Использование исторических писем, как исторических источников, на примере переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Использование исторических писем, как исторических источников, на примере переписки - страница №1/1

Семенова Зухра Умаровна, учитель истории

МКОУ «Лицей№1 города Усть-Джегуты»

Тема:

Использование исторических писем, как исторических источников, на примере переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Цели:
1. Пробудить интерес к эпистолярному жанру

2.Формировать далее умение учащихся использовать исторические письма, как исторические источники;

3.Обеспечить правильное понимание исторического письма с целью конкретизации описания события, придания ему большей эмоциональности;

4.Воспитывать у учащихся далее уважение и интерес к историческому прошлому нашей Родины.




Оборудование: Портрет Ивана Грозного;

Компьютер, диск «Энциклопедия истории России»;

Тексты писем А. Курбского и Ивана Грозного;

Эпиграф.


Эпиграф:

«Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена».

Ход урока.
Организационный момент

Приветствие учителя и ознакомление учащихся с темой и целями урока.


Вводная беседа учителя:

Сегодня мы с вами поговорим о письмах. Они появились с возникновением эпистолярного жанра. Само слово имеет латинские корни. Оно происходит от латинского epistula, что означает письмо, послание. Письма бывают разные: деловые, исторические, публицистические, поздравительные. В своих посланиях люди делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

Сегодня мы увидим, как при помощи письма можно глубже узнать историческую эпоху. А сделаем мы это благодаря переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Актуализация знаний у учащихся по теме: «Эпоха Ивана Грозного»
Заслушивание исторической справки об Иване Грозном (отвечает ученик, который дома подготовил материал)
Историческая справка.

Иоанн IV Васильевич царь и Великий князь всея Руси, прозванный Грозным. Родился 25 августа 1530г., скончался 18 марта 1584г.

16 января 1547г. состоялось венчание на царство Ивана IV, а 3 февраля он женился на Анастасии Захарьиной. К лету 1547г. недовольство москвичей боярским правлением, подогретые крупными пожарами в Москве, привело к ряду Народных выступлений и показало необходимость более масштабных реформ.

Вокруг Ивана IV сформировался круг людей, вынашивавших планы переустройства России. В «Избранную Раду» вошли А. Адашев, А. Курбский, Д. Курлятьев и др.

Реформы конца 1540-1550гг. составили первый период царствования Ивана IV.

1549 – начало деятельности на Руси сословно-представительных органов – Земских соборов.

1550 – создан новый правовой кодекс – Судебник, большая часть, которой посвящена вопросам управления и суда.

1551-1552 годы – ликвидация наместничьего управления в отдельных областях, а с 1555-1556 годов – ликвидировалось в общегосударственном масштабе. Вводилось губное управление. Проведена земская реформа. Возникли важнейшие приказы – Челобитенный, Посольский, Поместный, Разбойный, Разрядный и др. С 1550г. организованно стрелецкое войско. Затронули реформы и церковь. В январе – феврале 1551г. был собран церковный собор. Решение собора составляли 100 глав, отсюда название Стоглавый собор.

Однако, к началу 1560-х годов курс реформы был свергнут. Решая важнейшую задачу – борьбу за выход России к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 г. объявляет войну Ливонскому Ордену. Первоначально война шла удачно, но в 1564 году русские войска потерпели крупные поражения. Иван IV видел причину неудач в боярской измене. Начался новый период правления Ивана IV , основным содержанием которого стала опричнина. Стремясь уничтожить остатки феодального сепаратизма и усилить личную власть, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались террор, казни, ссылки.
Фрагмент из фильма режиссера С. Эйзенштейна «Иван Грозный»
Рассказ учителя:

Ужас, наведенный жестокостями царя на всех россиян, произвел бегство многих из них в чужие земли. «Горе гражданину, который за тирана мстит Отечеству! Юный бодрый воевода, в нежном цвете лет ознаменованный славными ранами, муж битвы и совета, участник всех блестящих завоеваний Иоанновых, герой под Тулой, под Казанью и на полях Ливонии, некогда любимец друг царя, возложил на себя печать стыда и долг на историка вписать гражданина столь знаменитого в число государственных преступников. То был Андрей Курбский (Карамзин)

Давайте вспомним, кто это был.
Историческая справка (рассказывает ученик)

Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) – князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны – воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.


Изучение новой темы.

План


  1. Ознакомление и анализ письма А. Курбского

  2. Ознакомление и анализ письма И. Грозного

  3. Выводы по уроку


Учитель: Разнообразие точек зрения и противоречивость взглядов исследователей на эпоху Ивана Грозного побуждает обратиться к источниковой базе. Давайте поработаем над нею и постараемся ответить, каким же был первый царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

В 1564 году начинается знаменитая дискуссия Ивана Грозного и Андрея Курбского, спор самодержца с первым русским диссидентом. Его начал Курбский. Давайте начнем изучение его письма (письма были заранее даны на дом для прочтения.)



Чтение письма №1
Работа с классом.
- Что мы можем сказать, основываясь на это письмо.

Примерный ответ учащегося:

Речь идет о событиях 1564г., когда Андрей Курбский обвинил царя в избиении «сильных во Израили» воевод (не называя конкретных имен) по совету нехороших «ласкателей» и в нанесению беглому князю несправедливых обид и притеснений. Письмо написано с целью обличения. Курбский апеллирует к Богу.

Курбский был не просто боярин, он не только защищал права высшего сословия на участие в советах государя, он был потомком удельных князей и, наверное, подобно другим «княжатам» не мог забыть победы Москвы. В письме к Грозному вспоминает своего предка Федора Ростиславича, указывает на то, что князья его племени «не обвыкли тела своего ясти и крови братии своих пити»

Курбский высказывает мысли, согласно которым наибольший успех при решении государственных вопросов обеспечивает такой политический строй, при котором знать занимает важное место в государстве. Само бегство Курбского в Литву и последующая деятельность в качестве члена Королевской Рады в Речи Посполитой указывает на то, что политический строй государства, при котором магнатам принадлежали исключительно широкие права, а королевская власть была ограничена, представлялся Курбскому лучшим вариантом и для развития России.

Курбский также вспоминает о старинном праве свободного отъезда бояр к другому государю.



Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что же отвечает Иван Грозный

Курбскому.



Чтение письма №2 (первый отрывок)

Что мы видим из письма?

Ответ: 1. Бросается в глаза частое обращение к Священному Писанию и церковным авторитетам. Перед нами Иван Грозный как благочестивый, рассудительный, спокойно наставляющий отступника, желая ему, прежде всего, блага, которого он может достигнуть путем исправления.

Учитель: Стоп. Вы сейчас сказали «отступник». В чем обвинял Андрея

Курбского Грозный?

Примерные ответы учащегося:

В послании Ивана Грозного видны незаурядный ум и необузданный характер его автора. Он резко отверг концепцию Курбского, сославшись на опыт боярского правления в 30-40-х гг. и, который довел страну до развала, и обвинил своих недавних соратников в корыстолюбии и непонимании государственных интересов.

Иван IV обвиняет Курбского, а также Адашева, Сильвестра во всех несчастьях своего царствования, начиная с периода «боярского правления» и кончая обвинением их в провоцировании Ливонской войны. Курбский и его товарищи сами делали все то, в чем обвиняется Курбским царь Иван, который во время всех этих безобразий был отстранен от власти. Все беды и преступления делали именно захватившие власть временщики, поэтому Иван Васильевич в них не виноват.

В одну группу записаны лидеры «предателей» - Курбский, Адашев, Сильвестр, Дмитрий Курлятьев и прочие «изменники». Грозный обвиняет в узурпации власти путем «злобесных советов» и «синклитов» слишком широкую группу людей, чтобы именовать ее правительством. Речь идет о несогласных с позицией царя боярах и воеводах, попавших за это в опалу различного масштаба. В глазах Ивана Васильевича любое, даже ничтожное несогласие с ним было изменой Богу и государству и, соответственно, претензией на власть.


Рассказ.

Учитель: Итак, основным пафосом первого послания Грозного оказывается следующее: в государстве завелась измена, и Бог требует ее вычислить. Грозный и принялся за это богоугодное дело: начал с Сильвестра, Адашева, Курбского, а там и до остальных дойдет очередь. Учитывая дату составления послания – 5 июля 1564г – это программный документ опричнины. Во всяком случае, по своим основным идеям послание совпадет с посланием Ивана IV митрополиту 3 января 1565г., в котором излагается мотивация введения опричнины.

Ребята, давайте перейдем к прочтению следующего отрывка из письма Ивана Грозного.



Прочтение письма №2 (отрывок №2)
Учитель: Что мы видим из данного отрывка письма?

Примерные ответы учащегося:

Здесь мы видим Ивана Грозного как раздраженного, несдержанного человека, не терпящего никаких возражений. Много бранных слов: «собака, злобесные единомышленники».

Иван Васильевич описывает жуткую картину проникновения «изменников» на все государственные посты («ни единые власти оставила, идеже своя угодники не поставила»). Однако в таком случае падение рады в 1560г. вызвало бы значительную чистку государственного аппарата. В 1560г. из лиц, точно связанных с радой, в опалу попали лишь Алексей и Даниил Адашевы. Их родственники были репрессированы только в опричнину. Сын Сильвестра Анфим благополучно прожил до 1568 годах, вдова А. Адашева до 1572 г. Сам Сильвестр умер между 1568 и 1573 годами. Таким образом, конкретные примеры узурпации власти радой, приводимые Грозным не выдерживают проверки.



Учитель: Итак, ребята мы проанализировали с вами 2 исторических – письма, написанные между Иваном IV и Андреем Курбским. Какой же вывод мы можем сделать?

Примерный ответ учащегося: По своему идеологическому содержанию эти источники делятся на 2 категории:

  1. Оправдывающие царя Ивана, рисующие его мудрым и справедливым правителем

  2. Изображающие царя тираном на троне, истребляющим благодетелей земли русской мы видим это из исторических писем.

Учитель: Эта переписка является реальным отражением российской

истории XVI века. Эти источники по своему происхождению

совпадают со временем их жизни, то есть являются

источниками-очевидцами. Но в тоже время при использовании

источников такого рода нельзя слепо доверять тому, что они

говорят, надо предварительно выяснить, почему они это

говорят. Что мы с вами и сделали. А теперь давайте с вами

ответим на вопросы.

Вопросы:

1.Политика Ивана IV, направленная на усиление центральной власти .

2.Князь, командующий русской армией в 1558 году.

3. Группа лиц внутри общества, ведущая политику противодействия.

4. Прозвище Ивана IV.

5.Слово в переводе на латинский, звучит как «epistula»

6. Собор, представительный сословный орган при царе Иване IV.

7. Война России за выход к Балтийскому морю, начавшаяся в 1558 году

8. Круг людей, особо приближенных к князю.

Ответы:


1-опричнина;

2-Курбский;

3-оппозиция;

4-Грозный;

5-письмо;

6-Земский;

7-Ливонская;

8-бояре.
Заключительное слово учителя:


Оставив по себе след в политической истории России, Иван IV оставил след и в истории ее литературы; он был сведущ и в духовных книгах, и в исторических сочинениях. В писаниях его слышится московский книжник XVI века. Он отличается от Курбского тем, что последний проникся западнорусской книжностью, тогда как Грозный оставался совсем московским человеком. По форме изложения он принадлежит своему веку, но сквозь эту форму пробивается его личный характер. В переписке с Курбским он ярко высказывает свою теорию царской власти, царской власти, зависящей только от Бога и суд над которой принадлежит Богу. А назначение царя – покровительствовать благим, карать злых. И в заключение скажем словами историка Николая Михайловича Карамзина: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских, доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя воевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну».

Итак, ребята, сегодня мы с вами с помощью исторических писем смогли узнать шире личность Ивана Грозного. Мы увидели его эмоции, переживания. И теперь мы знаем, что при помощи писем можно почерпнуть намного больше, чем из научных сухих учебников. Так давайте же с вами писать письма друг другу и быть может, таким образом, мы внесём свою лепту в исследования историков будущего. И, продолжая эту тему, я предлагаю вам дома написать письмо Ивану Грозному о нашем времени.



Домашнее задание: Написать историческое письмо о нашем времени Ивану Грозному.
Приложение
Письмо А. Курбского Ивану Грозному
«Царю, некогда светлому, от Бога прославленно

огаР?рославленноП<уР

му — ныне же, по грехам нашим, омраченному ад

†=ынеР6еЬ ?оР3рехамР=ашимЬ >мраченномуР0дПAкоюР7лобоюР2РAердцеЬ ?рокаженномуР2РAовестиЬ BирануР1еспримерномуР<еждуРAамымиР=евернымиР2ладыкамиР7емлиЮ

скою злобою в сердце, прокаженному в совести, тирану беспримерному между самыми неверными владыками земли. Внимай! В смятении горести сердечной скажу мало, но истину. Почто различными муками истерзал ты сильных во Израиле, вождей знамени

зраилеЬ 2ождейР7намениПBыхЬ 4анныхРBебеР

тых, данных тебе Вседержителем, и святую, победо

седержителемЬ 8РAвятуюЬ ?обедоП=оснуюР:ровьР8хР?ролиялР2оРEрамахР

носную кровь их пролиял во храмах Божиих? Разве они не пылали усердием к царю и отечеству? Вымыш

ымышП;яяР:леветуЬ BыР2ерныхР=азываешьР8зменникамиЬ EриПAтианРGародеямиЬ AветРBьмоюР8РAладкоеР3орькимС 'емР?рогневалиРBебяРAииР?редстателиР>течествап

стиан чародеями, свет тьмою и сладкое горьким! Чем прогневали тебя сии предстатели отечества? Не ими ли разорены Батыевы царства, где предки наши томи

атыевыРFарстваЬ 3деР?редкиР=ашиРBомиП;исьР2РBяжкойР=еволеп

лись в тяжкой неволе? Не ими ли взяты твердыни гер

еР8миР;иР2зятыРBвердыниР3ерП<анскиеР2РGестьРBвоегоР8менип

манские в честь твоего имени? И что же воздаешь нам, бедным? Гибель! Разве ты сам бессмертен? Разве нет Бога и правосудия вышнего для царя?.. Не описы

еР>писыП2аюР2сегоЬ ?ретерпенногоР<ноюР>тРBвоейР6естокостик 5щеР4ушаР<ояР2РAмятениил AкажуР5диноек BыР;ишилР<еняРAвятыяР усиС

ваю всего, претерпенного мною от твоей жестокости: еще душа моя в смятении; скажу единое: ты лишил меня святыя Руси! Кровь моя, за тебя излиянная, во

ровьР<ояЬ 7аРBебяР8злияннаяЬ 2оП?иетР:Р

пиет к Богу. Он видит сердца. Я искал вины своей и в делах, и в тайных помышлениях; вопрошал совесть, внимал ответам ее и не ведаю греха моего пред тобою. Я водил полки твои и никогда не обращал хребта их к неприятелю: слава моя была твоею. Не год, не два служил тебе, но много лет, в трудах и в подвигах во

еР3одЬ =еР4ваРAлужилРBебеЬ =оР<ногоР;етЬ 2РBрудахР8Р2Р?одвигахР2оП8нскихЬ BерпяР=уждуР8Р1олезниЬ =еР2идяР<атериЬ =еР7наяРAупругиЬ 4алекоР>тР<илогоР>течестваЮ

инских, терпя нужду и болезни, не видя матери, не зная супруги, далеко от милого отечества. Исчисли битвы, исчисли раны мои! Не хвалюся: Богу все из

огуР2сеР8зП2естноЮ

вестно. Ему поручаю себя в надежде на заступление святых и праотца моего, князя Феодора Ярославско

муР?оручаюРAебяР2Р=адеждеР=аР7аступлениеРAвятыхР8Р?раотцаР<оегоЬ :нязяР$еодораР/рославскоП3оЮ..

го... Мы расстались с тобою навеки: не увидишь лица моего до дни Суда Страшного. Но слезы невинных жертв готовят казнь мучителю. Бойся и мертвых: уби

ойсяР8Р<ертвыхк CбиПBыеРBобоюР6ивыР4ляР

тые тобою живы для Всевышнего: они у престола его требуют мести! Не спасут тебя воинства; не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, товари

еРAпасутРBебяР2оинствал =еРAделаютР1ессмертнымР;аскателиЬ 1ояреР=едостойныеЬ BовариПIиР?ировР8Р=егиЬ 3убителиР4ушиРBвоейЬ :оторыеР?риП=осятРBебеР4етейРAвоихР2Р6ертвуС

!июР3рамотуЬ >моченнуюРAлезамиР<оимиЬ 2елюР?оложитьР2Р3робРAРAобоюР8РOвлюсяРAР=еюР=аРAудР

носят тебе детей своих в жертву!

Сию грамоту, омоченную слезами моими, велю положить в гроб с собою и явлюся с нею на суд Бо

оП6ийЮ


жий. Аминь. Писано в граде Вольмаре, в области ко

ольмареЬ 2Р>бластиР:оП@оляР!игизмундаЬ 3осударяР<оегоЬ >тР:оегоРAР

роля Сигизмунда, государя моего, от коего с Божиею помощию надеюсь милости и жду утешения в скорбях».

Письмо Ивана Грозного Андрею Курбскому


«Во имя Бога всемогущего, — пишет Иоанн, — то

†BоП3оЬ :емР6ивемР8Р4вижемсяЬ :емРFариРFарствуютР8РAильныеР3лаголютЬ AмиренныйРEристианскийР>тветР1ывшемуР@оссийскомуР1ояринуЬ =ашемуРAоветникуР8Р2оеводеЬ :нязюР

го, кем живем и движемся, кем цари царствуют и сильные глаголют, смиренный христианский ответ бывшему российскому боярину, нашему советнику и воеводе, князю Андрею Михайловичу Курбскому, восхотевшему быть ярославским владыкою... Почто, несчастный, губишь свою душу изменою, спасая брен

очтоЬ =есчастныйЬ 3убишьРAвоюР4ушуР8зменоюЬ AпасаяР1ренП=оеРBелоР1егствомп

ное тело бегством? Если ты праведен и добродетелен, то для чего же не хотел умереть от меня, строптивого владыки, и наследовать венец мученика? Что жизнь, что богатство и слава мира сего? Суета и тень: блажен, кто смертию приобретает душевное спасение! Устыдися раба своего, Шибанова: он сохранил благочестие пред царем и народом; дав господину обет верности, не изменил ему при вратах смерти. А ты от единого моего гневного слова тяготишь себя клятвою измен

РBыР>тР5диногоР<оегоР3невногоРAловаРBяготишьРAебяР:лятвоюР8зменП=иковл =еРBолькоРAебяЬ =оР8Р4ушуР?редковРBвоихк 8боР>ниР:лялисяР2еликомуР<оемуР4едуРAлужитьР=амР2ерноРAоР2семР8хР?отомствомЮ

/РGиталР8Р@азумелРBвоеР?исаниеЮ /дР0спидаР2РCстахР8зменникал AловаР5гоР?одобныРAтреламЮ

ников; не только себя, но и душу предков твоих: ибо они клялися великому моему деду служить нам верно со всем их потомством.

Я читал и разумел твое писание. Яд аспида в устах изменника; слова его подобны стрелам. Жалуешься на претерпенные тобою гонения; но ты не уехал бы ко врагу нашему, если бы мы не излишно миловали вас, недостойных! Я иногда наказывал тебя за вины, но всегда легко и с любовию; а жаловал примерно. Ты в юных летах был воеводою и советником царским, имел все почести и богатство. Вспомни отца своего: он служил в боярах у князя Михаила Кубенского! Хвалишься пролитием крови своей в битвах: но ты единственно платил долг отечеству. И велика ли слава твоих подвигов? Когда хан бежал от Тулы, вы пирова

огдаРEанР1ежалР>тР"улыЬ 2ыР?ироваП;иР=аР>бедеРCР:нязяР

ли на обеде у князя Григория Темкина и дали непри

ригорияР"емкинаР8Р4алиР=еприПOтелюР2ремяРCйтиР2освоясиЮ

ятелю время уйти восвояси. Вы были под Невлем с 15 000 и не умели разбить четырех тысяч литовцев. Говоришь о царствах Батыевых, будто бы вами поко

атыевыхЬ 1удтоР1ыР2амиР?окоП@енныхк @азумеешьР

ренных: разумеешь Казанское (ибо милость твоя не видала Астрахани): но чего нам стоило вести вас к по

страханиЩ: =оРGегоР=амРAтоилоР2естиР2асР:Р?оП1едеп !амиР8дтиР=еР6елаяЬ 2ыР1езумнымиРAловамиР8Р2Р4ругихР>хлаждалиР@евностьР:Р2оинскойРAлавеЮ

беде? Сами идти не желая, вы безумными словами и в других охлаждали ревность к воинской славе. Когда буря истребила под Казанью суда наши с запасом, вы хотели бежать малодушно — и безвременно требовали решительной битвы, чтобы возвратиться в домы, по

†8Р1езвременноРBребовалиР@ешительнойР1итвыЬ GтобыР2озвратитьсяР2Р4омыЬ ?оП1едителямиР8лиР?обежденнымиЬ =оРBолькоРAкорееЮ

бедителями или побежденными, но только скорее. Когда Бог даровал нам город, что вы делали? Грабили! А Ливониею можете ли хвалиться? Ты жил праздно во Пскове, и мы семь раз писали к тебе, писали к князю Петру Шуйскому: идите на немцев! Вы с малым числом людей взяли тогда более пятидесяти городов; но своим ли умом и мужеством? Нет, только исполнени

етЬ BолькоР8сполнениП5мЬ EотяР8Р;енивымЬ =ашегоР@аспоряженияЮ 'тоР6Р2ыРAделалиР?ослеРAРAвоимР<удрымР=ачальникомР

ем, хотя и ленивым, нашего распоряжения. Что ж вы сделали после с своим мудрым начальником Алексеем Адашевым, имея у себя войско многочисленное? Едва могли взять Феллин: ушли от Пайды (Вейсенштейна)!

Если бы не ваша строптивость, то Ливония давно бы вся принадлежала России. Вы побеждали невольно, действуя, как рабы, единственно силою понуждения. Вы, говорите, проливали за нас кровь свою: мы же проливали пот и слезы от вашего неповиновения. Что было Отечество в ваше царствование и в наше малолетство? Пустынею от востока до запада; а мы, уняв вас, устроили села и грады там, где витали дикие зве

устынеюР>тР2остокаР4оР7ападал 0Р<ыЬ CнявР2асЬ CстроилиРAелаР8Р3радыРBамЬ 3деР2италиР4икиеР7веП@иЮ

ри. Горе дому, коим владеет жена; горе царству, коим владеют многие! Кесарь Август повелевал вселенною, ибо не делился ни с кем властию; Византия пала, ко

изантияР?алаЬ :оП3даРFариР=ачалиРAлушатьсяРMпарховЬ AинклитовР8Р?оП?овЬ 1ратьевР2ашегоР!ильвестраһ

«

пов, братьев вашего Сильвестра»



«Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим Сильных во Израиле; их кровию не обагряем церквей Божиих: сильные, доброде

ожиихк AильныеЬ 4обродеПBельныеР7дравствуютР8РAлужатР=амЮ

тельные здравствуют и служат нам. Казним одних из

азнимР>днихР8зП<енниковР

менников — и где же щадят их? Константин Великий не пощадил и сына своего; а предок ваш, святый князь Феодор Ростиславич, сколько убил христиан в Смоленске? Много опал, горестных для моего сердца; но еще более измен гнусных, везде и всем известных. Спроси у купцов чужеземных, приезжающих в наше государство: они скажут тебе, что твои предстатели суть злодеи уличенные, коих не может носить земля Русская. И что такое предстатели отечества? Святые ли, боги ли, как Аполлоны, Юпитеры? Доселе владе

оселеР2ладеПBелиР@оссийскиеР1ылиР2ольныЬ =езависимык 6аловалиР8Р:азнилиРAвоихР?одданныхР1езР>тчетаЮ "акР8Р1удетС #жеРOР=еР<ладенецЮ

тели российские были вольны, независимы: жаловали и казнили своих подданных без отчета. Так и будет! Уже я не младенец. Имею нужду в милости Божией, пречистыя девы Марии и святых угодников: настав

арииР8РAвятыхРCгодниковк =аставП;енияРGеловеческогоР=еРBребуюЮ %валаР

ления человеческого не требую. Хвала Всевышнему: Россия благоденствует; бояре мои живут в любви и согласии: одни друзья, советники ваши еще во тьме коварствуют.

Угрожаешь мне судом Христовым на том свете: а разве в сем мире нет власти Божией? Вот ересь манихейская! Вы думаете, что Господь царствует только на небесах, диавол во аде, на земле же властвуют люди: нет, нет! Везде Господня держава, и в сей и в будущей жизни.

Ты пишешь, что я не узрю здесь лица твоего ефиопского. Горе мне! Какое бедствие!

Престол Всевышнего окружаешь ты убиенными мною: вот новая ересь! Никто, по слову апостола, не может видеть Бога.



Положи свою грамоту в могилу с собою: сим дока