«Гармошка русская душа» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Гармошка русская душа» - страница №1/1


http://www.o-detstve.ru

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Тема урока «Гармошка – русская душа»

Цель урока:

формирование представления об инструменте – русская гармонь – и его возможностях; приобщение к культуре русского народа.



Задачи:

Познавательная:

познакомить с творчеством выдающихся композиторов и исполнителей - гармонистов.



Развивающая:

способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, ритмические навыков.



Воспитательная:

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с народной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному творчеству.



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – игра.

Особенности педагогической технологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики; создание проблемных ситуаций, стимулирующих поиск творческих решений; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: гармонь, деревянные ложки, небольшие жестяные банки с крышкой, мелкие кусочки мела, шнурки, деревянные палочки или карандаши, небольшие картинки с изображением разных гармошек, компьютер, экран, презентация, видео и аудио фрагменты выступлений. На листе бумаги формата А3 по кругу нарисованы или приклеены изображения улыбающихся мальчиков и девочек с именами учеников.

Методы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В связи с этим на данном уровне используется: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход)

Основной формой обучения является урок комбинированного типа, включающий в себя теоретическую (ознакомление с историей появления гармошки на Руси, разнообразие видов этого инструмента, рассказ о музее гармони, династиях гармонистов и конкурсе-фестивале профессиональных и самодеятельных музыкантов «Играй гармонь») и практическую (создание своими руками шумовых инструментов, шумовой оркестр) части.

Условия проведения урока: парты расставлены полукругом вдоль стен, середина кабинета свободна для заключительной части урока – шумового оркестра. Перед доской на столе лежат деревянные расписные ложки, остальные детали оформления урока появляются позже. Желательно, чтобы во время самостоятельной работы детей звучала музыка в исполнении гармонистов. Можно воспользоваться приложением к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам очень понадобится воображение, смекалка и внимание.



2. Определение темы. Целеполагание.

А теперь прислушайтесь, что это? (Звучит «Русский наигрыш» в исполнении гармони. Звук постепенно прибавляется).

Орловская, тамбовская,

Родная оренбургская,

Играет с переборами

Гармонь, гармошка русская.

- Ребята, как вы думаете, о каком инструменте пойдет речь на нашем уроке?

(ответы детей)

- Вы правы, это гармошка.

- Какие же цели можно поставить на урок?



3. Тема:

- Расскажите, что вы знаете об этом инструменте? (ответы детей).

- Верно. А теперь давайте рассмотрим этот инструмент поближе. (Гармошка ставится на парту около доски. Осмотр инструмента, можно потрогать руками).

- Как же гармошка появилась на Руси? Эта история похожа на сказку.

Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием гармошки.

А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками Городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную - 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу... Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно. Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!» (Слайд 1 «Репродукция старинной гармошки»).

В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Каждый мастер стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить (Слайд 2 «Фото фабрики»).

Посмотрите, какие разные гармошки! (Слайд 3 «Фото под музыку»).

Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Успех превзошёл его ожидания. В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады (Слайд 4 «Фото «черепашки»).

- Как вы думаете, если есть так много видов гармошки, есть история развития инструмента, то должно это все где-то хранится? Как называется такое место? (ответы детей).

- Правильно, музей. Музей гармоники, основанный Альфредом Миреком, и теперь носящий его имя, в Москве - единственный музей во всей России посвященный этому традиционному русскому народному инструменту. И один из четырех в мире (Музей национальных гармоник в городе Клингентале, Германия; Музей гармоник в городе Кастельфидардо, Италия; Музей аккордеона в городе Супер Иор-Делус). В этом музее можно не только увидеть разные гармошки, но и услышать их голоса. После экскурсии сотрудники музея устраивают небольшой концерт (Слайд 5. «Фото с пояснениями»).

- И, конечно же, существуют конкурсы и фестивали гармонистов. Самый известный – «Играй, гармонь» под руководством Геннадия Заволокина. К сожалению, этого прекрасного человека уже нет в живых. Но его дети – Анастасия и Захар продолжают вести конкурс и съемки программы «Играй гармонь» (Слайд 6 Геннадий Заволокин).

- Очень почетно иметь звание «Золотого гармониста России», а поскольку талантливых музыкантов в России немало, то каждый год это звание присваивается не одному, а десяти исполнителям.

- В каждой профессии встречаются династии – это когда дети выбирают профессию родителей. Есть такое явление и музыкантов (Слайд 7 - фото).

- Династия Масленниковых Владимир Александрович и его сын Иван – золотые гармонисты России.

Волгоградцы стали участниками пяти программ «Играй, гармонь!», снимавшихся в самых разных уголках России.

Владимир Александрович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор и исполнитель, первый и пока единственный в России автор учебника по игре на гармони для учебных заведений. Его пьесы и песни с удовольствием исполняют многие музыканты России (Слайд 8 - видеовставка).

4. Закрепление

Практическая работа

- Какое настроение у вас создалось после этой пьесы? (ответы детей)

- Как вы думаете, а можно с помощью музыки это настроение немного поменять? Давайте попробуем это сделать. Только вот беда, у меня с собой всего две пары ложек. А нас в классе сколько? (ответ детей)

- Как же быть, ребята? (Ответ детей «Сделать из подручного материала»).

- Давайте подумаем, какой шумовой инструмент у нас всегда с собой? (Ладони). Теперь посмотрите на парту, есть там что-нибудь, что может нам пригодится? (Пара карандашей, лист бумаги, авторучка и дневник)

- Проверьте, какой звук издают эти предметы (Стук разной высоты, шуршание).

- Хорошо. Посмотрите, что я еще нашла (На стол выкладываются: несколько жестяных банок из-под кофе, 5-6 мелких кусочков мела, шнурки, деревянные палочки или карандаши и колокольчики).

- Из этого можно сделать шумовые инструменты? Давайте попробуем.



g:\от тат.ан\sdc14640.jpg

(Изготовление шумовых инструментов)

Групповая работа.

Каждой группе выдается жестяная банка, 2 кусочка мела, колокольчик, шнурок и карандаш. В итоге получаются самодельные маракасы. Колокольчик подвешивается на шнурок: можно встряхивать его рукой или ударять по нему карандашом – звук будет отличаться. Распределить инструменты между учащимися. Под звучащий музыкальный фрагмент организуется шумовой оркестр.

- Молодцы. Как настроение, поменялось? Сделайте вывод, много ли нужно, чтобы создать себе и другим праздничное настроение? (ответы детей)

- Правильно, нужно желание, немножко смекалки и чуть-чуть умения.



5. Итог урока. Рефлексия.

Достигли мы поставленных целей?

Что нового вы узнали и чему научились на этом уроке? (ответы детей).

Чем понравился урок?

Выберите и продолжите фразу по нашему уроку:

Я узнал …

Мне было интересно …

Я хочу узнать …

На доску крепится лист с изображениями и именами ребят.

Замечательно. А теперь подойдите к столу, выберите себе на память ту гармошку, которая вам по душе и прикрепите ее к нашему хороводу улыбок.

Спасибо за урок! Мне было приятно поработать с вами.

Урок окончен. До свидания.



Приложения :

Приложение№1 Презентация

Приложение №2 Сценарий урока

Приложение №3 Музыка к уроку



Список литературы и ресурсов:

1.Личный архив семьи Масленниковых

(разрешение на использование фотографий, видео и аудио записей)

2.Личный архив Вальтер Л.В.

3.russian-garmon.ru (разделы « История» «Картинки»)

4.gg34.ru›ewe/citymasters…garmon-maslennikova.html



IV Всероссийский дистанционный конкурс «Моя педагогическая инициатива» Портал «О детстве»