Интегрированный урок М. П. Мусоргский В. А. Гартман «Картинки с выставки» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интегрированный урок М. П. Мусоргский В. А. Гартман «Картинки с выставки» - страница №1/1





МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»

Открытый

интегрированный урок
М.П. Мусоргский

В.А. Гартман

«Картинки с выставки»
(МУЗЫКА – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Разработали и провели:

учитель музыки

Маракулина О.Е.

учитель ИЗО

Пак Н.М.
г. Ахтубинск – 2012 год

Цель урока:

знакомство с творчеством В.А. Гартмана и

знакомство с сюитой «Картинки с выставки»

М.П. Мусоргского


Задача урока:

1) выявить связи между музыкальным и изобразительным искусствами, используя творчество М.П. Мусоргского и

В.А. Гартмана.

2) развивать образное и музыкальное мышление учащихся, их творческие способности.

3) воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников.
Музыкальный материал:

1) пьесы из сюиты «Картинки с выставки»;

2) мультипликационный фильм

«Картинки с выставки»


Оборудование:

мультимедийное оборудование

компьютер - презентация с использованием слайдов;

магнитофон - для прослушивания музыки;

фортепиано - муз. сопровождение

эскизы к пьесе «Баба Яга»

репродукции картин В.А. Гартмана,

В.М.Васнецова, Рафаэля Санти



Учитель музыки: Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки - 9 сестер, 9 дочерей владыки богов Зевса. Их звали музами. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастальского ручья, музы одаривали ею избранных, и те люди, изведав этой живительной влаги, становились художниками и поэтами, танцорами и музыкантами.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки кифары. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа как зачарованная внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей. Так поэтично рассказывалось в античной мифологии о божественном происхождении искусства, о дружбе муз. Мифы сродни сказкам, но тогда в них верили всерьез. Со временем люди стали задумываться, что же такое искусство? Каково его происхождение и роль в жизни человека. Размышляя над этим, пришли к выводу, что все искусства рождены жизнью. Она, как единый источник, питает и писателя, и композитора, и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными видами искусства, хотя каждое из них по-разному воздействует на нас.



Слайд 1 (титульный лист)

Учитель ИЗО: Сегодня мы поговорим о взаимодействии музыки и живописи, ведь живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. В этом нас убеждают высказывания великих людей.

Учитель музыки: Слайд 2 «Музыка посылает нам здоровье, а цвет залечивает раны..., поэтому говорю - счастливы понявшие звук и цвет». (художник и философ Н. Рерих)

Учитель ИЗО: Слайд 3 «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти. Илья Ефимович Репин говорил: Слайд 4 «Без музыки я не смыслю жизни». Он отмечал, что красочный колорит картин звучит как дивная музыка оркестра.

Учитель музыки: И изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман считал, что для композитора изучать рафаэлевские картины так же полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта. Вместе с красками на полотно проникают звуки, помогая творить… Послушаем???

(исполняется песня «Картины старых мастеров»)

Слайд 5 Сегодня мы на уроке обратимся к творчеству великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, к его сюите «Картинки с выставки».

[?] Вам известно имя этого великого композитора?

Какие произведения он сочинил?

Давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока

М.П. Мусоргский

В.А. Гартман

«Картинки с выставки»



Учитель музыки: А кто такие М.П.Мусоргский и В.А.Гартман и что это за работы, вдохновившие композитора на создание музыкального цикла? Судя по названию «Картинки с выставки», как вы думаете, чему посвящено это произведение Мусоргского.

Небольшие доклады

ДАШКОВА ЛИЗА : Июнь 1874 года в трудной жизни Модеста П. М. был редким островком радости и полного упоения в творчестве. Именно в это время 35-­летний композитор создал уникальное произведение в мировой музыкальной литературе - сюиту «Картинки с выставки», которую по яркости и живости красок можно смело назвать музыкально-картинной галереей. Идея создания этой сюиты у композитора возникла после посещения им выставки произведений его друга В.А. Гартмана.

Учитель ИЗО: Слайд 6

Если имя Мусоргского вам было уже знакомо, то имя Гартмана, скорее всего, вы слышите впервые. Давайте познакомимся с ним поближе.


КАШИРИНА НАТАША: Виктор Александрович Гартман вошел в историю искусства как один из основоположников русского стиля в архитектуре: в декор он вводил мотивы национальных орнаментов, узоры из народных вышивок, из деревянной резьбы. В конце 1870г. Гартман впервые встретился с Мусоргским. Гартман был человеком жизнерадостным, легким в общении. С Мусоргским их связывала теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому весть о скоропостижной смерти друга потрясла Модеста Петровича до глубины души. После смерти Гартмана, известный искусствовед, музыкальный и художественный критик Стасов начал организовывать посмертную выставку художника. В академии искусств, в 1874 году, было выставлено почти все, что создал Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты, наброски театральных декораций и костюмов, а также эскизы оформлений предметов быта: часов, игрушек и т.д.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ФИШЕР ДАЛИДА (8 - 12 слайды)

Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке, и работа закипела.

Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу Гартману и дал ей название «Картинки с выставки»

Учитель ИЗО: Конечно, очень любопытно сравнить «музыкальные картинки» Мусоргского с оригиналами Гартмана, но, к сожалению, сохранились далеко не все работы художника, ведь на выставке шла распродажа и лучшие работы были куплены. Местонахождение большинства из них неизвестно. Но Мусоргский то видел все!

Давайте и мы с вами попробуем мысленно оказаться в залах Академии художеств и в сопровождении музыки Мусоргского совершить прогулку по выставке Гартмана. Остановимся мы лишь у некоторых работ художника. И начнем с тех, которые не сохранились. Но музыка Мусоргского поможет нам воссоздать в нашем воображении цветовую гамму, колорит невидимого произведения.



Учитель музыки: Слайд13 (звучит «Прогулка»)

Открывает сюиту музыка, очень похожая на русский распев. Она называется «Прогулка». В ней композитор, по его признанию, создал свой музыкальный автопортрет, изобразил себя самого, гуляющего по выставке. Прогулка (звучит «Прогулка») сопровождает нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами сюиты.



Учитель ИЗО: Слайд14 А мы, ребята, подходим к картине, которая не сохранилась и называлась она «Старый замок». Послушаем, что нарисует ваше воображение.

(слушаем «Старый замок»)

[?] Что же вы увидели?

Какие образы рождало ваше воображение (время суток, погода)?

Как вы думаете, а какие цвета преобладали в этой работе?

А кто-нибудь услышал из вас песню печальную, лиричную? Стасов писал, что на работе Гартмана у стен замка был изображен трубадур. Я бы его изобразила как светлый лиловый лучик, пробивающийся сквозь мрачные тучи и стены замка.

Техника? (работа по сырой бумаге, когда краски сами плавно растекаются по бумаге, сливаясь в красивые сочетания)
Учитель музыки: [?]:А каким музыкальными средствами Мусоргский нарисовал эту картинку? (минорный лад, плавное движение мелодии, неторопливый темп, тихое звучание)

Учитель ИЗО: Слайд15

И вот одно из них, пока мы с вами ходили по нашей виртуальной выставке мы немного устали, так давайте же разомнемся…



ЧИТАЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ…

Ну а теперь давайте подойдем к тем работам, которые сохранились. И здесь нас ждут чудесные превращения.



Учитель музыки: Слайд16

Балет невылупившихся птенцов (Звучит музыка)



Учитель ИЗО: Слайд17

Гартман сделал рисунок-эскиз бронзовых настольных часов, украшенных разноцветной эмалью. Часы изображают изящную аккуратную избушку на курьих ножках, и эти курьи ножки единственная деталь, напоминающая нам о Бабе Яге. Но этот персонаж русский сказок лишний раз подчеркивал элементы декора, сделанных в русском стиле - резьба, вышивка. Правда, очень красиво? Глядя на этот теремок, кажется, что здесь должна жить как минимум Василиса Прекрасная. Но мы то знаем проделки Бабы-Яги. Стоит нам сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом», как мы увидим истинное лицо этого домика и его владелицы.



Учитель музыки: Волшебные слова, а точнее звуки Мусоргского, изменили эту картину до неузнаваемости - домик стал обитаемым. Композитор так ярко представил себе домик колдуньи, что появился в ее костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остреньком подбородке, страшные глаза на размазанном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Что-то подобное вы услышите и в музыке Мусоргского.

Слайд18

М У Л Ь Т Ф И Л Ь М

Учитель ИЗО:

[?] Давайте «обрисуем» словесно эту картину. Что же вы увидели, представили?

[?] Согласны ли вы с образом композитора?

[?] Какие цвета, время суток?
Учитель музыки: [?] А каким образом Мусоргскому удалось создать такую яркую живописную картину?
Учитель ИЗО: Давайте попробуем нарисовать свою картинку. На дом на прошлом уроке, вам было дано задание, сделать иллюстрации к сказкам, где встречается Баба-Яга. Вам были поставлены три основных цели, которые вы должны были соблюсти при рисовании наброска.

- 1 определиться с переднем планом (Баба-Яга)

- 2 с среднем планом (избушку на курьих ножках , ступу или котёл с зельем и т.д.)

- 3 заднем планом (основным фоном),(дремучий сказочный лес, небо, болото и т.д)



[?] Вы выполнили домашнее задание?

Наша основная задача передать цветовую гамму, определенный колорит.

Не забывайте, что задний план, а значит, не очень ярко, без особых деталей.

Избушка - средний план - ее можно прорисовать. И на переднем плане, в деталях,- Бабу-Ягу.



Слайд19 А вот какая Баба-Яга получилась у известного русского художника ­иллюстратора русских народных сказок И.Я. Билибина. Мусоргский был любимым композитором художника. Наверное, и «Картинки с выставки» он слушал не раз.

[?] Правда, что эта Баба-Яга больше созвучна музыке Мусоргского, чем работа Гартмана?

Что бы вам было легче, я подобрала вам несколько рисунков Бабы-Яги, посмотрите, как разные художники представили себе и нарисовали свой образ Бабы-Яги.

Давайте определим основную цветовую гамму, чтобы не нарушать колорит работы. (темно-зеленые, коричневые, синие)

Но это не значит, что для деталей не нужно использовать другие цвета ­красные, желтые… Итак, слушаем и рисуем ...



(звучит Баба-Яга) (просмотр слайдов 20 - 29)

Учитель музыки: Слайд30

И завершает сюиту «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота». Между «Бабой-Ягой» и «Богатырскими воротами» у Мусоргского нет связующей пьесы «Прогулки». Пьесы идут одна за другой сразу, без всякой паузы. Как вы думаете, почему?

Давайте послушаем фрагмент из этой пьесы.

[?] Какая музыка по характеру? (торжественная, величественная, мощная)

Учитель ИЗО: Каких богатырей рисует ваше воображение? Может быть знаете картину какого-нибудь художника, которая своими образами была бы созвучна этой музыке?

Слайд31 (Васнецов «Богатыри» - показ слайда)

Да, именно такие богатыри могли въезжать в «Богатырскими ворота» Мусоргского»



Заключение: Итак, ребята, наше путешествие по выставке завершается, вам оно понравилась?

Учитель музыки: Сейчас редко кто вспоминает о рисунках и эскизах Гартмана. Они редко выставляются, а «Картинки с выставки» Мусоргского звучат во всем мире в исполнении лучших музыкантов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самое яркое из них известного французского композитора М. Равеля.
А теперь, давайте откроем тетради и запишем

Слайд32
Ребята, давайте подведем итоги.

[?] Какие «картинки с выставки» вы запомнили?



(«Прогулка», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»)
Учитель ИЗО: Музыка Мусоргского действительно необыкновенно красочна, живописна! С ее помощью можно погрузиться в мир своих фантазий, грез и, конечно же, сказок!
Слайд33 Хорошая музыка - это маленькое чудо, и мы к нему прикоснулись. Хорошая картина - это тоже маленькое чудо, и мы сегодня его сотворили.

Предлагаю закончить урок Экспресс-выставкой ваших работ.


(Творческие работы учащихся)


Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные. За работу я всем ставлю оценку «отлично».

Спасибо за урок.