Информационное общество и компоненты информационного менеджмента - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
ИнформационноЕ общество и феномен известности о понятии «информационное... 2 372.96kb.
Информационное общество это 1 56.21kb.
Рейтинг топ-менеджмента крупнейших банков, рассчитанный по индексу... 1 78.97kb.
Информационное уведомление о третьей ежегодной научной конференции 1 29.61kb.
Информационное сопровождение бизнес проектов 4 663.85kb.
Тема Социальная информатика: предмет и задачи курса Индустриальное... 3 917.66kb.
«Развертывание базовой инфраструктуры системы -112 в рамках муниципального... 1 46.64kb.
1 июня 2013 год Система сертификации интегрированных систем менеджмента... 1 33.96kb.
Ключевые слова: фронт-персонал, трудовой потенциал работника, психофизиологические... 1 74.96kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
Выпускная работа по теме Формирование ключевых компетенций 1 213.87kb.
Положение IV городского открытого фестиваля-конкурса детского изобразительного... 1 72.41kb.
- 4 1234.94kb.
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента - страница №1/5

РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение ее целостности.

Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

• средств информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.


Информационное общество
Информационное общество (Information society) — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным ресурсам;

-удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Целевое направление информационного менеджмента — создание нового информационного общества. Традиционно с момента возникновения в конце 60-х — начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалось как футурологическая концепция, описывающая будущее общество, наделявшая его во многом утопическими чертами — постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

В работах И. Масуды, О. Тоффлера, Д. Белла (р. 1919) — информационное общество практически синонимично постиндустриальному обществу. При этом в качестве фактора, определяющего направление общественной трансформации, еще в конце 70-х — начале 80-х годов придавалось большое значение «конвергенции

электронно-вычислительной техники с техникой средств связи», т.е. фактически еще не изобретенному в то время Internet.

Исходя из тенденций опережающего развития четвертого сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и политической активности, изменения в сфере средств массовой информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты, а затем и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный «футурологический» характер, перешли в плоскость предельно практического приложения — на уровень экономического планирования и программирования.

Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений Internet-технологий.

Социальные последствия информатизации. Развитие новых социально-технологических институтов: телемедицины и дистанционного образования, электронной торговли и дистанционной занятости, Internet-СМИ и «электронного правительства» видимо и очевидно изменяют структуру важнейших секторов экономики.

Однако наряду с экономическими последствиями следует выделять и последствия социальные, ускоряющаяся информатизация — предсказуемый, наиболее видимый сейчас вектор воздействия новых технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы.



1. Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека, в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей1. При этом малопредсказуемыми являются ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей.
2. Воздействие информационных технологий на социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп, характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».
С точки зрения экономического анализа первый вектор — развитие индивидуальных возможностей человека — можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения издержек на тиражирование образовательных программ осуществим переход к новому качеству образования. К непрерывному, продолжающемуся всю жизнь образованию для взрослых и к многократному ускорению процесса разработки и внедрения инноваций в образовательные программы, а значит, и росту их эффективности.
Второй вектор — развитие сетевой формы организации — способствует в экономической сфере росту эффективности внутрифирменного менеджмента и межфирменных взаимодействий. В политической и социальной сфере он создает предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества, обеспечивающих наращивание социального капитала.
В целом распространение новых информационно-коммуникативных технологий действительно стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека.
Информатизация — лишь одна из важнейших тенденций общественного развития, сопровождающая переход к новой постиндустриальной, постэкономической цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI в.
Создание нового информационного общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.
Информационная экономика
Понятие информационной экономики. Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) — экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг; экономии трудовых и материальных затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. Все это в конечном счете предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.


По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы успеть усвоить нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и развитый разветвленный рынок информационных услуг.
Классификация экономик. Наступление новой информационной экономики на позиции старой промышленной экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно неизбежный процесс. При всем многообразии классифицируемых экономик исторически и логически можно условно и укрупненно разделить их на земледельческую, промышленную, информационную, а также традиционно смешанные переходные формы между ними. Общим моментом и преемственностью этих экономик является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой является земля, второй — энергия, третьей — человек и информация. В соответствии и параллельно с этим история знает условную трехвидовую объективизацию субъективной информации: письменную, печатную и компьютерную. Вот так исторически, через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались и формируются условия перехода к информационной экономике.
Изменились характер и содержание общественного труда. Последний превратился в информационную деятельность. Такая деятельность носит глубокий рутинно-творческий противоречивый характер: с одной стороны, она сугубо индивидуальная, а с другой стороны, глобально-массовая и общественная. Глубокая индивидуальность определяется так называемой «работой на дому», или информационной деятельностью в одиночку в электронном телекоммуникационном коттедже. На самом же деле индивид, работая, или, точнее, занимаясь информационной деятельностью, общается со всем миром. Да и современную фирму надо представить не иначе, как организованную и самоорганизованную корпорацию знаний. В насыщенной информационной среде выживают фирмы, интенсивно занимающиеся инновационной деятельностью. Тем самым ускоряется накопление и обновление знаний, формируется единая глобальная социопланетарная память и, расширяясь, углубляясь, интенсивно развиваются различные виды интеллектуальной формы собственности.
Информационная индустрия. Это индустрия производства, сбора, распространения и передачи всех видов информации, наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7—8% в год.
Роль и место информационной индустрии не ограничивается только прямым вкладом в валовой внутренний продукт:

• прогресс и развитие всех секторов экономики напрямую связаны с развитием информационной индустрии, так как прирост национального дохода в развитых странах на 60% обеспечивается новыми технологиями (инновационным потенциалом), на 10% — трудом, на 15% — капиталом и на 15% — природными ресурсами;

• экспортный потенциал, конкурентоспособность продукции, создание новых рабочих мест напрямую зависят от развития информационной инфраструктуры;

• главное богатство любого общества — это человек. Уровень жизни, образования, культуры любого члена общества зависит от возможности получения и обработки информации. Традиционные источники знаний (книги, периодические издания), культурная и развлекательная информация (печать, радио, телевидение), средства общения (телефон) сливаются в единую информационную среду, с помощью которой человек получает доступ к необъятным ресурсам цифровой информации, представляющей собой как тексты, так и аудио-, видео-, графическую и мультимедийную информацию. Эта же среда используется и для обмена и распространения информации;

• современная информационная инфраструктура предоставляет неизвестные ранее возможности по дистанционному образованию, медицинскому обслуживанию, работе на дому, телемагазинам, создавая качественно новый образ жизни;

• информационная инфраструктура и информационные технологии позволят качественно изменить функционирование органов государственной власти и управления всех уровней путем:

-повышения эффективности работы госаппарата (автоматизация документооборота, внедрение телематических служб — электронной почты, факсимильной связи, видеоконференций и т. д.);

- обеспечения всей необходимой для принятия управленческих решений информацией;

- обеспечения оперативной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой стороны, появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе по отдельным слоям и категориям населения).
Информационные ресурсы
Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.). Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества.
Информационный ресурс — базовая составляющая информационного менеджмента.
Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становятся объектом политических и экономических интересов как на национальном, так и на международном уровнях. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «Financial Times», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.
Государство на основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности обеспечивает:

• поступательное развитие производительных сил общества и высокий уровень жизни граждан;

• национальную безопасность;

• защиту прав и свобод личности.


Проблемы обеспечения информационными ресурсами. Особо выделяются проблемы обеспечения информационными ресурсами управления экономическими процессами, национальной безопасностью, социальной и общественно-политической сферами.
Информационные ресурсы в управлении экономическими процессами охватывают:

• общегосударственный (макро) уровень;

• отраслевой уровень;

• территориальный уровень;

• уровень экономических агентов.
Задачи и цели управления на каждом из уровней определяют состав и объем необходимых информационных ресурсов и способы их использования.
На общегосударственном уровне управления решаются задачи:

• макроэкономического мониторинга, анализа и прогнозирования;

• обеспечения экономической безопасности;

• контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управлений.

Обеспечение экономической безопасности государства включает в себя предотвращение острых кризисных явлений в экономике, защиту экономических интересов и борьбу с экономическими преступлениями.
Это реализуется оперативным мониторингом:

• хозяйственной деятельности экономических агентов и сферы индивидуального потребления;

• уровня доходов и потребления граждан;

• движения денежных средств в валюте;

• информационных ресурсов банковской сети, Государственного таможенного комитета, Национального банка, железной дороги и других транспортных организаций.
Эффективная борьба с экономическими преступлениями обеспечивается более детальной оперативной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, позволяющей выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Система контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ качества исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства.
На отраслевом уровне управления решаются задачи обеспечения научно-технического прогресса, повышения производительности труда, качества продукции, роста объема производства. Решение этих задач обеспечивается следующими типами информационных ресурсов: научно-техническим, маркетинговым и нормативно-справочным.
На территориальном уровне задачи управления и требования к информационным ресурсам аналогичны задачам общегосударственного уровня.
Информационные ресурсы в области национальной безопасности должны обеспечить предотвращение оперативных и стратегических угроз национальной безопасности:

• внезапных кризисов в жизненно важных отраслях (энергетика, транспорт, банковская система и др.), вызванных, в том числе, забастовками;

• социальных взрывов, обусловленных ростом безработицы и падением жизненного уровня;

• прихода к власти криминальных или экстремистских группировок;

• перехода под контроль иностранного капитала жизненно важной части национальных ресурсов;

• разрушения национальной науки и культуры, снижения образовательного и культурного уровня населения, распространения идеологии насилия, различных сектантских религиозных течений;


• утечки за границу финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

• банкротства на государственном уровне, вызванного резким ростом внутреннего и внешнего долга;

• потери стратегических интересов в международном сообществе.
Информационные ресурсы в управлении социальной и общественно-политической сферами обеспечивают решение следующих задач:

• социальное измерение, регулирование и уменьшение социальной расслоенности и напряженности в обществе;

• социальная защита населения (пенсионное страхование, социальное страхование, страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.д.);

• анализ и управление общественным мнением;

• защита национального информационного и культурного пространства;

• развитие культурно-образовательного уровня населения.


Основной ресурс (элемент) общественной системы, состояние которого обеспечивается информационным ресурсом в социально-политической сфере, — это человеческий ресурс. Основное назначение информационного ресурса в данной сфере — обеспечить социальную защиту, а также необходимый для развития общества культурный, образовательный и политический уровень населения.

Основные источники информации о состоянии человеческих ресурсов:

• данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования;

• данные переписи населения;

• выборочное обследование домашних (семейных) хозяйств;

• опросы общественного мнения;

• социальные измерения (уровень потребления, доходов и сбережений по категориям населения, индексы потребительских цен, прожиточный минимум, стоимость потребительской корзины и т.п.).
В заключение можно сделать следующие основные выводы:

1) формирование и использование информационных ресурсов — одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства любого государства;

2) информационные ресурсы создаются в процессе функционирования автоматизированных информационных систем всех сфер жизнедеятельности государства:

• органов власти и управления;

• органов местного самоуправления;

• юридических лиц;

• физических лиц.
Информационные технологии
Понятие информационной технологии и ее виды. Информационная технология — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Информационная технология — совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Информационные технологии — базовый инструмент информационного менеджмента.
Анализ рынка информационных компонентов позволяет распределить перечень информационных технологий на два обширных класса — базовые информационные технологии и прикладные информационные технологии. Причем граница этого деления является условной.
Базовые информационные технологии — это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. К этому классу относятся следующие основные системы.

Операционные системы. Технологии управляют непосредственно работой средств вычислительной техники. Для класса машин общего назначения (mainframe) — ОС ЕС, СВМ, MVS. Для персональных компьютеров на базе универсальных процессоров INTEL — MS DOS, Windows, UNIX-системы и др. Для локальных сетей — сетевые операционные системы Novell, Windows NT и др.

Языки программирования. В развитие классических процедурных языков программирования — Fortran, Cobol, С, Pascal появились их объектно-ориентированные расширения с интегрированными средами разработки. В настоящее время в связи с бурным началом использования Internet-технологий все большее использование получает язык Java.

Технологии архитектуры «клиент-сервер». Технологии реализуются в корпоративных системах на основе локальных сетей на основе разделения функций обработки, управления сетью, хранения данных, обеспечения внешних связей и т.д. на специально предназначенных для этого компьютерах (серверах). Эти технологии реализованы практически во всех используемых в настоящее время программных продуктах.

Технологии многопроцессорной обработки. Данные технологии на основе специализированных персональных ЭВМ наращивают мощности этих машин (масштабирование) за счет расширения их вычислительной структуры. К этому классу относятся серверы с симметричным мультипроцессированием (SMP-серверы).

Технологии нейровычислений. Они эффективно реализуют определенные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав персональных ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей.

Технологии автоматизированного проектирования (CASE-технологии). Технологии позволяют осуществлять разработку систем информатизации, практически не используя для этих целей языки программирования.

Телекоммуникационные технологии. Технологии дают возможность обеспечить взаимодействие в сетях на основе единых правил. Этот класс — весьма широкий и обеспечивает реализацию таких стандартов, как ISO/OSI, EDIFACT, Х.500 и др.

Базовые технологии Internet. Среди наиболее широко используемых технологий — электронная почта, служба ftp (пересылка файлов), технология формирования информационных серверов на основе гипертекстовых документов (WWW) и др.

Intranet-технологии. Они позволяют строить ведомственные (корпоративные) системы информатизации на основе базовых технологий Internet.

Технологии обработки текстов. Эти технологии наиболее широко используются и уже позволили наладить во многих организациях электронную подготовку корреспонденции. Они выступают элементами систем электронного документооборота и требуют унификации.

Системы управления базами данных (СУБД). Эти технологии предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации. Для реализации систем различного масштаба применяются СУБД, поддерживающие язык запросов SQL и эффективно реализующие передовые технологии обработки. Наиболее широкое использование получают такие СУБД, как Oracle, SQLServer.

Технологии информационных хранилищ. Они обеспечивают хранение и обработку больших массивов разнородной информации и, как правило, строятся на основе уже апробированных СУБД, значительно расширяя их возможности.

Экспертные системы (ЭС). Технологии позволяют на основе определенных правил вывода осуществлять анализ информационного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения. Эти технологии — базовые для систем представления знаний.

Геоинформационные технологии (ГИС). Технологии позволяют осуществлять обработку графической информации: карты, планы городов, космо- и аэроснимки, данные дистанционного зондирования земной поверхности, чертежи и т.п.

Мультимедиа-технологии и технологии создания виртуальной реальности. Эти системы осуществляют совместную обработку текстовой, графической информации, звука, изображений. Технологии виртуальной реальности дают возможность моделировать в динамике пространственное представление объектов.

Технологии цифроаналоговых преобразований. Они позволяют осуществлять преобразования данных из цифрового в аналоговый вид и обратно, что позволяет производить компьютерную обработку получаемой от приборов информации и выдавать соответствующие управляющие решения.

Технологии криптозащиты. Эти технологии осуществляют по специальным алгоритмам преобразование информации, которая становится доступной только обладающему соответствующими ключами субъекту. Их разработка и применение должны регламентироваться соответствующими государственными службами.

Технологии человеко-машинного интерфейса. Обеспечивают унификацию действий человека при взаимодействии с различными видами вычислительных средств. Предложенные базовые информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию интегрированных систем информатизации субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем.
Классификация прикладных информационных технологий. Прикладные информационные технологии — это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. Предлагается следующая условная классификация:

• по реализации информационных ресурсов;

• в системах массового обслуживания населения;

• в процессах экоинформатизации;

• в сфере организационного управления;

• в сфере интеллектуального потенциала;

• в производственных процессах;

• по поддержке управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства.


Информационные технологии в производственных процессах, например, можно подразделять на следующие основные подклассы:

• интегрированные автоматизированные системы управления;

• информационно-аналитические системы координации деятельности предприятий;

• автоматизированные системы управления предприятиями;

• системы автоматизированного проектирования;

• автоматизированные системы управления технологическими системами;



• автоматизированные системы управления гибкими производственными системами.
В заключение отметим, что рассмотренные выше информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию автоматизированных информационных систем субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем, и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.
Информационные системы
Греческое слово systema означает целое.
Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, звездные и социальные системы. Такие образования сплошь и рядом встречаются в окружающем мире.
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, то, из чего образованы системы, называется элементом до тех пор, пока имеет какую-либо связь с системой.
Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращается в новую систему. Точно так же, как и другая часть системы превращается в новую систему.
Живые и неживые системы. Первая и очень большая группа систем — группа неживых, или абиотических, систем. Эта группа систем является первой потому, что все живое в конечном счете состоит из неживых систем. Иначе говоря, мертвая природа лежит в основе живой. К этой группе систем относится множество космических образований и множество различных систем микромира. Это атомы, молекулы и более крупные предметы, образованные сочетанием неживых систем.
Вторая группа — большая совокупность живых, или биологических, систем. Живые системы представляют собой частный случай неживого мира.
Всю совокупность живых систем можно разделить на множество групп в зависимости от целей исследования. Но мы выделим из них группу информационных систем. Эта совокупность систем распространена в природе, пожалуй, немного меньше, чем вся группа живых систем.
Информационные системы являются частным случаем живых и появляются только на определенной стадии развития биосистем.
Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).
Информационная система (Information System) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).
Информационные системы всех видов — база для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях, т.е. базовая компонента информационного менеджмента.
Открытые информационные системы. Ход развития информационных технологий в развитых странах мира за последние 40 лет позволяет сделать вывод, что мировое сообщество переходит на технологии создания открытых информационных систем.
Открытая система (Open System) — это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

• возможность переноса (переносимость) прикладных систем, разработанных должным образом, с минимальными изменениями, на широкий диапазон систем (на различные платформы);

• совместную работу (масштабируемость) с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах в целях расширения ее функциональных возможностей и (или) придания системе новых качеств;

• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).


Исторический ход создания и развития вычислительной техники в XX в. можно условно разделить на три этапа, каждый из которых занимал 10—12 лет. Первый этап (50-е гг.) считается этапом больших вычислительных машин типа БЭСМ-2, —4 и 6; ЭВМ М-20, Урал-1, -4, -14, -16; ЕС 1060, ЕС1061, ЕС1066. Этими машинами оснащались вычислительные центры крупных городов. Второй (60-е гг.) этап — средних вычислительных машин типа СМ 1, СМ 2 и т. д., ими оснащались вычислительные центры в городах, районах, отраслях и крупных организациях. Однако производство даже достаточно большого количества вычислительных машин этого типа не могло удовлетворить всех потребителей, так как объем памяти машин составлял всего лишь несколько сотен килобайт, а для их установки и монтажа требовались значительные площади.
В начале 70-х гг. начался третий этап — малых персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). Стремительный рост количества ПЭВМ и возрастающий объем памяти, исчисляемый мега- и гигабайтами, привели в конце 70-х гг. к массовой разработке сетевых технологий, так как у пользователей возникла настоятельная потребность в обмене информацией на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Исторически складывалось так, что каждая страна и даже фирма развивали свою собственную сетевую концепцию: System Network Architecture (SNA) — CILIA, Nippon Network Architecture (NNA) — Япония; Digital Network Architecture (DNA) — Европа и др. В основу каждой из них были положены одни и те же принципы, однако они оказались несовместимыми ни друг с другом, ни с существовавшими тогда международными сетевыми концепциями (например, с протоколом Х.25). Каждая отрасль разрабатывала свои собственные протоколы и форматы обмена данными, например были созданы различные виды архитектуры обмена документами: архитектура учрежденческих документов (Open Document Architecture — ODA); архитектура банковских документов (межбанковская электронная система передачи информации и совершения платежей — Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT); архитектура документов в торговле, промышленности и на транспорте (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport (EDIFACT) — электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта) и др. Несмотря на то, что специфика каждой отрасли отражалась лишь на небольшой части соответствующих протоколов, их независимое развитие привело к тому, что они стали во многом несовместимыми между собой. Точно так же форматы и структуры файлов в разных системах оказывались полностью несовместимыми, хотя существовала практическая потребность в их объединении.
К концу 70-х годов из-за отсутствия взаимодействия и совместимости между различными машинами стали возникать острые проблемы в коммуникационной сфере. Пользователи были «замкнуты» на конкретные решения поставщиков, стоимость разработки собственного программного обеспечения была очень высокой, небольшие фирмы не могли конкурировать на всемирном рынке изделий и т.п. Для обеспечения взаимодействия между любыми двумя машинами в 70-х необходимо было разрабатывать специальные интерфейсы, с ростом числа машин количество необходимых интерфейсов возрастало до неприемлемо высокого уровня.
Кроме того, на начальном этапе развития информационных технологий многие небольшие изменения, модификации или расширения сети (например, замена телеграфного канала связи на телефонный) потребовали существенных переделок остальной части сети: замены целых устройств, адаптеров или разработки новых программ.
Основы технологии открытых систем. Необходимость развития вычислительных сетей привела к тому, что оказались наиболее продвинутыми работы по взаимодействию открытых информационных систем, в то время как проблема переносимости программ не решалась столь успешно. Эти два качества — 1) взаимодействие открытых систем и 2) переносимость программ — составляют основу технологии открытых систем. Впервые эти качества были реализованы на практике при создании компьютеров серии IBM 360, обладающих единым набором команд и имеющих одну и ту же операционную систему.
Частичное решение проблемы мобильности для программ и программистов обеспечили ранние стандарты языков, например Фортрана и Кобола. Языки позволяли создавать переносимые программы, хотя зачастую и ограничивали их функциональные возможности. Мобильность обеспечивалась также за счет того, что эти стандарты были приняты многими производителями. Когда языки приобрели статус стандарта де-факто, их разработкой и сопровождением начали заниматься национальные и международные организации по стандартизации. Далее языки развивались уже независимо от своего создателя. Достижение определенного уровня мобильности программного обеспечения можно считать первым примером истинных возможностей открытых систем.
Таким образом, технология открытых систем решает проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной страны, так и во всем мире.
Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности.
Менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление, не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.


Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.
Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.


Менеджмент предназначен для решения практических задач.
Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

1) она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

2) способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

3) определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.


Технология — это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их использования, и способов организации производства, необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.
На основе данного определения можно выделить по меньшей мере три дополняющих друг друга группы технологий:

1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);

2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);

3) управленческие (отличающиеся способами организации производственного процесса).


В существующей литературе понятие «информационный менеджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами (типом ресурсов или типом инструментов). Куда более плодотворным представляется разговор об информационном менеджменте как о технологии управленческой.
Надо исходить из предположения, что на современном этапе развития модернизационные процессы во всех сферах жизнедеятельности связаны скорее с организацией работы, чем с изменением характера используемых ресурсов или обновлением инструментов. Компьютер, пришедший на смену картотечному ящику и пишущей машинке, — удобство и не более того. Он не поменял природы гуманитарных занятий, так же как заменивший счеты калькулятор не произвел революции в экономике. Происходящие у нас на глазах глобальные перемены связаны не с появлением баз данных и персональных компьютеров, а с появлением новой среды коммуникации. Эта среда властно диктует особые формы взаимоотношений, которые называются сетевыми. Сети как системы человеческого взаимодействия были известны задолго до компьютерной эры, но благодаря новым техническим средствам они стали явлением. Описывать сетевые отношения и рефлексировать по их поводу мы начали только с появлением Internet.
Сегодня есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управленческих. Практически все вновь формирующиеся структуры координации человеческой деятельности, например, офисные систем строятся на основе новейших телекоммуникационных систем и оснащенных современными компьютерами ресурсных центров. Да и вполне традиционный управленец не мыслит сегодня своей работы без компьютера на столе. Можно дать длинный перечень элементов новых управленческих технологий, проникающих и в культурную сферу благодаря сети Internet. Среди этих элементов:

• средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы музейных сайтов);

• распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы компьютерных сетей);

• средства координации деятельности (электронные доски объявлений, форумы, электронные опросы);

• формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции);

• наконец, средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, стандартные и специализированные программные средства).


Но дело не только и не столько в этом. Техническая модернизация сама по себе не приводит к сдвигам в сознании. Требуется еще некий фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа-пространству. Именно сюда, в виртуальную среду, все более перемещаются места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (Web-клубы, Internet-кафе), средства совместного проектирования и продвижения проектов (Web-лаборатории, обмен баннерами). Возникают целые виртуальные «поселения» с проблемно-ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными службами (Geocities, Fortunecity и др.). Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культуры.
Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия или организации.
Выделяют три вида информационного менеджмента: управление предприятием (организацией), внутренней документацией и публикациями. Первый из видов включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.
В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации), В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.
Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационных менеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобразовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, определяющих успехи фирмы.
Информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.
Таким образом, создание информационного общества базируется на следующих утверждениях.

1. Переход к информационному обществу в рамках конкретного государства возможен при условии создания единого информационного пространства на его территории.

2. Базовой составляющей единого информационного пространства являются информационные ресурсы, которые создаются в процессе функционирования автоматизированных информационных систем всех сфер жизнедеятельности государства (органов власти и управления, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц).
Единое информационное пространство — это:

• интеграция информационных ресурсов различных сфер жизнедеятельности общества;

• обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации органам власти и управления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

• создание необходимых условий по информационному общению субъектов управления, хозяйствования и граждан;

• предоставление возможности взаимодействия с информационными ресурсами других государств и международных организаций.
3. Технологии открытых систем решают проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной страны, так и во всем мире.

4. Для перехода на технологии создания открытых информационных систем любое государство должно иметь правительственные профили (профили государственного значения) для создания открытых информационных систем.

5. Открытые автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.
РАЗДЕЛ 2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Использование упреждающих методов управления на базе владения информационной ситуацией — одно из основных условий обеспечения нормального процесса функционирования государственных учреждений. Динамика их экономического состояния требует все большего количества оперативной и достоверной информации для своевременного принятия решений административно-управленческим персоналом и порождает ряд новых проблем управления информационными ресурсами. Решение таких проблем практически невозможно без широкого применения современных компьютерных технологий и систем. Применение их наиболее эффективно в управлении субъектами хозяйствования, имеющими сложную интегрированную организационную и функциональную структуру. Эго в равной степени относится к Фонду социальной защиты населения (далее — Фонд) с трехуровневой системой управления и разветвленной сетью городских и районных отделов.
Корпоративная система. Создание единой корпоративной автоматизированной информационной системы управления Фондом — актуальная задача, требующая значительных ресурсных, временных и интеллектуальных затрат.
Под корпоративной системой крупной организационной структуры, какой является Фонд, понимается специализированная совокупность административных, экономических, математических, социологических и других методов, программных и технических (аппаратных) средств, а также квалифицированного персонала, осуществляющего сбор, обработку и предоставление оперативной и достоверной информации руководству этой структуры и руководителям структурных подразделений для принятия компетентных управляющих решений и контроля их выполнения.
К числу наиболее важных причин, обусловливающих необходимость создания единой корпоративной автоматизированной информационной системы Фонда, следует отнести следующие:

• выполнение таких жизненно важных для ФСЗН функций, как создание и ведение единой информационной базы данных плательщиков Фонда на областном и республиканском уровнях, обеспечение достоверности информации о плательщике за счег перекрестного логического контроля, предоставляемой плательщиком, другими организациями (Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам и др.) и собираемой районным отделом информации, невозможно обеспечить имеющимися автоматизированными средствами на уровне райотделов, а на областном и центральном уровнях эти функции не автоматизированы. По этой причине сроки, в течение которых руководство Фонда получает объективную информацию о собираемости средств, растянуты, что, в свою очередь, не позволяет разрабатывать общую стратегию планирования поступления средств, не дает оперативной и объективной картины;

• введение в республике системы персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов значительно увеличило нагрузку на Фонд и объемы обрабатываемой информации;

• в реализации контрольной функции Фонда одно из центральных мест занимает проверка правильности перечисления работодателями отчислений страховых взносов. На уровне районных отделов проведение проверок занимает около 75% времени инспекторов (а число последних составляет при мерно 85% всех сотрудников Фонда). Вместе с тем по отчету за 2000 г. около 45 тыс. проведенных проверок принесли дополнительно не очень большие суммы. Создание автоматизированной системы мониторинга и анализа ситуации с платежами позволило бы более адресно определять объекты первоочередных проверок и за счет этого повысить эффективность контрольных мероприятий;

• в работе Фонда уже используется ряд автоматизированных систем (в частности, АРМ районного инспектора, АСУ ПУ и др.). Эффективность их функционирования можно повысить путем включения в единую информационную среду ФСЗН и тесной интеграции с другими, в том числе вновь вводимыми автоматизированными системами и информационными ресурсами Фонда.
С момента появления первых компьютеров одной из наиболее важных сфер их применения было организационное управление. В этом смысле создание и внедрение КАИС — не принципиально новый процесс. Речь идет об очередном витке автоматизации на основе применения новой техники и технологий, на котором не должен отрицаться ранее накопленный опыт.
Одна из главных отличительных особенностей этого очередного витка заключается в том, что внедрение компьютеров, цифровых систем связи и ассоциированных с этой техникой технологий затрагивает практически все аспекты деятельности ФСЗН и доходит буквально до каждого рабочего места.
Автоматизация и информационный менеджмент. Наиболее существенные стартовые позиции современного этапа автоматизации кратко можно охарактеризовать следующим образом.
1. Организационное управление в целом и в ФСЗН в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки (насколько это позволяют возможности человека) и в разнообразных удобных для восприятия формах, а также возможность автоматизировать ряд рутинных операций.
2. Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации и беспрецедентные возможности для ее тиражирования.
3. На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации. По сравнению с традиционными хранилищами, такими, как архивы, электронные имеют два важнейших преимущества:

• электронное хранилище позволяет значительно упростить и ускорить доступ к информации;



• при правильной организации формы хранения информации можно автоматизировать многие операции по ее обработке; например, электронный массив детализированных данных (не просто массив документов, а совокупность разделенных элементов данных, снабженных определенными атрибутами) позволяет автоматически или полуавтоматически переструктурировать их нужным образом (выбрать нужный информационный срез), чтобы решить конкретную аналитическую задачу.
На основе использования преимуществ электронных хранилищ информации появилась возможность использовать большие объемы информации не только для целей (долгосрочного или сравнительно долгосрочного) планирования, но и для целей оперативного управления. Ранее использование больших массивов данных сдерживалось высокой трудоемкостью их анализа.
Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и о том, как функционировала сама система управления. Другими словами, возможно детально фиксировать в документальных и числовых структурах технологический опыт системы, который сегодня' накапливается главным образом в памяти и профессиональных навыках работников этой системы. Это могут быть сведения о реальных информационных связях, маршрутах прохождения документов, хронометражи технологических операций и многие другие данные. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов (в том числе количественных) зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы (сегодня это возможно, и то не всегда, только через опрос сотрудников и анализ документов). Накапливаемую в электронных хранилищах тех нологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в ФСЗН и их оптимизации.
Как уже отмечалось, внедрение в управление технических средств автоматизации и новых технологических приемов — процесс перманентный. В нем можно отмечать только определенные волны, вызванные появлением новых классов техники и сформированных под эту технику технологических моделей.
Волна последнего десятилетия опирается прежде всего на мощные персональные компьютеры и сети таких компьютеров. В ее движении можно выделить этапы с характерной расстановкой акцентов.
Как правило, на начальном этапе наибольшее внимание уделяется технике. Так, появление ПЭВМ, их новые возможности, быстрый рост вычислительной мощности при одновременном снижении стоимости, расширение ассортимента программных средств вызвали стремление большинства предприятий и организаций заменить парк имеющихся у них компьютеров и оснастить персональными компьютерами рабочие места, а не только вычислительные центры. В это вкладывалась основная часть финансовых средств. На этом первом этапе обновление информационной технологии происходило главным образом за счет внедрения нового оборудования — в основном компьютеров и локальных сетей. Основными задачами были автоматизация рутинных операций, массовый переход к электронной обработке и хранению информации.
К настоящему времени начальный этап технического оснащения в основном завершен. Подразделения и рабочие места ФСЗН оснащены персональными компьютерами и другой оргтехникой, большая часть вычислительной техники закупается сегодня для замены и модернизации устаревшей. Результаты данного этапа, безусловно, положительны, важнейший из них — возросшая компетентность персонала в вопросах применения вычислительной техники для решения задач Фонда и задач управления.
Вместе с тем практика показала уже не только специалистам, но и широкому кругу работников сферы управления сложность и нетривиальность задач автоматизации этой сферы. Сегодня мало кто станет отрицать, что компьютерное оснащение рабочих мест само по себе не способно существенно повысить эффективность управления и эффективность деятельности организации в целом. Но, с другой стороны, оно создает для этого необходимую основу.
Сегодня главный акцент в процессах автоматизации управления делается уже не на технику, а на технологические аспекты. Прежде всего — это частные технологии, связанные с документационным обеспечением управления на всех его уровнях. Другое важное направление — технологии коллективной работы с документами. Необходимый информационный базис для этих технологий закладывается путем создания информационных хранилищ, в которых концентрируется информация, рассредоточенная на рабочих местах на первом этапе. Как правило, эти технологии внедряются путем создания интегрированных информационно-технологических систем, для обозначения которых часто используют термин корпоративная система.
Подводя итог раздела, отметим, что информационный менеджмент любой предметной области должен базироваться на корпоративной автоматизированной информационной системе этой предметной области.
Корпоративные автоматизированные информационные системы
Корпоративная автоматизированная информационная система (КАИС) Фонда социальной защиты населения — иерархическая организационно-техническая система включает:

• людские ресурсы (персонал, организационное управление, службу сопровождения);

• информационные ресурсы;
• коммуникационную инфраструктуру;

• информационно-технологические ресурсы, а именно, обеспечение следующих основных видов:

— организационного;

— научно-методического;

— интеллектуального;

— документационного;

— лингвистического;

— программного;

— аппаратного.
Иерархическая организационно-техническая система предназначена для:

• решения основных задач Фонда;

• управления Фондом с широким применением современных информационных технологий и средств автоматизации.
Поскольку большая часть работы Фонда, его структурных подразделений и сотрудников связана с обработкой информации, будем считать, что цели, задачи и функционирование КАИ С ФСЗН совпадают с целями, задачами и функционированием ФСЗН с точностью до некоторых социальных, финансовых, административно-хозяйственных аспектов, не связанных с информационными технологиями, равно как и с основной деятельностью Фонда.
Цели создания системы. Главная цель создания и внедрения КАИС ФСЗН состоит в том, чтобы повысить эффективность деятельности Фонда и снизить трудовые, временные и материальные затраты на ее осуществление за счет (главным образом):

• совершенствования технологических процессов обработки информации;

• оптимизации информационных ресурсов Фонда и организации эффективного оперативного доступа к ним сотрудникам и клиентам Фонда;

• автоматизации рутинных операций обработки информации и перемещения (электронных) документов.


Одна из главных исходных посылок в формулировании основных путей достижения поставленной цели заключается в том, что большая часть деятельности Фонда может быть представлена как совокупность технологических процессов обработки информации. Информация является как основным сырьем, так и основным продуктом деятельности Фонда. Следовательно, с точки зрения создания КАИС, наиболее существенная роль в достижении поставленных целей — оптимизация технологических процессов обработки информации, а также самой информации в форме информационных ресурсов.
Совершенствование информационно-технологической составляющей деятельности Фонда должно рассматриваться в различных аспектах. Исходя из этого более детальное содержание целей создания КАИС можно сформулировать следующим образом.
В организационно-методическом плане:

• улучшить управляемость за счет упорядочения управляющих воздействий, контроля исполнения заданий, информационных потоков в Фонде;

• обеспечить прозрачность и контролируемость технологических процессов обработки информации;

• повысить эффективность и качество управления путем информационной поддержки принятия решений должностными лицами;

• снизить ущерб от ошибочных действий руководителей и сотрудников;

• повысить производительность труда и качество работы сотрудников за счет предоставления им эффективно организованного информационного обслуживания, оптимизации должностных позиций и применения более эффективных технологических схем и методик.


В техническом плане:
• автоматизировать рутинные операции обработки информации по всем направлениям деятельности Фонда;

• минимизировать затраты трудовых, временных и финансовых ресурсов на выполнение технологических операций;

• в максимально возможной степени реализовать электронные формы документооборота;

• интегрировать компоненты информационных систем, уже эксплуатирующихся в Фонде, в единую информационную среду, ориентированную на потребности должностных лиц всех уровней управления, структурных и функциональных подразделений и сотрудников;

• использовать типовые технические и программные решения, их тиражируемость в отделениях и подразделениях Фонда, обеспечить высокую степень их системной интеграции и межсистемного взаимодействия.
В плане коммуникаций:

• обеспечить высокоскоростной обмен информацией между подразделениями Фонда на основе использования вычислительных сетей, а также обмен информацией с внешними поставщиками и потребителями информации;

• ускорить выполнение технологических операций за счет ускорения обмена данными между подразделениями, а также компонентами информационных ресурсов;

• обеспечить высокую степень безопасности информации;

• вывести на качественно новый уровень информационное обеспечение внешних потребителей — работодателей, нанимателей, граждан.
В целом внедрение Корпоративной автоматизированной информационной системы будет способствовать и создаст необходимые организационно-технические условия для:

• повышения поступлений страховых взносов за счет внедрения эффективной системы их персонифицированного учета;

• снижения трудовых, временных и материальных затрат на осуществление деятельности Фонда;

• повышения доходной части бюджета Фонда (в частности, путем более точно определяемых объектов проверок);

• осуществления на качественно новом уровне взаимодействия как подразделений и отделений Фонда, так и Фонда с государственными органами управления, партнерами, клиентами, гражданами.
Общие требования к системе. Система должна обладать следующими характеристиками:

• масштабируемость — возможность модульного наращивания системы в рамках унифицированной архитектуры, в том числе на различных аппаратных платформах;

• открытость — возможность расширения системы и ее интеграции с другими информационными системами;

• производительность — возможность максимальной обработки информации в единицу времени;

• оперативность — возможность работы в режиме on-line для осуществления мобильного доступа к информационным ресурсам и достоверного отражения текущего финансового состояния Фонда;

• поддержка механизма транзакций — способность системы поддерживать логическую целостность базы данных при одновременной работе многих пользователей, а также в случае сбоев и аварий;

• защита данных — способность восстановления данных при физическом разрушении аппаратуры баз данных;

• надежность — способность нормального функционирования в условиях сбоев и отказов компонентов аппаратного обеспечения системы;

• безопасность — многоуровневый контроль доступа к функциям и объектам (ресурсам) системы и устранение несанкционированного доступа к данным;

• эффективность — улучшение экономических и других целевых показателей автоматизируемого объекта.


Общие требования к системе представлены на рисунке.

Рисунок – Общие требования к КАИС


Персонал. Со стороны КАИС в целом к персоналу предъявляются следующие основные требования:

• высокий уровень профессиональной подготовки и достаточный уровень квалификации в области информационных технологий;

• стремление и готовность к повышению квалификации;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины.


С другой стороны, технические и технологические средства КАИС создаются для обеспечения эффективной деятельности персонала, а не наоборот, и поэтому следует уделить особое внимание соблюдению требований персонала к техническим компонентам системы, таких, как:

• удобство использования технических и программных средств;

• единство основных решений по реализации интерфейсов;

• предсказуемость поведения компонентов системы;

• исчерпывающее и удобное в использовании описание структуры и функционирования всех технических и технологических компонентов КАИС.
Информационные ресурсы. В требованиях к информационным ресурсам следует выделить две основные составляющие, а именно: требования к содержанию информации и технологические требования к форме.
С содержательной точки зрения, данные должны быть:

• достоверны;

• актуальны. Актуальность означает в данном случае, что содержание данных адекватно времени запроса; следовательно, данные в информационном ресурсе Фонда должны обновляться как можно скорее после их обновления в источнике информации либо непосредственно в момент этого обновления.
С технологической точки зрения форма информационного ресурса должна удовлетворять следующим требованиям:

• технологичности — возможности эффективной обработки различными технологическими компонентами КАИС;

• информативности — компоненты информационного ресурса должны содержать формальную логическую и технологическую информацию, обеспечивающую эффективную и бесконфликтную обработку содержательной части данных как человеком, так и программными компонентами КАИС;

• технологической безопасности формы во времени — компоненты информационного ресурса с длительным жизненным циклом следует хранить в такой форме, которая обеспечит полную сохранность информации в течение многих лет и возможность ее прочтения и обработки спустя много лет современными тому моменту программными средствами;

• предсказуемости логической структуры и формального описания — компоненты информационных ресурсов должны быть организованы так, чтобы знание структуры и формального описания части информационного ресурса позволило пользователю работать с другими частями этого ресурса;

• независимости от аппаратно-программных платформ и ненадежных систем обработки.


Общим в содержательном и технологическом аспектах является требование непротиворечивости информации. Содержательная непротиворечивость обеспечивается организационными мерами. Чтобы исключить возможность несовпадения данных по техническим причинам, следует стремиться к обеспечению единственности физической формы существования элемента данных при одновременном обеспечении возможности его многократного логического вхождения в различные информационные структуры.
Коммуникационная инфраструктура. В идеале коммуникационная инфраструктура должна быть незаметна для персонала, удовлетворяя следующим основным требованиям:

• полноте — обеспечению связи между всеми взаимодействующими компонентами КАИС и технической возможности доступа к любому компоненту информационных ресурсов Фонда из любой точки территориального размещения структурных элементов Фонда;

• достаточной пропускной способности каналов передачи данных;

• надежности;

• безопасности.

Автоматизированные технологические компоненты. Автоматизированные технологические компоненты должны соответствовать таким основным требованиям:


• функциональной полноте — выполнению (и автоматизации в возможной степени) всех специфицированных функций компонента;

• эффективности — улучшению экономических и других целевых показателей системы;

• производительности — возможности максимальной обработки информации в единицу времени;

• оперативности — возможности работы в режиме on-line для осуществления мобильного доступа к информационным ресурсам и достоверного отражения текущего их состояния;

• поддержки коллективной работы — способности системы поддерживать взаимодействие многих пользователей при работе с одним и тем же компонентом информационного ресурса.
Надежность и безопасность. Общие требования к надежности и безопасности:

• защита данных — способность восстановления данных при физическом разрушении аппаратуры баз данных;

• надежность — способность нормального функционирования в условиях сбоев и отказов компонентов аппаратного обеспечения системы;

• безопасность — многоуровневый контроль доступа к функциям и объектам (ресурсам) системы и предотвращение несанкционированного доступа к данным.


Развитие. Для обеспечения дальнейшего развития и модернизации система должна отвечать следующим требованиям:

• масштабируемости — возможности модульного наращивания системы в рамках унифицированной архитектуры, в том числе на различных аппаратных платформах;

• открытости — возможности расширения системы и ее интеграции с другими информационными системами.

РАЗДЕЛ 3
НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Индивидуальные знания специалистов.

Индивидуальные знания специалистов — экспертов в отдельных областях сферы деятельности человека представляет собой, по существу, самый главный ресурс человечества. Специалисты исторических наук владеют информацией о прошедших временах развития человечества и т. д. Все множество специалистов — носителей знаний (или информационных работников) можно подразделить на пять следующих категорий:

1. Относительно небольшая группа людей, связанных с созданием новых знаний или новой информации. В нее входят ученые, художники, архитекторы, конструкторы, т. е. те, кто либо создает новую информацию, либо генерирует новые знания на основе существующей информации.

2. Во вторую группу входят специалисты-профессионалы:

инженеры, юристы, врачи, бухгалтерские работники и т.п. Эти люди используют известные знания и накопленную информацию для реализации практических задач в своей предметной профессиональной области и предлагают другим людям свой опыт.

3. Обширная группа людей, вовлеченных в передачу информации (передачу знаний), включает в себя: во-первых, множество разнообразных воспитателей: учителей, преподавателей, священнослужителей, руководителей производственного обучения и т. п.; во вторых- корреспондентов, журналистов и других работников, взаимодействующих с широкими массами людей; в третьих — работников всевозможных коммуникационных структур: справочных телефонных служб, почтовых организаций, поставщиков техники связи и т. д.

4. Четвертая группа специалистов связана с хранением и извлечением информации и включает в себя работников, занимающихся учетом и регистрацией ИР (например, библиотекарей), а также программистов ЭВМ.

5. Группа организационных и управленческих работников, которые выполняют очень важную функцию передачи информации от отдельного лица или организации другому лицу или другой организации, а также функцию принятия решения в отношении того, кому, куда и когда должна направляться информация и что с ней нужно делать.


Следует сказать, что производства представляют собой комплексное взаимодействие труда, капитала, земли, энергии, материалов и самой разнообразной техники со столь же сложными системами транспорта, связи и распределения информационных потоков. Чтобы учесть все различные аспекты производства, требуются не только производители и потребители, но

и множество посредников, в том числе организационных работников — менеджеров.

Менеджеры, обладая организационным опытом и управляя информационными потоками, участвуют в создании новых благ, поставляя информацию существующим организациям или производствам и тем самым способствуя снижению производственных затрат либо созданию новых продуктов или новых услуг.

Таким образом, менеджеры руководят работой множества информационных работников всех других вышеуказанных групп. В силу объединения разнообразных специализированных и универсальных знаний в единое целое и необходимости наличия большого опыта в организации и управлении какой-либо сферой деятельности такие специалисты признаются чрезвычайно важными для экономического и социального развития общества.


Коллективные знания специалистов.

Коллективные знания специалистов используются для оценки каких-либо событий или явлений с позиций их качественных характеристик для организации процессов постановки задачи, формирования вариантов ее решения, выбора подходов к оценке вариантов и в других аналогичных ситуациях, при которых исследуемая проблема носит сложный неформальный характер. При этом она не может быть описана в виде некоторых аналитических зависимостей и не может быть решена только количественными методами. В данном случае необходим опыт человека — специалиста в конкретной предметной области, использование его суждений

и предпочтений.

В 60_е гг. ХХ в. область практического применения метода Дельфи значительно расширилась, однако присущие ему ограничения привели к возникновению других методов, использующих экспертные оценки. Среди этих методов особого внимания заслуживают методы QUEST, SEER, PATTERN.



Метод QUEST (Qualitative Utility Estimates for Science and Technology, что означает “количественные оценки полезности науки и техники”) был разработан для целей повышения эффективности решений по распределению ресурсов, выделяемых на исследования и разработки. В основу метода положена идея распределения ресурсов на основе учета возможного вклада (определяемого методом экспертной оценки) различных отраслей и научных направлений в решение определенного круга задач. Особенностями применения метода являются: привлечение широкого круга высококвалифицированных специалистов в различных областях науки и техники, а также предоставление экспертам разнообразной достоверной релевантной информации.

Метод SEER (System for Event Evaluation and Review) —система оценок и обзора событий. В этом методе предусмотрено всего два тура оценки. В каждом туре привлекается различный состав экспертов. Эксперты первого тура — специалисты промышленности, а эксперты второго тура — наиболее квалифицированные специалисты из органов, принимающих решения, и специалисты в области естественных и технических наук. Эксперт каждого тура не возвращается к рассмотрению своих ответов, за исключением тех случаев, когда его ответ выпадает из некоторого интервала, в котором находится большинство оценок (например, интервала, в котором находится 90% всех оценок).

Метод PATTERN (Planning Assistance Through Technical Evaluation of Relevance Numbers, что означает “помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки”) был разработан для повышения эффективности процессов принятия решений в области долгосрочной научно-технической ориентации крупной промышленной фирмы. Сущность метода заключается в следующем. Исходя из сформулированных (на основе всестороннего анализа перспектив социально-экономического и научно-технического развития) целей потребителей

продукции фирмы на прогнозируемый период осуществляется развертывание дерева целей. Для каждого уровня дерева целей вводится ряд критериев. С помощью экспертной оценки (собственных или приглашенных специалистов) определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вклада целей в обеспечение критериев. Значимость некоторой цели определяется коэффициентом связи, представляющим сумму произведений весов критериев на соответствующие

коэффициенты значимости. Общий коэффициент связи некоторой цели (с точки зрения достижения цели высшего уровня) определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева.

Метод Анализа Иерархий (МАИ) — математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. МАИ не предписывает лицу, принимающему решение (ЛПР), какого-либо «правильного» решения, а позволяет ему в интерактивном режиме найти такой вариант (альтернативу), который наилучшим образом согласуется с его пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению. Этот метод разработан американским математиком Томасом Саати, который написал о нем книги, разработал программные продукты и в течение 20 лет проводит симпозиумы ISAHP. Порядок применения Метода Анализа Иерархий:


  1. Построение качественной модели проблемы в виде иерархии, включающей цель, альтернативные варианты достижения цели и критерии для оценки качества альтернатив.

  2. Определение приоритетов всех элементов иерархии с использованием метода парных сравнений.

  3. Синтез глобальных приоритетов альтернатив путем линейной свертки приоритетов элементов на иерархии.

  4. Проверка суждений на согласованность.

  5. Принятие решения на основе полученных результатов.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, копирайтер, один из основателей агентства BBD&O. Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики. Однако известны результаты исследований, доказавших более низкую эффективность метода мозговых штурмов по сравнению с обычной групповой выработкой методов решения задачи.

Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

• Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).


Основные различия между методом Дельфи и иерархическим анализом следующие:

    1. Анонимное по сравнению с описанным групповое обсуждение

    2. Корректировка представляет собой последовательность туров по сравнению с динамическим обсуждением

    3. Анкета в качестве основы для суждений по сравнению с иерархической структурой

    4. Статистический и количественный анализ по сравнению с качественным анализом.


Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

Этапы экспертного оценивания:



  1. Постановка цели исследования.

  2. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта.

  3. Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры.

  4. Подбор экспертов.

  5. Проведение экспертизы.

  6. Статистический анализ результатов.

  7. Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания.


Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий



  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства


  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

  • Не шаблонность выдвигаемых идей.

  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.

  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объект

Фонарик.

Случайные объекты

Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов



  1. Очки: солнечные, защитные, модные.

  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.


Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Существует две группы экспертных оценок:

• Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.

• Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.

Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод применяют для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например, оценка нескольких технических проектов по их степени соответствия заданному критерию, во время соревнования оценка судьями выступления фигуриста. Экспертные оценки количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающиеся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.

Известны следующие методы экспертных оценок:

• Метод ассоциаций. Основан на изучении схожего по свойствам объекта с другим объектом.

• Метод парных (бинарных) сравнений. Основан на сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные.

• Метод векторов предпочтений. Эксперт анализирует весь набор альтернативных вариантов и выбирает наиболее предпочтительные.

• Метод фокальных объектов. Основан на перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект.

• Индивидуальный экспертный опрос. Опрос в форме интервью или в виде анализа экспертных оценок. Означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа.

• Метод средней точки. Формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы.



следующая страница >>