Ход урока I. Изучение нового материала - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Ход урока I. Изучение нового материала - страница №1/5

Урок 1
Книги, прочитанные летом
(внеклассное чтение)


Цели: подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы; в рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Второй год вы не просто читаете, а изучаете произведения русской и зарубежной литературы. Мы вновь и вновь убеждаемся, что книга, по выражению С. Я. Маршака, друг и учитель, умный и верный помощник, помогающий облететь нашу необъятную страну и весь земной шар, что книга учит понимать и любить людей, их созидательный труд. А. М. Горький, восхищаясь книгой, писал о том, как благодаря книге его жизнь наполнялась смыслом, как книга «окрыляла ум и сердце чувством любви к миру и человеку».

– Давайте вспомним, что было прочитано в 5 классе.

– Что вы читали летом?

Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях.

– Какие из этих произведений мы назовем произведениями устного народного творчества? Почему?

– Что такое басня? В чем ее иносказательный смысл? Какие из произведений вы помните наизусть?

– Почему писатели (Горький, Маршак) назвали книгу умным и верным другом, учителем и помощником?

– Какие советы писателей о чтении книг вы запомнили?

– Какие пословицы о книгах вы знаете?

Итак, многое из прочитанного вами в 5 классе и летом навсегда осталось в вашей памяти. Книги расширили ваши знания, ваш кругозор. Счастливым можно назвать человека, который любит и умеет читать. Богатый и прекрасный мир откроется перед тем, кто не будет «глотать» книги, а станет читать их не торопясь, не пропуская описаний природы, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги.

Как же удается автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со своими героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального человека? Оказывается, нет! Мы знаем, что за каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

Современник А. С. Пушкина М. В. Юзефович рассказывал, как работал Пушкин над поэмой «Полтава».

Послушайте этот рассказ:

«Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Таким образом, слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части. Я видел у него черновые листы, до того измаранные, что на них нельзя было ничего разобрать: над зачеркнутыми строками было по нескольку рядов зачеркнутых же строк, так что на бумаге не оставалось уже ни одного чистого места. Несмотря, однако ж, на такую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели!»

(«Пушкин в воспоминаниях современников», М., 1950.)

Множество раз переделывал, переписывал, совершенствовал свои произведения Н. В. Гоголь. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания…»

Итак, в основе художественного произведения, которое попадает в руки читателя, лежит громадный труд писателя. Чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

О читателе, талантливом и чутком, умеющем творчески осмыслить прочитанное, говорит С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работ. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

– Как вы понимаете слова о талантливом, чутком, обладающем творческим воображением читателе?

Очень важно, ребята, научиться внимательно читать, замечать верно найденное писателем слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора. Всему этому и призваны научить вас уроки литературы и учебник.

2. Работа с учебником.

Рассмотрим учебник-хрестоматию:

– Посмотрите оглавление и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые.

– Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.

– Прочитайте несколько эпиграфов к разделам и главам.

– Прочитайте выдержки из статьи «В дорогу зовущие» писателя
В. Шкловского.

– Познакомьтесь с заданиями 2 и 4 (с. 4–5), подготовьте развернутый ответ.



II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: ответить на вопросы 1, 5 (с. 4–5).

Урок 2
Обрядовый фольклор


Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.

Запись на доске и в тетрадях учащихся.

Фольклор – устное народное творчество. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.

А что такое обряд? Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.



Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года.

– Как вы знаете, начинается год с красивого и веселого праздника. Как он называется? (Новый год, Рождество.)

Начинались эти рождественско-новогодние праздники колядованием.

Колядки – песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.

2. Чтение статьи учебника «Колядки».

3. Рассматривание иллюстрации – репродукции картины «Масленица» Б. Кустодиева, чтение статьи учебника.

– Когда праздновалась Масленица?

– Какова тема масленичных песен?

II. Проверка домашнего задания.

Домашние индивидуальные задания:

а) исполнение масленичных песен заранее подготовленными учащимися;

б) рассматривание рисунков с изображением праздника;

в) конкурс на лучшее исполнение колядок и масленичных песен (по выбору учащихся).

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10); индивидуальные задания по группам.

Урок 3
Обрядовый фольклор.
Весенние, летние и осенние песни


Цели: продолжить знакомство с обрядовым фольклором; работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Что такое фольклор? Какой фольклор называется обрядовым?

2. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем их отличие от других песен?



II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с обрядовым фольклором: сегодня услышим песни весны, отведаем выпеченных из теста жаворонков и куликов, поводим хоровод у березки, «завьем бороду» из стеблей собранного урожая. Без помощников мне здесь никак не обойтись.

Итак, закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

2. Исполнение веснянки (инсценировка).

Выходит подготовленная группа учащихся: впереди – Весна с лукошком, в котором лежат выпеченные из теста птички, за ней – 3–4 ученика с прикрепленными на нитки «птичками»; они подкидывают этих вестников весны, чтобы они «летели» по ветру, и выкликают:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.



Учитель комментирует действия ребят. Исполнители веснянки угощают всех выпечкой.

3. Празднование Троицы (инсценировка).

Учитель. Расцвела земля-матушка, зазеленела белоствольная красавица, повели вокруг березоньки девицы красные хороводы.

Выходит следующая подготовленная группа, девочки водят хоровод под песню «Во поле березка стояла…»

Праздник этот на Руси назывался Троицей. Связан он был с расцветающей, входящей в силу природой.

Давайте прочитаем, как же он отмечался.

Чтение фрагмента статьи учебника.

4. Обряды окончания жатвы (инсценировка).

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела.



Третья подготовленная группа демонстрирует свои веночки из колосьев.

После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.



Дети с колосьями читают по ролям.

1-й ученик. Жали мы, жали,

Жали-пожинали, –

Жнем молодые,

Серпы золотые.

Нива долговая,

Постать широкая;

2-й ученик. По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

1-й ученик. И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

2-й ученик. Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти.

Да в поле стояти,

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти –

Колосом махати!

1-й ученик. А хочу я, аржаное жито,

Во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, аржаное жито,

Во пучок взвязали,

Из меня рожь выбирали!

5. Словарная работа.

Записать в тетрадях:

долговая – длинная;

пóстать – обработанное поле;

аржаное жито – рожь.

III. Обобщение по теме.

Беседа по вопросам:

– Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись?

– Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Когда они исполнялись?

– Обратите внимание на нежность, музыкальность песен; найдите повторы, обращения, эпитеты.

– Объясните значение слов:



жито (всякий хлеб в зерне или на корню);

толокно (мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса);

лапти (плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги);

серп (ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня);

жать (срезать под корень).

Подготовка и выразительное чтение одной из песен.



IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать песни, ответить на вопросы учебника.

Урок 4
Пословицы и поговорки


Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?



II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.



Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговоркаметкое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.



Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Урок 5
Загадки
(внеклассное чтение)


Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.



II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.



Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.



Загадки русских народных сказок

И в русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.


Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.



(Гора.)

Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.



(Яйцо.)

Ее не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.



(Темнота.)

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей.

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся. –

И смирными станут

До новых затей.



(Зубы.)

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.



(Человек, табуретка,
рыба, собака.)


Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.



(Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

2. Отгадывание загадок.

Попробуйте отгадать и такие загадки:

– Летом одет, зимой раздет. (Лес, дерево.)

– Я хожу, а он остается. (След.)

– Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка.)

– Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

– Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла.)

– Только родился, а уже с усами. (Котенок.)

– Хожу на голове, хотя и на ногах.

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.



(Гвоздь в туфле.)

– В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

Одна рука – и та на спине.

(Чайник.)

– Дом шумит, хозяева молчат,

Пришли воры, людей забрали,

А дом в окошки ушел.



(Река, рыба, рыбаки, сеть.)

– Мету, мету, не вымету,

Несу, несу, не вынесу,

Пора придет – сама уйдет.



(Тень.)

– Чем больше от нее отбавляешь,

Тем она больше становится.

(Яма.)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать загадку, а отгадку нарисовать.

Урок 6
«Повесть временных лет»


Цели: помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю; создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.

Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.

Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

2. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (автор Д. С. Лихачев).

3. Самостоятельная работа.

– Назовите имена первых летописцев.

– Выделите главную мысль статьи.

Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части – главная мысль прочитанной статьи. После ответа двух учеников эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки с предложенной учителем, лучшую записывают в тетради.

4. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В. М. Васнецова.

Учитель. Давайте познакомимся с миниатюрой из Летописного свода, изображающей Сильвестра.

Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись

Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь – его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.

Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.

Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.

Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.

Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык.

5. Слово учителя о значении летописания.

Задание. Ответить на вопрос: «Почему наши предки придавали такое большое значение летописанию?».

Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев, ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.

Почему же так важно было для наших предков записать, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что их жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от «всемирного потопа»: летописец говорит о происхождении славян от Иафета – одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной Истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

Демонстрация репродукции первой страницы «Повести…»*.

Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.

Один из учеников отвечает на поставленный перед объяснением вопрос, остальные дополняют и уточняют ответ.

6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.

Оживают под пером летописца события и люди далеких лет. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.

«В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.

И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я – своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

И разошлись. Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.

На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:

– Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками.

Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь все. Юноша сказал:

– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться – испытай меня. Нет ли большого и сильного быка?

И нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их.

Владимир же рад был, и заложил город у брода того, и назвал его Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. И сделал Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой».

7. Беседа по вопросам:

– «И стал тужить Владимир…» – говорится в «Сказании…». Почему?

– Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина – почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша – простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)

– Что прославляет летописец?

– Какие особенности речи повествователя вы заметили?

– Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения древнерусской литературы. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь.

Урок 7
«Сказание о белгородском киселе»


Цели: продолжить знакомство с летописными сказаниями; учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении; начать работу над сценарием.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Художественный пересказ «Сказания…».

2. Класс оценивает ответ учащегося.

Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Если учитель сам найдет изобразительный материал, он может показать слайды, кадры диафильма.

II. Изучение нового материала.

1. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником. Беседа по вопросам.

– Кто герой этого сказания? Что он сделал?

– Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой – простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)

– Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?

– Вы, конечно, почувствовали, что эти летописные сказания похожи на легенды, на устные народные предания. Это и не удивительно, ведь события, описанные в них, происходили более чем за 100 лет до составления Несторовой летописи. Автор записывал все, что сохранила народная память.

Что же прославляется в этих сказаниях?

– Интересны ли летописные сказания современному читателю? И если интересны, то чем? Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

– Поясните эпиграф к теме. Как вы его понимаете?

2. Работа над сценарием.

– Попробуем составить сценарий нескольких кадров фильма по одному эпизоду: «Кожемяка перед Владимиром».

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий.

Урок 8
БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ.
АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
*

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела...

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)



II. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным волком.

Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!



Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.



III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».



IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева
.

V. Чтение и анализ басни «Муха».

Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.



Домашнее задание: выучить басню наизусть.

Урок 9
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ
*

Цели:  познакомить с основными этапами жизни и творчества баснописца; рассмотреть басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей и задач.

II. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, на службе получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь – именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.

Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журналов («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.

Уже при жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии (воспаления легких).

III. Знакомство со статьей о писателе в учебнике.

IV. Закрепление материала по вопросам.

1. Где родился писатель? Назовите дату рождения.

2. В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?

3. Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?

4. Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?

5. Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?



V. Рассказ о жизни писателя по плану.

План можно заранее записать на доске или составить вместе с учащимися, читая статью.

План


1. Дата и место рождения И. А. Крылова.

2. Отставка отца. Жизнь в Твери.

3. План образования сына, составленный матерью.

4. Тяжелая жизнь семьи после ухода отца из жизни.

5. Работа Крылова переписчиком бумаг.

6. Неудачные литературные опыты. (Первые трагедии.)

7. Большая известность. (Комедии, басни.)

8. Работа в журналах.

9. Жизненный и творческий успех баснописца.

10. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности.

11. Выход книги басен незадолго до смерти автора.

12. Смерть баснописца в 1844 г.

13. Установка памятника в Летнем саду (скульптора Клодта).

VI. Чтение и анализ басен «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» (вопросы учебника на с. 45).

VII. Обобщение.

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.



Домашнее задание: подготовить выразительное чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен. Знать биографию писателя.

Урок 10
А. С. Пушкин. Страницы жизни.
Стихотворение «И. И. Пущину»


Цели: познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Сравнение двух изображений А. С. Пушкина.

Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в период учебы его в Царскосельском лицее.

Рассмотрим гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935).

– Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? В каком из этих портретов больше сходства с поэтом той поры?

– Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещенному в хрестоматии?

– Составьте устный портрет А. С. Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям современников. Обратите внимание на то, как в словесных описаниях и изобразительных портретах авторы передают то, что перед нами великий поэт.

2. Выступления учащихся I группы по теме «Портрет Пушкина».



Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта:

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков, то есть примерно 165 см); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно».



Иван Александрович Гончаров, писатель:

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского… У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами».



Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог:

«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении… очень подвижного… с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился… Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное... Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризненно».



Вера Александровна Нащокина, жена П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина:

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна души и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».

3. Выступления учащихся II группы по теме «Пушкин и его друзья».

Петр Андреевич Вяземский, друг поэта:

«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования».



Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина:

«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей…»

Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель Пушкина:

«Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны были тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те открывали в нем ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так называемых его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром; зато несколькими словами уничтожал тех, которых презирал…»

Готовя сообщения о друзьях Пушкина, учащиеся могут использовать стихотворения «19 октября 1825» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…») и др.

4. Работа над стихотворением «И. И. Пущину».

1) Выступление учащегося на тему «Мой первый друг…» с использованием отрывка из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» о посещении Михайловского.

«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…

Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один – почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого Лицея, писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…

Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга…

Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…

Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение.

Потом он прочел мне кое-что свое…

Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.

Сцена переменилась.

Я осужден: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!..

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании».

2) Выразительное чтение учителем стихотворения


«И. И. Пущину».

Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку – величайшее событие, отсюда и такие высокие задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

В стихотворении раскрывается мир души поэта, мир интимный, поэтому при чтении стихотворения неуместна риторика; оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.

3) Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину» учащимися.

– Какие факты биографии А. С. Пушкина и И. И. Пущина помогают понять стихотворение?

– Стихотворение начинается восклицательным предложением. Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

– Каким чувством проникнуты строки, где поэт вспоминает о встрече в Михайловском?

– Последние строки говорят о другой «встрече». Чем она похожа на первую? Чего желает другу поэт? Как надо произнести эти строки?



следующая страница >>