Голубой. Соответственно, если в других индоевропейских языках группа основных цветообозначений включает 11 слов, в русском языке она - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Голубой. Соответственно, если в других индоевропейских языках группа основных цветообозначений - страница №1/1



Введение

Цвет имеет огромное значение в жизни современного человека. Зачастую от него напрямую зависит настроение, эмоции и даже физическое самочувствие. Цвет и мода, цвет и маркетинг, цвет и психодиагностика, цвет и стресс, цветовая символика этот ряд можно продолжать.
Какую бы психофизиологическую основу не имел цветовой язык, на него неизбежно наслаиваются традиции и обычаи народа.
Сопоставляя системы цветообозначений в разных языках, исследователи неизменно отмечают особенность русского и некоторых других языков, в которых для области синего цвета существует два основных названия — синий и голубой. Соответственно, если в других индоевропейских языках группа основных цветообозначений включает 11 слов, в русском языке она состоит из 12. С точки зрения смысла голубой можно рассматривать как вариант синего (голубой = светло-синий), точно так же, как, например, розовый принято считать вариантом красного (розовый = светло-красный). В истории русской бытовой культуры синий цвет занимает особое место: С синим цветом связано множество обрядов и суеверий. У южных славян синеглазый человек обладал способностью лечить некоторые болезни. Не удивительно также и то, что синий цвет встречается в траурных народных костюмах, наряду с черным. Наставницы же великих княжон носили синие бархатные платья и на балах оказывались дамами, одетыми в синее. Единственным исключением было, когда для униформы был выбран голубой цвет, униформа российской жандармерии В России синий цвет получали из растения «синиль». Различие в отношении к синему и голубому отразилось в русских поговорках: синий чулок, но голубая мечта, голубое свечение в конце тоннеля, блюдечко с голубой каемочкой. Правда, есть еще синяя птица. Птица счастья — дело, конечно, хорошее, но ведь это из перевода сказки Меттерлинка. Отношение европейцев к синему цвету очевидно отличается от принятого в России. Процитируем известный трактат И. Гёте «К учению о цвете»: «Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою».
Вполне терпимое отношение европейцев к синему цвету проявляется, например, в мифах, где он чаще всего приведем список ряда слов, использовавшихся в русском языке для обозначения синего и голубого цвета и по разным причинам вышедшим из употребления. Их можно встретить лишь в литературе XVII-XIX вв

Уже в произведениях Пушкина лазурный, лазоревый (лазуревый) встречались в два раза реже, чем голубой.  

Подавляющем большинстве флагов мира присутствует именно синий цвет, который, как считают, символизирует свободу, объединение, принадлежность к большому целому.

Российский торговый флаг, положенный в основу нынешнего российского флага, включал в себя изначально голубой цвет. Существует несколько гипотез по символике трех цветовых полос, составляющих флаг. По одной гипотезе, они олицетворяли три основных сословия, составлявших российское общество: наверху дворянство (белый), далее мещане, разночинцы (синий или голубой — здесь нет однозначного обоснования), и внизу — крестьяне, народ (красный). Кстати, аналогичный «расклад» был и во Франции, однако после буржуазной революции, полосы были повренуты вертикально, чтобы «уравнять» сословия. По другой гипотезе, три полосы флага олицетворяют три славянских народа (белорусы = белый, украинцы = голубой и русские = красный). В этой трактовке средняя полоса должна быть голубой, что называется, по определению: именно этот цвет связан с украинской национально-государственной символикой исторически (ср. их современный жовто-блакитный, т.е. желто-голубой флаг).

Как бы то ни было, за цветовым решением флага стояла глубокая культурная традиция. Только пренебрежением к этой традиции можно объяснить тот факт, что нынешние флаги можно встретить в «синем» и «голубом» исполнении с примерно равной частотой.

Символика синего цвета в русском языке

Приведеу список ряда слов, использовавшихся в русском языке для обозначения синего и голубого цвета и по разным причинам вышедшим из употребления. Их можно встретить лишь в литературе XVII-XIX вв.

Примеры устаревших и книжных слов, обозначавших синий цвет:



английская горная синь (вариант: горная синь) — ярко-синяя краска;

берлинская лазурь — интенсивно-синяя краска;

берлинская синь (или прусская синь)- темно-синий, почти черный;

блл-Раймондовый (блл-реймон) — франц. bleu ‘синий?, вторая часть термина — неизв. происхождения, поэтому не очень ясно, какой именно оттенок синего имеется в виду;

блокитный — сине-голубой;

бристольский голубой — ярко-голубой;

бусый — темный голубо-серый или серо-голубой;

голубец — ярко-синяя краска;

жандарм — цвет мундиров царской жандармерии, ярко-голубой с зеленоватым оттенком;

зекрый — светло-синий, сизый (чаще всего для цвета глаз и камней);

кубовый — интенсивный темно-синий14;

купоросный — цвет раствора медного купороса, пронзительно-голубой;

лабрадоровый — цвет лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом;

лазуревка — голубая краска;

лазуревый — устаревшая форма слова;лазоревый, светло-синий 15

лазурик — особый вид ситца синего цвета;

парижская синь — ярко-синий;

парижский голубой — cветло-голубой;

силковый — голубой, васильковый;

синица(цвет~) — сине-голубой;

шмальта — нем. Schmalte ‘стекло, сплавленное с кобальтом и истертое в пыль? [краска, применяемая преим. для окраски мозаичных стекол]; ярко-синий;

электрик — яркий голубовато-синий с характерным сероватым оттенком. Был особенно популярен на рубеже XIX-XX вв.;

яхонтовый — цвета яхонта (старинное родовое название драгоценных камней, чаще всего рубина и сапфира); соответственно может иметь разные значения: красный, фиолетовый или темно-голубой.

Ключевые значения и символика синего цвета: мир, глубина, видение, мудрость, тишина, спокойствие, угнетение, идеализм.

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цветэто постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения. В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности.

Лечение – способствует восстановлению нервной системы; помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.

Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой. Необычайно благотворно воздействует на всю эндокринную систему. Чистый глубокий синий цвет вызывает безмятежный покой., уменьшается частота дыхания.

Характерно, при движении по цветовому кругу от самого агрессивного и самого При рассматривании этого цвета успокаивается пульс, снижаются функции бодрствования и кровяное давление активного — красного — в сторону оранжевого и желтого на смену ощущению активности и агрессивности приходит нарастающее чувство легкости и радости . При продвижении в сторону фиолетового и синего постепенно увеличивается успокаивающее действие. При этом цвета желто-красной части спектра вызывают ощущение тепла, а цвета сине-голубой части спектра — холода..

Кроме того, цвета влияют на восприятие времени, пространства, веса и вкуса.



Сине-голубые цвета как бы увеличивают пространство, замедляют ход времени вплоть до полной его остановки и порождают ощущение тяжести.

Оранжево-желтые, наоборот, как бы приближают предмет к наблюдателю, заставляют время течь быстрее и вызывают ощущение легкости.



Синий создает ощущение горечи, желтый и зеленый усиливают кислый вкус, красный придает продукту сладость. И еще известно, что светлые и темные цвета воспринимаются по-разному: светлые — как более веселые и легкие, темные — как печальные и тяжелые. Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные

Не меньше занимает лингвистов и нейрофизиологов русский язык. «Различие синий–голубой есть лишь в каждом 20-м языке на планете. Люди, которые говорят на них, живут в основном в Северном полушарии. Причины пока непонятны. Ученые предполагают, что жители северных широт лучше различают разные оттенки синего в силу каких-то физиологических особенностей зрения.

Не так давно американские психологи провели ряд исследований, в ходе которых выяснили, что цвет в рекламе занимает одно из важнейших мест в тот момент, когда человек составляет свое мнение о продукте. Немного статистики о зависимости рекламы от цвета:

- С вероятностью в 60% под влиянием цвета человек решает, стоит ли знакомиться с продуктом подробнее или нет;

- Правильное сочетание цвета может повысить шансы рекламы быть замеченной среди потребителей на 38%;

- Правильное сочетание цвета способно улучшить восприятие потребителем рекламного сообщения на 40%;

- Наконец, цвет может даже повысить позитивное отношение к рекламируемой продукции. На 22%.

Исследование интересно. Цветовая гамма действительно оказывает сильное влияние на человека, просматривающего рекламу.

За (уже) многолетнюю историю рекламы, конечно, появились какие-то готовые сочетания цветов, признанные наиболее успешными. Вон они:

- красный на белом;

- желтый на черном;

- зеленый на желтом.

- белый на синем;

- черный на желтом;

- белый на черном;

- синий на желтом;



- синий на белом;

Цвета в рекламе могут апеллировать к эмоциям, содержать скрытый подтекст, привлекать и удерживать внимание, облегчить восприятие информации, или, напротив, усложнить его. Игры с цветом уместны и в шоу-бизнесе, где, по сути, решаются те же задачи, что и в магазине – реализовать продукт, или, еще точнее, образ продукта. В шоу-бизнесе качественные маркетологи работают очень активно. С помощью цветокоррекции они создают образ исполнителя, вызывающий наиболее адекватные реакции у потребителя, в соответствии с имиджевой характеристикой артиста. Пример – абсолютно грамотное цветовое позиционирование певицы Валерии. Несколько лет назад, после истории с разводом и новой любовью, ей нужно было создать абсолютно идеализированный романтический образ под условным названием "Та, что нашла свое счастье". Он был создан сочетанием определенных оттенков розового и голубого, найденных рекламным агентством Art-Com. Именно это двуцветие оказалось созвучно ожиданиям публики, внимательно следившей за перипетиями личной жизни Валерии.

Свобода, связанная с отпуском в южных широтах, куда можно отправиться и на самолетах, курортные места и кремы от и для загара связываются в нашем представлении с небесно-голубым цветом.

Протест, молодость, свобода выражается голубым джинсовым цветом в рекламе джинсов и сигарет.

Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов - все это отражается в темно-синем цвете ночного неба.

Научно доказано, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие — губительно сказывается на здоровье человека. Цвет — это жизнь.

Люди на протяжении тысячелетий пытались найти ответ на вопрос, почему воздействие цвета так важно для человека. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал тонкие психологические состояния, связанные с восприятием контрастных цветовых сочетаний, в знаменитом "Учении о цвете", над которым Гёте работал 20 лет. Вот, например, некоторые из его наблюдений: "Синее стекло показывает предметы в печальном виде"; "пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день Страшного суда"... Кстати, работа Гёте актуальна до сих пор и стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины.

Синий цвет в психологии на протяжении веков считается цветом, приносящим удачу. Недаром именно синяя птица счастья является символом недосягаемого умиротворения и чувства полноты жизни. Однако, зачем пытаться поймать эту самую птицу, если счастье может принести цвет ее оперения, то есть синий?

Синий цвет в психологии традиционно считается цветом уверенных в себе, решительных и целеустремленных людей. Такие люди практически не приемлют конфликты и все жизненные неурядицы готовы решать дипломатическим путем. Они всегда настаивают на своем мнении, им можно поручить важную работу, которую они выполнят безукоризненно и точно в срок. Синий цвет в психологии человека указывает на его самоотверженность, интуитивное принятие решений, а также на спокойствие и умение прийти к компромиссу. Поэтому когда нравится синий цвет, значение в психологии такого феномена расценивается как стремление к спокойствию и жизненной стабильности.

Синий цвет в психологии отношений также является символом чувства долга, постоянства и приверженности традициям. Синий цвет является как бы универсальным средством снятия стресса и решения конфликтных ситуаций. Отличным средством для снятия стресса являются также природные камни синего цвета (сапфир, топаз, лазурит). Носить эти камни можно практически с любой одеждой. Они защитят Вас от ненужных переживаний, приведут Вашу жизнь в порядок, исключив из нее фактор хаоса и неопределенности.

Описание человека, имя которого соответствует синему цвету.

Синий цвет означает мудростьГлубокий ум, опирающийся на жизненный опыт., верность, бесстрастность и спокойствие.

«Синие» дети — прекрасные, надежные друзья, уравновешенные и несуетливые, любят читать и размышлять, лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.

Имена «синего» цвета:

Синий цвет означает мудростьГлубокий ум, опирающийся на жизненный опыт., верность, бесстрастность и спокойствие.

«Синие» дети — прекрасные, надежные друзья, уравновешенные и несуетливые, любят читать и размышлять, лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.

Имена «синего» цвета:Ааллия, Авделай, Аверьян (Аверкий), Аввакум, Август, Авраам, Агавва, Алевтина, Андрей, Анжела, Анфиса, Арсен (Арсений), Баасыма, Бронислав, Вавила, Валентин,

Синий цвет в литературе




Сергей Александрович Есенин, поэтическое сердце России. Своим читателям он оставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос поэта добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле.
Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский: « Такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала».

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью, красочностью

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России ("только синь сосет глаза", "солнца струганные дранки загораживают синь" и др.), создает атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:

«Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза».

В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество

«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например:

«Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. ... Сердце остыло, и выцвели очи ... Синее счастье! Лунные ночи!».

Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. «Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказалась лексема «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, то перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

« В прозрачном холоде заголубели долы»
« Летний вечер голубой»
« Голубизна презримой гущи»
« Синяя вьюга»
« Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза».

Есенин считает, что в самом имени « Россия» спрятано « синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И « роса», и « сила», и « синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим « божественность»! Эпитет синий встречается ив обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.



Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги,   сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля»,  – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах». Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.



Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества, ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»… 

Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина

Творчество Александра Блока — одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века — философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат немало новаторских черт. Благодаря этому его творчество является практически неисчерпаемым для литературоведческих и лингвистических исследований. Рассмотрим, как в лирике Блока отображены цветовые и звуковые образы, какими средствами достигал Блок звучности и красочности в своих стихах Проследим применение цветовой гаммы в языке Блока . Синий как признак внешнего облика героя (цвет одежды) всегда условен, здесь он — главное средство поэтизации образа: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла...» , «У дверей Несравненной Дамы я рыдал в плаще голубом», «Как бесконечны были складки твоей одежды голубой», «Надо мною ты в синем своем покрывале, с исцеляющим жалом — змея...»
И означился в небе растворенном
Проходящий шагом ускоренным
В голубом, голубом,
Закрыто лицо щитом.

Законченным воплощением символа является один из персонажей пьесы «Незнакомка» по имени Голубой, который на вопрос Незнакомки «Ты можешь сказать мне земные слова? Отчего ты весь в голубом?» отвечает: «Я слишком долго в небо смотрел: оттого — голубые глаза и плащ».


Один из частых в поэзии Блока символических образов — синие глаза: «Сотни глаз, больших и глубоких, синих, темных, светлых. Узких... Открытых...» ,«Синеокая, бог тебя создал такой».
О синих глазах Блок пишет чаще всего метафорически: синий плен, глубокая синева, жгуче-синий простор, синяя гроза, бездонные,— смысл этих метафор раскрывается в контексте, словесно-образным окружением:
Смотрели темные глаза,
Дышала синяя гроза.
Взор во взор — и жгуче-синий
Обозначился простор.

Синие глаза как символ чистоты и высокой романтики подчеркивает Блок в облике Веры Комиссаржевской. Синий цвет как средство образной характеристики Блок использует неоднократно, когда хочет передать романтическое восприятие замечательного искусства Комиссаржевской, особенность ее великого таланта, устремленного к «новому, чудесному, несбыточному»: «...эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие-синие пределы человеческой здешней жизни»,

Синий цвет использует Блок и при создании поэтических картин в духе живописи М. В. Нестерова — голубые кадильницы, оклад синего неба, синий берег рая, синий ладан, темно-синяя риза: «В синем небе, в темной глуби над собором — тишина».
«В простом окладе синего неба его икона смотрит в окно». Вспомним нестеровского «Пустынника»: и фигура старца, и тропинка, по которой он идет, и благостная осенняя даль — все как бы подсвечено синим, и только гроздь красной рябины вносит цветовой диссонанс в освещение картины. Не таков ли и Блок с его пристрастием к цветовым контрастам: «Когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь...» , «Но густых рябин в проезжих селах красный цвет зареет издали».
Пристрастие к синему цвету приводит иногда к гиперболизации его, к нагнетанию синего в тавтологиях и плеоназмах: «синяя лазурь», «голубая лазурь», «сине-голубая пропасть», «голубой вечерний зной в голубое голубою унесет меня волной...» . «Голубой, голубой небосвод... Голубая спокойная гладь».

Голубые ходят ночи,


Голубой
струится дым,
Дышит море голубым,—
Голубые светят очи!

Тема «соловьиного сада», раскрывается в «голубом ключе»: синяя мгла, синий сумрак, синяя муть, голубое окно. Тематическим повтором проходит синий в стихотворении «Помнишь ли город тревожный...»:

синяя дымка, синяя города мгла. В стихотворении «Облака небывалой услады...»—лазурная лень, нежно-синие горы, рождество голубого ручья, голубые земли; в стихотворении «В голубой далекой спаленке...» — штора синего окна, синий сумрак и покой;

в стихотворении «Я в четырех стенах — убитый» противопоставляется злу как символ добра и возможного счастья — голубой: наряд голубой, голубой брат, «она — такой же голубою могла бы стать...», «лазурию твоей гореть», «голубоватый дух певца».


Стихотворение «Война горит неукротимо» сначала называлось «Голубое»:
Война горит неукротимо,
Но ты задумайся на миг,—
И голубое станет зримо,
И в голубом — Печальный Лик.
Лишь загляни смиренным оком
В непреходящую лазурь,-
Там — в тихом, в голубом, в широком —
Лазурный дым — не рокот бурь.

Здесь и в других стихотворениях присутствует субстантивированный образ голубого как самодовлеющей сущности и непреходящей ценности-символа:


Здесь — голубыми мечтами
Светлый возвысился храм.
Все голубое — за Вами
И лучезарное — к Вам.

По статистике Миллер-Будницкой, сине-голубой цвет составляет в колористической гамме Блока 11%. Синий, как и красный, играет важную роль в поэтике Блока. Основная функция его — романтическая. Блок остался навсегда романтиком, и его «голубой цветок» не увял, оборачиваясь то голубым кораблем, то голубым сном, то голубой мечтой или синим туманом. Цитируя Г. Гейне, Блок мог то же сказать и о себе: «Несмотря на мои опустошительные походы против романтиков, сам я все-таки всегда оставался романтиком и был им даже в большей степени, чем сам подозревал. После самых смертоносных ударов, нанесенных мною увлечению романтической поэзией в Германии, меня самого вновь охватила безграничная тоска по голубому цветку» .

В использовании синего, голубого как поэтического образа преобладает символическое начало. Часто он передает ощущение зыбкости, нереальности, атмосферу сна: «И на сон навеваю мечты, и проходят они, голубые...» ; «Подними над далью синей жезл померкшего царя!»...» «Голубоватым дымом вечерний зной возносится...» , «Неживой, голубоватый ночи свет»

Синий участвует в создании пейзажа всех времен года, это не только «вешний» цвет. В этой многозначности, используемой для передачи разных ощущений, связанных с пейзажем, заключена одна из особенностей творческого метода Блока. Синий может способствовать, например, передаче настроений смутных и радостных, предчувствий перемен и каких-то свершений, пусть даже обманчивых:

Я с мятежными думами

Да с душою хмельной

Полон вешними шумами,

Залит синей водой.

«Есть чудеса за далью синей — они взыграют в день весны» (I, 492); «Но синей и синее полночь мерцала, тая, млея, сгорая полношумной весной...» (II, 167).

Самое заветное для поэта — тема Родины и ее будущего — связано, как правило, с поэтическим образом синей дали времен: «Это — Россия летит неведомо куда — в сине-голубую пропасть времен — на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи — с мольбою, обращенною к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!» Но нас от нее отделяет эта



Синий часто встречается в сочетании с другими цветами, служа нередко в цветовой гамме то фоном, то контрастом, то равноправным компонентом; в этих случаях синий, как правило, сохраняет свое реальное значение, но иногда он, чаще всего вместе с красным, выражает смысл метафорически: «Синее море! Красные зори!»; «...туча в предсмертном гневе мечет из очей то красные, то синие огни», II, 303; «Остался красный зов зари и верность голубому стягу»; «И месяц холодный стоит, не сгорая, зеленым серпом в синеве»;

Из ничего фонтаном синим

Вдруг брызнул свет.

...Зеленый, желтый, синий, красный —

Вся ночь в лучах...

О синих глазах Блок пишет чаще всего метафорически: синий плен, глубокая синева, жгуче-синий простор, синяя гроза, бездонные,— смысл этих метафор раскрывается в контексте, словесно-образным окружением:

Смотрели темные глаза,

Дышала синяя гроза.

Взор во взор — и жгуче-синий

Обозначился простор.

Синие глаза как символ чистоты и высокой романтики подчеркивает Блок в облике Веры Комиссаржевской. Синий цвет как средство образной характеристики Блок использует неоднократно, когда хочет передать романтическое восприятие замечательного искусства Комиссаржевской, особенность ее великого таланта, устремленного к «новому, чудесному, несбыточному»: «...эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие-синие пределы человеческой здешней жизни».

Синий у Блока — это и символ вечности, и спутник смерти: «Белые священники с улыбкой хоронили маленькую девочку в платье голубом».

Синий цвет использует Блок и при создании поэтических картин в духе живописи М. В. Нестерова — голубые кадильницы, оклад синего неба, синий берег рая, синий ладан, темно-синяя риза: «В синем небе, в темной глуби над собором — тишина».

Пристрастие к синему цвету приводит иногда к гиперболизации его, к нагнетанию синего в тавтологиях: «синяя лазурь», «голубая лазурь», «сине-голубая пропасть», «голубой вечерний зной в голубое голубою унесет меня волной...» , «Голубой, голубой небосвод... Голубая спокойная гладь».



Голубые ходят ночи, Голубой струится дым,

Дышит море голубым,



Голубые светят очи!

Тема «соловьиного сада», раскрывается в «голубом ключе»: синяя мгла, синий

Синий встречается как составная часть сложных эпитетов, обозначающих многочисленные оттенки цвета вплоть до синэстетического звонко-синий:

сине-черная, сине-розовый, иссиня-черный, сине-голубая, мутно-голубой, нежно-синяя, бледно-синий, жгуче-синий, дымно-синий.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) был поэтом, критиком, главой группы акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и «сильной личности» Свой первый сборник издал в 1905 году, назвал «Путь конквистадоров» и считал пробой пера. Следующим был сборник «Романтические цветы», изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне Горенко. борник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе.Затем вышли сборники стихов: «Жемчуга», «Романтические В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга «Чужое небо». Эта последняя книга поэта стала лучшим сборником творчества Гумилёва. Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние. Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цвет Ничто другое не могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово «путешественник» ─ и в жизни и в поэзии.



Лексико-семантическое поле цвета в ранней лирике Н.С.Гумилёва

§1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Н.С.Гумилёва

Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в языке поэзии Гумилёва. Оно включает 543 цветообозначения.

2. Часто названия флористических объектов заключают в себе

цветовые значения:

В узких вазах томленье умирающих лилий.(Однажды вечером);

И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами.

(Сонет);

Она вплетает простодушно В венок степные васильки.(Дева Солнца);



Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их

функционирования

Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с помощью цветообозначений



Цветовые характеристики моря.

Море.

Образ моря чаще всего связан с синим и его

оттенками:

голубойГолубые моря нескончаемых встреч.(После победы);

Веер самых розовых тучек На морской голубой ковёр.(На берегу моря);



синий ─ А море синей пеленой Легло вокруг, как мощь и

слава.(Ода ); бирюзовый ─ Но весел в море бирюзовом

С латинским парусом челнок.(На море); эмалевый ─ Как эмаль,

сверкает море.(Неаполь).

Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой погоды,

выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и

пустынным.(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей.(Больной).

Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах



голубых.(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей.(Канцоны).

Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя

или голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как

веселы в пламенном Тибре галеры.(Блудный сын). Это цветообозначение в

сочетании с собственным наименованием реки ─ свидетельство интереса поэта

к путешествиям, к экзотике. Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный (реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей.

(Рощи пальм и заросли алоэ.).



1.2 Цветообозначение небосклона и небесных объектов

Небо в русском языке прежде всего синее или голубое.

Обратимся к языку поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует



синий и его оттенки: голубой ─ Когда безрадостные бури Царили

в небе голубом.(Дева Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В

гирлянды неба голубого.(Осенняя песня); Небо, бесконечно

голубое, Небо, золотое от лучей.(Рощи пальм и заросли алоэ.);

Но восторг мой прожёг голубой небосклон.(Рощи пальм и заросли алоэ);

синий ─ Небес далёких синева.(Осенняя песня);

Небосклон безоблачен и синь.(Открытие Америки); Полетел на белые

утёсы, В синем небе описав дугу.(Открытие Америки); лазурный ─ Я

пел и солнцу, и лазури.(Дева Солнца); Пред ней рассыпались в лазури



Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие

Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание подобных

явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину.

1.3 Цветообозначение метеорологических явлений

Снег ─ прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает

цветовую характеристику серебряный: Снега серебряных вершин

.(Старина).

Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва ─ серебряный:

Застывают в серебряных льдах мастодонты.(Современность).



Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой погоды. Это чёрные, сизые тучи.

Цветовые характеристики тьмы, света, тени

Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: Лиловые



Даль ─ отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно

голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма:; Задумчиво смотря как сини дали.(Памяти Анненского).

Цветообозначение лица, частей тела.

Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека

именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой.

Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета

(голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом

сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных

глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста.(Дева Солнца); Подъемлет к небу

взор лазурный.(Пророки); В голубых глазах европейца.(Озеро Чад); Но

такой голубоокой Мне не видеть вновь.(Оборванец).

.(Сады души).

Символика синего цвета в современной литературе

Розы цвета газового пламени (Синий цвет в современной лексике).



Автор: Татьяна Кигим

Рассказ - один из победителей конкурса "Ужас-2006" изательства "Сомбра", журнала "Мир фантастики" и интернет-портала STEPHENKING.RU. Ровно 666 слов. Опубликован в журнале "Мир фантастики", (январь 2007). Размещён в сетевой антологии "Стихии мира фэнтези: Огонь и пламя".

Я мечтаю жениться на девушке с голубой кровью. Будет ли она принцессой, или аристократкой, или незаконнорожденной дочкой какого-нибудь короля, стянутого с трона, растерзанного толпой - мне все равно; право слово, в этом нет совершенно никакой разницы. Она, конечно, должна быть хрупкой и бледной, с тонкими синими жилками, просвечивающими под прозрачной кожей, и бледным румянцем на скулах цвета газового огня.



Голубоватый свет телевизора и пламя газовой плиты - я боготворю их в синей темноте гаснущих сумерек; я не люблю свечи, у них неправильный цвет
Когда-нибудь я женюсь; пока же женщины мелькают в моей жизни подобно ослепительно-синим молниям, чтобы сгинуть в чернеющих небесах. Я терпелив.

Сердце, как синяя птица - оно вмещает поразительно много счастья.

В тот вечер я хотел увидеть, как вспыхнут волшебным пламенем голубого карбункула ее восхитительные волосы цвета туч. Это было божественно; сверкающее облако обняло легкую, летящую прическу блистающим шаром искр и бриллиантового сияния.
Сегодня удивительно синий день. Я навещу ее; я чувствую грусть; она была богиней.

Я кину на ее могилу синие-синие розы, какими бы их мог нарисовать Дальтон.

На кладбище далеко добираться; автобус ходит не так уж часто, ведь это окраина города. К сожалению, я не могу приехать к ней, моей голубой мечте.
Я справлялся, можно ли приобрести эскизы Врубеля на аукционе. Мне снится Царевна-Лебедь, прекрасная….

Я никогда не ошибаюсь в своем выборе; все мои девушки - настоящие аристократки.

В их венах течет голубая кровь.

Я проверял.


Заключение


В данной работе я постаралась систематизировать и проанализировать всю важную информацию о влиянии и восприятии синего цвета по различным параметрам. Кроме анализа цвета на физиологическом и психологическом уровнях я рассмотрела аспект воздействия и национально-культурный,т.к. считаю, что это тоже не мало важно. Каждый цвет имеет собственное влияние и неодинаково воспринимается представителями различных полов и культур.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- в поэтической образности С.Есенина, А. Блока, Гумилева важное место занимает цветопись;

- количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно. Цветовая гамма синего цвета способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина

Семантика цвета в лирике А. Блока претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения. Состав и структуру поля цвета в языке поэзии Н. Гумилёва включает 543 цветообозначений. Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с помощью цветообозначений

Итак, в произведениях поэтов и писателей IX-XX веков природа не просто копируется, а показана как неразгаданная тайна. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цвет становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи.

Россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником слова должен заставить задуматься читателя о бытие и научить любоваться цветением жизни.

Литература

1.  Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3. - С.49.

2.  Грачева И.В. Грани самоцветов // Литература в школе. - 1998, №2. - С.49.

4.  Даль В.И. "Толковый словарь живого великорусского языка", том I-IV, М., 1998 год.