Идеи развития в трудах Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж. Ж. Руссо - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Идеи развития в трудах Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж. Ж. Руссо - страница №1/1




Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

Коломенский педагогический институт РЕФЕРАТ Студента технологического факультета 431 группы Лазарева Виктора Николаевича на тему: Идеи развития в трудах Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо. [pic] 1998 г.План рефератаВведениеРазвивающее обучение в наследии Я. А. КоменскогоРазвивающее обучение в наследии Ж.-Ж. РуссоРазвивающее обучение в наследии М. МонтеняЗаключение6. Библиографический список Введение Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современнойпедагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностьюсказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеетогромное педагогическое значение. История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция,который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, чтоглавное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идеюпродолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан. Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ейзанимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег. Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И.Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого. Данный реферат построен на основе анализа идей развития впедагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня. Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получилтрадиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился вГернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этогоКоменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по нимучились во многих странах мира, включая Россию. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В еготеоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнскаяшкола”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическаяшкола” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , чтоон рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылокустановления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идеяпроходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет обисправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развиваетмысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается послевыхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовитьюношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.79/. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обученияпронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие импонимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии спринципом природосообразности. Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природыребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровнепередовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какимиспособностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит напозициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденностиидей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своемудемократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо отрассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/. Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основноевнимание следует уделить проблеме развития природных дарований. “Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами ирычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На второмместе - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способностьдвижения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательницавсего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько жеглавнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носимкак бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивленияисполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различнымиумами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связываетмногих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д.Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом ШалвыАмонашвили, 1996. -C.109/. “Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делаетнас людьми. “Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: вкаком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, втом же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или своеприродное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя иприноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживаяукрашая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на делеприносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошоусовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения.Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цветаи когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человекабудет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способностьобо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будетопытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследованиивсюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить длялучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всегосуществующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогическиесочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/. Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и егозакономерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождениясопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человекродился способным для уразумления вещей, для добродетели, длянеограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют унего с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” /Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/. Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается несо знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать всоответствием с принципом природосообразности. И это является главнойточкой зрения Коменского в теории развивающего обучения. Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовилафранцузскую буржуазную революцию. В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук иискусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многиепредрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальнымстроем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание,подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальныхособенностей детей, ни потребностей жизни. Руссо является основоположником теории естественного, свободноговоспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственногоразвития детей. Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль,или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизациюразвития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание иметоды воспитания и обучения ребенка. Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма идемократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннемразвитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей сопорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовойподготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезнымипрактическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствоватьформированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу. Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитаниимальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционнойточки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой иматерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться оее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведениядомашнего хозяйства и т. п. Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используяположительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.202/. Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теорииестественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитаниякрасной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности дляразвития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которыесовершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборотразвивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо. Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путемнепосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйтепо пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; оназакаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их,что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ . Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать вребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумныесклонности. Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям неприбегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучатьдействительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, чтодетские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими онивызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечтопротиворечащее морали и природе. Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, неущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с темпроявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворениемнежелательных и взбалмошных детских просьб. Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем уРуссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , выобязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенокпортит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что онможет испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому егослову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пустьникакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будетнесокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть своисилы, не станет больше пытаться опрокинуть”. Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , чтоприрода желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”.Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделатьсвоих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если выхотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он долженуправлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохиВозрождения , один из представителей философского скептицизма,проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его отмногих условий. Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения являетсясвоеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающийчеловека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпохуМонтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать своегосподство над умами, а опытные науки нового времени только еще началискладываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания. Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного емуобщества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступалпротив феодализма и его идеологической опоры - католической церкви. Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей всесвои силы на комментирование небольшого числа признанных церковьюсочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи,проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня:он сторонник развивающего образования, которое не загружает памятьмеханически заученными сведениями, а способствует выработкесамостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Этодостигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучныхдисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались. Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплинысредневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторонличности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическимиупражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высокихнравственных качеств. Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идеяприоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развитаЛокком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ отпринуждения в обучении явились своего рода основой теории естественноговоспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежнойпедагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений кдетям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, безпринуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно толькопри индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитаниидетей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставилему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведатьвкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу емусамому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; яхочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия поистории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. ЗдесьМонтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначалаговорить учеников, а затем уже говорил сам. “Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженногоурока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес,не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняячто-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит кмножеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следуети в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/. “Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть оносведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает всепримечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание,фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которымпроходили Цезарь или Карл Великий ”. “После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобысделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики,физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - разего ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной разнаставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз онизложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещение, 1981. - С. 74-75/. В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теорииМ. Монтеня. Заключение М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад вразвитие педагогики. В своих трудах они положили начало такимпедагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания(Монтень), и многим другим. Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающегообучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носитв основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах даютуже большое количество практических советов, в частности что, где, как икогда преподавать и чему учить. Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собойколоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развитияизучаются и практикуются и по сей день. РЕЦЕНЗИЯ на реферат студента 432 группы технологического факультета Лазарева Виктора Николаевича на тему: “Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”. Реферат посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничеголишнего. В реферате имеется много ссылок на литературные источники, чтоговорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество литературы поданному вопросу. Надо сказать, что тема реферата достаточно сложная иЛазарев В. Н. довольно успешно с ней справился. Реферат состоит из трех основных частей в которых дается подробноеописание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему вопросу.Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный объем. Единственнымнедостатком можно считать малое количество своих мыслей и выводов. Ясчитаю, что реферат заслуживает положительной оценки.РецензентБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещение, 1981.Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,1982.Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академияпедагогических наук РСФСР, 1963.Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.