Интеллектуальная игра «Великолепная семерка» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интеллектуальная игра «Великолепная семерка» - страница №1/1

Интеллектуальная игра

«Великолепная семерка»

(предмет: русский язык)
Автор – Тувалева Е.И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары
Мероприятие предназначено для учащихся 10-11 классов, изучающих курс русского языка по углубленной программе.
Р е к в и з и т:

1. Доска


2. 2 конверта с вложенным текстом для Конкурса капитанов

3. 2 конверта с заданием для Творческого конкурса.

4. 7 табличек с пословицами для крепления на доску.

5. 10 табличек с названиями разделов для Теоретического тура.

6. карточка с нарисованной буквой (для Теоретического тура).

7. экран


8. мультимедийный проектор

9.ноутбук


А с с и с т е н т
Правила игры:

1. В игре принимают участие две команды по 7 человек. Право первого хода определяет жребий.

2. В конкурсах обязан принять участие каждый член команды.

3. До игры определяется капитан команды.

4. Жюри оценивает каждый ответ в баллах (количество баллов зависит от вида конкурса – от 1 до 5 баллов). Если команда не дала ответ на вопрос, она ничего не получает.

5. На обдумывание отводится от 10 секунд ( в устных конкурсах) до 20 минут (творческий тур).


Цели игры:

учебные: проверить уровень полученных знаний и стимулировать самостоятельное изучение материала;

развивающие: способствовать развитию творческих способностей, логического мышления, сообразительности и коммуникабельности;

воспитательные: приобретение опыта публичных выступлений, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.
ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости нашего конкурса, дорогое жюри и, конечно, наши игроки. Без сомнения, всех нас здесь объединяет любовь к русскому языку и, очень бы хотелось, хорошее знание теории и практики русского языка.

Давайте познакомимся с нашими игроками:



  • представление игроков и капитана 1 команды;

  • представление игроков и капитана 1 команды;

А теперь разрешите представить наше глубокоуважаемое жюри:

  • представляем членов жюри.

Теперь, когда все мы знакомы, пришло время для Первого конкурса.


Р А З М И Н К А.

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 10 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд.

От каждой команды приглашаются по 2 человека.
Вопросы и задания:

1. Продолжите фразу: Существительные изменяются по числам и ___________? (падежам)

2. Что значит слово ВЫЯ? (шея)

3. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

4. Какого спряжения слово ЗАЖЕЧЬ? (1 спр.)

5. Образуйте существительное от прилагательного ЯСНЫЙ? (ясность)

6. Как звучит слово МЕТРО во множественном числе? (метро)

7. Какой знак препинания стоит в конце побудительного предложения, невосклицательного предложения? (точка)

8. Назовите разряд по значению местоимения ТВОЙ?(притяжательное)

9. Назовите корень слова ПРИХОТЛИВЫЙ? (хот)

10. Как называется троп, основанный на художественном преувеличении?(гипербола)

1. Продолжите фразу: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и _________?(родам)

2. Какой знак препинания вы поставите в предложении Я ЗНАЮ ГОРОД БУДЕТ? (:)

3. Какое слово не может быть вводным КАК БУДТО или ЗНАЧИТ? (как будто)

4. Назовите разряд по значению прилагательного КРИЛИЧИЙ? (притяжательное)

5. Как прозвучит слово БЕДРО во множественном числе? (бедра)

6. Слитно - раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (через дефис)

7. Какой фонетический процесс происходит в слове МОРОЗ? (оглушение)

8. Образуйте существительное от прилагательного СОСНОВЫЙ? (сосняк)

9. Выделите корень слова СВИДЕТЕЛЬ? (вид)

10. троп, основанный на переносе значения по принципу сходства явлений, называется _______? (метафора)

П О С Л О В И Ц Ы.

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 7 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 2 минуты.

От каждой команды приглашаются по 2 человека.
Раздать 2 чистых листа.

Задание: закончите пословицу или поговорку.
Материал для игры:
1. Не мил и свет, (когда друга нет)

2. писать - (не языком чесать)

3. много ученых, (мало смышленых)

4. Умный любит учиться, (а дурак – учить)

5. лучше споткнуться ногою, (нежели словом)

6. Злой плачет от зависти, (а добрый – от радости)

7. Без наук (как без рук)
Т В О Р Ч Е С К И Й Т У Р

Конкурс выездной.

Время на создание творческой работы – 20 минут.

Приглашается 1 человек от каждой команды.

Максимальное количество баллов – 10 ( по решению жюри ).
Раздаются конверты с заданиями. Задание одинаковое: Создать творческую работу (объем и жанр определяется самим игроком).

Т е м а: Напишите творческую работу от имени РУБЛЯ (или РУССКОГО ЯЗЫКА).


Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Й Т У Р.

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 15 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 10-15 секунд.

От каждой команды приглашаются по 2 человека.

Начинает лидирующая команда.


Правила: на доске 10 табличек, на которых указаны названия разделов:

  • графика

  • лексика

  • фонетика

  • лексикография

  • морфемика

  • словообразование

  • морфология

  • синтаксис

  • стилистика

  • фразеология

В каждом разделе – 3 вопроса данной темы. Начинает – лидирующая команда, далее по очереди.
Вопросы и задания:

Г Р А Ф И К А.

1. Как в русской азбуке называлась эта буква? (карточка с буквой) (како)

2. на основе какого алфавита создана русская азбука? (греческого)

3. В каком году была проведена последняя реформа русского алфавита? (1918)
Л Е К С И К О Г Р А Ф И Я.

1. Кто является создателем самого богатого толкового словаря русского языка на сегодняшний день? (В.И. Даль)

2. как называется словарь, котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (орфоэпический)

3. В.В. Виноградов и Тихонов: какой словарь создали эти ученые? (словообразовательный)


Л Е К С И К А.

1. как называются заимствования из французского языка? (галлицизмы)

2. ЖГУТ листья и наложить ЖГУТ: как называется подобное явление в лексике? (омоформы)

3. К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (жаргонизмы)


С Л О В О О Б Р А З О В А Н И Е.

1. Как называется способ образования слова КВН? (аббревиатура)

2. Слова ЛОМКА и ЛОМКОСТЬ образованы от одной основы? (нет)

3. Каким способом образовано слово БЕЗВЕРИЕ? (прист.-суффиксальным)


Ф О Н Е Т И К А.

1. Проиллюстрируйте примерами следующее чередование согласных Т/Ч/Щ (свет-свеча-освещение)

2. Дайте фонетическую характеристику первого звука в слове СШИТЬ (ш) – согл., тв., н., гл., парн.

3. в каких словах звук (Ж)- тверд., непарн. произносится по орфоэпической норме мягко? (вожжи, дрожжи)


М О Р Ф О Л О Г И Я.

1. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (общий)

2. какими частями речи может быть слово ЛИ? (союз, частица)

3. В предложении ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН слово ОДИН относится к какой части речи? (существительное)


М О Р Ф Е М И К А.

1. Назови те слово с приставкой СУ? (сумрак)

2. Одинаковы ли окончания в словах СИНИЙ и ЛИСИЙ? (нет)

3. Продолжите определение: Основа слова – это… (часть слова без окончания и формобраз. суффикса)


С И Н Т А К С И С.

1. Укажите тип связи в словосочетании ЕГО УБЕЖДЕНИЕ? (примыкание)

2. Дайте характеристику предложения ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ У ПОВОРОТА? (пов., невоскл., ПП., двусост., неполн., распростр., осложн. прилож.)

3. Какой тип сказуемого в следующем предложении: ЕГО ДУША БЫЛА СОГРЕТА УЛЫБКОЙ ДРУГА, ЛАСКОЙ ДЕВ? (СИС)


С Т И Л И С Т И К А.

1. Что такое ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР? (жанр письма)

2. Укажите средство выразительности в предложении ВСЕ ФЛАГИ БУДУТ В ГОСТИ К НАМ? (метонимия)

3. Как называется подобная речевая ошибка: НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР, ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО? (плеоназм)


Ф Р А З Е О Л О Г И Я.

1. Объясните смысл фразеологизма ОТ АЛЬФЫ ДО ОМЕГИ? (от начала до конца)

2. Укажите источник крылатого выражения ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА? (Грибоедов «Горе от ума»)

3. Подберите фразеологизм со значением ЛЬСТИТЬ. (рассыпаться мелким бесом)


К О Н К У Р С К А П И Т А Н О В

Максимальное количество баллов – 10 ( по решению жюри ).

Время выполнения – 15 минут.

Конкурс выездной.

Задание: Охарактеризовать текст, указать средства выразительности.

Раздаются 2 конверта с заданиями. Текст одинаковый.



Возможный вариант текста:
ПОДСВЕЧНИК

Старый Подсвечник, немало поработивший на ниве освещения, никак не может понять новых веяний.

- Конечно, сегодняшние лампочки – светлые головы, - соглашается он. – Но в наше время свечи жили иначе. Они знали свое место, не рвались на потолок, а между тем буквально заплывали жиром.

Ф. Кривин.


Проверка конкурса творческих работ.
П Р А К Т И Ч Е С К И Й Т У Р

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 7 баллов)

Время на выполнение задания – 7 минут.

Задание выполняет все команда.
Раздать конверты с заданиями. Задания одинаковые.
Возможный вариант задания:
1. Расставьте ударения в следующих словах:
ЖАЛЮЗИ КОЛЛЕДЖ КОРЫСТЬ СОГЛЯДАТАЙ
2. Вставьте пропущенные буквы:
ВИ(о)Л(о)НЧЕЛЬ КАК(о)ФОНИЯ ЯРМ(а)РОЧНЫЙ ПР(е)ТЕНЗИЯ
3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «ЛИШНЕЕ» слово:
ТОРФЯНОЙ, ГЛИНЯНЫЙ, СТРЕЛЯНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ
4. Подберите синоним к выделенному слову:
ТОНКАЯ наблюдательность –
5. Образуйте от данного слова нарицательное существительное со значением «житель данного города»:
АРХАНГЕЛЬСК – (архангелогородцы)
6. Расставьте знаки препинания:
Когда я вижу вокруг себя (,) как люди (,) не зная (,) куда девать свободное время (,) изыскивают самые жалкие занятия и развлечения (,) я разыскиваю книгу и говорю внутренне (:) этого одного довольно на целую жизнь. (Ф.М. Достоевский)
7. Восстановите исходную форму цитаты:
ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА – (не зарастет народная тропа)
Верю – не верю…

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 7 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд.

От каждой команды приглашается 1 человек.
Задание: На каждый вопрос ведущего нужно дать ответ ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ.
Вопросы и задания:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО


1. слова СЛАДКИЙ и СОЛЕНЫЙ исторически однокоренные? (да)

2. есть такой суффикс КОМ? (да)

3. слово ЦИВИЛЬ в словаре Даля определяется как ВОРОБЕЙ? (да)

4. наречие – служебная часть речи? (нет)

5. во фразеологизме СТОЯТЬ У КОРМИЛА, КОРМИЛО – это РУЛЬ? (да)

6. КИРИЛЛИЦА – это один из жанров фольклора? (нет)

7. этимология слова СЕРЖАНТ восходит к слову РАБ? (да)
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
1. слова ВРАЧ и ВРАТЬ исторические родственники? (да)

2. союзы могут быть образованы от деепричастий? (да)

3. в словаре Даля ест определение слова ЧЕБУРАШКА? (да)

4. название населенного пункта ЦАРСКОЕ СЕЛО правильно было бы написать так СААРСКОЕ СЕЛО? (да)

5. бывает нулевой корень? (да)

6. во фразеологизме ГОЛ КАК СОКОЛ, СОКОЛ – эта чугунная болванка? (да)

7. ПИЛИГРИМ – прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом? (нет)
прослушать мнение жюри.

награждение победившей команды.