Информация о Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Информация о Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан - страница №1/1


Справочная информация

о Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан – одна из крупнейших сокровищниц искусства в России.

Музей расположен в историческом центре Казани в одной из красивейших городских усадеб, памятнике архитектуры начала XX века, бывшей резиденции командующего Казанским военным округом генерала А.Г.Сандецкого. Территория музея включает особняк, в котором размещены основные экспозиции, небольшой парк, здания фондохранилища и центра детского творчества, научного архива и библиотеки, конференц-зала. Структурными подразделением музея являются Национальная художественная галерея «Хазине», расположенная на территории Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль», а также комплекс памятников древнерусской архитектуры и искусства второй половины XVI - начала XX веков Свияжска. Произведения из собрания музея экспонируются также в Доме-музее И.И.Шишкина в г. Елабуге, в картинных галереях г. Набережные Челны и Альметьевска.

Формирование коллекций музея имеет длительную, более чем вековую историю. Её основу составили коллекции Казанской научно-промышленной выставки 1890г. и собрание произведений из коллекции археолога, нумизмата, библиофила Андрея Федоровича Лихачёва (1832-1890), представителя казанской ветви дворянского рода Лихачёвых, несколько поколений которых занимались коллекционированием. В коллекционерских интересах Лихачева переплетались две тенденции – усадебная дворянская традиция коллекционирования «древностей» и искусства, не прерывающаяся в родовом лихачевском поместье Полянки на протяжении столетий и интересы ученого-исследователя, связанные с развитием наук – археологии, нумизматики и этнографии, чему Казанская губерния и в особенности родной Лихачевым Спасский уезд предоставляли богатейший материал. Одновременно с ростом коллекций, включающих доисторические древности, монеты, предметы этнографии, декоративно-прикладное искусство, оружие, древнерусскую мелкую пластику, живописные полотна, скульптуру, гравюры и рисунки, обширную библиотеку, А.Ф.Лихачев становился её исследователем и публикатором. Еще при жизни собирателя его собрания приобрели известность в научных кругах России и зарубежья. Благотворительные шаги брата, вице-адмирала флота, Ивана Федоровича Лихачёва, выделившего средства городу на приобретение коллекций у наследников, а также крупное денежное пожертвование благотворительницы Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс послужили основанием для создания казанского Городского музея, открытого в 1895 году и разместившегося в реконструированных по проекту архитектора И.Н.Колмакова 20-ти лавках обширного здания гостиного двора, постройки начала XIX в. Имена благотворителей были увековечены на мраморных досках по сторонам от парадного входа в музей. Около 40 тыс. предметов составили «Лихачёвский музей» в музее, том числе - более 400 произведений живописи, 2500 листов графики, более 100 предметов древне-русского искусства, а также художественной бронзы (около 100 предметов), фарфора и фаянса (около 400 предметов), стекла, эмалей, серебра, камней, предметов китайского и японского декоративно-прикладного искусства, не считая обширных нумизматических, археологических, этнографических коллекций и библиотеки. Согласно Устава музея, Лихачевский отдел возглавили В.И.Заусайлов и К.А.Юшков, попечителями в разные годы были видные общественные деятели – Е.В.Адамюк, А.Д.Чернояров, А.Е Пермяков, Н.М.Гутман, М.Н.Пинегин и другие, в том числе – представители рода Лихачёвых - Николай Петрович Лихачёв, Н.Н.Казин, сыновья коллекционера - Александр и Федор Андреевичи.

Позже в музей поступили отдельные произведения из собрания вице-губернатора князя Л.Л.Голицына, уездного предводителя дворянства А.Н.Боратынского, С.С. Толстого-Милославского, профессоров Казанского университета А.М.Миронова и Д.И.Дубяго, Д.И.Образцова, Н.В.Рейнгардта. Неоднократно жертвовали музею произведения наследники собирателя и его брат И.Ф.Лихачёв. Другим источником пополнения коллекций были художественные выставки, проходившие в Казани в 1890-е годы. В общей сложности за 1890-е – начало 1910-х годов в музей поступило около 350 различных произведений.

В 1919 году Городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей. Деятельность музея в первые годы советской власти носила противоречивый характер. Сразу после октябрьского переворота 1917 г. «Комитет общественной безопасности», в лице его членов Н.Н.Андреева, Б.П.Денике, П.М.Дульского обратился с воззванием к горожанам о необходимости сохранения художественных ценностей и сдаче их в государственные хранилища. В музее «Лихачевский отдел» был расформирован и все художественные коллекции выделены в самостоятельный отдел, который возглавил искусствовед и художник, знаток искусства казанского края Петр Максимилианович Дульский, кабинетом гравюр и библиотекой заведовал искусствовед Петр Евгеньевич Корнилов. Оба состояли членами Казанского подъотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Татнаркомпросе и вели большую работу по регистрации и передаче в Музейный фонд Татнаркомпроса произведений искусства из многочисленных реквизированных собраний, упраздняемых учебных заведений, монастырей и церквей. Численность художественной коллекции быстро возрастала, в музей поступили произведения из собрания Толстых, Молоствовых, Геркеных, Сазоновых. Л.В.Кекина, Е.Д.Мясникова, А.Ф.Мантеля, О.С.Александровой-Гейнс и др., уникальные произведения лицевого шитья и предметов культа из ризницы кафедрального Благовещенского собора, Спасского, Зилантова и Раифского монастырей. Начала складываться коллекция произведений современных казанских художников, ставшая ныне самой крупной в стране коллекция произведений Н.И.Фешина. В 1920г., в связи с широко отмечаемым 25-летним юбилеем музея, преобразованного в Центральный музей Татарской АССР, Государственным музейным фондом в Казань было передано 132 произведения художников различных творческих направлений и художественных объединений конца XIX -начала XX веков: Союза русских художников, «Мира искусства», «Бубнового Валета», «Голубой розы», и другие произведения. Позже от Наркомпроса РСФСР и Государственного музейного фонда были переданы произведения русского искусства середины - второй половины XIX в. Это были наиболее значительные по численности, художественным достоинствам и разнообразию стилистических направлений поступления в музей. Таким образом, были заложены основы систематизации древнерусской, русской и западноевропейской части собрания, выделен отдел искусства местного края. Эта структура художественного отдела и поныне лежит в основе музея. Вместе с тем, в 1922 году в Казани начала работу научно-художественная комиссия по учету вещей имеющих ценность на предмет их изъятия для последующей реализации за границей.

1920-е годы отмечены в истории художественного отдела не только собирательской работой, но и интенсивной выставочной и издательской деятельностью. Были организованы монографические выставки произведений ведущих художников Москвы и Ленинграда: Г.С.Верейского, Д.И.Митрохина, А.П.Остроумовой-Лебедевой, К.Ф.Юона, А.И.Кравченко, Е.С.Кругликовой, Н.Н. Купреянова, А.Д.Гончарова, Н.И.Пискарева, П.А. Шиллинговского, И.Ф.Рерберга, В.Д.Замирайло, К.А.Богаевского, И.Ф.Рерберга, С.И.Лобанова, И.Н.Павлова, а также местных художников – В.Э.Вильковиской. И.Н.Плещинского, Н.С.Сокольского. К составлению каталогов привлекались ведущие искусствоведы – Э.Ф.Голлербах, Ф.Ф.Нотгафт, Н.Г.Машковцев, П.Д.Эттингер и др. Изданные на высоком полиграфическом уровне на базе Полиграфшколы им. А.В.Луначарского в Казани, каталоги сохранили непреходящее научное значение и раритетный характер (именные и нумерованные экземпляры, иллюстрации, отпечатанные с авторских досок и т.п.). «Выставка картин, выделенных Государственным музейным фондом Центральному музею ТАССР» (1927) и «Выставка новых поступлений художественного отдела Центрального музея ТАССР» (1929) зафиксировали итоги собирательской работы музея в 1920-е годы.

Музей становится ведущим центром развития искусствоведческой мысли в республике. Здесь издавался первый и единственный в те годы специализированный журнал «Казанский музейный вестник» (1920-1924, 17 выпусков) под редакцией П.М.Дульского. На его страницах печатались материалы по истории, теории и практике музейного дела ведущих специалистов в этих областях Казани, Москвы, Ленинграда, Ярославля, городов Сибири: Ю.Бахрушина, И.Э.Грабаря, Э.Ф.Голлербаха, С.Ф.Ольденбурга, М.Г.Худякова, Н.Н.Фирсова, Н.Ф.Катанова, П.М.Дульского, П.Е Корнилова, Б.П.Денике, А.Н.Тришевского, В.П.Соколова. Большое внимание на страницах журнала уделялось публикациям о памятниках старины и искусства. Изучению музейных коллекций посвящены публикации П.М.Дульского: «Иностранные живописцы в Казанском музее» (1920), «Перов в собрании Казанского музея» (1921), «Русские мастера в казанском музее» и др. Очерки о художественном наследии живописцев, графиков и архитекторов – А.И.Трапицыне, Д.И.Архангельском, А.Н.Раковиче, В.Г.Худякове. Р.А.Ступине, М.П.Коринфском опубликовал П.Е.Корнилов. Он же возглавил в 1927 г. оргкомитет по проведению 100-летнего юбилея И.И.Шишкина с целью превращения Казани в центр планомерного изучения наследия художника и создания его мемориального музея в доме Шишкиных в Елабуге.

В 1930-40-е гг. в результате перераспределения коллекций крупнейших российских музеев – Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея картинная галерея Центрального музея ТАССР пополнилась более чем 70-ю полотнами крупнейших русских художников XVIII - начала XX вв. и коллекцией произведений живописи и скульптуры музея бывшей Казанской художественной школы. Музейное собрание пополнялось и из частных коллекций П.Е.Корнилова, В.В.Егерева, М.А.Густова. Все это позволило преобразовать художественный отдел в Картинную галерею Центрального музея ТАССР. Вместе с тем, в начале 1950-х гг. в ходе развернувшейся в стране идеологической борьбы с формализмом в искусстве ряд произведений русского авангарда из собрания музея были списаны как не имеющие художественной ценности.

В 1952 г. хранителем галереи С.Ш.Ишмуратовой был издан первый каталог художественной галереи (переиздан в соавторстве с А.А.Мирлиным в 1956 г.).

В 1958 г. на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР был создан Государственный музей изобразительных искусств ТАССР. С 1967 г. он размещается в бывшей резиденции командующего казанским военным округом А.Г.Сандецкого.

Пополнение коллекций музея, начиная с 1960-х гг. осуществлялось главным образом через закупочные комиссии министерств культуры СССР, РСФСР и ТАССР. Основное внимание уделялось формированию коллекций советского искусства и татарстанского в том числе, что позволило со временем создать отделы советского искусства и искусства Татарии, сформировав монографические коллекции ведущих живописцев и графиков республики XX столетия. Помимо централизованного пополнения коллекций музея произведениями классиков советского искусства, музей самостоятельно осуществлял собирательскую работу непосредственно через мастерские художников Москвы, Ленинграда, Азербайджана, Киргизии, Карелии, Башкирии и других автономных республик Поволжья. Большое внимание музей уделял формированию коллекций советского декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов: лаковой миниатюры Хохломы, Палеха, Мстёры, дымковской игрушки, произведений гончаров и златокузнецов Дагестана, камнерезного искусства Тувы и др. Для сбора произведений традиционного татарского декоративно-прикладного искусства были организованы экспедиции в районы Татарии. Ряд произведений 1920-30-х гг. приобретался из частных собраний и у наследников художников не только Казани, но и Москвы, Ленинграда, Киева. В 1960-70-е гг. музей являлся местом проведения крупных тематических республиканских выставок, посвященных юбилейным датам: 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, 50-летию СССР, 90-летию сходки студентов Казанского университета и т.п., а также монографических выставок ведущих татарских художников, что также имело большое значение для комплектования музейных фондов.

В 1971 г. музей первым среди музеев автономных республик Поволжья открыл постоянную экспозицию искусства Татарии, позже, в 1974 г. была открыта постоянная экспозиция отдела советского искусства, обе экспозиции носили комплексный характер, экспонировались живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, и были построены по историко-хронологическому принципу.

В 1980-е гг. музей осуществил большую работу по организации филиалов – созданию мемориальной экспозиции Дома–музея И.И.Шишкина в г. Елабуге (1960), Картинной галереи в г.Набережные Челны (1980), Картинной галереи в г.Альметьевске (1987), экспозиции которых первоначально целиком состояли из музейных произведений, а также Свияжского архитектурно-художественного музея (1987).

Расширилась тематика выставок, организованных музеем из своих фондов: «Женский образ в изобразительном искусстве» (1975), «Сулф. Леф. ТатАХРР. Искусство Татарии 1920-30-х годов» (1990), «Музей открывает запасники» (1991), «Казань далекая и близкая» (1995), « Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе» (2003) и многие другие. Выставки «Древнерусское искусство XVI - XVIII веков. Реставрация. Новые поступления» (1989), «Русская икона нового времени XVIII-XIX веков» (1992), «Иконография Богоматери в древнерусском искусстве XVI –XIX веков» (1997) знакомили зрителей с немногочисленной, но разнообразной и интересной частью музейного собрания. Начиная с 1958 г. музей организовал и провел несколько монографических выставок Н.И.Фешина, привлекая к участию в них произведения из музеев страны (1963, 1975-76, 1981-82, 1991-92, 2006).

Музей превратился в крупный методический центр среди художественных музеев Средне-Волжского региона и Приуралья. На его базе проводились научно-практические конференции и методические совещания с участием музейных работников и искусствоведов региона.

Ныне коллекции музея насчитывают свыше 25 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Особую ценность представляют памятники древнерусской иконописи второй половины XVI в. из Успенского собора Свияжска, произведения ранней европейской гравюры XV-XVI вв. М.Шонгауера, А.Дюрера, Луки Лейденского, М.Раймонди и др., коллекция живописи и графики И.И.Шишкина, собрание произведений русского авангарда начала XX в. крупнейшее в нашей стране собрание произведений Н.И.Фешина, основоположника татарского изобразительного искусства XX в. Б.И.Урманче.

Произведения из музейного собрания неоднократно экспонировались во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, а также в музеях и галереях Германии, США, Италии, Японии, Норвегии, Австрии, Китая и других стран, опубликованы и воспроизведены в различных отечественных и зарубежных изданиях.

В 2006-2008 гг. Музей осуществил ряд крупных культурно-образовательных проектов, не имеющих аналогов в России: «Свияжский Благовест» - фестиваль хоровых коллективов и выставочная программа с участием музейных коллекций и современных художников Татарстана (31 мая, всемирному дню культуры), «Семь летних ночей джаза в усадьбе Сандецкого (июль, август), «Музейные праздники в Свияжске», которые уже завоевали широкую зрительскую аудиторию.

Музей реализовал ряд ярких и крупных выставочных проектов: «Н.Фешин – 125 лет со дня рождения», «Баки Урманче – 110 лет со дня рождения», «Завещано Казани… Меценатам, благотворителям и коллекционерам посвящается» к 175-летию А.Ф.Лихачева, «Творчество Зураба Церетели», международные выставки «Искусство Колумбии», «Искусство Саудовской Аравии».

Впервые за всю историю существования Музея была организована выставка из собрания Государственного музея искусств народов Востока «Шедевры мусульманского искусства» - изобразительные ковры и каламкары.

Совместно с Союзом музеев России и Государственным Русским музеем был реализован благотворительный проект «Музыка. Музей. Дети» для детей из социальных приютов республики.



В ходе реализации на базе Музея федерального проекта «Россия» открыт «Русский музей – виртуальный филиал» при Центре эстетического воспитания ГМИИ РТ.