Интегрированный урок по искусству «картинки с выставки» 2 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок М. П. Мусоргский В. А. Гартман «Картинки с выставки» 1 186.92kb.
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» 1 94.04kb.
М. П. Мусоргский картинки с выставки ( старый замок) 1 47.04kb.
Разработка урока по музыке во 2- ом классе, 4 четверть, 2 урок, на... 1 156.32kb.
«Мастера Сибири» (или «Картинки с выставки») 1 13.33kb.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11... 1 146.16kb.
Интегрированный урок изобразительного искусства по курсу С. 1 85.8kb.
Интегрированный урок географии и музыки (7 класс) «Австрия центр... 1 269.47kb.
Разработка урока по музыке в 4-м классе на тему "М. П. Мусоргский. 1 49.94kb.
Информация об участии делегации Ставропольского края в Чемпионате... 1 17.13kb.
Интегрированный урок литературного чтения, опк и краеведения Тема... 1 63.95kb.
Конкурс арт-проектов «Вернисаж созвучий» проводится для учащихся... 1 68.76kb.
- 4 1234.94kb.
Интегрированный урок по искусству «картинки с выставки» 2 класс - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 г. Приволжска

Интегрированный урок по искусству

«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

2 класс

Разработали и провели:

Архипова Анна Сергеевна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории,

Добрина Елена Вадимовна,

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории

2013



Цель: Показать музыкальную живопись и живописную музыку через художественные и музыкальные образы.
Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить с произведениями М.П. Мусоргского и В.А. Гартмана



Развивающая:

1. Способствовать расширению знаний при восприятии музыкальных и художественных произведений и формированию умений успешного выполнения творческого задания на основе межпредметных связей.

2. Содействовать развитию эстетического восприятие и вкуса, чувство ритма, цвета, художественного образа, воображения, фантазии, творческих способностей и формированию навыков оценивания собственной деятельности.

3. Дальнейшее формирование интереса к предметам, привитие любви к творчеству.


Воспитательная:

1. Прививать интерес и любовь к музыкальному искусству, воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость.


Музыкальный материал: «Прогулка», «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки», «Живет на свете красота» Ю. Антонов
Изобразительный ряд: рисунки детей, работы В.А. Гартмана, выставка, плакат – ЛОСТ в текущем оценивании

Видео материал: презентация, фрагмент м/фильма «Картинки с выставки»

Оборудование: ПК, фортепиано, видео и аудио записи, краски, кисти, клей, скотч

Ход урока

Вход:

(звучит «Прогулка» М.П. Мусоргского -1.08)

Учитель музыки: Здравствуйте, дети! Музыка какого композитора приветствовала вас?


Дети: Музыка М.П. Мусоргского из «Картинок с выставки» - «Прогулка»

(Слайд 1 – портрет М.П.Мусоргского)



(у доски развешаны картины в рамках с изображением Бабы- Яги, избушки на курьих ножках, ворота, цыплята)

Учитель музыки: Где мы смогли оказаться благодаря этому произведению?

Дети: На выставке, в картинной галерее.

Учитель музыки: то из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: о картинах и музыке

Учитель музыки: Верно! Речь пойдет о живописной музыке и музыкальной живописи. Послушайте музыкальное произведение. Какое художественное произведение соотносится с вашими впечатлениями от прослушанного произведения?

(слушают «Богатырские ворота» М.П. Мусоргского – 4.53)

Учитель музыки: С какой художественной работой вы бы соотнесли музыкальное произведение и почему? Какое название можно дать произведению?

Дети: Музыка звучит торжественно, величественно, слышны перезвоны колоколов, богатырская сила (дают варианты своих названий)

(Разучивание и исполнение темы «Богатырских ворот», исполнение на воображаемом фортепиано – пластическое интонирование)

Учитель музыки: Послушайте второе произведение и соотнесите с художественным и объясните, почему сделали такой выбор?


(слушают «Балет невылупившихся птенцов» - 1.13)
Дети: танцевальное произведение, легкое, смешное

( показывают танцевальный характер, используя пальчики, выбирают картину и объясняют свой выбор)

Учитель музыки: Дети, какому герою будет посвящено следующее произведение?

(смотрят на выставку и называют Бабу-Ягу)

Учитель музыки: Представьте, что именно вам, как композиторам, поручили написать музыкальное произведение об этом сказочном персонаже. Какую бы вы создали пьесу?

Дети: Страшную, грозную, злую.

Учитель музыки: Давайте послушаем, какое произведение получилось у М.П. Мусоргского? Похожи ли наши произведения?
(Слушание «Избушки на курьих ножках»)
(Отмечают то громкие аккорды, то паузы)

Учитель ИЗО: А знаете ли вы, что свои произведения М.П. Мусоргский написал под впечатлением посещенной выставки своего друга, архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана?

( Слайд 2 – портрет В. Гартмана)

Учитель ИЗО: Хотели бы вы увидеть картины, которые вдохновили композитора? Для этого нам понадобятся реставраторы. Давайте вспомним, кто такой реставратор?

(Дети рассказывают о работе реставраторов)

Учитель ИЗО: А сейчас каждый из вас побывает реставратором и выполнит работу в группах (игра «Реставраторы»). Ваша задача – воссоздать художественные произведения В. Гартмана и ответить на вопросы:

а) Назовите музыкальное произведение, которое вы увидели в своей работе?

б) Отличается ли образ рисунков художника от музыкальных образов? Чем ?

(дети объясняют, сравнивают – 3 минуты)

Учитель музыки: Посмотрите на доску и назовите по нотной записи, где какое произведение?

(выполняют задание)

Учитель музыки: Композитор М.П. Мусоргский иллюстрировал рисунки В. Гартмана или «нарисовал» свои, совершенно иные образы?

Дети: Свои неповторимые образы

Учитель ИЗО: Сейчас я попрошу вас показать в своих работах настроение, которое создает в своих пьесах М.П. Мусоргский (Физ. минутка) А для этого выполните задание, которое находится не справа от вашей парты и не слева, не сверху и не на парте, а где? Найдите.

Вам надо создать настроение по произведениям, используя материал из конверта и краски и выполнить работу в парах.

Давайте послушаем музыку, пофантазируем и приступим к выполнению работы. Удачи вам.

(Звучат произведения из цикла «Картинки с выставки». Учащиеся выполняют работу под музыку. Учитель оказывает помощь тем, кто испытывает затруднение)

Учитель ИЗО: Сейчас в искусстве присуждают различные номинации. Вот и мы с вами сегодня оценим работы по номинациям ( дети оценивают свою работу сами и размещают ее на выставке в указанных номинациях:

- яркость;

- оригинальность;

- композиция;

- аккуратность;

- выразительность

- приз зрительских симпатий.



Учитель музыки: Вы успешно справились с заданием. Ваши работы отражают настроение, передаваемое произведениями Мусоргского.

Рефлексия.

Что вы можете сказать о композиторе и художнике?

Дети:

Это творческие люди, которые любят жизнь, умеют сами видеть красоту и передают ее зрителям и слушателям.



Делают наш мир ярче, красочнее.

Знакомят нас с живописными и музыкальными образами.

Учитель музыки: Какое произведение о красоте на ваш взгляд было бы логичным завершением нашей встречи?

Дети: Песня «Живет на свете красота» Ю. Антонова

(исполнение)

Учитель музыки: Обратите внимание на это дерево, которое на уроке своим творчеством мы с вами взращивали. Пять пока еще голых веточек сейчас распустят свои листочки желтые (если вы на уроке что – то недопоняли) или зеленые (если все было понятно и все получилось).

(учитель зачитывает надписи на веточках - дети прикрепляют листочки определенного цвета со своей фамилией – формирующее оценивание, которое дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях обучающихся и в короткий срок их ликвидировать)

Учитель музыки: Спасибо всем за ваше творчество и старание на уроке.

Учитель ИЗО: Вы справились со всеми заданиями и поэтому оценка «отлично» по ИЗО.

Учитель музыки: и по музыке

Выход: «Прогулка» М.П. Мусоргского

Литература:

Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн.1/ Сост и науч. ред. Л.В. Горюнова.-М., 1991.

Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки.-М., 2000.

Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль.-М.: Глобус , 2007.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. –М.: Глобус, 2008.

Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке?-3-е изд.испр.-М., 1989.

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. Книжка о музыке.-3-е изд.-М., 1976.

Мелик – Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования. «Искусство». – М., 2007.

Спутник учителя музыки/ Сост. Т.В. Челышева. –М., 1993.

Пояснительная записка



Интегрированный урок по искусству «Картинки с выставки» для 2 класса из раздела «В концертном зале» (УМК «Музыка». Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 1 час в неделю, 35 часов в год)

Характеристика класса

В классе 25 человек. Способности обучающихся хорошие, 2/3 – хорошисты. 5 человек получают дополнительное образование в ДМШ (Детской музыкальной школе), 3 детей – в хореографической студии. Есть и слабые ученики, но на уроках искусства их не увидишь, так как все дети являются успешными. Занятия идут с 1 класса, поэтому отношения с детьми доверительные, доброжелательные.



Цель: Показать музыкальную живопись и живописную музыку через художественные и музыкальные образы.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить с произведениями М.П. Мусоргского и В.А. Гартмана



Развивающая:

1. Способствовать расширению знаний при восприятии музыкальных и художественных произведений и формированию умений успешного выполнения творческого задания на основе межпредметных связей.

2. Содействовать развитию эстетического восприятие и вкуса, чувство ритма, цвета, художественного образа, воображения, фантазии, творческих способностей и формированию навыков оценивания собственной деятельности.

3. Дальнейшее формирование интереса к предметам, привитие любви к творчеству.



Воспитательная:

1. Прививать интерес и любовь к музыкальному искусству, воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость.



Музыкальный материал: «Прогулка», «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки», «Живет на свете красота» Ю. Антонов

Изобразительный ряд: рисунки детей, работы В.А. Гартмана, выставка, плакат – ЛОСТ в текущем оценивании

Видео материал: презентация, фрагмент м/фильма «Картинки с выставки»

Оборудование: ПК, фортепиано, видео и аудио записи, краски, кисти, клей, скотч.

Форма: урок - исследование

Методы и приемы:

Словесный (беседа, загадки)

Наглядный (презентация, фрагмент мультфильма, ЛОСТ, создание вида картинной галереи, работы детей и В. Гартмана)

Практический (слушание, исполнение, рисование, музыкально – ритмические движения, пластическое интонирование, дирижирование)

Наблюдение за музыкой

Размышление о музыке, живописи

Метод бывания в авторской позиции (композитор, художник)

Метод проблемных ситуаций

Метод эмоциональной драматургии

Принципы:

Диалогичности

Образности

Целостности



Подходы:

Межпредметные связи (музыка, живопись, литература)

Гуманно – личностный подход (по Амонашвили)

Валеологический (физкультминутки для глаз, опорно – двигательного аппарата, смена видов деятельности))



Классификационная характеристика:

По уровню применения: общепедагогический.

По основному фактору развития: психогенный.

По характеру содержания: гуманитарный.

По категории обучающихся: массовый.

По концепции усвоения: ассоциативно – рефлекторно – развивающий.

По подходу к ребенку: гуманно – личностный.

Этапы урока

1 этап

Мотивация учащихся с помощью создания обстановки картинной галереи и знакомой пьесы М.П. Мусоргского «Прогулка».

Дети формулируют тему урока.

Слушание произведений М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках». (Разучивание мелодий с использованием дирижирования, пластического интонирования, проигрывания мелодии на фортепиано, запоминание с голоса учителя)

Сопоставление музыкальных произведений с художественными, размещенными в «картинной галерее».

2 этап

Физкультминутка.

Работа реставраторов по воссозданию картин В.А. Гартмана.

Сравнение полотен В. Гартмана с музыкальными зарисовками М.Мусоргского.



3 этап

Создание своих художественных образов к произведениям М.П. Мусоргского.

Выставка рисунков учащихся по номинациям (распределяют сами обучающиеся).

Сопоставление своих работ с произведениями В.Гартмана.

Физкультминутка.

Рефлексия. Выводы.

Заполнение листа достижений (формирующее оценивание), где прослеживается понимание, воспроизведение изученного материала, умение анализировать и синтезировать полученные знания. (Лист достижений в форме дерева, с ветвями – уровнями усвоения и понимания, который дети осыпают листочками разных цветов со своими фамилиями. Это дает учителю возможность увидеть на каком этапе и в чем у ребенка трудности для скорейшего исправления ситуации и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.).

РЕЦЕНЗИЯ


на интегрированный урок во 2 классе по теме «Картинки с выставки»
Урок искусства «Картинки с выставки» из раздела «В концертном зале» проведен учителем ИЗО Добриной Еленой Вадимовной (первая квалификационная категория) и учителем музыки Архиповой Анной Сергеевной (высшая квалификационная категория) в рамках областного семинара по формирующему оцениванию.

На уроке учителями достигнута цель и выполнены поставленные задачи: детей познакомили с произведениями М.П. Мусоргского и В.А. Гартмана; расширяли знания при восприятии музыкальных и художественных произведений и формировали умения успешного выполнения творческого задания на основе межпредметных связей; содействовали развитию эстетического восприятия и вкуса, чувства ритма, цвета, художественного образа, воображения, фантазии, творческих способностей и формированию навыков оценивания собственной деятельности; формировали интерес к предметам, прививали любовь к творчеству.

На занятии поощрялась мыслительная и практическая деятельность учащихся, самостоятельность их суждений. Добрина Е.В. и Архипова А.С. обращались к жизненным ассоциациям, жизненному опыту, детской интуиции. Весь материал урока, приемы и методы были направлены на облагораживание души и сердца ребенка, развитие и становление творческого потенциала учащихся. Педагоги учитывали особенности детей, проявляли заинтересованность их судьбой.

Высокий темп урока, разнообразие форм деятельности позволили провести урок на высоком эмоциональном подъеме.

Использование текущего оценивания на уроке искусства показало систематическую и продуктивную работу по формирующему оцениванию, направленную на развитие успешного обучающегося.

Урок получил высокую оценку коллег.



Заместитель директора по УВР МКОУ сош №6 г. Приволжска Зайцева И. И.