Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое - страница №1/1

Урок русского языка. 3 класс.

Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цель: научить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении.

Задачи:

Образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого;

воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, любви к природе. развивающие: развивать речь учащихся, словесно-логическое мышление, развивать умение находить грамматическую основу предложения.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: парная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование:
1. М/м. Презентация по теме.
2.Карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слайд 2.

-Наш девиз урока:
« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»   
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да.)  
- Тогда улыбнитесь и пожелайте друг - другу удачи!
II.Минутка чистописания.

- Начнем урок с красивого письма. Слайд 3.

1 5 12 2

А Д ? ?


- Кто догадался, какие это буквы? ( буква Б, К)

-Сегодня мы с вами потренируемся писать сочетание заглавных и строчных букв «б» и «к». Бб Кк.

-Подчеркните красивое соединение.

III. Работа со словарными словами.

1.На доске слова: багряный, багровый, коричневый.

- Какой частью речи являются эти слова? (Имена прилагательные.)

- Что мы знаем об именах прилагательных? (Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Согласуются с именами существительными).



2. Работа над лексическим значением слов: багряный, багровый, коричневый. Слайды 4, 5

-Как называются слова багряный, багровый? (Однокоренные)

-Какой цвет обозначают? (Темно-красный, ярко –красный цвета)

-Образованы из старославянского языка багр, что значит красный.



Однокоренные слова: багровый -багроветь (становиться багровым), побагроветь, забагроветь, багровость.

Багряный -багрить, обагрить, обагрять, багряность, багрянец, багрец, багрянеть(становиться багряным).



Синонимы: пурпуровый (фиолетово-багровый), багряный, багровый, пунцовый(темно-багряный).

Коричневый –(буро-желтый, цвета жареного кофе,спелого желудя.)

Синонимы –кофейный, шоколадный, каштановый, карий.

Коричневый цвет получают смешивая зеленый и красный цвета.
3. Запись в тетради словарных слов.

-Составьте устно предложение с любым из этих слов.


IV. Актуализация знаний.

Письмо по памяти.

-А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

(Слайд 6.) Апрель с водой, а май с травой.

-Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Если в апреле будет вода (растает снег), то в мае будет трава).

- Называем орфограммы.

-Прочитайте предложение ещё раз и запишите его по памяти. (Соблюдаем все правила написания и соединения букв).



Проверка. Оценивание (если ошибок нет, поставьте +).

-Итак, мы вспомнили некоторые орфограммы.

-Какие ещё поговорки, пословицы о весне вы знаете?

-Мы с нетерпением ждали теплых дней и они наступили. Весной прилетают птички, вся природа оживает от зимнего сна и завораживает нас своей красотой.

VI. Введение в тему урока.

На доске слова: почки, коричневые, благоухают, клейкие, деревья



-Какое задание можете предложить к этим словам? (Составить предложение.)

Благоухают клейкие коричневые почки деревьев. Запись предложения в тетради.

-Укажите часть речи. Спишите в тетрадь.

А теперь назовите грамматическую основу?

Затруднение! Проблема!

-Итак, нам надо узнать, что такое грамматическая основа? На доске прикрепляется таблица: грамматическая основа?

- А какие слова могут быть грамматической основой?

Грамматическая основа- по- другому главные члены предложения. На доске прикрепляется таблица: главные члены предложения?
VII. «Открытие» детьми нового знания.
- Каким является это предложение по цели высказывания и интонации?


- Сколько слов в этом предложении? Есть ли среди них главные, то есть, такие, без которых в предложении не обойтись?
 - Попробуйте прочитать предложение без первого слова ( ); без второго ( ); без третьего); без четвёртого( ), без пятого ( )
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).
Итак, В ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОВА РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ СТАНОВЯТСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Вывешивается таблица: Тема урока : грамматическая основа. Подлежащее и сказуемое.


- Сегодня научимся находить грамматическую основу предложения.

- Хором прочтите предложение.  О чем в нём говорится? (О почках. )
- Задайте вопрос к слову почки. (что? )
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос что? (Подлежащее.) Вывесить таблицу «подлежащее». В предложении подлежащее подчеркивается одной чертой.
- Что говорится о почках? (Благоухают.)

- Задайте вопрос:   …что делают? )
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос 
что делают? ( Сказуемое.) В предложении сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Вывесить таблицу: сказуемое
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
  -Прочтём грамматическую основу предложения: Почки благоухают.
  Вывод:  подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них     заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Без грамматической основы предложение не существует.

-Мы получили ответ на наш вопрос?

VIII. Наблюдение. Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 125. Упр. 397. 
-Прочитайте. Вечер наступил. О чем говорится в предложении?

 Выполняется устно по «шагам».


- Упр. 398. 
-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.
Что изменилось? (Добавили слова).
- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).
- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж.)
- Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения. Образец  рассуждения: 
Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.
Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.

IX. Физкультминутка. «У оленя дом большой…»

X. Работа с текстом определения. (с.126)

1.Чтение первого определения (в рамке). Вопросы после чтения.

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении? ( Они становятся членами предложения.)

-Что такое грамматическая основа предложения?

2.Самостоятельное чтение второго определения на с. 126.

Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты из текста определения.



XI. Первичное закрепление.

Работа в парах.

У каждой пары на столе лежат карточки.



На слайде 7 и на карточках у детей:

Лучи журчат.

Ручьи вернулись.

Птицы пробуждается.

Природа греют.

-Прочитайте слова первого и второго столбиков.

-Что заметили?(1столбик-существительные, 2 столбик – глаголы.)

-Какое задание можно предложить сделать? (К словам из первого столбика подобрать слова второго столбика.) Учащиеся выполняют задание.

-Что у вас получилось? Предложение ли это? Почему? Докажи. (Есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.)

-Значит, предложение может состоять только из грамматической основы.

-Устно распространите предложения.

-Найдите грамматическую основу каждого предложения.

Работа в группах.

На партах конверты.

- Это алгоритм нахождения грамматической основы. Но его нужно разложить так, как мы будем находить грамматическую основу в предложении.

Проверка по слайду.

Алгоритм нахождения грамматической основы:



Слайд 8.

  • Прочитай предложение

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее

  • Подчеркни одной чертой. Какой частью речи выражено?

  • Найди, что говорится о подлежащем.

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.

  • Подчеркни двумя чертами.

  • Прочитай грамматическую основу.

XI. Тренировочное упражнение.

1.Работа в парах.

- На карточках найдите по этому алгоритму грамматическую основу в предложениях.

Весело запорхали бабочки.

Мелькает в тумане лес.

Белый пар по лугам расстилается.



2.Проверка по эталону. Слайд 9.

XII. .Рефлексия учебной деятельности.
1.– Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
   2. Игра «Посчитай». Слайд 10.
– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения
 
С.    Маршака?
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга горит.
XIII. Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.