Государственный комитет по науке и технологиям республики беларусь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Первый заместитель Председателя Государственного комитета по науке... 1 110.59kb.
Согласие на предоставление Национальным банком Республики Беларусь... 1 11.8kb.
Статья 57 Конституции Республики Беларусь Основного Закона страны 1 71.24kb.
Закон республики беларусь о таможенном регулировании в Республике... 8 3706.61kb.
Декрет президента республики беларусь 21 февраля 2014 г. N 3 О внесении... 1 57.27kb.
Ректор спбгу стал заместителем главы Совета России по науке, технологиям... 3 598.15kb.
Памятка иностранным гражданам, пребывающим в республике беларусь 1 28.17kb.
Закон республики беларусь 22 мая 2002 г. N 102-з о наркотических... 1 249.37kb.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве... 1 214.55kb.
П/п Специальное звание 5 1042.67kb.
Решение Березовского районного исполнительного комитета 1 402.75kb.
Наименование получателя средств 1 43.7kb.
- 4 1234.94kb.
Государственный комитет по науке и технологиям республики беларусь - страница №1/1



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

04.09.2013 № 02-06/322

Направляется по электронной почте

государственных органов

Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (по списку), НАН Беларуси, областные (Минский городской) исполнительные комитеты


О методических рекомендациях по применению Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59

В целях обеспечения единообразного понимания и применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь направляет для руководства в работе Методические рекомендации.


Приложение: Методические рекомендации по применению Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" на 22 л. в 1 экз.
Председатель И.В.Войтов
Электронная версия соответствует оригиналу

Бондаренко 284 05 56

02.09.2013 Методические рекомендации

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям

Республики Беларусь

_________________ И.В.Войтов

27.08.2013


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по применению Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств"


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Методические рекомендации по применению Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств" (далее – Методические рекомендации) направлены на обеспечение единообразного понимания и применения Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств".

2. В Методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 и другими законодательными актами Республики Беларусь.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 является основным актом законодательства Республики Беларусь, определяющим порядок коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных полностью или частично за счет государственных средств (далее – результаты НТД).

К другим актам законодательства, прямо или косвенно касающимся вопросов коммерциализации результатов НТД, относятся:

Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года "О научной деятельности";

Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года "Об основах государственной научно-технической политики";

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 года "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь";

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1999 года "О научно-технической информации";

Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 38 "Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ", раздел 5 – интеллектуальная собственность: произведения науки, объекты права промышленной собственности и др.);

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 года "Об авторском праве и смежных правах";

Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 года "О коммерческой тайне";

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы";

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года "О патентах на сорта растений";

Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов";

Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г. № 914 "Об утверждении Положения об оценке результатов научной деятельности";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 "Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 "Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (научное обеспечение программ и отдельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 "О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205 "Об утверждении стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы";

приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 9 сентября 1997 г. № 84/187 "Об утверждении примерных перечней результатов научной деятельности, показателей и критериев их оценки";

постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30 ноября 2005 г. № 17 "Об утверждении Положения о головной организации - исполнителе государственной (региональной, отраслевой) научно-технической программы";

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 "О некоторых вопросах бухгалтерского учета" и другие акты законодательства.

Также необходимо учитывать положения СТБ 52.5.01-2011 "Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности", СТБ 1080-2011 "Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции" и других технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.


ГЛАВА 2

РЕЗУЛЬТАТЫ НТД


4. Для целей Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 под результатами НТД понимаются объекты интеллектуальной собственности, созданные при осуществлении научной и научно-технической деятельности полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 распространяет свое действие на объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

созданы при осуществлении научной и научно-технической деятельности;

созданы полностью или частично за счет государственных средств;

созданы после 6 августа 2013 г.;

созданы в рамках договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОКТР) или заданий для бюджетных организаций по выполнению НИОКТР (далее – задания, если не определено иное);

не являются объектами экспортного контроля или не содержат сведения, отнесенные к государственным секретам.

Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 (в части порядка (процедуры) приобретения и передачи имущественных прав) также распространяет свое действие на материальные объекты (образцы новых материалов, приборов, установок, изделий различного назначения и другое), в которых выражены результаты НТД, при условии, что материальные объекты приобретаются и передаются одновременно с приобретением и передачей имущественных прав на данные результаты.

5. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 года "О научной деятельности":

научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения;

фундаментальные научные исследования – теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов. Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, то есть направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями;

прикладные научные исследования – исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей.

При этом проведение фундаментальных и прикладных научных исследований относится к одному из видов научной деятельности.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года "Об основах государственной научно-технической политики":

научно-техническая деятельность – деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок;

научные исследования (научно-исследовательские работы) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными;

опытно-конструкторские работы – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);

опытно-технологические работы – комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.

Учитывая то, что Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 ориентирован только на те результаты НТД, которые создаются в рамках договоров на выполнение НИОКТР (заданий), объектами интеллектуальной собственности, созданными при осуществлении научной и научно-технической деятельности, для целей данного Указа являются те объекты, которые созданы при проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок (опытно-конструкторских и опытно-технологических работ).

К результатам научной деятельности согласно статье 18 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 года "О научной деятельности" относятся:

новые знания, полученные теоретически или экспериментально и (или) изложенные в любой форме либо зафиксированные на любых материальных носителях информации, допускающих их воспроизведение и (или) практическое использование;

экспериментальные (лабораторные) образцы объектов и процессы, созданные на основе новых знаний, а также документация на эти объекты и процессы.

К результатам научно-технической деятельности (опытно-конструкторских и опытно-технологических работ) относятся:

опытные образцы, конструкторская и технологическая документация на них;

новые вещества, материалы и (или) технологические процессы, техническая документация на них.

Согласно пункту 1 статьи 723 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Таким образом, к результатам НТД согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 относятся:

произведения науки (отчеты, документация и др.);

компьютерные программы;

составные произведения (базы данных и др.);

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

селекционные достижения (новые сорта растений и новые породы животных);

топологии интегральных микросхем;

секреты производства (ноу-хау).

При этом на секреты производства (ноу-хау) нормы Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59, касающиеся предоставления права на использование результатов НТД, не распространяются, так как согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь обладатель секрета производства (ноу-хау):

не наделен исключительным правом правомерного использования объекта интеллектуальной собственности, которое, в частности, включает в себя право обладателя исключительного права разрешать другим лицам использовать объект интеллектуальной собственности (часть первая пункта 1 и пункт 2 статьи 983);

вправе распоряжаться секретом производства (ноу-хау) посредством передачи всех или части сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), другому лицу по договору (статья 1012).

Результаты НТД могут охраняться законодательством Республики Беларусь в качестве:

объектов авторского права;

сведений, являющихся коммерческой тайной;

объектов права промышленной собственности.

Документированная научно-техническая информация, являющаяся одним из вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности и созданная при осуществлении научной и научно-технической деятельности, является результатом НТД.

Технические нормативные правовые акты непосредственно не являются результатом НТД в связи с тем, что:

согласно статье 7 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 года "Об авторском праве и смежных правах" официальные документы, в том числе правовые акты, к которым относятся технические нормативные правовые акты, не являются объектами авторского права, в том числе произведениями науки;

технические нормативные правовые акты не могут охраняться законодательством Республики Беларусь в качестве объектов права промышленной собственности и коммерческой тайны в связи с невозможностью соответствия признакам и требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь применительно к объектам права промышленной собственности и коммерческой тайне.

При этом результатом НТД может быть проект технического нормативного правового акта, представленный в отчетных документах о выполнении НИОКТР. В данном случае вступивший в силу технический нормативный правовой акт является объектом, созданным на основе результата НТД, что, в частности, может служить подтверждением обеспечения (осуществления) коммерциализации данного результата.

6. К государственным средствам, за счет которых полностью или частично могут создаваться результаты НТД, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 относятся средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

Финансирование выполнения НИОКТР за счет государственных средств предусмотрено в следующих актах законодательства Республики Беларусь:

Бюджетный кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года "О научной деятельности";

Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года "Об основах государственной научно-технической политики";

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 года "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь";

Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов" и др.

К государственным средствам не относятся средства бюджетных организаций, полученные от приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении, в том числе от деятельности, связанной с выполнением для государственного заказчика НИОКТР по гражданско-правовым договорам.

7. К результатам НТД, которые созданы согласно исполненным (выполненным) до 7 августа 2013 г. договорам на выполнение НИОКТР (заданиям), не могут применяться нормы Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59. К таким результатам должны применяться нормы актов законодательства Республики Беларусь по вопросам создания и использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе вступивших в силу после 6 августа 2013 г. и имеющих при этом обратную силу.

Договоры, заключенные до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 и исполняемые после его вступления в силу, не подлежат обязательному приведению в соответствие с этим указом, действуют до истечения определенного в них срока и продлению не подлежат.

При желании стороны договоров на выполнение НИОКТР могут внести изменения и дополнения в данные договоры, определив в них обладателей имущественных прав с учетом возможностей, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59. При этом договоры на выполнение НИОКТР должны соответствовать данному указу в полном объеме, в том числе в части существенных условий, определенных в пункте 11 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

8. Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 определено, что государственный заказчик – организация, которая является распорядителем средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, предусмотренных для финансирования создания результатов НТД, выделяет средства подчиненным бюджетным организациям для выполнения НИОКТР в соответствии с заданием, заключает договоры с исполнителями либо предоставляет право на заключение таких договоров головным организациям-исполнителям.

Таким образом, государственные средства, предусмотренные на создание результатов НТД, поступают от государственных заказчиков к субъектам, создающим данные результаты, на основании и в рамках:

исполнения заключенных договоров на выполнение НИОКТР;

заданий для бюджетных организаций по выполнению НИОКТР.

Договоры на выполнение НИОКТР заключаются и исполняются с учетом положений (требований):

Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 (пункт 11 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, и др.);

Гражданского кодекса Республики Беларусь (глава 38 "Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ" и др.);

постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 66 "Об утверждении Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств";

СТБ 1080-2011 "Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции";

постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26 июля 2013 г. № 12 "Об утверждении примерной формы договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых полностью или частично за счет государственных средств" и других правовых актов Республики Беларусь.

Договор (в том числе смешанный), в названии которого отсутствуют слова "на выполнение НИОКТР", является договором на выполнение НИОКТР при условии, если его предмет предусматривает выполнение НИОКТР.

Задание для бюджетной организации по выполнению НИОКТР может быть оформлено в виде отдельного задания и (или) плана, содержащего перечень заданий для бюджетных организаций, с указанием наименований организаций, объема финансирования и субъектов, которые определяются в качестве обладателей имущественных прав на результаты НТД.

9. Действие Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 не распространяется на отношения, связанные с распоряжением имущественными правами на результаты НТД, являющиеся объектами экспортного контроля или содержащие сведения, отнесенные к государственным секретам.


ГЛАВА 3

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НТД


10. Согласно пункту 2 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, коммерциализация результатов НТД – введение в гражданский оборот и (или) использование для собственных нужд результатов НТД либо товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением данных результатов, обеспечивающих достижение экономического и (или) социального эффектов.

Экономический эффект – это соотношение полезного результата и затрат на:

создание (приобретение) результатов НТД;

освоение результатов НТД, выпуск на их основе продукции (работ, услуг);

реализацию и продвижение продукции (работ, услуг).

Показатели социального эффекта учитывают социальные результаты научной и научно-технической деятельности (влияние на общеполитические, демографические, социально-культурные условия жизнедеятельности общества).

При этом экономический и социальные эффекты могут быть прямыми и косвенными, достигаемыми в различной временной перспективе.

11. Коммерциализация результатов НТД может осуществляться следующими способами:

реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, или использование данных результатов для собственных нужд;

предоставление на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД;

полная передача на возмездной основе другим лицам имущественных прав на результаты НТД;

безвозмездная передача третьим лицам имущественных прав на результаты НТД, безвозмездное предоставление права на использование данных результатов с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав способами, предусмотренными в абзацах втором и третьем настоящей части;

иные способы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Под использованием результатов НТД для собственных нужд понимается деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, не предусматривающая систематическое получение прибыли от использования результатов НТД и (или) вступление в гражданско-правовые отношения с другими лицами, а также деятельность, связанная с использованием результатов НТД при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Способ коммерциализации результатов НТД, заключающийся в их использовании для собственных нужд, в большей степени характерен для результатов научно-исследовательских работ. Например, результаты правовых научных исследований, содержащие предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь или выводы о достаточном уровне качества законодательства Республики Беларусь (конкретного правового акта), могут быть коммерциализированы посредством подготовки проекта правового акта, рассмотрения и принятия (издания) правового акта или принятия на основе соответствующих выводов определенных административно-управленческих (организационных) решений.

Способ коммерциализации результатов НТД, заключающийся в реализации товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, возмездной реализации прав на результаты НТД, в большей степени характерен для результатов опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Способ коммерциализации результатов НТД, указанный в абзаце пятом части первой настоящего пункта (безвозмездная передача и предоставление), может использоваться только государственным заказчиком.

Резиденты (исполнители), указанные в пунктах 17-18 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, вправе безвозмездно предоставлять право на использование результатов НТД третьим лицам (бюджетным организациям, соисполнителям) без условия последующей их коммерциализации. При этом такое предоставление прав не освобождает данных резидентов (исполнителей) от обязанности осуществить обязательную коммерциализацию результатов НТД. Социальный и (или) экономический эффекты, достигнутые бюджетными организациями (соисполнителями) от использования предоставленных прав на результаты НТД, могут учитываться государственными заказчиками и резидентами (исполнителями) при обеспечении (осуществлении) коммерциализации результатов НТД, если такая возможность предусмотрена в соответствующих договорах.

Обладатели имущественных прав на результаты НТД вправе использовать для их коммерциализации любой из способов или одновременно несколько способов, если иное не установлено государственным заказчиком. При этом необходимо учитывать ограничения по использованию способов коммерциализации результатов НТД, которые установлены абзацем пятым части первой пункта 11 и частью первой пункта 15 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

Конкретные условия коммерциализации результатов НТД (объем реализации товаров (работ, услуг) с использованием данных результатов, минимальный экономический эффект и (или) социальный эффект от коммерциализации этих результатов и другое) определяются государственным заказчиком и предусматриваются в договорах на выполнение НИОКТР (заданиях), договорах о передаче имущественных прав на результаты НТД, предоставлении прав на их использование.

Если законодательством Республики Беларусь определен иной государственный орган, определяющий (утверждающий, согласующий) условия коммерциализации результатов НТД для отдельных НИОКТР (выполняемых в рамках научно-технических программ и др.), государственные заказчики должны учитывать данные условия при заключении соответствующих договоров.

12. Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 предусмотрено обеспечение и осуществление коммерциализации результатов НТД.

Обеспечение коммерциализации результатов НТД – деятельность государственного заказчика, направленная на осуществление коммерциализации результатов НТД его собственными силами и (или) с привлечением исполнителей и иных лиц в порядке и с соблюдением сроков, установленных Положением о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

Деятельность по обеспечению коммерциализации включает в себя выбор субъектов, способных наиболее эффективно осуществить коммерциализацию результатов НТД, контроль за данными субъектами, в том числе обеспечение привлечения данных субъектов к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за неосуществление (несвоевременное осуществление) коммерциализации результатов НТД, предусмотренное в договорах на выполнение НИОКТР (заданиях), договорах о передаче имущественных прав на результаты НТД, о предоставлении права на использование этих результатов.

Рассмотрение государственными заказчиками вопросов определения по договору обладателя (обладателей) имущественных прав на результаты НТД, передачи имущественных прав на данные результаты и предоставления права на их использование другим лицам, а также согласования передачи имущественных прав на результаты НТД нерезидентам Республики Беларусь в случаях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59, осуществляется коллегиально в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения вопросов, связанных с коммерциализацией результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 июля 2013 г. № 10. Сведения о принятых государственными заказчиками решениях по вопросам, связанным с коммерциализацией результатов НТД, включаются в локальные реестры результатов НТД и прав на них.

13. Коммерциализация результатов НТД может быть обязательной и необязательной.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 результаты НТД подлежат обязательной коммерциализации в порядке и сроки, предусмотренные Положением о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

При этом не подлежат обязательной коммерциализации результаты НТД:

являющиеся результатами фундаментальных научных исследований, если иное не определено в государственных программах научных исследований, предусматривающих выполнение ориентированных фундаментальных научных исследований, и (или) договорах на выполнение ориентированных фундаментальных научных исследований;

являющиеся результатами научных исследований, имеющими побочный характер, если иное не определено государственным заказчиком;

являющиеся результатами научных исследований, имеющими промежуточный характер.

При этом не допускается предусматривать обязательную коммерциализацию результатов фундаментальных научных исследований, не являющихся ориентированными, в том числе в государственных программах научных исследований, договорах (заданиях) на выполнение фундаментальных научных исследований.

Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 года "О научной деятельности" к результатам научной деятельности, имеющим:

конечный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные как итог научных исследований, предусмотренный договором или служебным заданием;

промежуточный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные в процессе проведения научных исследований и предусмотренные договором или служебным заданием;

побочный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные в процессе или в результате проведения научных исследований в соответствии с договором или служебным заданием, но не предусмотренные этими документами и пригодные для использования исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были оговорены в договоре или служебном задании.

Обладатели имущественных прав на результаты НТД, не подлежащие обязательной коммерциализации, могут по своей инициативе осуществлять коммерциализацию данных результатов с применением отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59, перечисленных в пункте 3 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств.

14. Коммерциализация результатов НТД, подлежащих обязательной коммерциализации, должна быть обеспечена государственными заказчиками в течение трех лет после их создания, а в случаях предоставления правовой охраны результатам НТД, способным к правовой охране в качестве объектов права промышленной собственности после получения охранного документа, – в течение трех лет со дня получения такого охранного документа в соответствии с законодательством.

В рамках данного срока государственный заказчик или другие субъекты, взявшие на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД, осуществляют данную коммерциализацию в течение одного года с возможностью продления до трех лет, не выходя при этом за рамки общего трехлетнего срока обеспечения обязательной коммерциализации результатов НТД.

Если законодательством Республики Беларусь для отдельных результатов НТД предусмотрены сроки коммерциализации, превышающие один год, срок осуществления коммерциализации таких результатов может изначально устанавливаться продолжительностью более одного года, не выходя при этом за рамки общего трехлетнего срока обеспечения коммерциализации результатов НТД.

15. При необеспечении государственным заказчиком обязательной коммерциализации результатов НТД в порядке и (или) сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59, в том числе при невыполнении обязанности по полной передаче имущественных прав на результаты НТД или права на их использование резиденту Республики Беларусь в случаях, предусмотренных в данном указе, государственные средства, за счет которых созданы данные результаты, считаются использованными с нарушением бюджетного законодательства, за исключением случаев наличия существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию этих результатов в установленный срок, и подлежат взысканию в бесспорном порядке в соответствующий бюджет с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком на дату взыскания.

Ответственность за необеспечение обязательной коммерциализации результатов НТД несут:

государственный заказчик в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь;

субъекты, взявшие на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД согласно договорам на выполнение НИОКТР (заданиям), договорам о передаче имущественных прав на результаты НТД, предоставлении прав на их использование и неосуществившие ее, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Республики Беларусь.

Перечень существенных объективных обстоятельств, позволяющих государственному заказчику и другим субъектам, взявшим на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД, не нести ответственность за необеспечение (неосуществление) обязательной коммерциализации результатов НТД, определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2013 г. № 680 "Об определении перечня существенных объективных обстоятельств, не позволивших государственному заказчику обеспечить обязательную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности в установленный срок".

При принятии решений о применении мер принуждения к государственному заказчику и другим субъектам, взявших на себя обязательства по осуществлению коммерциализации результатов НТД, должно учитываться бюджетное законодательство Республики Беларусь и акты законодательства, регулирующие вопросы контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Основным существенным объективным обстоятельством в данном случае является непреодолимая сила, которая может иметь место как в рамках гражданско-правовых, так и в рамках бюджетных, административно-управленческих отношений.

16. Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 предусмотрено функционирование  государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности в целях регистрации прав на результаты НТД.

Функционирование данного реестра ориентировано на решение следующих задач:

обеспечение централизованного учета прав на результаты НТД;

отслеживание хода коммерциализации результатов НТД в части совершаемых сделок, связанных с передачей имущественных прав на результаты НТД, предоставлением прав на использование этих результатов.

Ведение государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности осуществляется Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2013 г. № 681 "Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности".

При этом для обеспечения наполнения государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности соответствующей информацией государственные заказчики ведут локальные реестры результатов НТД и прав на них по форме, установленной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27 августа 2013 г. № 19.

Сведения о номере и дате регистрации прав на результаты НТД, наименование данных результатов, содержащиеся в государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности, указываются в договорах, предусматривающих передачу имущественных прав на результаты НТД их обладателем другому лицу или предоставление правообладателем другому лицу права на использование результатов НТД.

Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 предусмотрен ряд налоговых льгот в отношении имущественных прав на результаты НТД, сведения о которых содержатся в государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности.

При этом под имущественными правами для целей налогообложения согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) понимаются не только исключительные права на объект интеллектуальной собственности, но и разрешение использовать данный объект. С учетом этого пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 распространяется на отношения, связанные с передачей имущественных прав на результаты НТД, представлением права на использование данных результатов.


ГЛАВА 4

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НТД


17. Процесс создания и коммерциализации результатов НТД включает в себя следующие стадии (этапы):

определение государственным заказчиком направлений, тематики НИОКТР и др.;

заключение договоров на выполнение НИОКТР (утверждение заданий) и определение обладателей имущественных прав на результаты НТД;

постановка на бухгалтерский учет имущественных прав на созданные результаты НТД в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществление коммерциализации результатов НТД способами, определенными Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59;

оценка коммерциализации результатов НТД (значимость, достигнутый эффект и др.).

18. При определении направлений и тематики НИОКТР государственный заказчик должен учитывать наличие приоритетных направлений научных исследований и научно-технической деятельности, определенных законодательством Республики Беларусь.

19. Заключение договоров на выполнение НИОКТР (утверждение заданий) и определение обладателей имущественных прав на результаты НТД осуществляется после коллегиального рассмотрения государственным заказчиком соответствующих вопросов.

Обладателю имущественного права на результат НТД в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, к которому данный результат относится, принадлежит:

исключительное право правомерного использования результата НТД;

право на получение охранного документа;

право установления режима коммерческой тайны в отношении сведений, являющихся результатами НТД.

Обладателями имущественных прав на результаты НТД, создаваемые в рамках исполнения договоров на выполнение НИОКТР, могут быть определены:

головная организация-исполнитель, если она является заказчиком по договору на выполнение НИОКТР;

исполнитель – резидент Республики Беларусь;

государственный заказчик, в том числе в случаях, когда он не является стороной договора на выполнение НИОКТР.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 не допускается в договорах на выполнение НИОКТР предусматривать совместное обладание имущественными правами на результаты НТД, кроме случаев, когда обладателями имущественных прав на результаты НТД в договорах на выполнение НИОКТР определяются:

государственный заказчик и (или) исполнитель, являющийся подчиненной государственному заказчику (входящей в его состав, систему) организацией, – на результаты НТД, связанные с интересами национальной безопасности Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами;

государственный заказчик или исполнитель совместно с лицом, затратившим собственные средства, – на результаты НТД, финансирование которых предусматривалось частично за счет средств, не являющихся государственными.

При этом лицо, затратившее собственные средства на результаты НТД, финансирование которых предусматривалось частично за счет средств, не являющихся государственными, имеет преимущественное право на возмездное приобретение части имущественных прав на данные результаты НТД, обладателем которых является государственный заказчик или исполнитель. Взаимоотношения по распоряжению имущественными правами на указанные результаты НТД определяются соглашением между названными обладателями имущественных прав, примерная форма которого утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26 июля 2013 г. № 11.

Если исполнителем по договорам на выполнение НИОКТР является временный научный коллектив, имущественные права на результаты НТД закрепляются за государственным заказчиком, являющимся заказчиком по данному договору.

Обладателем имущественных прав на результаты НТД, созданные бюджетной организацией не в рамках исполнения договоров на выполнение НИОКТР за счет государственных средств, предусмотренных для финансирования создания результатов НТД, является бюджетная организация, их создавшая, если иное не определено в решении государственного заказчика. Согласно решению государственного заказчика эти права могут быть закреплены за ним с сохранением права бюджетной организации использовать данные результаты НТД для собственных нужд. Коммерциализация указанных результатов НТД осуществляется в сроки, установленные Положением о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, для результатов НТД, созданных в рамках исполнения договоров на выполнение НИОКТР.

Следует учитывать, что Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 ориентирован на то, что преимущественно обладателями имущественных прав на результаты НТД должны становиться не государственные заказчики, а субъекты, участвовавшие в создании результата НТД (исполнители, головные организации-исполнители).

Если обладателем имущественных прав на результаты НТД, не связанные с интересами национальной безопасности Республики Беларусь, является государственный заказчик, он обязан в течение года после создания данных результатов НТД (в случаях предоставления правовой охраны результатам НТД, способным к правовой охране в качестве объектов права промышленной собственности после получения охранного документа, – в течение года со дня получения такого охранного документа в соответствии с законодательством) или передачи ему имущественных прав на них в соответствии с абзацем шестым части первой пункта 11 Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, осуществить их коммерциализацию.

В случае неосуществления коммерциализации результатов в указанный срок государственный заказчик в течение тридцати дней после окончания данного срока обязан полностью передать имущественные права на результаты НТД или право на их использование резиденту Республики Беларусь.

Аналогичный механизм предусмотрен и в отношении исполнителей (головных организаций-исполнителей), являющихся обладателями имущественных прав на результаты НТД согласно договору на выполнение НИОКТР, а также резидентов Республики Беларусь, безвозмездно получивших от государственного заказчика имущественные права на результаты НТД. В случае неосуществления коммерциализации результатов НТД в установленный срок данные субъекты обязаны передать имущественные права на данные результаты НТД государственному заказчику.

При рассмотрении вопросов определения по договору на выполнение НИОКТР (заданию) обладателя (обладателей) имущественных прав на результаты НТД коллегиальные органы государственных заказчиков:

оценивают принадлежность результатов, создание которых планируется в рамках договоров на выполнение НИОКТР, к результатам НТД;

определяют способы, сроки и конкретные условия коммерциализации результатов НТД;

оценивают (сравнивают) способность государственного заказчика (головной организации-исполнителя), исполнителя (другого лица) осуществить коммерциализацию результатов НТД, обеспечить правовую охрану и защиту результатов НТД;

учитывают необходимость развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь".

Обладатели имущественных прав на результаты НТД, определенные в договорах на выполнение НИОКТР (заданиях), обеспечивают правовую охрану и защиту результатов НТД, стимулирование авторов результатов НТД в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

20. После создания результатов НТД обладатели имущественных прав на них должны обеспечить постановку на бухгалтерский учет имущественных прав на созданные результаты НТД, если такая постановка требуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 "О некоторых вопросах бухгалтерского учета".

21. Государственный заказчик, являющийся обладателем имущественных прав на результаты НТД, вправе осуществлять коммерциализацию результатов НТД следующими способами:

реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, или использование данных результатов для собственных нужд;

предоставление на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД;

полная передача на возмездной основе другим лицам имущественных прав на результаты НТД;

безвозмездная передача третьим лицам имущественных прав на результаты НТД, безвозмездное предоставление права на использование данных результатов с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав способами, предусмотренными в абзацах втором и третьем настоящего пункта;

иные способы, предусмотренные актами законодательства.

Исполнитель (головная организация-исполнитель), являющийся обладателем имущественных прав на результаты НТД, вправе осуществлять коммерциализацию результатов НТД следующими способами:

реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, или использование данных результатов для собственных нужд;

предоставление на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД;

полная передача на возмездной основе другим лицам имущественных прав на результаты НТД.

Резиденты Республики Беларусь, которым государственным заказчиком безвозмездно переданы имущественные права на результаты НТД, предоставлено право на их использование, вправе осуществлять коммерциализацию результатов НТД следующими способами:

реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов НТД, или использование данных результатов для собственных нужд;

предоставление на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД.

Исполнители (головные организации-исполнители), а также другие резиденты Республики Беларусь, которым государственным заказчиком безвозмездно полностью переданы имущественные права на результаты НТД (при условии осуществления их коммерциализации), вправе передавать на возмездной основе в соответствии с законодательством имущественные права на данные результаты:

резидентам Республики Беларусь с последующим информированием государственного заказчика в двухнедельный срок;

нерезидентам Республики Беларусь по согласованию с государственным заказчиком, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь. Решение о согласовании принимается государственным заказчиком коллегиально.

При рассмотрении вопроса о передаче (согласовании передачи) имущественных прав на результаты НТД, предоставлении права на их использование другим лицам коллегиальные органы государственных заказчиков:

определяют способы, сроки и конкретные условия коммерциализации результатов НТД при безвозмездной передаче имущественных прав на результаты НТД, безвозмездном предоставлении права на их использование в отношении приобретателя таких прав;

оценивают способность приобретателя прав на результаты НТД осуществить их коммерциализацию, если рассматривается вопрос о безвозмездной передаче имущественных прав на результаты НТД, безвозмездном предоставлении права на их использование;

учитывают наличие (отсутствие) резидентов Республики Беларусь, способных осуществить коммерциализацию результатов НТД, если рассматривается вопрос о передаче (согласовании передачи) имущественных прав на результаты НТД нерезидентам Республики Беларусь;

учитывают необходимость развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь".

Примерные формы договоров о передаче имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, о предоставлении права использования этих результатов утверждены постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29 июля 2013 г. № 13.

Государственный заказчик и (или) исполнитель (головная организация-исполнитель), являющиеся обладателями имущественных прав на результаты НТД, а также другие резиденты Республики Беларусь, которым государственным безвозмездно полностью переданы имущественные права на результаты НТД (при условии осуществления их коммерциализации), при возмездной передаче имущественных прав на данные результаты (предоставлении права на использование) определяют условия и размер платы за передачу (предоставление) этих прав в соответствии с законодательством, в том числе Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь".

22. Оценка коммерциализации результатов НТД (значимость, достигнутый эффект и др.) осуществляется государственными заказчиками с учетом положений постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г. № 914 "Об утверждении Положения об оценке результатов научной деятельности", приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 9 сентября 1997 г. № 84/187 "Об утверждении примерных перечней результатов научной деятельности, показателей и критериев их оценки", других правовых актов методического характера, касающихся вопросов расчета экономической (социальной) эффективности от реализации научно-технических программ, инновационных проектов и др.

Государственный заказчик, не обеспечивший коммерциализацию результатов НТД в установленный срок, обязан в течение трех месяцев после истечения указанного срока полностью передать имущественные права на результаты НТД либо предоставить право на их использование на основании неисключительной лицензии резиденту Республики Беларусь путем проведения торгов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.