Храмы и живопись катакомб - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Храмы и живопись катакомб - страница №1/1

Тема: Храмы и живопись катакомб.

Цель:


  1. Рассказать детям о христианских катакомбах, их устройстве и живописи.

  2. Воспитать в детях интерес к истории служения Богу первых христиан и их искусству.


Используемая литература:


  1. Бахметева А. Н. История Церкви для детей.- Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 2006. – 767 с.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: «Российское Библейское общество», 2003-927 с.

  3. Куломзина С. С. Две тысячи лет. История православной христианской Церкви. – М.,2000. – 333 с.

  4. Дополнительная литература: Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви.- М.:Издательство Свято-Тихоновского Богословского Института, 2001.-518 с.


ХОД УРОКА


  1. Вступительная часть. Приветствие детей. Молитва




  1. Основная часть

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах. Катакомбы – это такие подземелья, в которых древние христиане погребали мертвых и совершали Богослужения во времена гонений. Таких катакомб нашли в разных местах очень много, но больше всего в Риме.

Христианские катакомбы отличались от языческих и иудейских тем, что они общественные, то есть в них хоронили христиан разного звания и состояния. Язычники и иудеи имели родовые кладбища. В христианских катакомбах к тесно сплоченной общине живых присоединяется община умерших; принципиальному равенству в жизни соответствует и равенство в смерти. И между тем как мир дохристианский стремился к обособленности не только по фамилиям, но и по состояниям, здесь, в христианстве, предоставляется каждому, несмотря на различие званий и состояний, одно общее место погребения. В этих-то усыпальницах и собирались древние христиане для Богослужения.

Небольшие катакомбные церкви, в которых христиане во времена гонений совершали Богослужение назывались крипты. Алтаря особого, в нашем современном смысле, здесь не было: его заменяла небольшая полукруглая апсида, или ниша, отделенная низкой решеткой. В этой нише устанавливалась гробница мученика; она-то и служила престолом. Отсюда — от древнего обычая совершать Евхаристию на гробнице мученика — ведет свое начало то, что в каждой Церкви на престоле находится антиминс с частичкой св. мощей. По сторонам этого престола или гробницы устраивались места для епископа и пресвитеров. Средняя часть крипты, назначенная для мирян, не имела специальных приспособлений. Освещалась крипта иногда лампами или люминариев, через которые проникал в крипту дневной свет.

По стенам и сводам ката-комбных помещений и галерей расположены живописные изображения.

В катакомбах можно встретить различные изображения христианских символов: голубя, рыбы, корабля, обуреваемого волнами, лиры, якоря и рыболова, напоминающего об апостолах и о детях, вышедших из воды. Доброго Пастыря.

Якорь — символ христианской надежды, так как во время бури он сохраняет корабль от крушения.

Корабль – символ Церкви, так как на корабле спасаются от бурных морских волн.

Голубь — символ Святого Духа, так как во время Крещения Господа Иисуса Христа Дух Святой явился в виде голубя. Иногда голубь служил символом невинной христианской души. Если голубь изображен с веткою в клюве, то он служил символом мира, подобно голубю Ноя; голубь с виноградной кистью означал христианскую душу, вкушающую от небесных благ.

Феникс служил символом Воскресения, так как по легенде эта птица жила 500 лет. Когда приближалось время ее смерти, она устраивала себе гнездо из благовонных растений; входила в это гнездо и умирала. Но из ее истлевшей плоти рождался червь, который питался влагой умершей и покрывался перьями. И вот, возмужав, он брал гнездо, где покоились кости его умершего предка, летел в Египет, ложит останки на жертвенник солнца и затем возвращается туда, откуда прилетел. В язычестве феникс был символом вечности, в христианстве стал символом бессмертия.

Павлин служил символом бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергалось разложению.

Петух — символ Воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух указывает на отречение этого апостола.

Были различные изображения Агнца(ягненка). Агнец с сосудом для молока означал Христа и Евхаристию. Изображали Агнца на горе, из которой вытекают 4 ручья: два другие агнца стоят у ручьев и пьют воду. Гора означает церковь, 4 ручья — реки райские: Фисон, Гион, Тигр и Евфрат, а в дальнейшем смысле они означают 4-х Евангелистов, которые распространили учение Христово по всем четырем странам света; агнец на горе — глава Церкви Иисус Христос; два агнца, пьющих воду, — символы христианских душ, жаждущих воды живой.

Буква "X" означала как Христа, так и крест, на котором Он был распят.

Продолжая обозрение древнехристианских символов, отметим еше фигуру льва как символ силы и могущества, орла — символ юности ("обновится яко орля юность твоя"), змея — символ зла, и, в частности, дьявола, оленя — символ апостола, или кающегося, или святого, пальму — символ победы, оливковую ветвь — символ вечного мира, лилию — символ чистоты, венок. — символ победы над смертию и диаволом.

Изображали героя Орфея с лирой в руках. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.

Виноградная лоза означала Самого Иисуса Христа.

Добрый Пастырь, символизирующий Спасителя, являлся в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, правильным и симпатичным лицом.

Один из важнейших сюжетов — Ной в ковчеге, встречающий голубя с веткой, возвращающегося по окончании потопа. Ной является иногда бородатым мужчиной, иногда молодым человеком без бороды; он стоит в ковчеге, имеющем форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой, в руках у него изображена птица с веткой в клюве.

Господа Иисуса Христа обозначало изображение рыбы, так как греческое наименование рыбы ICHTHYS заключает в себе пять монограмм, относящихся к Иисусу Христу: lesus, CHristos, THeu, hYios, Soter. Это значит Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Богородицу изображали в виде прекрасной и совершеннейшей женщины.

Изображения мучеников и мученичества появляются в искусстве не ранее IV в., когда открылась возможность, не опасаясь преследований, явить всему миру христианское исповедание во всей его полноте. К этой же эпохе торжества Церкви относится и распространение изображений вообще святых. Новая эпоха выставляет и новые циклы христианских изображений.




III. Заключительная часть. Молитва.