Исследовательская работа по теме: «О чем молчит Успенский собор» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Исследовательская работа по теме: «О чем молчит Успенский собор» - страница №1/1

Автор: Фонин

Дмитрий Андреевич

Ученик 5 «А» класса

ГБОУ СОШ №684 г. Москва



Исследовательская работа по теме:

«О чем молчит Успенский собор»

Научный руководитель:

Шипунова Ирина Борисовна,

Учитель москвоведения,

Консультант:

Отец Павел (Соломатин)

При Храме Всех Святых на Соколе

Москва 2013

«О чем молчит Успенский собор»

Храм, что навеки со мною,

О чем ты молчишь до сих пор?

Символ столицы России,

Великий Успенский Собор.

В сердце своем тишиною

Войны ты пожар затушил,

Беды армии Наполеона

С гордостью пережил.

Краше стала столица,

Жизнь наша стала милей,

Богу идем мы молиться

В собор на московской земле.

В соборе мы встретимся с Богом,

С тем, кто не раз нам помог.

Веру взамен всем тревогам

Дарит с любовью нам Бог!

Фонин Дмитрий.

Оглавление


Введение 4

1.Успенский собор — смысловой центр Московии. 7

2.Напрасно ждал Наполеон… 7

3.«В Успенском соборе» В.В.Верещагина. 9

4.Военная необходимость? 11

5.Мой социологический опрос 13

Вывод 14

Источники 16

Приложения 18


Введение


Я задал своим одноклассникам вопрос: «Что для них является Отечественная война 1812»? Мои сверстники, учащиеся моей школы, ответили, что недавно мы отмечали 200-летний юбилей Отечественной войны. А еще они добавили, что Отечественная война 1812г. – одна из самых ярких и самых скорбных страниц истории России. Великий подвиг героизма, мужества и стойкости проявил народ России во имя достижения Великой Победы. Отечественная война 1812 года показала миру небывалый подъем национального духа и патриотизма русского народа, выдающиеся таланты русских военачальников, героизм русских солдат, офицеров, духовенства. Многие священнослужители принимали мученическую смерть, защищая храмы и церковные сокровища. Память о героизме защитников Отчества не перестает волновать потомков на протяжении двух веков. И для нас события Отечественной войны 1812 года остаются предметом национальной гордости. Предметом гордости и предметом скорби. Некоторое время в нашей стране существовало несколько романтизированное восприятие войны 1812 г. с каким-то снисходительным отношением к французским захватчикам. Работая над исследовательской работой, я попытаюсь найти историческую правду, которая покажет, что наполеоновские варвары совершили одно из своих самых страшных злодеяний в России – оскорбление святынь русской столицы. Заняв Москву, французские войска довели свои бесчинства до того, что начали организовывать конюшни и бытовые помещения в храмах, в том числе и в древнем Успенском соборе Московского кремля. Для победителя, занявшего чужой город, не существовало ничего святого.

События Отечественной войны 1812 года всегда привлекали к себе внимание исследователей, поэтов, художников. Сейчас существует множество картин, фильмов, книг и статей. Надеюсь, мой посильный вклад – данная исследовательская работа, тоже внесет свою роль в дело прославления участия в этой войне православного народа и напомнит о том, что нужно беречь наши святыни для русского народа.

Недавно у нас в Москве открылся музей истории войны 1812 года. Я давно увлекаюсь историей этой войны, но, осмотрев музей и увидев картины В.В. Верещагина, где приведены факты кощунственного отношения наполеоновских войск к русским святыням, я настолько был потрясен, что пребываю до сих пор под впечатлением. Так возникла основная цель моей исследовательской работы – показать, что прихоти войны способны достигать самых чудовищных размеров, что запечатлено на знаменитой картине "В Успенском соборе" художника Василия Верещагина из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года.

Гипотеза исследования: картина В. В. Верещагина "В Успенском соборе" кажется совершенно неправдоподобною; так возмутителен факт, ею воспроизведенный, — Успенский собор, одна из величайших святынь всей России, обращен в конюшню.

Задачи исследовательской работы:


  1. Проследить историю одной из величайших святынь всей России - Патриаршего Успенского собора Московского Кремля;

  2. Проследить факты кощунственного отношения наполеоновских войск к русским святыням;

  3. Рассмотреть, как отразились события Отечественной войны в живописи великого художника В. В. Верещагина;

  4. Узнать, правда ли существовали факты попытки Наполеона уничтожить главные московские храмы.

  5. Провести опрос среди сверстников по данной теме;

  6. Составить игру по истории Отечественной войны 1812 года;

  7. Сочинить стихотворение об Успенском соборе Московского Кремля.

Методы решения задач: посещение музея истории Отечественной войны 1812 года; отсылка запросов в библиотеки г. Кембриджа (Великобритания) и г. Нью-Йорка (США) о предоставлении копий книги, подтверждающих факты попытки Наполеона уничтожить главные московские храмы; анализ исторической литературы; систематизация материала; обобщение полученной информации, проведение опроса среди сверстников, подбор материала для составления игры-презентации и оформление данной игры.

Объект исследования: история Патриаршего Успенского собора Московского Кремля и история событий Отечественной войны 1812 года.

Предмет исследования: Успенский собор Московского кремля, полотна великого художника В. В. Верещагина.

Результаты практических разработок: возможно использование на уроках истории, москвоведения, ОРКСЭ, окружающего мира и внеклассных мероприятиях для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к Родине, к своей стране и ее святыням, к ее истории.
  1. Успенский собор — смысловой центр Московии.


Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. (Приложение 1) Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. [17]

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.[7] Ключевую роль в строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский. (Приложение 2)

Таким образом, Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм.

  1. Напрасно ждал Наполеон…


15 сентября 1812 года окруженный маршалами Наполеон вступил в Москву. События этого этапа войны нашли отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Так, эпиграфом к картине В.В. Верещагина «Перед Москвой - ожидание депутации бояр» (Приложение 3) [12], можно выбрать стихи из седьмой главы поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою».

Наполеон строил планы быстрого почти без потерь захвата и покорения Москвы. Были готовы медали по случаю празднования такого захватывающего дух события. (Приложение 4 ) Но время шло. Наполеону доложили, что Москва оставлена и пуста. Как и Александра Сергеевича Пушкина, меня переполняет гордость за патриотическое поведение простых горожан и дворянства, которые покинули Москву, не желая сдаваться на милость врагу, признавать его власть над собой. Император подобного представить себе не мог, он медлил, но делегация не прибывала. Тем временем в городе начались пожары. Над Москвой стелился дым, когда Наполеон через Троицкие ворота вступил в Кремль, где уже расположился маршал Лефевр со своим штабом. Спасские, Боровицкие и Константиновские ворота были завалены, у Тайницкой башни выставлена артиллерийская батарея. На стены подняты пушки. Французы ожидали нападения, но никто на приступ не шел. В Потешном дворце оборудовали помещения для резиденции Наполеона. Свита его разместилась в Теремном дворце. Кавалерии с конями был отведен Успенский собор. Маршал Лефевр со штабом расположился в Арсенале, маршал Даву - в Чудовом монастыре.[12] (Приложение 5) Церковь Спаса на Бору стала складом сена.[8]

Не успел император вступить в Кремль, как пламя охватило Гостиный двор, а за ним весь Китай-город. Оставаться здесь было опасно, и Наполеону пришлось выехать в Путевой дворец к северо-западу от Москвы. В его отсутствие началось мародерство: солдаты срывали оклады с икон в кремлевских храмах, растаскивали церковную утварь. (Приложение 6)

В историческом исследовании Александра Попова "Французы в Москве в 1812 году", я нашел факты кощунственного отношения наполеоновских войск к русским святыням, причем не только в Москве, но везде где ступала их нога. [11]

Так участь Успенского собора разделили и прочие церкви Москвы и других городов. И что же? Я задумался над тем, послужил ли весь этот вандализм на пользу солдатам Наполеоновской армии? Мог ли кто-нибудь из них, вернувшись домой, сказать, что он разбогател, ограбив Успенский собор? Исторические источники говорят: «Нет!» Во-первых, немногие и домой-то дошли, а во-вторых, большинство солдат побежденной армии, изнемогая от неслыханных лишений, просто побросали, где попало, награбленное добро, помышляя уже не о том, чтобы сохранить, возможно, больше драгоценностей, но как бы спасти свою жизнь. Множество церковных сокровищ было утоплено во встречавшихся на пути отступления французов речках и озерах. Кое-что потом отыскали и вернули на прежнее место. Многое было отнято у неприятеля во время удачного преследования с нашей стороны. Так, в центре Успенского собора, ближе к иконостасу, висит большая серебряная люстра «Урожай» с декорированием в виде снопа пшеницы. Она была сделана в 1820 году из серебра, отбитого у отступавшей из России наполеоновской армии. (Приложение 7).[5]

  1. «В Успенском соборе» В.В.Верещагина.


В музее истории Отечественной войны 1812 года я увидел удивительные картины Василия Васильевича Верещагина, которые потрясли меня до глубины души. (Приложение 8) Меня заинтересовало, как отразились события Отечественной войны в живописи великого художника, а также какие чувства, переживания стремился передать художник в своих произведениях.

Василий Васильевич Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, с 1887 по 1901 год. [12] Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы – «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». [17] Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «Перед Москвой - ожидание депутации бояр», «В Кремле - пожар!», «Зарево Замоскворечья», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Петровском дворце (в ожидании мира)», «Наполеон и маршал Лористон - мир, во что бы то ни стало» и др. Но особенные чувства вызывает картина «В Успенском соборе». (Приложение 8)

Эта картина может показаться совершенно неправдоподобной; так возмутителен факт, ею воспроизведенный, - Успенский собор, обращенный в конюшню. Однако это не выдумка художника, а факт исторический. Для победителя, занявшего чужой город, не существовало ничего святого. На том самом месте, где во славу Бога тихо поднимался кадильный дымок, где преклоняли колена верующие, там устроена полковая конюшня! В это с трудом верится и так хочется понять, почему церковь, хотя бы и другого христианского исповедания, признавалась наиболее удобным местом для помещения лошадей? Успенский собор Московского Кремля – конюшня! На картине В.В.Верещагина в два ряда стоят расседланные лошади. Один кавалерист взобрался на место «патриарха Никона» и стоит в развязной позе, покуривая трубочку. С правой стороны двое других, сидя на полу, играют в карты. Можно себе представить, какие при этом произносятся слова. Чуть дальше еще один кавалерист, взгромоздившись ногами на выдвинутый из алтаря престол, обдирает золотой оклад образа. Другому его приятелю показалось мало добычи внизу, он приставил лестницу и полез наверх... И так шло изо дня в день, все то время, что французы пробыли в Москве. Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый; молчали его колокола, не разносился по Кремлю их торжественный звон, а внутри собора слышались только грубые окрики, ругательства солдат, да конское ржание, причем ржание коней, по моему мнению, были для святости места наименее оскорбительными из всего происходившего. Мерзость запустения с каждым днем все росла и росла, все новые и новые иконы, грубо вырванные из своих драгоценных окладов, сваливались на пол в беспорядочную кучу, осквернялись все новые гробницы, где нетленными мирно почивали мощи святителей, все выше и выше вырастали горы всякого мусора и конского помета.

Меня возмущает поведение французских солдат и императора Наполеона Бонапарта, который разрешал такое кощунство, святотатство в храмах Москвы и не препятствовал мародёрству. Я благодарен Василию Васильевичу Верещагину, что он сумел выразить освободительный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он был вознесен». Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Воспоминания в царском селе» 1написал:

«Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря».

Таким образом, можно сделать вывод, что в полотнах художника Василия Васильевича Верещагина выражены чувства боли, переживания за судьбу Отечества в грозные годы войны, преклонение перед массовым подвигом народа и армии, скорби по погибшим и гордости за Родину. Я горжусь, что только Россия, только наша армия, ополчение, народ ценой огромных потерь и беспримерного мужества смогли отстоять свою независимость, победить врага, покорившего почти всю Европу

  1. Военная необходимость?


Пою пожар Москвы несчастной!

Нагрянул новый Тамерлан

И бранью тяжкою, ужасной

Вломился в Кремль, как ураган…

Н. М. ШАТРОВ

Осматривая экспонаты музея, я поставил себе цель - исследовать, правда ли существуют факты попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов. Может здесь имеет место случайное воздействие взрывной волны при подрыве кремлевских башен и стен при отступлении Наполеона из Москвы? А может быть, Бонапарт отдавал приказ устно в порыве ярости и отчаяния? Вскоре я обнаружил множество упоминаний о том, что Наполеоном Рибуасьеру было приказано взорвать «Покровский собор на Рву». [19]

Данные, полученные из библиотеки Google, я решил проверить сам. Я узнал, что в числе официальных бумаг Наполеона, приказ о подрыве собора Василия Блаженного был опубликован в издании 1825 г. и 1826 г. «Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра», которое подготовил бонапартист, ординарец Наполеона в 1812 г. барон Гаспар Гурго.[14] Я подготовил и послал официальные письма в библиотеку Гарвардского университета США, которая находится в городе Кембридж и в Нью-Йоркскую публичную библиотеку с запросом прислать мне копии страниц 394, 395 издания 1826 г и 530 страницы издания 1825 г. (Приложение 9) Вскоре я получил копии страниц книги издания 1826 из библиотеки Гарвардского университета, находящейся в городе Кембридж с помощью моей сестры Екатерины, которая летом, находясь на учебе в Кембридже, посетила библиотеку и привезла разыскиваемые мной копии. (Приложение 10,11)

Из копий книги издания 1826 г. приведен приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля".[18] (Приложение 11) "Укрепление Кремля" заключалось в разрушении части стен и прилегающей застройки для облегчения манёвра. Пункт 6 гласит "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями".[18] (Приложение 11)

Конечно, можно спорить о том, действительно ли Наполеон собирался отбиваться от русских в Кремле до последнего. Если да, то массовое преднамеренное уничтожение исторических зданий можно было бы объяснять "сугубой военной необходимостью. Но Наполеон высказался своей странной фразой насчёт "мечети", на необходимость уничтожения которой он обращал особое внимание Лярибуасьера. "Многоглавой мечетью" он называл храм Покрова-на-рву (собор Василия Блаженного), вкладывая в это словоупотребление всю свою ненависть и презрение к русской вере, к культуре нашего народа, к нашим святыням. Подлинный смысл затейливых "оборонительных приготовлений" в Кремле и вокруг него становится очевидным. Как и все обыкновенные военные преступники, Наполеон стыдливо пытался придать своим злодеяниям видимость если не правомерности, то "военной необходимости", чтобы не прослыть "варваром" в глазах современников и потомков. Впрочем, чем ближе к бегству из Москвы, тем меньше Наполеона заботили вопросы приличий. Далее в текстах приказов, опубликованных в том же издании, пишется открытым текстом: "faire sauter le Kremlin"2. К счастью, большей части планов завоевателя по уничтожению святынь Москвы не суждено было сбыться. "Приказ Наполеона Рибуасьеру уничтожить Покровский собор на Рву выполнен не был: французы увлеклись в нем грабежом, но Торговые ряды по обе стороны Красной площади они взорвали". [14] Так описываются дальнейшие события в отечественных источниках. [11]

Таким образом, я убедился в том, что факты попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов действительно существовали, о чем наглядно нам рассказывают исторические документы.


  1. Мой социологический опрос


Увлекаясь историей Отечественной войны 1812 года и историей русских святынь, мне стало интересно, много ли моих друзей знакомы с историей каких-либо храмов на территории нашей Родины и знают ли о фактах осквернения русских святынь Наполеоном Бонапартом? Я решил провести опрос.

Я провел опрос в виде анкеты среди учащихся 4 классов, в котором приняли участие 29 учеников. (Приложение 12) Анкета содержала 7 вопросов, среди которых были вопросы, касающиеся и истории войны 1812 года и истории Успенского собора. Что у меня получилось, видно из приложения 13. Опрос показал, что все мои друзья знают для чего они ходят в церковь - не было ни одного человека, который бы не знал. Основная часть одноклассников ходят в церковь для того, чтобы молится, общаться с богом, а так же для причастия. «Собор-это место для молитв»- ответили на второй вопрос анкеты мои друзья. Называли собор так же местом особым божиим домом, где происходит общение с богом. Огорчают ответы друзей, которые ответили, что затрудняются ответить на этот вопрос. Еще более огорчили ответы одноклассников, которые отвечали, что не знакомы ни с одной историей храма в нашем городе. Москва - центр культуры нашей Родины, поэтому особенно обидно слышать такие ответы. (Приложение 13)

Для того, чтобы познакомить своих друзей с историей Успенского собора а так же с трудностями, которые пришлось пережить нашим русским православным святыням в грозные годы Отечественной войны 1812 года, в своей школе я выступаю с докладами, показываю презентации по данной теме, провожу познавательную игру которую мы составили в виде презентации. (Приложение 14) Также в школе была организована выставка моего проекта. Многие из учащихся проявили интерес к этой теме, и меня это очень обрадовало. (Приложение 14)

Вывод


«Говорю вам: война — сестра печали,

и многие из вас не вернутся под сень кровли своей.

Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...».

Из древнего манускрипта.

Работая над исследовательской работой, я сделал вывод, что любая война - это величайшее зло на Земле и ее прихоти способны достигать самых чудовищных размеров. Я нашел документально подтвержденные факты, что армия Наполеона совершила одно из своих самых страшных злодеяний в России – оскорбление святынь русской столицы. В результате пострадала одна из величайших святынь всей России - патриарший Успенский собор Московского Кремля, который несколько веков был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Вандализм Наполеоновской армии, который изобразил на своих полотнах В. В. Верещагин — эпитет, получивший право гражданства с тех пор, как северные варвары, вандалы, опустошили Рим, блестяще показывает до какой степени время бессильно над грубыми инстинктами человека. Между разграблением Рима вандалами и осквернением Москвы французами прошло 14 столетий, и что же? Изменилась только форма, но духовная сущность событий осталась совершенно одинаковой.

Несмотря на то, что неумолимое время отодвигает нас от тех трагических событий, подвиги воинов, русского православного народа, духовенства продолжают быть для нас примером жертвенного служения Отчизне. Наша христианская вера учит к противнику относиться по-христиански, поверженному врагу - даровать пощаду, не заниматься грабежом, мародерством, побеждать врага «столько же великодушием своим, сколько оружием».

Более 200 лет прошло с той поры, как наш народ, воспрянув духом, воскресив в себе христианские идеалы, совершил беспримерный подвиг и сокрушил Наполеона, перед которым дрожало все человечество, в ком видели антихриста, и кто сам не особо-то стремился развеять такое о себе впечатление.

Более 200 лет мы помним о том, как наполеоновские варвары совершили одно из своих самых страшных злодеяний в России – оскорбление святынь русской столицы, в частности, Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — одну из величайших святынь всей России.

Более 200 лет не меркнет слава о русском героическом духе, о героях Отечественной войны 1812 года и о русских православных священниках и архиереях, которые вдохновляли тех героев на битву с врагами России и Христа.

Мы будем помнить вечно эти подвиги, чтобы быть достойными своих предков, чтобы сохранить наши святыни, из которых складывается наша Родина.


Источники


  1. Бусева-Давыдова И.Л.. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. - «Олма-Пресс», 2008;

  2. Божерянов И. Н. Война русского народа с Наполеоном 1812 г. - «Белый город» 2012;

  3. Верещагин В.В. Наполеон 1 в России / Вступ. ст. Кошелев В.А.; Чернов А.В. - Тверь: Созвездие, 1993.

  4. Сегюр Ф.-П. де «Поход в Россию». Записки адъютанта императора Наполеона I. Пер. с фр. Н. Васина, Э. Пименовой. - Смоленск: Русич,

  5. Земцов В.Н. Французская историография Бородинского сражения - «Белый город» 2002;

  6. Качалова И. Я. Успенский собор. М. 2008;

  7. Клосс Б.М., Назаров В.Д..- Летописные источники XV века о строительстве Московского Успенского собора. - М. 2006;

  8. Меневаль К. Наполеон. Годы величия: 1800-1814 гг. - «Захаров», 2001;

  9. Рахматуллин Р.Э. Две Москвы, или Метафизика столицы. - М.: АСТ; Олимп, 2008;

  10. Найденов Н. Москва. Соборы, Монастыри, Церкви.- Тончу, 2004;

  11. Попов А. Н Французы в Москве в 1812 году – М.: Книга по Требованию, 2012;

  12. Пелевин Ю.А.; За веру, царя и отечество. Отечественная война 1812 г. в картинах. «Белый город», 2012;

  13. Скрынников Р. Государство и Церковь на Руси XIV — XVI вв.- «Наука», 1991;

  14. Тарасевич Д. А. Граф Де Сегюр и его «Поход в Россию» - «Захаров», 2005;

  15. Толстая Т.В.. Музей "Успенский собор" Московского Кремля. Страницы истории. «Белый город» 2012;

  16. http://www.fondumstar.ru;

  17. http://ru.wikipedia.org;

  18. http://www.google.com /

  19. ET LA GRANDE ARMÉE EN RUSSIE, ou EXAMEN CRITIQUE DE L'OUVRAGE DE M. LE COMTE PH. DE SÉGUR: Par le Général GOURGAUD, электронная библиотека Google-books.

Приложения


Приложение 1

Патриарший Успенский собор Московского Кремля. Современная фотография



file:dormition cathedral, moscow.jpg

Успенский собор Ивана Калиты.



file:moscow kremlin assumptioncathedral reconstruction zagraevsky.jpg

Приложение 2

Первый митрополит Московский Святитель Петр (икона XV века)



Строительство Успенского собора. Клеймо иконы «Митрополит Петр в житии».



изображение

Приложение 3
В.В. Верещагин «Перед Москвой - ожидание депутации бояр»
в.в. верещагин. перед москвой - ожидание депутации бояр
Приложение 4

Медаль на взятие Москвы Наполеоном



http://pics.livejournal.com/pro100_mica/pic/00cw06tg

Приложение 5

http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/164843909.e/0_ad53b_9f4438d9_xl

Алексей Федоров «У могил русских царей»




http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/164843909.d/0_98a34_8327e0d5_xxl

И. Львов «Наполеон в Успенском соборе»



http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/164843909.c/0_92bb0_e82b7ec9_xl

Василий Верещагин «Маршал Даву в Чудовом монастыре»


Приложение 6

А. Федоров «Завоеватель»



http://img-fotki.yandex.ru/get/6511/164843909.12/0_aff73_f5f31f3f_xl
И. Львов «Грабеж в Архангельском соборе»
http://img-fotki.yandex.ru/get/6513/164843909.11/0_afba9_63e1d4bf_xxl

И. Львов «Французы в Архангельском соборе»


http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/164843909.11/0_afba4_b6b6f06a_xxl

Приложение 7

Большая серебряная люстра «Урожай», сделанная из серебра, отбитого у отступавшей из России армии Наполеона

серебрянная люстра

Серебряные чеканные кадила, декорированные рельефными связками плодов или растительным орнаментом, - работа русских Серебрянников XVII века.



Приложение 8
e:\~~images\2012\12-декабрь\2012-12-06__12.39_0018.jpg

В музее истории Отечественной войны 1812 года



в.в. верещагин

«Верещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека».И.Н. Крамской

212.03 кб

Василий Верещагин

«В Успенском coбopе»
Приложение 9

Копия письма, посланного в библиотеку Гарвардского университета США, которая находится в городе Кембридж



June 23, 2013

Harvard University Library

Cambridge, MA 02138

Dear the Harvard University Library,

We have read about the war 1812 and would like to know more about it. We would be grateful if you could send us the copy of 394 and 395 pages of the « ET LA GRANDE ARMÉE EN RUSSIE, ou EXAMEN CRITIQUE DE L'OUVRAGE DE M. LE COMTE PH. DE SÉGUR: Par le Général GOURGAUD» published in 1826. Thank you in advance for your cooperation.

Sincerely,

Irina Shipunova,

the teacher of the 684 school.

Dmitry Fonin,

the student of the 684 school.

Moscow.


Копия письма, посланного в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.



June 23, 2013

The New York Public Library
Stephen A. Schwartzman Building
Fifth Avenue and 42nd Street
New York, NY 10018


Dear the New York Public Library,

We have read about the war 1812 and would like to know more about it. We would be grateful if you could send us the copy of 530 page of the « ET LA GRANDE ARMÉE EN RUSSIE, ou EXAMEN CRITIQUE DE L'OUVRAGE DE M. LE COMTE PH. DE SÉGUR: Par le Général GOURGAUD» published in 1825. Thank you in advance for your cooperation.

Sincerely,

Irina Shipunova,

the teacher of the 684 school.

Dmitry Fonin,

the student of the 684 school.

Moscow.


Перевод письма, посланного в библиотеку Гарвардского университета США, которая находится в городе Кембридж.

23 июня 2013г.

Нью-Йоркская Публичная библиотека

Стефан А. Шварцман строение

Пятая Авеню и 42 улица

Нью-Йорк, США, 10018

Уважаемая Нью-Йоркская Публичная библиотека,

Мы изучаем события войны 1812 года и были бы очень признательны, если бы вы прислали нам копию страницы 530 книги издания 1825 года «Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I» Сегюра Ф. Заранее благодарим вас за помощь.

С уважением

Ирина Шипунова

Учитель ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Дмитрий Фонин

Ученик ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Перевод письма, посланного в Нью-Йоркскую публичную библиотеку (США)

23 июня 2013г.

Библиотека Гарвардского Университета

Г. Кембридж, Великобритания, 02138

Уважаемая библиотека Гарвардского Университета,

Мы изучаем события войны 1812 года и были бы очень признательны, если бы вы прислали нам копию страниц 394 и 395 книги издания 1826 года «Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I» Сегюра Ф. Заранее благодарим вас за помощь.

С уважением

Ирина Шипунова

Учитель ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Дмитрий Фонин

Ученик ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Приложение 10

«Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра». Копия титульного листа книги, полученного из библиотеки Гарвардского университета США, находящейся в городе Кембридж.





Приложение 11

Приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля". Копия страницы 394 книги, полученной из библиотеки Гарвардского университета США, находящейся в городе Кембридж.



Пункт 6 гласит: "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями". Копия страницы 395 книги, полученной из библиотеки Гарвардского университета США, находящейся в городе Кембридж.





Приложение 12

Мой социологический опрос

c:\users\my\downloads\02042013604.jpg

c:\users\my\downloads\фото0134.jpg

c:\users\my\downloads\02042013608.jpg

Приложение 13

Результаты социологического опроса

Вопрос 1. Как вы считаете, для чего люди ходят в церковь?

Вопрос 2. Что такое собор?

Вопрос 3. Где находится Успенский собор в Москве?

Вопрос 4. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?

Вопрос 5. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе ты знаком?

Вопрос 6. Знаешь ли ты о фактах осквернения русских святынь Наполеоном Бонапартом?

Вопрос 7. Если знаешь о фактах осквернения русских святынь Наполеоном Бонапартом, то из каких источников ты это узнал?

Приложение 14

Я выступаю с докладами, показываю презентации по данной теме, провожу с друзьями познавательную игру



c:\users\my\downloads\cimg1707.jpg

Игра по истории Отечественной войны 1812 года (слайды из презентации)







1 1814 г.

2 "Взорвать Кремль" (Фр.)