Интегрированный урок по музыке и изо. 6 класс, 4 четверть По теме: «весна идет» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях» 1 115.66kb.
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема... 1 63.95kb.
Урок№12 изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на... 1 64.28kb.
Интегрированный урок окружающего мира и обж во 2 классе по теме 1 122.02kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Интегрированный урок по литературе, информатике и икт в 11 классе... 1 60.34kb.
Урок музыки в 7-м классе, интегрированный с уроком изо тема урока... 1 44.08kb.
Разработка урока по музыке во 2- ом классе, 4 четверть, 2 урок, на... 1 156.32kb.
Интегрированный урок по окружающему миру и математике по теме 1 74.26kb.
Интегрированный урок (биология, обж) в 8-м классе по теме "Заболевания... 1 163.85kb.
Интегрированный урок английского языка и технологии «Давайте пойдем... 1 54.02kb.
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 1 93.8kb.
- 4 1234.94kb.
Интегрированный урок по музыке и изо. 6 класс, 4 четверть По теме: «весна идет» - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»



Интегрированный урок

по музыке и ИЗО.

6 класс, 4 четверть

По теме: «ВЕСНА ИДЕТ»

20.04.2011г.

Интегрированный открытый урок

по музыке и ИЗО в 6 «Б»классе

подготовила: учитель музыки второй

квалификационной категории

и

учитель ИЗО



Цель:

– создание условий для воспитания чувства любви к родине, ее природе, произведениям искусства;

– развитие внимания, речи, творческого воображения, коммуникативных способностей; художественного вкуса, музыкального слуха, эмоционального отношения к произведениям искусства, образного и логического мышления.

– воспитание бережного, чуткого отношения к природе, к произведениям искусства, художественного вкуса учащихся.


Оборудование для учителя: проектор, презентация учителя «Весна идет», включающая репродукции картин И.И. Левитана «Весна. Большая вода», «Март», И. И. Шишкин «Лес весной» , А. К.Саврасов «Грачи прилетели», « Ранняя весна»и другие весенние образы в произведениях русского искусства XIX- XXI века. Звукозаписи пьес П. И. Чайковского «Март», «Апрель. Подснежник», «Май», песни «Весна идет» И. Дунаевского, романса «Весенние воды» С. Рахманинова, звуки природы.

Оборудование для учащихся: тетрадь по музыке, акварельные краски, альбом.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок рисования и музыки одновременно. Тема урока «Весна идет». Запишите в тетрадь тему урока.



2. Проверка готовности к уроку
II.Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка) .



Учитель музыки:

Весна! Одно из лучших времен года! Весна! Символ новой жизни!

Удивительно передана красота весеннего пейзажа в живописи, музыке и поэзии. Весенний пейзаж как нельзя лучше передают всю гамму чувств, присущих особенностям весеннего настроения.

Каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись – красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.

Изображая природу, мастера никогда не копировали ее. Образы природы на картинах, в стихах или в музыке вызывали разные чувства, переживания. Природа в искусстве представлена такой, какой ее видит человек.

И сейчас мы с вами послушаем песню «Весна идет» из кинофильма «Весна» (музыка И. Дунаевского, слова М. Вольпина).



Просмотр клипа «Весна идет» в исполнении группы Непоседы и Дмитрия Маликова.



  1. Повторение изученного материала.


Учитель ИЗО.

Ребята, давайте вспомним, что вам известно о пейзаже?



  • Ученики: пейзаж (фр. paysage, от pays — страна, местность) — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

 

  • В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

Ребята, мы с вами отправляемся в картинную галерею художников 19-21 веков «Весенний пейзаж» и более подробно остановимся на весенних месяцах, так как каждый имеет свое лицо и характерные приметы.

(Звучит музыка.)

Март- первый весенний месяц, самое начало пробуждения природы от долгого сна. Начинают темнеть и таять сугробы. Солнце поднимается выше, а морозы становятся меньше. Мартовская капель с крыш. Март- это «весна света».

(Звучит музыка.)

В апреле все уже по-другому. Апрель - это радость пробуждения первых весенних цветов и радостный свет теплого весеннего солнца и щебетанье птиц. Апрель- это “весна воды”

(Звучит музыка.)

В мае весна уже в силе. Майская зелень яркая и праздничная. Природу в мае переполняют силы. Деревья одеваются в листву, расцветают вишни, это белый цвет яблонь и буйство сирени. Май это настоящий весенний дождь, радуга и пение птиц. Весна в мае, не такая слабая как в марте, и не такая нежная как в апреле, весна в мае сильная, мощная и ласковая. Май- это “весна зеленой травы”.

- Ребята, что тронуло или поразило вас в представленных картинах?

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользовались мастера, создавая весенние образы?

IV. Изучение нового материала.

(Исследовательская группа учащихся)



1. Исаак Ильич Левитан (1860—1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.
Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

2. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес и цветущее поле: «Это совсем так, как на картине Левитана».

Учитель.3. Беседа по картине И.И. Левитан «Весна. Большая вода»

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина Левитана "Весна. Большая вода".
-Какие признаки говорят, что это весна? (Светит солнце, тает снег, много света и воды кругом). На картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг.

- Какой месяц весны на нем изображен? (В апреле на водоемах тает лед, кругом разливается вода). Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

-Какими цветами воспользовался художник, для передачи весеннего настроения? (Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые)

- Какое настроение они создают у зрителя? (Радостное, весеннее). Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет.

- Какие оттенки цвета присутствуют у воды и у неба?

(Они полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого). 

Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»- выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.

- Какие чувства вызывает у вас представленная картина?

Полотно очень гармонично и притягательно, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.



V. Беседа «Образы природы в музыке». (Исследовательская группа учащихся)

1. Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1 апреля (20 марта) 1873 усадьба Семёново Старорусского уезда — 28 марта 1943(69 лет) Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — русский композитор, пианист и дирижёр.
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Рахманиновым написано около 80 романсов.



2.Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Эпические, жанрово-бытовые, комедийные или характеристические образы у него почти не встречаются.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» (сл.Ф. А. Тютчева).

3. Послушайте стихотворение.

Ученик:


ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Музыка Сергея Рахманинова
Слова Федора Тютчева
Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный берег,

Бегут и блещут и гласят.


Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед.


Весна идет! Весна идет!»

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.


1830, слова

1896, музыка

Учитель: А теперь послушайте романс в женском исполнении.
VI. Слушание и анализ романса «Весенние воды» С.В. Рахманинова.

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.



  1. Романс «Весенние воды» С.В. Рахманиноваэто музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая концертирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, - воссоздает атмосферу весны, рождая образ пенящихся весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

  2. Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Такое разнообразие, переливчатость тональных красок имеет не только большое пейзажно-колористическое значение, но и обогащает лирико-психологическое содержание романса, придавая музыке особую одухотворенность и выразительность.Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.



  1. Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями). Это вторая чисто инструментальная кульминация. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!".

VII. Работа в таблице «композитор- художник».

Сравни средства художественной выразительности музыки и живописи:
Таблица №3

«Весенние воды»

С.В. Рахманинова

«Весна. Большая вода»

И. И. Левитан

Мелодия



Линия

Лад



Колорит

Ритм



Ритм

Тембр



Цвет

Форма



Композиция


VIII. Физкультминутка.

1.Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
IX. Беседа по учебному пейзажу-таблице Николая Петровича Крымова «Цветовые изменения пейзажа в зависимости от освещения»

Учитель ИЗО.

Николай Петрович Крымов был самобытным пейзажистом. Его постоянно волновала мысль, как научиться правильно видеть не только цвет, но и тон.

За долгие годы работы над пейзажами художник заметил, что в природе в сумеречный день все освещенные предметы светлее, чем в пасмурный день; в комнате темнее, чем под открытым небом; в лесу темнее, чем в поле, и так далее. Желая зрительно воплотить то, о чем он долго размышлял, Н. П. Крымов создал учебный пейзаж-таблицу, которую назвал «Цветовые изменения пейзажа по тону и цвету в разное время суток». Было это в 1934 году. Увидевшие ее художники были поражены, рассматривая один и тот же пейзаж, повторяющийся 9 раз, в разное время дня и ночи.

Мотив очень скромен: белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна, заросшая травой, а вдали виднеется лес. Но этот пейзаж художником повторялся при ярком солнце, в серый день и на закате, поздним вечером и в лунную ночь. Эта работа наглядно показывала изменение цвета и тона в зависимости от времени дня и состояния погоды. Для многих художников было откровением, что окно, написанное в безлунную ночь темнокоричневой краской, ярко светилось на фоне темной зелени, стен дома и земли.


Николай Петрович Крымов в своей замечательной таблице обобщил не только свои наблюдения, но и творческий опыт художников предыдущих поколений.

Обсуждение по вопросам:

- Что вы можете сказать о колорите каждого из девяти представленных в таблице пейзажей?

-Что дает начинающим художникам обращение к этой таблице?

-Как меняется цвет, тон в каждом из девяти рисунков?

-Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу Н. П. Крымова?

X. Практическая работа.

Выполнить рисунок весеннего пейзажа в одном из состояний природы: дождь, ветер, туман, яркое солнце или пасмурный день.( Работа акварелью, в технике аля-прима). Придумайте название своему рисунку. Напишите название песни которая созвучна твоему рисунку.



Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

XI. Разучивание песни «Апрель» композитора и автора слов

А. Ермолова.

  1. Вводная беседа.

Учитель музыки.

«Александр учился в простой, обыкновенной музыкальной школе, которая находится в поселке "Заречье" Одинцовского района Московской области по классу фортепиано.

Затем поступил в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, которое закончил по двум специальностям: теория музыки и фортепиано. Поступил на композиторский факультет Московской консерватории, которую окончил не так давно в классе профессора А. А. Николаева.

С декабря 2007 года - член Союза Композиторов России.

Основное внимание в своем творчестве уделяет песне. Песен написано более 100 штук, концерт для фортепиано с оркестром, две сонаты для фортепиано, два струнных квартета, различные камерно-инструментальные сочинения, романсы, пьесы для фортепиано и др. На текст известного писателя-сатирика Вадима Дабужского написал детскую сказку-мюзикл "Волк и семеро козлят".

Сотрудничает с замечательными поэтами. Среди них: Вадим Борисов, Анна Бочковская, известный писатель-сатирик Вадим Дабужский, один из лучших переводчиков России Михаил Загот, Наталья Мартишина, Анна Гулевская, Игорь Кохановский, Виктория Кузьмина, Евгений Мартишин и другие.

Некоторые песни написаны на стихи поэтов-классиков. Среди них: Цветаева, Блок, Пастернак, Гумилев.

Все свои песни пишет прежде всего для себя и всегда исполняет их сам на концертах.

Кроме того, постоянно сотрудничает с замечательным детским коллективом, театром-студией детской песни "Ладушки", который живет и работает в городе Одинцово Московской области (руководитель – Диана Миниханова).

Первый мой диск "Праздник" в сотрудничестве с театром-студией детской песни "Ладушки" вышел в 2000 году. А сейчас мы с вами разучим песню «Апрель».


Апрель

1.

Спешит прохладная заря



Листки сорвать с календаря,

И долгожданная весна

Природу будит ото сна,

И песню света дотемна

Поёт она.

Большой реки неспешный бег

Уносит вдаль последний снег.

Прозрачных капель хоровод

Несёт дождя водоворот,

Весна танцует и поёт,

Апрель идёт.
Припев:

Радостный и звенящий,

Ласковый и манящий,

Солнечный и блестящий,

Добрый и настоящий,

Свет неземной струится,

Всем озаряя лица,

Тихо звенит хрустальная капель, -

Это в гости к нам спешит апрель!

2.

Весны прохлада за стеклом



Внезапно сменится теплом,

Веселья радостный поток

Тоску прогонит за порог

В минуты грусти и тревог

В короткий срок.

И наполняют наши сны

Уже мелодии весны,

На струнах лиры нежно Лель

Выводит ласковую трель,

Вдали поющая свирель

Зовёт апрель…


  1. Показ и разучивание песни.

XII. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

А сейчас мы организуем выставку ваших работ.



2.Оценивание работ учащихся.

Посмотрев на ваши рисунки можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах. Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.



  1. Заключительное слово.

Сегодня, на нашем уроке мы соприкоснулись с творчеством выдающихся представителей музыки и живописи XIX – XXI веков. На примере их произведений мы убедились в том, что образы русской природы неразрывно связаны с образом родины. Создавая эти образы, мастера используют выразительные средства, характерные для каждого вида искусства.

Домашнее задание.

- Ребята, записываем домашнее задание. Пользуясь таблицами №1, №2 заполните таблицу №3