Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петрозаводск 2008 1 229.41kb.
Закон республики карелия о дорожном фонде Республики Карелия Принят... 1 32.66kb.
Закон о некоторых вопросах государственной гражданской 1 583.35kb.
Статья / Л. Д. Крахина, главный библиотекарь отдела искусств /огаук... 1 54.49kb.
Национальное кино в «Премьере»… Автономное учреждение Республики... 1 68.35kb.
Закона Республики Карелия «О межбюджетных отношениях в Республике... 1 46.23kb.
Закон республика карелия о налогах (ставках налогов) на территории... 1 338.28kb.
Закон о внесении изменения в Закон Республики Карелия 1 16.88kb.
Государственное бюджетное учреждение Национальная библиотека Республики... 1 26.95kb.
Подписано Е. В. Богданова, Министр культуры Республики Карелия 1 75.77kb.
Закон республики карелия о бюджете Республики Карелия на 2014 год... 1 177.72kb.
Отмечено многочисленными наградами на протяжении многих лет, а сегодня... 1 22.51kb.
- 4 1234.94kb.
Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» - страница №1/1






Государственное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»

В стране Литературии




«На пути к самопознанию»

Размышления над книгой Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Методический материал

Вып.9.


Петрозаводск

2011

УДК 02


ББК 78.39

Н 12
«На пути к самопознанию» (Размышления над книгой Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон») : метод. материал. Вып.9 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [ сост. Л.Г.Саблина]. - Петрозаводск : Детско–юношеская библиотека Республики Карелия, 2010. - 6 с.

УДК 02

ББК 78. 39



Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Составитель : Л.Г. Саблина, зав.отделом чтения подростков ДЮБ РК

Редактор: С.В.Золотова, зам.директора ДЮБ РК

Компьютерная верстка: С.П.Шестакова, главный библиотекарь ДЮБ РК
Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.1

Тел./факс: (8 142) 78-32-29

E-mail: dubrk@library.karelia.ru

http: //dubrk.karelia.ru

© Детско- юношеская библиотека

Республики Карелия, 2011.

От составителя

В этом выпуске методического материала из цикла «В стране Литературии» приведено описание занятия клуба по повести-притче американского писателя Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».



Цель занятия:

Ознакомить читателей с философской повестью-притчей Баха Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».


Задачи:

- развивать творческие способности.

- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.


Понятийный материал: повесть-притча, философия, психологизм, личность.
Литературный материал: Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
Предварительная работа: перед основным занятием желательно беседу о жизни и творчестве Ричарда Баха, разъяснить понятийный материал, подготовить книжную выставку, где могут быть представлены издания по психологии о развитии и совершенствовании личности; дать домашнее задание: повесть-притча состоит из 3-х частей, они не озаглавлены, предложить участникам встречи придумать названия к каждой части и дать им объяснения.
Форма проведения встречи: размышления над книгой.

Рекомендуется для подростков 13 – 14 лет.



Ход обсуждения
Участников можно разделить на несколько групп по 5-7 человек.


  1. Домашнее задание: озаглавить части повести-притчи. Объяснить, почему именно так. Участники каждой группы выбирают свой самый лучший вариант и по очереди озвучивают заглавия и объяснения.

  2. Размышление литературоведческое: с помощью словаря дать определение повести, притче. Повесть – жанр повествовательной литературы: по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

Притча – повествование, содержащее поучение в иносказательной форме. Притча иллюстрирует важную идею, касается проблем морали, общечеловеческих законов.

Доказать, что произведение Р. Баха – повесть-притча.



  1. Размышление психологическое.

Произведение Р.Баха побуждает задуматься о своих личностных возможностях, попробовать спроектировать своё будущее.

С помощью наводящих вопросов вместе с участниками составить «программу жизни»:



  1. Понять, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью (интерес), а –

  2. Существует совершенство (цель, задача) (понять, что самое главное для тебя)

2.1 не разбрасываться по мелочам, отдавать все свое время любимому делу (Достижение цели)

«Я бы мог потратить всё это время на то, чтобы научиться летать»

2.2 не бояться трудностей

2.3 познание и тренировка

фигуры высшего пилотажа

полёт в темноте

предельная скорость полёта

предельная высота





  1. Достигнуть совершенства (ставить высокие задачи)

    1. каждый день узнавать что-то новое, потому что познание бесконечно:

добывать рыбу на глубине

спать в воздухе

не сбиться с курса ночью

3.2 в силах сделать вдвое больше

3.3 найти единомышленников

3.4 совершенство не знает предела

3.5 человек имеет право заниматься любимым делом

3.6 существует один закон, который помогает стать свободным


4.1 Рассказать о достигнутом другим, (найти единомышленников, передать опыт другим, ученикам, которые и будут развивать достигнутое дальше - нет предела совершенству).

4.1 преодолеть непонимание

4.2 любить тех, кого будешь учить своему мастерству

4.3 видеть в каждом лучшие качества

4.4 научить каждого увидеть лучшие качества в себе.



  1. Размышление философское. Как Вы понимаете эти высказывания?

Предложить каждой группе участников объяснить несколько высказываний (по выбору, жребию или предложению ведущего; количество высказываний для каждой группы должно быть одинаковым; либо предложить это задание выполнить дома устно или письменно, а на встрече озвучить).


    1. Станем существами, которым доступно совершенство и мастерство.

2.Совершенство не знает предела.

3. Мы живем, чтобы познавать мир, открывать новое. Быть свободным.

4. Окончил одну школу, настало время начать следующую.

5. Чайка… - воплощение идеи свободы,… ее возможности безграничны

6. Существует только один закон – тот, который помогает стать свободным.

7. Любви к стае должно хватить на то, чтобы вернуться к своим сородичам и помочь им

учиться.

8. Тренироваться видеть истинно добрую чайку в каждой из птиц и помочь им увидеть ту

же чайку в них самих.

9. В Джонатане было столько же необыкновенного, сколько в нем (Флетчере) самом.

10. Суть в том, чтобы понять … истинное «я».

11. Когда знаешь, что делаешь, всегда получается.

12. Мои возможности безграничны, я – Чайка!
5. А какая Чайка ты? (в заключение участникам предлагается пройти тест)

Вы склонны действовать или размышлять?


  1. Вам нравится быть занятым?

  2. Пробки и медленное движение машин на дорогах Вас раздражают?

  3. Вы склонны спешить с одного места на другое, с одной работы на другую?

  4. Вам неприятно, если приходится сидеть «сложа руки» и ничего не делать?

  5. Вы предпочитаете быть участником, а не зрителем?

  6. Вы пользуетесь лестницей, если много людей ждут лифта?

  7. Окружающие жалуются, если Вы слишком быстро всё делаете?

  8. Вы встаёте ли рано даже в выходные дни?

9. Вы с энтузиазмом ли воспринимаете новые проекты?

  1. Вам нравится организовывать людей?

  2. Вы предпочитаете действовать?

  3. Вы много времени проводите, медитируя или мечтая?

  4. Вы думаете когда-нибудь о том, откуда и зачем появился род людской?

  5. Вы любите отгадывать кроссворды?

  6. Вы часто посещаете музеи и выставки?

  7. Вы получаете удовольствие от интересной беседы?

  8. У Вас есть привычка шагать по лестнице через ступеньку?

  9. Вы считаете, что успеваете делать больше других людей?

  10. Вы предпочитаете активный отдых спокойному?

  11. Вам Становится скучно, если нечего делать?

Подсчитайте очки:

Каждый положительный ответ приносит очко, каждый отрицательный – ноль.

Однако в вопросах: 12- 16 всё наоборот: «да» - 0 очков, «нет» - 1 очко.


Если Вы набрали от 12 до 20 очков, Вы, конечно, занимаетесь скорее делами, а не размышляете, делать что-то или нет. Вы предпочитаете быть занятым, делать дела, а не говорить об этих делах. Вам нравится быть активным и иметь много дел.
Если Вы набрали от 6 до 11 очков, то Вам нравится быть и занятым, и иметь возможность размышлять. Вы можете приспособиться практически к любым обстоятельствам.
Если Вы набрали 5 очков или менее, то Вы, несомненно, более склонны к размышлениям. Вы предпочитаете читать книги и заниматься своими мыслями, а не активно заниматься делами. Вы легко можете сами себя развлечь. И хотя вы получаете удовольствие от общения с интересными людьми, Вы вполне хорошо чувствуете себя в одиночестве.

После подведения итогов теста ведущий обращает внимание участников на подготовленную выставку литературы, предлагает им прочитать книги, которые в дальнейшем помогут познать собственное «Я», развить личность, определить свои жизненные приоритеты.