Фрагмент урока в 3 классе, I четверть Тема урока : «Вариации в мордовской музыке» Из опыта работы учителя музыки высшей категории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Everybody needs a friend тип урока: Обобщающий. Совершенствование... 1 22.51kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. 1 55.27kb.
Конспект урока изучения нового материала в 8 классе Тема урока: «Удивительный... 1 204.19kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
Разработка урока по музыке во 2- ом классе, 4 четверть, 2 урок, на... 1 156.32kb.
Тематическое планирование по музыке 8 класс. № Дата Тема урока Основное... 1 177.37kb.
Урок музыки в 7-м классе, интегрированный с уроком изо тема урока... 1 44.08kb.
Из опыта работы учителя истории 1 56.75kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Ii музыкальные произведения, жанры народного и профессионального... 2 559.89kb.
- 4 1234.94kb.
Фрагмент урока в 3 классе, I четверть Тема урока : «Вариации в мордовской музыке» - страница №1/2

Примеры уроков, внеклассных занятий и сценарии праздников
Уроки музыки

(национально-региональный компонент)
( из книги: Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Уроки музыки и МХК: из опыта работы педагогов Мордовии. – Саранск: копи-центр «Референт», 2004. – 108 с.)
Фрагмент урока в 3 классе, I четверть

Тема урока: «Вариации в мордовской музыке»

(Из опыта работы учителя музыки высшей категории

СШ №2 г.Ковылкино Талалаевой Н.В.)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым ударным инструментом. Называется он по-мокшански - кальцаемат. Если он ударный, то, как вы думаете, из чего он сделан?

Дети. Наверное, деревянный, с молоточками.

У. (Показывает инструмент.) Правильно, вот только почему-то дощечки разной длины, почему?

Д. Чтобы звук был разный по высоте.

У. А похожие инструменты есть у других народов?

Д. Да. У русского народа такой инструмент называется «дрова».

У. А теперь поиграем в игру «Дразнилка». Я наиграю на этом инструменте ритмический рисунок, а вы повторяйте хлопками.




Д. Инструмент ударный, но прослушивается мелодия. Мелодия песни «Умарина».

У. Мордовский композитор Н.И. Бояркин написал пьесу, которую так и назвал «Кальцаемат». Послушайте и скажите, почему так назвал эту пьесу композитор? Мелодию какой знакомой песни использовал композитор для написания этой пьесы?

(Слушание.)

Д. Звуки стучат как молоточки. Слышно мелодию «Умарина».

У. А кто заметил, основная мелодия повторялась?

Д. Она звучала несколько раз, но каждый раз изменялась.

У. Правильно. Как называется такая форма повторения музыки?

Д. Вариации.

Урок музыки в 3 классе, II четверть

Тема урока: «Музыка мордовского народа»

(Из опыта работы учителя музыки высшей категории

СШ № 36 г. Саранска Ярлыковой Г.А.)
Цели урока:

1. Формировать нравственные основы уважительного отношения к художественным ценностям и культуре мокшанского и эрзянского народов.

2. Познакомить ребят с мокшанской, эрзянской народной и профессиональной музыкой, композиторами и ведущими исполнителями Мордовии.

3. Рассмотреть характерные черты и свойства мордовской музыки.

4. Раскрыть перед учащимися своеобразие и общность русской и мордовской музыкальной культуры, значение ее в жизни народа.

5. Способствовать расширению нравственно-эстетического кругозора учащихся.



Задачи урока:

1. Направить внимание школьников на осмысление свойств и характерных черт мордовской музыки.

2. Показать и разобрать средства выразительности мордовской песенной и танцевальной музыки.

(Звучат позывные - фрагмент гимна Республики Мордовия)

У. Ребята, слышали ли вы когда-нибудь эту музыку?

Д. Да, она звучит по радио и по телевидению как позывные к передачам мордовского канала. Это гимн нашей республики.

У. Известны ли вам, ребята, авторы гимна?

Д. Композитор – Нина Васильевна Кошелева, поэт - Сергей Кинякин.

У. Неслучайно наш урок открыл гимн Республики Мордовия, ведь мы сегодня отправляемся в путешествие по нашей республике и знакомимся с мордовской национальной музыкой. Мы с вами побываем в эрзянском селе и мокшанской деревне, повеселимся на мордовской свадьбе, послушаем и споем мордовскую песню. В старину люди любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная музыка звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Радовались мокшане и эрзяне - и песни пели веселые, озорные; горевали - и песни звучали протяжные, грустные.

У. Как же создавались народные песни – одним человеком или одновременно многими людьми? Что появлялось раньше – мелодия или слова?

Д. Вначале народные песни сочиняли отдельные люди, они одновременно сочиняли мелодию и слова.

У. Как же распространялись их песни?

Д. Песни передавались от человека к человеку, из уст в уста.

У. Вы знаете, что у нас в республике мордовский народ говорит и поет на двух языках: мокшанском и эрзянском.

Народная одежда и у эрзян, и у мокшан очень нарядная, украшена вышивкой, яркими бусами. Она создавалась народными мастерами. В Саранске и в мордовских селах есть старые одноэтажные дома, у которых оконные наличники – как кружевные. Только кружева эти из дерева. В песнях мордовских тоже свои музыкальные кружева, свои узоры. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.



У. Я расскажу вам одну историю, которая произошла давным-давно, сотни лет назад; может, это быль, а может, сказка.

...Жила была девушка в эрзянском селе. Добрая, красивая. Матери с отцом помогала и в доме, и в поле. Всегда радовалась солнцу утреннему, траве зеленой, пению птиц. И сама всегда напевала что-нибудь веселое. Но вот случилась большая беда: пришли на землю эрзянскую враги лютые – ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк ее звонкий напев. Зато все чаще приходила ей в голову мелодия печальная, слова горькие. В них и выливала она свою тоску по дому родному, по родителям.

Но вскоре девушке удалось бежать, и, вернувшись домой, стала она рассказывать, как жилось ей и другим пленникам в неволе ногайской, но получился у нее не рассказ, а песня. Да уж такая печальная... Назвали ее «Вирь чиресэ» («На опушке леса»). Прежде, чем послушать ее, я познакомлю вас с русским переводом этой песни.

На опушке леса эрзянский парень дрова колет,

На краю леса мокшанский молодец дрова рубит.

Раз рубанет эрзянский парень – оглянется,

Два раза рубанет мокшанский молодец – дважды оглянется.

Ой, без ветра деревья заскрипели,

На дубах листья задрожали,

Без росы трава наклонилась,

Без дождя облака потемнели.

Направо посмотрел мокшанский парень –

Губанцы идут,

Налево посмотрел эрзянский молодец –

Ногайцы идут.

(Слушание «Вирь чиресэ».)

У. Как вы думаете, ребята, к какому жанру народных песен относится песня «Вирь чиресэ»?

У. Мы побывали с вами в эрзянском селе, пора заглянуть и в мокшанскую деревню, ведь здесь нас ждет веселая свадьба со своими песнями и плясками.

Хорошо известна в Мордовии старинная хороводная мокшанская песня «Луганяса келуня» («На лугу березонька»). В ней рассказывается о березоньке, что стоит на лугу, о девушке, что сидит под этой березонькой. О нарядах той девушки, о шелковом рукоделии в ее руках. После каждой песенной строки – веселый, танцевальный припев.



(Слушание песни «Луганяса келуня».)

У. Понравилась вам песня, ребята? Давайте разучим ее.

(При разучивании песни использовать настройку

соль-фа-ми-ля-соль//соль-фа-ми-ля.)

(Обратить внимание па переменный размер, ритм, отметить пунктиры.)

(Исполнить три куплета песни a'cappella.)

Давайте попробуем исполнить песню так, как она звучит на мордовской свадьбе: девочки исполняют хоровую партию, а мальчики аккомпанируют им припев на ложках, ведь в старинных мордовских песнях хоровые партии исполняли женщины, а мужчины играли на различных народных инструментах.

(Исполнение песни.)

У. Молодцы, ребята! Песню спели, а какая же свадьба без задорной, веселой пляски?

(Звучит левженский танец в обр. В. Белоклокова.)

У. Внимательно послушайте музыку и определите черты, характерные для мордовской музыки.

Д. Слышится пентатоника.

У. Верно, в основе танца бесполутоновая интонация (ми-соль-ля-си).

У. Завершит наш урок песня, написанная первым композитором Мордовии, основоположником мордовской профессиональной музыки Леонтием Петровичем Кирюковым, именем которого названо Саранское музыкальное училище.

«Тютю-балю» – так названа песня, которую поют мордовские матери своим детям, а однажды услышав, нельзя не запомнить ее мотив.

Послушайте и определите жанр песни.

(Исполнение песни ученицей класса.)

Д. Это колыбельная песня.

У. На нашем уроке мы разучим русский текст песни.

(Распевание на упражнениях, включающих в себя дорийский минор, минорное трезвучие -ля-до-си с опеванием ми (5).)

(Исполнение песни с солисткой.)

У. Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы узнали немного о музыке Мордовии. Какие же характерные черты, свойственные только музыке мордовского народа, мы узнали на нашем уроке?

Д. Специальный лад – пентатоника, переменный размер с изменчивым ритмом, огласовка согласных и слогов, небольшие внутрислоговые попевки, специфическая манера исполнения – напряженная и громкая.

У.

Мой край родной – мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык.

Этими прекрасными строками мордовского поэта Петра Гайни мне хочется закончить наш урок.



Цикл уроков по теме: «Музыка Мордовии»

(3 класс, IV четверть)

(Из опыта работы Баулиной Т.В., учителя музыки высшей категории

СШ № 37 г. Саранска)

(Разработаны на основе книги Н.М. Ситниковой От песни до симфонии или Давайте слушать музыку. - Саранск, 1989)


Урок 1

Тема: «История мокшан и эрзян в их песнях».
У. В тридевятом царстве, тридесятом государстве, что зовется Мордовией, жил-был Песельник. На скрипке играл, песни разные пел. Ходил по полям, по лесам, по селам, по деревням. Сам песни пел, но и других слушал. Вот шел он однажды, шел, вдруг слышит: песня звучит.

(Звучит песня «Сур велесь».)

(Звук убавляется, и на фоне музыки речь учителя.)

У. Пошел Песельник прямо к песне. Идет, идет, а никак не дойдет.

(Учитель может спросить детей, о чем поется в песне, а затем прочитать перевод.)

У.

Ой, село, село, красивое, село Сурское,

На нижнем конце его гудит бор.

Ой, в том бору звери – сурки да белки.

На верхнем конце села – березовая роща.

В той роще красивые птицы.



У. И вот увидел наконец он то село. И впрямь оно красивое! А на околице его красны девицы поют. (Слайды с изображением женских портретов Ф. Сычкова.)

Издалека их слышно, потому что мордовские песни всегда громко поются, даже печальные.



(Звучит песня «Ой, доля, доля!».)

У. Почему мордовские песни такие печальные?

(Ответы детей.)



У. Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь у мордовского народа была очень тяжелой. Трудолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах больших рек – Суры и Мокши. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать свой урожай.

Набегут враги, сожгут поля, людей в плен возьмут. Вот поэтому песни печальные. Исполняются эти песни хором. Сначала один женский голос начинает, потом вступают все остальные голоса. Поют стройно. Поют не одну и ту же мелодию, а мелодии разные, но соединяются они в единое целое. Вот и получается многоголосие – яркая музыкальная краска с разнообразными оттенками. Краски мокшанских и эрзянских песен – звонкие, сочные, чистые.

Среди мордовских песен много таких, в которых поется о каком-то одном человеке. Если это хороший человек, то его хвалят. А если неумеха, растеряха, лентяй – уж достанется ему в песне!

(Разучивание песни «Косо, косо, да Утяша».)
Урок 2

Тема: «Узоры мордовских песен». Народные ансамбли «Келу», «Умарина»
У. Жила-была девушка в эрзянском селе. Добрая, красивая. Матери с отцом помогала и по дому, и в поле. Всегда радовалась солнцу утреннему, траве зеленой, пению птиц. И сама всегда напевала что-нибудь веселое. (Исполняется песня «Косо, косо, да Утяша».)

Но вот случилась большая беда: пришли на землю эрзянскую враги лютые – ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк ее веселый напев. Зато все чаще и чаще приходили ей в голову мелодии печальные, слова горькие. В них и выливала она свою тоску по дому родному, по родителям.



(Звучит песня «Вирь чиресэ».)

У. (На фоне песни.) Вскоре девушке удалось бежать, вернувшись домой, она стала рассказывать, как жилось ей в неволе ногайской, но получился у нее не рассказ, а песня. Вот такая печальная. Как звали ту девушку, что песню придумала, – никто не знает. Много лет прошло с тех пор, много воды утекло. Много раз песню пели, много раз она изменялась. И становилась все красивее. Так до нас и дошла. Назвали ее «Вирь чиресэ» («На опушке леса»).

(Учитель читает перевод песни.)

В песнях мордовских есть свои музыкальные узоры, музыкальные украшения. Если внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские песни от других песен. Национальная одежда у эрзян и мокшан очень нарядная, украшена вышивкой, яркими бусами.



(Показ слайда «Вышивальщица» П. Сидельникова. Можно использовать работы учащихся художественной школы.)

У. Глядя на эти костюмы, вышивку, думаешь, как красивы были душой люди, которые их сделали. А какой завораживающей силой обладают мордовские мелодии!

Помните Песельника, которого песня привела в село Сурское. Задумал он тогда мордовских девушек в стольный город Саранск позвать. Чтобы пели они не только для своего села, но и для всех людей. И вот стал он перед девушками речь держать:



Ай, вы, девицы, вы, красавицы!

Круглолицые да румяные!




Мастерицы да рукодельницы

Ваши вышивки, как луга, пестры.



Круглолицые да румяные,

Ваши косы – ветки ивушки,




Ваши вышивки, как луга, пестры

Ваши сюлгамо, как ручьи, звонки,



Ваши косы – ветки ивушки,

По плечам до пят опускаются.




Только песни ваши

Еще краше!



Только песни ваши

Еще краше!




Ай, вы, девицы, вы, красавицы!

Мастерицы да рукодельницы!




Ай, вы, девицы, вы, красавицы,

Мастерицы да рукодельницы.




Ваши песни, как узор цветной,

Ваши песни, как ручьи весной!




Пусть народ на вас полюбуется!

Вашим песням народ подивуется!




Вышла вперед одна из них, поклонилась она селу родному, роще березовой и сказала: «Нельзя людям без песен. В нашем селе их каждый знает, а в твоем городе про них не слыхивали. Пойдем мы с тобой, будем для всех свои песни петь».

Вот и пришли девицы в стольный град. Стали там песни петь, а Песельник решил помочь девушкам. Чтобы не забыли они о своем селе и о своей березовой роще, дал он всем им одно имя - ансамбль «Келу».



(Разучивается песня «Луганяса келуня».)

У. Ансамбль «Келу» - это не первый профессиональный ансамбль. Вот уже более 50 лет существует ансамбль песни и танца «Умарина». Сегодня в начале урока прозвучала песня в исполнении этого ансамбля - «Вирь чиресэ» («На опушке леса»).
Урок 3

Тема: «Сказ о первом композиторе Мордовии»
Учитель начинает рассказ на фоне «Свадебной песни» Л.П. Кирюкова (на доске портрет композитора).

У. В некотором царстве, в некотором государстве, на берегу маленькой речушки стояло маленькое мордовское село. И жил-поживал там мальчик, который очень любил слушать бабушкины сказки и мамины песни. (Слайд: «Гринько» Ф.Сычкова.) Чуть подрос мальчик, услышал много других песен-сказок. И все ему очень нравились. Год слушает, два слушает, переслушать не может: песен оказалось так много, что мальчик просто растерялся. И вот однажды проезжал через их село странный человек. Он тоже слушал песни. Но не просто слушал, а записывал. Увидел странный человек, что деревенский паренек слушает песни как зачарованный. И поведал он ему один секрет. Оказывается все песни можно записать со словами и мелодией. Только для этого надо знать особые знаки – ноты. А мальчик-то не только нот - букв даже не знал. Но странный человек сказал, что всему можно научиться. Только надо ехать в большой город – Москву.

Не испугался мальчик дальней дороги, когда немного подрос, попрощался с мамой и другими односельчанами и пошел. Шел да шел и пришел в Москву. Трудным делом оказалось особые знаки-ноты постичь. Нелегко ему было, но справился. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Времени-то прошло много, и он так много разных музыкальных секретов узнал, что стали звать его Музыкантом.

Вот так и жил Музыкант в Москве. Хорошо там было. Можно посмотреть разные чудеса – театр, цирк, кино… Одно плохо: у Музыканта песни кончились. Вспоминал он все время мамины песни, мордовские. И вот поклонился он Москве да и отправился домой, в Мордовию.

Верно говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». Вернулся Музыкант на родину. Стал записывать новые песни. И вдруг заметил, что у него совсем не те песни получаются, которые от других слышит, а свои, собственные. Да все разные: колыбельные и шуточные, праздничные и героические. А что же удивительного в том, если Музыкант сам стал придумывать такую же красивую музыку, какую умеет сочинять народ? Ведь у людей-то он этому и научился. Только оказались его песни странными: у одних мелодия короткая, как весенний ручеек (учитель исполняет «Хороводную пляску» Л.П. Кирюкова), у других – длинная-предлинная, как самая большая река (учитель исполняет «Прелюдию» Л.П. Кирюкова). И называться они стали по-разному: музыкальная пьеса, прелюдия, кантата, сюита, опера.

И теперь уже другие люди приходили к нему, чтобы послушать его добрую музыку. Он первым на мордовской земле научился волшебству сочинения музыки.

Это был Леонтий Петрович Кирюков – первый мордовский композитор. Он сделал очень много добрых музыкальных дел для нашего народа и нашего искусства, поэтому заслужил от людей почетные звания: «Народный артист Мордовии», «Заслуженный деятель искусств России».

У каждого человека есть самая первая песня, которую он слышит, – колыбельная. У каждой мамы – своя песня. Ее слышит только ее сын или дочка. А вот эту колыбельную, которая называется «Тютю-балю», могут услышать все: дети и взрослые, которые тоже были когда-то детьми. «Тютю-балю» сочинили для всех два очень добрых человека: мордовский поэт Федор Атянин и первый мордовский композитор (говорят хором) Леонтий Петрович Кирюков!

Они сочинили ее так, будто услышали сердцем те колыбельные, что поют женщины своим малышам. А может быть, вспомнили, как им самим в детстве мама пела. Вот и получилась такая добрая песня.



(Звучит песня«Тютю-балю» в исполнении учителя. С детьми разучивается припев песни на мордовском и русском языках. Затем исполняется вместе с учителем. Можно использовать в музыкальном сопровождении треугольник.)
Урок 4

Тема: «Добрая музыка!» (О композиторах Мордовии)
Урок начинается с исполнения песни «Тютю-балю». Беседа о Л.П. Кирюкове (детям можно было задать на дом подготовить сообщение по книге Н.М. Ситниковой «Давайте слушать музыку», или учитель рассказывает сам).

У. Мордовский композитор Л.П. Кирюков родился в 1895 г. в деревне Пичевка Зубово-Полянского района. Первая музыка, которую он услышал в детстве, – песни его мамы. Она была великая мастерица петь мордовские народные песни, и за это ее любили все односельчане. Послушать замечательную народную певицу приезжал из Саранска известный ученый Макар Евсевьевич Евсевьев. А через много лет, когда Л. Кирюков уже стал музыкантом, он сам записал эти песни нотами. Но прежде Леонтий Петрович выучился на учителя. Он постигал науки в г. Казани, а там был настоящий театр и на концертах звучала музыка разных композиторов Европы. Когда Кирюков вернулся на родину, в Зубово-Полянский район, то представить себе свою жизнь без музыки уже не мог. Вот и решил организовать в селе Анаеве народный хор. Созвал всех, у кого был хороший голос, и вместе они стали петь мордовские песни.

Леонтий Петрович очень хотел узнать о композиторах, которые живут в разных странах и пишут разную музыку. Он задумал научиться сочинять музыку, как они. Пришлось ехать в Москву, в консерваторию. Вернулся в Мордовию он настоящим композитором. Сочинил оперы «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня». Сочинил Концерт для скрипки с оркестром, фортепьянные пьесы, много песен, пьесы для баяна. Л.П. Кирюков помог открыть в Саранске музыкальное училище, музыкальный театр. Он сам стал учителем для тех, кто любил музыку.



(Звучит «Мордовский танец» для баяна с оркестром Л.П. Кирюкова.)

Старейшиной мордовской музыки является композитор Георгий Иванович Сураев-Королев (портрет на доске). Помните, ребята, сказку о Песельнике, который по свету ходил, песни слушал и записывал. Это и есть Г.И. Сураев-Королев. Это он организовал женский фольклорный ансамбль «Келу». Это он обрабатывает мордовские народные песни для ансамбля. Эти песни дороги композитору, который считает музыку, созданную народом, самой мудрой и самой красивой. Поэтому он собирает народные песни, как драгоценные сокровища. Эти песни и его самого научили сочинять хорошую музыку: для скрипки и фортепьяно, для хора, оркестра, для детей и взрослых.



(Звучит песня «Приди, весна» Г.И. Сураева-Королева.)

Гавриил Григорьевич Вдовин – мордовский композитор другого поколения (портрет на доске). Он высок и худощав, взгляд глубоко посаженных глаз пристален и серьезен. Это строгий и мудрый человек. Он не только строгий, но и добрый. Иначе и не могло быть. Как же можно тогда сочинять музыку?

Гавриил Григорьевич сочиняет разную музыку: для детей и для взрослых, для скрипки, фортепьяно, баяна, оркестра. У него есть оперы.

(Звучит Пьеса для флейты и фортепьяно Г.Г. Вдовина).

Г. Вдовин очень любит писать песни для детей. На одной встрече с юными музыкантами Гавриил Григорьевич рассказал, как он сочиняет музыку: «Вообще-то об этом очень сложно рассказывать. Спросите-ка у себя, а как вы дышите, как видите? Для каждого это вполне естественно, а рассказать об этом вряд ли кто сможет. Так и с сочинением. Вот смотрю я, например, летним утром на наш красивый город с его широкими улицами и новыми домами, и в голове начинает звучать мелодия. Совсем незнакомая мне мелодия. Значит, она не из песни, которую я где-то раньше слышал, а только моя. В ней – летнее утро, мой любимый город».



(Предложить детям разучить песню Г. Вдовина «Троллейбус».)

У. А бывают женщины-композиторы?

(Ответы детей.)

У. Вот и сегодня мы познакомимся с мордовским композитором Ниной Васильевной Кошелевой (портрет на доске).

Училась и жила она в детской музыкальной школе-интернате в Саранске. Пела в хоре. Ей очень нравилось петь и играть на фортепьяно. Особенно любила, выучив все уроки, сесть за пианино «просто так». Это означало, что она будет играть не ту музыку, что сочинил кто-то другой, она будет играть свою. В своем музыкальном произведении она расскажет музыкальными звуками, как интересно жить в интернате, как весело ей вместе со всеми петь хорошие песни, и как она скучает по своей маме.

Однажды в интернат пришел настоящий композитор. Его звали Г.И. Сураев-Королев. Он понял, что для Нины Кошелевой, маленькой девочки из мокшанского села, сочинять музыку – просто необходимость. И начал помогать ей. А когда она выросла, то и сама стала настоящим композитором.

(Учитель исполняет фортепьянную пьесу Н. Кошелевой «Веселое настроение».) (Слайд: Ф.Сычков «Праздничный день».)
Урок музыки в 5 классе, II четверть

Тема урока: «Ладово-интонационные и ритмические особенности мордовской народной музыки»

(Из опыта работы учителя музыки СШ № 33 г. Саранска Курылевой Т.И.)
Тип урока: обобщение.

Форма урока: диалог.

Жанр урока: урок-импровизация.

Художественно-педагогическая идея: «Композитор должен любить, беречь, развивать то, что создано народом» (А.И. Хачатурян).

Цели и задачи урока:

Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, обогащая тем самым духовный мир детей.

Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.

Обучающие: освоение ангемитонового лада мордовской народной музыки, ее специфических особенностей ладового образования, в связи с этим и музыкального интонирования.

Методы: импровизация, наблюдение, сопоставление, ассоциативный поиск, активный диалог, проблемно-поисковая ситуация, эмоциональная драматургия, метод успеха.

Ход урока

У. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке нам предстоит очень увлекательная работа. Каждый из вас на уроке будет композитором. Мы с вами будем сочинять мордовскую песню. Но для того, чтобы сделать это так, как делают профессионалы, нужно знать и владеть многими музыкальными терминами. Давайте повторим их. Начнем с музыкальных темпов (учитель показывает карточки с названием музыкальных темпов. Учащиеся говорят перевод темпа с итальянского):

Adagio – медленно

Allegro – быстро, скоро

Andante – не торопясь

Con moto – оживленно, с движением

Largo – широко

Lento – протяжно

Vivo – живо.



У. Молодцы, ребята! А сейчас проведем ритмическую разминку – поиграем в ритмические игры.

1 игра. «Эхо». В заданном темпе (Andante) ребята повторяют за учителем ритмические комбинации:




2 игра. «Паровоз». Учителем задается темп (Con moto). Ребята по очереди проговаривают ритмические цепочки, предложенные учителем. Сложность заключается в том, чтобы не прервать заданный темп – не опоздать на поезд.

3 игра. - «Вопрос-ответ». В заданном темпе (Andante) учитель простукивает ребятам ритмическую комбинацию (вопрос), ребята распознают ее на слух и проговаривают. (Например: ответ: та ти-ти ти-ри ти-ри та!)



У. Хорошо, с ритмом все справились. Но, кроме ритма, для сочинения мордовской песни нам понадобится еще и мелодия. А мордовская песня будет отличаться от русской? Чем? Давайте особенности мордовской музыки проследим на двух примерах. Вам будут предложены два музыкальных отрывка, один из которых принадлежит русскому народу, а другой мордовскому. Постарайтесь на слух определить, какому народу принадлежит музыка?

(Звучат 2 музыкальных отрывка: 1. Русская народная песня «Что от терема да до терема» в обр. Н. Римского-Корсакова, перелож. А. Самонова. 2. Пьеса Н. Бояркина «Пастух играет на нюди». Ребята безошибочно узнают интонации мордовской музыки.)



У. Молодцы! Все правильно. Как же вы могли так безошибочно разобраться в этих отрывках? Какие характерные черты, особенности помогли вам в этом? Давайте еще раз послушаем эти отрывки и назовем особенности мордовской и русской музыки.

(Играется 1 пример.)

Что присуще русской музыке? (Напевность, протяжность, распевность.) На какой ступени заканчивается пример? Сколько ступеней в ладу? Какой лад?



(Играется 2 пример.)

Каковы характерные черты мордовской музыки? Ритм – четкий, острый, упругий. Лад? (Пентатоника.)

Молодцы, ребята! Вы правильно услышали основную особенность мордовской народной музыки – пентатонику. Давайте еще раз повторим, что же такое «пентатоника»? Какие народы поют в этом ладу?

У. Давайте и мы с вами споем пентатонику, при помощи ручных знаков. Приготовились, сели прямо.

(
Пение по ручным знакам.)


У. Хорошо, ребята. Но вы помните, что мордовское пение многоголосно? Давайте с вами поделимся на два голоса, первый голос будет петь по правой руке, а второй – по левой.

(Пение на два голоса.)

У. Все мы с вами повторили. Теперь можно приступить к основному заданию – сочинению мордовской песни. Вот вам поэтический материал, сочиненный самим народом, – мокшанская потешка «Катоня».

(Учитель вывешивает на доску заранее написанный

на ватмане текст.)

Катоня, катоня, ков якать исяконя?

(Кошечка, кошечка, куда вчера ходила?)

У. Давайте проговорим текст в темпе Andante.

(Задается темп, ребята рукой показывают пульс, проговаривая текст, пытаются уловить его ритмическую структуру.)



У. В мордовской песне, ребята, текст играет ритмообразующую роль, кто попробует записать ритм этой потешки на доске?


У. А теперь при помощи ручных знаков давайте придумаем мелодию нашей песенки.

(Из нескольких вариантов, сочиненных детьми, выбираются самые удачные и записываются на доске, можно оставить два варианта для двухголосия.)


У. Вот и получилась у нас мордовская песня. Пусть она маленькая, но и композиторы вы еще маленькие. А чтобы она стала еще краше и интереснее, давайте сочиним к ней инструментальное сопровождение. Сочините, ребята, первый голос для треугольника () при помощи ♪ и ﻉ, а второй голос для шавомы, при помощи ♪ и ♫.

Вот получилась у нас ритмическая партитура:





(Вызываются по желанию два человека и партитура озвучивается.)

Чтобы быть настоящими профессионалами, нужно указать исполнителю динамику и характер исполнения песни (выбираются исходя из характера песни – ρ, Dolce - певуче).



У. Ребята, вы справились с поставленной задачей на «отлично». Я думаю, из вас вырастут настоящие ценители родной земли, знатоки ее песен и культуры в целом. А кто знает? Может, и композиторы в вашем классе есть? А каких композиторов Мордовии вы знаете?

(Ребята перечисляют.)

У. На прошлом уроке мы с вами разучивали новую песню Н. Кошелевой и С. Кинякина «Сембодонга мазыняй» (в переводе с мокшанского «Самая красивая»). Вспомните, ребята, о чем эта песня? Как мы будем ее исполнять в запеве (m ρ, Dolce) и в припеве (m f, Dolce). Что звучит в заключение песни? (Вокализ - песня без слов.)

Давайте, ребята, при исполнении песни передадим всю нежность, любовь, ласку, которую заложили композитор и поэт в свое произведение.



(Дети исполняют песню.)

У. Спасибо за ваши ответы, хорошее исполнение и сочинение песен, до следующей встречи!
Урок музыки в I классе, II четверть

Тема: «Музыка моего народа»

(Из опыта работы Зоткиной И.)
Художественно-педагогическая идея урока: «… должно быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:

родная земля,

родной язык,

родная культура,

родная история…

И все они – в облике одной собственной матери родной. Когда любишь свой корень, ценишь его – понимаешь боль и любовь всех и всего, приобретаешь такое же чувство:

к другой земле,

к другому языку,

к другой культуре,

к другой истории…» (М. Шаханов.)


Цели: познакомить учащихся с образцами мордовской музыкальной культуры, с народной и профессиональной музыкой.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с мордовским календарно-обрядовым праздником Роштува (Рождество); дать представление о творчестве мордовского композитора Н.И. Бояркина; познакомить учащихся с произведением Н.И. Бояркина «Родные просторы».

  2. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, память, чувство ритма, воображение и мышление.

  3. Воспитывать любовь к музыке, родной природе, мордовской музыкальной культуре, к прошлому мордовского народа; воспитывать уважение к культуре других народов.

Музыкальный материал: мордовская народная песня «Кавто цёрат тикше ледить» - исполнение. «Каляда» – разучивание. Н.И. Бояркин «Родные просторы» – слушание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

В классе звучит одно из произведений мордовского народного фольклора. Дети заходят в класс под музыку.

II. Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Музыка моего народа» и познакомимся с произведениями мордовского фольклора и творчеством одного из мордовских композиторов.

  1. Активизация прошлого опыта.

У. Но прежде вспомним, какую же мордовскую народную песню мы уже знаем?

Д. «Кавто цёрат тикше ледить».

У. Верно. Давайте вместе эту песню и исполним. Но сначала подготовим наши голоса к пению (распевка «Нумолнэ» – «Зайчик»).

У.Сейчас я напомню вам песню, а вы внимательно послушайте и спойте про себя. (Исполнение песни учителем, затем вместе с детьми.)

IV. Работа над новой темой.

У. А теперь, ребята, представьте себе такую картину: темные леса, непроходимые чащи, все засыпано снегом, и среди этих лесов – отдаленные поселения, небольшие деревушки, где живет народ, который называется мокша и эрзя. Они готовятся к большому зимнему празднику – Роштува (Рождество). Этот праздник не связан с христианским Рождеством, а посвящался «духам» – покровителям животных и домашнего скота. Он приходится на день зимнего солнцестояния – 25 декабря.

В этот праздник пелось очень много колядок – зимних величально-поздравительных песенок («калядань морот»). Ранним утром колядки пели пастухи, обходя дворы, при этом начинали шествие с места выгона скота. Поднявшись в сени, они посыпали порог зернами пшеницы и пели колядки. Ходили с величальными песнями и дети. Они зычно выкликивали песню, выделяя слоги. Раньше, чтобы было лучше слышно песню, ко рту ребром прикладывали ладонь (показывает), что означало «кричать колядку». Давайте и мы попробует выучить одну из них. Сейчас я вам ее сыграю и спою, а вы внимательно послушайте (учитель играет и поет).



V. Разучивание песни.

У. В этой колядке поется о празднике Роштува. Вот как она звучит на русском языке:

Коляда! Сегодня день Коляды!

- Завтра день Рождества.

- Свиную голову сварите!

- На лавку положите!

- Пришла кошка, украла!

- Под стол утащила!

У. У мордовского народа есть такой обычай: на праздник «Роштува» варить свиную голову и угощать гостей. Свинья – это священное животное у мордовского народа. Ей поклонялись и обожествляли ее. Послушайте колядку еще раз (исполнение учителем):


Каляда! Течи чизе каляда!

Каляда! Ванды чизе Роштува!

Каляда! Тувань пря пидеде!

Каляда! Лавца лангс путынк!

Каляда! Сась каткась, салызе!

Каляда! Столов алов ускизе!



У. Давайте прохлопаем ритм первой фразы на слог «ти» и «та» (та-ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та).

У. А теперь я проговорю слова первой фразы, а вы постарайтесь их запомнить: Каляда! Течи чизе каляда! (Слова записаны на доске.)

У. Повторите вместе со мной. (Повторяют.)

У. Прохлопайте ритм первой фразы со словами: Ка-ля-да! Те-чи чи-зе ка-ля-да!

У. Добавим мелодию (поет с дирижированием).

(Аналогично разучивается вторая фраза и вся колядка.)

У. А теперь давайте попробуем спеть всю колядку. (Исполняют.)

VI. Слушание произведения.

У. В течение года мы будем встречаться с мордовской народной и профессиональной музыкой. Эта музыка расскажет вам о родном крае, о том, какие люди жили и живут в нашей республике. Один из таких замечательных людей, живущих в Мордовии, - композитор Н.И. Бояркин. (Краткие сведения о нем.) Сейчас мы послушаем одно из его произведений – «Родные просторы» («Вечкема мастор»). Послушайте его внимательно, обратите внимание на характер произведения. (Исполнение учителем.)

VII. Беседа по произведению.

У. Какой характер этого произведения?

Д. Грустный, задумчивый, нежный.

У. Какие мысли, образы возникли у вас после прослушивания? Может быть, кто-то из вас дал другое название этой пьесе? (Ответы.)

У. Что хотел передать композитор, о чем он думал, когда писал это произведение? (Ответы.)

У. А как вы думаете, отличается ли мордовская музыка от русской? Что необычного вы заметили в ней? (Ответы.)

У. В мордовской музыке есть свои особенности. (Показывает на фортепиано ходы, характерные для мордовской музыки.)

VIII. Итог урока.

У. Итак, давайте еще раз вспомним тему нашего урока.

Д. «Музыка моего народа».

У. Все произведения, которые мы сегодня выучили и прослушали, выражают огромную любовь к родной культуре, родному народу, родной музыке.

У. С какими же произведениями мы сегодня познакомились? О каком празднике вы узнали? О каком композиторе я вам рассказала? (Ответы.)

IX. Домашнее задание.

У. Сегодня вы прослушали пьесу Н.И. Бояркина «Родные просторы». Может быть, кто-то напишет небольшое сочинение или нарисует рисунок, кто-то сочинит музыку или стихотворение. Пофантазируйте, и на следующий урок представьте свое произведение в классе.

Сценарии праздников для ДОУ
Занятие в мини-музее по теме: «Родной город.

Наш земляк – С.Д.Эрьзя»

(Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ №88 Миняевой Г.Н.)

(Подготовительная группа)

Цель занятия.

  1. Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину».

  2. Приобщить детей к наследию великого мордовского скульптора, способствовать развитию у детей эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.

Задачи.

  1. Познакомить с историей возникновения родного города, обратить внимание на то, что в названиях улиц нашла отражение история города.

  2. Знакомство с выставкой иллюстраций скульптур С.Д.Эрьзи – культурным наследием нашего земляка.

  3. Исполнение мордовских народных песен и песен мордовских композиторов, подчеркнуть, что мордовское музыкальное народное творчество проявляется в национальном характере, мировоззрении, способствует духовному, нравственному, эстетическому воздействию на личность.

Ход занятия.

В грамзаписи звучит мордовская народная мелодия, дети проходят в мини-музей, где оформлена выставка иллюстраций скульптур С.Д.Эрьзи.



Музыкальный руководитель. Ребята, вы вошли в музей под музыку, вы узнали ее? (Ответы детей). Как вы думаете, какой край милее нам всего на свете? (Мордовский).

Вот послушайте, какие стихи написал о нашем крае мордовский поэт Никул Эркай:

«…Родимый край! Тобою я живу,

Я в каждом колосе, былинке каждой,

Где б ни был я – с неутомимой жаждой,

Родимый край, тобою я живу!»

Как хорошо, что мы родились и живем в Мордовии. (В каком городе? - Саранске). Значит, Саранск – наша Родина. Родину любят, берегут, защищают, – так было во все времена.

(Песня «Осень в Саранске» Муз. и ст. О. Алиевой).

(Появляется за ширмой-печкой Кузя. Здоровается с детьми, спрашивает, узнали ли его?)

Музыкальный руководитель предлагает спеть песню о Кузе (говорит, что давно ждали в гости его).

(Песня «Домовой за печкою жил…»).

Кузя. Спасибо, что ждали меня! Какую вы песню о Саранске хорошую спели, проникновенную. Наверное, очень любите свой город. (Ответы детей). Я тоже люблю свой город, только позабыл все, ничего не помню об истории города.

Муз.рук. Кузя, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Сколько лет исполнилось Саранску в этом году?

( 360 лет).

Как возник Саранск?



( Как военная крепость на границе Русского государства).

«Много лет среди равнины

Мой Саранск стоит старинный…»

(Муз. руководитель показывает фотографии старинного города).

Кузя. А какие легенды живут в народе о тех временах?

Муз.рук. Мы знаем одну легенду о женщине-атамане.

(Ответы детей: Это Алена Арзамасская. Бесстрашная героиня, простая крестьянка, защищала со своим отрядом г.Темников, враги сожгли ее на костре).

(Показывает иллюстрации).

Кузя. А вот интересно, откуда зарождался город?

(На Советской площади. Главная площадь города).

Муз.рук. Что теперь проходит на площади?

(Праздники, митинги, демонстрации).

Кузя. Вспомнил, на ней устраивают главную елку города.

(Звучит мордовская песня «Ой, дали-дали» в обр. Г.Г.Сураева-Королева)

Муз.рук. В нашем городе много музеев (краеведческий, республиканский музей изобразительных искусств и др.), где экспонаты познакомят нас с историей мордовского края с древних времен до наших дней.

Кузя. Да, богата история нашего города, и много выдающихся художников, музыкантов, ученых, которые родом из Мордовии. А чье имя известно во всем мире, чей юбилей, 125-летие, отмечают в эти дни?

Дети. Скульптора С.Д.Нефедова-Эрьзи.

Муз.рук. Где родился С.Д.Эрьзя? (в с.Баево, Ардатовского района). Кто были его родители?

(Мать – вышивальщица, отец - столяр).

(Муз. руководитель предлагает Кузе и детям обратить внимание на мини-выставку иллюстраций скульптора Эрьзи).

Кузя. А вот я заметил, что в своих скульптурах Эрьзя изображает только людей.

Д. Он показывал чувства человека, его состояние (называют картины: «Моисей», «Бетховен», «Голова мордовки», «Старик мордвин», «Портрет матери», «Москвичка» и т.д.).

Кузя. Какой молодец Эрьзя, хотя и жил долго за границей, но не забывал свою родину, своих земляков, запечатлел их в своих скульптурах с любовью и теплом.

Муз.рук. Я думаю, Кузя, только любовь к своей родине, родной природе, родному языку, родным мордовским песням помогла Эрьзе пережить разлуку. Если бы он с детства не слышал их и не любовался красотой мордовских песен, разве он создал бы такие гениальные произведения!

(Мордовская народная песня «Минь листяно улицяв»).

Музыкально-литературная композиция по теме:

«Люблю тебя, мой край».

(Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ №88 Миняевой Г.Н.)

(Подготовительная группа)

Цель занятия.

1. Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мокшан и эрзян.



Задачи.

1. Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, знакомить с мордовским национальным костюмом, народными промыслами, обрядами и традициями мордовского народа.

2. Формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев.

3. Развивать у детей способность эмоционально-образного восприятия мордовского музыкального искусства.



Предшествующая работа:

  1. Рассматривание репродукций мордовских художников, портретов мордовских композиторов, слайдов с изображением музыкальных инструментов, эскизов костюмов.

  2. Прослушивание в грамзаписи фольклорной музыки и музыки профессиональных композиторов.

  3. Знакомство с новыми словами, беседа об особенностях национального характера мордовского народа, о духовных, нравственных ценностях, заложенных в мордовских песнях, особенностях исполнения произведений различных жанров.

Ход мероприятия
Ведущий. Юбилей сегодня у Мордовии!

Оркестры громко в честь него звучат.


Музыкальный Шумбратадо, вечкевикс оят!

руководитель. Шумбратада кельгома ялгат!

Проходите, здравствуйте, шумбрат!



(Под «Марш» Л.И.Воинова дети входят в зал)

Муз.рук. Здравствуй, Мордовия, здравствуй,

Славься, родная земля!



Вед. Щедрой Мордовии, светлой Мордовии

Добрая песня моя!



Муз.рук. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Около двух тысяч лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, мокша и эрзя.

1 ребенок. Мордовия моя — леса и пашни, –

Цветов и птиц привольная страна!

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?



2 ребенок. Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть другая красота,

Но я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!



(Песня «Земля мордовская» муз.А.Аверкина. Исполнение.)

Муз.рук. Красота в людях, живущих в нашей республике, их языке, костюме, обычаях и традициях, в песнях, сказках, нашей истории! Почему мы должны знать историю своего края?

Дети по очереди. Глупа та птица, которой гнездо не мило.

Мой дом – моя крепость.

Кто учен, тот от тысячи бед защищен.

Вед. Много раз Русская земля отражала набеги кочевников. Мордовский край, лежавший на пути к Москве, первым вставал на пути врага – строил крепости, насыпал земляные валы. Тревожно били колокола, созывая на борьбу. Легенды живут о тех временах в народе. И в наше время герои из Мордовии защищали Родину в Великой Отечественной войне.


следующая страница >>