Художник Евгений Лансере в Гидатле - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Художник Евгений Лансере в Гидатле - страница №1/1

Всероссийская научная конференция

молодых исследователей



Научно-исследовательская работа

на тему:

«Художник Евгений Лансере в Гидатле»


Секция – краеведение. Автор: Гитиномагомедова Марьям Магомедовна,

Россия, Республика Дагестан, Шамильский район, с. Тидиб,

Тидибская средняя общеобразовательная школа, 11 класс.

Научный руководитель: учитель истории Тидибской СОШ

Ахбердилов Ахбердило Абдулаевич

Тидиб - 2012 год.

Аннотация

Данная работа содержит ценные и очень интересные сведения об этнографической экспедиции всемирно известного художника Евгения Евгеньевича Лансере и его дагестанского ученика Джемала по Нагорному Дагестану в 1925 году, об их пребывании в гидатлинских сёлах, особенно в Тидибе, Урада, Гента и Хотода, где ими было сделано много зарисовок горской архитектуры, домашнего интерьера и портретов местных жителей.

Целью научной работы является исследование редких и малоизученных подробностей из жизни и творческой деятельности знаменитого «мирискусника» в период его пребывания в Гидатле в августе 1925 года, характеристика выполненных им здесь работ, сравнение горского зодчества нач. XX века с его современным состоянием, анализ записей Лансере из его «Дневника воспоминаний» по описанию здешних мест, занятий жителей, их одежды, внешности и образа жизни.

Работа составлена на основе воспоминаний Е. Е. Лансере, изучения его картин, материалов, предоставленных сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств и Историко-краеведческого музея, информации ведущих специалистов в области живописи, а также, сведений старожилов села Тидиб и других гидатлинских сёл Шамильского района, музейного материала Тидибской средней школы.



Научная статья представлена в форме доклада.

Научная работа на тему:



«Художник Евгений Лансере в Гидатле»

Моя работа распределена на 4 части:


  1. Введение.

  2. Основная часть.

Глава первая. Е. Е. Лансере в Дагестане.

Глава вторая. Этнографическая экспедиция в горы.

Глава третья. Творческая деятельность Лансере в Гидатле.

Глава четвёртая. «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере.

Глава пятая. Личность Лансере, значение его работ в Гидатле.

Глава шестая. Передвижная выставка картин Лансере в гидатлинских сёлах.

Глава седьмая. Экскурсия отличников учёбы в республиканские музеи.


  1. Заключение.

  2. Использованные источники и литература.

Введение

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский отмечал: «Искусство – это такая же потребность для человека, как есть и пить»1. Весь ход развития человечества подтверждает непреложность этой истины. После распада СССР жизнь в нашей стране круто изменилась, у людей во многом поменялись ценности. Не стала исключением и наша республика. К большому сожалению, многие дагестанцы стали стремиться к материальному благополучию, забывая о духовной стороне жизни. Сегодня люди меньше посещают театры, музеи, выставки, чем в советские времена, всё более склоняясь к ведению праздного образа жизни. Это, в конечном итоге, может привести к деградации нашего общества и падению культурного уровня у большинства населения. Этого допустить нам никак нельзя, потому что именно духовное развитие отличает человека от животного мира, делает его эстетически воспитанным и нравственно красивым. Чтобы выработать в себе эти добродетели, каждый из нас должен любить, прежде всего, свой родной край, знать его историю, обычаи и традиции всех его народов, сохранять и передавать последующим поколениям духовные ценности наших предков. Кто любит свою семью, дом, село, тот будет настоящим патриотом и своей «большой» Родины – России. Эти чувства приходят к нам вместе с любовью к искусству, в том числе и к изобразительному, ярким представителем которого был знаменитый художник из творческой династии Е. Е. Лансере. По его воспоминаниям, «влечение к Кавказу он получил от отца, как наследственность»2. Нам тоже, конечно, нужно проявить взаимность, изучая творческий путь таких людей. И потому, выбор данной темы не был для меня случайным.

Целью моей научной работы стал сбор подробной информации о творческой экспедиции Лансере и сопровождавшего его дагестанского ученика Джемала в Гидатль, где они работали полмесяца в августе 1925 года и написали более 20 замечательных картин. Сведения об этой важной экспедиции практически отсутствуют в учебниках по истории Дагестана, КТНД и, чтобы восстановить историческую справедливость, необходимо восполнить этот пробел. При составлении данной научной работы мною была использована ценная информация, которую любезно предоставили нам сотрудники Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой и Историко-краеведческого музея им. Тахо-Годи, «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере, статьи и очерки об Евгении Евгеньевиче, сведения старожилов села Тидиб и других гидатлинских сёл, был использован и музейный материал Тидибской средней школы. Эта работа готовилась мною с помощью научного руководителя в течение многих месяцев путём неоднократного посещения музеев, сбора информации, как у местных жителей, так и у ведущих специалистов в области изобразительного искусства, вследствие чего поставленная цель была достигнута. Мною, также, была проявлена инициатива по организации поездки и посещения отличниками учёбы нашей школы республиканских музеев, где хранятся картины Лансере и Джемала по Гидатлю, что и было сделано в мае этого года. Результатом кропотливого труда стали подробные и очень важные сведения об этнографической экспедиции знаменитого «мирискусника» и его способного ученика по этим местам, публикуемые впервые.

_______________________________________________________________________________________



  1. Книга «Умное слово». Издательство «Московский рабочий», М, 1966 г., стр 160

  2. Евгений Лансере. Книга вторая. Путешествия. Кавказ: Будни и праздники.



Глава первая. Е. Е. Лансере в Дагестане.

Евгений Евгеньевич Лансере (1875 – 1946 гг) родился в семье талантливого скульптора Евгения Александровича Лансере. Со стороны матери Лансере приходился правнуком А. К. Кавосу, строителю Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге, дед его, Н. Л. Бенуа, был маститым академиком архитектуры. Архитектором и профессором был его дядя, Л. Н. Бенуа, другой дядя известен как модный в свое время акварелист, младший из братьев матери, А. Н. Бенуа - крупный русский художник, историк и критик искусства, законодатель художественных вкусов на протяжении многих лет. Словом, искусство было профессией для нескольких поколений незаурядной "художественной династии", архитектура и живопись - "фамильным делом", как вспоминал Евгений Лансере. Художественные способности у Лансере проявились рано; в выборе профессии сомнений не было: «Прежде всего – быть отличным художником», - записал он в юношеском дневнике. А где художник может в полной мере реализовать свои способности? Конечно же, на Кавказе, в Дагестане, куда стремились всегда творческие личности в поисках вдохновения. Знакомству с этим райским уголком Земли Лансере, можно сказать, обязан великому русскому писателю Л. Н. Толстому и его бессмертному произведению «Хаджи-Мурат», в котором он делал необходимые зарисовки. Чтобы подробнее узнать о знаменитом наибе у местных жителей, увидеть форму одежды, горский быт и многое другое, художник в 1912 году впервые посетил Дагестан. Евгений Лансере ездил в горы, где он интересовался всем, что связано с личностью Хаджи-Мурата в годы Кавказской войны. Он был поражён красотой местного пейзажа, здесь он нашёл неисчерпаемый источник для творческого вдохновения, он навсегда влюбился в Дагестан. 12 октября 1912 года Лансере писал своему другу Магомеду Хизроеву: «Многоуважаемый Магомет. Вернулся я с Кавказа полный самых хороших воспоминаний и жаждой побывать там, у Вас, ещё раз; такой это непочатый и богатый для художника край»1. «Цикл реалистических иллюстраций к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого стал наряду с иллюстрациями А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина классикой русской дореволюционной книжной графики»2. (Мемориал, посвящённый этому произведению можно увидеть при входе в парк Ленинского комсомола в г. Махачкале). Позже Лансере приезжал в Дагестан в 1918 году, спасаясь от революционных потрясений в Петрограде. Он не убежал, не уехал за границу, как многие творческие люди в те годы. Кстати, в Дагестан его пригласил знакомый ещё по Петербургу Магомед Хизроев. И до этого у него здесь были кунаки, когда он делал иллюстрации к произведению Л. Н. Толстого. К этому времени у него уже сложилось определённое представление о дагестанцах, их обычаях, традициях, образе жизни.

________________________________________________________________________________________


  1. Патимат Тахнаева. Статья «Лансере в Дагестане». Журнал «Бизнес-Успех». М, 2009 г.

  2. Евгений Немировский. Очерки о Е. Е. Лансере. М, 2005 г.

Глава вторая. Этнографическая экспедиция в горы.

В 1925 году нарком просвещения ДАССР Тахо-Годи лично обратился к Лансере с просьбой сделать зарисовки горской архитектуры. Он был очень грамотным и компетентным в искусстве человеком и понимал, что архитектура в Нагорном Дагестане ненадолго сохранится, знал, что Гидатлинское вольное общество является одним из уникальных очагов горского зодчества. Поскольку Евгений Евгеньевич в это время работал в Академии художеств в г. Тбилиси, этнографическую экспедицию решено было организовать во время каникул в августе. Семья Лансере испытывала определённые материальные трудности и, когда ему предложили оплачиваемую командировку в горы, он охотно согласился. Кроме того, ему представилась возможность посетить край, к которому не был бы равнодушен ни один художник, где он обязательно нашёл бы материал для своего творческого подъёма. Лансере везде сопровождал его любимый ученик – художник Джемал из Дагестана, который был заодно и его переводчиком. Ведь русского языка в горах почти никто не знал, художнику нужно было общаться с местным населением, а кумыкский язык, которым владел Джемал, был в Нагорном Дагестане многим знаком1. Из Темир-Хан Шуры, на лошадях, взяв с собой только самое необходимое, они в конце июля отправились в Гуниб. Здесь Лансере, судя по записям в его дневнике, не только рисовал, но и часто общался с русскими солдатами из гарнизона, совершал прогулки по историческим местам. Здесь им были написаны картины «Вид из Чоха», «Двор сакли в Корода», «Гочоб», «Тлядаль» и другие. Из Корода, в начале августа, художники дальше отправились в Гидатль.



Глава третья. Творческая деятельность Лансере в Гидатле.

В течение 15 дней, с 11 по 25 августа 1925 года, Лансере со своим учеником работал в гидатлинских сёлах Тидиб, Урада, Гента, Хотода, где он делал натурные зарисовки. Это архитектурные пейзажи – роскошные комплексы тех старых строений, которые в основном не сохранились до наших дней, реальные портреты людей с конкретными именами (их потомков можно сегодня найти), детали архитектурного декора, элементы быта и т.д. В Гидатле ими было выполнено более 20 цветных и чёрно-белых рисунков. В Тидибе, например, только Евгением Лансере были написаны семь картин. Это «Тидиб вечером», «Древний Тидиб», «Интерьер дома Хадулал», «Переулок в Тидибе», «Боевая башня Хаджиял в Тидибе», «Двор сакли в ауле Тидиб» и «Внутреннее убранство дома в с. Тидиб»2. Также, значительное количество работ было выполнено в сёлах Урада и Гента. Он подписывал свои картины по-разному: Е. Лансере или Е. Л. На полях делал необходимые заметки. Иногда рядом присутствовали и любопытные из числа местных жителей, которые, однако, не мешали ему сосредоточиться.

________________________________________________________________________________________


  1. Интервью у Завотделом ДМИИ Д. А. Дагировой.

  2. Материал Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.

Картины Лансере, в отличие от работ Г. Г. Гагарина, который немного приукрашивал, были объективными. На месте он удивительным образом сумел запечатлеть красоту гидатлинских гор, архитектурных сооружений, игру горного воздуха, изменение света при восходе и закате. Данную работу можно было выполнить только на месте, в мастерской такое сделать невозможно1. Это был достаточно трудоемкий процесс, за полмесяца он успел написать 15 картин. Некоторые эскизы ему пришлось дорабатывать уже потом, по возвращении в Тбилиси. Конечно, у Лансере здесь не было тех условий, которые он имел в своей мастерской, у него не было ни холстов, ни красок. В горах погода очень изменчива, масляными красками такой меняющийся мир невозможно было запечатлеть, поэтому Евгений Евгеньевич взял с собой сюда минимальные средства: цветные художественные мелки круглой формы– пастель, карандаши и специальную французскую нарезанную бумагу для выполнения данной работы, которую он привозил из Парижа и других европейских городов. Эти жирные мелки, применяемые обычно в полевых условиях, были бархатисты, их можно было использовать для сиюминутного запечатления меняющихся цветов горского пейзажа. Как известно, у каждого художественного материала свои возможности. А мелок позволял потереть и добиться эффективных результатов, нарисовать изменчивость неба, воздушной массы2. Бумага была форматом 40:30 см. На природе, сидя на камне, с планшеткой на коленях и творил здесь всемирно известный художник. Нужно было успеть запечатлеть эту красоту, ведь в любое время могла появиться туча, мог моросить мелкий дождь. Эти работы, выполненные в Гидатле в такой манере, можно было бы сравнить с произведениями французских импрессионистов, хотя Лансере критически относился к ним. Он был ярым сторонником реалистического направления в живописи, сторонником хорошего, добротного искусства.


Глава четвёртая. «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере.
Евгений Лансере не только писал картины, по вечерам он делал небольшие заметки об увиденном в своём дневнике. «Дневник воспоминаний» Лансере включает в себя три тома, он не собирался их опубликовать, они были изданы уже после смерти художника сотрудниками Третьяковской галереи при поддержке его правнуков. Во второй том под названием «Путешествия. Кавказ: Будни и праздники» входят записи, сделанные в Гидатле в августе 1925 года. Они иногда сопровождаются и соответствующими иллюстрациями. Из дневника видно, что он в некоторых населённых пунктах за целый день писал только два-три слова, описывая природу или какие-то отдельные случаи, а в гидатлинских сёлах довольно подробно высказывал на бумаге свои впечатления.

_________________________________________________________________________________________



  1. Интервью у художника А. А. Магомедова из села Тидиб.

  2. Интервью у члена Союза художников России Д. А. Дагировой.

Указывая год, конкретный день и даже время суток, Лансере оставил нам как положительные, так и отрицательные отзывы о жителях аулов Урада, Гента и Тидиб, об их внешности, о повседневном образе жизни, интересных моментах из будней горцев. Наблюдательным взглядом художника он замечал то, на что обычный человек, может быть, и не обратил бы никакого внимания. Например, он пишет: «15 августа. Тидиб. Фантастичность – сюжет. Женщина с факелом-лучиной, двигающаяся по уличке, то освещая, то исчезая». Или «12 августа. Урода. Кремень, лучина; уголь переносят из дома в дом». Далее он пишет: «23 августа. Гинта. Степенный, красивый старик, он же «исполком», и красивая старуха-хозяйка, тип боярыни; описывать долго, запомню и так. Очень красивы повязки женщин». Лансере восхищается природой: «12 августа. Урода. Волшебная ночь с луною»1. В названиях некоторых сёл мы обнаруживаем ошибки. К примеру, Евгений Евгеньевич в «Дневнике воспоминаний» и на картинах указывает: «Урода или Орода», «Гинта», «Бежита» и т.д. Не будем судить его строго, ведь он написал, как услышал от местных жителей. Вместе с тем, известный художник, восторгаясь природой и отдельными привлекательными для него моментами, оставил в своих записях и не очень-то лестные отзывы о жителях Гидатлинского вольного общества, хотя таковые высказывания имеются и в адрес жителей других районов. Например, он пишет так: «В Урода (да и везде) мужчины или сидят у мечети, или двигаются, как сонные мухи – бездельничают. И если слышишь бодрый торопливый шаг – это спешит женщина, никогда не останавливающаяся посмотреть, что мы делаем». Далее он замечает: «В Тидибе уж очень всё грубо и грязно. Характерна дикость – не только дети сами, но и старшие спешат намазать лица детей краскою – усы. Здесь дети чище. Но горы, горы! Мой девиз: Дагестан без дагестанцев»2. Мы видим, что в своём дневнике Лансере достаточно жёстко отзывается не только о жителях Гидатля, но и о дагестанцах в целом. Объяснение этому, наверное, можно найти в том, что он был человеком европейским, он не очень принял дикость горской культуры, неуютность быта, местный менталитет и т.д. Но не будем судить его строго и, думаю, не стоит на него обижаться за его резкие высказывания. Хотя многие, кто прочитал его «Дневник воспоминаний», восприняли критику художника очень болезненно. А ведь, Евгений Евгеньевич не собирался публиковать свои заметки, полагаю, что это было его хобби, он, как человек прямой и откровенный, заносил в тетрадь то, что видел. Поэтому, нам стоит принимать его объективную критику как лекарство, а не как яд, учитывая его немалые заслуги перед нашей республикой. Тем более что часть дневников Кавказского периода пропала. Можно предположить, что именно в них и были лестные отзывы о Дагестане и его жителях. В конце концов, каждый имеет право на своё мнение и нам его нужно уважать. Как бы ни было, эти три тома «Дневников воспоминаний» Евгения Лансере представляют большую историческую ценность.



________________________________________________________________________________________

  1. «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере. Путешествия. Кавказ. Будни и праздники. Стр 126-127.

  2. «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере. Путешествия. Кавказ. Будни и праздники. Стр 128.

Глава пятая. Личность Е. Е. Лансере. Значение его работ в Гидатле.
Несомненно, Е. Е. Лансере считается в нашей стране, да и во всём мире одним из самых талантливых художников – иллюстраторов к книгам. Каждый, кто прочитал страницы его биографии и ознакомился с творческой деятельностью великого «мирискусника», приходит в изумление от огромного и разнообразного объёма работы, которую он успел выполнить за сравнительно недолгую жизнь. Его работоспособность была просто поразительна. Он очень переживал, когда по каким-то причинам оставался без любимого дела. Расстроенный, он пишет в своём дневнике: «Вот сегодня я ничего не сделал». Когда читаешь дневники человека, то лучше всего понимаешь его характер. Евгений Евгеньевич, как и многие творческие люди, был своеобразной личностью. С одной стороны, он был добрым, объективным и справедливым, а с другой, замкнутым, общающимся с ограниченным кругом людей, непростого характера человеком1. Результаты его творческой деятельности в Дагестане трудно переоценить, а его картины, написанные в августе 1925 года для нас, гидатлинцев, просто бесценны. И вот по какой простой причине. В своё время нарком просвещения ДАССР Тахо-Годи оказался очень прозорлив, предвидя постепенное исчезновение уникального горского зодчества. С тех пор прошло не так уж много (по историческим меркам) времени, а те архитектурные здания и домашний интерьер, которые запечатлел художник Лансере со своим учеником Джемалом, почти не сохранились. Если бы не та столь важная этнографическая экспедиция в горы, представление о родных аулах в недалёком прошлом у подрастающего поколения ограничивались бы только рассказами седобородых аксакалов. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дети лучше воспринимают и запоминают, когда видят. Теперь у них есть возможность увидеть, как выглядели дома их дедов и прадедов почти 100 лет назад, какими были улицы и переулки, как одевались жители села, наблюдать внутреннее убранство в горских саклях. Без красочных картин и зарисовок Евгения Лансере всё это со временем исчезло бы2. Если бы не его серия работ, может и не узнали бы об этой замечательной гидатлинской архитектуре. Благодаря Лансере и его зарисовкам известный архитектор и художник Г. Я. Мовчан в 1945 году напросился в Дагестан, лазил по этим горам, конечно же, побывал и в Гидатле, написал прекрасную книгу «Старый аварский дом». Нужно отметить, что Лансере открыл творческий путь дагестанскому художнику Джемалу, который, подражая своему учителю, написал тогда и в последующем немало картин в Гидатле. Творчество Лансере в Гидатле использовал и талантливый писатель В. И. Марковин, написавший книгу «Дорогами и тропами Дагестана». Картины Лансере по Гидатлю находятся не только в дагестанских музеях, но и в Третьяковской галерее, Русском музее, в грузинских музеях, в домах внуков художника, в частных коллекциях по всему миру.

______________________________________________________________________________________



  1. Интервью у директора Дагестанского музея изобразительных искусств С. Р. Гамзатовой.

  2. Интервью у директора Тидибской СОШ Шамильского района И. М. Алиева.

Глава шестая. Передвижная выставка картин Лансере в гидатлинских сёлах.
Выставки работ Е. Е. Лансере по Гидатлю проводились в Дагестане по инициативе МИИ им. П. С. Гамзатовой несколько раз. По словам заведующей отделом изобразительных искусств Д. А. Дагировой «Лансере заслуживает, чтобы для него выделили отдельный зал в музее». Так как не каждый имеет возможность поехать в Махачкалу и посетить музей, в 1999 году была организована выездная выставка работ Лансере и Джемала по тому маршруту, по которому они ездили в 1925 году. Вот что нам рассказала замдиректора Музея изобразительных искусств А. И. Магомедова. «Это был выставочный проект, посвящённый творчеству Лансере, связанный с Дагестаном. Наша группа составляла пять человек (Т. П. Пятинина – тогдашний замдиректора музея, я, оператор, реставратор и водитель). С собой мы везли более 20 картин – оригиналов, которые были застеклены и аккуратно упакованы в двух ящиках. К счастью, погода стояла хорошая. Мы ездили по нескольким гидатлинским сёлам, которые отражены в его работах. Сначала мы побывали в Тидибе, где мы сразу же обратились к директору школы И. М. Алиеву. Он нас очень хорошо принял, организовал односельчан на выставку, которая была устроена во дворе школы под открытым небом. Люди туда потянулись, они проявили большой интерес. Сразу же между ними начался жаркий спор о принадлежности интерьера сакли (мы выяснили, что спор был между учителем истории М. Н. Абдурахмановым и пенсионером Хадовым Магомедом об интерьере одного дома. В действительности на картине Лансере был «Дом Хадулал»). На выставку пришли много людей, изучали, рассматривали, интересовались стоимостью работ, указывали на ошибки, допущенные в названиях и мы, соответственно, все исправления записывали. Во время перерывов и даже в ходе уроков каждый класс получил возможность посетить передвижную выставку, дети с большим интересом слушали наши комментарии по каждой картине. Оператор всё это снимал. На следующий день мы отправились в Урада, где выставка также была организована в школьном дворе. Когда молодая учительница посмотрела на одну из картин, она сообщила, что старик на портрете очень похож на её бабушку. А у нас цель была, чтобы жители рассказали, если помнят, чей это дом, кто изображён на портрете и т.д. Пришла старая женщина с палкой, посмотрела на портрет « Мусалаву – 80 лет», как начала плакать: оказалось, что это её дедушка, ей рассказывали, как в село приезжал художник и рисовал её дедушку. У неё рано умерли родители, когда она была ещё девочкой, а дед вырастил её. Эта была такая за душу берущая история, мы обещали, что пришлём ей фотографию её дедушки, что и было сделано позже, по приезду в Махачкалу. Потом эта женщина прислала письмо, что от этой фотографии исходит свет, что это самое ценное у неё дома. Потом мы поехали в Гента, также организовали выставку, правда, к нашему удивлению, жители к этому делу отнеслись немного прохладно. Особый интерес к выставке из трёх гидатлинских сёл проявили в Тидибе. После этой плодотворной поездки по следам Евгения Лансере в Гидатль, мы вернулись в Махачкалу»1.

_________________________________________________________________________________________



1. Интервью у замдиректора Дагестанского музея изобразительных искусств А. И. Магомедовой.


Глава седьмая. Экскурсия отличников учёбы в республиканские музеи.
В целях популяризации творческой деятельности Е. Е. Лансере в Гидатле, директором Тидибской средней школы И. М. Алиевым в качестве поощрения для отличников учёбы в мае 2012 года была организована экскурсия в Музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой и Историко-краеведческий музей им. Тахо-Годи в Махачкале. Там нас приняли радушно, особенно в ДМИИ, где Завотделом изобразительных искусств, член Союза художников, Заслуженный работник культуры Дагестана Дагирова Д. А. лично водила нашу группу по залам и очень доступно и интересно рассказывала о творениях дагестанских мастеров. Заранее, специально для нас из архива были извлечены картины Лансере, написанные им в Гидатле. По каждой картине она дала нам очень ценную информацию, ребята слушали, затаив дыхание, ведь на произведениях великого художника мы видели знакомые очертания родного села. От этих шедевров, написанных почти 100 лет назад, удивительным образом исходили тепло и свет, казалось, стоит зайти в эти сакли горцев на картине «Тидиб вечером» и, на домашних очагах можно увидеть кукурузные хинкалы, варёное зерно – «гьи» и свежую баранину. В общем, впечатлений от увиденного было много. В конце выставки мы все вместе даже сфотографировались на фоне картин Е. Е. Лансере. Потом мы посетили и краеведческий музей, где нам демонстрировали многочисленные экспонаты, среди которых были и вещи, найденные в поселении Гинчи, расположенное в 3 км от села Тидиб и возраст которого учёные определяют в 6000 лет. Переполненные эмоциями мы вернулись в школу, на следующий день учитель истории А. А. Ахбердилов рассказал перед всеми учащимися школы об этой незабываемой поездке, о Лансере и его бессмертных творениях. В музее Тидибской СОШ имеется стенд «Тидиб в творчестве художника Евгения Лансере», а местный профессиональный художник Магомедов Абдула срисовал с картины Лансере «Старый Тидиб» и создал большую композицию прямо на стене сельского учреждения. Мы, гидатлинцы, всегда будем помнить об Евгении Евгеньевиче и его заслугах в развитии культуры нашего родного края.

Заключение.
Ещё в XY веке итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи отмечал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». Какой глубокий смысл можно найти в этих словах, особенно применительно к Кавказу, куда стремились многие выдающиеся художники, чтобы окунуться в эту атмосферу романтики и неописуемой красоты. В числе тех, кому посчастливилось посетить и запечатлеть на своих полотнах эти величественные горы, старые архитектурные здания, внутренний интерьер саклей горцев, описать портреты аксакалов и пожилых горянок был замечательный художник из творческой династии Евгений Евгеньевич Лансере. Побывав впервые в Дагестане в 1912 году, он на всю жизнь влюбился в этот край, справедливо оценив взглядом художника удивительную красоту местного пейзажа. «Я понимаю теперь Лансере, который живёт здесь, - пишет навестивший его художник И. И. Нивинский, - отсюда трудно уезжать». Позднее в автобиографии Е. Е. Лансере написал: «В далёком те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм и часто героизм, которые трудно было ощутить в нашем окружении»1.

Велика заслуга наркома просвещения ДАССР Тахо-Годи, который своевременно понял важность изучения и запечатления архитектуры Нагорного Дагестана, куда входили и замечательные творения гидатлинцев. Он предвидел, что это искусство в горах сохранится ненадолго и, что эти шедевры необходимо передать потомкам. В результате, в августе 1925 года была организована этнографическая экспедиция в горы, в ходе которой Е. Е. Лансере и его дагестанским учеником Джемалом было выполнено более 40 работ по Нагорному Дагестану, из них более 20 картин были написаны непосредственно в гидатлинских сёлах. Хотя здесь в 1840 году уже побывал художник Г. Г. Гагарин, но именно благодаря зарисовкам Лансере и его ученика весь мир узнал о прекрасной архитектуре Гидатля, о быте его жителей и т.д. Не секрет, что это было время, когда кинокамера или фотоаппарат являлись роскошью и, единственной возможностью сохранить это духовное богатство для последующих поколений было его запечатление художником на картине. Творения Лансере вызвали такой интерес, что сюда потянулись и писатели, и архитекторы, и художники, и другие творческие личности, от них многие ещё больше узнали об этой благодатной земле, её жителях, их традициях и обычаях, их занятиях и образе жизни. Благодаря его зарисовкам сюда в 1945 году напросился талантливый архитектор и художник Г. Я. Мовчан, который написал замечательную книгу «Старый аварский дом». Творчество Лансере стало ориентиром и для писателя В. И. Марковина, написавший книгу «Дорогами и тропами Дагестана». Работы Е. Е. Лансере очень востребованы в современном художественном мире. К сожалению, исследовательских работ по его творчеству практически нет, как отсутствуют в Дагестане памятники и улицы в честь великого художника. Считаю это нашим общим упущением, которое необходимо исправить. Картины Лансере хранятся в музеях и в частных коллекциях по всему миру, они заслуживают более тщательного изучения, а его именем нам нужно назвать улицу хотя бы в Буйнакске, где он жил и работал довольно долгое время.



________________________________________________________________________________________ 1. Патимат Тахнаева. Статья «Лансере в Дагестане». Журнал «Бизнес-Успех». М. 2009 г.

Использованные источники и литература



  1. «Дневник воспоминаний» Е. Е. Лансере.

  2. Интервью у директора ДМИИ С. Р. Гамзатовой.

  3. Интервью у Завотделом изобразительных искусств ДМИИ Д. А. Дагировой.

  4. Интервью у замдиректора ДМИИ А. И. Магомедовой.

  5. Интервью у директора Тидибской СОШ И. М. Алиева.

  6. Интервью у учителя истории М. Н. Абдурахманова.

  7. Интервью у художника А. А. Магомедова.

  8. Евгений Немировский. Статья об Е. Е. Лансере.

  9. Патимат Тахнаева. Статья «Лансере в Дагестане». 2009 г.

  10. Г. Я. Мовчан. Книга «Старый аварский дом».

  11. Джамиля Дагирова. Статья «Светские и советские начала в изобразительном искусстве Дагестана». 2011 г.

  12. М. Б. Суваков. Статья «Творчество Е. Е. Лансере в становлении мастерства М. А. Джемала». 2010 г.

  13. П. С. Павлинов. Статья «Прекрасное, подсказанное природой».

  14. Венера Гамзатова. Статья «Выставка, посвященная памяти Владимира Марковина».

  15. В. И. Марковин. Книга «Дорогами и тропами Дагестана». М. 1988 г.

  16. Лариса Дибирова. Статья «Мир искусства Лансере». 2011 г.

  17. Интервью у старожилов гидатлинских сёл.

  18. Музейный материал Тидибской СОШ Шамильского района.