«Иноверческие храмы Невского проспекта» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Иноверческие храмы Невского проспекта» - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012/13) учебный год

ГБОУ СОШ № 548 Красносельского района Санкт-Петербурга

Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности

Разработка учебной экскурсии по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

Тема: «Иноверческие храмы Невского проспекта»

Автор: Василенко Татьяна Константиновна, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга



Учебная экскурсия «Иноверческие храмы Невского проспекта»

Программа «Петербург – город-музей» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», автор Л.К. Ермолаева

6 класс. Тема 9: «Наследие Европы и наследие нашего края»

Возможно использование в теме «Особенности состава населения Петербурга».



Цель экскурсии:

Знакомство с храмами различных религиозных конфессий в пространстве города.



Задачи:

Осознание толерантного отношения к иностранцам, иноверцам в Петербурге

Рассмотреть черты архитектурных стилей, свойственных облику посещаемых зданий

Осознание необходимости бережного отношения к культурно-историческому наследию



Маршрут:

От ст. метро «Невский проспект» (выход на Михайловскую ул.) – Невский пр. 32-34, - Малая Конюшенная ул. 3 – Шведский переулок – Большая Конюшенная 6 – Невский пр. 22 – 24, Невский пр.

Петербург – многонациональный город, таким он был со времени своего рождения. Сюда в поисках работы, удачи, а порой и славы стекались представители народов, населявших не только огромную Российскую империю, но и зарубежных стран. Многие нашли в большом, европейском по своей сути, городе свой дом. Петербургская культура, формировавшаяся на протяжении трех веков, являет собой удивительный сплав из сотен черт самых разных культур.

Будучи многонациональным, Петербург является и городом многих религий. Кроме православных, составляющих большую часть верующих, здесь живут католики, протестанты разных направлений, иудеи, мусульмане, буддисты. Все они имеют возможность исповедовать свою религию. Еще в 1691 году Петр I опубликовал указ, по которому иностранцам, проживающим в России, предоставлялась свобода вероисповедания. В 1702 году он издал манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы исповедания». Это способствовало притоку иностранных специалистов, что в свою очередь вызвало необходимость строительства храмов разных религиозных конфессий.

Мы пройдем по небольшой территории от Михайловской улицы до набережной Мойки, на которой располагаются пять иноверческих храмов: католический костел святой Екатерины и четыре протестантских церкви, принадлежавших общинам Швеции, Финляндии, Германии, Голландии.

I. Костел св. Екатерины расположен на Невском пр. между домами № 32-34.Участок для строительства между Невской першпективой и Итальянской улицей был предоставлен католической общине в 1739 году императрицей Анной Иоанновной. Автор первоначального проекта П. Трезини выдвинул идею сооружения костела в глубине участка. По сторонам он предложил построить два симметричных трехэтажных жилых дома, расположив их по красной линии и связав со зданием костела каменными оградами, прорезанными арками ворот. Дома были построены по проекту Трезини, но проект здания костела св. Екатерины заново исполнил Ж. Б. Валлен-Деламот в 1762 г.Строительством руководил А. Ринальди. Освящение состоялось 7 октября 1783г. Незадолго до этого (в 1882 г.) установились дипломатические отношения между Россией и святым престолом в Риме. Так что открытие этого большого католического храма имело и политическое значение. Очевидно, в это же время фасады жилых корпусов были обработаны открытыми аркадами, впоследствии застекленными. В XVIII в. Здесь помещались «Нюрнбергские лавки».Немецкие купцы торговали здесь книгами, игрушками, галантереей.

В художественном отношении интересен главный фасад костела: портал в виде арки, опирающейся на свободно стоящие колонны. Фасад завершен высоким парапетом, на котором размещены фигуры четырех Евангелистов, а также фигуры ангелов, держащих крест. Над главным входом, куда первоначально вели девять широких ступеней (теперь из них видны только шесть, седьмая сливается с уровнем асфальта), начертаны слова из Евангелия от Матфея: «DOMVS МЕА DOMVS ORATIONIS. MATH: XXI. САР» — «Дом Мой домом молитвы наречется (Мф., 21, 13)». Ниже — дата завершения строительства костела: «ANNO DOMINI. MDCCLXXXII. DIE», т.е. «Лето Господне 1782».

В феврале 1798 г. в соборе святой Екатерины в присутствии многих коронованных особ Европы, императора Павла I и русского двора был торжественно похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский. В храме Св. Екатерины покоился и прах маршала Моро, одного из наиболее талантливых полководцев Французской республики, конкурента и непримиримого врага Наполеона Бонапарта. После захвата Наполеоном власти Моро был вынужден бежать из Франции. В 1813 г. он участвовал в войне с Наполеоном на стороне антифранцузской коалиции и после кончины М.И. Кутузова был назначен главнокомандующим союзными армиями. В 1837 г. здесь состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой. В 1858 г. в соборе святой Екатерины торжественно отпевали архитектора Огюста Монферрана.

Службы в костеле прекратились в 1938 г. Здание храма было первоначально передано Этнографическому музею и использовалось под складские помещения. Позже, после войны, оно поступило в распоряжение дирекции Ленинградской государственной филармонии. В здании намечалось устроить концертный зал. Поскольку здание настоятельно требовало ремонта, под самый купол были возведены деревянные леса. Ремонтные работы шли крайне медленно. В начале октября 1992 г., после завершения первого этапа реставрационных работ, состоялось повторное освящение собора Святой Екатерины.

Костел св. Екатерины самый большой и старший из всех католических храмов в России.

II. В центре города действовала совместная шведско-финская протестантская религиозная община. Протестанты отвергли главенство римских пап, отказались от некоторых догматов, от сложных и пышных католических обрядов, упростили церковное устройство. Немецкий религиозный мыслитель Мартин Лютер создал перевод Библии на немецкий язык, проповедовал ответственность каждого христианина перед Богом, выдвинул положение об участии мирян в управлении церковью и невмешательстве священников в дела светской власти. У Лютера нашлось множество последователей, которые стали называться лютеранами. Именно такая община владела деревянным храмом, освященным в 1734г. В 1745г. Община разделилась. Для шведов была выстроена церковь на Малой Конюшенной улице по проекту Ю.М. Фельтена. Освящена во имя св. Екатерины. Спустя столетие перестройку здания произвел один из ее прихожан, архитектор Карл Андерсон. Фасад напоминает романскую архитектуру Западной Европы, так архитекторы-стилизаторы старались напомнить прихожанам о родине их предков.

С приходом евангелическо-лютеранской Шведской церкви Святой Екатерины тесно связано творчество выдающегося архитектора Ф.И. Лидваля. До революции Лидваль состоял главным архитектором церкви. В 1903 году в Городскую управу был представлен его проект – шестиэтажный доходный дом с дворовым флигелем и концертным залом для прихожан Шведской церкви. Строительные работы велись при непосредственном участии архитекторов С.В. Беляева и О.О. фон Витте. Здание выполнено в традиционном для Лидваля стиле «северного» модерна с использованием классических мотивов. В здании были расположены четыре крупных магазина и квартиры, обращенные на улицу и во двор.

На протяжении двух столетий церковь на Малой Конюшенной улице была своеобразным уголком родины для выходцев из Скандинавии и одним из очагов культурной жизни Петербурга. После революции Шведскую церковь Святой Екатерины разграбили, ее помещения перестроили под спортивные залы. В 2005 году Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга передал здание храма евангелическо-лютеранской общине Святой Екатерины.

III. На Большой Конюшенной улице находится церковь финской лютеранской общины св. Марии. Отделившись в 1745 от шведов и создав собственный молитвенный дом, финны получили в 1767 в свое распоряжение деревянную церковь, бывшую ранее в совместном владении. Небогатая община только в 1803 смогла приступить к постройке каменного храма по проекту Г. X. Паульсена на 2400 человек. Выдержанный в стиле ампир, с портиком из четырех тосканских колонн, он был освящен 12 декабря 1805, в день рождения Императора Александра I.. Ниши по краям портика украшали статуи апп. Петра и Павла.

В 1871 К. К. Андерсон устроил внутри здания вторые хоры и частично изменил проемы на фасаде, а в 1890-е небольшие изменения в фасад внес Л. Н. Бенуа. Отмечая в 1878 юбилей прихода, финны решили собрать деньги на новую кирху, но нужной суммы не набралось, хотя число прихожан достигало 19 000 человек. При храме имелись школа, два приюта и богадельня. Финская лютеранская община была в Петербурге самой многочисленной (около 60 000 человек). Несмотря на это, кирха была закрыта постановлением Леноблисполкома от 21 апреля 1938, здание передано Эрмитажу и в последующие два года перестроено под общежитие. С 1970 в нем находился Дом природы. В 1990 часть здания была возвращена общине Церкви Ингрии, которая со следующего года начала проводить богослужения. С 1999 в храме шла реставрация по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка, завершившаяся 19 мая 2002 освящением, на котором присутствовала президент Финляндии.

Отныне церковь является главной в общине, насчитывающей 60 приходов на Северо-Западе страны.

IV. Подобно комплексу зданий костела св. Екатерины немецкая лютеранская церковь св. Петра и Павла располагается между домами №22 и №24 по Невскому проспекту в глубине участка. Немецкая кирха существовала здесь с 1730г. На ее месте с 1832г. Стали возводить новое здание по проекту Александра Павловича Брюллова (брата знаменитого художника Карла Брюллова). В день Реформации, 31 октября 1838 г., новую церковь освятили.

Главный портал в центре прорезает арка. Над ней – лоджия с открытой аркадой, украшенной горельефами евангелистов. По бокам – две симметричные квадратные башни с узкими проемами, которые делают все здание как бы устремленным ввысь. Здание увенчано фигурой ангела. У входа стоят мраморные статуи апостолов Петра и Павла. Четкость объемов и гладкость стен с минимумом декора – черты классицизма. Однако, создавая этот удивительный храм, Брюллов отошел от форм и приемов, традиционных для архитектуры Санкт - Петербурга, от классических архитектурных форм. Он как бы предвосхитил архитектурные искания значительно более поздних эпох, используя мотивы романской архитектуры, в обработке церковного зала. Алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображавшая распятие, а по обе стороны — круглые изображения Святых Петра и Павла, также творения Брюллова. В 1840г. в церкви был установлен большой орган. Церковный зал вмещал 3000 человек и отличался хорошей акустикой.

По обе стороны от церкви располагаются два симметричных жилых дома, возведенных для священнослужителей в 1830-х гг. Здания были первоначально трехэтажными, и башни церкви святого Петра, возвышаясь над ними, доминировали в ансамбле. В левом флигеле во втором этаже сразу же после его постройки в 1832 г. разместились книжная лавка издателя и книготорговца А. Ф. Смирдина и редакция журнала "Библиотека для чтения". В 1909—1910 гг. дома священнослужителей церкви святого Петра, выходящие на Невский, были надстроены двумя этажами. Это исказило облик ансамбля: башни созданного А. П. Брюлловым прекрасного здания были заслонены пристроенными верхними этажами.

В 1820 г. при церкви был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот из числа прихожан. После постройки нового церковного здания в нём разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. при церкви был создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными. В особые дни в церкви Св. Петра проводились совместные богослужения для всех лютеранских общин Петербурга.

Богатое благотворительное общество при кирхе содержало известную школу – Петершуле, существующую и поныне. Ее выпускниками были архитектор К. А. Тон, композитор М. П. Мусоргский, педагог и врач П. Лесгафт и другие деятели русской науки и культуры.

В декабре 1937 г. церковь была закрыта. Убранство церкви, представлявшее художественную ценность, было конфисковано и попало в запасники музеев. Алтарная картина «Распятие» Карла Брюллова до сих пор находится в Русском музее (в 2007г. в церковном зале появилась уменьшенная копия картины). Интерьеры церкви некоторое время продолжали сохраняться в относительной целостности. 22 мая 1958 г. Ленгорисполкомом было принято решение приспособить церковь под плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Все ее внутренние помещения были разломаны и перепланированы. В ходе работ погибли остатки росписей, было разобрано перекрытие цокольного этажа.

В настоящее время от внутреннего убранства этого замечательного храма не сохранилось почти ничего. На протяжении многих лет не могло быть и речи о возвращении верующим здания церкви святого Петра. Лишь 1 июля 1992 г. Петросовет утвердил решение Комиссии по имуществу о передаче здания церкви немецкой лютеранской общине. 31 октября 1992г., в день Реформации, в церкви Святого Петра было совершено первое богослужение. В 1997г. Кирха стала кафедрой архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви России. В 1999г. Справа от главного фасада был установлен бюст И. В. Гете.

V. Здание голландской Реформатской церкви – дом №20 по Невскому проспекту. Реформатство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа, возникших в результате Реформации XVI века церквей, преимущественно французские и голландские. В 30 — 40-х годах во главе церкви в Женеве стал Жан Кальвин. Сторонники Лютера стали называть себя лютеранами, а сторонники Кальвина — кальвинистами или реформатами. Реформаты ввели простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, ввели демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный авторитет Священного писания, ликвидировали институт монашества.

Благодаря симпатиям Петра I к Голландии, выходцы из этой страны играли видную роль в ранней истории Петербурга. В основном это были корабельных дел мастера, морские офицеры, купцы, врачи и строители. С 1708 они молились в деревянной лютеранской кирхе на дворе вице-адмирала К. Крюйса на Неве. В то время в общине состояло всего 36 человек. В 1724г. голландцы купили для себя на углу Невского и Мойки дом, где у них уже работала школа. 6 апреля 1733, рядом приобретен одноэтажный дом, некогда принадлежавший арх. Ж. Б. Леблону, куда и переехал молитвенный зал. Летом 1736 оба здания сгорели. При постройке здания голландской церкви был использован фундамент и частично стены дома Леблона

. Новое здание голландской церкви было построено в 1831 — 1935 гг. по проекту архитектора Поля Жако. Новое здание было гораздо больше прежнего и заняло участок двух существовавших до этого домов: старой голландской церкви на берегу Мойки и примыкавшего к ней здания на углу Невского и Большой Конюшенной улицы. Таким образом, новое здание соединило в себе церковь и дом с квартирами и помещениями для причта. Место размещения церковного зала выделено на главном фасаде здания церкви четырехколонным коринфским портиком, объединяющим три этажа. В тимпане фронтона над колоннадой размещен горельеф с фигурами двух ангелов. Над плоской крышей здания возвышается пологий купол, на котором ранее стоял крест. Боковые фасады здания церкви с полуциркульными завершениями окон первого этажа образуют непрерывную аркаду.

Церковь была великолепно украшена внутри. В круглом и высоком церковном зале возвышались 8 коринфских колонн, установленных на пьедесталах, которые как бы поддерживали церковный купол с великолепной росписью. Стены были украшены изразцами. Доныне в книжном магазине, размещенном в настоящее время в том флигеле церкви, который выходит на Большую Конюшенную улицу, каким-то чудом сохранилась прекрасная изразцовая фигурная печь первой половины XIX века.

Церковь содержала детский приют и школу, а в годы Первой мировой войны открыла лазарет. В здании работали Голландский клуб и голландские магазины. Общество поощрения художеств устраивало здесь свои выставки и аукционы. Покровителем церкви выступал посол Нидерландов, сидевший в ней на почетном месте, да и сама церковь с 1842 считалась посольской.

Из-за репатриации большей части голландцев на родину национализированный храм, в котором оставалось всего 20 верующих, был в мае 1920 закрыт, но в 1923–1926 им стала пользоваться русская лютеранская община. Затем здание отдали кукольному театру, а церковное имущество вывезли. После ремонта в 1935–1936 помещение заняла библиотека им. А. А. Блока. Так как голландцев в городе больше нет, то никто не просит вернуть зданию его первоначальное назначение.



В ходе экскурсии вы познакомились с пятью иноверческими храмами, расположенными на небольшом участке Невского проспекта и прилегающих к нему улиц. Наверное, вы обратили внимание на то, что это были не только религиозные, но и культурные, торговые центры землячеств. Каждый из них хранит страницы истории и культуры разных европейских народов, участвовавших в жизни Петербурга, создании его уникального наследия, включающего в себя черты привнесенные иностранцами. Прихожане этих церквей работали на благо нашего города вместе с православными русскими. В современном Петербурге с уважением относятся к истории, здания храмов возвращаются общинам, реставрируются с тем, чтобы продолжать служение красоте и традициям нашего прекрасного города.