История, 10 класс Октябрь 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Театров и концертных учреждений Министерства культуры, по делам национальностей... 1 216.5kb.
План на октябрь 2013 г. Наименован: мбук «Централизованная библиотечная... 1 146.87kb.
Учреждений культуры г. Александрова на октябрь 2013 г 1 134.39kb.
Методическая разработка урока «изменения политической системы» (9... 1 94.19kb.
Доклад телекомпании «класс!» Mатериал подготовлен к заседанию Совета... 1 151.17kb.
Октябрь 2013 eBay под прицелом российской таможни Радио Свобода, 24. 1 81.08kb.
Рабочая программа по предмету «История Древнего Мира» на 2012 2013... 1 546.1kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный... 2 391.28kb.
Рабочая программа по курсу «История» 9 класс 2 446.48kb.
Анализ успеваемости за 2012 2013 год 3 814.38kb.
В них отражены цели и задачи обучения истории в школе 1 158.22kb.
Методическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов... 4 936.17kb.
- 4 1234.94kb.
История, 10 класс Октябрь 2013 - страница №1/1

История, 10 класс

Октябрь 2013
Диагностическая работа проводилась в октябре 2013 года с целью определения уровня усвоения учащимися 10 классов важнейших элементов содержания курса истории основной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Содержание и основные характеристики диагностических материалов определялись на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

– Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по истории.

Характеристика инструментария

Для стартовой диагностики по истории в 10 классах были отобраны основные элементы содержания, изученные во втором полугодии 9 класса. В диагностическую работу были включены вопросы, связанные с внешнеполитическим курсом Советской России в 1920-е годы и внешней политикой СССР в 1930–1980-е годы, события Великой Отечественной войны сопоставлялись с событиями Второй мировой войны. В связи с усилением внимания в курсе истории старшей школы к проблемам науки и духовной жизни современного общества в работу впервые были включены вопросы по наиболее известным достижениям советской культуры, науки и техники во второй половине XX века.

В диагностической работе проверялись следующие предметные знания и умения:


  • знать/понимать даты и периодизацию истории, пространственные и временны́е рамки изучаемых исторических событий;

  • знать/понимать основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории;

  • знать/понимать понятия (термины);

  • уметь определять последовательность исторических событий;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

  • проводить анализ исторической информации в источниках разного типа.

Диагностическая работа содержала 4 варианта. Каждый вариант состоял из 20 заданий: 16 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных и 4 заданий с кратким ответом.

В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (не более 30%).

На выполнение всей диагностической работы отводилось 45 минут.

Верное выполнение каждого задания оценивалось 1 баллом. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала перевода тестовых баллов в отметки по пятибалльной шкале приведена ниже:


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный тестовый балл

меньше 7

7 – 11

12 – 16

17 – 20



Результаты выполнения

диагностической работы по истории
Диагностическую работу по истории выполняли 14143 учащихся 10 классов (733 классов) из 610 общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Большинство десятиклассников выполнили от 6 до 9 заданий. В таблице 1 показано распределение отметок, полученных учащимися 10 классов за выполнение диагностической работы по истории в октябре 2013 года и школьных отметок за последнюю промежуточную аттестацию.


Таблица 1

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Распределение отметок за выполнение диагностической работы

24%

45%

22%

9%

Доля учащихся, имеющих школьную отметку по результатам промежуточной аттестации



21%

54%

26%

Из таблицы 1 видно, что 80% десятиклассников успевают в школе на «4» и «5», но только 31% из них подтвердили высокие школьные результаты.

Анализ результатов выполнения

диагностической работы по истории в 10 классах


На диаграмме 2 показана структура знаний десятиклассников по истории, а в приведенной ниже таблице 2 представлен средний процент выполнения заданий по контролируемым элементам содержания (КЭС).

Диаграмма 2



Таблица 2



Код

КЭС

Контролируемые элементы содержания

Средний % выполнения

03.01.11

СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

48,5%

03.01.19

Послевоенное восстановление хозяйства

47,8%

03.01.20

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв

51,3%

03.01.21

«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы

48,7%

03.01.22

Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка

47,1%

03.01.23

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения»

53,4%

03.01.24

Демократизация политической жизни. М.С. Горбачёв

54,4%

03.01.25

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ

46,2%

03.01.26

Культура советского общества. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники

60,6%

03.02.02

Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике

58,7%

03.02.05

Российская Федерация в системе международных отношений

57,8%

04.04.01

Восстановление хронологической последовательности

40,0%

04.04.02

Установление соответствия исторических событий датам (персоналиям)

22,4%

04.04.03

Выбор нескольких правильных элементов из перечня исторических фактов

36,5%

04.05.01

Выявление исторического факта и его интерпретация

63,5%

05.02.02

Участники Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин. У. Черчилль

47,2%

05.02.03

Основные этапы военных действий

46,1%

05.03.02

Холодная война. Создание военно-политических блоков

46,2%

05.04.01

Научно-техническая революция

48,9%

05.05.02

Интеграционные процессы

48,8%

Выполнение диагностической работы составило в среднем 49%, что свидетельствует о довольно низком уровне освоения предметного содержания курса истории, связанного с событиями второй половины ХХ века.



Анализ проблемных заданий

Пример 1.

В ходе визита президента США Р. Никсона в СССР в 1972 г. был подписан договор о(об)

1) ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)– правильный ответ (42%)

2) запрете ядерных испытаний в трёх средах: на земле, в воде и в воздухе

3) ненападении и гарантиях взаимной безопасности сторон

4) сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД)


Уровень выполнения этого задания 42%. Треть учащихся выбрали ответ 2, 16% – ответ 3 и 11% – ответ 4.

Задание связано с внешнеполитическими событиями эпохи «застоя», в данном случае с ключевыми событиями, договорами 1972 года, ставшими фундаментом разрядки в мире. В первую очередь это касается договора ОСВ-1, который на долгие годы установил паритет в ядерных вооружениях между СССР и США.

Этими знаниями обладает 95% учащихся, получивших за работу отметку «5», и 69%, получивших отметку «4».
Пример 2.

Какие из утверждений верны?

Важными событиями культурной жизни в период «оттепели» (1953 – 1964 гг.) были

А. поэтические вечера Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского
в Политехническом музее.

Б. первые публикации поэтов, писателей, философов «русского зарубежья».

1) только А – правильный ответ (22%)

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б
Задание выполнено на очень низком уровне – 22%. Большинство учащихся дали ответ 2 (40%).

Десятиклассники не соотносят исторический период 1953 – 1964 гг. и события, которые являются знаковыми для данного времени, не привлекают знания, получаемые при изучении, например, литературы. Одна из причин низкой результативности выполнения подобных заданий состоит в том, что зачастую материал по истории духовной культуры советского общества понимается учителями как факультативный и в результате учащиеся старшей школы не ориентируются в значимых событиях духовной жизни своей страны. Между тем вопросы духовной жизни очень важны для учащихся в их дальнейшем социальном опыте, тем более что в ЕГЭ и ГИА вопросы по культуре занимают существенное место.

Плохо выполнено задание на сопоставление терминов и эпох, исторических периодов советской истории. Наибольшие затруднения вызвали такие широко известные понятия как «гласность», «космополит», «совнархоз».

Пример 3.

Установите соответствие между терминами и историческими периодами, в которые они появились и получили распространение: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ТЕРМИНЫ ПЕРИОДЫ

А) гласность 1) 1946 – 1953 гг.

Б) космополит 2) 1953 – 1964 гг.

В) совнархоз 3) 1965 – 1984 гг.

4) 1985 – 1991 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры.



А

Б

В










Правильный ответ: 412. Уровень выполнения задания 19%.

Изучение любого исторического процесса или явления (события) базируется на использовании терминологии конкретного периода. Знание об исторической эпохе всегда предъявляется через владение определёнными историческими терминами и понятиями.

Низкая результативность выполнения подобных заданий свидетельствует о том, что в школе учащиеся мало обращают внимание на время появления новых понятий и редко работают с подобными заданиями.


Пример 4.

Выберите из перечня три элемента верного ответа.

Какие события произошли в СССР с 1964 по 1984 гг.?

1) осуждение XX съездом КПСС культа личности Сталина

2) провозглашение КПСС ядром политической системы

3) проведение первых альтернативных выборов делегатов на Съезд народных депутатов СССР

4) начало издания альманаха «Хроника текущих событий»

5) выступление академика А.Д. Сахарова против введения советских войск в Афганистан


Правильный ответ: 245. Уровень выполнения задания 25%.

Задание связано с выявлением ряда важных внутриполитических событий советской истории 1964 –1984 гг. 75% учащихся затруднились при выборе времени начала издания альманаха «Хроника текущих событий» и выступления академика А.Д.Сахарова против ввода войск в Афганистан. Эти факты, связанные с борьбой за права человека в СССР и с правозащитным движением, надо особенно тщательно отрабатывать в школе, так как на их основе необходимо формировать у старшеклассников представления о правовом государстве, о демократическом обществе, уважающем права и свободы личности и т.п.

Низкая результативность выполнения данного задания связана и с усложненной формой задания с множественным выбором. Такая форма позволяет избежать случайного попадания в правильный ответ и поэтому более объективно оценивает уровень знаний учащихся.
Пример 5.

Политика, проводимая наркомом иностранных дел М. Литвиновым в 1930-е годы, была связана с

1) признанием национал-социализма в качестве меньшей опасности для СССР, чем буржуазная демократия

2) реализацией целей экспорта революции в западные страны

3) созданием системы коллективной безопасности в Европе, направленной

против гитлеровской Германии – правильный ответ (38%)

4) подписанием антикоминтерновского пакта, заявившего о пересмотре статей Версальского договора
Задание проверяет понимание наиболее значимого направления внешней политики советской страны, проводимой наркоматом иностранных дел в 30-е годы XX века, – стремления к созданию системы безопасности в Европе.

С этим заданием на высоком уровне справились только те, кто получил за диагностическую работу отметку «5» (95%), при среднем показателе 38%.


Трудности вызвало задание, проверяющее знание последствий зимней войны с Финляндией.

Пример 6.

Последствием войны 1939 – 1940 гг. между СССР и Финляндией стало

1) возвращение в Красную Армию ряда репрессированных командиров – правильный ответ (27%)

2) сближение позиций СССР с Англией и Францией

3) заключение договора о дружбе и взаимопомощи с Финляндией

4) награждение маршала Жукова званием Героя Советского Союза


Уровень выполнения задания – 27%. Третий ответ как правильный выбрали 37% учащихся, что свидетельствует о полном отсутствии не только знания причинно-следственных связей этого значимого события, но и представления об этом историческом периоде в целом. Между тем учащиеся, получившие за тест отметку «5», выполнили данное задание на высоком уровне – 85%. Другие категории учащихся не смогли выполнить это задание на достаточном для базового задания уровне в 65%.
Несколько выше результативность выполнения задания, связанного с послевоенным периодом.

Пример 7.

В СССР в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

(1946 – 1953 гг.)

1) продолжал использоваться принудительный труд в системе ГУЛАГа – правильный ответ (35%)

2) появился закон об амнистии попавших в плен советских воинов

3) были объявлены первоочередными задачи восстановления сельского хозяйства и лёгкой промышленности

4) была организована широкая дискуссия, в ходе которой обсуждался новый

проект программы КПСС


Это задание выполнили правильно 35% учащихся. Низкий процент выполнения задания говорит о том, что на уроках истории важный период послевоенного восстановления хозяйства в СССР был изучен бегло и учащиеся получили поверхностные знания. При этом о данном периоде учащиеся могли почерпнуть сведения из литературы и из художественных фильмов. Этот исторический период хорошо освоен только учащимися, получившими за работу отметки «5» или «4» (93% и 63% соответственно).

Пример 8.

О какой из конференций трёх держав, участниц антигитлеровской коалиции, идёт речь в приведённом фрагменте документа?

«…Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире».

1) Потсдамской (Берлинской) правильный ответ (52%)

2) Сан-Францисской

3) Московской

4) Тегеранской

Задание базового уровня сложности, проверяет усвоение учащимися итогов Великой Отечественной войны, включая знание решений Потсдамской конференции. Определение по документу этого исторического события освоено 52% учащихся, из них только учащиеся с отметкой «5» смогли выполнить задание на уровне выше 65%.



Пример 9.

Главным признаком «оттепели» 1950-х – начала 1960-х гг. является

1) ослабление роли компартии при решении государственных вопросов

2) появление в открытой печати произведений антисталинской направленности – правильный ответ (29%)

3) выпуск на свободу всех политзаключенных

4) падение "железного занавеса" между СССР и странами Запада

Данное задание относится к базовым, выявляет признаки и характерные черты периода «оттепели», отличающегося появлением в различных источниках информации и в печати произведений, содержащих критику сталинизма. Формулировки ответов 1, 3 и 4 относятся к другим, более поздним историческим периодам. Успешно выполняют это задание только ученики, имеющие в школе отметку «5».

Пример 10.

Принятая руководством СССР в конце 1960-х годов «доктрина Брежнева» предусматривала

1) отказ от классового подхода в построении внешнеполитической стратегии СССР

2) ограничение суверенитета для стран Восточной Европы, находящихся под советским влиянием – правильный ответ (31%)

3) разработку «мер доверия» между СССР и западными странами

4) инициативы в области прекращения гонки вооружений

Задание повышенного уровня сложности выполнено только третью учащихся. Выявилось слабое знание десятиклассниками особенностей внешнеполитического курса, проводимого руководством страны во главе с Л.И. Брежневым.

Результаты выполнения заданий, посвященных событиям и процессам последнего десятилетия XX века, показывают, что этот период усвоен десятиклассниками крайне плохо. Низкий уровень компетентности учащихся в вопросах современной истории требует совершенствования методики преподавания отечественной истории, целенаправленной работы не только над пониманием ключевых событий, но и над умениями соотносить факты и исторический период, в котором они проявились.


Описание уровня подготовки учащихся 10 классов

по результатам проведения стартовой диагностики

Категории

участников

Описание уровня подготовки различных категорий учащихся

Отметка «5»

(17 – 20 баллов).

Учащихся этой категории 9%.

Средний процент выполнения 92%



Учащиеся продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания (КЭС) на высоком уровне (выполнение заданий от 84 до 98%).

Для этой категории учащихся важно более глубоко освоить программные темы «Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка» (84%), «Научно-техническая революция» (88%) и совершенствовать умение устанавливать соответствие событий и исторических терминов датам (периодам, персоналиям) (87%)



Отметка «4»

(12 –16 баллов).

Учащихся этой категории 22 %.

Средний процент выполнения 68 %



Учащиеся этой категории продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания (выполнение выше 65%), за исключением следующих:

  • восстановление хронологической последовательности (57%);

  • установление соответствия исторических событий датам (периодам) (39%);

  • выбор нескольких правильных элементов из перечня исторических фактов (61%);

  • участники Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин. У. Черчилль (64%);

  • интеграционные процессы (63%)

Отметка «3»

(7 – 11 баллов).

Учащихся этой категории 45%.

Средний процент выполнения 44 %



Учащиеся показали удовлетворительный уровень подготовки (выполнение выше 65%) только при выполнении контролируемого элемента содержания: «Выявление исторического факта и его интерпретация».


Отметка «2»

(меньше 7 баллов).

Учащихся этой категории 24%.

Средний процент выполнения 24 %



У учащихся, получивших за тест неудовлетворительную отметку, полностью отсутствуют усвоенные контролируемые элементы содержания (не выявлены задания базового уровня, для которых процент выполнения оказался выше 65%).



Выводы и рекомендации
Анализ результатов диагностической работы позволяет сделать следующие выводы:

1. 76% учащихся 10 классов овладели базовыми знаниями и умениями, что свидетельствует о достаточно прочных знаниях основ курса истории за основную школу у большинства участников диагностики.

2. Большие затруднения у учащихся вызывают задания, ориентированные на проверку умений устанавливать связи между фактами и событиями истории России и всемирной истории, устанавливать причинно-следственные связи, соотносить понятия, термины, исторические факты и явления с определенным историческим периодом.

3. Недостаточно прочно усвоены знания по существу внешней политики на разных этапах развития страны и международных отношений в XX веке.

4. Наибольшие затруднения вызывают у старшеклассников вопросы, связанные с культурой (КЭС «Культура советского общества Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники»).

На основании сделанных выводов можно предложить учителям истории общеобразовательных школ, следующие рекомендации по преподаванию предмета:

1. Организовать для учащихся 10 класса повторение материала истории XX века путем организации проектной и исследовательской деятельности.

2. В процессе тематического контроля знаний целесообразно применять наряду с традиционными заданиями также и различные новые формы работы, включать задания, позволяющие сформировать представление о взаимосвязи и хронологической последовательности исторических событий.



3. Усилить работу по расширению кругозора учащихся и изучению истории культуры России.