Исторический аспект развития образования будущих тележурналистов в регионе: к 10-летию кафедры теории и практики электронных средств - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Исторический аспект развития образования будущих тележурналистов в регионе: к 10-летию - страница №1/1

Е.С. Дорощук,

д. пед. н., профессор

(Казанский (Приволжский) федеральный университет)

Исторический аспект развития образования будущих тележурналистов в регионе: К 10-летию кафедры теории и практики электронных средств массовой информации в Казанском университете

Журналистское образование в России насчитывает более шести десятилетий. Однако это только то время, когда после создания в Московском государственном университете в 1947 году отделения журналистики официально было обозначено начало университетской подготовки будущих работников средств массовой информации.

Если говорить об исторических корнях журналистского образования в целом, то коснуться надо, прежде всего, античного периода, когда в школах известных риторов обучались ораторскому мастерству и воздействию на аудиторию при помощи слова – важной составляющей журналистской деятельности – будущие ораторы и публицисты. Известными исследованиями в этой области стали работы Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», в которых философ обозначил, по сути, первую модель воздействия автора словотворческого произведения на аудиторию, включив в нее текст, аудиторию и автора – субъекта творчества.

Античный период также характеризуется внеинституциональным характером подготовки публицистов – риторов, внесших важную лепту в становление представлений о тексте, его составляющих и степени его воздействия на аудиторию, для которой он предназначен. Данный характер отличает глубокая индивидуализация и широта представлений о профессиональных особенностях, присущих публичному оратору. Публицистичность стала главной приметой и времени и профессии. Ее можно трактовать в связи с этим как деятельность по пробуждению умов и созданию пламенных речей.

Такими же внеинституциональными особенностями отличаются процессы формирования будущих публицистов и журналистов и в дальнейшем вплоть до появления нового типа изданий, потребовавших нового журналиста – быстро реагирующего на события, умеющего оформить свои выступления в соответствии с технологией создания самого издания (газеты, журнала).

На рубеже XIX-XX веков в американском и европейском обществе будируются идеи институциализации журналистского образования. Это время можно считать началом первого этапа в развитии журналистского образования – установочного (конец XIX – начало XX века). Он характеризовался процессами массовизации и открытости журналистики как сферы общественной и политической деятельности. Поэтому особенностью выделенного этапа становится оформление процесса подготовки будущих журналистов в систему профессионального обучения и самообучения, предусматривающую репрезентацию знаний и их рейтинговую оценку. Исходя из этого, признаками данного этапа являются начальная стадия разработки обучающих программ, формирование средств обучения и авторских курсов, платный характер обучения.

Несмотря на институциализацию, журналистская подготовка велась сугубо авторами – журналистами, которые оценивали ситуацию в профессии, исходя из личного опыта, и выстраивали авторские курсы, ориентируясь на интересы аудитории и изданий.

Первые платные курсы журналистики появились в Берлине в конце XIX начале XX века. По данным Б.И. Есина в программу были включены такие курсы: юридическое положение о печати, история и техника газетного и печатного дела, практическая журналистика (редактирование, полемизирование, техника просмотра газет и пр.), рецензирование драматических представлений, романов, опер и концертов, упражнения в писании корреспонденций и в репортерстве1.

Первый в Европе специальный факультет журналистики был создан в Высшей школе социальных наук в Париже.

Американское журналистское образование отличается большей степенью институциализации. Здесь образование будущих журналистов с самого начала сформировалось как университетское. В 1902 году открылась Высшая школа журналистики в Колумбийском университете США по инициативе газетного магната Джозефа Пулитцера, который пожертвовал на ее создание около 2 млн. долларов2. Отметим, что одной из движущих сил развития журналистского образования стали потребности реальной газетной (тогда) практики. Газетное дело развивалось с достаточной скоростью, оно требовало притока свежих, подготовленных в связи с технологическими изменениями в производственном цикле газеты, кадров. Поэтому в образование таких специалистов вкладывали ресурсы, прежде всего те, кто был заинтересован в развитии газетного дела в стране – владельцы крупных изданий, издательств, информационных агентств.

Важной стороной деятельности газеты в то время в Америке было соблюдение юридических норм. Поэтому газета нуждалась не только в работниках, владеющих пером, но и ориентирующихся в законах, регулирующих деятельность информационных предприятий. Вполне закономерно поэтому, что первые школы журналистики как университетские подразделения появились на юридических факультетах университетов в Вашингтоне и Филадельфии.

В России начало журналистскому образованию было положено, когда в Петербурге была создана высшая школа журналистики (1905). Это были платные курсы, поступить на которые мог каждый желающий, независимо от его образования, пола или каких-то других признаков. Программа курсов была составлена в русле европейской концепции подготовки журналистов и включала следующие дисциплины: чтение энциклопедии права, судебное, финансовое, полицейское право, этика, политэкономия, всеобщая история литературы, история искусств, всеобщая история сцены, репортаж, написание статей, отчетов с публичных заседаний и судебных процессов, фотографирование, рисование, счетоводство в применении к книжному делу и газетному производству.



Второй этап развития отечественного образования в области журналистики относится к периоду с 20-ых годов XX столетия до начала 50-ых гг. Он характеризуется специальными формами образовательных институтов, такими как школы журналистов при изданиях, институты журналистов и пр. Особенностью данного этапа является многоуровневый характер сформированной тогда системы подготовки будущих работников системы массовой информации и пропаганды: для подготовки журналистов в СССР существовали курсовые и начальные школы, техникумы, институты и университеты. Более того, при изданиях также работали своеобразные кружки-школы, которые осуществляли подготовку журналистских кадров для своих нужд, ориентируясь на индивидуально-консультативную форму ведения таких занятий. Они так и назывались – школы-консультации3.

Так в 1919 году была возобновлена профессиональная подготовка журналистских кадров. При РОСТА в этом году была открыта школа журналистов, которая за короткий срок знакомила с азами газетного дела. Ускоренность обучения – также признак времени, она характерна для деятельности многих учебных заведений того времени, так как решение задач, стоящих перед страной, было безотлагательным и требовало немедленного участия. Автором программы школы был директор РОСТА П.М. Керженцев, включивший в нее изучение организационно-экономических основ деятельности газетной редакции и ее экспедиции, книжного издательства, информационного агентства и пресс-бюро, а также овладение навыками репортажа, подготовки и обработки телеграфных сообщений, составления рекламных материалов, выпуска газеты и журнала, корректуры и стенографии. Наряду с гуманитарными дисциплинами давался полный курс политических и гуманитарных дисциплин.

В 1921 году по предложению К.П. Новицкого и ряда его единомышленников школа была преобразована в Институт красных журналистов (ГИЖ). Срок обучения – 1 год. Тогда же был осуществлен принцип привлечения к преподаванию практикующих журналистов: наряду с теоретиками и философами здесь преподавали ведущие журналисты.

Такого же рода курсы существовали и во время Великой Отечественной войны, где велась подготовка военных корреспондентов, также в ускоренном темпе.

1947 год можно считать началом третьего этапа развития журналистского образования в российском обществе и государстве - университетского. Это связано с открытием в МГУ отделения журналистики, которое впоследствии было преобразовано в факультет. Таким образом, данный этап явился периодом, когда журналистское отечественное образование было оформлено как университетское.

В рамках этого этапа было организовано и отделение журналистики в Казанском государственном университете (1962 г.), которое функционировало в составе историко-филологического факультета. Филологическая парадигма журналистского образования становится основой для формирования программ и учебных планов подготовки будущих журналистов, так как отечественная система ориентируется на словесную деятельность журналиста как специфическую. Поэтому в программы обучения будущих журналистов в то время были включены в полном объеме основные филологические курсы: история литератур (русской и зарубежной, национальной с учетом региональных потребностей), теория литературы, стилистика и литературное редактирование и т.д. Также программы включали целый ряд общественных дисциплин, формирующих идеологическую базу будущего работника прессы: историю КПСС, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм, основы экономики и управления и т.д. Большое значение придавалось и фундаментальной теоретической и практической подготовке журналистов, что предусматривалось при чтении таких курсов как «Теория и практика советской журналистики», «История русской журналистики», «История зарубежной журналистики», «История татарской журналистики», «Научная организация труда журналиста» и пр.



Четвертый этап развития журналистского образования связан с появлением и развитием новых СМИ, что вызвало необходимость в более углубленной специализации: тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика, международная журналистика и т.д. Эти процессы оформились к середине 90-ых годов XX века. Тогда появились специализированные кафедры на факультетах журналистики, читающие специальные курсы по видам журналистики, и началась подготовка будущих журналистов с учетом видов и типов журналистики.

Пятый этап – конец XX начало XXI века – отличает внедрение в деятельность СМИ Интернета и преобразование профиля профессии с учетом новых тенденций глобализирующегося мира и развитием информационного общества. Для журналистского образования становится характерным повышение профессиональной и образовательной мобильности, переход на двуступенчатую систему подготовки – бакалавриат и магистратура, универсализация и индивидуализация подготовки, ориентация на подготовку универсального журналиста, особенно на уровне бакалавриата. И все эти процессы протекают на фоне кардинальной модернизации самой системы средств массовой информации России, связанной с перестройкой всей политической и экономической системы страны.

В контексте выделенных исторических этапов развития журналистского образования в России деятельность кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Казанского университета4 также находится под влиянием основных тенденций развития региональной медиасистемы.

Кафедра была образована в 2002 году на отделении журналистики факультета журналистики, социологии и психологии. Главной причиной ее создания стали возросшие потребности в квалифицированных кадрах многочисленных электронных средств массовой информации Республики Татарстан, которые возникли в нулевых и активно развивались, вытесняя традиционные СМИ в виртуальное пространство. Этот бум электронных СМИ во многом был спровоцирован Интернетом (на местном уровне - татнетом), привнеся в деятельность традиционных СМИ новую технологию обработки и создания информации – цифровую. Компьютер стал многофункциональным медийным центром, что повлекло необратимые изменения для всех без исключения средств массовой информации (например, для TV – развитие видео-сервисов, расширение каналов связи и т.д.).

Огромная федеральная система телевизионного вещания стала медленно, но верно переходить на новый – цифровой – стандарт. Все это способствовало изменению медиаконтента. Очевидными эти процессы стали на уровне электронной журналистики, которые первыми ввели в оборот своей деятельности социальные сети, создав их для продвижения медиапродуктов, а также для формирования иных коммуникативных систем, осуществляющих передачу информации и анализ аудитории.

Таким образом, сформировалась мультимедийная среда, в центре которой – потребительская аудитория с повышенной степенью активности в соавторстве по созданию медиаконтента..В общем процессе трансформации региональные СМИ также проявляют свою специфику: регион формирует самостоятельные информационные площадки для решению региональных задач: национального развития и национального взаимодействия, что весьма существенно для республиканской системы подготовки журналистов в сфере электронных СМИ.

Теперь становится очевидно, что главными задачами являются задачи формирования информационного культурного пространства общероссийской национальной медиасистемы с интегрированной в нее медиасистемой региона и формирования информационного культурного пространства национально-этнической региональной медиасистемы как этно-национальной медиасистемы региона, ориентированной на самобытность и традиционно – национальный уклад. Флагманом решения таких задач является в РТ первый национальный спутниковый телеканал «Татарстан – Новый век».

Осознание новых задач, стоящих перед СМИ РТ, в особенности, электронными СМИ, а также учет изменившихся профилей электронной журналистики, привели к необходимости выделения из общего контекста подготовки журналистов сектора электронной журналистики, как высокотехнологичной, высоко затратной и сверх мобильной сферы журналистского образования.

Технологические инновации стали одним из самых заметных признаков новых времен и основой для выработки образовательной политики кафедры теории и практики электронных средств массовой информации.

В основу ее в 2002 году была положена идея о создании учебно-практических комплексов подготовки будущих журналистов в области радио и телевещания и кибер-журналистики. Это должны были быть высокотехнологичные комплексы, объединенные в единую образовательную сеть, в рамках которой осуществляется учебная и производственная деятельность. Такой формой, объединяющей учебно-практические комплексы, стала форма мультимедийной учебно-производственной лаборатории (МУПЛ), действующей как творческая лаборатория, обеспечивающая решение сразу нескольких образовательных задач на разных уровнях. Это задачи образования, обучения и самообразования на техническом, производственном и студийном уровнях.

В основу разработки программы включения МУПЛ в образовательный процесс легли идеи символизма жизни, креатизма, рефлексии, информатизации культуры и медианасыщенности среды. Все они вылились в целый ряд проектов, органично вписывающихся в основную образовательную программу: творческие мастерские (журналисты-практики); конкурсное проектирование (студенческий фестиваль телевизионных программ «TVое время»); образовательный марафон - новости в нон-стопе; электронные учебные ресурсы (интернет-канал, интернет-газета и т.д.).

Так формировалась кафедра и ее специфика на первом этапе становления кафедры и ее образовательной политики, который длился с 2002 по 2007 годы. Эта первая пятилетка была осмыслена творческой группой «Мастер ТВ» в фильме «Первые пять», в котором оценивалось сделанное за этап и формировались перспективы на будущее5.

Второй этап развития кафедры – технологический – был связан с переходом образовательной системы России на двухступенчатую модель. На этом этапе с 2007 по 2011 годы шла перестройка деятельности кафедры как на уровне документном – формировались новые планы и программы, разрабатывалась система компетентностей будущих телевизионных журналистов с учетом их профильной подготовки и принципа универсализации, так и на уровне технологическом – техника устаревала, требовались новые решения для формирования новой технической базы, отражающей цифровое мышление.

2012 год – начало нового этапа в деятельности кафедры, который становится переломным не только для самой кафедры ТП ЭСМИ, но и для всего журналистского образования как в регионе, так и в России и в мире в целом. Это этап виртуализации образования, углубления индивидуализации и укрупнения задач, поставленных в области образовательной рефлексии: создание учебно-производственных комплексов широкого пользования с учетом виртуальной среды и опирающихся на цифровое проектное мышление как обучающегося, так и обучающего.

Это означает, что перед коллективом кафедры сейчас стоят несколько иные задачи. Они связаны с мобилизацией образовательного процесса, повышением активности его субъектов в форме совместного проектирования, цифровизации и виртуализации основных традиционных форм образовательной деятельности, что неминуемо влечет за собой кардинальное обновление технологической базы и создание подвижной высокоэффективной системы учебного медиапространства. Особенно это важно и в связи с усилением процессов универсализации и стирания профессионально-видовых различий в практической деятельности современных электронных средств массовой информации.



В этой связи перед кафедрой открываются новые перспективы, означающие переход на новый уровень профессиональной мобильности в области телевизионного и интернет-образования, расширение профессиональных границ и широкую интеграцию в систему публичных коммуникационных отношений.

1 Есин Б.И. Из истории высшего журналистского образования. М., 1987.

2 До сих пор одна из самых престижных премий в области журналистики в Соединенных штатах Америки носит имя этого газетчика-издателя.

3 Одна из таких школ-консультаций работала в петербургском журнале «Сотрудник печати» в первой половине XX века.

4 Сначала КГУ, а затем Казанского (Приволжского) федерального университета.

5 Фильм размещен на сайте кафедры ТП ЭСМИ на портале КПФУ.