Интеллектуальная игра «Великолепная семерка». - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интеллектуальная игра «Великолепная семерка». - страница №1/1

Интеллектуальная игра «Великолепная семерка».

(для учащихся 10-11 классов).
Цель: знать основные положения теории А.М. Бутлерова и их доказательства, значение теории. Обобщить знания об основных классах органических веществ; уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, составлять схемы, сравнивать, делать выводы.
Домашнее задание:1) придумать название команды (оно должно быть связано с органической химией, защитить это название, придумать девиз и эмблему).

2) придумать и сделать рекламу любому органическому веществу в стихах, в прозе или разыграть.

В команде по 7 человек.

Жюри: учителя химии, биологии, физики.

Оформление класса: плакат о значении углерода, его соединениях, девиз урока; выставить доклады и творческие работы учащихся по органической химии. Магнитофон с записью музыки.
Ход игры:

Слово учителя. Мы с вами изучили многообразие органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли

«царём живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35%. Он же и «основа жизни», и «хлеб растений»: элемент №6, который способен легко соединяться

с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно

от рождения и до глубокой старости.

Начало игры.

Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

Сегодня на нашей игре _______________ команды, претендующие на роль лучшей. Они должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и победить. Жюри ___________________________.



1-ый конкурс «Знакомство» (химический диктант).

Для всех учащихся раздают на парты листки – полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры – их 26 (вопросов). Учащиеся подписывают номер команды и название вещества.































































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19


Цифры – номера вопросов, который читает учитель, когда проводит диктант о различных органических веществах, свойствах, строении, получении, применении.

Ответы оформляются на шкале: если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечается (---), а если нет, то дугой (∩).

Для диктанта дается столько веществ, сколько команды. Например, если 4 команды, то 4 в-ва: бензол, метан, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда вытягивает свое в – во и отвечает на вопросы о нем.

Вопросы:

1.Отвечает общей формуле С nН2n-6.

2.Находит применение в пищевой промышленности.

3.Применяется в качестве топлива.

4.Взаимодействует со щелочами.

5. Не образует изомеров.

6.Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде, со своеобразным запахом.

7. Образуется в процессе фотосинтеза.

8. При нагревании разлагаются на простые вещества.

9. Используются для получения растворителей, волокон, пластмасс.

10.Дает реакцию «серебряного зеркала».

11. Проявляет свойства предельных и непредельных углеводородов.

12. Содержится во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.

13.Синтезируются из простых веществ.

14.Вступает в реакцию замещения с галогенами.

15. Имеет 2 циклических ( оптических)изомера.

16.Отвечает формуле: С 2Н 4О2.

17.Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным или рудничным газом».

18.Отногсится к классу углеводов.

19.Вещество, которое получают в реакции Зелинского.

20.В быту при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.

21. Молекула данного вещества имеет пространственное строение.

22. Вступает в реакцию этерификации.

23. Является главной составной частью природного газа.

24.Вещество, имеющее в своем составе карбоксильную группу.

25.Вступает в реакцию присоединения.

26. Важным свойством данного вещества является брожение.
2 –й конкурс «Счастливый билетик».

1 этап.


Девиз: «На один вопрос – несколько ответов, но мы выбираем один!»

На билетах тестовые задания из книжки Габриеляна «Проверочные и контрольные работы по органической химии».

2 этап.

На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Фаворский, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Шеврель, Марковников.



На билетах написаны уравнения реакций. Ребятам надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция.

3 –й конкурс «Домашнее задание».

Представление команд. Защита названия команд, девиз, предоставить эмблему.
4-й конкурс «Химик- эрудит».

Девиз: «Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе».

Каждая команда вытягивает конверт с заданиями.

Задание 1.

Даны вещества: С 6Н 6, Н2, С 2Н 2, Н 2О, НCl, HNO3, О2.

Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций.


Задание 2.

Даны вещества: С2 Н 6 ,Cl 2, С 2Н 5ОН, СН 3СООН, СО2, Н 2О, Na.


Задание 3.

Даны вещества: С, Н2, СН 3СООН, Cl 2, С 2Н 2, , Н 2О, СО2.


Задание 4.

Даны вещества: С2 Н 4, Н2, С 2Н 5ОН, Н 2О, Na, О2.


5 –й конкурс «Реклама».

Придумать и сделать рекламу для любого органического вещества.


6- й конкурс «Сделай сам».

Девиз: эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви.

Практическое задание по определению органических веществ.

Задание 1. Определить растворы фенола и формальдегида. Записать качественные реакции.

Задание 2.Раствор крахмала и глюкозы.

Задание 3. Раствор глицерина и глюкозы.

Задание 4.Растор уксусной кислоты, этилового спирта.
7 – й конкурс «Химическая эстафета».

Каждая команда получает по жребию задание. Один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее и без ошибок, тем больше получает балл.

Билет 1.Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда алкенов.

Билет 2.Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.

Билет 3.Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда алкинов.

Билет 4.Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда альдегидов.


8-й конкурс «Кто он?»

О каком ученом идет речь? Кто угадает с первой попытки – 10 баллов, со второй – 9 и т.д.

-Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик».

-Учился у крупнейших ученых Н.Н.Зинина, К.К.Клауса.

-Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго - уральской фауны».

-В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата.

-В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии.

-Создал теорию строения органических веществ.

( А.М. Бутлеров).


  • Родился 11 ноября 1833 года в Петербурге.

  • Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В12 лет он превращает свою квартиру в химическую лабораторию.

  • Осенью 1850 года поступает в медико – хирургическую академию

  • Он написал балладу:

Море бурно шумит,

Волны седые катит.

По морю едет пловец,

Молодой и отважный,

Везет он с собой товар,

Дорогой, непродажный.

А ветер и волны на встречу бегут

И пеной холодной пловца обдают.



  • Получил бутан, фторорганическое соединение, проделал 2 работы с бензилом и хлориодоформом.

  • Написал оперу «Князь Игорь».

(Александр Порфирьевич Бородин).
Вопросы викторины.

  1. Что такое «ледяная» уксусная кислота? ( Безводная).

  2. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? (Нитроглицерин).

  3. При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое окрашивание. Почему? (ксантопротеиновая реакция, протеин – белок).

  4. Кто первым научился получать волокно? (паук).

  5. Из чего изготавливают лак для ногтей? (лак – раствор нитроцеллюлозы в органическом растворе)

  6. Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, затем мылом? (при взаимодействии с мылом карбонат кальция переходит в малорастворимые соли жирных кислот, и руки плохо отмываются.)

В конце игры подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.

Новое поколение выбирает команду – победительницу игры «Великолепная семерка».