Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной - страница №1/1

5-7 классы.

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации

программы для общеобразовательных учреждений «Музыка.5-8классы», авторы В.В.Алеев, Т.И. Науменко,Т.И. Кичак

(6-е издание, стереотип-М. Дрофа,2008), отвечает требованиям государственного образовательного стандарта.

Данная программа предназначена для 5а,б, 6а,б,7а,б классов МБОУ «СОШ №30 с углублённым изучением отдельных

предметов»

Характерным для программы является связь с программой начальных классов. Учитываются концептуальные положения, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности момент, связанный с введением темы года.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведении музыкально-творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий).

Отличительные особенности программы отразились:

  • во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

  • в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

  • в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

  • в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

  • в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного, изобразительного ряда.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных

взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по

сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.

Подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:



  • с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;

  • с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи, изобразительности

музыки и поэзии).

Образовательные технологии

  • объяснительно - иллюстративные;

  • технология развивающего обучения;

  • коммуникативная;

  • здоровьесберегающая;

  • проектная (творческие проекты, выставки рисунков, альбомы)

  • компьютерная.


Формы уроков

  • урок-познания нового материала;

  • урок-беседа;

  • бинарные уроки;

  • урок-проблемный диалог;

  • урок- исследование;

  • урок мужества;

  • урок контроля;

  • урок- проект

Компетенции

  • познавательные;

  • общекультурные;

  • информационные;

  • социальные.

Ожидаемые образовательные результаты

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

5 класс

Учебно - тематический план. Количество часов -35 часов

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

Тематический блок

Кол час.

Использование ИКТ

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

1. Музыка рассказывает обо всём.

1

1



1

2. Древний союз

3

1




1

3. Слово и музыка

3

1




1

4. Песня

3

1

1




5. Романс

2

1







6.Хоровая музыка

3

1

1




7.Опера

3

3

1




8.Балет

2

2

1




9. Музыка звучит в литературе

2




1




10. Образы живописи в литературе

2

1




1

11. Музыкальный портрет

1

1




1

12. Пейзаж в музыке

2

1

1

1

13. Музыкальная живопись сказок и былин

3

1

1

1

14. Музыка в произведениях изобразительного искусства

2

1

1




15. Хорошая живопись - это музыка

2

1







16. Урок- обобщение

1




1

























60%

32%

32%

Содержание тематического плана

Тематический блок

Кол.час.

Практическая деятельность обучающихся.Проекты

Формы контроля

1. Музыка рассказывает обо всём.Роль

музыки в жизни человека.



1




Беседа.

2. Древний союз. Истоки музыки. О добром

и внимательном отнощении к окружающему миру.

Общность и своеобразие произведений искусства


3




Проблемный диалог

3. Слово и музыка. Взаимодействие слова и музыки

Общность понятий в музыке и литературе. Музыкальная речь (интонация, фраза, предложение, знаки препинания в музыке, цезура). Музыка и литературные жанры.



3




Итоговое тестирование,

муз.викторина.



4. Песня. Роль песни в жизни человека. Русская песня.Жанры русской народной песни. Песни народов мира.Народная песня в творчестве зарубежных композиторов.

3

1.Аудиосборник «Песни народов мира»

Проект, беседа,хоровое пение.

5. Романс.Особенности жанра. Глубина содержания романса. Связь музыки с поэтическим текстом.

2




Диктант, викторина, беседа.

6.Хоровая музыка.Виды хоров. Способы записи хоровой музыки.Голоса хоровой партитуры.

Художественные возможности хоровой музыки. Православная хоровая музыка. Католическая музыка.



3

2. Стенгазета «Всё о хорах»

Проект,итоговая викторина, итоговое тестирование.

7.Опера. Опера - синтетический вид искусства. История жанра. Известные оперы. Их авторы.Оперные формы.




3. Альбом «Оперные шедевры»

Тестирование, диктант. Проект.

8.Балет. История жанра. Из чего состоит балет. Известные балеты и их авторы. «Русские сезоны в Париже»

3

4. «Известные балеты и их авторы»

Тестирование. Проект.

9. Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе. Миф об Орфее.

2

5. Сборник сказок о музыке.

Проект. Проверочная работа.

10. Образы живописи в литературе. Живописность искусства. «Музыка - сестра живописи». Общие термины, понятия.

2




Беседа. Тестирование.

11. Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?


1




Беседа.

12. Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. Музыкальные краски в произведениях

композиторов-импрессионистов. Импрессионизм в живописи и в музыке.



2

6.Выставка картин

Проект. Диктант.

Итоговое тестирование.



13. Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.

Творчество А. Бородина.



3

7.Альбом рисунков по теме.

Проект.

14. Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи.

Музыкальные сюжеты в живописи.



2

8.Альбом портретов композиторов и музыкантов.

Проект. Проблемный диалог.

15. Хорошая живопись - это музыка

2

9.Музыка времён ВОВ

Проект.

16. Урок- обобщение




10. Словарь пройденных музыкальных терминов.




Каледарно – тематическое планирование

Дата урока

5а 5б


Тема урока

Муз. материал для слушания

Вокально- хоровой материал

Зрительный ряд

Литературный ряд



Опорные термины . понятия.

По плану

Факт.

По плану

Факт




























1 четверть

1. Музыка рассказывает обо всём



Е. Дога «Сонет»

«Зонтики»

С. Маршак

«Гвоздь и подкова»



Что такое музыка?













2.Истоки

Е. Крылатов «Где музыка берёт начало?»

Звуки природы.



Я. Дубравин «Ты откуда музыка?»

А. Куинджи

«Берёзовая роща»

И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой»

И. Айвазовский «Чёрное море»



Истоки музыкальных звуков.













3. Искусство открывает мир

М. Таривердиев. «Маленький принц»

М. Таривердиев. «Маленький принц»




А. Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Г.Х. Андерсен «Соловей»

Музыка в жизни человека.














4.Искусства различны,

тема едина.




П. Чайковский «Осенняя песнь

Р. Шуман «Первая утрата»



«Зонтики»

И. Левитан «Осенний дождь»

И. Бродский «Опавшие листья»



Средства выразительности в разных видах искусств. Общность и своеобразие музыки, лит-ры и живописи.













5.Два великих начала искусства.

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

Ф. Шуберт «В путь»



Е.Крылатов «Крылатые качели»

В. Тропинин портрет А.С. Пушкина.

В. Серов портрет Ф.Шаляпина.

Портрет А. и Е. Керн.


Романс. Общность искусств.













6. Стань музыкою, слово!

В.А. Моцарт Симфония №40 1 ч.

П.Чайковский Концерт для ф-но с оркестром. Финал.



Укр. н. п. «Веснянка»

Рафаэль «Сикстинская мадонна», Владимирская икона Божьей богоматери.

Ю. Лермонтов «Молитва»



Фраза. Предложение. Цезура. Музыкальная речь.













7.Музыка дружит не только с поэзией.

М. Мусоргский «Кот Матрос»




Портрет М. Мусоргского.

Цикл. Композитор

М. Мусоргский















8.Песня - верный спутник человека

В. Баснер «С чего начинается Родина?»

Мендельсон «Песня без слов»



В. Баснер «С чего начинается Родина?»

В. Астафьев повесть «Последний поклон»

Ю. Нагибин «Книга детства»



Песня- основной источник музыки













9. Урок- обобщение.


На выбор

На выбор.



















2четверть

10.Мир русской песни



Р.н.п. «Ах, ты степь широкая»

«Вечерний звон»



Р.н.п. «Мы пойдём погулять»

И.Левитан «Вечерний звон»

М.Горький «Как сложили песню?»



Русская песня. Жанры русской песни.













11.Песни народов мира

«Висла»

Малер «Похвала знатока»



«Висла»

И.А. Крылов «Квартет»

Особенности песен народов мира.













12.Романса трепетные звуки

М. Глинка «Жаворонок»

М. Глинка «Жаворонок»

Глинка - Балакирев «Жаворонок»






Романс. Определение. История жанра.













13.Мир человеческих

чувств.


С. Рахманинов «Ночь печальна»

С. Рахманинов «Островок»

И. Бунин «Ночь печальна»

Внутренний мир человеческих переживаний в романсах













14.Хоровая музыка. Что может изобразить хоровая музыка?

Г. Свиридов «Поёт зима»




Поэзия С. Есенина.

Хор. Типы и виды хоров. Хоровая партитура.

Голоса хоровой партитуры. Хоровые жанры.Хормейстер.















15.Музыка в православном храме.

П. Чайковский «Отче наш»

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»



Кант «Музы согласно»

К. Юон «Вид Троицкой лавры»

В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»

Православн.храмы.


Атрибуты православной жизни.

Образа. Молитва.

Старославянский язык. Пение а капелла.Литургия.














16.Музыка католического храма.

В. Моцарт «Реквием» ч1

Рождественская музыка.



«Ночь тиха»




Особенности католической музыки. Латинский текст.

Органное звучание.

Месса. Реквием.














17.Урок - обобщение.

























3 четверть

18.Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.




М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»






А. Васнецов Эскизы декораций к опере «Снегурочка»

Эскизы А. Бенуа,

К. Коровина


Опера. Синтез искусств. Оперные певцы. История жанра. Либретто.

Увертюра.















19.Из чего состоит опера?

Н. Римский –Корсаков. Ария Снегурочки.

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина.






Видеофрагменты.

А. Васнецов «Снегурочка»



Ария. Оперные ансамбли.













20.Из чего состоит опера?

Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля»

Глинка «Славься»


Дж. Верди Марш из оперы «Аида»

П. Чайковский Полонез из оперы «Евгений онегин»



Глинка «Славься»

Видеофрагменты

Хоровые, хореографические сцены. Их роль в оперной драматургии.

Оркестровые эпизоды.















21.Единство музыки и танца

Сцены из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик»

Е. Адлер «Песня менуэта»

Видеофрагменты.

Балет. История жанра.

Пуанты. Па-де-де.

Кордебалет. Хореограф.














22. «Русские сезоны в Париже»

И.Стравинский Сцены из балетов «Петрушка», «Весна священная»




Видеофрагменты

«Русские сезоны».

Композитор И. Стравинский.

Триумф.

Герои «Русских сезонов»















23.Музыкальность слова

Преториус «Вечер»


М. Яковлев «Зимний вечер»

М. Гоголь. Эпизоды из «Сорочинской ярмарки»

Музыкальность, музыка в литературе.













24.Музыкальные сюжеты в литературе.

Глюк Жалоба Эвридики из оперы «Орфей и Эвридика»




Народные сказки о

муз. инструментах, музыкантах.

И. Тургенев рассказ

«Певцы»


Миф об Орфее.

Музыка в литературе.













25.Живописность искусства

С. Прокофьев Вариации Феи Зимы.

О. Лассо «Эхо»




Г. Струве «Весёлое эхо»

А.Саврасов

«Вид в швейцарских Альпах»



Композитор С. Прокофьев.

Пространство в музыке. Эхо в музыке и в живописи.















26.Музыка- сестра живописи.

П. Чайковский

Концерт для ф-но с оркестром №12 часть.

М. Мусоргский «Два еврея»


Ю. Тугаринов «Я рисую небо»

К. Моне «Стог сена в Жаверни»

Э. Дробицкий

«Жизнь и смерть»


Фактура. Рельеф. Фон.













27.Может ли музыка выразить характер человека?

М. Мусоргский

Песня Варлаама, «Гном»



Г. Гладков «Песня

о картинах»



И. Репин «Протодьякон»

Контраст. Колорит. Оттенок.













4 четверть

28. Образы природы в творчестве музыкантов.



П. Чайковский «Подснежник»

И. Стравинский «Поцелуй земли»



П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

В. Борисов –Мусатов «Весна»

Звукопись.













29.Муз. краски в произведениях композиторов- импрессионистов

М. Равель «Игра воды»

К. Дебюсси

«Лунный свет»


В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей»

К. Моне

«Река в Аржантее»

Поль Сезанн

«Гора святой Виктории»



Импрессионизм. Пленэр.Палитра.













30. Волшебная красочность сказок и былин

Н. Римский- Корсаков «Пляска златопёрых рыбок»

из «Садко»



С. Никитин «Сказка по лесу идёт»




Гармония. Тембр.













31. Сказочные герои в музыке

М. Мусоргский

«Избушка на курьих ножках»

П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик»

И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея»



А. Зацепин «Волшебник»

Л. Бакст

Эскизы к балету «Жар- птица»



Приёмы изобразительности и выразительности

в музыке.















32.Тема богатырей в музыке.

А. Бородин Симфония №2 ч.1.

М. Мусоргский «Богатырские ворота»




Былина о Добрыне

А. Васнецов «Богатыри»

Приёмы изобразительности и выразительности

в музыке в передаче богатырского образа.















33. Музыка в произведениях живописи

Ф. Торре

«Данца альта»



В. Семёнов «Звёздная река»

Караваджо

«Лютнист»

А. Аппиани «Парнас»

Э. Дега «Оркестр оперы»


















34. Хорошая живопись –это музыка

А. Рыбников «Цветные сны»


А. Рыбников «Цветные сны»

Живопись Чюрлёниса.

Портреты


музыкантов, композиторов.
















35.Подведение итогов.













Рабочая программа разработана с опорой на «Положение о рабочей программе по общеобразовательному предмету МБОУ «СОШ №30 с углублённым изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района»

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.Программа по музыке для общеобразовательных школ 5-8 классы. Авторы В.В.Алеев,Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

2. «Музыка» 5,6.7классы Учебник для общеобразовательных учреждений

3. «Музыка» 5класс . Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В.Алеева. Авт .О.П. Власенко «Новые стандарты: учимся работать» Издательство «Учитель» Волгоград. 2012г.

4. . «Музыка» 5.6.7классы . Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В.Алеева. Авт .И.В. Конева. В.В. Алеева

Издательство «Экзамен» Москва 2009г.



Дополнительная литература:

Муз. литература зарубежных стран Вып.1-4

Авт. В Галацкая, Б. Левик,

«Музыка и я» Популярная энциклопедия для детей Авт. М. Рыцарева.

Русская муз. литература Вып. 1-4 под редакцией Э. Фрида.

«Современный урок музыки» Автор Затямина Т.А. Рекомендации, тестовый контроль.

«Современный урок музыки» Автор Смолина Е.А Творческие задания

« Музыка 5-8 классы» Автор Арсенина Е.А. Муз. путешествия, творческие задания,

занимательные задачи.

«Уроки музыки 1-8 классы» с применением информационной технологии. Издательство



«Глобус» Москва.

Материально- техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, проектор, фортепиано, коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.


По итогам освоения программы за 5 класс обучающиеся должны знать:

  • роль музыки в жизни человека, источник творчества художников, композиторов, поэтов;

  • общие темы в искусстве;

  • жанры вокально - хоровой музыки (оратория. кантата, песня. романс);

  • жанры народной песни, их отличительные особенности;

  • определение и особенности жанра оперы, наиболее известные оперы и их авторы;

  • определение и особенности жанра балета, наиболее известные балеты и их авторы;

  • определение «импрессионизма», имена К. Дебюсси. М. Равеля.

уметь:

  • находить взаимодействие между музыкой и изобразительным искусством на основе полученных знаний, выражать их в размышлениях о музыке, подборе муз. стихотворений, создании муз.рисунков;

  • уметь определять на слух жанры вокальной и хоровой музыки;

  • проявлять навыки вокально - хоровой деятельности, правильное распределение дыхания по фразам, использование цепного дыхания. элементы 2х-голосия.