Газета: вчера, сегодня, завтра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Газета: вчера, сегодня, завтра - страница №1/10

Гуревич С.М.

ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА



Источник: http://evartist.narod.ru/journ.htm
В книге обобщен современный опыт редакций отечественных газет, раскрываются перспективы развития газетной периодики в России. Эта книга поможет не только студентам факультетов журналистики овладевать основами профессии, но и руководителям, и журналистам газетных редакций в совершенствовании своих изданий.

Учебное пособие для вузов

М.: Аспект Пресс, 2004.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


ЧАСТЬ I. ГАЗЕТА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

ГЛАВА 1. КАК ВОЗНИКЛА ГАЗЕТА


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГАЗЕТЫ
Место и роль газеты в обществе
Газета как социальный посредник
Газета в системе средств массовой информации
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ
Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
Правовой статус редакции и ее газеты. Устав редакции
Правовой статус журналиста
Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕДАКЦИИ И ВЫПУСКА ГАЗЕТЫ
Основы медиабизнеса
Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
Особенности производственного менеджмента
Особенности экономического менеджмента
Редакционный маркетинг
Бизнес-планирование в редакции
Оптимизация экономической деятельности редакции
ГЛАВА 5. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТЫ
Цель издания и концепция газеты
Дополнительные типологические факторы
Тенденции развития типологической системы газет

ЧАСТЬ II. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ

ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА


ГЛАВА 7. РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Величина редакционного коллектива
Состав редакционного коллектива
Структура редакционного коллектива
ГЛАВА 8. РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ
ГЛАВА 9. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕДАКЦИИ
Звено управления
Звено исполнения
ГЛАВА 10. ТЕХНИЧЕСКАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ЧАСТИ РЕДАКЦИИ

Технические службы редакции


Коммерческие службы редакции
ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИОННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Система управления редакцией
Методы управления редакцией
Моделирование

Планирование

Координация редакционной деятельности


Нормирование труда и учет его результатов
Стимулирование работников редакции
Контроль и проверка исполнения
ГЛАВА 12. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА
Основные направления
Основные направления функционирования
ГЛАВА 13. РАБОТА РЕДАКЦИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ
Формирование редакционного актива
Организационно-массовая работа редакции
ГЛАВА 14. РАБОТА С РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТОЙ
Редакционная почта как источник информации
Работа с письмами читателей
ГЛАВА 15. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕДАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЧАСТЬ III. НОМЕР ГАЗЕТЫ

ГЛАВА 16. ИМИДЖ ГАЗЕТЫ И ЕЕ НОМЕР


ГЛАВА 17. СТРУКТУРА НОМЕРА
Система текстовых публикаций номера

ГЛАВА 18. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА НОМЕРА


Особенности жанров газетной публицистики
Жанры новостной информации
Диалогические жанры
Ситуативно-аналитические жанры
Эпистолярные жанры
Художественно-публицистические жанры
Сатирические жанры
Жанровые формы публикаций других типов
ГЛАВА 19. ДИЗАЙН НОМЕРА. СИСТЕМА ЕГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ
Дизайн газетного номера
Система иллюстрирования номера
ГЛАВА 20. ЗАГОЛОВКИ В НОМЕРЕ
Виды заголовков в газете
Система рубрик в газете

ЧАСТЬ IV. ВЫПУСК НОМЕРА

ГЛАВА 21. ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Отбор информации
Редактирование информации
ГЛАВА 22. ФОРМИРОВАНИЕ НОМЕРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО МАТЕРИАЛОВ
Формирование номера
Формы подачи материалов
ГЛАВА 23. ВЫПУСК НОМЕРА
Выпуск бумажного периодического издания
Выпуск электронного периодического издания
ГЛАВА 24. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ
ГЛАВА 25. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГАЗЕТЫ
Продвижение газеты на рынок периодических изданий
Методы и приемы распространения газеты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БУДУЩЕЕ ГАЗЕТЫ




ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ




ВВЕДЕНИЕ

Каковы причины обращения автора этой книги к ее теме? Первая из них – результаты наблюдения за изменениями системы средств массовой информации в мире и, в частности, в России. Эти изменения связаны, прежде всего, с развитием нашего общества, а также с появлением новых технологий и сильнейшим их влиянием на журналистику. К средствам массовой информации, в том числе старейшему из них – газете, ныне предъявляются новые, более жесткие требования. Выпускать газету так, как это делали в течение всего прошедшего века, ныне уже невозможно.

Вторая причина – стремление автора облегчить журналистам, работающим в газетных редакциях, обмен лучшим опытом подготовки и выпуска газеты и его использование. И третья по счету, но важнейшая по значению, – желание помочь молодым, стремящимся овладеть знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы в газете.

Все это определило круг тех, кому предназначена эта книга, ее характер и структуру. Это не справочник, а учебная книга, пособие, которым могут пользоваться прежде всего студенты факультетов и отделений журналистики государственных и негосударственных университетов России. И не только студенты, но и, при необходимости, преподаватели этих факультетов и их кафедр. После ознакомления с этой книгой они могут обращаться к специальной литературе, посвященной отдельным сторонам творческого и производственного процесса подготовки и выпуска газеты. Понятно, это определило необходимость учета автором требований учебных планов и программ ряда дисциплин, изучаемых в университетах нашей страны.

Книга обращена и к журналистам газетных редакций самых разных типов и уровней. Аккумулированный в ней современный опыт управления редакционными коллективами, организации их работы поможет совершенствованию подготовки и выпуска газеты на современной технической базе.

Наконец, книга представит интерес и для читателей газеты, для тех, кто дружит с ней, видит в ней незаменимого информатора, советчика и помощника в жизни. Они узнают, как и чем могут поддержать свою газету, как эффективнее пользоваться теми возможностями, которые она способна предоставить им в поисках ответов на многие жизненно важные вопросы.

Основные цели, стоявшие перед автором, – дать ее читателям всестороннее представление о возникновении газеты как старейшего и одного из важнейших средств массовой информации, о ее развитии и ее перспективах. Понятно, что автор уделяет большое внимание редакции газеты, правовым, экономическим и типологическим основам ее деятельности, организации работы ее коллектива, процессу подготовки и выпуска номеров газеты и их распространения.

В соответствии с этими целями была определена структура книги. Она состоит из четырех частей и заключения. Каждая из них посвящена одному из важнейших аспектов общей темы. В часть входят несколько тематических глав. При необходимости глава разделяется на подглавы. Каждая глава предваряется сжатым указателем целей изучения ее материалов. Завершается она вопросами для самопроверки и указанием литературы, непосредственно связанной с ее содержанием.

В конце книги расположен список литературы ко всем ее разделам, использованной или рекомендуемой автором.

При подготовке книги автор иногда обращался к некоторым материалам из своих предыдущих публикаций, посвященных той же теме. В частности из книг «Основы научной организации журналистского труда» (1987) и «Номер газеты» (2002). Опыт газетных редакций рассматривается и обобщается с учетом достижений научно-технического прогресса в сфере журналистики – выпуска электронных версий газет, использования Интернета как нового универсального средства получения и распространения информации и др.



ЧАСТЬ I

ГАЗЕТА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

 

ГЛАВА 1. КАК ВОЗНИКЛА ГАЗЕТА



 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГАЗЕТЫ

 

Место и роль газеты в обществе



Газета как социальный посредник

Газета в системе средств массовой информации

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ



 

Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности

Правовой статус редакции и ее газеты. Устав редакции

Правовой статус журналиста

Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией

 

ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕДАКЦИИ И ВЫПУСКА ГАЗЕТЫ



 

Основы медиабизнеса

Редакционный менеджмент – цели, виды, организация

Особенности производственного менеджмента

Особенности экономического менеджмента

Редакционный маркетинг

Бизнес-планирование в редакции

Оптимизация экономической деятельности редакции

 

ГЛАВА 5. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТЫ



 

Цель издания и концепция газеты

Дополнительные типологические факторы

Тенденции развития типологической системы газет



ГЛАВА 1.

КАК ВОЗНИКЛА ГАЗЕТА

 

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы узнаете:

 


      •              каковы причины возникновения газеты как средства распространения информации;

      •              каковы предпосылки появления печатной газеты;

      •              где и когда появились первые газеты в Европе и России;

      •              каковы основные этапы истории возникновения и развития газеты.

 

История газеты, ее возникновение и развитие тесно связаны с историей мировых цивилизаций. Прежде всего – европейской цивилизации. Путь, пройденный газетой от ее зарождения до наших дней, можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период так называемой пражурналистики – с I в. до н.э. Под ней понимают возникновение первичных способов, средств, методов, а затем и систем передачи и распространения информации.

В основе всего лежала потребность людей в информации – о том, что их окружало, с чем они встречались. Эта информация открывала им возможности для общения и для обеспечения их жизни. Потребность в ней усиливалась с развитием общества, с возникновением государства.

Возникновение государственности – первое условие появления первичных форм и методов передачи информации. Правители нуждались в передаче подчиненным управленческой информации – в форме указов, приказов, постановлений и тому подобных посланий. Сначала эта информация передавалась в фиксированной устной форме, ее заучивали гонцы и послы, глашатаи провозглашали ее на городских площадях и в собраниях граждан. Затем эту информацию стали фиксировать в письменной форме. Возникновение письменности было вторым условием зарождения первичных форм передачи информации.

Одновременно шел процесс формирования аудитории – получателей информации. Он развивался на двух направлениях, которые подчас переплетались. Одно из них – пользователи управленческой, политической информации: чиновники, подданные, граждане государства – те, кем управляли. Другое направление – получатели экономической информации: купцы, торговцы, ремесленники, менялы – те, кому нужна была информация о производстве и наличии на рынках разных товаров, их ценах, котировке денег, прибытии в порты кораблей с товарами и т.п.

С расширением географических открытий, изобретением и распространением новых технических средств производства различных товаров, возникновением международного рынка, с зарождением в развитых европейских странах буржуазии усилилась и потребность в более надежных средствах доставки и получения регулярной информации, связанной со всеми сторонами жизни общества. Примерно в XIV в., с начала Возрождения в Европе, начался и второй этап появления предпосылок появления первых газет. Он продолжался до XVII в.

Важнейшей из этих предпосылок было распространение грамотности. Неграмотный человек мог получать информацию только в устной форме – рассказов, слухов, пересказов содержания документов и т.п. Возрастание количества университетов, куда стремились поступить молодые люди, открытие множества школ приводили к появлению грамотной аудитории, способной получать письменную информацию. Однако этому в течение длительного времени препятствовало отсутствие материала, на котором можно было бы фиксировать, размножать и сохранять эту информацию. Правда, в древнем Египте нашли способ обработки папируса. Египетские фараоны и жрецы направляли свои написанные иероглифами послания на папирусе, но размножать их было невозможно. В Древнем Риме с I в. до н.э. для всеобщего прочтения выставляли Akta Senatus и Akta diurna populi сводки новостей на досках, покрытых гипсом. Их копии на папирусе направляли чиновникам, отвечавшим за управление римскими провинциями. В средние века в монастырях писали и переписывали книги, в том числе летописи, на пергаменте – обработанной коже животных, но это было очень дорого и не годилось для распространения новостей. В Китае в VII в. открыли способ приготовления хлопковой бумаги, но до Европы он дошел лишь в IX в. – в Италию и в XIII в. – во Францию. Лишь в XIII–XIV вв. здесь начали изготавливать бумагу, перерабатывая тряпье. Наконец был получен дешевый материал для фиксации и распространения письменной информации. Не хватало лишь технического средства ее размножения. Оно появилось в Европе с изобретением в середине XV в. Гутенбергом печатного станка с передвижными литерами. Это знаменовало начало так называемой эры Гутенберга, продолжавшейся почти пять столетий. Возникли условия для появления первых газет. Однако этому мешало отсутствие организации их быстрого и регулярного распространения из места, где находились редакции и типографии, в другие населенные пункты. Это препятствие было устранено лишь с появлением в Европе почты – как государственной, так и частной, коммерческой. Потребители газетной информации приобрели возможность получать ее быстро и систематично.

Появление в начале XVII в. в Европе первых настоящих газет знаменует собой начало третьего этапа истории этого печатного периодического издания. До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette».

В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Через три века, в 2003 г. в России широко отметили создание первой отечественной газеты.

С усилением буржуазии и формированием капиталистического общества газета и содержащаяся в ней информация стала товаром. Возникает и развивается рынок печатных периодических изданий, важную часть которого составляют газеты. Ускоряющийся процесс разделения труда приводит к возникновению новых профессий, связанных с подготовкой, выпуском и распространением газеты. Появляются профессиональные журналисты, специализирующиеся на руководстве редакциями и на подготовке текстов и иллюстраций на разных тематических направлениях. Но еще до выпуска печатных газет в средневековой Европе появились специалисты, которые зарабатывали написанием и продажей желающим разнообразной информации. В Венеции даже возник цех scrittori d’avviso писателей новостей. Считают, что и само наименование печатного издания – газета – связано с названием мелкой монеты – gazzetta, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей, подготовленной таким специалистом.

Четвертый этап истории газеты связан с расцветом журналистики в капиталистическом обществе, с охватом в XIX и XX вв. всего мира массовыми печатными периодическими изданиями. Для этого этапа характерны дифференциация газет, их все более дробное разделение на различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли.

Последний, пятый этап развития газеты начался во второй половине XX в. Его определяют возникновение новых средств массовой информации, появление новых технологий – компьютеров, Интернета и других, перспектива рождения мультимедиа, сочетающих признаки и возможности разных СМИ. Это знаменует завершение эры Гутенберга и начало нового направления развития газеты.

 

Вопросы для самопроверки

 


  1. 1.           Что понимают под пражурналистикой?

  2. 2.           Каковы условия зарождения первичных форм передачи фиксированной информации?

  3. 3.           Каковы аспекты первого этапа истории возникновения и развития газеты?

  4. 4.           Что лежало в основе возникновения средств передачи информации в обществе?

  5. 5.           Каково содержание второго этапа развития журналистики?

  6. 6.           Каковы предпосылки зарождения газеты и других печатных средств информации?

  7. 7.           Что и почему называют эрой Гутенберга? Какое время она охватывает?

  8. 8.           Где и когда в Европе появились первые печатные газеты? А, как и когда такая газета была создана в России?

  9. 9.           Что характерно для развития газеты как печатного издания в капиталистическом обществе?

  10. 10.     Каково направление развития газеты в современный период?

 

Литература

 

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). М., 2002.

1702–2002. Из века в век. Из истории русской журналистики / Под ред. Б. И. Есина. М., 2002.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

 

ГЛАВА 2.



СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГАЗЕТЫ

 

Место и роль газеты в обществе



 

Газета как социальный посредник

 

Газета в системе средств массовой информации



 

ЦЕЛИ – Материалы этой главы дадут вам представление:

 


      •              о роли газеты в обществе, ее предназначении;

      •              о возможностях газеты как социального посредника;

      •              об отношениях газеты с государством и другими социальными институтами;

      •              о месте газеты в системе средств массовой информации.

 

 

МЕСТО И РОЛЬ ГАЗЕТЫ В ОБЩЕСТВЕ

 

В процессе развития общества в нем возникают и функционируют множество различных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных и др. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль.



Своя роль, предназначение – у газеты. Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это межличностное – индивидуальное и коллективное – общение. У человека есть немало возможностей и средств общения с другими членами общества. Это прежде всего речь, язык. Его используют для устного близкого общения – с членами семьи, соседями, коллегами по работе и др. При необходимости устную речь дополняют или заменяют другими средствами индивидуального общения, иными знаковыми системами, например, языком жестов, которым пользуются глухонемые. Если возникает необходимость в индивидуальном устном общении между людьми, которых разделяет большое расстояние, они пользуются техническими средствами и общаются по телефону или с помощью радио. Гражданин может устно общаться со многими людьми – выступая на собрании, митинге или обращаясь к находящейся от него на большом расстоянии аудитории радиослушателей или телезрителей. Телевидение и радио намного усиливают масштаб и воздействие устного обращения человека к его слушателям.

При невозможности устных контактов человек заменяет их средствами письменного общения. Такую возможность предоставляет почта, доставляющая письмо адресату в указанное автором место. Но несравненно более эффективным средством межличностного и коллективного общения людей является печатное периодическое издание и прежде всего газета. Она позволяет гражданину обратиться индивидуально к конкретному человеку или ко многим, входящим в читательскую аудиторию издания. Позволяет ему обратиться к газете за советом, получить рекомендацию, обсудить с согражданами свою идею, принять участие в полемике и т.п. Газета становится для него трибуной, консультантом, справочным бюро и главное – источником информации, необходимой ему для решения жизненно важных вопросов. Понятно, что пользоваться газетой как средством общения может любой грамотный человек, выступая при желании в ролях автора информации или ее получателя. Вседоступность газеты как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность – стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней его граждан.

Становясь средством масштабного коллективного общения, газета раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений. Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения личности и общественного мнения, но и его выражения.

 

ГАЗЕТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПОСРЕДНИК



 

Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом. Эта ее роль и возможности привлекали к себе внимание многих известных мыслителей. Уже молодой Маркс, посвятивший ряд своих ранних работ анализу положения и общественной роли прессы, обратил внимание на значение печати как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между правителями и управляемыми. Оба они одинаково нуждаются для разрешения возникающих между ними проблем в «свободной печати» – с «головой гражданина государства и с гражданским сердцем» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 206). С одной стороны, печать, газета становится для государственных, властных органов эффективным средством управления обществом, для передачи гражданам управленческой информации – в виде законов, указов, постановлений и т.п. С другой стороны, граждане используют газету для направления власти – государственным органам разных уровней – своих запросов и требований, предложений и мнений о ее действиях, для контроля общества над деятельностью государства. Так газета обеспечивает «прозрачность» государственных институтов – свободу информации о всех их действиях. В связи с этим возникла концепция журналистики, средств массовой информации как «четвертой власти», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями. Однако эта, столь лестная для самолюбия журналистов, концепция не отражает реальности и не выдерживает критики. Газета, как и другие средства массовой информации, не в состоянии обеспечить принятие решений, обязательных для их реализации государственными и общественными институтами. Она способна лишь содействовать их обнародованию, публикации, передавать предложения и рекомендации граждан государственным органам и побуждать их к реальным действиям в соответствии с требованиями граждан. Газета и другие средства массовой информации – не власть, но сила, иногда очень значительная сила, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности. Ближе к действительности понимание журналистики и газеты как инструмента, которым пользуются общество и государство.

Это место и роль газеты и других СМИ в обществе определяют их отношения с другими социальными институтами – политическими и экономическими, научными, образовательными, правоохранительными и др. История журналистики показывает, что газета, а в современную эпоху и другие средства массовой информации часто становятся центром организации. Образование новой партии, возникновение нового политического движения или иной общественной организации нередко начинается с создания газеты или журнала как средства привлечения, сплочения их сторонников. Если же этого не происходит, то такая партия или другая организация стремится обеспечить постоянный контакт с какой-либо газетой или иным средством массовой информации, завладеть им, чтобы превратить его в орган пропаганды своих идей и руководства их приверженцами. Этот процесс характерен не только для возникновения и развития таких радикальных политических организаций, как коммунистическая партия в России, история которой тесно связана с созданием газеты «Искра», или национал-социалистская партия в Германии с ее органом газетой «Фёлькишер беобахтер», но и для многих демократических, либеральных организаций в различных странах.

Для современной газеты в России как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, – это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка газета и ее редакция – это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли. В зависимости от превалирования той или другой цели определяется тип издания. Для части газет главной задачей остается информационное обслуживание их читателей. Но решить эту задачу редакция такой газеты может, лишь получая прибыль и обеспечив себе финансовую базу путем самофинансирования или с помощью других источников финансовых средств. Для других газет важнейшей задачей становится получение прибыли и ее возрастание. Однако решить ее они оказываются в состоянии, лишь поддерживая высокий профессиональный уровень своего информационного продукта. Эта взаимосвязь и противоречия целей и задач, стоящих перед той или иной газетой, сказываются как на структуре ее редакции и организации ее деятельности, так и на самом издании – его характере, позиции, содержании и форме его публикаций.


 

ГАЗЕТА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена. Радиостанции разносили информацию по всему миру с оперативностью, которая была недостижима даже для ежедневной газеты. А с изобретением в конце века телевидения люди получили возможность не только оперативно узнавать о событии, но и увидеть его на телеэкране. Достижение газетой эффекта сиюминутности – передачи информации о событии в момент его свершения – было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации.



С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических изданий. Специалисты, крупные ученые – канадский исследователь телевидения Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена, и ей не выжить. Предсказания эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.

Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.

У каждого средства массовой информации сейчас сохраняется свое место в их системе, свое предназначение. Вместе они производят комплексное, объединенное воздействие на человека и массовую аудиторию. В перспективе, с дальнейшим развитием новых технологий, возможно возникновение мультимедиа – средства массовой информации, объединяющего возможности нынешних элементов системы СМИ, в том числе и газеты.

 

Вопросы для самопроверки

 


  1. 1.           Каковы причины возникновения газеты как средства массовой информации?

  2. 2.           Какова роль газеты как социального посредника?

  3. 3.           Как газета помогает гражданам в их отношениях с государством?

  4. 4.           Какова роль газеты в управлении обществом?

  5. 5.           Каковы отношения газеты с другими социальными институтами?

  6. 6.           В чем суть концепции СМИ и газеты как «четвертой власти» и насколько она обоснована?

  7. 7.           Каково место газеты в системе СМИ?

  8. 8.           В чем состоит специфика газеты, которая сохраняет ее существование и её место в системе СМИ?

 

Литература

 

Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической журналистики. Гл. 1 и 2. М., 1973.



Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.

ГЛАВА 3.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ

 

Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности



 

Правовой статус редакции и ее газеты. Устав редакции

 

Правовой статус журналиста



 

Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией

 

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы узнаете:

 


      •              каковы важнейшие направления правового регулирования деятельности газетной редакции;

      •              об основах правового статута редакции и её газеты;

      •              что такое Устав газетной редакции;

      •              каковы права и обязанности главного редактора газеты и ее журналистов;

      •              каковы правовые отношения редакции газеты и ее читателей.

 

 

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕДАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Редакция печатного периодического издания как один из социальных институтов и газета как продукт ее деятельности являются объектом правового регулирования. Понимая значение печатных периодических изданий в жизни общества, руководители государства всегда использовали правовые рычаги для управления деятельностью редакций, регулирования содержания и характера информации, распространяемой с помощью газет. Разумеется, сила правового воздействия на газеты, его формы и методы менялись в зависимости от особенностей государственной системы и общества, в котором выходили периодические издания. В тоталитарном государстве деятельность газетных редакций регулировалась и открыто контролировалась с помощью непрерывной жесткой государственной – политической и идеологической – цензурой, действовавшей на основе соответствующих законов. В открытом, демократическом обществе с рыночной экономикой деятельность газетной редакции регулируется под воздействием более тонких и скрытых финансовых механизмов. Но в любом случае для регулирования отношений редакции, газеты и государства создается правовая система, в которую входят специальные законы, постановления, административные органы и другие правовые инструменты.



Эта система правового регулирования деятельности газетной редакции всегда определяется ответами на вопросы: что необходимо регулировать, кто регулирует, чем и как регулируют? Они охватывают все без исключения направления редакционной деятельности, процесса подготовки и выпуска периодического издания, его поступления к читателям, их взаимоотношений с редакцией.

Основой этого правового регулирования является определяемое специальными документами – законами, подзаконными актами и др. – место и роль газеты и ее редакции как социального института, его задач, целей его деятельности. При этом учитывается двойственность положения редакции – как профессионального творческого коллектива, призванного обеспечивать информационное обслуживание определенной читательской аудитории, и одновременно как предприятия, задачей которого является формирование и укрепление экономической, прежде всего финансовой базы выпуска газеты. Не меньшее значение имеет правовое регулирование отношений редакции, и ее газеты с другими институтами общества и государства – прежде всего с органами власти – законодательной, исполнительной, судебной и др.

Инструментами этого регулирования являются как общие законы – конституция государства, различные кодексы – гражданский, уголовный и др., так и специальные, имеющие непосредственное отношение к деятельности средств массовой информации, – законы о СМИ, рекламе и др., декреты, временные правила, положения и т.п.

На разных этапах истории России происходило развитие разных форм «цензурного права». Его основой являлось жесткое ограничение возможностей печати в ее отношениях с обществом и государством, стремление к ограничению свободы печатного слова, распространения массовой информации. В первой половине XIX в. этому служили три редакции Устава о цензуре, согласно которым публикация любой информации в газетах и других периодических изданиях допускалась лишь с разрешения царских цензоров. Во второй половине этого века, в пору великих реформ начала 60-х годов, Устав о цензуре был заменен Временными правилами по цензуре, а в начале XX столетия – Временными правилами о повременных изданиях. При некоторых внешних послаблениях суть этих документов оставалась неизменной – воспрепятствование публикации в газетах информации, нежелательной для власти.

Столь же запретительный, репрессивный характер носил и Декрет о печати, изданный 27 октября 1917 г. после Октябрьской революции новой властью – Совнаркомом РСФСР. Обещанная в нем большевиками отмена цензуры и свобода для печати – после упрочения нового порядка – никогда не были осуществлены. Все отношения печати с обществом и его институтами строго регулировались постановлениями и инструкциями, издаваемыми руководящими партийными и партийно-правительственными органами. Функции идеологической и партийной цензуры исполняла специально созданная для этого организация – Главлит, уполномоченные которой вычитывали каждый номер любой газеты и другого печатного периодического издания и в зависимости от его содержания давали разрешение на выход в свет.

Лишь 12 июня 1990 г. в период так называемой перестройки был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», провозгласивший свободу массовой информации и запретивший цензуру периодических изданий. После распада СССР, возникновения Российской Федерации и провозглашения ее Конституции, гарантировавшей свободу массовой информации и запрещавшей цензуру, 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», конкретизировавший новые отношения журналистов и СМИ с обществом и государством в России.

Этот закон определяет не только цели и направления деятельности газетной редакции, субъектов – участников этой деятельности, отношения между ними, их права, возможности и обязанности, но и место редакции и ее газеты в системе средств массовой информации, правовые основы ее отношений с государственными органами и другими институтами общества.

Как отметил М. Федотов, один из авторов текста закона, он является своеобразной миниконституцией, структурообразующим фактором в определении правовых основ существования и деятельности средств массовой информации. Из него исходят, готовя и принимая другие законы и подзаконные акты, имеющие отношение к этой сфере общественной деятельности. В настоящее время в результате активного законотворчества в России сформировалась своеобразная система правовых документов общефедерального и регионального значения. К ним относятся, прежде всего, специальные законы, непосредственно относящиеся к средствам массовой информации. Это законы РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Кроме того, в эту систему входят издаваемые в некоторых регионах России местные, региональные законы и другие правовые акты, конкретизирующие деятельность местных СМИ. Следует учитывать, что эти документы нередко искажают положения Федерального Закона о средствах массовой информации и даже входят с ним в противоречия.

Непосредственное отношение к регулированию деятельности газетной редакции имеют Федеральные кодексы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др. Руководители редакции, в частности ее менеджеры, отвечающие за ее деятельность как предприятия, вынуждены также руководствоваться положениями ряда федеральных законов, регулирующих экономическую деятельность государственных и коммерческих предприятий в нашей стране.

Федеральный закон о СМИ и конкретизирующие его специальные законы, связанные с этой сферой общественной деятельности, определяют основные направления и аспекты функционирования редакции и выпускаемой ею газеты. Это, во-первых, установление правового статуса редакции и ее газеты, условий их учреждения, их отношений с государственными органами и другими институтами общества. Во-вторых, это определение субъектов редакционной деятельности и их отношений между собой. В-третьих, определение правового статуса журналиста и его отношений с руководителями редакции как члена редакционного коллектива, как автора публикаций в газете. В-четвертых, определение отношений редакции и ее журналиста с аудиторией газеты, читателями.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕДАКЦИИ И ЕЁ ГАЗЕТЫ. УСТАВ РЕДАКЦИИ

 

Закон о СМИ устанавливает правовой статус редакции и её газеты. Следует различать эти два понятия, каждое из которых имеет свое назначение и соответствующие ему особенности. Газета является средством массовой информации – периодическим печатным изданием, представляющим собой форму периодического распространения массовой информации. Редакция же газеты представляет собой организацию, учреждение, предприятие, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации. Заметим, что, в соответствии с законом, редакция может быть представлена гражданином или объединением граждан, осуществляющим ту же функцию производства и выпуска газеты.



Как газета, так и ее редакция должны узаконить свое правосостояние. Этот процесс проходит несколько стадий. Первая из них – учреждение СМИ. Оно осуществляется учредителем СМИ. Это может быть индивидуальный учредитель – частное лицо – или коллективный учредитель в составе нескольких соучредителей. Правом на учреждение СМИ обладает любой гражданин РФ, возраст которого достиг 18 лет. Исключением являются отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольные, признанные недееспособными. Этого права лишены иностранцы.

Коллективное учредительство СМИ возможно в нескольких вариантах. Правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан – общественные, конфессиональные, трудовые, профессиональные, по интересам и др. В том числе журналистские и редакционные коллективы. Часто учредителем является журналистский коллектив редакции. Тогда он становится собственником периодического издания. Реже встречается разновидность этого варианта учредительства. При этом учредителем СМИ становится трудовой коллектив редакции. В этом случае в число учредителей входят не только журналисты, но и технические и коммерческие сотрудники редакции. Это, с одной стороны, позволяет уменьшить текучесть кадров в редакции, но, с другой – возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни. Чтобы избежать этого, в некоторых редакциях ограничивают количество соучредителей, включая в них лишь руководителей коллектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.

Нередко в роли учредителей СМИ выступают государственные органы – как центральные, так и местного самоуправления. При этом обычно используют два варианта учредительства. В первом из них учредителем становится тот орган, учреждение, ведомство, которое основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя редакции финансовые средства. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Но фактически учредитель получает возможность оказывать на нее сильнейшее влияние. Это приводит к полной зависимости многих местных изданий – районных и городских газет от их учредителей – местной администрации и др.

Однако чаще выбирают другой вариант, при котором возникает, так сказать, многозвенный учредитель. При этом в роли соучредителей выступают те органы или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский коллектив редакции. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Так, в выходных сведениях газеты «Гудок» указаны три ее соучредителя: Министерство путей сообщения РФ, ЦК профсоюза железнодорожников, трудовой коллектив редакции.

Следующая стадия узаконения правосостояния СМИ – его регистрация. В зависимости от региона распространения новой газеты определяется место ее регистрации. Если продукция будущего СМИ предназначена для распространения преимущественно по всей территории Российской Федерации, на территории нескольких республик, краев и областей или за ее пределами, заявление о регистрации подается учредителем в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но если новая газета будет распространяться преимущественно на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта или микрорайона в городе, то учредитель подает свое заявление о регистрации в соответствующий территориальный орган этого министерства.

Регистрация новой газеты не требуется, если она учреждается органами законодательной, исполнительной или судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, материалов, нормативных или иных актов. А также если тираж газеты составляет менее одной тысячи экземпляров.

Для того чтобы заявление о регистрации газеты было принято к рассмотрению, необходимо сообщить в нем все требуемые сведения. А именно: сведения об учредителе, учредителях, название газеты, язык, на котором она будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполагаемая территория ее распространения, примерная тематика и (или) специализация, предполагаемая периодичность выпуска и максимальный объем номера. Кроме того, что важно, – источники финансирования, а также сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Предъявление иных требований к заявлению о регистрации закон запрещает.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о регистрации. При определении его размеров прежде всего учитывают тип издания, тематику и специализацию его материалов. Для газеты, специализирующейся на публикациях для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительного характера, устанавливается пониженный регистрационный сбор. Его размеры увеличиваются при регистрации рекламной газеты. Самый высокий регистрационный сбор взимается при регистрации периодического издания эротического характера.

Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или при его отказе от регистрации.

Отказ в регистрации новой газеты возможен только по определенным основаниям. Если заявитель не обладает правом на учреждение СМИ в Российской Федерации. Если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности. В том случае, если название, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют злоупотребление свободой массовой информации – используются для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения публикаций, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Отказ в регистрации можно получить также, если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другую газету с тем же названием и формой распространения массовой информации. Последнее основание нередко приводит к задержке регистрации в том случае, если учредитель не дал себе труда для поисков нового, еще не использованного названия для своего издания.

Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. Со дня выдачи свидетельства о регистрации средство массовой информации считается зарегистрированным, а его учредитель получает право начать производство информационной продукции. Однако это право сохраняется за ним в течение лишь одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Если этот срок оказывается пропущенным, свидетельство о регистрации данного СМИ признается недействительным. Повторная его регистрация не допускается.

Только после регистрации газеты как средства массовой информации может быть произведена регистрация ее редакции как юридического лица – в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Заметим, что некоторые редакции не обладают правом регистрации в качестве юридического лица. Это относится, в частности, к редакции, которая является структурным подразделением другой организации, выступающей как юридическое лицо и ведущей за нее все хозяйственные дела. Так, редакция приложения, входящая в структуру коллектива «материнской» газеты, не может являться юридическим лицом.

Редакция – юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администрации. Это не совпадает с регистрацией СМИ в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. При этом она избирает определенную организационно-правовую форму регистрации своего юридического лица и получает в соответствии с этим определенные права как хозяйствующего субъекта.

 

Субъекты редакционной деятельности

 

Узаконение правосостояния редакции и ее газеты означает и определение субъектов редакционной деятельности. Исходя из понимания субъекта как активно действующего и обладающего волей индивидуума или определенной социальной группы, приходим к выводу о наличии в редакции ряда субъектов. Они указаны в Законе о средствах массовой информации: учредитель газеты, издатель, распространитель, редакция и владелец (собственник). Дополним их журналистом – работником этой редакции. Эти субъекты находятся между собой в определенных правовых отношениях, обладают четко прописанными в законе правами и полномочиями, у них определенные обязанности, перед каждым стоят специфические цели и задачи. Часть этих отношений имеет, так сказать, внутренний характер, и связана с организацией самой редакции и её деятельностью в процессе подготовки и выпуска газеты. Другая часть отношений субъектов редакции связана с их внешними контактами – с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, объединениями граждан и, разумеется, с читателями газеты.



Решающее влияние на характер правовых отношений субъектов редакции оказывает учредитель (учредители) газеты. Многое тут зависит от его статуса, от того, в какой роли он выступает. Роль и характер его отношений с другими субъектами редакции конкретизируются в ее уставе и договорных документах, которые они совместно вырабатывают. В соответствии с законом о СМИ учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора газеты. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания. При желании учредитель имеет право выступать и как распространитель, осуществлять распространение и реализацию тиража газеты. Наконец, что важно, учредитель получает возможность быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами.

Заметим, однако, что если учредитель газеты не является ее владельцем или ее главным редактором, то он не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции – за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и его договором с редакцией (главным редактором). Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, утверждением (или назначением) ее главного редактора и (или) заключением договора с редакцией в лице ее главного редактора. Такой договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между его сторонами. Учредитель имеет также право обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. При ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, учреждения, предприятия, организации, государственного органа – его права и обязанности переходят к редакции.

Редакция газеты является другой, не менее важной стороной в правовых отношениях ее субъектов. В этих отношениях с учредителем издания, издателем, распространителем она представлена главным редактором. Он представляет редакцию и в отношениях с гражданами – читателями газеты, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъявляемых законом к редакции и газете. Если главный редактор одновременно является учредителем газеты, ее издателем, распространителем и, возможно, ее владельцем, собственником редакционного имущества, его правовое положение упрощается. Он получает право единолично решать все вопросы, связанные с отношениями редакции и ее газеты со всем их окружением. В соответствии с законом и принципом единоначалия главный редактор руководит редакционным коллективом, определяет информационную политику газеты. Но если учредителем газеты, ее владельцем, издателем являются другие лица или какое-либо учреждение, организация, главный редактор является наемным руководителем редакции, ее главным менеджером, которому приходится строить свои отношения с учредителем и другими субъектами редакции в соответствии с законами о СМИ и о предприятии.

 

Устав газетной редакции

 

Этот документ конкретизирует положения Закона о средствах массовой информации по отношению к реальной редакции и ее газете. У каждой редакции – свой устав. Его положения и структура зависят от особенностей самой редакции и ее издания. В уставе конкретизируются и правовые отношения редакции с учредителем и издателем, порядок назначения (избрания) главного редактора, полномочия коллектива журналистов, их права и обязанности, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, т.е. выхода газеты, передачи и (или) сохранения права на ее название, ликвидации или реорганизации редакции и т.д. Он представляет собой своеобразное соглашение, договор между редакцией и учредителем. Его принимают на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава. Затем устав утверждается учредителем.



На общем собрании штатных журналистов газеты, в соответствии с уставом редакции, назначается или избирается главный редактор. Затем он утверждается учредителем.

До утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между редакцией и учредителем.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода данной газеты в свет.

При разработке устава редакции может возникнуть ситуация, в которой учредитель откажется утвердить предложенный ему вариант этого документа или не согласится с кандидатурой главного редактора газеты, избранного на общем собрании ее штатных журналистов. Такая ситуация нередко возникает, в частности, при выборе редакцией определенной организационно-правовой формы для регистрации ее юридического лица в органах местной администрации. Учредитель может не согласиться с этим вариантом устава редакции и предложить ей свой вариант, более соответствующий, по его мнению, требованиям Гражданского кодекса РФ к предприятиям. При невозможности разрешить возникшую конфликтную ситуацию, сведя воедино характеристики двух вариантов в едином уставе, редакции иногда приходится работать при наличии двух уставов. Один исходит из требований Закона о СМИ, другой соответствует требованиям Гражданского кодекса. В совокупности они и определят правовой статус редакции и ее главного редактора.

Кроме учредителя и редакции (главного редактора) важным субъектом их «внутренних» правоотношений является издатель. Под ним понимается издательство или другое учреждение, коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение работы редакции, подготовки и выпуска газеты. Редакция также заключает договор с издателем. В нем определяются их производственные, имущественные и финансовые отношения, обязательства издательства перед редакцией – по ее обеспечению помещением, бумагой, необходимой для выпуска газеты, и др. В соответствии с Законом о СМИ издатель также обладает правом выступать как учредитель, редакция или собственник редакционного имущества.

Таким же правом обладает и распространитель учреждение или организация, обязанностью которых является распространение и реализация тиража газеты. Редакция также заключает договор с распространителем, в котором определяются их правоотношения и взаимные обязательства. Если редакция посчитает необходимым и имеет для этого соответствующую финансовую и техническую базу, она сама обладает правом выступать как распространитель своей газеты, создав для этого свое агентство или другую структуру.

Правовое положение работника редакции – субъекта ее деятельности, как было сказано, во многом определяется его местом и ролью в структуре коллектива. Чем ниже его уровень, тем меньше его обязанности и связанные с ними права. Эти обязанности и права зависят и от направления, характера деятельности работника редакции. Так, главный редактор, как нам известно, лицо, представляющее всю редакцию и ее газету и осуществляющее общее руководство, управление всем редакционным коллективом. Но уже ответственный секретарь редакции осуществляет лишь оперативное управление коллективом, сосредоточиваясь на процессе подготовки и выпуска номеров газеты. Его права как управленца значительно уже прав главного редактора, он не может, например, самостоятельно решать вопросы, связанные с приемом или увольнением работников редакции. Еще ограниченнее права руководителя творческого отдела или технической службы редакции. Он осуществляет единоначалие лишь в небольшом коллективе сотрудников своего отдела или службы. В соответствии с направлением и целью деятельности работников редакции она разделяется на несколько крупных функциональных групп – творческую, техническую и коммерческую. В свою очередь каждая из них разделяется на меньшие функциональные части. В каждой из них сосредоточены сотрудники, обладающие правовым статутом, соответствующим их обязанностям.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

 

Основу творческой части газетной редакции составляют журналисты, занятые поиском информации, ее обработкой и предоставлением своего продукта – журналистской информации ее потребителям – читателям. Хотя, казалось бы, в структуре редакции журналисты находятся на самом низком административном уровне, занимая должности корреспондентов отделов, специальных и собственных корреспондентов и т.п., в действительности они играют важнейшую творческую роль в подготовке и выпуске газеты, создавая тексты и иллюстрации, редактируя их, разрабатывая дизайн номеров, их верстку и оформление. Именно коллектив журналистов стремится решить сложнейшую задачу обеспечения прозрачности всей деятельности государственных и общественных институтов, собирая о ней информацию, комментируя и разъясняя ее читателям газеты. Эта задача и связанные с ней обязанности журналистов определяют их правовой статус.



Прежде всего, это внутриредакционные правовые отношения штатного журналиста. Они определяются его должностью и обозначены в правовом документе – срочном трудовом договоре, контракте, который заключает с ним работодатель – главный редактор газеты или уполномоченное им лицо. Понятно, журналист обязан выполнять указания и задания своих руководителей, как непосредственного – заведующего отделом, где он работает, так и вышестоящего – главного редактора или ответственного секретаря. Он имеет право выбирать методы выполнения этого задания, сбора информации, форму ее интерпретации и сообщения, излагать при этом свои личные суждения и оценки. Однако он обязан при этом и учитывать требования редакционного плана или указание своего руководителя, определяющих особенности формы будущего выступления – выбор жанра или объекта исследования.

Особое значение получает обязанность журналиста проверять достоверность получаемой им информации. Он не имеет права искажать ее, в поисках сенсации дезориентировать читателя.

Штатному журналисту предоставлено право активного участия во внутриредакционной жизни, в частности – в выборах главного редактора газеты, обсуждении и утверждении устава редакции, в обсуждении редакционных планов, моделей и других документов, участия в редакционных летучках и планерках. Вместе с тем он обязан соблюдать устав редакции, с которой он находится в трудовых отношениях.

Журналист имеет право на свою авторскую подпись под созданным им текстом или иллюстрацией. Однако, заметим, он имеет по закону о СМИ право отказаться от своей подписи, если несогласен с правкой, которой подвергли его текст. Тот же закон предоставляет ему право отказаться от задания главного редактора или редакции, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона или противоречит его убеждениям.

Журналисты, как и все российские граждане, имеют право на участие в общественной жизни. В частности – право на создание в редакции общественных организаций. Например, местного отделения Союза журналистов РФ, Медиасоюза и тому подобных профессиональных структур. И, разумеется, они имеют право на создание в редакции профсоюзной организации, защищающей их права в отношениях с работодателем. Эта профсоюзная организация может инициировать заключение коллективного договора журналистов с их работодателем – главным редактором или учредителем газеты, оговорив в нем взаимные обязательства и права обеих сторон.

Столь же многогранны и внешние правовые отношения журналиста. В них входит, прежде всего, его право на поиск, получение и распространение информации. Ему предоставлено право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. У него есть право на запрос информации, и быть в связи с этим запросом принятым должностным лицом. Он вправе получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Ему предоставлено законное право копировать, публиковать или воспроизводить документы и материалы. Однако редакция и журналист обязаны соблюдать при этом авторские и издательские права на используемые произведения. Он имеет право производить записи, в том числе с использованием фотосъемки, аудио- и видеотехники, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он вправе присутствовать на открытых судебных процессах, делать записи в блокнотах, пользоваться диктофоном. Однако для производства фото- и киносъемки или видеозаписи журналистом требуется разрешение председателя суда.

Особое значение получает в наше время право журналиста посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях. Вместе с тем он вправе рассчитывать на защиту его жизни и здоровья со стороны редакции, а также поддержку других органов и организаций – государственных, военных и др. Редакция поддерживает журналиста страховкой жизни и здоровья при его направлении в «горячую точку».

У собственного корреспондента газеты ко всем этим обязанностям добавляется необходимость представлять свою газету и ее редакцию в регионе, который он обслуживает. И наоборот – представлять этот регион в редакции газеты.

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение или орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. В соответствии с этим такой аккредитованный журналист получает право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами или организациями, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия. Эти органы и организации сами устанавливают правила аккредитации журналистов, которые обязаны соблюдаться редакциями. При нарушении этих правил журналист может быть лишен аккредитации.

Несколько иные правовые отношения складываются между редакцией газеты и ее нештатными сотрудниками. Такой журналист не является членом трудового коллектива. Он не принимает участия во внутриредакционной жизни. Редакция не аккредитует его в государственном органе или другой организации или учреждении. Обычно он поддерживает контакты с кем-либо из руководителей или штатных журналистов редакции. Но, при условии его длительного сотрудничества с газетой, он может фактически войти в ее трудовой коллектив. Нередко отношения нештатного корреспондента с редакцией закрепляют формальным трудовым соглашением: нештатнику поручают ведение тематической рубрики, обязывают его предоставлять редакции в течение определенного периода согласованное с ним количество текстов или иллюстраций. Иногда же такое трудовое соглашение заменяют письменным поручением редакции нештатному сотруднику подготовить определенный материал или цикл выступлений под тематическую рубрику.

Однако обычно нештатник находится в несравненно более свободной ситуации по сравнению со штатным журналистом редакции. Он имеет тогда право свободного выбора темы для своих выступлений в газете и определения их формы. Однако он полностью отвечает за правдивость своей информации и обязан учитывать все требования к использованию методов ее получения и уровню публикаций газеты, которые предъявляют штатному журналисту редакции.

 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕДАКЦИИ И ЖУРНАЛИСТА С ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИЕЙ

 

В процессе общения редакции и её журналистов с читателями газеты между этими двумя сторонами возникают определенные правовые отношения. Редакция реализует свое законное право выполнять свой общественный долг, передавая читателям газеты всю информацию, представляющую, по мнению журналистов, интерес для массовой аудитории. Редакция имеет, в частности, право обращения к читателям с вопросами об их мнениях о действиях государственных органов, организаций, учреждений, о выступлениях чиновников, депутатов, политиков и других лиц. Она может публиковать призывы к участию в общественных акциях – митингах, демонстрациях и т.п., не имеющих, разумеется, противозаконного характера, печатать в газете просьбы о поддержке людей и организаций, пострадавших в результате природных катаклизмов, аварий, болезней и т.п. Редакции предоставлено право социологического исследования состава и состояния читательской аудитории газеты, ее мнений, проведения анкетирования с помощью газеты.



Право журналиста на сбор, использование и интерпретацию информации конкретизируется в различных формах и методах этого процесса. Так, журналист имеет право выражать не только свое мнение о нарушениях прав и свобод читателей газеты, но и своих гражданских прав как специалиста, работающего с массовой информацией. Ему предоставлено право публикации в газете своего так называемого открытого письма конкретной организации, учреждению или конкретному лицу с публичным одобрением или критикой их действий и выступлений.

Редакция газеты имеет право обращения к руководству государственного органа или другого учреждения, организации с официальным запросом в устной или письменной форме – за подписью главного редактора – о причинах отказа в предоставлении ее журналисту информации, необходимой для подготовки выступления в газете.

В процессе сбора информации журналист использует все возможные ее источники. Стремясь сообщить в газете о частной жизни гражданина, он имеет, однако, право сделать это лишь с согласия самого гражданина или законно представляющего его лица. Исключением из этого правила является только необходимость защиты общественных интересов.

Но и гражданин – читатель газеты имеет достаточно широкие возможности для поддержания контактов с редакцией и ее журналистами с использованием своих законных прав. Главное из них – это право гражданина на оперативное получение с помощью газеты или другого СМИ оперативной достоверной информации о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Не меньшее значение имеет и его право на контакт с редакцией и ее журналистами. Оно может использоваться как в устной – при встрече с журналистом или при посещении редакции, так и в письменной форме: направлением письма читателя в редакцию – главному редактору или конкретному журналисту – с использованием обычной или электронной почты, Интернета или других средств связи. Читатель, приславший в редакцию письмо, содержание которого представляет интерес для газеты, имеет право на имя, на свое авторство публикации его письма. Правда, если журналист использует в своем выступлении информацию, содержащуюся в письме читателя и представляющую уже преданные до того гласности официальные или иные сведения, он может не ссылаться на автора письма. Однако, если читатель не согласен с выступлением журналиста в газете, считает, что оно исказило истину, что в нем распространены сведения, не соответствующие действительности или ущемляющие его интересы, он получает право на ответ. Правда, редакция или ее журналист обладают правом своего ответа на ответ читателя. Но, если гражданин или организация считают, что распространенная газетой информация серьезно порочат их честь и достоинство, они получают право на опровержение, в котором должно быть указано, какие сведения в выступлении газеты не соответствуют действительности. Текст такого опровержения, если редакция не сумела доказать, что выступление ее газеты соответствует действительности, публикуется, как правило, на том же месте номера и полосы, что и опроверга­емое сообщение.

Разумеется, читатель может использовать и свое право потребовать от редакции обеспечения регулярного выпуска ее газеты – в соответствии с ее обязательствами перед подписчиками и покупателями издания.

 

] ] ]


 

Система правового регулирования деятельности газетной редакции, ее журналистов, выпуска газеты и их отношений с читателями – не застывший объект. С развитием нашего общества и государства она также изменяется и развивается. Постепенно совершенствуется Федеральный закон о средствах массовой информации, дополняется новыми статьями, уточняются его формулировки. Он остается правовой основой деятельности всех газетных редакций, их журналистов и процесса выпуска газет в России.

 

Вопросы для самопроверки

 


  1. 1.           Каковы основные этапы формирования системы правового регулирования деятельности газетной редакции, и выпуска газеты в России?

  2. 2.           Каковы основные направления правового регулирования деятельности газетной редакции?

  3. 3.           Как происходит учреждение новой газеты?

  4. 4.           Кто может быть учредителем газеты?

  5. 5.           Какие виды учредительства вы знаете?

  6. 6.           Как и где проходит регистрация новой газеты?

  7. 7.           Какие требования предъявляют при этом ее учредителю?

  8. 8.           Когда не требуется регистрация новой газеты?

  9. 9.           Зачем и как газетная редакция регистрируется как юридическое лицо?

  10. 10.     Кто является субъектом редакционной деятельности?

  11. 11.     Каковы права и обязанности учредителя газеты, ее владельца, главного редактора, издателя, распространителя?

  12. 12.     Какими правами обладает журналист газетной редакции?

  13. 13.     А какие права в отношениях с редакцией и ее журналистами имеет читатель?

 

Литература

 

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналистики. М., 1999.



Жирков Г.В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред. -сост. А.Г. Рихтер. М., 1999.



Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналистики. М., 1999.

Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах / Сост. Г.М. Пшеничный. М., 2001.



Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002.
 


следующая страница >>