Г. и благородный агапова елизавета Семеновна (1864-?) Работница участка службы' пути Ок­тябрьской (бывшей Николаевской) желез­ной до - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Г. и благородный агапова елизавета Семеновна (1864-?) Работница участка службы' пути - страница №1/20


12

20 е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



Е. С Агапова

А. Г. Андреев

Н. Я. Берлин

Г. И Благородный





АГАПОВА Елизавета Семеновна

(1864—?)


Работница участка службы' пути Ок­тябрьской (бывшей Николаевской) желез­ной дороги. Родилась в деревне Криулина Тверской губ. в крестьянской семье.

Трудовая биография Е. С. Агаповой началась в 7 лет В 13 лет она поступила на табачную фабрику Богданова. Когда в 1888 г. рабочие фабрики объявили заба­стовку, в числе активных ее участников была и Елизавета Семеновна. Царский суд приговорил ее к девяти месяцам тюрь­мы. Долгое время Агаповой пришлось ра­ботать прачкой, чернорабочей. Только в 1904 г. она смогла устроиться на работу в одну из типографий Петербурга. Когда грянула первая русская революция 1905— 1907 гг., Е. С. Агапова снова была среди восставших рабочих. Во вр^мя разгона де­монстрации казаками получила ранение. Активное участие в революционном дви­жении Елизавета Семеновна принимала и в 1917 г. В апреле 1919 г. она вступила в ряды партии большевиков.

С 1917 г. Е. С. Агапова работала на Николаевской железной дороге. 15 апреля 1921 г. газета «Труд» в статье «Героиня революции и труда» писала об Агаповой: «За 3 года ни одного прогула, ни одного отпуска по бюллетеням... Часто выполняет срочные и сверхурочные работы На вос­кресниках она первая. Во время наступле-

ния войск Юденича была санитаркой на фронте». Участвуя в боях за Детское Се­ло, Елизавета Семеновна вновь была ра­нена.

1 Мая 1921 г. петроградские газеты опубликовали список первых Героев Труда Красного Питера, в их числе была и ра­бочая Николаевской железной дороги Ели­завета Семеновна Агапова. Почетное зва­ние Героя Труда ей было присвоено реше­нием Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов и Петроград­ского губернского совета профессиональ­ных союзов. Одновременно ее наградили серебряными часами.

После установления в 1927 г. всерос­сийского звания Герой Труда профсоюз железнодорожников выдвинул кандидату­ру Е. С. Агаповой на присвоение этого по­четного звания «за исключительные для работницы заслуги», указав при этом, что производственный стаж Елизаветы Семе­новны равняется 50 годам. Наградная ко­миссия ВЦСПС 1 апреля 1929 г. поддер­жала ходатайство Ленинградского област­ного совета профсоюзов.

Е. С. Агапова принимала активное уча­стие и в общественной работе. В 1931 г. она работала в месткоме пути № 10 Ок­тябрьской железной дороги. В 1933— 1935 гг. трудящиеся города избирали Ели­завету Семеновну Агапову депутатом Ле­нинградского городского Совета.

30-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

13



АНДРЕЕВ Александр Григорьевич

(1862—1942)

Слесарь Ижорского завода, потомст­венный рабочий. Как и его отец, как стар­шие братья, начал он в 14 лет трудиться в цехе, где изготавливались паровые ма­шины для отечественного флота. Пять лет ходил в учениках. Перейдя на самостоя­тельную работу, показал отличную выуч­ку и высокую квалификацию. Вместе с производственной пришла к нему и поли­тическая зрелость. И когда в 1890 г. за­вод бастовал, Александр был вместе с ба­стующими.

Выражение «цех стал его вторым до­мом» как нельзя лучше подходит к Алек­сандру Григорьевичу: родному цеху он от­дал 64 года. Только один раз разлучался Андреев с цехом — в декабре 1905 г. Пос­ле забастовки рабочих администрация объявила локаут, зачинщиков обратно не принимали. Среди неблагонадежных ока­зался и Андреев. Возвратился он на Ижорский завод только спустя пять лет.

Талант рабочего расцвел в советское время. Его труд вложен в грозное боевое оружие, защищавшее завоевания Октяб­ря. На всех фронтах можно было встре­тить бронепоезда, бронеавтомобили, тан­ки с маркой Ижорского завода. А. Г. Ан­дреев создал бригаду слесарей, и вскоре о ней говорили как о лучшей на заводе. «Благодаря своей настойчивости, исклю­чительному и добросовестному отношению к выполняемым работам... бригада в ко­личестве 35 человек, руководимая Вами, прекрасно справляется с возложенными на нее заданиями». Эти слова взяты из гра­моты, врученной А. Г. Андрееву в 1921 г. от имени завкома профсоюза в связи с присвоением ему звания Героя Труда.

Александр Григорьевич присвоение ему такого высокого звания принял как аванс, обязывающий его трудиться еще лучше, еще производительнее. Он внес несколько рационализаторских предложений, внедре­ние которых способствовало повышению производительности труда и снижению се­бестоимости продукции. Ударник, один из первых стахановцев завода. Когда нача­лось стахановское движение за выпуск ма­шин по сокращенному графику и с отлич-

ным качеством, участок сборки паровых машин, возглавляемый А. Г. Андреевым, решил собрать изделие за 1700 часов вме­сто 3451.

Александр Григорьевич досконально знал свою специальность, все ее тонкости и секреты. У опытного мастера не было тайн от товарищей. Он воспитал сотни учеников, которые достойно представляли рабочий класс Ижоры во всех уголках на­шей необъятной Родины.

У Александра Григорьевича было свое особое отношение к заводу, цеху. Когда в годы гражданской войны приходилось останавливать завод из-за отсутствия сырья, топлива и материалов, старый ма­стер каждый день приходил на предприя­тие, сторожил оборудование, инвентарь. В 1938 г. вместе со своими коллегами он выступил с предложением провести обще­ственный смотр состояния оборудования. Это предложение было поддержано пар­тийным комитетом.

В августе 1934 г. А. Г. Андрееву было подтверждено звание Героя Труда. 21 де­кабря того же года на общезаводском со­брании ижорцы назвали его своим канди­датом в депутаты Ленинградского город­ского Совета.

В марте 1939 г. Андреев, как один из первых стахановцев, активный рационали­затор, внесший весомый вклад в укрепле­ние могущества страны, был награжден орденом Красной Звезды. Александр Гри­горьевич прожил долгую, интересную жизнь, которая служит добрым примером для ижорцев. И сегодня молодые рабочие объединения «Ижорский завод» равняют­ся на него. В 1982 году для передовиков производства ряда машиностроительных отраслей, добившихся высоких результа­тов в социалистическом соревновании, ут­верждена премия ВЦСПС имени рабочего-ижорца А. Г. Андреева.

БЕРЛИН Наум Яковлевич

(1869—1951)

Мастер завода «Красный пути ловец». Родился в Черниговской губ. в семье ра­бочего. Окончил четырехклассное город­ское училище. Трудовую деятельность на­чал в 11 лет учеником часового мастера,

14

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



затем в слесарной мастерской. С 1887 г. работал подручным и рабочим на Киево-Воронежской железной дороге и в 1893— 1923 гг.— на Брянском металлургическом заводе. В 1922 г. Всероссийским союзом металлистов был затребован в Петроград, в распоряжение машиностроительного тре­ста. С 1923 г. до последних дней жизни работал на заводе «Красный путиловец». Член ВКП(б) с 1930 г.

Наиболее полно рабочий талант Н. Я. Берлина раскрылся в годы Советской вла­сти. Он положил начало развитию изобре­тательства на заводе «Красный путило­вец», сам изобрел приспособление по из­готовлению шамотовых лодочек, ранее вво­зимых из-за границы, что дало значитель­ную экономию валютных средств Совет­скому государству. По инициативе Н. Я. Берлина началось строительство марте­новских печей из отечественного динаса и применение для заправки печей доломита вместо магнезита, что сэкономило сотни тысяч рублей и избавило мартеновские пе­чи от простоев в связи с отсутствием маг­незита. Высокая оценка изобретений Н. Я. Берлина была дана в статье «На страже советского золота», опубликованной в га­зете «Ленинградская правда» 7 ноября 1929 г.

С 1905 г. Н. Я. Берлин активно вклю­чился и в общественную работу: избирал­ся членом заводского комитета, председа­телем кооператива завода, председателем ревизионной комиссии Брянского метал­лургического завода; чна «Красном пути-ловце» был членом заводского комитета, председателем ревизионной комиссии, председателем общества изобретателей, председателем комиссии по присвоению звания Героя Труда, избирался депута­том Ленинградского городского Совета.

В 1932 г. за многолетний труд, актив­ное участие в производственной и общест­венной деятельности завода «Красный пу­тиловец» Н. Я. Берлину было присвоено почетное звание Герой Труда.

В годы Великой Отечественной войны Н. Я. Берлин продолжал работать на родном предприятии, был наставником и воспитателем молодежи. Награжден меда­лями «За оборону Ленинграда» и «За до-

блестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».



БЛАГОРОДНЫЙ Георгий Иосифович

(1872—1949)

Котельщик Северной судостроительной верфи (ныне судостроительный завод имени А. А. Жданова). Родился в Ви­тебской губ. в семье крестьянина-бед­няка. Окончил сельскую школу и Петер­бургскую техническую школу. Трудовую деятельность начал с 8 лет пастухом. Пос­ле переезда семьи в Петербург в 1886 г. работал на Обуховском заводе, затем на Путиловской (Северной) судостроитель­ной верфи. Прошел путь от старшего ра­бочего до начальника котельного цеха. За­рекомендовал себя отличным специали­стом своего дела.

После окончания гражданской войны Г. И. Благородный принимал активное участие в восстановлении производства. В 1921 г. проявил недюжинные способно­сти при ремонте ледокола «Макаров», за что ему было присвоено звание Героя Труда.

Г. И. Благородный — талантливый изо­бретатель и рационализатор. При его ак­тивном участии впервые в стране был из­готовлен аппарат «Обермейер» для тек­стильной промышленности и резервуар вы­сокого давления, острую потребность в котором испытывало химическое производ­ство. В 1930 г. журнал «Ленинградский металлист» писал об одном из изобрете­ний Георгия Иосифовича: «Котельным це­хом под руководством тов. Благородного изготовлены и сданы Брянскому цемент­ному заводу им. Воровского первая в СССР печь для обжига цемента и клин­керный к ней охладитель». Позднее это изобретение нашло практическое примене­ние и на других предприятиях страны.

В годы первой пятилетки при участии Г. И. Благородного на Северной судостро­ительной верфи были построены рыбоути-лизационные установки для траулеров и диструктора для нужд коммунального хо­зяйства. Широкое использование в судо­строительной промышленности тех лет на­шла и новая конструкция судовых котлов типа «Норман», разработанная изобрета-



30-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

15

д




телем. Экономический эффект от разрабо­ток Г. И. Благородного исчислялся многи­ми сотнями тысяч рублей.

Работа Георгия Иосифовича получила высокую оценку. Он был награжден По­четной грамотой, кандидатура Благород­ного выдвигалась коллективом верфи для Всесоюзной Доски почета инженерно-тех­нических работников. В октябре 1933 г. рабочие Северной судостроительной верфи тепло поздравили Г. И. Благородного с вручением ему грамоты Президиума ВЦИК о присвоении звания Герой Труда.

Г. И. Благородный — член партии с ок­тября 1928 г. и после выхода на пенсию в 1936 г. принимал активное участие в производственной и общественной жизни родного предприятия.

ДЕМИДОВ Василий Александрович

(1867—1937)

Рабочий завода «Красный путиловец». Родился в Ярославской губ. в бедной кре­стьянской семье. Окончил сельскую шко­лу-двухлетку, и в 1877 г. родители отпра­вили его в Петербург учеником в столяр­ную мастерскую. С 1886 г. работал на рояльной фабрике «Я. Беккер», а в 1887г. перешел на машиностроительный завод «Феникс». С 1892 г. до последних дней жизни В. А. Демидов трудился на заводе «Красный путиловец», пройдя путь от мо­дельщика до начальника мастерской, за­ведующего техническим бюро.

В. А. Демидов — активный участник ре­волюционных событий. Мастер медноли­тейной мастерской завода Проскуряков позднее вспоминал: «Помню, кричит, бы­вало, начальник на>него по поводу раз­ных революционных дел, а он молчит. А знать-то Василий Александрович многое знал, только вид всегда делал, как будто бы ничего не замечает. Возьмет отвернется или уйдет, и делайте, мол, скорей дело, а я ничего не вижу». После победы Велико­го Октября В. А. Демидов даже в самые трудные дни не покидал своего рабочего места. Он многое сделал для воспитания рабочей молодежи, был внимательным и отзывчивым человеком. Не случайно това­рищи по работе в честь 25-летия его тру­довой деятельности преподнесли Василию

Александровичу серебряный сервиз, а в день 35-летия — наградили за плодотвор­ную работу именными золотыми часами.

В. А. Демидов проявил себя талантли­вым рационализатором в годы восстанов­ления народного хозяйства. Его предложе­ния повышали производительность труда, качество выпускаемой продукции. Он был одним из тех, кто осваивал серийное про­изводство первых советских тракторов — знаменитых «Фордзон-путиловцев».

Активное участие В. А. Демидов при­нимал в общественной жизни «Красного путиловца», Московско-Нарвского района. Избирался членом правления потреби­тельского общества завода и районного рабочего кооператива, входил в состав бюро изобретательской ячейки предприя­тия, которому он отдал почти полвека сво­ей жизни. В 1931 г. В. А. Демидов стал коммунистом.

В апреле 1934 г. Василию Александро­вичу было присвоено звание Героя Труда.

ДУБИНИН Матвей Петрович (1876—?)

Рабочий завода «Красный выборжец». Родился в Московской губ. в бедной кре­стьянской семье. Окончил два класса сельской школы. Приехал в Петербург в 1886 г. С ранних лет познал труд рабоче­го. С 1914 по 1917 г. находился в дейст­вующей армии. После демобилизации ра­ботал кольцовщиком-труботягом на заводе «Красный выборжец». Позднее овладел специальностью сборщика, назначался бригадиром, помощником мастера и ма­стером производства.

В годы гражданской войны М. П. Ду­бинина в составе продовольственного от­ряда направили в Самарскую губернию, где он был членом коллегии районного продовольственного комитета. Во время кронштадтского мятежа в марте 1921 г. состоял в революционной тройке Выборг­ского райкома РКП(б).

После окончания гражданской войны Матвей Петрович принимал активное уча­стие в налаживании выпуска продукции мирного назначения на родном предприя­тии, был передовиком производства. В 1923 г. в числе 43 рабочих и служащих



16

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



Е. Д. Егорова

П. Д. Зайцев

А. В. Комаров

С. С. Котов





«Красного выборжца» был удостоен зва­ния Героя Труда.

В 1918 г. М. П. Дубинин вступил в ряды РКП (б) и с высокой честью через всю свою жизнь пронес звание коммуни­ста-ленинца. Избирался председателем за­водского комитета, был ответственным ор­ганизатором коллектива РКП (б) завода «Красный выборжец», членом Петроград­ского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Высоким авторитетом пользо­вался М. П. Дубинин и среди заводской молодежи, видевшей в нем одного из тех, кого принято называть потомственным пи­терским рабочим, с кого можно было брать пример в подлинно коммунистиче­ском отношении к труду.



ЕГОРОВА Елизавета Дмитриевна

(1894—1968) >«

Намотчица ЛПО имени Козицкого. Ро­дилась в Петербурге в семье переплетчи­ков. Образование начальное.

Первую революционную листовку Ли­за Егорова прочитала, когда ей шел один­надцатый год. Ее родители придержива­лись большевистских взглядов. Работали оба на Васильевском острове, в типогра­фии Вольфа. Часто приносили домой про­кламации, листовки. Спрятать и доста­вить их по нужному адресу поручалось Лизе.

Из них девочка узнала о призывах к забастовкам и вооруженному восстанию,

чтобы солдаты не стреляли в народ, а пе­реходили на его сторону, что не на ца­ря надо надеяться, а только на самого себя.

С 1910 г. началась ее трудовая био­графия. Работала фальцовщицей в типо­графии Вольфа, а через два года поступи­ла сверловщицей на электротехнический завод «Сименс-Гальске». Молодая работ­ница выполняла поручения большевист­ской организации — собирала деньги в фонд газеты «Правда», распространяла неле­гальную марксистскую литературу. В 1914 г. за «подстрекательство к забастов­ке» Елизавету Егорову арестовали, но до­статочных улик полиции собрать не уда­лось, и ее выпустили на свободу. Вскоре, по ходатайству друзей, Лиза вновь на электротехническом заводе. Переквалифи­цировалась на токаря. Руки у девушки ловкие, профессия нравилась, и она быст­ро овладела мастерством.

Молодой работнице партийцы завода «Сименс-Гальске» поручили подобрать на­дежные квартиры для нелегальных собра­ний, для занятий женского большевист­ского кружка. Не страшась опасностей и полицейских преследований, Лиза успеш­но выполнила это задание.

Ее хорошо знали большевики Василь­евского острова: под их руководством Лиза помогала организовывать на заводе политические стачки, демонстрации, рас­клеивала листовки и воззвания...

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

17



25 февраля 1917 г. Егорова участвова­ла в разгроме полицейского отделения на 17-й линии. Она сорвала со стены царский портрет и выкинула его в окно. Затем вместе с другими работницами освобож­дала политзаключенных в Гаванском уча­стке.

Осенью 1917 г. Е. Д. Егорова по зада­нию партии участвовала в подготовке I Петроградской общегородской конферен­ции женщин-работниц. Накануне Октябрь­ской революции Елизавета Дмитриевна организовала на своем заводе одну из са­нитарных дружин. В годы Советской вла­сти Егорова — передовик производства, по­стоянный агитатор среди рабочих.

В 1921 г. профсоюзный комитет элек­тротехнического (бывшего «Сименс-Галь-ске») завода, по представлению рабочего собрания, пяти лучшим рабочим, имев­шим немалые заслуги перед революцией, присвоил почетное звание Героя Труда. Среди удостоенных этого звания была и токарь-станочница Елизавета Дмитриевна Егорова. В грамоте, врученной ей завко­мом, в частности, говорилось: «За доблест­ный труд, за самоотверженность и вер­ность пролетарскому делу».

Передовая работница — рабкор и член заводского комитета — стала одним из ор­ганизаторов обучения молодежи. Ей при­сваивались почетные звания ударника пер­вых пятилеток, лучшей стахановки цеха, завода, города.

Без малого пятьдесят лет было Елиза­вете Дмитриевне, когда грянула Великая Отечественная война. Но трудилась она не хуже молодых: владела четырьмя про­фессиями — револьвер'щицы, сверловщицы, токаря и намотчицы. От эвакуации отка­залась. Семья осталась в блокированном городе. В 1942 г. от голода умерли муж и единственная дочь.

Живя на скудный паек, Елизавета Дмитриевна продолжала стоять у станка, перевыполняя производственные нормы и выпуская только отличную продукцию. Находила в себе силы быть еще и бой­цом МПВО. Совсем ослабевшую и боль­ную ее эвакуировали в Сибирь, где на бе­регах Иртыша разместился ленинградский завод.

По возвращении в Ленинград Е. Д. Егорову выбрали депутатом Василеостров-ского райсовета. Ее портрет не раз укра­шал Доску почета цеха, завода, района. За трудовую деятельность на заводе (ны­не объединение имени Козицкого) Е. Д. Егорова подготовила более трехсот на­мотчиц. Они успешно продолжают ее де­ло. В 1966 г. за образцовое выполнение производственных заданий и достижение высоких показателей в работе Е. Д. Его­ровой вручили орден Ленина.

ЗАЙЦЕВ Петр Дмитриевич

(1878—1935)

Мастер завода «Большевик». Выходец из семьи крестьянина села Мельничниково Даниловского уезда Ярославской губ. Тру­довую деятельность начал рабочим на Шлиссельбургском пороховом заводе. В 1913 г. перешел на Обуховский сталели­тейный завод.

В июле 1913 г. рассчитан за участие в забастовке. Вновь поступил на завод, где и встретил Октябрьскую революцию. В 1918 г. вступил в Красную гвардию Обу-ховского района, охранял станцию Алек­сандровская.

В декабре 1918 г. стал членом партии большевиков.

В дни первого наступления Юденича на Петроград рядовым красноармейцем принимал участие в обороне города. За­тем направлен на Царицынский фронт, где шли тогда решающие бои. В этих боях П. Д. Зайцев был ранен и конту­жен.

В 1920 г., после демобилизации, он вновь вернулся на Обуховский завод и сразу включился в восстановление за­вода.

В 1921 г. за активное участие в граж­данской войне и высокие достижения в труде в первые месяцы мирного строи­тельства П. Д. Зайцеву — одному из пер­вых в Петрограде — было присвоено зва­ние Героя Труда.

И в дальнейшем Петр Дмитриевич все силы отдавал делу индустриализации страны, продолжая до конца своих дней трудиться на заводе.

к

18

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД





КОМАРОВ Александр Васильевич

(1875—1928)

Литейщик Пролетарского завода. На­чал работать на заводе в 1894 г. В то вре­мя литейный цех был одним из самых вредных и трудных на предприятии. Тя­желые условия труда, полное отсутствие техники безопасности и вентиляции даже силачей с годами делали увечными, неспо­собными к заводскому труду. Это ничуть не заботило хозяев завода. Ведь тысячи безработных готовы были наняться к ним на любую работу.

Рабочие сплачивались, учились давать отпор хозяевам. Среди них был и Алек­сандр Васильевич. Учеба в Корниловской школе, где велась агитация социал-де­мократами, еще более закалила молодого рабочего. А. В. Комаров принимал актив­ное участие в Обуховской обороне, в пер­вой русской революции. Был заключен в тюрьму. Выйдя на свободу, 'снова борол­ся за права рабочих. После Великой Ок­тябрьской социалистической революции проявил исключительную самоотвержен­ность, поддерживая производство в усло­виях острой нехватки сырья, топлива, ква­лифицированных специалистов. Отличился на профсоюзной работе, был выдвинут на должность мастера. Во время граждан­ской войны, рискуя жизнью, спасал цен­ное имущество завода от наводнения. В 1921 г. А. В. Комаров первым на Проле­тарском заводе был удостоен звания Ге­роя Труда. В Почетной грамоте сказано: «От имени петроградского пролетариата в ознаменование продолжительного честного и усердного труда в течение 27 лет...»



КОТОВ Степан Семенович

(1863—1937)

Машинист депо Пролетарского завода. Уроженец Тверской губ., выходец из бед­ной крестьянской семьи. Он начал трудо­вую деятельность с 14 лет в Кронштадт­ском порту. С 1884 г. служил на Балтий­ском флоте. По окончании службы рабо­тал на Невском судостроительном заводе, затем на Путиловском. В 1893 г. поступил на Александровский завод при Николаев­ской железной дороге. В дальнейшем

большая часть трудовой жизни С. С. Ко-това была связана с коллективом этого предприятия. В годы гражданской войны Степан Семенович принимал активное участие в боях на Мурманском фронте. Вернувшись в Петроград, участвовал в восстановлении промышленного производ­ства города, стал ударником труда. В 1933 г. ему было присвоено звание Героя Труда. К этому времени за плечами С. С. Котова был 45-летний трудовой стаж.

С. С. Котов — активный участник трех русских революций. В революционное дви­жение включился в 1893 г. В 1905-м то­варищи избрали его членом забастовочно­го комитета завода. Подвергался пресле­дованиям царской охранки. Как неблаго­надежный, был уволен. В феврале 1917г. Котов был избран в Петроградский Со­вет, позднее являлся членом Исполнитель­ного комитета Невского, Пригородного и Обуховского районов. Был одним из орга­низаторов Красной гвардии.

И после победы Великой Откябрьской социалистической революции С. С. Котов совмещает работу на производстве с ак­тивной общественной деятельностью. В мае 1924 г. на XX Ленинградской губерн­ской партийной конференции С. С. Котов, член партии большевиков с января 1917г., был избран в состав губернской контроль­ной комиссии РКП (б). На XIII съезде партии делегат от Ленинградской партий­ной организации С. С. Котов был избран членом Центральной Контрольной Комис­сии РКП(б), в 1931 г.— делегатом от красногвардейцев и партизан Ленинграда на I объединенный съезд Октябрьско-Мурманской железной дороги.



ЛЕЙМАН Юрий Карлович

(1873—1942)

Мастер завода «Знамя труда». Выхо­дец из рабочей семьи, Ю. К. Лейман уже в юношеские годы в совершенстве овла­дел слесарным делом. С 1912 по 1919 г. работал разметчиком на Металлическом заводе. Был участником гражданской вой­ны — служил шофером-механиком в 7-й армии.

20 е ГОДЫ-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫ Я ПЕРИОД

19

м




Ю К Лейман

В. А. Моисеев

А. К. Пелль

А. Г. Пугачев


Вернувшись после демобилизации в Петроград, заведовал пожарным депо. В 1922 г. поступил мастером в инструмен­тальный цех завода «Знамя труда». Здесь раскрылся рабочий талант опытного сле­саря-разметчика, человека пытливой мыс­ли, настойчивого в достижении цели. Бу­дучи незаурядным рационализатором и изобретателем, специалистом широкого технического кругозора, он объединил во­круг себя рабочих-рационализаторов цеха.

За годы работы на заводе Юрий Кар­


лович воспитал много учеников, выдаю­
щихся рационализаторов производства,
таких, как токарь И. В. Зарубин (автор
брошюры «Токарное дело», выпущенной
в 1928 г.), слесарь-механик В. А. Шал-
ковский. Они успешно продолжали его
дело.

В 1931 г. в жур'нале «Ударник» было опубликовано заявление-обязательство ма­стера-ударника Ю. К. Леймана. Из заяв­ления следовало, что выдающийся рацио­нализатор Ленинграда безвозмездно от­дает в фонд заводского «ДИП» свои пре­мии, полученные за двадцать ценных рац­предложений. Их внедрение позволило предприятию увеличить выпуск маномет­ров и стальной арматуры.

До последних дней жизни, будучи тя­жело больным, Ю. К. Лейман не порывал связей с родным заводом. На заводской мемориальной доске в память о погибших в годы Великой Отечественной войны и

блокады Ленинграда стоит имя Ю. К. Лей­мана.



МАЛ ИНИН Кузьма Петрович

(1882—1948)

Старший механик ледокола «Ермак». Родился в деревне Ордино Тверской губ. в крестьянской семье. Получил среднетех­ническое образование. В 1901—1905 гг. работал в Петербурге на буксирных паро­ходах «Мария» и «Варяг» кочегаром, по­мощником машиниста. В 1905—1909 гг. проходил военную службу на Балтийском флоте. В 1909 г. пришел на ледокол «Ер­мак» и проработал на нем до 1946г., прой­дя путь от машиниста до старшего меха­ника.

В 1918 г. принимал участие в знамени­том «Ледовом походе» кораблей Балтий­ского флота. В одной из анкет, заполнен­ных самим К. П. Малининым, об этом сказано по-военному коротко: «Участво­вал в выводке флота военных и коммер­ческих судов из Ревеля в Гельсингфорс и из Гельсингфорса в Кронштадт». Совет­ское правительство по достоинству оцени­ло подвиг экипажа ледокола, который, «не щадя сил, в продолжение больше двух недель нес работу по спасению нашего флота», и наградило его Почетным рево­люционным Красным знаменем ВЦИК РСФСР. В представлении профсоюза вод­ников на присвоение звания Героя Труда



п

20

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД





К. П. Малинину отмечался и исключи­тельный личный вклад Кузьмы Петрови­ча в организацию и успешное завершение этого похода.

Судьба «Ермака» во многом стала судьбой самого К. П. Малинина. Здесь раскрылось дарование талантливого ра­ционализатора и активного общественни­ка. По предложению Кузьмы Петровича в 1924 г. на ледоколе был установлен новый гребной винт, что дало экономию в 41 500 рублей. В декабре того же года, когда «Ермак», разворачиваясь в Ленин­градском порту, сломал винт, К. П. Ма-линин разработал новую методику ремон­та без захода в док. Осуществленная впер­вые в мировой практике, эта операция да­ла значительную экономию времени и средств и позволила существенно про­длить навигацию.

Учитывая исключительные заслуги К. П. Малинина перед советским флотом, V пленум Ленинградского областного со­вета профсоюзов в декабре 1928 г. обра­тился в Президиум ВЦИК РСФСР с просьбой присвоить звание Героя Труда К. П. Малинину, несмотря на отсутствие у кандидата 35-летнего производственного стажа. Этого почетного звания Кузь­ма Петрович был удостоен 30 октября 1929 г.

С 1934 г. в составе экипажа ледокола «Ермак» Малинин работал на трассе Се­верного морского пути. Был одним из пер­вых на флоте стахановцев. В феврале 1937 г. ЦИК СССР «за настойчивость и преданность при выполнении важнейшего задания в северных Игорях» наградил К. П. Малинина орденом Красной Звезды. Вторую награду — орден Трудового Крас­ного Знамени —Кузьма Петрович получил через год «за отличное выполнение прави­тельственного задания о снятии персона­ла дрейфующей станции „Северный по­люс"». В 1939 г. к этим наградам приба­вилась еще одна — значок «Почетный по­лярник».

В годы Великой Отечественной войны Кузьма Петрович Малинин находился в осажденном Ленинграде, продолжая не­сти вахту на ледоколе «Ермак». Здесь же в апреле 1942 г. он вступил в партию.

МОИСЕЕВ Владимир Антонович (1873—1932)

Станочник завода «Арсенал» имени М. В. Фрунзе. Родился в многодетной ра­бочей семье в Кронштадте. Когда Влади­миру исполнилось 12 лет, умер отец. Че­рез 5 лет не стало и матери. Пришлось бросить учебу в сапожной мастерской, но найти работу оказалось непросто. При­ехал в Петербург, долго мыкался в поис­ках работы, пока не приняли на черновую работу на Фарфоровый завод.

Двенадцатичасовой рабочий день, обя­зательные сверхурочные работы и беспре­кословное подчинение заводскому началь­ству — таковы были в те годы условия труда на заводе. Труд чернорабочих не це­нили, их первыми увольняли и последни­ми принимали на работу. Владимиру Ан­тоновичу пришлось не раз простаивать в длинных очередях у ворот фабрик и заво­дов в поисках работы. В 1898 г. устроил­ся на завод «Арсенал», в деревообделоч­ную мастерскую. До Октябрьской револю­ции это была одна из самых больших мас­терских завода (ныне главная проход­ная). Более 30 лет проработал в этой ма­стерской В. А. Моисеев. Прошел путь от разнорабочего до станочника высшей ква­лификации.

Десятки усовершенствований внес в столярные работы Владимир Антонович. Так, им были усовершенствованы станок для распилки дров круглой пилой, ножни­цы для резки листового железа. Когда в условиях разрухи возникла острая нехват­ка в специалистах, старый рабочий, вла­девший многими специальностями: столя­ра, плотника, модельщика, колесника, пи-лореза, пилонасекалыцика, стал обучать других. В канун 7-й годовщины Октябрь­ской революции В. А. Моисееву было при­своено звание Героя Труда. Моисеевы тру­дятся на «Арсенале» и поныне. Это одна из старейших рабочих династий.



ПЕЛ ЛЬ Александр Константинович

(1876—1941)

Машинист-обкатчик Пролетарского за­вода. Выходец из рабочей семьи. Окончил Бологовское техническое железнодорож­ное училище. Трудовую деятельность на-

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

21




чал в 1895 г. С февраля 1899 г. по де­кабрь 1941 г. работал на Пролетарском паровозоремонтном заводе машинистом, десятником, мастером и инспектором раз­личных цехов и отделов. В феврале 1927 г. вступил в партию.

А. К. Пелль был активным участником всех забастовок на заводе. Неоднократно выполнял ответственные задания штаба Красной гвардии. Так, накануне Великой Октябрьской социалистической революции доставил для красногвардейцев района вагон с оружием.

В советское время Александр Констан­тинович стал одним из лучших новаторов производства, наставником молодежи. За ударную работу, проявленную инициативу в улучшении состояния железнодорожного транспорта, за безупречную и многолет­нюю службу он неоднократно получал благодарности и денежные премии. И в годы первых пятилеток А. К. Пелль по-прежнему был в рядах передовых произ­водственников завода. По предложению рабочих и администрации в канун 15-лет­ней годовщины Великого Октября Алек­сандра Константиновича, как лучшего ударника завода, наградили жетоном № 1. Позднее его труд был отмечен Почетным профессиональным значком «Отличный паровозник». Накануне Дня индустриали­зации общее собрание сборного цеха по­становило ходатайствовать перед выше­стоящими органами о присвоении звания Герой Труда «мастеру сборного цеха т. Пелль, каковой за 35 лет своей работы показал себя как хороший, дисциплиниро­ванный работник, общественник, давший ряд ценных предложений по работе сбор­ного цеха».

В декабре 1933 г. за активную работу на железнодорожном транспорте, выразив­шуюся в рационализаторском изобретении, давшем транспорту значительную эконо­мию средств, и за долголетний стаж Александру Константиновичу Пеллю при­своили звание Героя Труда.

Когда началась Великая Отечествен­ная война, А. К. Пелль продолжал тру­диться, сначала возглавляя группу в от­деле снабжения, а затем работая инспек­тором ОТК в литейном цехе завода.

Умер А. К. Пелль в Ленинграде 17 де­кабря 1941 г.



ПУГАЧЕВ Александр Гаврилович

(1877—1941)

Машинист Кировского завода. Само­стоятельную жизнь начал рано. Нужда заставила 14-летнего подростка покинуть родную деревню и податься на заработки в Петербург. В 1893 г. А. Г. Пугачев по­пал в железнодорожную мастерскую Пу-тиловского завода.

Столкнувшись с заводскими порядка­ми, бывший крестьянский парень вклю­чился в общую борьбу путиловских мас­теровых, участвовал в стачках и забастов­ках. Александр Гаврилович поддерживал большевиков, вместе с ними боролся про­тив анархистов и эсеро-меньшевистских пособников, чем завоевал доверие и ува­жение рабочих. Неоднократно его избира­ли председателем цехового комитета же­лезнодорожной мастерской и РКК завода. Добровольцем вступил в продовольствен­ный отряд, в составе которого в 1918 — 1919 гг. выезжал в Кустанайскую область на заготовку хлеба для голодающего Пет­рограда. Вернувшись на завод, активно участвовал в восстановлении железнодо­рожного транспорта. В 1923 г. ему при­своили звание Героя Труда.

Почти полвека проработал А. Г. Пуга­чев на Кировском заводе. Выйдя на пен­сию, продолжал трудиться машинистом-инструктором. Умер на рабочем месте в блокадном Ленинграде.

САФОНОВ Федор Николаевич (1867—?)

Рабочий Металлического завода. Ро­дился в Витебской губ. в семье крестья­нина. Нужда погнала в Петербург. Семи с половиной лет был отдан в ремесленное училище для получения специальности. Проучился только два года, потом при­шлось идти в ученики к хозяину-ремес­леннику. К 18 годам стал работать в ма­стерской самостоятельно как специалист по обработке бронзы. В это же время на­чал тайком посещать революционные кружки. В 1888 г., после покушения на Александра III, как сторонник Степана Халтурина, был арестован по подозрению



22

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



в подготовке к террористическому акту, затем выслан на родину, в Витебскую гу­бернию, под надзор полиции.

Отбыв наказание, вернулся в Петер­бург. Несмотря на ссылку, интереса к по­литической жизни не потерял. В 1905 г., поступив на Путиловский завод, активно занялся революционной работой. Там же вступил в ряды большевистской партии. Вместе со всей путиловской организацией участвовал в событиях 1905—1907 гг. Вновь арестован и лишен права прожи­вать в столичных губерниях и крупных промышленных городах. В связи с этим вынужден был перейти на нелегальное по­ложение.

В течение десяти лет, вплоть до Фев­ральской революции, жил по чужим доку­ментам под фамилиями Яковлев, Сафоне-нок. Постоянно меняя место жительства, работал на предприятиях Москвы и Пе­тербурга и одновременно руководил рево­люционными кружками.

В мае 1917 г. окончательно вернулся в Петроград и снова стал работать слеса­рем.

С началом гражданской войны, в тя­желое для страны время, он был направ­лен на один из ответственных участков — в продовольственный комитет Выборгско­го района. Начал с небольшой должности контролера. Затем неоднократно выезжал в качестве уполномоченного Петроград­ской трудовой коммуны для заготовки хле­ба в Поволжье и на Дон. Вместе с прод­отрядами спасал от голода пролетарский Петроград.

В знак признания 'его заслуг в 1919 г. товарищами по продовольственному коми­тету избран в Петроградский Совет.

После гражданской войны вернулся к мирному труду. Сначала работал слеса­рем на «Красном выборжце», затем по этой же специальности на Металлическом заводе. Продолжал заниматься и партий­ной работой: быт организатором парткол-лектива Выборгского районного Совета, активно участвовал в жизни парторгани­зации своего завода.

В 1928 г. общий трудовой стаж Федо­ра Николаевича составил 50 лет. Учиты­вая его безупречную долголетнюю рабо-

ту, высокий профессионализм и активную революционную деятельность, ВЦИК при­своил ему звание Героя Труда.

САФРОНОВ Николай Антонович

(1873—?)


Мастер Сестрорецкого инструменталь­ного завода имени Воскова. Родился в семье рабочего в Сестрорецке. Получил начальное образование. Отец обучил его слесарному делу и в 13 лет привел к себе на завод. Работа в инструментальной ма­стерской, где было сильное влияние боль­шевиков, содействовала росту политиче­ского сознания юноши. К началу револю­ции 1905 г. он — убежденный борец про­тив самодержавия. Тогда же Н. А. Саф-ронов вступил в РСДРП (б), в только что созданный профсоюз металлистов.

На следующий день после Кровавого воскресенья он среди тех, кто поднял за­вод на забастовку. Активно участвовал во всех выступлениях против царизма, в том числе в демонстрации у Технологического института в поддержку Петербургского Совета рабочих депутатов. В течение 1905 г. администрация завода трижды увольняла Сафронова, но вынуждена бы­ла по требованию рабочих принимать об­ратно. В конце 1905 г. его арестовали и выслали в Вологодскую губернию.

Из ссылки бежал, два года жил неле­гально, вновь был арестован и отправлен по этапу в ту же губернию на три года. В феврале 1910 г. вернулся в Сестро-рецк, на родной завод.

В 1917 г. организовывал отряды Крас­ной гвардии, участвовал в Октябрьском вооруженном восстании.

В период гражданской войны Н. А. Сафронов налаживал на заводе производ­ство оружия для Красной Армии. С 1920 по 1923 г. его, как хорошего специалиста, направляли на предприятия Симбирска, Пензы, Рыбинска и Коврова в поисках по­полнения для Сестрорецкого завода опыт­ными рабочими и необходимым оборудо­ванием.

Вернувшись на завод, работал масте­ром в инструментальной мастерской. В это время Сестрорецкий завод приступил к ос­воению новых видов слесарно-монтажных



30-е ГОДЫ-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

23




Н А Сафронов

М. С. Ситников

инструментов. Большой вклад в это дело внес старый производственник Н. А. Саф­ронов. Он изобрел приспособление для из­готовления шомполов, благодаря его ра­ционализаторским предложениям удалось удешевить и усовершенствовать процесс производства мерительных инструментов. 4 февраля 1929 г. за эти достижения и особенно за восстановление образцовой мастерской завода Н. А. Сафронов был удостоен звания Героя Труда.

СИТНИКОВ Максимилиан Степанович

(1871—?)


Электромонтер завода «Электрик». Ро­дился в Архангельской губ. в крестьян­ской семье Четырнадцатилетним подрост­ком приехал в Петербург, где началась его трудовая биография. С 1900 г. М. С. Ситников — рабочий з^авода «Дюфлон». Активный участник революционных собы­тий 1905—1907 гг. Преследуемый царской охранкой член Петербургского Совета от завода «Дюфлон», он вынужден часто ме­нять место работы. До победы Февраль­ской революции М. С Ситников в долж­ности электромонтера трудился на заво­дах Сименс-Гальске, Балтийском, Русско­го электрического общества и др. После победы Великого Октября возвратился на «Дюфлон», где и проработал до июля 1942 г

В декабре 1917 г. М. С Ситников стал бойцом 1-го Петроградского пролетарско-

го отряда, направленного на Украину, принимал участие в боях под Лозовой, Александровском, Таганрогом, Ростовом-на-Дону, Тихорецкой. После окончания гражданской войны вновь вернулся в Пет­роград, на родной завод, и включился в работу по восстановлению разрушенного хозяйства. М. С. Ситникова отличали доб­росовестное отношение к делу, прекрасное знание производства, стремление доби­ваться все более высоких показателей в труде. Рабочие завода отмечали такие черты характера своего товарища, как от­зывчивость, готовность прийти на помощь в трудную минуту.

М. С. Ситников был одним из инициа­торов борьбы за успешное выполнение производственных планов, охотно переда­вал свой многолетний опыт молодым тру­женикам предприятия. Неоднократно ад­министрация завода премировала дисцип­линированного, образцового рабочего, од­ного из лучших рационализаторов и изоб­ретателей. В 1928 г. коллектив завода еди­нодушно ходатайствовал перед ВЦИК о присвоении М. С. Ситникову почетного зва­ния Героя Труда. В августе 1929 г. Пре­зидиум ВЦИК удовлетворил это ходатай­ство.

И в годы первых пятилеток М. С. Сит­ников своим трудом доказал, что он по праву носит высшее звание рабоче-кресть­янского государства. Он — один из ини­циаторов движения за досрочное выполне­ние первого пятилетнего плана, постоянно выполняет и перевыполняет свои произ­водственные задания, активно участвует в общественной работе. Еще более требо­вательное отношение к себе проявил М. С. Ситников после вступления в 1931 г. в ряды ленинской партии.

СЕСИН Филат Фролович (1880—1965)

Водопроводчик Невского машинострои­тельного завода имени В. И. Ленина. Окончил 4 класса сельской школы.

Трудовую деятельность Ф. Ф. Сесин начал с 13 лет. С 1906-го по 1920-й и с 1924-го по 1942 г. работал на заводе име­ни В. И. Ленина слесарем, бригадиром водопроводчиков, мастером. С декабря 1942 г. трудился на 6-м хлебозаводе.



24

20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



С юных лет включился в революцион­ное движение, был знаком со многими видными деятелями большевистской пар­тии. В 1905 г. его арестовали вместе с А. В. Луначарским и И. А. Воиновым. Не­однократно высылался из Петербурга цар­ской охранкой. В январе 1931 г. Филат Фролович Сесин стал членом партии боль­шевиков.

Ф. Ф. Сесин проявил себя как талант­ливый изобретатель и рационализатор. Еще накануне Февральской революции он создал модель подземного водопровода, но претворить в жизнь это изобретение не удалось. По-настоящему творческий та­лант Сесина раскрылся лишь в советское время. Ему принадлежит заслуга в созда­нии выдвижного стендера, конденсацион­ного горшка, клапана-автомата для спус­ка воды из трубы пожарного гидранта. Широко использовались на заводах стра­ны прокладки Сесина для паропроводов из тонкого кровельного железа, которые оказались более прочными и в двадцать раз дешевле прокладок из клингирита. В 1926 г. Ф. Ф. Сесин изобрел прибор ав­томатического питания водой паровых кот­лов низкого давления. «Изобретение как по простоте своей мысли, так и хозяйст­венной экономии заслуживает особого вни­мания всех хозяйственных органов СССР, и в первую очередь Северо-Западной об­ласти, так как аппарат Сесина при нашей общегосударственной необходимости про­ведения максимальной экономии в расходе топлива, несомненно, является ценным «подарком» для местных хозяйственных объединений и жилтов^риществ»,— писал журнал «Ленинградский металлист» в 1926 г.

1 апреля 1929 г. ему было присвоено звание Героя Труда.

СМИРНОВ Алексей Николаевич

(1867—?)


Мастер завода имени М. И. Калинина. Родился в бедной крестьянской семье в Чухломском уезде Костромской губ. Окон­чил 4-классное городское училище, при­ехал в Петербург. Первые годы был уче­ником в мастерской. В 1889 г. принят сле­сарем на Трубочный завод. Настойчиво учился мастерству, стал первоклассным слесарем-инструментальщиком.

Не покидал завода даже в самые тя­желые годы гражданской войны и после­военной разрухи. В дни Кронштадтского мятежа (1921 г.) А. Н. Смирнову было по­ручено срочно организовать производство снарядов для тяжелой артиллерии, дейст­вовавшей против контрреволюционеров.

В период восстановления промышлен­ности Алексей Николаевич много сил от­дал налаживанию на заводе совершенно нового вида производства — деталей тек­стильных станков.

В 1925 г. в числе других сознательных, передовых рабочих А. Н. Смирнов по Ле­нинскому призыву вступил в ВКП(б).

Все последующие годы он, став масте­ром, продолжал трудиться на родном за­воде, передавая свой большой опыт моло­дежи. Когда в стране начали организовы­вать первые школы фабрично-заводского ученичества, Алексей Николаевич был ини­циатором создания такой школы на заво­де им. М. И. Калинина.

30 апреля 1929 г. А. Н. Смирнову, учи­тывая его образцовую и непрерывную ра­боту на заводе на протяжении почти 40 лет, участие в выполнении ответствен­ных производственных заданий и вклад, который он внес в создание школы ФЗУ, присвоили звание Героя Труда.



ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА

29


I

М. Г. Андреев

К- М Бахвалов

А. В Болотов

А. Н. Васильев




АНДРЕЕВ Михаил Григорьевич

(1908—1973)

Слесарь Адмиралтейского объединения. Родился в многодетной семье в слободе под Казанью. В 1927 г. приехал в Ленин­град и поступил на Адмиралтейский завод чернорабочим на уборку железнодорож­ных путей. Стал подручным слесаря, по­том— слесарем-сборщиком. В 1928 г. его приняли в комсомол, два года спустя — в партию В 1930 г. организовал первую на Адмиралтейском заводе комсомольско-мо-лодежную бригаду. Ей поручили сборку 650-сильной машины.

К 1933 г., когда наша страна полно­стью отказалась от импорта судовых ма­шин, молодые слесари из бригады Миха­ила Андреева сумели довести качество сборки установок до такого уровня, что оно не уступало зарубежному.

Имя молодого рабочего Адмиралтей­ского завода узнала вся страна. Комсорг цеха, член бюро цеховой партячейки М. Г. Андреев избирался депутатом Ок­тябрьского райсовета (1930—1934), депу­татом Ленинградского городского Совета (1934—1938). Два созыва подряд, с 1938 по 1951 г, был депутатом Верховного Со­вета РСФСР. В апреле 1936 г. был избран делегатом X съезда ВЛКСМ, а в декаб­ре—делегатом Чрезвычайного VIII Всесо­юзного съезда Советов, принявшего Кон­ституцию страны.

В годы войны М. Г. Андреев трудился

в цехе, выполняя заказы фронта Его бригада показывала образцы самоотвер­женного труда.

Более 40 лет отдал Михаил Григорье­вич строительству судов с маркой адми-ралтейцев. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.

В память о знатном ударнике на фа­саде здания 16-го цеха Адмиралтейского объединения, где работал М. Г. Андреев, 29 октября 1976 г. установлена мемори­альная доска.


следующая страница >>