Исследование и анализ рынка сбыта 10 План маркетинга 18 План производства 22 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Исследование и анализ рынка сбыта 10 План маркетинга 18 План производства 22 - страница №2/5

4. Исследование и анализ рынка сбыта

Комплексный факторный анализ макросреды включает анализ факторов глобального характера воздействующих косвенно на предприятие, изменить которые предприятие не может. К таким факторам можно отнести экономический, демографический, политико-правовой, социокультурный и технологический факторы.

Экономический фактор. В последнее время ситуация на рынке сельского хозяйства стала изменяться в лучшую сторону. В Екатеринбурге и Свердловской области доходность рынка, уровень платежеспособности предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, и деловая активность с каждым годом возрастают. По объемам производства товаров и оказания услуг Свердловская область уверенно занимает первое место в Уральском регионе. Но все более актуальным становится вопрос о переработке и утилизации отходов производства (в нашем конкретном случае - отходов птицепрома). За год только в Екатеринбурге образуется около 1750 тысяч тонн отходов птицепрома, а такие крупные птицефабрики как «Рефтинская» и «Свердловская» ежесуточно «производят» более 100 тонн помета, т. е. с точки зрения получения сырья для нашего предприятия проблем не будет.

Демографический фактор. Регион обладает огромными демографическими ресурсами. Реальными потребителями нашей продукции являются как мужчины, так и женщины старше 30 лет и имеющие в собственности подсобные хозяйства или садово-огородные участки (около 13% населения Свердловской области).

Политико-правовой фактор. В 2010 году правительство РФ выделило на развитие сельского хозяйства 44,8 млрд. рублей, что на 70 % больше чем в предыдущем, при этом сохранив значительные льготы по налогообложению и выплате кредитов.

Социально-культурный фактор. Так как почва в Свердловской области очень бедна минеральными и органическими соединениями, то подпитка земли необходима ежегодно для владельцев приусадебных и садово-огороднических хозяйств, а для сельскохозяйственных предприятий - как минимум 2 раза в год. В традициях применения удобрений российские садоводы и огородники отдают наибольшее предпочтение именно органическим соединениям, как сейчас принято говорить «экологически чистым продуктам».

Итак, традиции ведения земледелия в регионе окажут благоприятное воздействие на развитие бизнеса.

Технологический фактор. В Свердловской области на данный момент нет ни одного предприятия, занимающегося переработкой отходов птицепрома и с помощью современных технологий созданием биоудобрений на основе результатов данной переработки.

Развитая инфраструктура области будет способствовать успешной реализации проекта.

Рассматриваемая технология производства биоудобрений на сегодняшний день является одной из самых современных и что не маловажно - малозатратной.

Уровень зависимости нашего проекта от вышерассмотренных факторов макросреды представлен с помощью PEST – анализа (таблица 2).

Таблица 2 - PEST - АНАЛИЗ



№ п/п

Факторы макросреды

Вес фактора (0-1)

Оценка фактора (0-5)

Взвешенная оценка

1.

Экономический

0,3

2

0,6

2.

Демографический

0,1

2

0,2

3.

Политико-правовой

0,3

3

0,9

4.

Социально-культурный

0,2

2

0,4

5.

Технологический

0,1

1

0,1

ИТОГО:

1

11

2,2

Взвешенная оценка PEST - анализа показывает, что зависимость рассматриваемого предприятия от факторов макросреды не значительна, и мы способны успешно осуществлять свою деятельность.

В течение 10 лет никому в мире не удавалось повторить достижение японца Теруо Хига, и только в 1998 г. это сумел сделать российский ученый Петр Аюшеевич Шаблин. Причем к полученному результату Шаблин шел своим собственным, оригинальным путем. Созданный им препарат «Байкал ЭМ-1» по многим направлениям оказался не менее эффективным, чем японский, а в некоторых и превзошел своего предшественника. К тому же, цена на российский ЭМ-препарат в несколько раз ниже. Препарат прошел обязательную государственную регистрацию и получил гигиенический сертификат. Доказательством достоинств российского препарата является и факт намерений создания совместных предприятий по его производству в Китае, Индии, Испании, Колумбии, ряде других стран. В настоящее время на Российском рынке появилось огромное количество препаратов под маркой ЭМ. Поэтому необходимо четко осознавать, что все эти препараты, или не прошли государственную регистрацию, или являются откровенными подделками препарата «Байкал ЭМ-1».

В течение 4 лет были проведены многочисленные экспериментальные и промышленные испытания во многих российских регионах и странах СНГ, проведен целый ряд фундаментальных научных исследований. Важные исследования препарата были проведены во многих крупнейших российских научных учреждениях, например в Государственной сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (Москва) и в Государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова (Саратов), во Всероссийском институте сельскохозяйственной микробиологии (С.-Петербург) и т. д.

Только в птицепроизводстве за год образовывается около 1750 тысяч тонн отходов, которые скапливаются вблизи крупных птицефабрик и представляют значительную угрозу экологической безопасности, так как в органической массе происходит быстрое размножение бактерий, провоцирующих различные заболевания у животных и людей.

Свою долю в загрязнение окружающей среды вносят крупнейшая в России птицефабрика «Рефтинская» на 9,4 миллиона цыплят-бройлеров и отделение Белокаменное птицефабрики «Свердловская», где содержатся 800 тысяч кур-несушек. По данным Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, ежесуточно эти предприятия «поставляют» более 100 тонн помета и около восьми тысяч кубических метров сточных вод. Поэтому одной из проблем, стоящих перед современными птицефабриками является образование больших объемов твердых отходов в виде помета. Эти отходы занимают большие площади и, в отличие от навоза сельскохозяйственных животных, не могут в больших количествах использоваться в качестве удобрений. Образование больших количеств таких отходов не позволяет размещать крупные птицефабрики на территории городов в близи жилых массивов. А это приводит к удалению производства сельскохозяйственной продукции от ее потребителей. Поэтому перед птицефабриками стоит задача по снижению количества образующихся отходов. Одним из путей решения рассматриваемой проблемы является обработка куриного помета ферментами, разрушающими клетчатку, что приводит к растворению углеводов, содержащихся в помете и, соответственно, к уменьшению его массы.

В таблице 3 представлена взвешенная оценка привлекательности отрасли.

Таблица 3 - Оценка привлекательности отрасли



№ п/п

Группы факторов отрасли

Рыночные факторы

Вес фактора

Оценка фактора

Взвешенная оценка

1.

Размер отраслевого рынка

0,2

5

1

2.

Темпы роста

0,2

3

0,6

3.

Характер спроса

0,1

3

0,3

4.

Доходность рынка

0,23

4

0,92

5.

Уровень конкуренции

0,07

4

0,28

6.

Отраслевые барьеры

0,2

4

0,8

ИТОГО:







4,8

Вывод: факторы отраслевого рынка привлекательны для развития данного вида бизнеса при условии замены существующих устаревших методик на новую технологию, предлагаемую нашей организацией.

В таблице 4 представлен профиль отраслевой среды.

Таблица 4 - Профиль отраслевой среды



Ключевые факторы успеха в отрасли

Важность для отрасли (1-3)

Влияние на организацию (0-3)

Направленность влияния (от+1 до -1)

Степень важности

А

В

С

А*В*С

Емкость отраслевого рынка

3

3

1

9

Темпы роста отраслевого рынка

2

1

0

0

Цикличность спроса

1

1

0

0

Сезонность

3

3

-1

-9

Прибыльность отраслевого рынка

3

2

1

6

ИТОГО










6

Из таблице 3 видно, что деятельность проектируемого предприятия мало зависит от факторов отраслевой среды.

Проведя анализ конкурентного рынка на сегодняшний день в г. Екатеринбурге и области выявлено следующее: на отдельных предприятиях птицепрома существует устаревшая технология перевода птичьего помета в продукт, подготовленный для утилизации (перевод из 4-ой группы опасности в 5-ю), который заключается в перемешивании птичьего помета с торфом (120 руб. за 1 тонну торфа), завозимые от «СвердловскТОРФа».

От рисков появления товаров-заменителей («Пикса» г. Москва, «Интеграл» г. Чайковск) продукция нашей организации застрахована низкой себестоимостью и минимизацией транспортных расходов.

Спрос на продукцию нашей организации складывается из показателей:


  1. Низкий коэффициент биологической продуктивности почв в регионе.

  2. Малая себестоимость 1-ой тонны органоминеральных удобрений (400 руб. за 1 тонну).

  3. Эффективность применения 1-ой тонны удобрения по ЭМ-технологии аналогична использованию 8-ми тонн органического удобрения (навоза).

4. Существующие федеральные законы и программы правительства Свердловской области, направленные на поддержку сельскохозяйственного производителя.

Для выявления конкурентного положения на рынке необходимо провести SWOT-анализ (таблица 5), который включает в себя:



  1. анализ конкурентоспособности предприятия, его сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам;

  2. анализ рыночной ситуации, в которой находится предприятие путем выделения возможностей и угроз рынка.

Таблица 5 - SWOT - анализ



СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поддержка и заинтересованность Правительства РФ и областных органов власти

Ограниченность финансовыми ресурсами

Использование мощностей птицефабрик и птицесовхозов

Недостаточная известность фирмы на начальном периоде

Продукт переработки по ЭМ-технологии является уникальным органоминеральным удобрением

Применение традиционной технологии (перемешивание помета птицы с торфом)

Значительное сокращение времени на переработку отходов птицепрома

Привязанность к специализированным предприятиям

Технология переработки (ТУ 9849-008-00008064-95 и ТУ 9819-031-00483470-97) прошла практические испытания по обработке куриного помета ЭМ-препаратами и внесению его в виде удобрений (Акт от 28.06.2004 г.)

Возможность копирования услуги

Повышение почвенного плодородия а, следовательно, и повышение урожайности




Значительное улучшение экологической среды вокруг объектов птицепрома




СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Четкий и стабильный график переработки отходов в органоминеральные удобрения




Взаимозаменяемость и универсальность работников предприятия




ВОЗМОЖНОСТИ РЫНКА

УГРОЗЫ РЫНКА

Отсутствие конкурентов, применяющих переработку отходов по ЭМ-технологии

Низкая популярность и спрос на продукцию нашей организации вследствие неосведомленности населения

Органоминеральные удобрения в Уральском регионе не производятся

Услуга по переработке отходов по ЭМ-технологии в настоящее время на объектах птицепрома не популярна

Устойчивый спрос АПК и населения на органоминеральные удобрения

Существует сезонный риск не реализации продукции

Возможность охвата всех 17-ти объектов птицепрома Свердловской области



Таким образом, существует реальная возможность для создаваемого предприятия монополизировать рынки органоминеральных удобрений и предоставления услуг переработки отходов птицепрома по ЭМ-технологии.

Таблица 6 - Сравнительная характеристика основных технологий по комплексу маркетинга

№ п/п

Комплекс маркетинга

Традиционная технология

Существующая технология

Предлагаемая технология

1.

Продукция:

- ассортимент продукции

- качество продукции

- торговая марка

- уровень сервиса

4

3



3

6

4

4

3



6

4

9



3

8





16

17

24

2.

Цена:

- продажная

- система льгот и скидок

- форма и сроки платежа

- восприятие цены клиентами

3

4



3

5

4

4

4



5

7

8



8

8





15

17

31

3.

Услуга:

- качество услуги

- ассортимент

- уровень сервиса


2

2



3

3

3



3

7

4



8




7

9

19

4.

Цена:

- продажная цена услуги

- система льгот и скидок

- форма и сроки платежа

- восприятие цены клиентами

4

4



5

5

4

5

5



5

7

8



8

8





18

19

31

5.

Реализация продукции:

- уровень подготовки персонала

- степень охвата рынка

- складская и транспортная логистика

- показ образцов

3

2



4
3

4

2



5
4

7

8



8
8




12

15

31




6.

Продвижение:

- уровень рекламы

- уровень информации о предприятии на рынке

- доля рынка


2

3


2

3

4


3

6

4


8

ИТОГО:

68

77

136

Уникальность стратегии создаваемого предприятия заключается в том, что отчетливо определен целевой рынок и его потребности, разработаны отличительные и привлекательные предложения для этого рынка. Стратегия создаваемого предприятия - завоевание рынка услуг по переработке отходов птицепрома, создание положительной репутации и расширение клиентской базы потребителей органоминеральных удобрений, изготовленных по ЭМ-технологии.

В таблице 7 представлена оценка конкурентоспособности технологии.

Таблица 7 - Оценка конкурентоспособности технологии



№ п/п

Факторы конкурентоспособности

Вес фактора (0-1)

Баллы (1-5)

Взвешенная оценка

Традиционная технология

Существующая технология

Предлагаемая технология

Традиционная технология

Существующая технология

Предлагаемая технология

1.

Доля рынка

0,3

2

1

4

0,6

0,3

1,2

2.

Объемы продаж

0,3

2

-

4

0,6

-

1,2

3.

Структура затрат

0,1

2

3

4

0,2

0,3

0,4

4.

Рентабельность предприятия

0,1

2

-

4

0,2

-

0,4

5.

Качество продукции

0,2

3

-

5

0,6

-

1

ИТОГО:













2,2

0,6

4,2

Данный бально - весовой метод анализа позволяет сделать взвешенную оценку конкурентоспособности фирмы и сделать предварительный вывод о том, что при правильном подходе к организации бизнеса компания сможет достичь преимущества по всем позициям.





<< предыдущая страница   следующая страница >>