Г. Красноуфимск 2006 Шкатулка мастерства - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Г. Красноуфимск 2006 Шкатулка мастерства - страница №1/3



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

"ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИРРО)"


Представительство ИРРО




г. Красноуфимск
2006

Шкатулка мастерства: Сборник методических материалов в помощь учителю. - Красноуфимск, 2006.
Составитель: Н.В.Сыропятова

© Представительство ИРРО. Красноуфимск. 2006.

В сборник вошли материалы педагогов, реализующих социокультурный подход в образовании в рамках проекта «Урал. Человек. Истоки» и представленные на Ярмарке методических идей. В первую часть вошли разработки уроков, подготовленных и проведенных преподавателями общеобразовательных школ города Красноуфимска, Артинского и Красноуфимского районов, Красноуфимского педагогического колледжа, Красноуфимского сельскохозяйственного профессионального лицея, Дома детского творчества Красноуфимского района. Благодарим всех педагогов, предоставивших свои материалы.
Кислякова С.Б.

Приданниковская СОШ, Красноуфимский район
Василий Каменский – представитель русского футуризма.
Остался я верным поэтом радостей жизни.

И таким пребуду. Моё дело- приносить людям счастье.

И я это делаю – ободряю, окрыляю, веселю, помогаю жить с песней.

В.Каменский.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя:

На уроках литературы мы познакомились с таким литературным направлением, как ФУТУРИЗМ, и ярким представителем – В.Маяковским. Говоря об этом поэте, мы упоминали о том, что Маяковский много путешествовал, в том числе и по России, о том, что среди его собратьев по перу был и Василий Каменский. Многим могло показаться, что футуризм и футуристы были где-то далеко (в Москве, Петербурге). И на нашей уральской земле были свои представители этого направления.

Тема нашего урока: «ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОГО ФУТУРИЗМА НА УРАЛЕ».

ЦЕЛЬ: узнать более подробно о личности Василия Каменского, об особенностях его творчества.

ПРОБЛЕМА: Оставался ли поэт приверженцем футуризма на протяжении всей жизни или отошёл от него.

3. МАЯКОВСКИЙ НА УРАЛЕ.

Но прежде чем повести речь о нашем земляке, давайте узнаем далеко не всем известные факты о пребывании В.Маяковского на Урале.



  1. Прослушивание отрывка из поэмы «Хорошо!» В.Маяковского в исполнении актёра Астангова. Именно эту поэму читал поэт, находясь в Екатеринбурге.

  2. Вашему вниманию представлены кадры (в книге «Художественная культура Урала», с. 192): а) Деловой клуб, где выступал Маяковский;

б) портрет В.Маяковского.

3) Рассказ о пребывании В.Маяковского в Екатеринбурге (сообщение учащегося): «Несколько дней, с 26 по 30 января 1928г., В.В.Маяковский провёл в Свердловске. Поэт читал свои стихотворения, отрывки из поэм в Деловом клубе (ныне филармония), посетил новые дома верх-исетских металлургов, выступил перед студентами горного института. 28 января 1928 г. поэт встретился с рабкорами и литераторами группы «На смену!». 29 января 1928 г. в «Уральском рабочем» напечатано созданное в Свердловске стихотворение В.Маяковского «Екатеринбург – Свердловск». Свердловские впечатления легли в основу произведений «Рассказ Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Император».

4) Чтение отрывка из стихотворения «Екатеринбург –Свердловск»

…С простора

от снега светлого

встаёт


новорождённый

город Свердлова.

Полунебоскрёбы

лесами поднял,

чтобы в электричестве

мыть вчера,

а рядом –

гриб,


дыра,

преисподняя,

как будто

у города


нету –

«сегодня»,

а только –

«завтра»


и «вчера».

… У этого

города

нету традиций –



бульвара,

дворца,


фонтана и неги.

У нас


на глазах

городище родится

из воли

Урала,


труда

и энергии.



4. КАМЕНСКИЙ И ФУТУРИЗМ.

1) Учитель: наверное, неслучайно Маяковский приезжал к нам на Урал, здесь у него был давний знакомый – Василий Каменский. О том, что они были знакомы ещё до революции и Каменский считал его своим учителем, говорит стихотворение «Юность Маяковского»:

Таким его встретил –

Не верилось даже –

Бунтующим юношей

Былой кутерьмы,

С большевистским зарядом,

В стремительном раже

Вырванным вихрем

Из Бутырской тюрьмы.

Это и сблизило:

В бунте искристом

Каждый из нас

Был напорно-ретив,

И вот Маяковский

Рванулся на приступ –

Драться за новую

Жизнь впереди.

2) Портреты В.Каменского разных времён и стилей (в книге «Художественная культура Урала», с.177, альбом по творчеству В.Маяковского).

3) выступления учащихся



  • Начало пути: Василий Васильевич Каменский родился в посёлке Боровском Пермской губернии в семье смотрителя золотых приисков. С 4-х лет остался круглым сиротой. Рано пошёл работать. В 1905 г. был арестован «за участие в революционном движении». В 1907 г. переезжает в Петербург, где начинает литературную деятельность (правда, первые стихи были напечатаны чуть раньше – в 1904г. в газете «Урал»).

В 1910 г. русские футуристы заявили о себе сборником «Садок судей», в числе авторов был В.Каменский. Подборкой его стихов и открывался скандально известный сборник.

Каменский был увлекающийся человек: в 1911г. он решает прервать свою поэтическую деятельность чтобы… заняться авиацией. Он становится одним из первых русских пилотов и активно выступает с лекциями об авиации. Это было так близко футуризму: полёт под облаками, свобода от тесной, как казалось, земли. В одном из своих докладов, который назывался «Аэропланы и поэзия футуристов», он говорит «о влиянии технических изобретений на современную поэзию» и о возникающем в связи с этим новым мироощущением.



  • Он был футуристом по мироощущению, смотрел на жизнь, как на чудесное, захватывающее зрелище, в которой он – не сторонний наблюдатель, а одно из главных действующих лиц. Как и многие футуристы, он «опрокидывал» общечеловеческие границы между искусством и действительностью, брал на вооружение любой словесный материал, прибегал к любым художественным формам.

  • Стихотворение «Жонглёр».

  • В 1914-1915гг. Каменский обращается к теме народного бунта – он пишет лирический роман о Степане Разине с посвящением «Великому русскому народу». Впоследствии роман был переработан в поэму «Сердце народное – Стенька Разин», опубликованную уже после революции (1918). Близкими по духу были поэмы «Емельян Пугачёв»(1931) и «Иван Болотников» (1934). Революцию Василий Каменский встретил восторженно, восхищаясь простором и ширью, открывающимися перед человечеством.

  • Начиная с 20-х годов, поэт больше времени проводит в родных уральских местах, живя под Пермью сначала на хуторе Каменка, а позже в селе Троица на берегу Сылвы. По свидетельству тех, кто бывал в ту пору в доме поэта, место его обитания не могло не поражать. Выверяя фантазией и свой быт, Василий Васильевич яркими красками расписал свою усадьбу, а посреди его кабинета стояла столь же раскрашенная большая русская печь. В столовой бросалась в глаза модель парохода «Василий Каменский» - в 30-егоды по ходатайству пермских речников одно из судов, ходившее по Каме и Волге, получило его имя. Его «Поэма о Каме» (1933) стала выражением благодарности, гимном родному краю и той реке, название которой можно расслышать в его собственной фамилии:

Не знаю, сколько лет

На свете мне прожить дано,

Но не забуду я одно –

Давно хочу признаться в этом –

Кама, Кама, Камушка,

Не знаю, право, сам уж как.

Сделала меня поэтом.

Поэт прожил долгую жизнь. Он умер в 1961 году. Но почти 20 лет практически ничего не писал – долго и тяжело болел. Однако его творчество предреволюционных и послереволюционных лет было и остаётся значительным явлением в истории русской поэзии 20 века.



5.АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «НОЧЬ ЛЕСНАЯ».(текст стихотворения прилагается).

  1. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение, текст которого лежит на партах у учеников.

  2. Работа в парах: отметить особенности футуризма (если они есть), изобразительно-выразительные средства, определить тему, идею.

  3. Аналитическая беседа по тексту стихотворения:

  • Чему посвящено стихотворение? Какова его тематика?

  • В каких строчках заключается основная мысль стихотворения, его идея? (Ночь лесная

На Урале –

Это сказка – быль тайги).



  • Попытаемся увидеть в этом стихотворении то, что сближает его с футуризмом, и то, что появилось в нём нового.

  • Какие черты поэтики футуризма вы здесь увидели? (Строфика: предложение разбито на строчки, в которых по 2-3 слова; «рваный» ритм и т.д.)

  • Обратите внимание на использование ИВС (какие они, в чём их необычность, с какой целью их использует автор, есть ли неологизмы).

Неологизмы есть, хотя их не так много, например, «зелень-блеск», «блёсткий зуд». Это свидетельствует о том, что словотворчество ушло на второй план, это не так важно: удивить читателя новыми словами.

Основные приемы –метафоры и олицетворения.



  • Как нарисовал поэт обитателей леса? В чём здесь необычность? Почему в конце стихотворения поэт называет ночь в лесу на Урале «сказкой-былью тайги»? (Обитатели леса предстают в необычном свете: С одной стороны, они реальные живые существа, а с другой - герои сказок, былей. Чтобы их увидеть, необходимо остановиться, прислушаться, стать частью природы, и тогда многое можно увидеть и услышать, например, белку, жука, мышь, барсука, ястреба).

  • Стихотворение называется «Ночь лесная». Внимательно просмотрите его: только ли ночь здесь описывается?

  • Почему же оно так названо? (наверное, потому, что чтобы увидеть что-то в лесу ночью, необходимо это увидеть днём; не нужно обольщаться: то, что увидели днём сказочного – ночью может оказаться былью, «можно и шкуру потерять»

  • Итак, вернёмся к тому, с чего начали: произошли ли изменения в стихотворной манере В. Каменского, начинавшего в русле футуризма?

ВЫВОД:1. Изменения видны: поэт отказался от излишней вычурности, неуместного словотворчества, хотя остались необычные метафоры, олицетворения, а вот эпитетов очень мало.

2. Главная задача - нарисовать уральскую природу, попытаться привлечь внимание читателей к, казалось бы, обыденным повседневным вещам.

3.Скорее всего это произошло потому, что сам писатель изменил своё отношение к миру, самому себе, по-другому стал понимать роль и назначение поэзии в жизни человека, да и обстановка в стране изменилась.

ВЫВОД ПО УРОКУ: Во многом поэт изменился, но в главном остался верен тому, о чём неоднократно говорил, и именно эти слова являются эпиграфом к нашему уроку: «Остался я верным поэтом радостей жизни.

И таким пребуду. Моё дело- приносить людям счастье.

И я это делаю – ободряю, окрыляю, веселю, помогаю жить с песней».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Подготовить иллюстрации к стихотворению (возможно в стиле футуристов).

2. Написать стихотворение в стиле футуризма.

3. Написать эссе «Размышляя о поэзии В.Каменского».


Смолева Н.А.

Приданниковская СОШ, Красноуфимский район
Колыбельные наших мам.

Урок художественной культуры Урала в 6 классе
Цель: узнать, какую волшебную силу имеет звук родного маминого слова.

Задачи:


1. Воспитывать в детях нравственные начала.

2.Формировать у учащихся интерес и уважение к традиционной народной культуре.

3. Дать учащимся навыки краеведческого исследования.

Оборудование: проигрыватель, видеомагнитофон, аудио-, видеозаписи, репродукции картин Венецианова, Дейнеки, Рафаэля и др. на тему «Мать и дитя», предметы старинного быта из школьного краеведческого музея: зыбка, лапти, вышитые вещи.

Ход урока:

1. Присоединение

Учитель: Добрый день, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

По народному календарю сегодня – день Герасима Грачевника.

Примета этого дня: «Кто на Герасима новые лапти наденет, у того целый день будет шея скрыпеть». В нашей импровизированной горнице висят лапти, в старину они были не только обувью, но и оберегом. А, вообще, Герасим Грачевник – это день, когда люди выражали огромное желание видеть птиц, т.е. – встречу весны. Наш с вами весенний день мы начнем необычным, тихим уроком.

Звучит фонограмма песни Блантера и Исаковского «Колыбельная» в исп. А.Герман.

2.Фронтальная работа с классом

Учитель: волшебный голос Анны Герман исполнил Колыбельную песню, и тема нашего урока: «Колыбельные наших мам».

К этому уроку мы с вами, ребята, готовились творчески – мы создавали фольклорную книгу «Баю-бай». Каждый из вас записал колыбельную своей мамы или бабушки.

Цель нашего урока: узнать, какую волшебную силу имеет звук родного маминого голоса.

Прежде, чем мы представим нашу книгу, давайте вспомним, что такое фольклор?

(ученики отвечают – народная мудрость, народные знания. Учитель прикрепляет таблички к доске)

Учитель: Какие виды фольклора вы знаете?

(ученики отвечают: музыкальный, устное народное творчество, прикладной фольклор, учитель прикрепляет термины в таблицу на доске)

Учитель: Действительно, быть мастером на Руси всегда было почетно. Не всякий мог изготовить вот такую зыбку. Сегодня она будет участницей нашего разговора, который пойдет о музыкальном фольклоре.

Каждый из вас, ребята, создал листочек с колыбельной; из этих страниц мы к концу урока сложим книгу.



  1. Начнет наш рассказ Люба Новоселова: (она рассказывает о своей бабушке Каленовой Римме Ивановне, которая воспитала 6 детей, 20 внуков, 3 правнука. Бабушка работала штукатуром-маляром. Она всегда участвовала в самодеятельности и сейчас поет в хоре ветеранов. Люба показывает страничку с бабушкиной колыбельной, которую она пела своим детям. «А ещё я записала мамину песню, её я вам сейчас исполню».(Люба поёт у колыбельки песню).

Учитель: спасибо Любе, продолжаем наш рассказ. Слово Насте Гореславской.

Настя также показывает лист с колыбельной и поёт свою песню, качая зыбку.

По предложению учителя рассказ продолжают другие дети по желанию.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что общего в этих песенках?

(ответы детей: слова, ласковые слова; персонажи – заиньки, птички, гуленьки и т.д.)

Учитель: Только ли ласковые персонажи в этих колыбельных?

Дети отвечают: есть Бука. Он пугает. Мама поёт: «пойди, Бука, на сарай, наших деток не пугай!»

Учитель: А на что же похожи эти песни по жанру? (Дети отвечают: на сказки)

Учитель: Верно, колыбельные – это маленькие музыкальные сказочки.

3.Развитие темы

(детям предлагается видеофрагмент с Колыбельной из фондов школьного музея).

Далее идет разговор о том, что тихое слово колыбельной имело, действительно, волшебную силу убаюкивания; ребёнок испытывал состояние защищённости, покоя.

Учитель: давайте продолжим знакомиться со страницами нашей книги. Денис и Ирина рассказывают о колыбельных песнях своего детства, это авторские колыбельные.

Внимание учеников обращается на книжную полку, где стоит книги с колыбельными.

Учитель: Как вы думаете, ребята, нужны ли колыбельные песни в наше время? Может быть, проще включить телевизор или магнитофон?

Рефлексия:(дети отвечают, рассуждая о том, что маму ничто не может заменить)

Учитель: А надо ли детей качать? Существует распространённое мнение о том, что не нужно детей приучать к рукам. Что вы на это скажете?

Рефлексия. Дети размышляют о тепле и заботе ласковых маминых рук.

Учитель: У меня в руках журнал «Работница» за 1990 год, статья называется «Голос Вселенной». Ученые говорят о фактах гибели детей-сирот после войны, находящихся в детских домах. Болезнь была названа «госпитализм». После этого открытия в дет. домах ввели должность воспитателя, в его обязанности входило брать детей на руки, качать, разговаривать с ними. А ещё учёные сделали потрясающий вывод о том, что ритм маминой колыбельной песни совпадает с ритмом движения Вселенной. Давайте обратимся к полотнам великих художников. Посмотрите, как художники изображают святое нераздельное единство матери и её дитя. Самое главное, самое вечное понятие на Земле – это мать. Мы должны быть ей благодарны ей за нашу жизнь, за наше существование в этом мире. Каждый человек обязан помнить свою мать всегда. Потеря памяти также страшна, как потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают мать, учителя.

Итог урока: Колыбельный фольклор – это часть народной памяти. Колыбельная поэзия принадлежит всем, как звёзды, как весна, как лето. Книга, которую мы с вами создали, ребята, это наш с вами вклад в память народную. На прощание я дарю вам бумажных ангелов, пусть они хранят вас во имя жизни.

(Звучит колыбельная из мультфильма «Умка», дети подпевают)

Учитель: я надеюсь, что разговор о колыбельных на этом не заканчивается. Я предлагаю вам, ребята, дома подготовить выразительное чтение колыбельной с нашей книжной полки. На этом наш урок закончен, благодарю всех за участие!



Уткина Н.Л., Симонова Н.А., Невраева Н.Л.

Артинская СОШ № 1, п.Арти
Праздник «Ярмарка». Потешный фольклор

Цели: развивать музыкальные способности учащихся в процессе хорового пения, творчества; учить учащихся выразительно исполнять песни, прибаутки, небылицы, игры, расширять знания детей о традициях русского народа в ходе подготовки этого праздника; воспитывать любовь к музыке, к русскому народному творчеству; чувство товарищества, дружбы.

Задачи: Расширить знания о потешном фольклоре, народном празднике «Ярмарка». Добиться выразительности исполнения песен, небылиц, игр, скороговорок. Исполнить эмоционально все песни, разученные ранее («Ярмарка», «Семечки», «У нас ныне белый день», частушки, прибаутки, скороговорки)

Оснащение:



  • книги с разными жанрами фольклора русского народа;

  • иллюстрации народных музыкальных инструментов, русских костюмов;

  • детские музыкальные инструменты;

  • народные музыкальные инструменты (балалайки, деревянные ложки);

  • ноты с песнями, аудиокассеты с записями русских народных песен и мелодий;

  • оформленный накрытый стол с различными угощениями;

  • товары для продажи, обмена, показа на ярмарке.

Содержание.

Звучит музыка. Дети входят и встают полукругом. Вбегают 3 скомороха:

1 – ый скоморох: - Эй, народ честной, здравствуйте!

Всех на праздник – ярмарку приглашаю!

Веселья и хорошего настроения желаю!

В городе мастеров наш праздник открывается,

Потому что мастера здесь лучшие собираются.

Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь!

2 – ой скоморох: - Ой вы, гой еси, красные девицы и добрые молодцы,

А также все гости нашего праздника!

Слушайте и глядите, да не говорите,

Что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

Приглашаем всех на ярмарку весёлую!

Собрались здесь гости желанные:

Плясуны и игрецы, кукольники и певцы.

3 – ий скоморох: - И начнётся на ярмарке весёлое представление

С играми, с хороводами и песнями, шутками, прибаутками!

Покажут на ярмарке люди торговые,

Чем богаты города их русские,

Чем товары славятся!

Приглашаем всех на ярмарку нашу весёлую!

Ой, сколько гостей на ярмарке собралось!

Время ярмарку открывать!

Звучит песня « Ярмарка». Дети исполняют хором, играют на инструментах. Учитель аккомпанирует на аккордеоне. Дети рассаживаются полукругом.

Входят 2 девочки с подносами, на которых лежат баранки, пряники, пирожки и пр.

1 – ая девочка: Мы – жнеи молодые, серпы золотые.

Весело жали, серпочками мелькали.

Принесли к вам мы с ячменём пироги,

Пряники, коврижки, калачи и пышки!

2 – ая девочка: Угощайтесь, подруженьки!

Дальние и порядовые!

Пирогами, закличками, да пряниками медовыми!

Идут с подносами по залу, раздают угощения.

Ведущий: Пришла ярмарка с добром!

Для кого с пряниками, пирогами, орехами,

А для кого с плясками, песнями и потехами!

Выходят 5 девочек. Поют шуточные частушки. Учитель играет на аккордеоне, дети подыгрывают на детских музыкальных инструментах.

Частушки:



  1. Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.


  1. Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать,

Не мог кошку удержать.


  1. Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну, а я тогда в кого ж?


  1. Поиграй, милой в гармошку,

А я песни подпою,

Я сама себя потешу

И тебя развеселю.

5. Почему же не сплясать,

Почему не топнуть?

Неужели от меня

Половицы лопнут?

Выходят скоморохи:

1 – ый: Тайну вам, друзья откроем, скажем все без лишних слов:

Вы сегодня оказались в Чудо – Граде Мастеров!

2 – ой : Нынче прибыли на праздник Мастера ремёсел разных!

3 – ий: Эй, народ! Спешите видеть! В тесноте, да не в обиде,

К нам явились не купцы, а умельцы – удальцы!

Ведущий: А вот и мастерицы – пряхи, садовники, огородники да мастеровые с товарами к нам сюда из Чудова села идут.

Дети выходят с товаром под наигрыш (на аккордеоне) «Барыни», расхваливают свой товар.

Девочка: Как волшебная жар – птица, не выходит из ума

Чародейка – мастерица, золотая хохлома!

Девочка: Посуда наша для щей и каш. НЕ бьётся, не ломается

И порче не подвергается!

Девочка: (с матрёшками) Дуйте в дудки, Бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные, Матрёшечки румяные!

Девочка: (с матрёшками) Матрёшечка расписная украсила весь свет,

Одёжкой похваляется – ей сносу нет!

Матрёшка открывается – другая появляется!

Выходят несколько мальчиков с глиняными игрушками в руках.

Мальчик: Вот игрушки расписные – хохломские, вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские!

Выбегает скоморох с глиняным горшком и начинает расхваливать:

-А вот кому, кому, только одному?

Продаётся пустой глиняный горшок

Это вам не кадушка и не холщёвый мешок.

Можно сварить щи, а можно кашу,

Можно заквасить просто простоквашу.

Пока предлагаю по рублю, ещё минут 5 похвалю,

И буду предлагать по 5.

А ну налетай, кто хочет взять!

Ведущий его останавливает:

-- Погоди, Петруша, надобно сперва торговые ряды организовать.

Игра «Гончары» (мальчики играют, девочки поют)

Выходят несколько детей друг за другом, встают полукругом.

1 – ый (с кружевами, лентами, пряжей)

- Пришли мы с нитками, пряжей, со всяким рукодельем,

С лентами, с платками, узорчатыми кружевами!

2 – ой ( с маленькими платочками)

- Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!

3 ий (с большими платками)

- А вот платки расписные, посадские, можно сказать, даже

Царские!

(Мальчик с корзиной яблок)

- Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Все наливчатые!

Выходят 2 девочки, в руках у них кулёчки с семечками:

Семечки калёны

Раздают Настёны!

Всем, всем раздаём!

И всем сдачи даём!

Мальчик с орехами:

- А у меня орешки калены!

Где же вы, девушки хвалены?!

Звучит песня «Семечки»

Дети инсценируют и поют.

Учитель аккомпанирует.

Ведущий: Да уж, Чудово – село – люди удалые.

Но ещё у них, ребята, руки золотые!

Выходит девочка:

- Это всем давным – давно признать пора –

Всюду русские в почёте мастера!

Наш свободный удивительный народ,

Он веками чудо – сказку создаёт!

2 – ая девочка:

- И хоть сказкой никого не удивишь,

Знает Палех наш и Лондон, и Париж!

Воздадим же честь большую и хвалу

Тем, кто сызмальства приучен к ремеслу!

Ведущий: Ну, что ж, товары ваши хороши,

Теперь попляшем от души!

Выбегает скоморох (Петрушка)

- Эге – ге, народ честной

Выходи смелей, не стой!

Прибаутки, небылицы

Говори быстрей и пой!

Дети выходят друг за другом и встают полукругом:

- Ты Назар, ты Назар,

Поди – кА на базар,

Купи мне сарафан.

Ни долог, ни короток –

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в ямку – бух,

Раздавила сорок мух.



  1. Стучит, брянчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке –

Туда же по дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

-- Сено косить

-- На что тебе сено?

-- Коровок кормить.

-- На что тебе коровки?

-- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

Детишек поить.

4. А у нашего Данила разыгралася скотина

И корова, и быки разинули кадыки.

Утки в дудки, тараканы в барабаны,

Коза в синем сарафане, во льняных штанах,

В шерстяных чулках.

Вол и пляшет, ногой машет,

Журавли пошли плясать долги ноги выставлять.

ВСЕ: БУХ, БУХ, БУХ.

Дети хором: Ух, ух, ух, ух,

Ух – ха, ха, ой в саже курятинка

Да молодая поросятинка,

Это где же было видано,

Это где же было слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросёночек яичко снёс,

А гусёночек на печку лёг?!

Ух, ух, ух, ух,. Ух - -ха, ха,

Ух, ух, ух,ух, ух – ха, ха.!

Выбегает вперёд девочка с платочком:

- Что с ногами, не пойму!

Вправо – влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Звучит «КАДРИЛЬ», дети танцуют.

1 – ый скоморох:

Все так старались и улыбались,

Посмотрите, кто ещё к нам на праздник идёт?

Входят жених и невеста. «Невеста» - мальчик, переодетый в девочку, закрытый фатой. Шутка.

Дети заводят хоровод вокруг жениха и невесты и поют русскую народную песню «У нас ныне белый день»

2 – ой скоморох:

Ну – ка, невестушка, открой своё личико?

Невеста открывает, а это мальчик. Все его узнают и смеются.

Хороводом уходят, садятся.

3 – ий скоморох:

Ах, как славно у вас получается.

Петь да веселиться вы мастера!

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дуде игрец!

Выходят ещё два скомороха:

1 – ый: А теперь позвольте, гости дорогие,

Отдать вам наше нижайшее почтение,

Благодарить за посещение.

Придём в другой раз, уважим.

2 – ой: И одно вам скажем, что тешились на ярмарках в старину

Не только голь и баре, но и родовитые бояре!

Ведущий: Вот и завершился наш праздник,

Подошла пора проститься с вами.

Только светлой будет в сердце грусть.

Пусть всегда гордится мастерами

Щедрая и песенная Русь!

Звучит припев песни «Ярмарка».

Все выходят на общий поклон.





Кардашина Н.М.

МОУ Манчажская СОШ, Артинский район
Материалы к уроку-путешествию

по сказам Павла Петровича Бажова, 6 класс
Формирование гармонично развитой личности, зарождение отношения к миру, самоопределение в культурных традициях – все это происходит здесь, на «малой родине». Нельзя полюбить свою страну не полюбив свой дом. Нельзя считать себя до конца образованным человеком пренебрегая художественными ценностями, которые находятся рядом.

Изучая художественное произведение, которые предоставлены общеобразовательной программой, нельзя обходить стороной тех писателей, которые творят, живут и работают рядом с нами.

Биография

П.П. Бажов прожил долгую жизнь. Он родился в Сысерти в 1879 году и умер в Свердловске в 1950 году. Сердце творчества Бажова – Урал, Сысерть, Полевское, Свердловск. Здесь родился П.П. Бажов. Здесь родился и жил удивительный мир былей и небылиц. Здесь родилась главная книга Бажова. Но Бажов пришел к ней не сразу. Сегодня его маленькие читатели вряд ли поймут, как появилась на свет «Малахитовая шкатулка», и кем был ее автор.

Для ребят Бажов и Лукавый дедушка с белой бородой и трубкой в руках, старый дедушка Слышко слились в одном понятии – сказочник.

Павел Петрович закончил заводскую школу в Сысерти. Он рос смышленым мальчиком. И семья была крепкая, дружная, рабочая.

Отец – Петр Васильевич Бажов работал на заводе в пудлинговом цехе, где из чугуна вырабатывали особо ценное железо. Был он человеком добрым и справедливым. Правду любил, спину ни перед кем не гнул, да еще был остер на язык. Понятно, начальство его не жаловало. Не зря дали ему прозвище «Сверло». Частенько непокорный нрав доводил его до увольнения и семье приходилось переезжать с места на место, с завода на завод. Мать – Августа Степановна только вздыхала: знала, что мужа не переделаешь, и в глубине души хвалилась и гордилась им. Частые переезды стали первыми путешествиями Бажова. Несмотря на золотые руки отца, жить приходилось в нужде, в заботах. Но отец и мать горячо любили своего единственного сына и старались, чтобы его детство было радостнее, чем у них. И выучить сына очень хотелось. Но куда примут парнишку из рабочей семьи? Но Павлу повезло. Помог ветеринар Николай Семенович, замечательный человек, добрый знакомый отца. И вот он едет в большой город. 5 лет назад он отлично окончил училище. Он помнил, что ему говорил дед, в прошлом крепостной: «Гляди, учись порядком. Слушай, что учителя будут говорить. Наше дело не барское. С потовой копейки тебя отец с матерью учить собираются».

Его направили учиться дальше, в Пермскую духовную семинарию. Конечно, в духовники идти Павел Петрович не собирался, просто выхода не было, все – таки средняя школа. Такую школу кончали многие замечательные люди, не ставшие попами: изобретатель радио – Попов; писатель Мамин-Сибиряк.

За годы учебы в семинарии он принимает участие в выступлении семинаристов против бесправия; в тайных маевках, хранил запрещенные книги Белинского, Маркса, Энгельса. 3 года был библиотекарем подпольной студенческой библиотеки, а это было очень опасно.

Прошло 3 года. Успешно окончена семинария. Павел Петрович мечтает поступить в Томский университет. Но умер отец. На какие же средства учиться? Надо работать. И он готов грузить дрова, плавить лес – только бы учиться!

В Екатеринбурге он поставлен учителем русского языка и литературы в то самое духовное училище, где учился сам. Перевозит к себе мать и поселяется с нею на углу нынешних улиц Большакова и Чапаева. Много в эти годы Бажов ездит по сысертским заводам, записывает меткие выражения, песни, занятные бывальщины.

Бажов учительствовал 18 лет. Он любил свой предмет, на его уроках не было зубрежки и страха перед учителем. Многих он научил уму-разуму. Петр Петрович был лучшим советчиком, старшим товарищем, воспитателем своим ученикам. В 1914 году Бажов поселился в новом доме, построенном на месте старого. Он стал жить вместе с матерью и молодой женой Валентиной Александровной Иваницкой. Именно этот дом зовут Бажовским. Он стоит и поныне.

Февральская революция 1917 года застала Бажовых в г.Камышлове. Его выбирают городским головой. Богатеи негодовали. Хотя Бажов тогда не был революционером, но он уже давно был с большевиками.

Октябрьская революция. Бажов становится комиссаром просвещения, затем редактором газеты «Известия Камышловского Совета». В июле 1918 года белые заняли Екатеринбург, угрожали Камышлову. В это время Петр Петрович руководил газетой «Окопная правда». Он был редактором и секретарем газеты.

1 сентября 1918 года Бажов стал коммунистом. Его записали в «Особую Советскую роту красных орлов полка». Он прошел весь боевой путь полка. Бои за Пермь. Плен. Сбежал из плена. Пошел в Сибирь в лютый мороз в летнем пальто в стареньких сапогах. Не каждый бы смог пройти от Сысерти до Екатеринбурга летом, а он дошел зимой. Зайдя в Камышлов, он уходит в Сибирь в партизанские отряды. Семья перебралась к нему в Сибирь – Семипалатинск. Тяжелый приступ малярии валит Бажова с ног.

Приходит вызов с Урала.

Жена Валентина Александровна с большим трудом довезла больного мужа и 3 малышей до Екатеринбурга.

В Екатеринбурге работает в «Крестьянской газете». Учит малограмотных крестьянских парней писать о борьбе с кулаками.

Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» вышел в 1939 году. Книги Бажова издавались в СССР более 160 раз на 32 языках и тираж их превысил 30 млн.

В 1943 году Бажов стал дважды лауреатом Государственной Премии.

В 1944 году награжден орденом Ленина. Дважды народ избрал Петра Петровича Бажова депутатом Верховного Совета СССР.

В 1946 году он побывал как депутат в нашем селе Манчаж.

Был и в нашей школе.

Викторины



УЗНАЙ ГЕРОЯ

  1. «Смелая такая, расторопная, и красивая – страсть! Глаза, как угольки, щеки, как розан расцвел, коса до пяток. Плясать первая мастерица, а ежели песню заведет с переливами –одним словом – любота. Одно плохо, сильно большая была. Прямо великанша». («Дорогое имечко»)

  2. «… По косе видать- девка. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок по спине болтается, а ровно прилегла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные сквозь светлеют и тонко этак позванивают… Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо- на месте не посидит». («Медной горы хозяйка»)

  3. « сама чёрненькая, да басенькая, а глазки зелёненькие.» («Малахитовая шкатулка» Танюшка)

  4. «…Какой-то белобрысенький, глаза враскос, уши пенёчками, как есть заяц. И одежда на нём—уму помраченье». («Малахитовая шкатулка» молодой Турчанинов)

  5. «Одному не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли ещё откуда свалился, себя повредил: горбик унего расти стал. Но ничего-весёленький рос и на выдумки мастер. Он в семте-то ровно огонёк в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думку наведёт.» («Хрустальная веточка» Митя)

  6. «Кафтан на ём, штаны, всё золотое, а поверх кафтана широкий пояс с узорами да кистями. Шапка жёлтая. Лицо жёлтое в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно-не разогнёшьих. Только глаза зленные и светят как у кошки, а смотрят ласково.» («Великий полоз»)

  7. « Был в полевой приказчик. Ох и лютый, ох и лютый! Такого, как заводы стоят, не бывало. Из собак собака –зверь!». («Приказчиковы подошвы» Северьян Кондратьич)

  8. «… Мужик в годах. Молодым впору такого дедкой звать, а еще в силе. На работе редкий против него выдюжит. Из себя был старик видный, только такой молчун, будто вовсе говорить не умеет, и характером – не задень. И жена как раз мужу под стать. Старуха, прямо сказать, колючая, без рукавиц к ней не подходи, и на разговор крутая. Кто без заделья придет, так она дальше порогу и в избу не пустит». («Жабрей и жабриха» «Мабреев ходок»)

  9. «И старатель-то был невсамоделешный, а так, сбоку припека. Смолоду то около господ терся, да за провинку выгнали его. Ну, а зараза эта – барские то блюдья лизать – у него осталась…». (Сочень «Сочневы камешки»)

  10. «Девчонка – ничего. Востроглазенькая, да здоровенькая. Годов чтырех она от матери осталась, а в своей ровне уже на примете была – на всякие игры первая выдумщица. Не раз бывало доставалось ей за это». («Таюткино зеркальце»)

  11. «…Девчонка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек, тоже сголуба». (Огневушка-поскакушка)

  12. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платочек на голове синий, и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок и разнесет старушку». (Синюшка «Синюшкин колодец»)

  13. «…Насчет того, чтобы чужое в свой карман прибрать мастак был. Чуть кто не доглядел, он уже унес, и найти не могут. Одним словом – ворина». (Двоерылко. «Синюшкин колодец»)

  14. «За кустом на белом камешке девица сидит, красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила». («Золотой волос»)

ЧЬИ ЭТО СЛОВА?

- Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. (Хозяйка «Медной горы хозяйка»)

- Мамонька, сколь хорошо тятино-то подаренье! Тепло от него, будто на пригревинке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит. (Танюшка из Малахитовой шкатулки)

- На мой взгляд, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь узор тут, а его и срежут. (Данила «Каменный цветок»)

- Гляди-ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. Тогда и жениться…». (Данила «Каменный цветок»). Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? …Только не боюсь я тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данилушка вернется. (Катя «Горный мастер»)

- Кто так думал! Как бы добиться, чтоб из здешнего камня ягоды точить. Тогда и младших ребятишек можно было бы к этому делу пристроить! (Митюха «Хрупкая веточка»)

- Спасибо этому дому – пойду к другому. (Андрюха «Две ящерки»)

- Спасибо тебе, бабка Лукерья, За перья, а пуще этого за наставленье. Век это не забуду. (Илюха «Синюшкин колодец»)



ВОПРОСЫ

  1. Кто не захотел взять в жены Хозяйку медной Горы? Почему? (Степан Петрович)

  2. Героиня, какого сказа была мастерица вышивать шелком? Как ее звали? (Танюшка «Малахитовая шкатулка»).

  3. Какая девушка вызволила своего жениха у горных мастеров. (Катя)

  4. Кого за лютость Хозяйка медной Горы обратила в пустую породу? (Северьяна «Приказчиковы подошвы»).

  5. Герой, какого сказа украл три перышка? Как его звали и чем все кончилось? (Двоерылко «Синюшкин колодец»)

  6. В каком сказе девочку одевали мальчиком и зачем? («Таюткино зеркальце»)

  7. В каком сказе и какой герой увидел муравьев, обутых в лапти? (Дениска «Жабреев ходок»)

  8. Герой какого сказа променял на золото свободу своего брата? (Змеиный след «Костька»)


ИЗ КАКОГО СКАЗА ЭТИ СЛОВА?

«… Вот бегают ящерки. Так и мелькают по траве-то, как ровно играют. Тоже видно весело им на солнышке. Загляделся на них Андрюха и не заметил, как облачко набежало. Запокапывало, и ящерки враз попрятались. Только те, две зеленые-то не угомонились, все друг за дружкой бегают и вовсе близко от Андрюхи …» («Две ящерки»)

«…Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел, Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало». («Серебряное копытце»)

«… Стоял, стоял Илюха – никого нет. Надоело уж ему ждать-то, тут сбоку и зашуршала трава. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит – девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18-ти». («Синюшкин колодец»)

«… Час в час пришел Айлып за своей невестой. Вытащил ее косу из речки, намотал на себя, и побежали они бегом по лесу. Добежали до прорубленной дорожки, а там 6 лошадей приготовлено. Сел Айлып на коня, невесту свою посадил на другого. Четверку за повода взял, да и припустили, сколько конской силы хватило. Притомится пара – на другую пересядут, да опять гнать. А лисичка впереди. Так и стелет, так и стелет, коней задорит. («Золотой волос»)

«Идет Сочень, барыши считает, сколько ему за камень дадут. Только вдруг сзади-то: «Мяу! Мяу! Отдай наши глаза!» Оглянулся сочень, а на него прямо три кошки бегут. Все бурые, и все без глаз. Вот-вот наскочат. Ванька в сторону, в лес. Кошки за ним. Только где им, безглазым-то!» (Сочневы камешки)

«…Дуняшке боязно стало, только не на волков же бежать. Стоит меж огнями, а они еще кверху подались. Вовсе большие стали. Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которого мужик Сысертский сказывал…». («Кошачьи уши»)

Ну и принялся Данилушко за этот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопыч помалкивает. Может угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Ну, камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие, кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя. («Каменный цветок»)


Королева Т.А., Лещева Г.П.

МОУ ООШ № 7, г. Красноуфимск
Педагогическая мастерская

«Имитация вологодских кружев»
Цель: создание условий для самореализации и саморазвития обучающихся через выполнение имитации вологодских кружев.

Задачи:


  • показать самобытность русского народа через изделия народных умельцев,

песни, пословицы, поговорки;

  • воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать культуру своего народа;

  • соблюдать в практической деятельности правила и законы композиционного построения кружева.

Оборудование: цветной картон, кисти для клея, тесьма, карточки с образцами кружева, клей, ножницы.

Оформление: выставка образцов народного творчества, предметы быта, картина В. Тропинина «Кружевница», самовар, хлебная снедь, годовой круг, туесок.

Ход занятия

Учитель: Весь наш учебный год делится на четыре четверти, если его изобразить виде круга, то каждая четверть будет занимать ¼ круга.

I четверть – осенины, запас на весь год

II четверть – врата зимы, вступление в зиму

III четверть – январь году начало, зиме середка

IV четверть – весна красна, стает не до сна.

- Дорогие ребята, какой сегодня месяц?

- Декабрь, II четверть.

Учитель: Значит у нас – Врата зимы, вступление в зиму.

Учащиеся: Декабрь год кончает, зиму начинает.

Учитель: Наши предки на Руси называли его студеный, студень, холодень. В народе примечали: «Стужайло на всю зиму землю студит, саням ход дает; «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет; «Кто рукоделью горазд, тому не пропасть». Закончились все полевые работы, сделан запас на зиму и долгими зимними вечерами собирается народ на посиделки, чтобы себя показать, других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потеках, забавах. Показать умение в своем ремесле. Очень часто работу, которую выполняли на посиделках вывозами на ярмарку. На посиделки приходили девушки и парни после рабочего дня. Такие вечера для них всегда были праздником. Да и не всегда родители отпускали, нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. А если отпускали, то обязательно давали работу. Пряжу напрясть, кружево сплести, вышить полотенце, смастерить и расписать туесок, вырезать донце для прялки. А после попить горячего чая с чем бог послал.

Девочки


1 ведущий: Добрый день, гости званые и желанные!

2 ведущий: Милости просим.

3 ведущий: Низкий поклон вам, люди добрые.

1 ведущий: Рады видеть вас в гостях.

2 ведущий: В нашей горнице посиделочной.

3 ведущий: Праздник будет.

1 ведущий: Праздник радостный.

2 ведущий: По обычаю, по старому.

Все вместе: Посиделками называется.



3 ведущий: Посиделки, посиделки

начинаются у нас:

Мудрые, народные,

красивые, задорные.



1 ведущий: Послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.

Царь Петр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король, его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит он.

- Живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют.

Взгляни вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. (Показывает он кружевную скатерть).

А царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся.

- Где же вы видели такую красоту? Это русское кружево из моего государства.

- Быть того не может! – вскричал король, и стал кружева внимательно разглядывать.

Зовет к себе купцов и стал у них допытываться, где кружево взяли.

Те бросились королю в ноги и признались во всем.

- Виноваты, ваше королевское величество, не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено у семи Катерин, лучше их никто кружево не плетет, богаче узора нигде не найдешь…

Говорит Петр:

- Есть такие в моем царстве кружевницы, слышать о них слышал, а видеть никогда не видел.

И поехали они подивиться диву кружевному. Добрались они до села, подкатили к дому Катерины. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые.

Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой свой узор придуман, дух захватывает у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает:

- А кто вам узоры дает? Кто их придумывает?

Отвечают кружевницы:

- Нет у нас никаких узоров. Сказки нам народные помогают, у нас, что ни кружево, то сказка.

2 ведущий: И живут семь Катерин в Вологде. Уже не одну сотню лет плетут на Руси дивные кружева.

Длинны зимние вечера. Все кругом замело снегом. Ни пройти, ни проехать. Собрались крестьянки в чьей-нибудь избе на посиделки: сказки рассказывали, песни пели. Поют песни женщины. В руках у них коклюшки – точеные деревянные палочки, на которые намотаны нитки. Ловкие пальцы не спутают, не оборвут их. Выкладывая узор, они быстро перебирают коклюшки, а те, знай себе, постукивают в лад. Кружево приходилось делать и на продажу. Так попадали наши «снежинки» на платье городской красавицы. Танцует она на балу, вся в тонких кружевах, и не знает о девушке в глухой вологодской деревне, что плела их всю зиму.



Учитель: И у нас на Урале и в нашем городе Красноуфимске есть такие мастерицы – коклюшницы.

Я хочу вам показать несколько работ, которые выполнены нашими коклюшницами, очень и очень давно и передаются из поколения в поколение в семье Еньшиных.



Учитель: Собрались мы сегодня на наших посиделках, не только повеселиться, но и потрудиться, как говорили в старину, делу время, а потехе час, за работу принимаемся сейчас. Да ещё как говорится, дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки. Чтоб работу сделать, надобно желание, ну а больше надобно старание.

Сегодня мы предлагаем побывать в роли семи Катерин и имитировать некоторые элементы кружева. Техника их выполнения достаточно проста.

Основной материал кружев – это тесьма.

Показ: На цветной основе с помощью тесьмы и клея вы имитируете рисунок кружева.

Все работы, которые вы выполните, отправятся на выставку – ярмарку.

Чтобы обратили внимание на вашу работу и купили именно её, вы должны к своей работе придумать рекламу.

Вы в своей группе можете разделиться на две творческие подгруппы:

одни работают с кружевом – над их созданием, а другая группа творит рекламу. Можно в виде стихов, песен, сказок. На работу вам отводится 20 минут.

Практическая работа:

(во время работы звучит музыка, по мере выполнения задания – работы появляются на выставке-ярмарке)

Ярмарка

1 ведущий: Ой вы люди подходите, на товары посмотрите, а товары не простые - завитушки удалые.

2 ведущий: Подходи, народ честной, такой, сякой, мазаный, на товары посмотреть – себя показать.

Защита творческих работ (каждая группа защищает свою работу, рекламирует её в виде стихов, песен, сказок).



3 ведущий: Много старинных обычаев было и есть на Руси, но один из самых замечательных – это чайпитие.

Частушки в исполнении детей.



1 ведущий: Чай – это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

2 ведущий: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет

С благодарностью весь мир

Славит чудо – элексир.



3 ведущий: Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт

Чайная давно уж ждет.

1 ведущий: Все для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки!

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь.



Учитель: Всех гостей приглашаем к столу!

Чаепитие.

( После чаепития)

1. Посиделки, посиделки

Праздник тела и души,

Посиделки, посиделки

До чего ж вы хороши!

2. До свидания, гости дорогие

До свидания, гости, в добрый час!

С давних пор заведено в России

Делу время, а потехе час!

Мальцева О.В.

МОУ ООШ № 7 г. Красноуфимск
Рациональные числа. Урок математики

в 6 классе
Цель: повторить свойства рациональных чисел и отработать навыки выполнения действий с рациональными числами; продолжить развивать у учащихся математическое мышление, речь, логику ума; расширить знание учащихся о растительном мире Среднего Урала, воспитывать бережное отношения к природе, ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистемы.

Знать – свойства рациональных чисел, правила сравнения, правила выполнения действий с рациональными числами, основные источники получения информации.

Уметь – сравнивать рациональные числа, по правилам выполнять действия с рациональными числами, использовать различные источники для получения информации.

План.


1. Организационный момент.

2. Устная работа.

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Запись домашнего задания.

6. Подведение итогов урока.

Организационный момент: Сообщается тема урока, цели урока и то, что этот урок математики будет отличаться от обычного урока, тем что познакомимся с лекарственными растениями, которые растут в Красноуфимском районе.

Давайте мысленно пройдем по цветущему лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений. С древних времен человек употреблял их в пищу и как лекарственные средства. Весной свежая зелень снабжала его витаминами. Многие дикорастущие растения содержат набор биологически активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Выполнив заданий сегодняшнего урока, вы познакомитесь с некоторыми из них, узнаете их полезные свойства, где они растут и как их нужно собирать, чтобы сохранить для других поколений.

Устная работа: 1-е задание.

Цель – повторить свойства рациональных чисел (в ходе работы учащиеся знакомятся с лекарственными растениями: полынь, ромашка аптечная) приготовить плакат.



№ задания

Л

Н

П

Ы

Ь

О

1

0,2

-2

1/2

2,2

2,1

1,2

2.

-1/3

1/3

-3

3,3

30

3

3

0

2

0,2

-1

-5

-10

4

10

-0,001

-1000

1000

0,1

1/100

5

5

-2000

-100

-0,1

0

-1/2

6.

-50

-2

-4

-4,5

-0,001

-5

П О Л Ы Н Ь

Вопросы к первому заданию:

1) Какое из данных чисел является обратным числом числу 2?

2) Какое из данных чисел противоположное число числу -3?

3) Какое из данных чисел не имеет противоположного числа?

4) Какому числу равен модуль числа -1000?

5) Какое из данных чисел самое маленькое?

6) Какое из данных чисел самое большое?

Учащиеся в тетради после каждого вопроса записывают полученную букву, в конце задания читают полученное слово (полынь) на мультимедийном проекторе демонстрируется это растение, и учащийся, который готовил сообщение о этом растении, дает его краткую характеристику всему классу.

Полынь - существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается редко, поэтому занесена в Красную книгу. Полынь Таврическая имеет печальную славу. В 1722 г. во время похода Петра 1 на Персию около 500 лошадей отравилось этой травой. Поход пришлось прервать.

2-е задание

Цель – повторить правила выполнения действий с рациональными числами и познакомиться с лечебными свойствами растения ромашка аптечная.(Приготовить на доске макет цветка ромашки, ученики выходят к доске и отрывают лепестки ромашки и устно выполняют действия, записанные на лепестках).

Задания на лепестках: центр число -2 с этим числом выполняют все действия, указанные на лепестках, (лепестков семь) 1). (-3); 2) :2; 3) -5; 4) : (-0,4); 5) +6; 6) –(-1); 7) . 0,5.

(После выполнения этого задания показать изображение ромашки аптечной и краткое сообщение учащегося об этом растении).

Ромашка аптечная.

Однолетние травянистое растение до 60 см высоты. Цветки белые собраны в корзинки. Цветет в мае - июне, плоды созревают в июле – августе. В медицине используют соцветия в качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Применяют в виде настоя и отвара. Распространена на Среднем Урале, очень редко встречается в Сибири и Средней Азии. Заготовляют соцветия в начале цветения. Сушат при температуре не выше 40 градусов, на чердаках и под навесами.

Практическая работа:

Цель - повторить определение координатной плоскости и построение точек по координатам.

Всем известно растение малина и ее замечательные плоды – это прекрасное лакомство, но это и лекарственное растение. (Сообщение ученика о малине обыкновенной, демонстрация изображения).

Малина обыкновенная.

Колючий полукустарник до 2 м высоты. Стебли первого года травянистые, зеленые, усажены шипами. К началу зимы они деревенеют, теряют шипы, а на втором году зацветают и плодоносят. Плоды – сочные, темно – красные. В медицине используются плоды малины в качестве потогонного средства. Применяют в виде настоя и отвара.

И у нас за рекой растет много малины, чтобы попасть туда, нужно построить мост. Это трудная работа, а вы уже устали, поэтому мы немного отдохнем, а затем будем строить мост.

Приготовить плакат с координатной плоскостью. Один человек работает у доски, остальные у себя в тетрадях: строят мост по координатам А(-4;0) В(-2;3) С(3;3) Д(5;0) Е(0;3).

Самостоятельная работа:

Цель – проверить умение выполнять действия с рациональными числами, познакомиться еще с двумя лекарственными растениями.

Работа двух уровней сложности, в ходе работы правильно выполнив действия учащиеся должны получить ключевое слово (работа на карточках).

1 уровень.


1 в.

2 в.

5+(-4,5)

-5+6,5

-1+(-0,21)

-2+(-0,5)

3,5-4,6

1,5-2,7

7-(-2)

10-(-3)

-1,2 *3

-5*(-1,5)

-1/3 : (-1/6)

2/5 : (-3/5)

а д у ц ш и ц ч б а р е

2 0,5 -1,21 -3,6 -1,1 9 -2/3 1,5 -1,2 -2,5 13 7,5.

2 уровень.


1 в.

2 в.

-4,5+2,45

2,35+(-1,06)

-1/3-2/5

-0,7*(-44)

-0,3*13

13/4 : (-32/3)

-11/3 : (-22/5)

7-(-2,343)

5- (-0,375)

-3/4-3/5

-17 –(- 12/5)

-15 –(-21/3)

а д ш и ц у ц р ч а б е

-153/5 -2,05 -3,9 5/9 5,375 -11/15. 22/3 9,343 1,29 -30,8 -21/44 -17/20

Проверить, какие слова получились по вариантам (1 в. душица, 2 в. чабрец ), сообщить учащимся, что это тоже лекарственные растения, а кто желает узнать о них, дома готовит сообщение, лучшие сообщения будут заслушаны на следующем уроке.

Запись домашнего задания: 1) сообщение о растении душица и чабрец по вариантам и по желанию 2) №1089(12); 1091(1,40.)

Выводы по уроку: Сегодня на уроке мы с вами не только повторили тему Рациональные числа, но и познакомились с некоторыми лекарственными растениями, которые есть на Среднем Урале, а также узнали, как их можно использовать в лечебных целях.

Шаньгина Л.И.

МОУ ООШ № 7, г. Красноуфимск
Повторительно-обобщающий урок по теме

«Действия с десятичными дробями»
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Действия с десятичными дробями»; продолжить развивать познавательный интерес к математике; математическую речь; логическое мышление; воспитывать у учащихся:

- аккуратность и грамотность математических записей; ответственное отношение к природе, её богатствам.

Какие знания и умения должны показать обучающиеся:

- знание определения десятичных дробей;

- умение читать десятичные дроби;

- умение складывать, вычитать, умножать, делить десятичные дроби при выполнении устных и письменных работ;

- умение упрощать выражения (решать рациональным способом);

- развитие коммуникативной культуры (умение слушать своего товарища и дополнять ответ; добиваться правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли).

Оборудование: книжный стенд; портреты Архимеда, Пифагора, клоуна, Незнайки, Знайки; 7 карточек с уравнениями, 9 карточек с ответами к уравнениям, 2 карточки с ответом к заданию «Кто быстрее поднимется по лестнице», 4 карточки с задачей для Незнайки, 6 карточек с примерами для устного счёта «Потерялась запятая», 11 карточек с примерами для самостоятельной работы, 13 ответов к самостоятельной работе; 11 букв со словом «лиственница»; таблица примеров на альбомном листе для игры «математическое лото»; 12 разрезных карточек с ответами для игры «математическое лото»; демонстрационный стол, плакат с изображением лиственницы, панно из шпона, композиция из веток, образцы древесины, карта Свердловской области,4 альбомных листа; 4 фломастера; магниты; мел;

Ход урока



  1. Задание «Кто быстрее поднимется по лестнице» (у доски самостоятельно работают два ученика).

Цель задания: показать знания деления и умножения десятичных дробей на разрядную единицу.

11 11





∙100 :10

∙0,001 :0,1

:0,01 ∙1000

∙10 :100

:100 ∙0,1

4,4:0,4 5,5:0,5

Ответы написаны на карточках и закрыты на верхней ступеньке.

Проверка: открыть карточки и проверить ответ.

Дополнительные вопросы: 1. Правило деления на разрядную единицу 10; 100; 1000.

2. Правило умножения на разрядную единицу 0,1; 0,01.

Оценка учащимся.



  1. Индивидуальное задание (задача на карточке).

Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку решить задачу:

На селекционной станции два экспериментальных поля площадью 14,3га каждое.

Урожайность первого поля составляет 7,4 центнера с 1га, а урожайность второго поля составляет p центнеров с 1га. С какого поля собрали урожая больше и на сколько центнеров? Составь выражение и найди его значение, если p = 8,4.

Незнайка начал решать так:



1) 14,3 2) 14,3

х 7,4 х 8,4
А Знайка внимательно посмотрел на задачу и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился!

Ребята, помогите Незнайке вычислить значение выражения. Объясните ему, как называется такое действие и для чего мы его применяем?

(Задание выполняют 4 ученика на альбомном листе фломастером. Результаты учащихся показать, прикрепив альбомные листы с решением на магнитную доску).

Дополнительные вопросы:



  1. Как называется это действие?

  2. Для чего мы его применяем?

  3. Как мы называем такой способ решения?

  4. Правило сложения и вычитания десятичных дробей.

  5. Какие математические законы применяли при решении?

Оценка учащимся.

  1. Работа с классом (устный опрос).

Вопросы:

  1. С какими числами мы работали в начале учебного года?

  2. Какие числа называются натуральными?

  3. С какими числами работаем в настоящее время?

  4. Какая дробь называется десятичной?

Задание: Ребята, когда Незнайка добирался до школы, то попал под дождь, и капли дождя смыли все запятые в десятичных дробях. Давайте поможем Незнайке поставить все запятые на место, чтобы получить верные равенства и повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.

52+18=7 (доказать)

3+108=408

42+17=212

736-336=4

63-27=603

57-4=17 (доказать)


  1. Проверка I и II задания.

  2. Ребята, к вам в гости пришёл клоун, чтобы поделиться с вами своими знаниями об очень ценном дереве, о его свойствах и применении. Дерево это растёт в лесах нашей области. Чтобы узнать название этого дерева, нужно решить пример, найти соответствующий ответ, а под ответом открыть букву. Этим решением вы не только отгадаете слово, но и покажите клоуну свои знания и умения при сложении, вычитании, умножении и делении десятичных дробей.

Условие – если пример решён верно, то ставим знак «+» в конце примера; если неверно, то ставим знак «-».

Цель задания: проверить знания и умения правил сложения, вычитания, умножения, деления, десятичных дробей.

10,13 91 4,66 24,9 13,05 25 22,01 16,51 1,4 30,8 6,95 0,876 3,8

Л И С Т В Е Н Н И Ц А

1) 0,12 ×7,3 = 0,876

2) 0,1245×200 = 24,9

3) 9:0,36 = 25

4) 46,2:1,5 = 30,8

5) 2,81+3,7 = 6,51

6) 16,3-3,25 = 13,05

7) 25,2:18 = 1,4

8) 7-2,34 = 4,66

9) 2,85+4,1 = 6,95

10) 65×1,4 = 91

11) 10,01+12 = 22,01

О каком же дереве хотел рассказать вам клоун? (показать наглядное пособие). А что вы знаете об этом дереве?

- хвойное дерево;

- завезено к нам с севера и прижилось у нас;

- знаменито своей прочностью древесины;

- В нашей стране при строительстве зданий закладывают в основу железобетонный фундамент. В Италии г. Венеция окружена водой. В основе фундамента некоторых зданий заложена лиственница.

- Для первых промышленных заводов на Урале строили плотины тоже из лиственницы. Эти плотины простояли более 100 лет.

А вы знаете, где используется лиственница?

- в промышленности;

- в строительстве;

- в быту;

А в школьных условиях, где можно использовать материал из лиственницы?

Рассказ участника школьного кружка:

- об изготовление поделок из отходов лиственницы (панно из шпона, цветы из шишек лиственницы, композиция из веток, образцы древесины.);

- в каких заповедниках Свердловской области растут вековые лиственницы (с показом этих заповедников на карте Свердловской области);


  1. Чтобы получить домашнее задание, мы должны с вами закрепить знания, умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей в ходе устной работы.

Игра «Математическое лото».

Условие игры – решить пример, закрыть его ответом.

Проверка – перевернуть карточки другой стороной.

Таблица примеров



3+2,08

1,2+4

8,4:0,2

6:0,2

8,8-7,2

6×0,2

21×0,2

24:0,08

4-1,2

Разрезные карточки с ответами

42

П

5,2

И

5,08 А

Ф

12

1,2 Р

А

1,6 Х

Г

30 И

О

0,8

2,8 М

Р

300 Е

4,2 Д

0,3

Проверим правильность решения, перевернув карточки другой стороной.

I вариант читает слово из красных букв

II вариант читает слово из черных букв

Исторический экскурс

Мы уже знакомы с вами с одним из французских математиков Франсуа Виета. А сегодня мы познакомимся с древнегреческими математиками Пифагором и Архимедом. (показать портреты и закрепить их на доске)

ПИФАГОР


Жил в VII веке до нашей эры – ему принадлежат большие работы, которые называются теории чисел. А его знаменитая теорема, названная в его честь «теоремой Пифагора», есть в каждом школьном учебнике геометрии. Был атлетом, участвовал в Олимпийских играх.

АРХИМЕД


Жил в III веке до нашей эры – великий математик, физик и механик-изобретатель. Открыл закон физики, по которому плавают суда и летают воздушные шары. Изобрёл метательные машины, которые использовали для обороны его родного города Сиракуз.

Стихотворение, которое я хочу вам прочитать, повествует не только об Архимеде – Ученом, но и об Архимеде – Человеке.

Памяти Архимеда

В. Шефнер

Далеко от нашего Союза

И до нас за очень много лет

В трудный год родные Сиракузы

Защищал ученый Архимед.

Многие орудья обороны

Были сконструированы им,

Долго бился город непреклонный,

Мудростью учёного храним.

Но законы воинского счастья

До сих пор никем не учтены,

И втекают вражеские части

В тёмные пробоины стены.

Замыслом неведомым охвачен,

Он не знал, что в городе враги,

И в раздумье на земле горячей

Выводил какие-то круги.

Он чертил задумчивый, не гордый,

Позабыв текущие дела, -

И внезапно непонятной хордой

Тень копья чертёж пересекла.

Но убийц спокойствием пугая,

Он не унижаясь, не дрожа,

Руку протянул, оберегая

Не себя, а знаки чертежа.

Он в глаза солдатам глянул смело:

«Убивайте, римляне – враги!

Убивайте, раз такое дело,

Но не наступайте на круги!»

Так трагически оборвалась жизнь Архимеда, не успев изобрести задуманное.

Домашнее задание у вас будет необычное. Чтобы узнать много нового, интересного об этих учёных – математиков, вы должны будете поработать с дополнительной литературой в библиотеке. И изложить интересные события, факты из жизни этих учёных в небольшом сообщении, которые вы оформите на альбомных листах. Как оформить сообщение вы можете посмотреть на стенде по работам бывших учеников.

I вариант делает сообщение о Пифагоре.

II вариант делает сообщение о Архимеде.

(Показать на книжном стенде дополнительную литературу, портреты, сообщения и рефераты).


  1. Подведем итог урока (учащиеся должны это сделать самостоятельно)

- повторили определение, чтение и запись десятичных дробей;

- повторили правила деления и умножения десятичных дробей на разрядную единицу;

- закрепили знания сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей при выполнении письменных и устных работ;

- узнали новое и интересное о древнегреческих математиках, расширили свой кругозор.



  1. Чтобы сделать вывод уроку, как мы с вами поработали, предлагаю решить самостоятельно уравнения, по ответам которых вы сможете узнать о том, как плодотворно мы работали и какую оценку мы с вами получили за урок.

На доске записаны уравнения

1) y+5,46 = 27,7

y = 22,24 – З

2) a-9,8 = 3,2

a = 13 А

3) 19,7-x = 1,83

x = 17,87 У

4) c:2 = 3,6

c = 7,2 Р

5) 0,07∙x = 1,47

x = 21 О

6) 8x-2x = 10,2

x = 1,7 К

7) 19y-0,18 = 19,01

y = 1,01

Учащиеся решают самостоятельно. После решения выходят к доске и находят нужный ответ на карточке. Устанавливают карточку с ответом под соответствующим уравнением. При правильном решении получается запись ЗА УРОК.

(В пустом квадрате ученики должны поставить себе оценку за урок).

Дополнительные вопросы с целью проверить знание компонентов.



- назвать компоненты;

- как найти неизвестный компонент;

- последние 2 уравнения объяснить решение подробно.

Поднимите руки, кто решил правильно

- все 11 примеров;

- все 7 уравнений;

- 11 примеров и 7 уравнений – эти ребята за урок поставят себе «5».

Кто допустил одну или две ошибки в примерах и уравнениях ставят себе оценку «4».

Остальным нужно ещё поработать над действиями с десятичными дробями и компонентами при решении уравнения.

ВЫВОД – работали активно, показали хорошие знания по данной теме, внимательно слушали своих товарищей, дополняли ответы – МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание:

- выполнить работу над ошибками, приготовить сообщения о математиках по вариантам (по желанию);

- составить задачу, используя в данных десятичные дроби со следующим условием:



На ? гектарах 1 заповедника растет 12 лиственниц. На ? гектарах 2 заповедника растет 15 лиственниц.

- придумать вопрос к задаче и решить её.



Мелехова Е.Е.

Артинская СОШ № 1, п. Арти
Методическая разработка «Музыка моего народа»

(4 класс, первая четверть)
Цель: познакомить с русской частушкой, с инструментами, на которых она исполняется.

Задачи: 1. Углубить знания о музыке и традициях русского народа, её истоках. Продолжать знакомство с народными инструментами.

2. Прививать любовь к русской народной музыке ( частушке), к игре на русских народных инструментах

3. Развивать чувство ритма, слух.

4. Воспитывать чувство уважения к народному творчеству

Оборудование: аудиозаписи частушек, музыкальная запись произведения Р.Щедрина «Озорные частушки», набор русских музыкальных инструментов, карточка со словом «Частушка», портрет Р.Щедрина, слова «Частушек-нескладушек», аудиокассета «Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты»».

Ход урока

1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие:

- «Добрый день. С хорошим настроением начинаем мы сегодня наш урок!»

- Мы готовы слушать вас внимательно, заниматься с вами обязательно!

2. Слово учителя. Углубление в тему урока.





Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась,

Как ты зазвучала?

Пролетели утки- уронили дудки,

Пролетели гуси- уронили гусли,

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней на Руси родились!

Г.Серебрякова.


- Ребята, о чем эти стихи?

- Правильно. Вот как о русской песне и музыке писали поэты. Мы с вами на сегодняшнем уроке тоже поговорим о русской песне, но не просто о песне, а об одном из жанров русской песни- частушке, об инструментах, на которых можно исполнять частушки.

3. Новый материал.

- Все вы, конечно, слышали частушки. Многие из вас сами их исполняли.

-А кто знает, что такое частушка? (на доске карточка с новым словом)

- Частушка-это короткая, быстрая (но иногда и медленная) песенка, в которой бывает очень много куплетов. Слово частушка происходит от «частый», то есть быстрый. Кое-где частушки называют припевками. Они возникли в России в конце 60-х годов 19 века. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю частушка поется. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.

-Послушайте «Русские частушки». После прослушивания скажите:

- Какая музыка по характеру звучания?

- О чем поётся в частушках?

- Какие инструменты вы услышали?



а)(слушание музыки «Русские частушки») Ответы на вопросы, поставленные перед прослушиванием.

-Верно, частушки можно исполнять на таких народных инструментах, как ложки, трещётка, бубен. (показ русских народных инструментов)

- Послушайте познавательный рассказ Чевостика и дяди Кузи об этих инструментах.

б) (слушание рассказа 3 минуты. Запись «Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты»»)

-А кто сможет прямо сейчас исполнить частушки и подыграть себе на каком –либо из названных инструментов?



в) практическая работа (работа с русскими народными инструментами)

- Молодцы!

- Но есть и медленные частушки. Они называется «Страдания» В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом.

-Прослушайте «Страдания» и скажите мне:

-Отличается ли мелодия «Страданий» от мелодии «Озорных частушек»?

- Что нового, интересного вы услышали в мелодии?

(слушание «Страданий»)

г) знакомство с творчеством Р.Щедрина

- Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто так часто не обращался к частушке, как наш современник композитор Р.Щедрин ( портрет композитора на доске). Он использовал жанр частушки в фортепианном концерте, и в опере, и в балете, и в симфонических сочинениях. «Озорные частушки» - яркий пример частушечной музыки не только в творчестве Р.Щедрина, но и вообще в русской музыке. Частушка остра, озорна, задорна. Послушайте «Озорные частушки» Р.Щедрина.



д) Слушание музыки, ответы на вопросы, поставленные перед прослушиванием…

- Дети, музыку какого композитора вы сейчас прослушали?

- Как она называется?

- К какому жанру русской народной музыки она относится?

- Что такое частушка?

- В какой момент она исполнялась?

4.Разучивание «Частушек-нескладушек»

а) распевка.

-Для распевки мы возьмем чистоговорку на «С». Послушайте.

Си-си-си, в водоеме караси

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловим все

Ся-ся-ся, не поймали карася!

Слоги «Си, се, ся» поет солист. Им сегодня будет…(назвать ученика). Фразы поют все хором. Напоминаю вам, что при пении спина прямая, голова прямо, руки на коленях (или на парте). Поем, не надрывая голоса, свободно, слушая соседа. Приготовились…

б)(исполнение чистоговорки)

- Молодцы!



в) - Итак, переходим к разучиванию частушек.

(Лучше, если слова уже будут лежать на каждой парте)

-Разучиваем мелодию, показывая ладонью направление звука (вверх-вниз, каждый звук)

Исполнение мелодии мальчиками.

Исполнение мелодии девочками.

Исполнение мелодии хором.

5. Исполнение плясовых наигрышей.

В русской народной музыке очень часто встречается много плясовых наигрышей. Сейчас и мы с вами попытаемся исполнить нашим маленьким оркестром некоторые уже знакомые вам наигрыши при помощи опять же русских музыкальных инструментов.



(Исполнение наигрышей вместе с учителем. Учитель на инструменте исполняет мелодию произведения, а дети подыгрывают).

6. Обобщение

-Итак, с каким жанром русской народной музыки мы сегодня познакомились?

- Какие русские народные инструменты участвуют в исполнении частушек?

7. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

-Найти или сочинить частушку. Нарисовать русские народные инструменты, которые используются при исполнении частушек.(это задание по желанию. Как пример показать рисунки детей).

8. Итог урока. Отметки за урок.



Список используемой литературы

Вайнкоп Ю., Гусин И. Биографический словарь композиторов. – Ленинград, 1983.

Лёвина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки.- Волгоград, 2004.

Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.

Критская Е.Д. Музыка 1-4. – М., 2005.

Русские народные частушки. – М., 1995.

Энциклопедия юного музыканта». - Санкт-Петербург, 2001.
Мячева В.И.

Красноуфимский педколледж
Музыкальный фольклор народов Урала. Серия занятий, 4 класс


следующая страница >>