своим долгом одеваться вся «продвинутая» молодежь Лондона.

.
Не отчаиваться. Когда Вивьен вдруг показалось, что все уже придумано – драные куртки, увешанные велосипедными цепями, обесцвеченные ирокезы, шипастые ошейники вместо вечерних бархоток, широченные плечи и китчевые юбки-тюбики, – она всерьез собралась сойти с дистанции и войти в историю под флагом "бабушки панк-стиля". Но история оказалась хитрее, заинтересовав Вествуд эпохой мушкетеров и Людовиков. И зашагали по подиуму "пираты" в затертых до дыр брюках, мягкие корсеты и юбки-кринолины выше колен, игриво названные "мини-крини".



Носить правильную одежду. Платье, которое вы надели, должно дарить вам безусловную уверенность в себе. Тогда "остальными вещами, в том числе и сексуальной привлекательностью, можно удачно манипулировать".

Говорить, что думаешь. Во всеуслышание. Брать слово на литературном фестивале и смело обличать "организованную ложь" масс-медиа, культивирующих жажду бесконечных развлечений. Публиковать в газетах призывы больше читать и развиваться. Не сидеть перед телевизором, а мчаться на концерты и в художественные галереи. Вествуд поступает именно так.

Не признавать над собой власти. Вивьен ни перед кем не склоняет головы. Даже Ее Британское Величество, изволившее принять Вествуд в Букингемском дворце, Вивьен не поблагодарила, а подколола – причем дважды. В одной из своих коллекций она представила общественности майку с портретом Елизаветы II, губа которой… была проколота большой английской булавкой! Не меньше шума вызвал визит 50-летней кутюрье в королевскую резиденцию, во время которого она обмолвилась, что не надела нижнее белье. Пусть, мол, вас это не шокирует – так поступают многие леди.
Быть рядом только с любимым мужчиной. Сейчас Вествуд замужем за своим бывшим учеником, австрийским дизайнером Андреасом Кронталером, годящимся ей в сыновья. До встречи с ним (то есть 8 лет после развода с предыдущим мужем) Вивьен прекрасно обходилась без мужчины вообще – потому что не любила. А секс отдельно от эмоций ее ничуть не занимал.

Выходить замуж по расчету. Любовь прекрасна, но причем здесь брак? Первое замужество Вествуд использовала, как шанс выскользнуть из невыносимого родительского гнезда. Последнее также совершила по необходимости: брак оказался самым легким способом избавиться от кипы бюрократических бумаг, которые Андреас вынужден был регулярно заполнять у себя в Австрии, чтобы потом некоторое время спокойно жить в Британии.

Нравиться жизни. "Секрет – в самодостаточности. В умении быть личностью, в умении быть счастливой с самой собой. Это трудно. Зато все остальное жизнь даст вам в подарок".
Вехи творчества

Начиная с 1981 года, Вивьен Вествуд стала принимать участие в лондонских показах моды прет-а-порте под собственным именем, а с 1983 года – и в парижских. Авангардистка по натуре, она в 80-е годы создала несколько новых стилей: в 1980 г. – «Новые романтики», в изделиях которого использовалась советская символика, в 1982 году – разновидность морского стиля под названием «Пираты», а еще в двух коллекциях 1982 года «Дикари» и «Бродяги» - стиль «лохмотьев и рванины». В том же 1982 году на показе ее коллекции манекенщицы носили бюстгальтеры поверх блузок: это было зарождением бельевого стиля, который вошел в массовую моду только в 90-е годы.


В начале 90-х годов в коллекциях В. Вествуд стали преобладать образы, инспирированные модой XVIII - XIX вв. В этот период она дважды была удостоена титула «Лучший дизайнер года» в Великобритании - в 1990 и 1991 гг.
Показы коллекций Вивьен Вествуд были всегда сенсацией, однако продажи оставляли желать лучшего: в моде царил минимализм, а ее предложения были его антиподом. Пришлось отказаться от кринолинов и турнюров из-за отсутствия спроса, однако корсеты она продолжала использовать практически в каждой коллекции.

Конец 90-х годов ознаменовался, наконец, коммерческим успехом благодаря продаже лицензий и выпуску духов «Будуар», которые пользовались спросом и приносили стабильный доход. Появились партнеры, при поддержке которых расширился ассортимент изделий. Под маркой Вивьен Вествуд стали разрабатываться следующие коллекции:

«Vivienne Westwood Gold Label» - одежда с использованием ручной работы, эксклюзивных отделок и дорогостоящих тканей;

«Vivienne Westwood Red Label» - молодежный ассортимент;

«Vivienne Westwood Man» - одежда для мужчин;

«Englandmania» - повседневная одежда стиля «унисекс»;

«Man» - мужская одежда.

Вивьен Вествуд сегодня

Ее увлечение историческим костюмом нашло отражение в элегантных нарядах, которые сегодня выбирают звезды и даже члены королевских фамилий.
Однако мятежная душа Вивьен Вествуд не успокоилась: в свои 70 лет она по-прежнему создает сенсации на подиуме! На Парижской Неделе моды 2011 года ее коллекция осень-зима 2011-2012 была самой невероятной: девушки-воины в золотых одеждах, похожих на доспехи, с касками на головах, со спутанными волосами и испачканными грязью лицами, дефилировали по подиуму! Пресса окрестила это явление «стиль блокбастер». Согласитесь: актуально!
Vivienne Westwood (Вивьен Вествуд) - фото 5: золотистые сапожки на фото 1 и 3; модель туфель от Вивьен Вествуд на фото 2
Вивьен Вествуд – дизайнер, активно участвующий в борьбе за экологию планеты: она создала эксклюзивное платье-футболку, средства от продажи которого направляются в Бангладеш для поддержки лесных племен, страдающих от вырубки лесов. Летом 2011 года москвички могли приобрести это стильное платье в ЦУМе.
Широко известны также коллекции летней обуви дизайнера из экологических материалов и сумки, изготовленные жителями Найроби (Кения), участвовавшие в показах моды: их продажа позволит увеличить доходы жителей страны.
Vivienne Westwood (Вивьен Вествуд) - фото 6: Анджелина Джоли в платье от Вивьен Вествуд и знаменитое свадебное платье Керри Бредшоу от дизайнера Вивьен Вествуд
Дизайнер Вивьен Вествуд – авангардист, без которого наш мир был бы другим: ошейники, цепи, драные штаны и футболки, провокационные надписи на одежде, высокие платформы в обуви - ее изобретения. Не всегда цивильно, но, безусловно, интересно! Многие считают, что она – Королева авангарда!

Вивьен Вествуд (Вивьен Изабель Свайр) родилась в 1941 г. в г. Глоссоп в Дербишире, где ее родители владели почтамтом. В возрасте 17 лет она вместе с семьей переехала в Лондон, где закончила педагогический колледж и проучилась один семестр в художественной школе в Харроу. Сменила фамилию, выйдя замуж за менеджера танцевального зала Дерека Вествуда, родила ребенка и работала в школе учительницей. Но не случайно Вествуд наградили прозвищем «королева скандала» — благопристойная жизнь не была ее стихией.


В начале 1970-х гг. произошла знаменательная для Вивьен встреча со студентом, изучавшим историю искусств, — будущим вдохновителем стиля панк и продюсером скандально знаменитой группы «Sex Pistols» Малкомом Маклареном, с которым В. Вествуд была вместе 13 лет. Он стал ее «духовным отцом», пробудив интерес к занятию дизайном. Вествуд и Макларен в 1971 г. открыли магазин одежды на Кингз Роуд в Челси. Они одними из первых почувствовали закат эры хиппи и стали искать новые стили, вдохновляясь молодежными субкультурами и стихийной уличной модой. В 1974 г. бутик переименовали в «SEX», и в этом магазине продавалась «резиновая одежда» и одежда в стиле «панк». Конечно, В. Вествуд не была создательницей панка, но она первой обратилась к эстетике шока и эпатажа, используя не только узнаваемые атрибуты punk look, но и эклектизм, пародирование традиций, эпатаж панков, перенеся их в область дизайна одежды. Ее одежда позволяет сразу выделиться из толпы. Она говорила, что ее модели не подходят для того, кто стремится во что бы то ни стало остаться незамеченным.
С 1981 г. В. Вествуд создает коллекции одежды под своим именем, участвуя в лондонских неделях прет-а-порте, с 1983 г. — в парижских показах. В 1981 г. свой бутик она переименовала в «Конец света». Вместо уличной моды обратилась к искусству кроя и увлеклась трансформациями исторического костюма. В 1980-е гг. коллекции В. Вествуд порождали новые стили в моде: «Новые романтики» (с использованием советской символики), «Пираты» (1982 г.). В коллекциях «Дикари» и «Бродяги» (1982 г.) появился стиль «лохмотьев и дыр». В десятилетие господства роскошной классики и престижных марок В. Вествуд демонстрировала коллекции-пародии на модную одежду: швы наружу, прорехи и распущенные петли, шляпы из мешковины, украшенные перьями, волосы у манекенщиц испачканы грязью. В 1984 г. она открыла второй магазин в Лондоне под названием «Тоска по грязи». В 1982 г. Вествуд показала нижнее белье (бюстгальтеры), которые были надеты поверх блузок, начав тем самым тенденцию превращений нижнего белья (Готье создал свои корсеты в 1983 г., а в массовой моде эта тенденция проявилась только в 1990-е гг.). В 1984 г. появились модели на тему исторического костюма — пышные короткие юбки «мини-крини» (мини-кринолины), корсажи с покатыми плечами и тонкими талиями. Но самый большой скандальный эффект производили модели, в которых обыгрывалась королевская тема: шок вызвала майка с портретом королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе. В 1987 г. В. Вествуд показала коллекцию с пародиями на королевские мантии и шотландский костюм, которую демонстрировали растрепанные толстушки с размазанным по лицу гримом и с татуировкой на плечах. Одеты они были в лифы, напоминавшие старомодные корсеты, короткие юбочки из шотландки и туфли на деревянной платформе.
За провокациями, пародиями и покушениями на устои моды не все замечали виртуозный крой моделей, изобретательные отделки, безукоризненное исполнение и то, что в отличие от моделей многих дизайнеров-мужчин эти вещи украшают женщину. Не случайно в 1990 и 1991 гг. В. Вествуд была названа «Лучшим дизайнером года» в Британии. В коллекции 1990 г. «Портрет» она предложила туфли на высоких платформах, говоря, что любит «ставить женщину на пьедестал, причем в прямом смысле этого слова». При этом она долгое время не стремилась к коммерческому успеху, дорожа своей независимостью. В 1990-е гг. В. Вествуд обратилась к исторической теме, демонстрируя ироничные модели, напоминающие о моде XVIII —XIX вв., заявляя, что «единственный путь в будущее — это оглянуться назад». Эта идея присутствует и в оформлении ее бутика «Конец света», фасад которого украшают часы, идущие в обратную сторону.

В коллекциях осень/зима 1994— 1995 гг. и весна/лето 1995 г. В. Вествуд предлагала модели с «новыми эрогенными зонами» — с турнюрами в сочетании с короткими юбками, стремясь возродить забытые в XX в. приемы обольщения. В отношении к телу В. Вествуд показала себя настоящей фетишисткой, подчеркивая с помощью кроя или подкладок, корсета или декольте все эрогенные зоны (рис. 13.1). Она сама носила такие платья и костюмы, показывая на личном примере возможности применения каркасных форм в современной одежде. Коммерческий неуспех (что нельзя сказать о неизменном успехе у прессы и профессионалов — в 1990-е гг. почти каждый показ коллекции В. Вествуд превращался в сенсацию) заставил ее отказаться от идеи вернуть в моду турнюры, но корсеты присутствуют почти в каждой коллекции.



Стиль В. Вествуд является антиподом коммерчески успешному минимализму 1990-х гг. В конце 1990-х гг. к В. Вествуд пришел и коммерческий успех. Она стала продавать лицензии и выпустила духи «Будуар», которые приносят стабильную прибыль. Благодаря новым финансовым партнерам выпускается несколько коллекций: «Vivienne Westwood gold label» (одежда почти «от кутюр» с применением ручной работы, эксклюзивных тканей и отделок), «Vivienne Westwood red label» (коллекции женской одежды для молодежи), «Vivienne Westwood Man» (мужская одежда), «Англомания» (повседневная одежда в стиле «унисекс»), «Man» (мужская одежда).