Информационные ресурсы: определение, основные понятия, параметры, особенности открытого потока информации, помехи возникающие в кана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Информационные ресурсы: определение, основные понятия, параметры, особенности открытого - страница №1/5

А.П.Веревченко
e-mail:gr08x07@chat.ru

=

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:



ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

ПАРАМЕТРЫ, ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ,

ПОМЕХИ ВОЗНИКАЮЩИЕ В КАНАЛАХ ПОСТУПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

=

АННОТАЦИЯ

Приводится основной понятийный аппарат, связанный с определением информационных ресурсов и определением параметров информации, влияющих на результативность информации при решении различного типа задач. Излагается один из возможных подходов к оценке информации, используемый при принятии информационных решений.
=

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. ФАКТ
1.2. ЗНАНИЯ, СВЕДЕНИЯ
1.3. ДАННЫЕ
1.4. ИНФОРМАЦИЯ
1.5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Раздел 2. КЛАССЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ


2.1. ДОКУМЕНТЫ
2.1.1. ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ДОКУМЕНТА
2.1.2. МЕРЫ ПО УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
2.2. ПЕРСОНАЛ
2.2.1. УЧЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ v ПЕРСОНАЛ НА МАКРОУРОВНЕ
2.2.2. УЧЕТ ПЕРСОНАЛА НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.2.3. ЯВЛЕНИЯ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ДЕФИЦИТОМ ПЕРСОНАЛА
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ
2.3.1. УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ
2.3.2. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДАННОГО КЛАССА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РФ
2.4. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ, РЕЦЕПТУРЫ и ТЕХНОЛОГИИ, КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ОБЪЕКТЫ)
2.4.1. КОЛЛЕКЦИЯ - ОДНА ИЗ ФОРМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КЛАССА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
2.4.2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МОЩНОСТИ МНОЖЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ ПОДКЛАССОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
2.5. НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Раздел 3. ПАРАМЕТРЫ ИНФОРМАЦИИ


3.1. СОДЕРЖАНИЕ
3.2. ОХВАТ
3.3. ВРЕМЯ
3.4. ИСТОЧНИК
3.5. КАЧЕСТВО
3.5.1. ДОСТОВЕРНОСТЬ
3.5.2. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ
3.5.3. НОВИЗНА
3.5.4. ЦЕННОСТЬ
3.5.5. ПОЛЕЗНОСТЬ
3.5.6. ДОСТУПНОСТЬ
3.6. СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТИ
3.7. СПОСОБ ФИКСАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
3.8. ЯЗЫК
3.9. СТОИМОСТЬ

Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ



Раздел 5. «ПОМЕХИ», ВОЗНИКАЮЩИЕ В КАНАЛАХ ПОСТУПЛЕНИЯ (ПЕРЕДАЧИ) ИНФОРМАЦИИ
5.1. ИЗБЫТОЧНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА
5.2. ПОДМЕНА ОБЪЕКТА
5.3. ИСКАЖЕНИЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА
5.4. ОШИБКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
5.5. ПЕРЕВОД
5.6. ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
5.7. НЕСПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ (недостаток образования, психологическое невосприятие, давление авторитетов, устойчивые стереотипы, шаблонные решения)
5.8. ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ
5.9. ЧАСТИЧНАЯ ИЛИ ПОЛНАЯ НЕДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
5.9.1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИКРЫТИЕ
5.9.2. РЕЖИМНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
5.10. НЕИССЛЕДОВАННОСТЬ
5.11. НЕЗНАНИЕ
5.12. ОБОБЩЕНИЕ
5.13. СЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАССИВОВ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ОБОБЩЕНИЯ, ДОСТОВЕРНОСТИ ,ПОЛНОТЫ, СЕМАНТИЧЕСКОЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ) ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
5.14. СТАРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
5.15. ОШИБКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА И ОШИБКИ В ФОРМУЛАХ
5.16. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ
5.17. НЕДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами, если нам вчерашний не открыл глаза на неправильность старых приемов.

В.И.Ленин



ВВЕДЕНИЕ


Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности. От полноты икачества информации зависит степень реализации и результативность в достижении целей.

Объем и качество информации, используемой в процессе решения любых задач (научных, технических, управленческих и экономических) определяется:

  • уровнем профессиональной подготовки исполнителя,

  • опытом, полученным при решении других задач,

  • осведомленностью в проблемных областях знаний, необходимых для решения поставленной задачи,

  • доступностью для конкретного исполнителя тех или иных информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию,

  • наличием некоторого "базового уровня технической оснащенности", обеспечивающего доступ к информационным ресурсам и программным продуктам, позволяющим вести их обработку,

  • объемом финансовых и трудовых ресурсов, которые могут быть привлечены для получения и обработки информации,

  • правовыми нормами, определяющими доступ к информации и порядок ее использование в организации, стране и на международном уровне,

Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой исполнитель реализует стоящие перед ним задачи. Информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия), как правило, недоступна.

Наиболее существенные ограничения на доступ к такой информации накладываются не режимными ограничениями, принимаемыми на государственном уровне, а на уровне непосредственного "владельца" информации (конкретного человека, группы лиц, организации).

Внедрение в нашей стране рыночных отношений является хорошей иллюстрацией этого положения. Хотя внешне процесс ужесточения доступа к информации и разрушения государственной системы научно-технической информации проходит под привлекательными лозунгами:

  • открытости информации,

  • снижения "жестких условий государственной и ведомственной секретности",

  • свободного обмена информацией с зарубежными партнерами и т.п. Недоступность промышленных секретов породила промышленный шпионаж, история которого исчисляется тысячелетиями, и, как предполагает Ж.Бержье, "промышленный шпионаж переживет военный шпионаж, если последний когда-либо исчезнет в результате действительного разоружения или сдачи всех видов оружия Организации Объединенных Наций." [Ж.Бержье. Промышленный шпионаж. -М.: Международные отношения, 1972, 176 с.(с.72)].

Одним из примеров длительности сохранения промышленной рецептуры, является тайна рецептуры напитка "Кока-кола", хранящаяся в секрете более века (с 1868 г). Ее знают только два человека [Ананьев М.А. Невидимый экспорт и международные отношения.-М.: Международные отношения, 1971,272 с.,(с.219)].

Это положение хорошо иллюстрируют реалии сегодняшнего дня. Одностороннее раскрытие со стороны республик, входивших в СССР, многих научных, технических и технологических секретов (в том числе и военных) не ведет к подобным подвижкам со стороны "бывших противников".

Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могло пользоваться около 25% потребителей (высоко обеспеченные слои населения - 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами) в то время как 75% рядовых граждан, как правило, не могут получить доступа к требуемой им информации [Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цели и методы маркетинга./ Технология электронных коммуникаций, Т.12,-М.: Экотрендз, ЕКС, Электронные издания, 1991]

Поэтому, приступая к решению любой задачи, исполнитель должен исходить из принципа МИНИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, и быть готовым к тому, что он будет принимать решения при отсутствии наиболее существенной и достоверной информации, обеспечивающей достижение поставленных им целей, т.е. действовать в условиях существенной информационной неопределенности.

Отсутствие информации определяется не только ее недоступностью, но и невозможностью получить требуемую информацию в данный момент из - за ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (или на достижение поставленной цели).

Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна, но работать в режиме неопределенности можно и не просто работать, но и получать требуемые результаты.

Управление большими системами всегда ведется в условиях недостатка информации.

В исследованиях, проводившихся в США в 70-х годах, по разработке систем стратегического планирования указывалось, что модель подсистемы стратегического планирования полезна, если в среднем дает ответы на 20% и более вопросов, поступающих в систему.

С другой стороны, исследования, проводившиеся в рамках проекта "Хиндсайт" (1965 г.), показали, что на момент заключения контрактов на разработку новых образцов военной техники у разработчиков, как правило, имелось 50-80% надежной информации, обеспечивающей выполнение проектов. И оставшиеся 20-50% требуемой информации накапливалось (получалось) в процессе реализации проекта.

Это позволяет сделать предположение о том, что более-менее эффективные информационные решения требуют наличия не менее 20-50 процентов надежной (дееспособной) информации по решаемой проблеме.

Но, решая задачу (проблему), недостаточно знать что-то. Всегда важно обнаружить и то, что нам неизвестно, чтобы сосредоточить на этом внимания. Это важный шаг, позволяющий обнаруживать пробелы в информации, необходимой для решения задач, стоящих перед исполнителем.

Восполнение пробелов в информации подразделяется на две различные группы информационных задач:

первая связана с восполнением информации существующей, но отсутствующей у конкретного пользователя по тем или иным причинам (условия доступа, режимные ограничения, отсутствие требуемых документальных источников, недостаточная профессиональная подготовка персонала, привлекаемого для решения задачи и т.п.;

вторая связана с полным отсутствием информации по проблеме (отсутствие требуемых научных знаний, методов решения, необходимых стандартных и справочных данных, материалов, аппаратуры и т.п.).

Если первая группа задач, как правило, решается за счет повышения уровня и качества информационного обслуживания, то вторая-требует проведения дополнительных исследований и разработок, связанных с получением новой информации. В рамках второй группы задач решается и проблема выявления отсутствующих знаний, которую иногда определяют как "ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ".

Примером реализации задачи по определению пределов современного уровня незнания является изданная в Англии "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НЕВЕДЕНИЯ". Она несет подзаголовок "Все, что вы хотите знать о непознанном" и является своего рода собранием вопросов, ответы на которые еще неизвестны человечеству. В отличие от привычных энциклопедий, предлагающих общепринятые, отстоявшиеся определения и неукоснительные факты, это издание рассказывает о том, что СОМНИТЕЛЬНО, ЗЫБКО, ЗАДЕРЖИВАЕТ ВЗГЛЯД НА ДВУСМЫСЛЕННОМ. [Сухотин А. Превратности научных идей. -М.: Молодая гвардия, 1991,-271 с.,(с.57)].

С другой стороны, в обращении находится значительный объем повторяющейся, несогласованной по методам получения и обработки, имеющей различные уровни достоверности и точности, а также заведомо ложной информации. Такая информация создает существенные, как правило, трудно преодолимые преграды при решении задач. Это определяется тем, что ложная, недостоверная информация, как правило, вводится в обращение под надежным прикрытием "ОБЩЕПРИЗНАННОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ", а любые отступления от канона (непризнания того, что всеми "признано") зачастую приводит к обвинению сомневающегося в "элементарной некомпетентности".

Поэтому существенным подспорьем при принятии информационных решений являются издания (пособия, указатели, обзоры и пр.), в которых приводится обобщенная информация о недостоверности и устаревании тех или иных сведений:

  • справочные издания об устаревших и недостоверных документах;

  • справочники о прекративших существование фирмах, предприятиях и других организационных единицах;

  • справочники по отмененным нормативным актам;

  • перечни устаревшей продукции;

  • сводки иных мнений и представлений в той или иной области знаний (деятельности) и пр.

Кроме этого НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ПОМНИТЬ, что сам факт наличия всей (основной, наиболее важной и достоверной и т.п.) информации, есть необходимое, но недостаточное условие для принятия эффективных решений. Ибо человек, принимающий решения, действует исходя из определенных внутренних установок, свойственных только ему. Он не свободен от субъективности в ОЦЕНКЕ имеющейся в его распоряжении информации.

Одна та же информация может интерпретироваться различно в зависимости от принятых подходов, гипотез и теорий.

На это обращал внимание еще академик Павлов И.П.: "Все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только ДЛЯ ДАННОГО ВРЕМЕНИ, в УСЛОВИЯХ данной методики, в ПРЕДЕЛАХ наличного материала." [Павлов И.П. Полн.собр. трудов. Т.3, -М.-Л.:1949.стр.169.]

Поэтому, принимая любое информационное решение НЕОБХОДИМО ЗАНОВО ОЦЕНИВАТЬ информацию с точки зрения тех задач (целей), которые решаются в данный момент, исходя из конкретных условий этого момента.

Раздел 1: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

К группе основных понятий, необходимых при рассмотрении вопросов принятия информационных решений, следует отнести следующие:

  • факт,

  • знания,

  • сведения,

  • данные,

  • информация,

  • информационные ресурсы.

Необходимость уточнения этих понятий определяется тем, что в различных терминологических пособиях они определены различно и, что более существенно, между ними заданы противоречивые связи (родовидовые и часть-целое).

=

1.1.ФАКТ

ФАКТ (factum-сделанное)

  • действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения;

  • действительность, реальность, то, что объективно существует.

ФАКТ - действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло [Ожегов С.П. Словарь русского языка.]

ФАКТ - философское и логико-методологическое понятие, имеющее два основных значения:

  • объективные, реально существующие события, свойства, отношения, связи объектов мира и процессы их изменения;

  • особый класс высказываний, достоверность которых СТРОГО УСТАНОВЛЕНА. Факты в первом случае выступают в качестве содержания фактов во втором смысле.

Факты как объективное событие НЕ ИСТИНЫ и НЕ ЛОЖНЫ; они существуют и не существуют. К фактам во втором смысле относятся лишь такие высказывания, истинность которых не вызывает никаких сомнений.

Факты являются наиболее достоверной частью научного знания и поэтому используются в процедурах проверки: подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий (верификация). При этом они должны браться в их взаимной системной связи. [Краткий словарь по философии/ под общ.ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. -4-е изд.-М.: Политиздат, 1982.-431 с. (с.357)]

Различают понятие объективного и научного факта.

Под ОБЪЕКТИВНЫМ ФАКТОМ принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания.

НАУЧНЫЙ ФАКТ - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством языка.

Будучи единичным явлением или событием, факт необходимо связан многообразными связями с др. фактами. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину факта со всеми отношениями и связями. Совокупность научных фактов составляет научное описание.

Уже на уровне описания имеет место элементарное ОБОБЩЕНИЕ, чем делается первый шаг по пути включения научного факта в состав той или иной теоретической системы. [Философский словарь/ под ред. И.Т. Фролова -4-е изд.-М.: Политиздат, 1981, с.134.]

С момента включения факта с состав той или иной теоретической системы ПРОИСХОДИТ ПОТЕРЯ определенной части информации о факте (иногда довольно существенной), а, следовательно, вместо факта мы имеем некоторую интерпретацию события (и/или явления) в рамках принятых допущений, характеризующую конкретную теоретическую систему.

"ФАКТОМ" может быть практически любая информация, содержащаяся в документе (особенно это характерно для стандартов), поэтому необходимо для каждой конкретной системы определить круг потребителей фактографической информации и конкретизировать само понятие "факт".

Например, в документально-фактографической ИПС по НТД под единичным фактом понимается элементарный квант информации, содержащийся в НТД и представляющий интерес при оценке уровня качества стандартизируемого объекта.

Факт может содержаться в НТД в виде одного из показателей, характеризующих свойство продукции, выраженное количественно (конструктивный, технологический или эксплуатационный), минимальной части текста НТД, не выраженной количественно и представляющей интерес при оценке качества (пункт НТД, изложенный описательно), в виде графика, чертежа или схемы, таблицы, ссылки. [Фельдман Е.М. Некоторые вопросы документально-фактографической информационной ИПС по нормативно технической документации. Сб.Научно-техническая информация, сер.2, #4, 1972, с.36-37.]
=

1.2. ЗНАНИЯ, СВЕДЕНИЯ

ЗНАНИЯ - духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата. ...Воплощаясь в языке, знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме ГОТОВОГО ЗНАНИЯ, которое он должен освоить.. [Краткий словарь по философии/ под общ.ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. -4-е изд. -М.: Политиздат, 1982.-431 с. с.97].

ЗНАНИЕ v продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективизируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную, общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности. [Философский словарь/ под ред. И.Т.Фролова -4-е изд. -М.: Политиздат, 1981,-445 с.].

ЗНАНИЕ - это отражение "нечто" (реального мира) в сознании. Или, может быть так: ЗНАНИЕ есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира. [Елепов Б.С.,Чистяков В.М.Управление процессами использования информационных ресурсов. -Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1989.-238 с.(с. 3,7)]

Словарь синонимов русского языка дает следующее соотношение между понятиями "знания", "сведения", "познания":

ЗНАНИЯ (совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности), ПОЗНАНИЯ (сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях)), СВЕДЕНИЯ (общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо) [Словарь синонимов. Справочное пособие/АН СССР, инст.русского языка,-Л.: Наука, 1975. -648 с.(с.173)], [Словарь синонимов русского языка. В двух томах/АН СССР, инст. русского языка.Т.1-Л.:Наука,1970,с.406].

Следовательно, СВЕДЕНИЯ есть та часть знания, критерий истинности которой не одинаков у различных участников познавательного процесса. Т.е. в состав сведений входят как знания, не соответствующие достигнутому уровню познания (в том числе ложные знания), так и знания, которые отражают объективные свойства и взаимосвязи реального мира, но еще не признанные, либо отвергаемые на современном уровне развития науки, техники, производства (материальной и духовной деятельности людей).

Другими словами СВЕДЕНИЯ, это знания конкретного человека и/или группы людей, не имеющие полного согласования с общепринятой на данном этапе развития практикой.

=

1.3. ДАННЫЕ

ДАННЫЕ, как правило, определяют как информацию, которая хранится в базах данных и обрабатывается прикладными программами, или информация, представленная в виде последовательности символов и предназначенная для обработки в ЭВМ [Нагао М.,Катаяма Т.,Уэмура С. Структуры и базы данных. -М.: Мир, 1986.-197 с.ил.].

Т.е. данные включают только ту часть знаний, которые формализованы в такой степени, что над ними могут осуществляться процедуры формализованной обработки с помощью различных технических средств. Элементарной единицей данных является ЭЛЕМЕНТ ДАННЫХ - наименьшая семантически значимая поименованная единица информации. Элемент данных не подразделяется на более мелкие единицы в процессе всех преобразований данных в системе и является минимальной структурной единицей при создании баз данных. Элемент данных задается линейной последовательностью символов принятого в системе алфавита представления данных.

=

1.4. ИНФОРМАЦИЯ

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в буквальном смысле понятие ИНФОРМАЦИЯ тождественно понятиям СВЕДЕНИЯ, ДАННЫЕ, ЗНАНИЯ.

Однако, как было показано выше, понятия сведения и данные входят в более общее понятие - ЗНАНИЯ. Следовательно, понятие ИНФОРМАЦИЯ может быть определено как общий объем накопленных человечеством знаний. Но в разных источниках при определении знаний, включаемых в понятие информация, используются различные подходы.

Предлагается за основу определения термина "ИНФОРМАЦИЯ" принять его толкование, выработанное в рамках среднесрочной программы ЮНИСИСТ (Межправительственная программа международного сотрудничества в области научно-технической информации), в которой "информация" определена как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности в области естественных и общественных наук или касающиеся этой деятельности, с одной стороны, и знания, имеющие отношение к технике, с другой стороны. Техника в широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другие смежные с ними знания, без которых не обойтись при производстве товаров и оказании услуг, в которых нуждается общество.

При этом в состав информации все чаще включают результаты применения научной технологии, оценки экспертов, практический опыт. Кроме этого, собираются и регистрируются фактические данные, результаты измерений параметров окружающей среды и т.п., а также знания, относящиеся к социологии, медицине, культуре и другим видам человеческой деятельности. Особое внимание уделяется сбору, регистрации и распространению цифровых и количественных данных, которые можно рассматривать как "кристаллизованное" представление в самой точной форме сущности научных знаний".

Обобщая подход, принятый в ЮНИСИСТ и других публикациях, определим информацию как общий объем знаний об окружающей нас действительности, т.е. ИНФОРМАЦИЯ, в строгом смысле, - это ЗНАНИЕ, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

=

1.5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что понятие "информационный ресурс" возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

РЕСУРСАМИ, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. [Елепов Б.С.,Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. -Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1989.-238 с.(с. 3,7)]

В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д.

Т.е. информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.

Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина "информационный ресурс", поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и другие.

Выше нами было определено, что ИНФОРМАЦИЯ в строгом смысле - это ЗНАНИЕ, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.

С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС. Но "новый носитель - это ... новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления"[2,с.107].

Каждый НОВЫЙ ТИП носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

Обобщая изложенное, предлагается под ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ понимать ВСЮ накопленную ИНФОРМАЦИЮ об окружающей нас действительности, ЗАФИКСИРОВАННУЮ на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является ВСЯ накопленная информация, в том числе и информация недостоверная ("дефектологическая"), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных "теоретических" построений; заведомая "дезинформация", поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска "неудобной" информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о "необычном", "невозможном" использовании известных средств и методов, "принципиально невозможных" явлениях и действиях, т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).

Учет фактора "дезинформирования" (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации), требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а ряде случаев, и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

В тоже время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация НЕ ДОЛЖНА уничтожаться. Она должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.

Сбор ВСЕЙ информации и требование сохранности "дефектной", устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого, в настоящее время, недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т.п.).

В зависимости от носителей информация, информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов:

  • ДОКУМЕНТЫ всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).

  • ПЕРСОНАЛ (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

  • ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ (любые материальные объекты созданные в процессе производства), РЕЦЕПТУРЫ и ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей.

  • НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому ЦЕЛОСТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создания в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

Более полная характеристика выделенных классов информационных ресурсов приведена в Разделе 2.

Раздел 2: КЛАССЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

=
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - это ВСЯ накопленная ИНФОРМАЦИЯ об окружающей нас действительности, ЗАФИКСИРОВАННАЯ на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.



Каждый НОВЫЙ ТИП носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации и во времени.

Свойства носителя существенным образом влияют на место каждого класса информационных ресурсов в процессах материальной и духовной деятельности людей и общества в целом.

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы предлагается разделить на следующие основные классы (см. 1.5;2.1-2.5):

  1. ДОКУМЕНТЫ.

  2. ПЕРСОНАЛ (память людей).

  3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ.

  4. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ, РЕЦЕПТУРЫ и ТЕХНОЛОГИИ, КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ОБЪЕКТЫ).

  5. НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Следует обратить внимание на то, что принятое в Федеральном законе понятие информационные ресурсы, ЗНАЧИТЕЛЬНО УЖЕ и включает ТОЛЬКО ДОКУМЕНТЫ:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других видах информационных систем). [Федеральный закон от 04.07.1996. N" 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (Ст.2). Это же определение используется в Законе об информации].

Для обоснования ПРИНЯТОГО ПОДХОДА к определению ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА, сделаем следующие разъяснения, показывающие ОГРАНИЧЕННОСТЬ И НЕПОЛНОТУ определения используемого в законодательных документах:

  1. Одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях. Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

  2. Сужение понятия информационных ресурсов до класса документов ИСКЛЮЧАЕТ из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированные на иных классах носителях. Но каждый класс информационных ресурсов - это еще и иные способы взаимодействия с информационными ресурсами, способы их создания, регистрации, сбора, сохранения, взаимодействия с ними и, следовательно, иные способы управления информационными технологиями, а также иная правовая база, определяющая их использование.

  3. Разрыв информационных связей между выделенными классами информационных ресурсов порождает разрывы в информационных процессах и технологиях. Это, в свою очередь, ведет к потере целостности восприятия окружающей действительности, резкому снижению качества информации и результативности при принятии информационных решений.

  4. Создаются предпосылки к безвозвратной утрате важнейшей информации, которая не может быть содержательно осмыслена только на основе документальных информационных ресурсов. Учет только документальных информационных ресурсов может привести к полной утрате конкретной проблемной информации.

  5. Нарушение целостности понимания информационных ресурсов создает предпосылки к нарушению ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Учитывая, что предлагаемый подход к определению информационных ресурсов существенно различается от определения, принятого в законодательстве, ниже приводится перечень прецедентов, свидетельствующих о неполноте законодательного определения.

Приводимый ниже перечень прецедентов является достаточным для иллюстрации неполноты подхода, при котором ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СВОДЯТСЯ К ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ:

1. В уголовной практике:

=1.1. Дело сопровождается "вещдоками", без них нет дела (орудия взлома, орудие убийства и/или его элементы (гильзы, пули, веревки и прочее)). Вещдоки (или часть их) сохраняются "при деле".



1.2. Формируются специальные коллекции из орудий, участвовавших в преступлении:

    • создание коллекций оружия для отождествления типа оружия по боеприпасу;

    • коллекции гильз ("гильзотеки") и использованных пуль, для прослеживания движения "стволов" по преступлениям.

2. В государственном делопроизводстве в архивы сдавались печати (определенным образом "погашенные").

3. В экспертизе, метрологии, сельском хозяйстве:

  • эталонные образцы, реактивы и прочее;

  • реперные объекты (например, кронштадский футшток ("уровень моря"); Гринвический и Пулковский меридианы, системы мегалитических памятников (как материализованная фиксация астрономических знаний древности(скрытые и "раскрытые"), геодезические знаки опорной геодезической сети (по классам точности);

  • "линии производителей", элитный семенной материал и прочее;

  • мощнейший инструментальный комплекс "эталонного времени", сеть сейсмических и метеорологических станций, контрольно-измерительные полигонные комплексы. (Данный пример может быть примером Класса "организационная единица" в чистом виде).

4. Американская система патентования требовала в качестве дополнения к патенту действующее устройство и/или модель (положения на данный момент не установлено: было сообщение о распродаже) годы, то ли в связи с отменой данного положения в законе).

5. Отчетные материалы геологоразведки состоят из двух частей: собственно описательные и аналитические материалы и образцы. К этому классу относятся метеоритные коллекции и пробы грунта, полученные в результате планетарных исследований.

Утрата образцов резко снижает ценность отчетов. Результаты разных партий, проводящих исследования, могут стать несопоставимы. "Документальная ценность" образцов неисчерпаема (с появлением новых методов исследований происходит новое раскрытие информационного содержания).

Например:

  • Многократные переоценки экспедиционных материалов Кулика по Тунгусскому метеориту.

  • Новые оценки гипотезы "жизни на Марсе" по результатам анализа метеоритного материала.

6. В медицине и биологии: коллекции живых штаммов, чистые ряды подопытных животных и насекомых (белые мыши, муха дрозофила).

7. Палеонтологические реконструкции. Сюда можно включить и результаты реконструкций по методу Герасимова в археологии и криминалистике.

8."Персонал" для выполнения специфических работ:

  • Специальные группы экспертов для проведения органолептических оценок (виноделие, производство парфюмерных изделий и другие). Это Класс информационных ресурсов "персонал" - в чистом виде.

  • Специфические профессиональные группы: испытатели (всех категорий), проводник, лоцман, "колодезник", следопыт, некоторые специалисты таможенных профессий и другие.

  • "Язык", свидетель (утрата свидетеля в ряде случаев ведет к "развалу" дела),"пленный" (в Полевом уставе русской армии(1914 г.) эта группа "источников" делится на подгруппы: те, кто видел и знает; кто знает от того, кто видел и знает).

  • Оперативные работники, резидентура, специалисты по опознанию (например, группа игорного дома в Монте-Карло).

  • Особо доверенные лица ("хранители тайн"): в древности - особо посвященные члены религиозных групп, вожди племен; хранители утерянных тайн (греческий огонь, сокровища инков, целые системы знаний древних и пр.); в современной истории - три специалиста, сохраняющие рецепт "Кока-колы"; хранители тайн ценностей и местонахождения документохранилищ Германского рейха (по решениям совещания 1944); полная группа хранителей кодовых комбинаций (ключей) "особых кладовых"; "старшие призыва" (в Германской Армии) и другие подобные персоны и группы.

  • Группы "трофейных специалистов": группа Брауна, Гелен, Гесс, Паулюс на Нюренбергском процессе и другие.

  • "Законсервированная" резидентура.

9. В принципе, понятие МАШИНОЧИТАЕМЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС и сам МАШИНОЧИТАЕМЫЙ ДОКУМЕНТ не могут существовать без некоторого ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (*0*- "промышленного образца"), который превращает носитель с зафиксированной на нем информацией в ДОКУМЕНТ, ДОСТУПНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ.

Есть ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС - существует ДОКУМЕНТ, нет инструментального комплекса - НЕТ ДОКУМЕНТА!! А, следовательно, - НЕТ информационного ресурса!

10. Самолет-лидер, точные "двойники" космических аппаратов на земле, синхронно с основным работающих на земле и на которых проходит обследование внештатных ситуации. Указанные образцы выполняют роль долговременного эталонного дублера основного объекта на все время его существования.

11. Приведем высказывания, свидетельствующие о том, что Туполев рассматривал ПЕРСОНАЛ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ и ОРГАНИЗАЦИИ (КБ, ШКОЛЫ) в качестве основной составляющей части того, что мы именуем информационным ресурсом. Одновременно необходимо обратить внимание на то, что знание зафиксированное в КНИГЕ (документе) для него - вторично, не оперативно. Накопление конструкций, технических решений, "новшеств" (закрепленных в конструкциях с той или иной степенью реализации, проверенных в действии, на стенде, и т.п.) - основа успешного решения практических задач.

С некоторой степень условности его можно считать сторонником (по крайней мере, после завершения специального образования?!) передачи знаний и умений в процессе совместной работы над реальными проектами.

11.1. Во времена, когда еще не были в ходу термины "информация", "информационный ресурс" А.Н.Туполев, отвечая на замечание С.А.Чаплыгина о том, что АГОС не выпускает научных трудов, Флаксермана о том, что научный институт обязан передать промышленности опыт в определенных формах, и Юрьева, "результаты нужно резюмировать, необходимо, чтобы книга "перекрывала" такую-то и такую работу... Они [АГОС] обучают все-таки производство, эта работа не передается, остается в конструкторском бюро ЦАГИ", дал следующие пояснения:

    • Наша работа, результатом которой является постройка самолетов, отнимает настолько много сил и энергии, что я ни одной строчки не пишу. Вы должны рассматривать как оправдание результаты, которые мы даем. Я просил бы, чтобы эта точка зрения была принята всеми...

    • Мы расширяем круг лиц, которые могут принять от нас работу... Никто с должной отчетливостью не представляет того напряжения в отделе, в смысле передачи опыта и знаний, которое у нас создалось. Если возьмете каждого из сотрудников, вы увидите, сколько человек у каждого из них учатся. СОЗДАЕТСЯ ШКОЛА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Передаем ли мы свои знания в промышленность? Передаем. Например, возьмите 5-й завод - МНОГО ВЗЯЛ ОТ БОМБОВОЗА. Это - ПЕРЕДАЧА ОПЫТА В НАИВЫСШЕЙ ФОРМЕ, КОТОРАЯ ДОРОЖЕ КНИГ, так как это живая передача. Это один ИЗ САМЫХ ТРУДНЫХ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ, гораздо труднее, чем написать книгу.

    • Необходимо восстановить промышленность. А промышленность требует людей, которые обладают известным умением, а не книг. Времени нет для печатания. Нельзя заставить нас сидеть за книгой, когда Военно-воздушные силы требуют истребитель. Вы говорите, через 3 дня должна быть закончена такая-то книга, а нам нужно заканчивать истребитель. (Из стенограммы заседания Коллегии ЦАГИ 28 сентября 1926 г. и выступления на отраслевой конференции 2 апреля 1936 г. Цит.по: Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества. М.: Наука,1988. с.59-60. ISBN 5-02-006635-4)].

    • Как сделать, чтобы новые самолеты быстрее выходили из конструкторских бюро... Серьезное решение вопроса заключается только в том, что данная организация из года в год работает над определенным типом, чтобы в СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ накопить определенное количество КОНСТРУКТИВНЫХ ОБРАЗЦОВ, КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, и только тогда, такой коллектив но новому, измененному заданию может быстро дать машину. А для этого нужно, чтобы по отдельным типам машин, конструкций создавать конструкторские бюро КАК ШКОЛЫ. Только на такой организации можно базироваться, потому что руководители и промышленности, и военного ведомства и правительство будут заранее знать, что от данной организации можно получить, основываясь на всем ее прошлом. Создание серьезных, систематически работающих над определенными типами самолетов конструкторских бюро - вот наша ближайшая задача.

    • Не нужно жалеть деньги на макет будущего самолета. Макет нужно делать точно таким же, как самолет, и это самое дешевое... Стоимость макета от стоимости всей работы над самолетом, вплоть до выпуска первой головной машины серии, составляет одну десятую, а стоимость чертежей - первых чертежей, которые делаются для серийного завода - (2-3)% стоимости.... Нужно, чтобы кругозор людей, занятых конструированием, значительно расширился, чтобы наши конструкторы поняли, чтобы затраты на макет в общем объеме труда ничтожны.

11.2. Туполев А.Н. о месте образцов техники в накоплении знаний (информации):

    • МТ-1 (морской торпедоносец) необходимо строить хотя бы даже в виде опыта... Надо раз и навсегда отказаться от взгляда, что опытные машины обязательно пойдут в серию. ОПЫТ ЕСТЬ ОПЫТ, перешагнуть техническую эволюцию еще никому не удавалось. За границей из 15 опытных машин лишь одна идет в серию, т.е. 7%,а мы хотим обязательно добиться всех 100 %.

    • (отвечая на вопрос о целесообразности приобретения зарубежных лицензий и копировки заграничных образцов) Покупать можно зарекомендовавший себя в неоднократных перелетах образец, т.е. МАШИНУ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ, а не сегодняшнего дня, машину наполовину устаревшую против тех машин, чертежи которых еще находятся в портфеле конструктора. Пока образец будет внедряться в наше производство, пройдет минимум два года, и в результате - СЕРИЯ ПОКОЙНИКОВ, а не машин сегодняшнего дня. ВЫХОД ОДИН - НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ СВОИ ОРИГИНАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, идя путем опытов и анализируя этот опыт. [Из протокола заседания Технического совета при Авиатресте 13 мая 1927 г.. Цит. по: Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества.

    • М.: Наука,1988.с.59-60. ISBN 5-02-006635-4].

Определение перечня классов информационных ресурсов и более точное определение границ и параметров каждого класса зависит от задач, возникающих при создании дееспособных национальных информационных ресурсов, обеспечении требуемого уровня информационной безопасности и желаемой полноты правового обеспечения информационной деятельности, а также достигнутым уровнем управления информационными ресурсами. В настоящее время некоторые авторы рассматривают следующие уровни управления в информационной сфере: управления потоками документальной информации, управление информационными ресурсами, управление знаниями.

Приведем краткую характеристику каждого из перечисленных классов информационных ресурсов и их места в структуре информационных ресурсов (см. 2.1-2.5).
=


следующая страница >>