Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методы принятия управленческих решений 4 879.1kb.
Менеджмент туризма 36 6318.77kb.
Рабочая учебная программа Выписка из гос 2 904.69kb.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы 13 3727.41kb.
Региональный общественный фонд новых технологий в образовании «байтик»... 1 301.43kb.
Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной... 1 107.39kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления... 1 154.44kb.
Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей... 3 405.66kb.
Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской... 2 403.05kb.
Маркова Ирина Васильевна 1-ая неделя 16: 40-18: 10 1306 Теория принятия... 1 41.79kb.
Поляки в северном железнодорожном лагере 2 272.15kb.
- 4 1234.94kb.
Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений в комплексном - страница №1/2


На правах рукописи


ПШЕНИЧНЫХ ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
специальность: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)

АВТОРЕФЕРАТ



диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2008

Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального права и управления Технологического Института Южного Федерального Университета в г. Таганроге.



Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Корсаков Михаил Николаевич





Официальные оппоненты:

доктор географических наук, профессор

Дружинин Александр Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент


Новиков Михаил Васильевич





Ведущая организация:

Ставропольский государственный

университет

Защита диссертации состоится «23» апреля 2008 г. в 12-00 на заседании регионального диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.208.28 при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, ауд. 302.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан « 22 » марта 2008 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета ____________ С.В. Гриненко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В практике управления российскими территориями регулирование туризма традиционно осуществляется на основе узкоотраслевого подхода к рассмотрению возможных приоритетов развития только с позиции развития туристского потенциала, не позволяя производить комплексную оценку планируемого развития для других важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности экономики территории. Это приводит к недооценке роли туризма в социально-экономической жизни территории и дискриминации отрасли при ранжировании приоритетов развития.

Ухудшение социально-экономического положения ряда российских территорий в эпоху рыночных трансформаций с особой остротой поставило вопрос о поиске новых приоритетов развития, применении системного подхода к управлению развитием отдельных отраслей, позволяющего повысить эффективность использования ограниченных ресурсов.

Индустрия туризма является весьма сложной системой, охватывающей различные сектора экономики, и ее функционирование будет намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, при условии ее планирования на комплексной основе с согласованным развитием всех компонентов. Поэтому наиболее эффективным для территории является подход, при котором планирование развития туризма осуществляется в рамках единой системы комплексного социально-экономического развития.

В последние годы в России активно ведутся научные исследования по переосмыслению феномена туризма в современном обществе, рассмотрению его как совокупной деятельности многих секторов экономики, обоснованию системного, комплексного подхода к его планированию и управлению. Но бурное развитие туризма значительно опережает разработку соответствующего научного инструментария его экономического анализа и управления. Ввиду исключительного разнообразия территорий универсальная, оптимальная модель управления индустрией туризма в экономической системе, позволяющей получить ответы на все желаемые вопросы, может существовать только в теории. Поэтому в задаче оптимизации процессов управления индустрией туризма актуальной и практически значимой является проблема построения типологии территорий, как фактора информационно-методического обеспечения процесса управления.



Степень разработанности проблемы. В работе использованы исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития и регулирования туризма в условиях рынка: В. Азара, М. Александровой, И. Балабанова, М. Биржакова, Е. Богданова, Н. Волошина, В. Гуляева, М. Ефремовой, М. Жуковой, А. Здорова, И. Зорина, Е. Ильиной, Д. Исмаева, Н. Кабушкина, Г. Карповой, В. Квартальнова, А. Папиряна, Г. Пилипенко, И. Рубанова, В. Сапруновой, Ю.Темного, Л. Темной, А. Чудновского, Г. Яковлева и других.

Для изучения сложных социально-экономических систем, к которым можно отнести и индустрию туризма, все шире используется комплексный подход: В. Громов, М. Брайнин, Е. Богданов, Гиг Дж. и др. Комплексный подход положен в основу большинства планов и программ развития туризма регионов и муниципальных образований (Комплексная программа развития туризма Москвы и Московской области, Иркутска, Челябинска и др. ).

Описание различных вариантов типологии, разных по масштабу социально-экономических систем (стран мира, регионов) можно найти в работах Н. Баранского, Б. Бутса, В. Виноградова, С. Дробышевского, И. Зубаревича, О. Кочеткова, А. Натензона, А. Мартынова, Г. Мальгинова, В. Петрова, Г. Федорова, М. Хейнденриха, А. Хехта, А. Шеховцова, А. Юдина, С. Сафронова; задача создания типологии туристских территорий решалась в работах В. Боголюбова, А. Веденина, И. Зорина, В. Квартальнова, А. Козма, Д. Козлова, Н. Мироненко, Б. Морозова, И. Петрасова, Л. Попова, В. Преображенского, И. Пирожника, А. Романова, Р. Саакяна, И. Твердохлебова и других.

Анализ литературы по проблематике исследования позволяет вести речь о наличии исходной ее концептуальной базы, однако существуют также и определенные теоретические и практические «пробелы», связанные с отсутствием удовлетворяющей современным требованиям типологии регионов, построенной на современной статистической базе, позволяющей провести комплексную оценку состояния индустрии туризма в региональной экономической системе, что и определило выбор темы диссертации, формулировку ее целей и задач.



Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование и обоснование процесса принятия управленческих решений на основе адаптации комплиментарных методов и технологий, обеспечивающих развитие индустрии туризма. Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • выявить особенности управления индустрией туризма в рамках единой системы комплексного стратегического управления социально-экономическим развитием территории;

  • провести анализ существующих подходов и сформировать систему показателей, необходимых для характеристики и комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе;

  • провести классификацию и построить типологию территорий на основе комплекса показателей, характеризующих социально-экономическое положение территории и состояние в ней индустрии туризма;

  • разработать и реализовать технологию поддержки принятия управленческих решений в процессе комплексного развития индустрии туризма в экономической системе, на основе содержательной характеристики типов территорий с использованием сформированной системы показателей состояния индустрии туризма.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма в экономической системе. Предметом исследования выступают методы, инструменты и технологии принятия управленческих решений в процессе развития индустрии туризма на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в системе управления.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования. Исследование основывается на том, что в качестве информационно-методического обеспечения принятия управленческих решений может выступать комплексная оценка состояния индустрии туризма, реализуемая посредством типологии территорий.

Теоретико-методологической основой послужили системный подход и базирующиеся на нем концептуальные положения, представленные в научных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления социально-экономическими системами и экономике индустрии туризма, кластерному анализу, а также материалы научных конференций, публикаций в периодической печати и в сборниках научных трудов, посвященные исследованию различных аспектов проблем, связанных с комплексным социально-экономическим развитием, формированием системы показателей состояния индустрии туризма.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена научными публикациями отечественных и зарубежных ученых, статьями в периодической печати по вопросам управления индустрией туризма, проблемам разработки типологии сложных социально-экономических объектов. Использовались официальные материалы органов статистики Российской Федерации, нормативно-правовые акты и другие материалы.

Инструментарно-методический аппарат. Для достижения поставленной цели исследования были использованы: общенаучные и экономические методы, такие как логический, сравнительный, функциональный и структурный анализ; синтез, классификация и моделирование; статистический метод, включающий корреляционный, факторный, кластерный анализ, дисперсный и дискриминантный анализ, программное обеспечение общего и специального назначения: Microsoft Excel, SPSS.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Масштабность и важность индустрии туризма свидетельствуют о ее принадлежности к стратегическим отраслям экономики, что требует непосредственного управления, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и повышения уровня здоровья населения. Функционирование индустрии туризма невозможно без взаимодействия с социально-экономической системой. Индустрия туризма, являясь подсистемой социально-экономической системы, взаимосвязана с такими институтами как «экономика», «общество», «природа», «политика», «наука и технологии». Поэтому обоснование необходимости управления индустрией туризма на основе комплексного развития в социально-экономической среде строится на основе изучения современного состояния, анализа роли и места индустрии туризма в экономике и социальной политике территории, особенностей и специфики туристской системы, ее влияния, в частности, на социально-экономическое развитие территории.

  2. Ввиду широкого разнообразия территорий различающихся между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам и политическим предпочтениям населения, и необходимости комплексной оценки состояния в них индустрии туризма с целью совершенствования процесса принятия управленческих решений возникает необходимость построения типологии территорий по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой с целью выявления однородных в том или ином смысле групп территорий.

  3. В качестве основы разрабатываемой системы показателей технологии поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки развития индустрии туризма была выбрана единая для всех субъектов система показателей органов государственной статистики, обеспечивающая наилучшее сочетание наибольшего числа используемых показателей и масштабов охвата исследуемых туристских территорий. В рамках разработанной технолгии было выяснено, что проводить кластерный анализ непосредственно на сравнительно большом объеме переменных весьма затруднительно и усложняет дальнейшую интерпретацию полученных результатов. В связи с этим вся совокупность переменных с помощью факторного анализа была разбита на группы таким образом, чтобы элементы каждого фактора сильно коррелировали между собой, а представители разных групп характеризовались слабой коррелированностью. В результате проведенного факторного анализа была получена система, состоящая из четырех комплексных факторов, позволяющая оценить общее социально-экономическое развитие и состояние индустрии туризма.

  4. Для обеспечения однородности первоначальной выборки территорий предлагается учесть территориальные особенности, отнесенные к группе базовых характеристик. Сделать, это предлагается путем осуществления первоначальной типологии территорий по уровню социально-экономического развития и состоянию в них индустрии туризма. В результате применения типологии территорий в данной работе при анализе состояния появится возможность сопоставлять территории, находящиеся в достаточно однородной среде по комплексу географических, климатических, политических, природно-сырьевых, экономических и других факторов. После выполнения кластеризации территорий, с учетом их социально-экономического развития и состояния в них индустрии туризма, было проанализировано влияние экономического состояния на результаты функционирования и развития рынка туристских услуг. С этой целью была проведена последующая кластеризация территорий по показателям, характеризующим туристский поток и специфического показателя эффекта функционирования рынка.

  5. В связи с тем, что методы многомерной классификации, а именно кластерные методы, обладают различной чувствительностью для одного и того же набора исходных данных в данном исследовании в рамках создаваемой технологии принятия управленческих решений, на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма, и с целью создания типологии территорий кластеризация была выполнена всеми доступными агломеративными методами. Для проверки и обоснованности полученных различными кластерными методами решений на достоверность был использован дискриминантный анализ, который позволяет строить функции, зависящие от измеряемых характеристик, значения которых и объясняют разбиение объектов на классы.

  6. Комплексная оценка состояния индустрии туризма на основе созданной типологии территорий выполняется на нескольких уровнях: во-первых, на уровне территории, относящейся к одному из четырех базовых типов по результатам функционирования и развития туристского рынка; во-вторых, на основе принадлежности территории к одному из семи типов территорий по уровню социально-экономического развития и состояния в них индустрии туризма на основе значений комплексных факторов, позволяющих сравнить положение территорий одного типа между собой и оценить это состояние относительно средних «типичных» значений; в-третьих, на уровне первичных показателей, значения которых более подробно позволяют анализировать отдельные направления социально-экономического развития территории и состояние в них индустрии туризма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Обоснована необходимость управления индустрией туризма на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе, реализуемой посредством типологии территорий.

  2. Сформулирована расширенная система факторов, влияющих на развитие индустрии туризма и определяющих это развитие, и предложена система показателей, необходимая для характеристики и комплексной оценки состояния индустрии туризма, базирующаяся на системе статистических показателей Росстата РФ.

  3. Проведено исследование различных способов кластеризации и апробирован дискриминантный анализ, позволивший получить дополнительную информацию о качестве полученных кластерных решений.

  4. Предложена и апробирована на практике типология туристских территорий, учитывающая социально-экономическое развитие территории и его влияние на уровень развития индустрии туризма.

  5. Предложен способ обоснования процессов управления индустрией туризма, позволяющий на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в социальной экономической системе, выявлять основные проблемы и определять приоритетные направления развития территорий.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью, положениями научной новизны и заключается в возможности и целесообразности использования предложенных в работе методических подходов, положений и практических рекомендаций в деятельности государственных и региональных органов власти. Содержащиеся в работе теоретические и методические разработки могут быть использованы для осуществления задач государственной и региональной политики в Российской Федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические и методологические положения диссертации, практические результаты проведенного исследования использовались в процессе подготовки и преподавания лекционных курсов «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», «Управленческие решения в социально-культурном сервисе и туризме» в Южном Федеральном Университете в г. Таганроге.

Основные концептуально-теоретические положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах в г. Ярославле (Региональная научно-практическая конференция "Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование", 2005 г.), г. Таганроге (Известия ТРТУ «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права», 2003-2004 гг.). Основное содержание диссертации получило отражение в 11 опубликованных научных работах общим объемом 64,6 п.л.



Структура и объем диссертационной работы. Логика диссертации обусловлена целью и поставленными задачами исследования и определяет структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложения. Работа изложена на 190 страницах текста, содержит 25 таблиц, 29 рисунков, список используемых источников насчитывает 148 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень разработанности проблемы, определены объект, предмет, цели, задачи и методология исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, показаны научная новизна и практическая значимость результатов исследования.



В первой главе - «Формирование процесса управления комплексным развитием индустрии туризма в экономической системе», сформулирована концептуальная основа диссертационного исследования, рассматривается процесс управления комплексным развитием индустрии туризма в экономической системе. Проведен сравнительный анализ существующих подходов к систематизации экономических показателей формирования и развития индустрии туризма, а также к построению типологии социально-экономических объектов. Показано, что ни на федеральном, ни на региональном уровнях не сформирована единая методика комплексной оценки состояния индустрии туризма.

Индустрия туризма является весьма сложной системой, охватывающей различные сектора общества и экономики, которая будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться и развиваться на комплексной основе с согласованным развитием всех ее компонентов. Поэтому наиболее эффективным является подход, при котором планирование развития туризма осуществляется в рамках единой системы комплексного стратегического планирования социально-экономического развития территории. Принцип комплексности в данном случае предполагает рассмотрение сферы услуг туризма во взаимодействии с развитием всех и, особенно, сопряженных отраслей (транспорт, строительная промышленность, сельское хозяйство, лесное, водное хозяйство, пищевая и легкая промышленность, промыслы и ремесло и др.) в целях рационального использования природных, экономических и трудовых ресурсов территории. Данный принцип предполагает также увязку развития сферы туризма с развитием территории в целом с учетом его роли и значения в общественной системе разделения труда в контексте всей совокупности прогнозно-экономических характеристик и факторов развития. Такая интеграция позволяет разрешить потенциальные противоречия, связанные с использованием имеющихся ресурсов и обеспечить многоцелевое использование инфраструктуры территории для удовлетворения общих потребностей жителей территории и туристов.

Анализ современного состояния развития туризма позволил выявить его ярко выраженную территориальную дифференциацию. Основной составляющей изучения территориального развития туризма может выступать типологизация территорий. Данная процедура основана на комплексном изучении и оценке природно-географических условий и ресурсов территории, её хозяйственных и других особенностей, классификация территорий по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой с целью выявления однородных в том или ином смысле групп. Разработка научных принципов типологизации и дальнейшее их развитие позволяет выявлять новые туристские ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще не освоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка, правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам. Типология территорий в практическом преломлении необходима, в целях выделения достаточно устойчивых, для конкретного этапа развития, социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется туристская политика государства. Исходное значение при этом имеют изучение и планирование основных социально-экономических показателей по регионам страны.

На основе анализа основных районообразующих факторов был сформирован комплекс наиболее общих направлений, необходимых для характеристики и комплексной оценки состояния индустрии туризма региона. Выделенные направления послужили также критерием оценки полноты существующих подходов к оценке состояния туристского региона. С учетом сформулированных критериев был сделан вывод, что одним из вариантов хорошего соотношения полноты охвата различных аспектов и масштабов оценки является система показателей Росстата РФ. Поэтому в качестве основы разрабатываемой системы показателей методики комплексной оценки развития туризма на региональном уровне была выбрана единая для всех субъектов система показателей Росстата РФ с использованием материалов ежегодного сборника «Регионы России» и ежегодного сборника «Туризм в цифрах», обеспечивающая наилучшее сочетание наибольшего числа используемых показателей и масштабов охвата исследуемых туристских регионов.

В процессе анализа литературы был выявлен широкий интерес исследователей и политиков к типологиям российских регионов, что связано с огромной, к тому же все нарастающей дифференциацией их социально-экономического состояния. В результате сравнительного анализа существующих подходов к построению типологии социально-экономических объектов, было установлено, что, во-первых, удовлетворяющей современным требованиям типологии туристских регионов в открытых опубликованных источниках не обнаружено; во-вторых, при разработке типологии передовыми и достаточно эффективными являются методы кластерного анализа; в-третьих, успех задачи типологизации во многом определяется адекватностью и корректностью процедуры оценки социально-экономического состояния исследуемых объектов. В задаче по созданию типологии оценка состояния должна даваться сразу для многих объектов и поэтому важно обеспечить сопоставимость полученных оценок. Практически сопоставимость можно достичь только на ограниченном наборе показателей: либо в рамках какого-нибудь одного социального или экономического аспекта социально-экономического состояния, либо, в лучшем случае, по комплексу таких аспектов.

Во второй главе «Разработка технологии поддержки принятия управленческих решений в процессе развития индустрии туризма на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в системе управления» рассматриваются проблемы, связанные с формированием системы показателей для процедуры кластерного анализа, приведено описание процедуры кластерного анализа, выполнена кластеризация и осуществлено формирование типов регионов, приводится алгоритм и описана технология поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе.

В качестве одного из выводов, сделанных в результате анализа существующих подходов типологизации социально-экономических объектов, проведенного в третьем параграфе первой главы, была указана необходимость осуществления процедуры кластерного анализа, высокая эффективность которой для решения задачи многомерной классификации доказана многими зарубежными и отечественными исследователями.

В кластерном анализе одним из наиболее важных шагов в исследовательском процессе является выбор переменных. В первой части исследования выявленные с применением системного подхода критерии позволили выбрать и обосновать использование в качестве основы создаваемой методики комплексной оценки состояния индустрии туризма территорий системы показателей Росстата РФ.

Исходная система показателей включает 16 основных блоков: уровень жизни населения, ВРП, труд, инвестиционная деятельность, финансы, транспорт, коммунальные услуги, связь, телекоммуникации и информационные технологии, торговля и услуги, правонарушения, окружающая среда, материально-технические ресурсы индустрии туризма, туристские потоки, культурно-исторические ресурсы, финансы индустрии туризма, цены на услуги в индустрии туризма. Большинство показателей, используемых Росстатом, являются абсолютными, значения некоторых показателей имеют значительный разброс. Для того, чтобы несколько сгладить разброс и, главное, сделать возможным адекватное сопоставление регионов, был произведен ввод относительных показателей, за счет отнесения абсолютных показателей к численности населения и к площади территории, на которой находится субъект.

Первоначально, чтобы облегчить задачу интерпретации полученной типологии, а также ввиду отсутствия полных статистических данных по всем переменным, было решено сократить число отобранных для кластерного анализа показателей, влияющих на состояние и развитие индустрии туризма. С этой целью было решено использовать факторный анализ, имеющийся в пакете статистических программ SPSS 11.0, позволивший получить для всей выборки значений показателей четыре комплексных фактора, которые достаточно полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии. Факторный анализ позволяет также решить проблему нормирования данных, так как на первом шаге процедуры факторного анализа происходит стандартизация заданных значений переменных (z-преобразование).

Сформированная на основе факторного анализа система, состоящая из четырех факторов, позволяет оценить общее социально-экономическое развитие региона и состояние в нем индустрии туризма. Первый фактор собрал семнадцать показателей, характеризующих состояние экологической ситуации, торговли, уровень развития информационных и коммуникационных технологий, уровень обеспеченности культурно-историческими ресурсами, уровень цен на услуги туристских предприятий, а также в данный фактор попал один из показателей характеризующих инвестиционную активность. Во второй фактор входят четырнадцать показателей, которые характеризуют удаленность региона от административного центра, состояние транспортной индустрии, гостиничной индустрии, наличие туристских фирм, уровень занятости, а также три оставшихся показателя, характеризующих степень инвестиционной активности. Третий фактор собрал десять показателей, описывающих состояние индустрии питания, уровень жизни в регионе, уровень экономической деятельности региона, а также уровень безработицы. В четвертый фактор вошли одиннадцать показателей, характеризующих уровень криминогенности, состояние жилищно-коммунального комплекса, обеспеченность региона финансовыми ресурсами, уровень обеспеченности населения услугами связи, а также показатели, описывающие состояние санаторно-оздоровительного комплекса.

В связи с тем, что для одного и того же набора исходных данных разными кластерными методами можно получить результаты, существенно отличающиеся друг от друга в данном исследовании кластеризация была выполнена всеми доступными агломеративными методами, имеющимися в системе SPSS, и использован дискриминантный анализ для проверки обоснованности решений.

Для обеспечения однородности первоначальной выборки регионов были учтены территориальные особенности, отнесенные к группе базовых характеристик регионов, путем осуществления первоначальной типологии регионов по уровню экономического развития. В результате на основе исходных значений четырех комплексных факторов были получены 7 типов регионов по уровню социально-экономического развития и состоянию в них индустрии туризма.

После того как была выполнена кластеризация регионов, учитывающая социально-экономическое развитие регионов и состояние в них индустрии туризма, необходимо было проанализировать влияние данных параметров на результаты функционирования и развития рынка туристских услуг. С этой целью было решено провести кластеризацию регионов лишь по наиболее значимым с точки развития туризма показателям по данным за 2005 год:

1. Объем отдельных видов платных услуг (млн. руб.), в том числе:



  • туристско-экскурсионные;

  • санаторно-оздоровительные;

  • услуги гостиниц.

2. Численность размещенных лиц (тыс. чел.):

  • в предприятиях гостиничного типа;

  • в специализированных средствах размещения.

Отобранные показатели позволяют оценить состояние и развитие туризма в регионах, как в денежном, так и в натуральных показателях, что позволяет получить более полную характеристику развития туризма в регионах России.

В итоге, в результате кластеризации регионов по результатам функционирования и развития рынка туристских услуг были получены четыре базовых типа. Для обозначения полученных типов туристских регионов были введены следующие обозначения: тип 1 –регионы с развитой туристской индустрией; тип 2 –регионы со среднеразвитой индустрией туризма; тип 3 - регионы со слаборазвитой туристской индустрией; тип 4 – лидеры. Для объяснения принадлежности регионов к полученным базовым типам объективными факторами, к которым были отнесены: экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал, тип (уровень) социально-экономического развития региона была разработана типология туристских регионов, представленная в таблице 1.

Каждый из полученных базовых типов можно разбить на три (1 тип), шесть (2 и 3 тип) и два (4 тип) подтипа соответственно. Полученные подтипы относятся к одному из семи типов регионов, характеризующихся разным социально-экономическим уровнем развития и состоянием индустрии туризма. Таким образом, в общем виде было получено 17 типов регионов.

Таблица 11 – Разработанная типология регионов РФ по уровню развития в них индустрии туризма

Тип

региона**



Подтип***

Перечень регионов

1

1 (2)

Красноярский край, Новосибирская область, Пермская область

2 (3)

Нижегородская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Ставропольский край, Челябинская область

3 (4)

Республика Татарстан

2

1 (1)

Амурская область, Иркутская область, Приморский край, Читинская область

2 (2)

Алтайский край, Архангельская область, Мурманская область, Омская область, Республика Карелия, Республика Коми, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край

3 (3)

Владимирская область, Волгоградская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Оренбургская область, Саратовская область, Тверская область, Тульская область

4 (4)

Вологодская область, Воронежская область, Кировская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область

5 (5)

Калининградская область

6 (6)

Республика Саха (Якутия)

3

1 (1)

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Тыва

2 (2)

Еврейская АО, Костромская область, Курганская область, Республика Хакасия

3 (3)

Астраханская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Курская область, Липецкая область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Рязанская область, Тамбовская область

4 (4)

Белгородская область, Брянская область, Смоленская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика, Ярославская область

5 (5)

Республика Северная Осетия-Алания

6 (6)

Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский АО

4

1 (5)

Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург

2 (7)

Москва

**Типология регионов по результатам функционирования и развития рынка туристских услуг

***Подтипы регионов (в скобках обозначен тип региона по уровню социально-экономического развития и состоянию в них индустрии туризма)



Для объяснения принадлежности регионов к базовым типам и получения более подробной их характеристики следует перейти к анализу каждого из 17 типов регионов (таблица 2). Как видно из таблицы 2, каждому из полученных типов был присвоен свой собственный код, состоящий из двух частей, разделенных дефисом. Первая часть обозначает принадлежность региона к одному из четырех базовых типов по результатам функционирования и развития туристского рынка: 1, 2, 3 и 4; вторая часть – порядковый номер подтипа, в скобках указана принадлежность к одному из шести типов регионов по уровню социально-экономического развития. В столбцах таблицы приведены средние значения комплексных факторов социально-экономического состояния регионов разных типов.

Таблица 22 – Средние значения комплексных факторов социально-экономического состояния регионов разных типов



Тип региона


1-1(2)

1-2(3)

1-3(4)

2-1(1)

2-2(2)

2-3(3)

2-4(4)

2-5(5)

2-6(6)

Фактор 1

-0,2966

0,1654

-0,1159

-0,0222

0,0168

-0,1463

-0,3024

0,1202

0,0149

Фактор 2

-0,4996

-0,3372

-0,5824

0,1721

0,8856

-0,5771

-0,29

-0,4456

2,2386

Фактор 3

0,04386

0,4192

1,4912

-0,5489

0,7119

0,2181

0,702

0,2227

0,0399

Фактор 4

-0,2508

0,2772

0,0554

-0,1209

-0,5855

0,2982

-0,9603

1,8053

-0,6133



3-1(1)

3-2(2)

3-3(3)

3-4(4)

3-5(5)

3-6(6)

4-1(5)

4-2(7)

Фактор 1

-0,4112

-0,3156

-0,2975

-0,1907

-0,1621

-0,1372

1,0133

8,1214

Фактор 2

0,0795

0,2601

-0,7673

-0,716

-1,2356

2,6502

-0,5488

-0,2117

Фактор 3

-2,3617

-0,3139

-0,1896

0,7794

-0,2239

0,1632

0,6107

-0,8052

Фактор 4

-0,554

-0,8282

0,2834

-0,4185

2,5498

1,6814

2,197

-0,739

Более подробную характеристику, полученных типов можно получить, если построить по средним значениям комплексных факторов лепестковые диаграммы. Используя построенные диаграммы можно сравнить социально-экономическое положение регионов одного типа между собой и оценить это состояние относительно средних «типичных» значений. На рисунке 1 представлены профили семи регионов типа 1-3, включая Ростовскую область.

Используя построенные диаграммы (см. рис. 1) можно сравнить социально-экономическое положение регионов одного типа между собой и оценить это состояние относительно средних «типичных» значений. Так, Ростовская область занимает третье место по значению первого фактора (0,2262), уступая Свердловской (0,3844) и Самарской области (0,3506). Данное отставание связано с недостаточным уровнем развития связи (48,96 абонентов сотовой радиосвязи на 10 000 человек населения), в Свердловской области значение данного показателя превышает в 2,3 раза, в Самарской – почти в два раза; сферы торговли и услуг. По инвестиционной активности в сферу транспорта и связи Ростовская область занимает лишь пятое место, абсолютным лидером является Самарская область. Однако есть и положительные стороны в низких значениях Ростовской области по данному фактору, показатели, характеризующие состояние окружающей среды одни из лучших после Ставропольского края.



Рисунок 13 - Лепестковая диаграмма «профиль региона» по комплексным факторам социально-экономического развития и состоянию индустрии туризма (тип 1-3)

Значения остальных факторов для Ростовской области ниже среднего. Наиболее низкие значения показателей наблюдаются в сфере ЖКХ (порядка 65% по четырем показателям по сравнению с лидерами, у которых значения достигают 80-90%); финансах Ростовской области – самая низкая бюджетная обеспеченность населения среди регионов данного типа (7 тыс. руб. на душу населения), меньше лидера Республики Башкортостан, где на душу населения приходится 12,28 тыс. руб.; отрасли связи (наиболее низкая обеспеченность городского населения средствами связи); уровне жизни населения (соотношение доходов к прожиточному минимуму находится на уровне среднего, однако доля населения с доходами ниже прожиточного минимума одна из самых больших – 23,2%). Самые низкие значения наблюдаются также по ВРП (41,8 тыс. руб. на душу населения), лидером по данному показателю является Самарская область. Ростовская область отстает от лидера более чем в два раза (85, 2 тыс. руб. на душу населения). Так же для Ростовской области характерен самый высокий уровень безработицы (12,6), в основном растет  уровень безработицы в шахтерских территориях области. Также высокий уровень безработицы это следствие несбалансированности спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре, а также заниженной цены труда (более 60 % вакансий, заявленных в службу занятости, с заработной платой ниже величины прожиточного минимума).. Что касается сферы гостиничного хозяйства, то несмотря на низкое значение числа гостиниц, емкость номерного фонда на уровне среднего, емкость санаторно-оздоровительных учреждений одна из самых низких среди регионов данного типа. Что подтверждает гостиничную специализацию Ростовской области, а конкретно развитие делового туризма на данной территории.

Таким образом, анализируя социально-экономическое положение Ростовской области и состояние в ней индустрии туризма, в качестве приоритетных направлений развития можно выделить развитие системы жилищно-коммунального хозяйства, в частности за счет привлечения в сферу ЖКХ частного капитала, одним из популярных сегодня решений является передача объектов коммунальной инфраструктуры в управление частному инвестору; дальнейшее развитие отрасли связи и транспортной инфраструктуры, совершенствование инвестиционной политики, особенно следует уделять внимание подготовке инвестиционных проектов.

Фактически, формирование комплексной оценки состояния индустрии туризма выполняется на нескольких уровнях: во-первых, на уровне региона, относящегося к одному из четырех базовых типов по результатам функционирования и развития туристского рынка; во-вторых, на основе принадлежности регионов к одному из семи типов регионов по уровню социально-экономического развития и состоянию в нем индустрии туризма значений комплексных факторов; в-третьих на уровне первичных показателей, значения которых более подробно позволяют анализировать отдельные направления социально-экономического развития региона и состояние в нем индустрии туризма.

На рисунке 2 представлен итоговый алгоритм формируемой технологии поддержки принятия управленческих решений на основе комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе.

Алгоритм (см. рис. 2) отражает последовательность основных процедур, выполняемых при осуществлении технологии: на базе основных социально-экономических показателей, взятых из статистического сборника «Регионы России» и «Туризм и туристские ресурсы в России» (шаг 1 - подготовительный), группировка статистических показателей и нахождение комплексных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие региона и состояние в нем индустрии туризма, на основе факторного анализа (шаг 2). На основе полученных факторов проведена кластеризация туристских регионов (шаг 3.1 и 3.2). Формирование комплексной оценки состояния индустрии туризма (шаг 4.1 и 4.2).





Рисунок 24 – Алгоритм методики комплексной оценки состояния индустрии туризма в экономической системе

Разработанная типология территорий выступает фактором информационно-методического обеспечения процесса управления государственных органов власти, позволяющая выделять территории, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно; определять приоритеты развития, осуществлять государственную политику, как непосредственно связанную с развитием туристских комплексов, так и в целом социально-экономического развития региона.

В качестве перспектив использования сформированных типов регионов на макроэкономическом уровне может быть: информационная поддержка в планировании и реализации федеральных целевых программ развития индустрии туризма; создание благоприятного инвестиционного климата в туристских, рекреационных и курортных центрах России; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др..

Реализация предложенной технологии поддержки принятия управленческих решений на мезоэкономическом уровне позволяет производить комплексную оценку планируемого развития для других важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности экономики территории (транспорта, здравоохранения и др.), что позволяет повысить эффективность использования ограниченных ресурсов. Помимо этого, разработанная типология регионов позволяет переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями, а так же служит информационно-методическим инструментом при планировании и реализации местных программ развития туризма, осуществлении региональных и федеральных целевых программ в части, относящейся к данной местности.

Сфера применения разработанной типологии территорий на микроэкономическом уровне, представленном различными предприятиями и организациями, работающими в индустрии туризма, касается разработки сетевых маршрутов, выявлении перспективных мест расположения туристских предприятий и организаций.

В третьей главе «Практическая реализация технологии поддержки принятия управленческих решений» произведен сравнительный анализ состояния индустрии туризма регионов РФ на основе разработанной типологии и осуществлена адаптация технологии поддержки принятия управленческих решений в комплексном развитии индустрии туризма на примере регионов Южного Федерального Округа.

В результате выполнения процедуры кластеризации туристских регионов выделено 4 базовых типа: 1 – развитые, 2 – среднеразвитые, 3 – слаборазвитиые, 4 –лидеры. Средние значения показателей каждого базового типа приведены в таблице 3.



Результаты кластерного анализа показывают значительную дифференциацию регионов России по результатам функционирования и развития туристского рынка. В России имеются 4 высокоразвитых региона такие как: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Но даже среди этих аномальных регионов значительно выделяется г. Москва (тип 4-2(7)).
следующая страница >>